Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

С

 

Самоактуализация — высший уровень личностного развития. Понятие введено А. Маслоу. Выделяются три основных контекста, в которых А. Маслоу разрабатывал идею самоактуализации:

1) самоактуализирующиеся личности (они составляют ничтожное меньшинство (около 1 %) населения и представляют собой образец психологически здоровых (зрелых, развивающихся) и максимально выражающих человеческую сущность людей);

2) предельные переживания (peak-experiences) трансцендентных ценностей (описываются как самое чудесное переживание или переживания жизни; самые счастливые мгновения, мгновения восторга, экстаза, может быть, в любви, или при слушании музыки, или при внезапном потрясении от книги или картины, или в великие мгновения творческого вдохновения. Предельные переживания встречаются практически у всех людей. Единственное различие заключается в том, что одни люди принимают и ценят такие переживания, другие же стараются их вытеснить или рационализировать. Исходя из этого А. Маслоу определяет самоактуализацию как эпизод, в котором индивид более эффективно актуализирует свои потенции, становится человеком в более полном смысле слова);

3) самоактуализация как процесс развития (разнообразные процессы, в конечном счете ведующие личность к самоактуализации, они имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены специфической «мотивацией развития» (growth motivation), возможности проявления которой не стоят в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых нужд. А. Маслоу признает наличие у большинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации и, более того, наличие у большинства людей способности самоактуализироваться). (Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. 1987. №3. С. 150).

 

Самоконтроль — такие проявления активности человека, как ответственность за ближайшие и отдаленные последствия собственных поступков, осмотрительность и осторожность, выдержка и самообладание, выверенность практических действий, подотчетность мыслей и чувств и т.д. Термином «самоконтроль» могут быть обозначены особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека, будь то характеристики его как субъекта деятельности, общения или самосознания. Каковы бы ни были конкретные формы обнаружения самоконтроля, центральным его звеном является управление содержаниями собственного сознания, тем, что субъект считает частью своего я. (Петровский В.А., Черепанова Е.М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания. 1987. №5. С. 48).

 

Самоопределение — механизм социальной детерминации, активно преломленной самим субъектом; характеризует вхождение индивида в социальные структуры и сферы жизни; соответственно выделяются виды самоопределения: социальное, жизненное, профессиональное, нравственное, семейное (Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. 1988. №2. С. 19).

 

Самоотношение − относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Я-образ. Оно формируется на основе отношения к другому, человек вырабатывает отношение к самому себе, сравнивая, сопоставляя себя с другим (Евсикова Н.И. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в традиционной и вальдорфской школах. 2008. № 6. С. 46–56. С. 46).

 

Самооценка — 1) фундаментальное свойство личности, которое наряду с другими показателями характеризует ее активность, направленность. Самооценка играет важную роль в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Формирование объективной оценки окружающих людей и адекватной самооценки собственных возможностей — важное звено в воспитании подрастающего поколения (Ключникова Г.А. Методика изучения самооценки школьников. 1984. №1. С. 111);

2) социогенное образование, возникающее на определенной ступени развития самосознания личности. Самооценка характеризуется прежде всего различием между реальным и идеальным «Я», к которому субъект стремится. В рамках этого направления существует и другое понимание самооценки: она выступает как интегральная оценка себя, где в диалектическом единстве представлено личностное, социальное и предметно-деятельностное содержание (Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы. 1986. №3. С. 35).

 

Саморегуляция — 1) умение справляться с волнением в напряженных ситуациях (Пахальян В.Э. Психолого-педагогическая консультация в школе. 1987. №3. С. 103);

2) приемы управления своим внутренним состоянием (Рогов Е.И. Программа работы психолога в пионерском лагере. 1990. №3. С. 108).

3) в процессе осуществления человеком деятельности надо различать субъектные позиции человека в зависимости от решаемой им в данный конкретный момент частной задачи управления своей деятельностью: человек как субъект этой деятельности выступает то субъектом определения целей деятельности, то субъектом анализа условий и определения предмета потребности, то субъектом выбора средств и способов осуществления действий, то субъектом оценки и коррекции результатов и, наконец, субъектом развития опыта собственной активности (Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы. 1999. №1. С. 92−104. С. 96).

 

Самосознание — единство познавательной, эмоционально-ценностной и действенно-волевой сфер. Центральная, регулирующая функция самосознания — осознание желания, отнесение его к самому себе, осознание действия как способа осуществления этого желания, что связано с формулированием цели своего поступка, способностью сохранить эту цель и практически реализовать ее (Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста. 1986. №4. С. 43).

Самосознание представляет собой очень сложный результат психической активности. Лишь с трех лет ребенок начинает вести и познавать себя в качестве субъекта, отличного от других (Валлон А. Истоки характера у детей (часть III. Cамосознание). 1990. №5. С. 129).

 

Сверхъязыковой остаток – это все то в звучании речи, что является случайным, побочным или дополнительным с точки зрения языка как важнейшего средства общения людей. Этот «остаток» составляется: а) из индивидуальных особенностей понимания и воспроизведения языка (особенностей в произношении, неполном или ошибочном восприятии отдельных слов и т.д.); б) из общественно выработанных особенностей использования тех или иных фактов языка для достижения определенного эффекта, непосредственно не относящегося к основной функции языка (в частности, использование элементов звучания как такового в литературных целях: рифмы, аллитерации, звукописи и пр.) (Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. 1996. № 1. С. 34–49).

