Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

70

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

В.А. ЛАБУНСКАЯ

 

Социально-перцептивные способности, в структуру которых входит и способность к психологической интерпретации невербального поведения, являются одной из основных составляющих всего отражательно-поведенческого взаимодействия человека с человеком, с группой людей.

Несмотря на наличие обширного эмпирического материала, раскрывающего индикативные и регулятивные функции невербального поведения в общении

 

71

 

([2], [3], [6], [20], [21], [23], [25]), еще недостаточно работ, относящихся к исследованию развития способности к психологической интерпретации этого поведения. Практически отсутствуют исследования, где эта способность рассматривалась бы как структурное образование, имеющее свои составляющие и этапы развития. Такого рода данные необходимы для более глубокого анализа проблемы субъективных факторов, опосредующих процесс восприятия и понимания человека человеком, а также для разработки научно обоснованных программ активной социальной подготовки личности к общению.

В работах по изучению социально-перцептивных способностей был сформулирован ряд принципиальных положений, важных для целей нашего исследования. Это — положение о природе и сущности социально-перцептивных способностей, которые понимаются как социально-психологическое свойство личности, возникающее в процессе ее взаимодействия с другими людьми и обеспечивающее адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств и отношений [4], [8], [10], [13]. Важным является также положение об относительной независимости этих способностей от уровня развития познавательных способностей, сформировавшихся в предметной деятельности [1], [4], [24]. Социально-перцептивные способности, их структура, содержание и уровень развития зависят в первую очередь от конкретной практики общения [1], [4], [5], [6]. Эти положения были учтены при постановке задач настоящего исследования: а) определить особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в подростковом и юношеском возрастах; б) выявить ее структурные составляющие, позволяющие устанавливать связи между объектными и субъектными свойствами человека; в) определить зависимость между положением личности в группе и уровнем развития изучаемой способности.

Постановка данных задач продиктована следующими соображениями. Во-первых, фактически отсутствуют исследования, в которых был бы проведен сравнительный анализ развития способности с точки зрения сензитивных периодов становления личности как субъекта общения. Вместе с тем возрастная социальная психология располагает данными, которые позволяют выдвинуть предположение, что подростковый и юношеский возраста являются активными периодами структурирования способности к психологической интерпретации невербального поведения [7], [14], [18], [19].

Во-вторых, имеющиеся исследования посвящены главным образом изучению способности к адекватному восприятию и пониманию элементов невербального поведения ([2], [3], [16], [20]), что является лишь составляющей общей способности к его психологической интерпретации. Последняя имеет сложную структуру и может быть рассмотрена по крайней мере в трех аспектах:

1. В плане форм невербального поведения как объекта интерпретации: элементы, степень целостности, контекст предъявления. С этой точки зрения способность к психологической интерпретации будет включать способность к адекватному восприятию и оценке элементов и целостного невербального поведения отдельного человека, диады, группы, а также способность устанавливать психологические связи между элементами и индивидуальными формами невербального поведения.

2. В плане интерпретации психологического содержания невербального поведения. Наиболее важными здесь являются способность к адекватному определению состояний, способность к установлению связей между невербальным поведением и качествами личности, способность к оценке отношений и взаимоотношений партнеров общения.

3. В функциональном плане способность к психологической интерпретации невербального поведения будет состоять из способности к адекватной идентификации различных психологических характеристик человека на основе невербального поведения и способности адекватно использовать его как средство регуляции отношений в общении.

 

72

 

Представления о сложной структуре способности к психологической интерпретации невербального поведения основываются на данных о различной индикативной и регулятивной специфике его элементов ([9], [12], [15], [22]), на результатах о зависимости успешности восприятия и понимания невербального поведения от степени его целостности и контекста предъявления ([3], [20], [21]), а также на установленном факте о полифункциональном значении в общении невербального поведения, которое одномоментно выполняет как индикативную, так и регулятивную функции [6], [23], [25].

