Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Р

 

Развернутое диалогическое сознание – (РДС) существует в форме непрерывного диалога «голосов»: голосов «я-для-меня» и «других-для-меня». В РДС мысль развивается диалогически, но не в сухом логическом диалоге, а путем сопоставления цельных глубоко индивидуализированных голосов. Голоса – не обычные субъективные образы других людей в сознании, они обладают какой-то особой «плотностью», «упругостью»; такой голос «представляет всего человека». Другой человек реально отсутствует; я лишь в своем сознании веду диалог с ним, его голосом, но его голос в моем сознании так же независим от меня, как человек, с которым я реально вел бы диалог, как его голос, который я бы реально слышал. В РДС внутренний диалог с воображаемым лицом и внешний диалог с лицом реальным почти неразличимы. При этом РДС не патологическое состояние, внутренние диалоги в РДС возможны и без галлюцинаций, бреда (Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания в трудах М.М. Бахтина. 1985. №6. С. 103–116).

 

Развивающего обучения теория — подход к проблеме соотношения обучения и развития, достижением которой является анализ самого этого соотношения с позиции исследования закономерностей происхождения и развития деятельности человека, внутри которой формируются сознание и личность. (Рубцов В.В. Проблемы теории и практики развивающего обучения. 1988. №3. С.163).

 

Развитие — процесс прогрессивной дифференциации, расчленения и иерархизации первоначально малодифференцированных, целостных структур (Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития. 1987. №6. С. 31).

А.В. Запорожец разделяет понятия о функциональном развитии, которое происходит в рамках одного возрастного уровня и заключается «в парциальных изменениях... отдельных психических свойств и функций», и возрастном, которое характеризуется «более общими изменениями детской личности, образованием нового психофизиологического уровня, формированием нового плана отражения действительности, обусловленного коренной перестройкой системы отношений ребенка с окружающими людьми и переходом к новым видам деятельности» (Каган В.Е. Клинико-психологические аспекты онтогенеза коммуникативности. 1983. №2. С. 96).

В ходе развития каждый последующий уровень отражения действительности и отношения к ней формируется не ранее, чем сформированы необходимые для этого психические свойства и функции (Там же. С. 98).

Развитие − форма проявления генеральной линии прогресса в становлении человека как личности (Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. 2003. № 6. С. 7−16. С. 10).

 

Распознаваниеодин из распространенных и интересных примеров процесса принятия решения в деятельности человека. Представляет собой процесс последовательно реализуемых принятий решения с различной степенью информационной неопределенности. Динамика накопления сведений о распознаваемом предмете, сравнения наличной информации с хранящимся в мозгу человека представлением об этом образе (Чораян О.Г., Коган Е.А. Вероятностные измерения размытости в процессах распознавания образа. 1983. №1. С. 138).

 

Рационализация — защитный механизм, проявляющийся в чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний: личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией, при помощи логических установок. (Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Оценка психометрических свойств методики «индекс жизненного стиля» Плутчика—Келлермана. 2006. №4. С. 153).

 

Реактивность − реакция организма на раздражители внешней среды (Дубов И.Г. Исследование уровня общей психической активности представителей различных социально-демографических групп населения Вологодской области. 2011. № 4. С. 33–50. С. 34).

 

Реальности психические – это проекции самостоятельного поведения на внешний и внутренний мир; психические реальности характеризуют тот освоенный поведением мир, где человек строит самостоятельное поведение, а его Я задает основные ориентиры и линии развертывания этого поведения; это не только цепи событий, определяющих деятельность и ее логику, но также внешние и внутренние условия самостоятельного поведения (Розин В.М. Культура и психическое развитие человека. 1988. №3. С. 123–131).

 

Реверсия сетчаточного изображения заключается в обращении изображения по горизонтали (Логвиненко А.Д., Жедунова Л.Г. Адаптация к оптическим трансформациям сетчаточного изображения. 1980. № 5. С. 149–161. С. 150).