 

Свободного воспитания и обучения теории (или Интерналистские теории воспитания и обучения) – в истории педагогики восходят к идеям Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в теоретико-экспериментальной психологической традиции — к трудам Ж. Пиаже и Э. Эриксона, посвященных генезу когнитивных и моральных структур в психике ребенка. Суть этих теорий, которые называют еще и интерналистскими, заключается в том, что развитие ребенка рассматривается как автономный процесс созревания, идущий под действием программ биологической и социальной наследственности, актуализирующих различные внутренние потребности ребенка. Развитие как биологическое и психологическое созревание ребенка налагает жесткие ограничения на все процессы обучения и воспитания, поскольку усвоение ребенком любого содержания, любого предоставленного взрослым материала полностью предопределяется уровнем актуального развития ребенка (Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя.1988. № 1. С. 16–26. С. 16).

 

Сдвиг риска – феномен, выявленный в социальной психологии, начиная с 1960-х гг. Сущность его, обнаруженная в экспериментах, сводится к тому, что в условиях принятия решения группой обнаруживается сдвиг в сторону большего риска по сравнению с той степенью риска, которую допускает каждый отдельный член группы при индивидуальном решении (Андреева Г.М., Агеев В.С. Психологические аспекты формирования нового мышления в ядерную эпоху. 1987. № 4. С. 22–30. С. 24).

 

Сеанс психотерапевтического воздействия – мобилизующий этап в комплексе мероприятий, создающий правильную настроенность больного, установку на дальнейшую работу. Сеанс представляет собой основополагающий этап, с которого начинается процесс реабилитации. Это есть комплексное групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания, синтез приемов и методик, варьируемых в процессе его проведения (Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. 1980. № 5. С. 32–40. С. 33).

 

Семантический дифференциал – методика, разработанная в 1952 г. в ходе исследования механизмов синестезии группой американских исследователей во главе с Ч. Осгудом. В методике семантического дифференциала измеряемые объекты (понятия, изображения, отдельные персонажи и т.п.) оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оказалось, что оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удалось выделить пучки таких высококоррелирующих шкал и сгруппировать их в факторы. С содержательной стороны фактор можно рассматривать как смысловой инвариант содержания шкал, входящих в пучок корреляций. Совокупность таких независимых факторов образует структуру семантического пространства (Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. 1982. №5. С. 25). Семантический дифференциал — методика исследования, «которая может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул» [Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983]. Представляет собой набор шкал, включающий факторы оценки (О), силы (С) и активности (А) (Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. 1987. №2. С. 54).

 

Семья – целостная система, главной особенностью которой является ее подверженность постоянной трансформации; она способна к саморегуляции, и в этом заключается основа ее нормального функционирования; важной особенностью семьи как системы является ее открытость, т.е. взаимодействие с другими социальными системами: школой, производством, соседями и т.д. (Слуцкий В.М. Андольфи М. Семейная психотерапия. 1982. №1. С. 142).

 

Семья и брак – сложный социальный институт, проблемы которого изучают и практически разрешают специалисты разных направлений: юристы, социологи, демографы, психиатры, сексологи, наркологи, педагоги, психологи. Семье принадлежит значительная роль (прямая или косвенная) во многих социальных процессах; без опоры на потенциал семьи не могут быть разрешены многие социальные проблемы: воспитание будущего поколения, передача культурного наследия, повышение культуры быта и потребления, борьба с преступностью, алкоголизмом, психическими болезнями (Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. 1984. № 3. С. 104−110. С. 104).

 

Сенсомоторный интеллект — одна из четырех основных стадий интеллектуального развития ребенка, на которой активность ребенка в основном выражается в сенсомоторном действии и приспособление его к среде зависит от сенсомоторных механизмов (Кечакмадзи И.К. Психологические условия формирования понятия сохранения количества у детей шестилетнего возраста. 1984. №6. С. 33).

С.и. имеет шесть подстадий. На первых двух (возраст от 0 до 3 мес) окружающий мир не воспринимается ребенком как нечто отдельное от него. На этих подстадиях нет ни устойчивых дискретных объектов, ни внешнего пространства, ни объективного времени; нет ни физической, ни психологической причинности. Есть лишь простое ощущение собственной субъективности (усилия, действия, потребности) и ее результата (например, соски во рту) в едином целом, или, как пишет Пиаже, ощущение эффективности (efficacité) действия. На третьей подстадии (3—7 мес) no-прежнему отсутствует различение между «Я» и «не-Я», однако у ребенка появляется первичная рефлексия связи между намерением (интенцией, усилием) и эффектом в виде движения своего тела. Так, ребенок внимательно наблюдает за движениями своих рук, многократно воспроизводя их. Осознается связь между намерением и внешним событием (например, звуком погремушки, удара и т.п.). При этом ребенок еще не отличает свою руку от задетого ею предмета, воспринимает внешний эффект как прямое следствие намерения (магическая причинность). Он многократно повторяет это действие с целью вызвать повторный эффект (вторичная циркулярная реакция). Однако тут нет понимания необходимости физической связи между рукой и объектом: так, дернув за цепочку и услышав звук привязанной к ней погремушки, ребенок пытается воспроизвести этот звук одним лишь движением руки, выпустив цепочку. Четвертая подстадия (примерно 8—12 мес) характеризуется частичной объективацией причинности, что проявляется, например, в побуждении взрослого к действию путем манипуляции его рукой. Таким образом, ребенок уже не рассматривает свое действие как единственный источник активности, а приписывает способность к активности телу другого человека или вещи. Однако такая объективация ограниченна: ребенок по-прежнему не отделяет внешние объекты от собственной активности и полагает, что их спонтанное действие возникает лишь благодаря его инициативе. На пятой подстадии (12—17 мес) ребенок впервые демонстрирует в своих действиях понимание физической причинности. Так, он начинает оперировать с предметами, опираясь на их собственную «логику», а не на «логику» своего тела: например, кладет объекты на наклонную плоскость и наблюдает за их скатыванием. Имеет место полная объективация действий других людей. Ребенок понимает, что воздействие на другой объект на расстоянии возможно только при помощи других объектов. Появляются такие формы орудийного поведения, как подтягивание объекта за подставку, на которой он лежит, за привязанную к нему ленту, использование палки как орудия. На этой подстадии впервые разделяются «Я» и мир, психологическая и физическая причинность. Вместе с тем ребенок еще не в состоянии представить причинную связь событий в умственном плане, а лишь усматривает ее в непосредственно воспринимаемых вещах. Лишь на шестой подстадии (начиная с 18 мес) возникает способность к умственному представлению причинности. Она проявляется в виде: а) умения реконструировать причину при наличии одного лишь следствия; б) умения предвидеть следствие по видимой причине в том случае, если ранее с этим следствием малыш в опыте не встречался. Теперь вселенная становится для ребенка не серией «рождений и смертей», а непрерывно длящимся потоком причин и следствий, начала и концы которого уходят в прошлое и будущее и существуют для ребенка лишь в плане представления (Субботский Е.В. Развитие у ребенка представлений о причинности. 1989. №3. С. 159).

