Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Л

 

Лабильность − свойство нервной системы, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервного процесса. (Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. 1984. №6. С. 110-118).

 

Лалаян Александр Арцрунович  [1925, г. Ереван – 1984] армянский психолог, специалист в области психологии спорта, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Армянской ССР, внес вклад в дело подготовки кадров и в научную разработку психологии спорта, по праву считаясь одним из ведущих специалистов в этой области. Профессор А.А. Лалаян одним из первых в стране начал заниматься исследованием психологических особенностей соревнования и психологии тренера. В различные периоды жизни он занимался вопросами истории отечественной психологии и физиологии. Научно-практический интерес представляют его труды по профессиональной ориентации (Лалаян А.А. (некролог). 1984. № 3. С. 172).

 

Латентное научение – то, которое можно обозначить как предварительное ознакомление; оно представляет собой запоминание определенных индифферентных стимулов (ситуативных условий) вне связи с врожденным рефлексом и с подкреплением; позже латентное научение может использоваться при действии в данной ситуации. Например, крысы, которые имели возможность предварительно ознакомиться с лабиринтом, при повторном подкреплении легче запоминают путь к выходу. (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С. 152-157).

 

Латерализация психических функций – доминирование левого полушария по речи и символическим функциям, а правого – по перцептивным и пространственным функциям. Однако более трети людей не имеют полной латерализации психических функций. «Специализация» полушарий по различным психическим функциям определялась в основном результатами, исследований в области моторной асимметрии (Бережковская Е.Л., Голод В.И., Туровская З.Г. Сенсорная асимметрия у здоровых и у больных логоневрозом. 1980. № 1. С. 57–63).

 

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — один из признанных лидеров советской психологии, создатель общепсихологической теории деятельности. (Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева). 1993. №4. С. 94). А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в создание методологии советской психологии. (Гордеева О.В. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания (на материале работ А.Н. Леонтьева). 1997. №5. С. 57).

 

Лидерство — умение настоять на своем, способность руководить другими, производить хорошее впечатление на окружающих, любовь к ответственности (Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. 1991. №1. С. 46). Лидерство предполагает видение будущего, умение пропагандировать его и способность увлечь им других. Лидерство предполагает умение учитывать возникшую ситуацию. Лидерство включает в себя способность принимать решения и нести ответственность за них (Сиск Д.А. Изучение будущего (Концепция образовательного курса). 1991. №4. С. 8).

Выделяются два подхода к проблеме лидерства: 1) теория черт (феномен лидерства трактуется как функция наличия у лидера определенных качеств); 2) лидерство считается возникающим из сочетания определенных факторов ситуации, в которой действует ведомая группа (Богданов В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теорий личности. 1991. №3. С. 46).

 

Лисина Мая Ивановна [1929, г. Харьков – 5.08.1983, Москва]  – доктор психологических наук, профессор. Вся ее жизнь была связана с детской психологией. М.И. Лисина была крупным ученым. Ею создано новое направление в детской психологии: психология младенческого возраста с выделением микрофаз в развитии детей этого возраста, определением ведущей деятельности, основных психологических новообразований, раскрытием основ формирования личности ребенка и т.д.

М.И. Лисина первая в психологической науке подвергла систематическому и углубленному исследованию генезис общения у детей: его формы, движущие силы, взаимосвязь с общей жизнедеятельностью ребенка, его влияние на общее развитие детей. Ее исследования внесли существенный вклад в разработку общей теории психического развития ребенка; они позволили раскрыть механизм этого развития. В основе научного творчества М.И. Лисиной лежали гуманные идеи о том, что доброе отношение к ребенку порождает гуманную личность, доброго человека.

М.И. Лисина создала свою школу в детской психологии, представители которой разрабатывают ее научные идеи (Мая Ивановна Лисина (некролог). 1983. № 6. С. 166).