 

Ревность – возникает как реакция на угрозу распада партнерства в ситуации соперничества. Угроза – одно из условий ревности, при реальном распаде партнерства возникают реакции горя. Угроза может быть реальной, когда существует соперник, претендующий на партнера и имеющий шанс его завоевать, и мнимой, когда наличие соперника основывается на предположениях, вызванных охлаждением чувств в партнерстве, или противоречивым, подозрительным поведением партнера, или отсутствием в партнерстве информации о характере отношений (например, при разлуке). При мнимом сопернике ревность легко становится патологической, бредовой. Мнимый или реальный соперник – второе важное условие ревности, так как соревнование с ним за право обладать партнером составляет суть ревности. Реакции ревности можно классифицировать по нескольким основаниям: по критерию нормы – реакции нормальные и патологические, по содержательному критерию – аффективные, когнитивные, поведенческие, по типу переживания – активные и пассивные, по интенсивности – умеренные и глубокие, тяжелые. В каждом конкретном случае в ревности могут преобладать когнитивные, аффективные или поведенческие реакции, а также их комбинации (Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности. 1989. №2. с. 98–102).

 

Регрессия — механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии психического развития. При этой форме защитной реакции человек, подвергающийся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. (Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Оценка психометрических свойств методики «индекс жизненного стиля» Плутчика—Келлермана. 2006. №4. С. 153).

Регрессия — «снижение» поведения в сторону более простых и примитивных его форм (Луньков А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста. 1987. № 2. С. 92−98. С. 92).

 

Рекапитуляции принцип – выдвинут Э. Геккелем, указывает на повторение последовательности стадий филогенетического развития в онтогенезе (Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания. 1996. №4. С. 81–92).

 

Религия (определение Фрэнка Бэррона) – не является ни догмой, ни набором предписанных навсегда правил, ни статичной абстракцией; это формирующий процесс, в основе которого лежит вера, а целью служит просветление – вера в постижимость и упорядоченность вселенной, ведущая через необходимые трудности интерпретации меняющихся значений к кратким моментам духовного единения (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С. 118–133).

 

Репродуктивные образы – образные явления, выделенные Ж. Пиаже (статические, кинетические, преобразующие – отражающие известные человеку преобразования объектов), в которых отражаются уже известные предметы, и антиципирующие образы (различного вида), с помощью которых человек предвосхищает ранее не воспринимавшееся (Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления. 1984. №1. С. 114–119).

 

Референтность – характеристика индивида, заключающаяся в признании важности его мнения, которое выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для индивида ситуации (Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя. 1987. №2. С. 99–103).

 

Рефлекc – детерминированный, закономерный поведенческий акт, всегда совершающийся как следствие внешнего воздействия, приложенного к определенной точке рецептивной поверхности организма (либо вследствие эндогенного воздействия), и основанный на существовании фиксированных анатомических связей в центральной нервной системе между чувствительными и двигательными нервами. Суть всякого рефлекторного действия, согласно М. Холлу, состоит в том, что оно не предполагает решительно никакого познания природы стимула, абсолютно не нуждается в таком познании, поскольку рефлекторный ответ целиком и полностью предопределен характером связи тех структур, по которым распространяются нервные импульсы, вызванные раздражителем. Стимул в рефлекторном акте выступает как абсолютно бескачественный пусковой толчок, лишь запускающий течение нервных импульсов по определенному пути. Разные рефлекторные реакции, с этой точки зрения, являются единственно и исключительно следствием различий в нервных путях, связывающих разные входы и выходы (Чуприкова Н.И. Теория отражения, рефлекторная деятельность мозга и осознанные ощущения человека (к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина). 1980. № 4. C. 10–21).

 

Рефлексивное мышление – процесс, осуществляющийся на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и на основе осознания необходимости такой связи. Осознание представляет собой процесс концептуализации, т.е. реконструкции схемы действия и преобразования ее в понятие. Механизм такого рода осознания связан с физической и логико-математической абстракциями (Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии проблемы и исследования. 1985. №3. С. 31–40).

 

Рефлексия — 1) механизм сознания и важный компонент мышления. Помимо обычно изучаемой интеллектуальной рефлексии выделяется также личностная рефлексия (Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности. 1983. №2. С. 35);

2) переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром, которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире с их последующим воплощением в виде конкретных действий;

3) является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» — физическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность, нерасторжимую и несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме (Там же. С. 37—38).

 

Рефлективность – тип реагирования, описывающий познавательные стратегии различных когнитивных стилей; входит в дихотомическую шкалу «рефлективность—импульсивность». Понимается как стабильная тенденция субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью медленную реакцию при аналитически более подготовленном ответе. Традиционно измеряется методиками сравнения эталонного стимула с набором переменных стимулов: тест подбора знакомых фигур Кагана и его модификации (Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. 1989. №6. С. 140–147).

 

Речевая компетенция – это языковая система в действии, использование ограниченного количества языковых средств, закономерностей их функционирования для построения высказываний от простейшего выражения чувства до передачи нюансов интеллектуальной информации (Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. 1996. № 1. С. 34–49).