 

Сенсорная депривация[лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение] — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями. Моделируется в опытах, в которых испытуемых в затемненной комнате или звуконепроницаемой камере укладывают на кушетку. Для ограничения тактильной чувствительности на руки надевают перчатки или картонные футляры. В технически более совершенных экспериментах испытуемых в специальном кислородном снаряжении погружают в воду в специальном резервуаре. В этих опытах у испытуемых появляются обманы чувств (слуховые и зрительные) и эмоциональные нарушения. Галлюцинаторные феномены наблюдаются не только в условиях боксов, сурдокамер, но и, например, у американских летчиков в имитаторах космических кораблей. Так, один из пилотов во время эксперимента стал жаловаться на боль в глазах из-за расплывчатого изображения на экране телевизора, хотя экран был совершенно чист. После 22 часов пребывания в имитаторе корабля он стал кричать: «Очень жарко в кабине. Уберите телевизор! Он стал коричневым! Выключите его быстрее, становится жарко, как в аду!» Попытки экспериментатора убедить испытуемого, что его беспокойство не обосновано, так как телевизор работает нормально, были тщетны. Испытуемый был удален из имитатора в крайне возбужденном состоянии. Второму летчику во время 30-часового эксперимента стало казаться, что телевизор стал плавать в невесомости, среди приборов пульта управления он «увидел» какие-то незнакомые лица. Третьего пилота охватил панический ужас, когда на его глазах приборная доска начала «таять и капать на пол» (Лебедев В.И. Ю.А. Гагарин и космическая психология. 1986. №2. С. 119).

 

Сенсорная психика — первый этап развития психики животных (по форме отражения) (Талызина Н.Ф. Разработка марксистской психологии А.Н. Леонтьевым. 1983. №2. С. 102).

 

Сенсорная чувствительность — величина абсолютных порогов (Ратанова Т.А. Абсолютная слуховая чувствительность и физиологическая сила надпороговых раздражителей. 1984. №2. С. 113).

 

Сенсорное шкалирование — установление количественной зависимости между силой ощущения и величиной объективного стимула, вызвавшего это ощущение. С.ш. является одной из важнейших проблем психофизики (Ратанова Т.А. Дифференциальная громкостная чувствительность, сила нервной системы и психофизические шкалы громкости. 1983. №1. С. 122).

 

Середа Григорий Кузьмич [25.11.192518.11.1995] доктор психологических наук. Жизнь Г.К. Середы неразрывно связана с харьковским университетом, где с 1969 г. до последних дней своей жизни он заведовал кафедрой психологии. Г.К. Середа разрабатывал новый, так называемый интенциональный, подход к проблеме памяти, ее природе и механизмам. Основной смысл этого подхода заключается в ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей деятельности.  Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга, изложены в почти 120 печатных научных работах. Большой вклад Г.К. Середа внес в создание и становление отделения психологии в Харьковском университете ( Г.К. Середа (некролог). 1996. № 1. С. 155–156).

 

Симбиоз – (в биологии) длительное сожительство организмов, которое приносит им взаимную пользу. В психологии симбиоз – это предельная форма психической зависимости. Всякое человеческое объединение представляет собой систему связей и отношений; в симбиотической сращенности отношения практически отсутствуют, действуют только связи. По мнению Е.Т. Соколовой, симбиоз может восприниматься как мистическое родство душ, понимание, не нуждающееся в словах; подобное состояние отвечает одной из важнейших потребностей человека в аффилиации. Однако в психологическом аспекте симбиоз представляет собой экстремальную форму взаимозависимости, вплоть до слияния, в которой теряется индивидуальность. Вместо ясно очерченной и дифференцированной структуры «Я – Другой» возникает «пра-мы». Это может переживаться как стремление раствориться друг в друге, «утонуть», «напиться», «насытиться», поглотить друг друга. Открытость границ Я создает опасность вторжения Другого, поэтому симбиоз рассматривается как один из видов насилия. Не отрицая того, что подобное состояние отвечает потребности человека к трансцендированию собственной личности, Е.Т. Соколова подчеркивает хищнический аспект подобного рода взаимоотношений. Указывая на то, что взаимопоглощение не может не вести к взаимной аннигиляции, она считает, что эмоциональный симбиоз является общим пусковым механизмом для широкого круга пограничных заболеваний, личностных расстройств и девиации поведения, таких как депрессия, алкоголизм и наркомания, так называемые пищевые нарушения, клаустрофобии, панические атаки, соматопсихический комплекс посттравматических расстройств и т.д. (Миронова М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи. 1998. № 6. С. 58).