 

Личностный тип А — отличающийся агрессивностью, амбициозностью и энергичностью (такие люди в стремлении достичь желаемого склонны противопоставлять себя окружающим). Оказываясь в ситуации с большим количеством препятствий, они напрягают все силы, чтобы их преодолеть, и не сдаются, не отступают ни при каких обстоятельствах. Напротив, личностный тип Б менее чувствителен к затруднительным обстоятельствам, склонен позволять событиям идти своим чередом и не препятствовать им. Для типа А по результатам исследования этих авторов наиболее характерно справляющееся поведение (Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы. 1999. № 1. С. 92−104. С. 95).

 

Личность — 1) целостная индивидуальность в ее социальном развитии (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18);

2) социальное, системное качество человека, субъекта системы человеческих отношений, сущность которого составляет, по К. Марксу, не абстракт, присущий отдельному индивиду, а совокупность всех общественных отношений. Личность выступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях взаимодействующих с ним людей и в себе самом «как другом». (Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. 1984. №4. С. 16).

3)(Э.В. Ильенков) «единичное воплощение культуры, то есть всеобщее в человеке» [Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. С. 261] (Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. 2003. № 6. С. 7−16. С. 10).

 

Логика – учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира». Иными словами, диалектическая логика как философская наука о мышлении должна пониматься как учение об объективных, всеобщих и необходимых законах природы, общества и всего совокупного знания человечества (Давыдов В.В. Ленинские идеи о взаимосвязи диалектики и психологии (к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина). 1980. № 2. С. 20–24).

 

Локус контроля — устойчивая структура личности, сформированная в процессе ее социализации; интернальность - внутренний локус контроля, экстернальность — внешний локус контроля. На основе прошлого опыта у человека складывается некоторая система ценностей и ожиданий определенного подкрепления. Аккумулируя социальный опыт личности, локус контроля отражает отношение субъекта к различным событиям как к внешне детерминированным (экстернальная ориентация) или внутренне детерминированным (интернальная ориентация). Экстернальность—интернальность проявляется прежде всего в атрибуции социальной ответственности (Смирнова М.М. Психологическая характеристика выраженности экстернальности – интернальности в тексте. 1990. №1. С. 141).

 

Ломов Борис Федорович [1927, г. Горький – 11.07.1989] – доктор психологических наук (1963), член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондентАН СССР (1976). С его именем неразрывно связана разработка методологических проблем психологии, принципов системного подхода, проблем развития, общения, психологии личности и познавательных процессов. Стержнем научного творчества Б.Ф. Ломова является идея комплексного подхода к изучению человека. Его труды внесли большой вклад в развитие общей, инженерной, педагогической, социальной психологии и психологии управления.

Б.Ф. Ломов – один из лидеров психологической науки в СССР; его авторитет был высок не только в нашей стране, но и за рубежом. Перу Б.Ф. Ломова принадлежат более 300 научных работ (в том числе десять монографий), многие из которых изданы за рубежом.

Б.Ф. Ломов – выдающийся организатор психологической науки. Он основал первую в СССР лабораторию инженерной психологии (1959), был первым деканом факультета психологии Ленинградского государственного университета (1966), первым заведующим кафедрой социологии и психологии управления в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР. Он являлся организатором и бессменным директором (с 1971 г.) Института психологии Академии наук СССР. Б.Ф. Ломов был основателем и главным редактором «Психологического журнала» (1980–1988). В 1986 г. им был создан Научный совет АН СССР по комплексному изучению человека при президиуме АН СССР. Под руководством Б.Ф. Ломова готовились документы о дальнейшем развитии психологии в нашей стране.

Международным признанием научных заслуг Б.Ф. Ломова стало его избрание почетным членом Саксонской Академии наук (ГДР), Почетным доктором Берлинского университета (ГДР) и университета г. Оулу (Финляндия), а также награждение его золотой медалью Словацкой Академии наук (ЧССР), медалью «Выдающемуся зарубежному ученому» (США). (Борис Федорович Ломов (некролог) 1989. № 5. С. 187).

 

Лонгитюдное исследование — изучение развития непосредственно год за годом на длительном отрезке времени (Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева. 1986. №5. С. 111); исследование, в основе которого заложено стремление к непрерывному изучению личности ребенка на протяжении длительного времени (Акимова М.К., Борисова Е.М., Козлова В.Т. Актуальные проблемы психологической диагностики. 1989. №5. С. 183).