В-третьих, реальный уровень развития данной способности редко рассматривался в контексте межличностного взаимодействия. В этой связи возникает вопрос о показателях ее реализации в процессах общения. На наш взгляд, одним из них может быть лидирующее положение личности в группе, являющееся следствием определенного уровня развития способности к адекватному отражению состояний, качеств, отношений партнеров, а также сформированности системы речевых и неречевых обращений к ним. Такое положение личности в группе можно обозначить как социально-перцептивное лидерство. Исходя из вышеизложенного и определен перечень социально-перцептивных задач.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Методика диагностики уровня развития способности к психологической интерпретации невербального поведения состоит из ряда социально-перцептивных задач, которые варьируются по содержанию, средствам, целям и способам решения. Первая задача направлена на диагностику способности адекватно определять действия и состояния на основе жестов. Испытуемому последовательно предъявляется шесть изображений наиболее распространенных жестов и предлагается сказать, что они обозначают в общении. Вторая задача направлена на диагностику способности адекватно определять качества и отношения человека на основе его позы. Испытуемому последовательно предъявляется графическое изображение шести поз и предлагается сказать, что они обозначают в общении. Третья задача направлена на диагностику способности адекватно определять состояния, качества личности и отношения на основе мимики лица. Испытуемому последовательно предъявляется шесть изображений женского и шесть изображений мужского лица, на которых зафиксированы переживания основных эмоций: радости, гнева, удивления, страдания, страха, отвращения и предлагается сказать, что они обозначают в общении. Четвертая задача направлена на диагностику способности адекватно определять отношения и взаимоотношения на основе невербального поведения диады и группы. Испытуемому последовательно предъявляется шесть рисунков, на которых изображено диадное и групповое взаимодействие, и предлагается определить отношения и взаимоотношения между общающимися. Пятая задача направлена на диагностику способности устанавливать психологические связи между элементами невербального поведения. Испытуемому предъявляются последовательно изображения шести поз и предлагается подобрать к ним соответствующее выражение лица из того набора, который использовался в третьей задаче. Шестая задача направлена на диагностику способности использовать невербальное поведение как средство создания эмоционально-отрицательных отношений, выступающих моментом регуляции общения. Испытуемому последовательно предъявляется шесть ситуаций из теста Розенцвейга и предлагается подобрать из набора мимических выражений такие, которые бы приводили к углублению конфликта между участниками. Седьмая задача направлена на диагностику способности использовать невербальное поведение в качестве регулятора отношений в эмоционально-положительную сторону. Испытуемому последовательно предъявляются те же шесть ситуаций из теста Розенцвейга и предлагается подобрать из набора выражений такие, которые бы максимально

 

73

 

способствовали разрешению конфликтной ситуации.

Таким образом, задачи варьировались на основе сочетания параметров, соответствующих формальным, содержательным и функциональным характеристикам структуры способности к психологической интерпретации невербального поведения. Первая группа параметров: элементы, индивидуальное и групповое невербальное поведение, вторая группа параметров: действия, состояния, качества личности, отношения и взаимоотношения; третья группа параметров, адекватность регуляции психологических характеристик общения и адекватность их идентификации с помощью невербального поведения.

Точность решения первых трех задач оценивалась по трехбалльной системе, последующих — по пятибалльной, учитывая многозначность диадного и группового невербального поведения. Для сравнения успешности решения вышеперечисленных задач первые оценки корректировались по двадцатибалльной шкале. Максимально возможный показатель успешности решения той или иной задачи соответствовал 20 баллам. Следовательно, максимальное количество баллов, которое мог набрать один испытуемый, равно 140. Интервал 140—110 баллов соответствует высокому уровню развития способности, 109— 90 — выше среднего, 89—70 — среднему, 69—30 — ниже среднего, 29—0 — низкому. Различия между уровнями развития способностей определялись по t-критерию Стьюдента.