 

Символ — некоторый «предмет», или предметный образ, который выходит за пределы своего непосредственного содержания, являясь еще чем-то другим, что не есть он сам. В структуре символа имеются два главных компонента: символизирующее и символизируемое. В качестве первого выступает предметный образ, второго – глубинный смысл. Эту особенность символа выразил А.Ф. Лосев, дав ей определение «единораздельная цельность». (Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке. 1995. №6. С. 20).

 

Симультанность — сокращенное выполнение действия, является результатом прижизненно складывающихся способов перцептивной и умственной деятельности. При переходе от сукцессивного способа опознания к симультанному и сохранении состава учитываемых свойств меняется способ их учета. Происходит образование «нервных моделей стимула» (по Е.Н. Соколову) и автоматизированное сличение с ними актуального потока раздражений от тест-объекта, что и обусловливает практически симультанное его опознание. О мере сокращенности действия следует сказать, что за этой характеристикой скрываются существенно разные психологические механизмы: изменение содержания ООД, изменения действий по форме, автоматизация. В одних случаях действует один механизм, в других — другой, а в третьих — несколько одновременно. (Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня. 1993. №1. С. 92, 98).

 

Синестезия — встречи, наложения и взаимные отображения разных перцептивных модальностей, а также интерференция ощущений, идущих от разных полюсов образа (Василюк Ф.Е.  Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). 1993. № 5. С. 5−19. С. 18).

 

Системный подход — исследовательская позиция, отражающая многоуровневость, многокачественность изучаемых явлений, сочетающая в себе различные планы анализа. Главная проблема системного анализа — определение системы, выделение ее из окружающего. Основным критерием для такого выделения является рассмотрение системы со стороны целевого назначения. Тот или иной компонент может быть отнесен к системе в меру его участия в достижении цели. (Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода. 1985. №1. С. 33).

 

Скоптофобия – патологический стыд за свою речь и себя (Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения. 1991. №5. С. 123–129).

 

Скрипт — см.: Сценарий жизненный

 

Слово − единица мира языка (Василюк Ф.Е.  Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). 1993. № 5. С. 5−19. С. 18); культурный символ, становящийся средством, орудием, знаком в психическом (культурном) развитии (Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи. 1992. № 1. С. 124−128. С. 125).

 

Сложность когнитивная – см. дифференцированность когнитивная.

 

Смирнов Анатолий Александрович [5.11.1894, г. Руза Московской области – 14.05.1980, Москва] – доктор психологических наук, действительный член Академии педагогических наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР. Он принадлежал к той плеяде замечательных ученых, которые своими трудами обеспечили становление советской психологии. В течение почти трех десятилетий он возглавлял Институт общей и педагогической психологии АПН СССР.

Автор около 100 работ; его работы переведены на 11 языков мира. Наиболее монографии «Психология запоминания» (1948) и «Проблемы психологии памяти» (1966). А.А. Смирнов показал зависимость запоминания от деятельности субъекта, дал характеристику самого запоминания как особого рода деятельности человека. Специальное внимание он уделял возрастным и индивидуальным особенностям памяти.

А.А. Смирнов выступал и как историк науки. В его книге «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР» представлена широкая панорама основных научных проблем и подходов к их решению, показано значение нашей науки для различных областей практики.

А.А. Смирнов был основателем журнала «Вопросы психологии» и на протяжении многих лет (1955–1958, 1967–1980) до конца своей жизни оставался его главным редактором. ( А.А. Смирнов (некролог). 1980. № 4. С. 6–9).

 

Смысл – 1) постоянно действующие категориальные установки, которые образуются под влиянием присущей личности устойчивой иерархии мотивов; они трансформируют содержание индивидуального сознания в соответствии с предметным содержанием ведущих потребностей личности (ведущих мотивов) (Шмелев А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике. 1983. №4. С. 24).

Личностный смысл приспосабливает индивидуальное сознание к выполнению им узких задач, ограниченных специфическими личностными мотивами данного субъекта (Там же. С. 20). В.В. Столин предлагает различать четыре вида смыслов: мотив, позитивное условие, негативное условие (преграда), конфликтный смысл (Там же. С. 25).

2) единица внутреннего мира личности (Василюк Ф.Е.  Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). 1993. № 5. С. 5−19. С. 18).

 

Смысловое поле психологическое – пространство человеческой жизни, которое научно-психологически раскрывается как пространство деятельности и сознания (Василюк Ф.Е. Структура образа (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). 1993. №5. С. 5–20).

 

Совместимость социально-психологическая — степень взаимной адаптируемости людей, проявляющаяся в их способности удовлетворить друг друга в процессе совместной деятельности, установить хорошие межличностные отношения, а в конечном счете — сплотиться. Влияние психологических характеристик личностей на их совместимость следует рассматривать в неразрывной связи с особенностями выполняемой деятельности. (Шакуров Р.X., Рогов М.Г. Социально-психологическая совместимость руководителей среднего профтехучилища. 1984. №3. С. 87).

 

Совместная деятельность — 1) деятельность, характеризующаяся единством и взаимообусловленностью процессов познания и общения людей, участвующих в этой деятельности (например, групповое принятие управленческих решений, проектирование здания коллективом конструкторов и т.п.). Объективное содержание совместной деятельности определяется не только содержанием объекта труда, но и характером его отражения в сознании каждого взаимодействующего с ним субъекта. (Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности. 1984. №1. С. 138).

