Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

142

 

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Andolfi M. Family therapy: An interactional approach. — N. Y.; L.: Plenum Press, 1979. — 170 p.

 

Как указывает в предисловии автор, данная работа является попыткой развить интеракционный подход к семейной психотерапии. Однако в отличие от многих других западных исследователей, которые называют свой подход интеракционным только из-за того, что он является оппозицией бихевиоризму и разного рода физиологическому редукционизму, в работе данного автора мы встречаем попытку подойти к семейной ситуации как к процессу взаимодействия, а саму семью рассматривать как целостную систему. Опираясь на системный подход Берталанфи (1969), Андольфи пытается рассматривать семью как «систему в ряду других систем», исследовать которую можно, изучая межличностные взаимодействия. Также необходимо изучать нормы, регулирующие функционирование групп, в которые входит индивид. На основе глубокого понимания личности членов этих групп можно строить адекватную систему психотерапии.

По мнению автора, главной особенностью семьи является ее подверженность постоянной трансформации. В нормальной ситуации семье как системе приходится поддерживать динамическое равновесие между стремлением к гомеостазису и стремлением к изменениям. Автор отмечает тенденцию к изменению как позитивное в функционировании семьи. Он замечает, что на неверно понятом стремлении системы к гомеостазису были построены неудачные психотерапевтические системы. Эти системы призывали сохранять статус кво, вместо того чтобы активизировать возможности семьи. Кроме того, Андольфи считает, что семья, как и многие другие системы, способна к саморегуляции, и в этом заключается основа ее нормального функционирования. Также очень важной особенностью семьи как системы является ее открытость, т. е. взаимодействие с другими социальными системами: школой, производством, соседями и т. д. Отмечается, что нарушения нормального функционирования семьи могут заключаться в отказе от принципа открытости, что проявляется в некоторых ненормальных явлениях, например в ригидности (в данном случае под ригидностью понимается патологически жесткая регламентация семейных отношений и иерархизация семейных структур, а также возникновение своеобразных семейных ритуалов и обычаев, обязательных для всех членов семьи).

Не останавливаясь подробно на всевозможных формах и методах семейной психотерапии, автор переходит к собственно психотерапевтической системе. Он говорит о важности создания особой психотерапевтической обстановки, о взаимоотношениях между психотерапевтом и его помощником, а также о взаимоотношениях психотерапевт — родители, родители — дети, психотерапевт — дети и дети — дети.

Андольфи описывает конкретную психотерапевтическую процедуру. Огромная роль в этой процедуре отводится психотерапии детей, которая, по мнению автора, должна проводиться преимущественно в форме игротерапии. Также большое место в психотерапевтическом процессе занимает игра всей семьи в целом, вербальные и невербальные акты коммуникации между членами семьи.

В последнем разделе книги приводятся конкретные задания, которые даются каждому члену семьи и всей семье в целом на психотерапевтическом сеансе.

К сожалению, рецензируемая работа имеет ряд существенных недостатков: отсутствие теории, направляющей исследование, преобладание практицизма над научностью. Однако эти недостатки не лишают книгу привлекательности. Написанная живо и интересно,

 

143

 

она затрагивает тематику, интересующую советского читателя, и может быть с интересом прочитана психологами.

 

В. М. Слуцкий

Москва