Для определения положения личности в группе, ее места в системе отношений, складывающихся на основе социальной перцепции, был применен параметрический вариант социометрической процедуры. В социометрический опросник вошли следующие вопросы, выясняющие социально-перцептивное лидерство: 1. Кого из членов Вашей группы выбрали бы Вы для проверки своих знаний, представлений, впечатлений о качествах личности другого человека? 2. Кому из членов Вашей группы доверили бы Вы разрешить межличностный конфликт? 3. Кому из членов Вашей группы поручили бы Вы составить ее психологический портрет? Вопросы уточнялись и разъяснялись в соответствии с возрастом испытуемых. Количество выборов по каждому вопросу ограничивалось пятью. При этом испытуемому предлагалось проранжировать выбранных по степени предпочтения. На основе количества выборов и суммы баллов при ранжировании высчитывался персональный социометрический индекс. Для определения зависимости между положением личности в группе в качестве социально-перцептивного лидера и уровнем развития ее способностей применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs.

Эксперименты проводились в VIII (подростковый возраст) и X (младший юношеский возраст) классах одной из ростовских школ, в студенческой группе II курса РГУ (юношеский возраст). Всего в исследовании приняло участие 95 человек, в возрасте от 14 до 20 лет — 45 мужчин и 50 женщин.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Соотношение подростков и юношей, имеющих различный уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения, приведено в табл. 1. Тенденция повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит систематический характер. Если в подростковом возрасте (14—15 лет) всего 22 % испытуемых обнаружили высокий и выше

 

Таблица 1

Возрастные изменения уровня развития способности к психологической интерпретации невербального поведения ( в %)

 

Уровень развития способности

Номер группы

1

2

3

Возраст испытуемых

14—15

16—17

19—20

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

6

16

39

39

9

52

39

32

44

24

 

74

 

среднего уровень развития способности, то к 16—17 годам их количество увеличивается более чем в 2,5 раза — 61 %, а в старшем юношеском возрасте — в 3,5 раза — 76 % (по сравнению с подростками). В младшем юношеском возрасте статистически значимо (при р≤0,01) увеличивается количество тех, у кого уровень развития способности выше среднего в сравнении с первой группой, в старшем — с высоким уровнем развития способности к психологической интерпретации невербального поведения по сравнению с первой и второй группами (см. табл. 1). Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте 16—17 лет, о чем свидетельствует резкое уменьшение испытуемых, имеющих ниже среднего уровень развития способности.

В соответствии с нашим представлением о структуре данной способности обратимся к рассмотрению уровня развития ее составляющих, используя для этого показатели успешности решения каждой социально-перцептивной задачи.

В табл. 2 представлено соотношение испытуемых, имеющих высокую и выше среднего успешность решения задач различного вида. Из результатов следует, что в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Эту особенность можно объяснить исходя из следующих фактов. Жесты, мимика, позы отличаются по своим диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты несут главным образом информацию об интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность личности. Предлагаемые в методике жесты конвенциальны, что облегчает их семантизацию. Мимика сообщает более дифференцированную информацию о партнере по общению. Но и эта информация состоит главным образом из эмоциональных характеристик человека. Значения многих мимических масок, как и жестов, усваиваются спонтанно на ранних этапах онтогенеза. Позы представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для нее характерна большая размытость диапазона значений по сравнению с жестами и мимикой. Последние раньше, чем позы, используются как средство общения. Известный приоритет мимики и жестов в усвоении невербального репертуара сказывается на более раннем развитии способности к адекватному восприятию именно этих элементов. Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к психологической интерпретации и семантизации целостного невербального поведения (позы) значительно ниже, чем уровень развития способности к психологической интерпретации элементов (мимики и жестов).

 

Таблица 2

Возрастные изменения развития способностей к психологической интерпретации невербального поведения (в %)

 

 

Уровень успешности решения задач в различных возрастных группах

Выше среднего

Высокий

14—15 л

16—17 л

19—20 л

14—15 л

16—17 л

19—20 л

1

66

63

52

15

21

44

2

33

57

24

9

21

64

3

48

21

36

18

69

56

4

18

57

44

3

16

28

5

42

39

16

15

60

80

6

54

39

36

18

33

40

7

15

42

56

15

18

32

 

Четвертая задача направлена на диагностику способности адекватно определять отношения и взаимоотношения на основе невербального поведения диады и группы. Она решается подростками менее успешно, чем предыдущие три (различия значимы при р≤0,01). На основе этих данных можно сделать вывод о том, что способность к психологической интерпретации невербального поведения группы в подростковом возрасте менее развита, чем способность к пониманию индивидуального невербального поведения и его элементов. Более успешно подростки решают пятую задачу. Результаты ее решения позволяют заключить, что у подростков достаточно развита способность к установлению психологических связей между отдельными элементами и целостными формами невербального

 

75

 

поведения. Успешность их психологической интерпретации выше в этом возрасте в случае, если вербальные способы находятся ближе к практике непосредственного общения (сравнение, классификация, моторное подражание и т.п.).