2) деятельность, в процессе которой осуществляется общение между ее участниками, направленное на согласование усилий по достижению общего результата. Необходимо различать объективную и субъективную совместность: объективная – это внешняя, технологическая, обусловленная способом получения общего результата, взаимозависимость участников деятельности; субъективная — это осознание и переживание людьми согласованности своих действий, осознание себя и других как членов некой единой общности, как «мы»  (Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. 1986. № 5. С. 38–44. С. 38–39).

 

 

Сознание – 1) высшая форма отражения (Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития. 1987. №6. С. 31);

2) система значений, данных в единстве с другими образующими: чувственной тканью и личностным смыслом (Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. 1982. №5. С. 23).

3) Основные формулы Маркса о сознании общеизвестны. «Сознание (das Bewuвtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewuвte Sein)» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С. 25], т.е. сознание как отражение бытия – по формуле Ленина. Наряду с этой первой – вторая формула: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29]…Сущность сознания в том, что мое отношение к моей среде в сознании человека само дано как отношение. <…> Когда Маркс определяет специфику человеческого сознания как мое отношение к моей среде, которое дано мне как отношение, т.е. имеет опосредствованный характер, он определяет самое сознание, исходя из тех изменений в реальных отношениях человека к его среде, которые связаны с генезисом и развитием человеческого сознания. <…> Человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятельности – труда, является также и в первую очередь его результатом. В направленной на изменение внешнего мира, на формирование объектов деятельности формируется сознание в своем внутреннем существе. <…> Решающим для марксистско-ленинской концепции является преодоление противоположности социального и индивидуального, внешнего и внутреннего, осуществляемое в исходной концепции о формировании внутренней сущности человеческого сознания…<…> Сознание представляет из себя не плоскостное образование: различные участки его находятся на различных уровнях развития; но, во всяком случае, всем своим массивом участвует оно в процессе исторического развития (Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. 1983. №2. С. 13 – 15, 18).

 

Соколов Александр Николаевич [10.10.1911 – 17.07.1996] – доктор психологических наук, профессор. Почти 50 лет проработал в Психологическом институте РАО. Известен своими трудами в области мышления и речи. Обосновал роль внутренней речи в психической деятельности человека, показал, что внутренняя речь и связанная с ней скрытая артикуляция являются механизмом целенаправленного отбора, обобщения и фиксирования сенсорной информации (данных ощущений и восприятий), раскрыл механизмы участия внутренней речи в процессах словесно-понятийного и наглядного мышления, в формировании и функционировании всех произвольных действий человека. Изучал психофизиологические механизмы деятельности мышления и внутренней речи с помощью электромиографических и электроэнцефалографических методов ( А.Н. Соколов (некролог). 1997. № 1. С. 155–156).

 

Состояние психическое – континуум гностических феноменов, создающихся в процессе самоотражения, в процессе нахождения себя в окружающей среде, в общении с другими людьми и сопровождающихся переменами в эмоциональной сфере и самоанализом (рефлексия) (Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся. 1980. № 5. С. 32–40. С. 33).

 

Сотрудничество — совместный труд, каждый из участников которого является его активным агентом (Ярошевский М.Г. Предметная деятельность как основа системы психологии. 1984. №1. С.159).

Сотрудничество как тактика педагогического воздействия - это такая форма общения, в которой ребенок чувствует себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность. Педагог обращается к нему за помощью, они вместе выясняют, устанавливают свойства, особенности того или иного предмета или явления, намечают пути решения задач и т.д. Школьник постоянно ощущает, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположения, делать выбор (Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. 1984. №5. С. 39).

 

Социализация – 1) овладение общественным опытом, его присвоение растущим человеком в процессе онтогенеза (Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. 1985 №6. С. 27). «В ходе социализации у каждого человека вырабатывается определенное отношение к традиционно-бытовой культуре общения. В конкретных ситуациях взаимодействия оно преобразовывается в установку тот или иной (традиционный или нетрадиционный) тип поведения» (Б.X. Бгажноков) (Шапирштейн Г.Я. Взаимодействие установок личности в общении. 1989. №5. С. 144);

2) процессы овладения социальными ролями (Айламазьян А.М., Лебедева М.М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании. 1983. №2. С. 148).

3) процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения, формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения (Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста . 1987. № 3. С. 50–57. С. 50).

 

Социальная перцепция — процесс межличностного познания (Романов К.М. Межличностное познание и деятельность. 1986. №4. С. 76).

 

Социальная ситуация развития — система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих «целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности» [Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 258—259]. (Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. 1987. №1. С. 16).

 

Социально-перцептивная способность – 1) устойчивое личностное образование, которое позволяет открывать индивидуальное своеобразие личности окружающих людей, ее неповторимости. Среди социально-перцептивных умений одним из важнейших является проникновение в скрытые мотивы и цели поведения. Без этого невозможно выявление содержания поступка, которое скрыто за неадекватными способами его осуществления (Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося. 1980. № 5. С. 143–148).

2) социально-психологическое свойство личности, возникающее в процессе ее взаимодействия с другими людьми и обеспечивающее адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств и отношений. Эти способности относительно независимы от уровня развития познавательных способностей, сформировавшихся в предметной деятельности. Социально-перцептивные способности, их структура, содержание и уровень развития зависят в первую очередь от конкретной практики общения (Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. 1987. № 3. С. 70–77, С. 71).