 

Речь — 1) орудие общения и обобщения, средство регуляции своего и чужого поведения, орудие познания и формирования высших психических функций, имеет знаковый характер (Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. 1987. №2. С. 104);

2) акт коммуникации, общения с партнерами. Основное в речевой коммуникации — коммуникативное состояние, которое возникает из потребности определенным образом реагировать речью в данной ситуации. В это состояние входят намерение что-то сказать своему партнеру (коммуникативное намерение), решение замысла высказывания, происходящее во внутренней речи, готовность осуществить намерение и, наконец, звуковая реализация речи — высказывание (Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения. 1986. №5. С. 91).

 

Ригидность — использование субъектом неадекватных для данной ситуации стереотипов поведения, некритическое следование известному способу действия, неспособность изменить однажды выбранную стратегию и т.п. (Нижарадзе Г. А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач. 1987. №3. С. 142).

 

Роджерс Карл Рэнсом (Rogers, Carl Ransom) [8.01.1902—5.02.1987] — выдающийся американский психолог, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии, основатель недирективной психотерапии, автор многочисленных работ, посвященных психологическим проблемам развития личности.

С начала 1920-х гг. жизнь К. Роджерса была связана с психологией. Психологическое образование он получил в университетах штатов Висконсин и Колумбия (степени бакалавра — в 1924 г., магистра — в 1926 г., доктора философии — в 1931 г.). Практическую работу К. Роджерс начал в 1928 г. в качестве психолога исследовательского отдела Общества по профилактике детской жестокости в г. Рочестер, штат Нью-Йорк. Затем на протяжении почти шести десятилетий он сочетал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой: возглавлял Рочестерский консультационный центр (1930—1939), был профессором медицинской психологии в университете штата Огайо (1940—1945), работал в Чикагском консультационном центре (1945— 1957), преподавал в различных университетах США психологию и психиатрию (1957—1963), с 1964 г. был сотрудником, а затем и бессменным директором Института поведенческих наук (преобразованного в 1968 г. в Центр по изучению личности) в г. Ла Джолла, штат Калифорния.

Труды К. Роджерса в области психотерапии и психологии личности (Measuring Personality Adjustment in Children, 1931; Clinical Treatment of the Problem Child, 1939; Counseling and Psychotherapy, 1942; Client-centered Therapy, 1951; On Becoming a Person, 1961; On Encounter-Groups, 1970; On Personal Power, 1977; A Way of Being, 1980; Freedom to Learn for the 80's, 1983) получили широкое международное признание, были переведены на многие языки. К. Роджерс был почетным доктором многих американских и западноевропейских университетов. Он дважды (1957, 1972) удостаивался почетных наград Американской психологической ассоциации, Американской ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание «Гуманист года» (1964).

Основные гуманистические постулаты практической психологии К. Роджерса широко известны. Это прежде всего вера в изначальную конструктивную и творческую мудрость человека; убеждение в социальной, личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения; представление о трех основных условиях межличностного общения, стимулирующих личностное развитие («активное слушание», «эмпатическое принятие», «конгруэнтное самовыражение»); представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных межличностных условиях, и его столь же закономерных терапевтических результатах.

Характерной особенностью данных постулатов, или принципов, является их специфический научно-практический статус. В системе идей К. Роджерса все эти постулаты существуют одновременно и как сугубо нравственные положения практического психолога, и как вполне конкретные научные факты. Их статус эмпирически воспроизводимых фактов в настоящее время бесспорен. Всегда и везде при соблюдении выявленных и тщательно описанных К. Роджерсом условий диалогического общения наблюдается особый межличностный или групповой процесс, приводящий к определенным личностным изменениям участников общения.

Завершая свою последнюю книгу, К. Роджерс констатировал: «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью... Это предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия... Это предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала» (Freedom to Learn for the 80's. 1983. P. 307). К. Роджерс написал так, потому что его гуманизм, его вера в потенциальные возможности человека сочетались в его мировоззрении с глубоким реализмом и подлинной мудростью. Он прекрасно видел не только все pro, но и все contra своих идей и дел в реальной жизни.

Ориентация на собственную личностную систему ценностных ориентиров привела К. Роджерса к неизбежному разрыву с истэблишментом, сформировала особое качество его личности, которое можно назвать гуманистической и одновременно утопической революционностью. Он сам неоднократно отмечал новаторский характер последовательных теоретических и практических выводов и следствий своей системы научных идей — психологию с «человеческим лицом», их очевидную конфронтацию с «конвенциональной авторитарной структурой» современного капиталистического общества.