Характерным для подростков является более успешное решение шестой задачи по сравнению с седьмой (различия значимы при р≤0,01). У подростков более развита способность использовать мимику как средство создания эмоционально-отрицательных отношений, чем с помощью мимики регулировать отношения в эмоционально-положительную сторону. Эти результаты дают основание считать, что успешная идентификация мимики другого человека еще не обеспечивает овладения ею как средством регуляции. Таким образом, способность к адекватному восприятию и оценке невербального поведения в подростковом возрасте развита выше, чем способность к адекватному использованию его как средства регуляции отношений в общении.

Существенной особенностью, отличающей 16—17-летних школьников от подростков, является значимое повышение успешности решения всех типов задач. В младшем юношеском возрасте увеличиваются как показатели адекватности идентификации состояний, качеств личности и отношений, так и показатели, свидетельствующие о владении невербальным поведением как средством регуляции. Особого внимания заслуживают результаты выполнения четвертого задания. Они показывают, что в младшем юношеском возрасте происходит скачок в развитии способности к психологической интерпретации группового невербального поведения.

Для юношей 19—20 лет является характерным более успешное по сравнению с предыдущими возрастными группами решение задач, в которых требуется с помощью невербального поведения регулировать отношения между общающимися.

 

 

Рис 1. Среднегрупповые показатели успешности решения социально-перцептивных задач в различных возрастных группах (— - - — - - —  подростки, —————младшие юноши, —        старшие юноши).

 

Соотношение между уровнями развития способностей, образующих структуру, изображено на рис. 1. В подростковом возрасте четко выделяются два блока способностей, отличающихся по уровню развития (при р≤0,01). В первый блок входят: способности определять действия, состояния, качества личности на основе мимики и жестов; способность к установлению психологических связей между различными элементами невербального поведения и способность к адекватному использованию мимики как средства создания эмоционально-отрицательных отношений, выступающих моментом регуляции общения. Второй блок образуют: способность определять качества и отношения человека на основе позы, способность к психологической интерпретации невербального поведения диады и группы и способность к адекватному использованию мимики как средства регуляции. Отличаются эти блоки по формам невербального поведения (индивидуальное или групповое, элементы или целостное), по его содержанию, по эмоциональному знаку регуляции отношений с помощью невербального поведения. Из этого, на наш взгляд, следует, что развитие способности к идентификации невербального поведения и к использованию его как средства регуляции осуществляется одновременно. Вместе с тем диапазон совместного проявления способностей к идентификации

 

76

 

и регуляции психологических характеристик с помощью невербального поведения весьма ограничен. С одной стороны, он опосредован формами невербального поведения, спецификой его содержания, модальностью взаимоотношений, с другой — определен конкретной практикой общения подростков. Последнее подтверждается тем, что в ситуациях статусно-ролевого взаимодействия, в которых открытое вербальное поведение ограничено нормами общения, используются невербальные каналы в качестве регуляторов отношений. Конкретная практика общения подростка со взрослыми перенасыщена запретами, что способствует, на наш взгляд, более быстрому овладению невербальным поведением как средством создания эмоционально-отрицательных отношений.

Структура способностей в младшем юношеском возрасте более сбалансирована, различия между выделенными блоками сглаживаются. На высоком уровне функционируют как способность к идентификации индивидуального и группового невербального поведения, так и способность регулировать отношения с помощью средств невербального поведения. Структура по уровню функционирования представляет единое целое.

 

 

Рис. 2. Показатели успешности решения социально-перцептивных задач лидером и его микрогруппой. А — подростки, Б — младшие юноши; В — старшие юноши. (—      лидер, —————— микрогруппа).