 

Социально-психологическая готовность (СПГ) − целостная характеристика личности, включающая такие мотивационные, когнитивные и операционально-поведенческие компоненты, которые обеспечивают оптимальное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах. Применительно к дошкольному возрасту гипотеза о формировании СПГ состоит в том, что основные ее компоненты наиболее успешно складываются в игре, а затем, при соответствующих условиях, переносятся в другие виды деятельности (Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. 1986. № 5. С. 38–44. С. 38).

 

Социального научения теория − концепция Дж. Роттера, согласно которой основополагающие виды поведения проявляются в социальных ситуациях и неразрывно связаны с потребностями, которые могут быть удовлетворены лишь при посредничестве других лиц. По теории, подкрепление способствует формированию ожидания определенного социального поведения, обеспечивающего то же подкрепление. Сложившееся вследствие подобного научения ожидание сочетаний «действие — подкрепление» угасает, если отсутствует дальнейшее подкрепление. Важнейшим параметром любого ожидания сочетания «действие — следствие» является субъективное отношение к влиянию собственной деятельности на последующие события. Дж. Роттер назвал этот феномен внутренним—внешним локусом контроля (Смирнова М.М.  Психологическая характеристика выраженности экстернальности—интернальности в тексте. 1990. № 1. С. 140 ).

 

Социальные представления – понятие, введенное С. Московиси, понимаемое им не как элемент индивидуальной психики отдельного субъекта, но как нечто общее в индивидуальных сознаниях членов социальной общности. Это та часть индивидуальных сознаний, которая типична для представителей одной и той же социальной группы. С. Московиси настаивает, что изучение социальных представлений дает важнейший материал для понимания социально-психологических черт социальной общности: выражая отношение группы к социально значимому объекту, коллективное представление, и это подтверждается эмпирически, является одним из ее фундаментальных атрибутов (Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. 1984. №1. С. 147–152).

 

Социальный интеллект (СИ) − способность понимать других и мудро, адекватно вести себя по отношению к ним (Э. Торндайк). СИ не может рассматриваться только как совокупность когнитивных процессов без учета аффективной составляющей и вне контекста развития мотивационно-потребностной сферы, структурно СИ можно рассматривать как многокомпонентную когнитивно-аффективную способность (Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности 2007. № 3. С. 3−15. С. 13).

 

Социобиология — наука, интерпретирующая деятельность человека на основе «универсалий генетики». Любое живое существо, в том числе и человек, не может оказаться вне действия репродуктивного императива, свойственного его биологическому статусу. Введенный принцип «репродуктивного императива» утверждает, что «стремление» генов к самовоспроизведению является детерминантой взаимоотношений между индивидами, деятельность которых «призвана» обеспечить генам безопасность. Эмоциональная и мотивационно-потребностная сфера как животных, так и человека вовлечены в эволюционно-генетический процесс, а потому служат «для пользы» генов. «Цензоры» и «преграды» внутри человека нацелены на воспроизводство генов. Пример — кровнородственные связи, которые не только запрещаются культурой, но и вызывают у субъекта негативную эмоциональную реакцию. (Кукаркин А.З. Критический анализ современной социобиологии (о роли наследственных предпосылок в психическом развитии человека). 1984. №2. С. 35);

— междисциплинарное научное знание, в основе которого лежит эволюционно-генетический подход: так как социальное поведение человека, равно как и его психика, сознание, индивидуальность, представляет собой результаты эволюции органического мира, и, поскольку в этой эволюции генеральную роль играют генетические механизмы, то, полагают социобиологи, адекватно понять все аспекты взаимоотношений индивида и общества (в частности, явление этноцентризма) можно лишь в эволюционно-генетической перспективе. (Кукаркин-Шапиро А.З. Психология и социобиология этноцентризма. 1989. №4. С. 168).

 

Спиритуальные – термин, применяемый для описания тех аспектов человеческого бытия, в которых отражается предполагаемое существование трансцендентных сфер, сверхъестественных сил, внушающих трепет и управляющих жизнью людей (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С. 118–133).

 

Способность — это индивидуальное свойство, психологическая особенность, отличающая одного человека от другого, это такая индивидуально-психологическая особенность, которая имеет отношение к успешности выполнения деятельности, способность «не сводится» к знаниям, навыкам и умениям (Лейтес Н.С. Б.М. Теплов и психология индивидуальных различий. 1982. №4. С. 36).

Способности — такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей (Б.М. Теплов). Это — «индивидуальные качества субъекта деятельности в их качественно-количественном своеобразии, определяющие эффективность формирования и функционирования системы деятельности» (В.Д. Шадриков) (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18).

Способности — широкий комплекс индивидуально-психологических особенностей (Бурменская Г.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей методом поэтапного формирования умственных действий и понятий. 2002. № 5. С. 89−103. С. 90).

Способности – это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков, но не сводящиеся к ним (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн). Б.М. Теплов подчеркивал, что способностями можно назвать лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения соответствующей деятельности (Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. 1996. № 1. С. 34–49).

 

Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе, связанной с распределением между людьми того, что они заслужили. Дж.С. Адамс определил справедливые отношения как такие, где пропорция вклад/благо для каждого человека одинакова (Нравственность, агрессия, справедливость. 1992. №1. С. 84–97).

 

Cравнение – операция, которой отводится место одного из основных средств, используемых человеком на эмпирическом уровне познания. Это операция установления сходства и различия объектов. Внешне речевую форму сравнения мы разделяем на сравнение-соотнесение и сравнение-сопоставление. Первое представляет собой своего рода уподобление на основе сходства объекта, который сравнивается, «образу» сравнения, с которым он сравнивается. Эта форма сравнения достаточно подробно изучена в лингвистике и обозначается термином «компаративность». Вербальное сравнение-сопоставление означает описание сходства и различия между объектами и явлениями (Самойленко Е.С. Операция сравнения в ситуации речевого общения. 1987. № 3. С. 128–132. С. 128).