 

Лурия Александр Романович [3(16).7. 1902. Казань. — 14.8.1977. Москва] — известный советский психолог, доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших мировую известность.

А.Р. Лурия — основоположник нового направления психологической науки — нейропсихологии. Он внес существенный вклад в развитие и других прикладных отраслей психологии (детской, судебной, дефектологии, психофизиологии). Наряду с этим на протяжении всей своей жизни разрабатывал и ряд общепсихологических проблем, различные вопросы общей психологической методологии и теории. Именно эта общепсихологическая платформа объединяет работы А.Р. Лурия с работами Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и составляет содержание единой научной школы.

А.Р. Лурия всегда считал себя учеником и продолжателем дела Л.С. Выготского. Его научное творчество и личность оказали на А.Р. Лурия огромное влияние и в значительной степени сформировали его как ученого. И прежде всего под влиянием Л.С. Выготского и вместе с Л.С. Выготским была выработана единая общая психологическая концепция, которую А.Р. Лурия разрабатывал до конца своей жизни.

Формирование мировоззрения А.Р. Лурия как соратника Л.С. Выготского происходило в 1920-е гг., когда велась активная борьба за построение марксистской психологической науки.

Можно выделить несколько важнейших методологических и теоретических проблем общей психологии, в изучение которых А.Р. Лурия внес существенный вклад. Это проблема социальной общественно-исторической детерминации психики человека, проблема биологической (генетической) детерминации психики человека, проблема опосредствования высших психических функции знаками-символами, речь как основная знаковая система, проблема системной организации психических функции и сознания в целом, проблема мозговых механизмов психики («мозг и психика»), соотношение психологии и физиологии, проблема соотношения теории и практики (Хомская Е.Д. Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия. 1983. №1. С. 66).

 

Лысенкова Софья Николаевна – основатель педагогической системы, основой которой послужили занятия с отстающими учениками. Перспектива, или перспективная подготовка, в ее системе – это возможность попутно, но в тесной связи с изучаемым в данный момент на уроке коснуться содержания трудных тем, овладеть которыми учащимся предстоит в дальнейшем. Для этого учебный материал специально спланирован. Большие, особенно сложные темы разбиты на этапы и вводятся постепенно в течение учебного года. Вместо линейной последовательности изложения программы у С.Н. Лысенковой сложная динамика наложения тем, позволяющая ей как бы растянуть время. Работа держится «на трех китах»: 1) опорных схемах; 2) комментированном управлении, переходящем в комментированное доказательство; 3) экономии времени на уроке. Первый путь экономии времени — рационализация ведения урока. Подготовка к уроку у Софьи Николаевны – это не просто продумывание темы и путей ее раскрытия, а рациональное планирование буквально каждой минуты. Причем введение нового материала осуществляется в такой форме, которая обеспечивает его понимание всеми без исключения учениками. Этому способствуют наглядные схемы-опоры. «Опорные схемы, или просто опоры – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка». Опорные схемы С.Н. Лысенковой – это способ внешней организации мыслительной деятельности детей (Богоявленская Д.Б. Психологический анализ педагогического обобщения в системе работы С.Н. Лысенковой.1987. № 3. С. 78–85).

 

Люблинская Анна Александровна [1903, г. Гродно – 26.07.1983] – доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

С 1925 г. А.А. Люблинская работала ассистентом, а затем доцентом кафедры психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена, с 1963 по 1975 г. заведовала кафедрой педагогики и методики начального обучения в этом институте. Занималась исследованиями роли действия и языка в умственном развитии ребенка. Значительная часть этих исследований, внесших существенный вклад в детскую и педагогическую психологию, была выполнена с помощью разработанных ею экспериментальных методик. Большинство ее работ посвящено проблеме развития мышления ребенка, роли речи в чувственном познании, в практике, в умственной деятельности ребенка. Центральной научной проблемой для А.А. Люблинской были вопросы учебной деятельности как фактора умственного развития детей. Она также активно исследовала проблемы нравственного воспитания (A.А. Люблинская (некролог). 1983. № 5. С. 171).