 

На втором этапе исследования определялся социально-перцептивный статус каждого члена экспериментальных групп. Этот статус сопоставлялся с показателями уровня развития способности к психологической интерпретации невербального поведения. Коэффициент ранговой корреляции во всех экспериментальных группах имеет значимые величины: в подростковом возрасте — rs=0,799, в младшем юношеском — rs=0,645, в старшем юношеском — rs=0,669. Корреляционный анализ свидетельствует о положительной и интенсивной связи между индексами социально-перцептивного статуса личности и показателями уровня развития ее способностей к психологической интерпретации невербального поведения. Во всех экспериментальных группах наблюдается тенденция: чем выше уровень развития способности, тем выше социально-перцептивный статус личности.

На рис. 2 представлены показатели, уровня развития отдельных способностей у лидера и показатели уровня развития способностей у той микрогруппы, которая видит его в этом качестве.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Способность к психологической интерпретации невербального поведения представляет структурное образование, имеющее свои этапы развития. Изменение структуры способности и уровня ее функционирования соответствует усложняющемуся от подросткового к юношескому возрасту процессу общения.

2. Развитие способности осуществляется в нескольких направлениях: от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного и

 

77

 

включенного в групповой контекст; от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров общения к определению их качеств, отношений и взаимоотношений; от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.

3. Характер взаимодействия между различными составляющими способности изменяется от подросткового возраста к юношескому. В зависимости от возраста уровень развития одних способностей существенно отличается от уровня развития других. Овладение невербальным поведением как средством идентификации и как средством регуляции отношений осуществляется одновременно, но с разной степенью интенсивности.

4. Структура, уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером становится тот член группы, уровень развития способности которого «перекрывает» общевозрастные показатели.

5. Социально-перцептивное лидерство можно рассматривать в качестве одного из показателей реализации способности к психологической интерпретации невербального поведения во внутригрупповом общении?

 

1. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования // Психол. журн. 1980. Т. 1. № 2. С. 52—60.

2. Бажин Е. Ф., Коренева Т. В. О возможности узнавания эмоций по интонационным характеристикам речи // Вопросы психологии познания людьми друг друга в общении. Краснодар, 1978. Вып. 2. С. 148—164.

3. Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. С. 121 —132.

4. Бобнева М. И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / Отв. ред. М.И. Бобнева,  Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С. 35—62.

5. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.

6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.

7. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. канд. дис. Л., 1981. 22 с.

8. Ковалев Г. А. О психологическом содержании социально-перцептивных способностей в контексте возможностей их оптимизации // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1979. С. 35—42.

9. Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1978. Вып. 2. С. 14—24.

10. Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 143—148.

11. Куницина В. Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1975. Вып. 5. С. 106—115.

12. Лабунская В. А. О семантике выразительных движений в общении // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981. С. 129—138.

13. Лабунская В. А. О структуре социально-перцептивной способности личности // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. Краснодар, 1983. С. 63—71.

14. Максимова Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Автореф. канд. дис. Л., 1981. 22 с.

15. Миккин X. Кинезика и язык // Труды по психологии. 1976. Вып. 395. № 4. С. 3—8.

16. Нийт Т. Распознавание выражений лица: Экспериментальное межкультурное исследование // Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979. С. 85—96.

17. Панферов В. Н. Проблемы взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. Краснодар, 1983. С. 78—86.

18. Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, Г.И. Кузнецовой, М.Г. Тайчинова. М., 1982. 160 с.

19. Скрипкина Т. П. Психологические особенности доверия к людям в юношеском возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1984. 22 с.

20. Фетисова Е. В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 2. С. 142—146.

21. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 60—86.

22. Argyale M. Non-verbal communication in human social interaction // Non-verbal communication. Cambridge, 1972. P. 243—268.

23. Ekman P. Communication through non-verbal behavior // Affect, cognition, personality. N.Y., 1965. P. 390—442.

24. Sullivan O., Cuilford J., Mille R. The measurement of social intelligence. California, 1965. 32 p.

25. Scheflen A. Body language and social order (Communication as behavioral control). N.Y., 1972. 208 p.

 

Поступила в редакцию 31.V 1985 г.