 

Стадия сенсомоторного интеллекта — в рамках теории Ж. Пиаже стадия психического развития ребенка (от рождения до 2-х лет), в ходе которой активность ребенка в основном выражается в сенсомоторном действии и приспособление его к среде зависит от сенсомоторных механизмов. (Кечакмадзе И.К. Психологические условия формирования понятия сохранения количества у детей шестилетнего возраста. 1984. №6. С. 33).

 

Стаи феномен — один из эффектов толпы, проявляющийся в бездумной азартной сплоченности «один за всех, все на одного», в основе которого лежит «чувство Мы», более древнее, чем осознание себя как личности (Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке. 1989. №3. С. 6).

 

 

Статусзакрепленные за каждым членом группы в соответствии с его деловыми и личностными качествами права и обязанности, престиж, в котором зафиксирована мера его заслуг, и определяющие его место в системе групповой организации, в структуре группы (Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства. 1980. № 2. С. 29–40. С. 29).

 

Стереотип – «набор» качеств личности, которые человек приписывает наблюдаемому человеку, в процессе интерпретации соответствия с эталоном внешности (Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. 1982. №5. С. 139).

Упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Его характеризуют целостность, ярко выраженная оценочная и ценностная окраска, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. Среди его динамических характеристик выделяются устойчивость, ригидность, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Его признают преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактуют в качестве своеобразных шор, искажающих видение социальной реальности. (Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. 1986. №1. С. 95).

 

Стереотипизация – процесс, связанный с формированием упрощенных, схематических представлений о социальных объектах, возникающих чаще всего на основе недостаточной информации о них. Любой стереотип играет роль в принятии решения, зачастую неосознанно, как средство сокращенной оценки того или иного явления. Если при таком «сокращении» на передний план выдвигаются черты другой группы как явно враждебной, то вся стратегия принятия решения будет направлена на разжигание конфликта вместо достижения компромисса. При этом следует иметь в виду, что, несмотря на неизбежное упрощение, схематизацию, а зачастую прямое искажение социальной реальности, стереотипизация выполняет объективно необходимую и полезную функцию по ограничению, селекции и категоризации поступающей из внешнего мира информации (Андреева Г.М. , Агеев В.С. Психологические аспекты формирования нового мышления в ядерную эпоху. 1987. № 4. С. 22–30. С. 24).

 

Стиль деятельности — система приемов выполнения деятельности, своеобразие действий, применяемых для осуществления цели: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. Под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности (Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. 1988. №6. С. 85).

 

Стресс — 1) явление организмического уровня функционирования человека, знаменующее напряжение витальных потребностей, удовлетворяемых регулярно, без длительных временных отсрочек — «здесь и теперь» (Ф.Е. Василюк) (Шмелев А.Г. Проблемы психологии переживания. 1985. №2. С. 180);

2) сильное эмоциональное возбуждение (активация); изменения, происходящие в психологических механизмах регуляции и действиях субъекта под влиянием трудных ситуаций разного типа (Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. 1987. №1. С. 27).

Стресс может играть не только деструктивную, но и конструктивную роль, являясь средством активизации духовных и физических сил человека (Тохтабиев С.А. Психологические проблемы стресса. 1984. №5. С. 167).

 

Структура групповая  своеобразная иерархия престижа и статусов членов группы. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер группы, который в силу своего высокого статуса и престижа выделяется среди всех членов группы и поэтому приобретает право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всех членов группы (Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства. 1980. № 2. С. 29–40. С. 29).

 

Структурализм — направление в психологии, основоположником которого является В. Вундт. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта. Как отмечал ученик В. Вундта Э.Б. Титченер (1867—1927), «психолог отвечает на вопрос “что”, разлагая внутренний опыт на его элементы. Он отвечает на вопрос “как”, формулируя законы сочетания этих элементов. И он отвечает на вопрос “почему”, объясняя душевные процессы, указывая на процессы, протекающие параллельно в нервной системе» [Титченер Э.Б. Учебник психологии. М., 1914. С. 34]. Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность. Элементы объединяются по законам ассоциаций. Методом психологии в рамках данного направления являлось наблюдение. В отличие от «наблюдения, которое применяется в естественных науках и состоит в наблюдении за внешними явлениями, в смотрении наружу,— психологическое наблюдение определяется как смотрение внутрь» [Титченер Э.Б. Учебник психологии. М., 1914. С. 1—17]. Э. Титченер и его последователи, видели в структурализме образец того, как должна строиться психология, и боролись против новых течений, вытеснивших структурализм к началу 1920-х гг. Структурализм и интроспекция подверглись критике со стороны функционализма, бихевиоризма и гештальтпсихологии. (Введение в психологию: материалы к школьному учебнику. 1993. №3. С. 71—72).

 

Структуры когнитивные − инструменты извлечения, анализа и структурирования различной информации, обладающие  конкретным содержанием, иерархией разных уровней и взаимосвязей между ними (Локалова Н.П. Организация вербально-смысловой когнитивной структуры. 2000. № 5. С. 72−86. С. 72).

 

Структуры психологические − закрепленные в долговременной семантической памяти системы понятий,  на которых разыгрываются все текущие процессы мышления и от качества которых в первую очередь должно зависеть качество мыслительной деятельности. Об этом писал еще Л.С. Выготский: «Функция мышления зависит от структуры самой мысли — от того, как построена сама мысль, которая функционирует, зависит характер операций, доступных для данного интеллекта» (Чуприкова Н.И. Строение и развитие сложной логико-семантической системы понятий, складывающейся вокруг понятия «дерево». 2001. № 5. С. 86−100. С. 86).

 

Струпа феномен – этот феномен первоначально был обнаружен при решении задачи называния цвета букв некоторого слова. Если цвет краски и названия цвета не совпадают, то время вербальной реакции по сравнению с контрольным условием увеличивается (эффект интерференции). Если цвет краски и значение слова соответствуют друг другу, то время реакции уменьшается (эффект конгруэнтности) (Брагинская Ю.В., Величковский Б.М., Прудков П.Н. Латерализация индивидуального пространства как фактор асимметрии перцептивных процессов. 1989. №5. С. 130–137).

 

Стыд − чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины; позор, бесчестье. Стыд не только проявляется на психологическом уровне, но нередко приводит и к физиологическим изменениям, заключающимся в приливе крови к лицу и, как следствие, в покраснении кожи лица. Стыд является мощным сдерживающим фактором, который ограждает человека от нарушения принятых в обществе морально-этических норм  (Палкин А.Д. Ассоциативный эксперимент как способ кросскультурного исследования образов сознания. 2008. № 4. С. 81–89. С. 85–89).

 

Субъект – 1) носитель социально-человеческой деятельности (Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. 1985. №6. С. 27).

2) конкретный, действующий и осознающий свои действия человек, к механизмам, определяющим направленность его активности, его авторскую позицию, инициативу и самостоятельность, относятся механизмы осознанной саморегуляции активности и регуляторный - субъектный опыт (Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы. 1999. № 1.  С. 92−104. С. 96).

 

Субъективный – «пристрастный», т.е. неадекватный, искажающий истину, одновременно выступает как активное начало в человеке. Субъективное не только порождается событием, но имеет и свою активную сторону, воздействует на событие (Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания. 1988. №4. С. 15–17).

 

Cубъективный характер психики – т.е. ее неотделимость от человека, от субъекта, от человеческого фактора, поскольку нечто нематериальное может существовать лишь как свойство и качество чего-то материального (в данном случае человеческих индивидов) (Перестройка психологии: проблемы, пути решения (Круглый стол) . 1988. № 1. С. 5–15. С. 6).

 

Субъектность — 1) специфически человеческое качество, представляющее собой рефлексивное осознание себя самого, во-первых, как физиологического индивида, имеющего биологическую общность с другими индивидами (соматическое Я); во-вторых, как общественного существа, подобного другим людям как членам социума (социальное Я); в-третьих, как индивидуальности, характеризующейся собственным психическим миром, не тождественным (Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения. 1991. №5. С. 98, 100).

2) специфическая организация психического, способствующая активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта при решении задач жизнедеятельности (Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы. 1999. № 1.  С. 92−104. С. 96).

3) Субъектность индивидуального сознания – чувство, в основе которого лежит неопределенное, аморфное чувство, бытия, существования в мире. Многие ученые рассматривали развитие сознания и самосознания у человека, начиная именно с этого безотносительного чувства собственного существования в мире, чувства, в котором нет еще ни отграничения «я» от «не я», ни полноценного осознания внешнего мира. Это комплексное чувство, включающее в себя прежде всего самое простое, самое примитивное (без какой-либо детализации, конкретизации, анализа, синтеза и т.д.) восприятие окружающего мира, т.е. восприятие света, цвета, звуков, тактильных раздражений и т.п., а также неопределенных ощущений со стороны внутренних органов («темных ощущений», по И. М. Сеченову). В него входит и простейшая оценка всех этих перцептивных сигналов, как приятных или неприятных, т. е. простейшие, элементарные эмоции. Естественно, что проявляться указанное чувство может лишь при соответствующем уровне бодрствования, т. е. благодаря активации со стороны стволовых структур. Это чувство существования, «бытия в мире» может обеспечиваться стволово-подкорковыми образованиями мозга. Роль этих образований как субстрата механизмов формирования самых низших слоев сознания доказана нейрофизиологическими исследованиями последних десятилетий, особенно исследованиями ретикулярной формации ствола, эмоциональных подкорковых зон и т. д. (Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного "я". 1980. № 5. С. 41–45. С. 42).

 

Суеверия – образная система, которая будучи внеистинностной моделью, практически удовлетворительно упорядочивает поведение людей во многих обыденных ситуациях (Климов Е.А. Точность, истинность знания и «технологический вымысел» в психологии. 1990. №2. С.14–23).

 

Счастье — удовлетворенность собственным бытием, внутренняя гармония. Разделяются эпизодическая удовлетворенность по случаю конкретных событий жизни и интегральная характеристика того, насколько удовлетворение данной актуализированной потребности не противоречит возможности удовлетворить другие потребности (Каретко М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186).

 

Сценарий жизненный (скрипт) — выделенная Э. Берном бессознательная структура, управляющая жизнью личности. Так, одних она заставляет влюбляться в недоступных женщин, других браться за обреченные проекты, третьим, наоборот, позволяет всегда добиваться успеха. Встречаются сценарии счастливцев, мальчиков на побегушках, вечных «козлов отпущения», брошенных (постоянно бросаемых) жен и т.д. (Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество? 1992. №1—2. С. 98).

 

Сюжетно-ролевая игра  — наиболее развитая форма игры, содержанием которой  является отражение социальных отношений между людьми, характеризуется тем, что ее мотив лежит не в результате действия,  а в самом процессе действования, в тех переживаниях, которые в связи с этим возникают. Сюжет ролевой игры реализуется путем разыгрывания детьми взятых на себя ролей  (Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. 1986. №5. С. 38–44. С. 39).).