Во многих работах К. Роджерса представлен гуманистический идеал свободной и целостно развивающейся личности. Свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех потенциальных возможностей человека — подлинно общечеловеческий идеал. Прогрессивны идеи К. Роджерса о демократизации межличностных отношений (в науке и экономике, в воспитании и политике). Идея всеобщего мира, стремление гуманизировать межнациональные отношения — естественное следствие прогрессивных убеждений К. Роджерса (О Карле Рэнсоме Роджерсе. 1987. №3. С. 185).

 

Розенцвейга методика – полупроективная методика, основанная на эвристической теории фрустрации. Понятие фрустрации трактуется широко как состояние, возникающее при столкновении индивида с препятствием, блокирующим его деятельность. Специфика реагирования зависит от личностных особенностей и может быть предсказана с помощью данной методики. Испытуемому предлагаются поочередно 24 картинки, на которых изображены ситуации, провоцирующие фрустрацию. Каждый ответ классифицируется по типу и направленности, результаты выражаются в количественной форме. Выделяются три типа реакций: с фиксацией на препятствии (OD), самозащитные (ED), с фиксацией на удовлетворении потребности (NP) и три направленности реакций: экстрапунитивная (Е), интропунитивная (I), импунитивная (М). Ответы образуют возможные комбинации. Кроме того, существенным показателем является фрустрационная толерантность (GCR). Процедура тестирования занимает около 20 мин. (Нерсесян Л.С., Хавин А.Б. Прогнозирование готовности к экстренному действию в состоянии стресса. 1980. № 5. С. 135–137. С. 136).

 

Роли гендерные – см.: Гендерные роли

 

Роль (социальная) — сложное образование, возникающее и функционирующее за счет распределения «социальной силы» между участниками интеракции, которое отражает соответствующую социальную структуру (Авдеева Н.Н. Айкс У., Ноулес Э. (ред.). Личность, роли и социальное поведение. 1983. №5. С. 155).

Д.Б. Эльконин: роль составляет единицу игры, а коллектив сверстников выступает по отношению к каждому участнику как реально организующий, санкционирующий взятую на себя ребенком роль (Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников. 1987. №4. С. 62).

 

Рубахин Владимир Федорович [1921, Ленинград – 29.06.1984] доктор психологических наук, профессор, видный специалист в области психологии труда и инженерной психологии.

Разрабатывал широкий круг проблем зарождающейся инженерной психологии. Активно участвовал в организации психологических исследований и пропаганде психологических знаний. Разработал структурно-эвристическую концепцию переработки информации. Много и плодотворно работает в области психологии принятия решения, психологии управления, экономической психологии и т.д. ( Владимир Федорович Рубахин (некролог). 1984. № 6. С. 167).

 

Рубинштейн Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, – 11.1.1960, Москва] — выдающийся советский психолог. Исходным положением концепции С.Л. Рубинштейна является утверждение, что «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности».

Внес большой вклад в развитие педагогики, развивая новых подход к обучению. В этих трудах он подчеркивал необходимость замены пассивного обучения такой системой, основа и цель которой — развитие творческой самодеятельности. Этот гуманистический принцип автор отстаивал в течение всей своей жизни. В многочисленных работах он раскрывал философские основы современной педагогики. Особую роль он отводил идее сотрудничества учителя с учащимися в ходе обучения. С.Л. Рубинштейн горячо отстаивал необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании. Идея единства обучения и развития породила метод обучающего, психолого-педагогического эксперимента, выявляющего этапы формирования тех или иных свойств сознания (Ильницкая И.А. Учение С.Л. Рубинштейна и проблемы педагогической практики. 1989. №3. С. 113—120).

 

Рубинштейн Сусанна Яковлевна [1911–18.02.1990]  – доктор психологических наук. Вся научная биография С.Я. Рубинштейн связана с развитием советской патопсихологии. Ее труды широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. Профессиональное формирование С.Я. Рубинштейн проходило под руководством А.Р. Лурия. Научный интерес –фокусировался на исследовании психологических механизмов возникновения сложных психопатологических синдромов при душевных заболеваниях. Она является одним из основоположников советской патопсихологической школы. В творческом содружестве с Б.В. Зейгарник – многолетним близким другом и соратником – С.Я. Рубинштейн воспитала целую плеяду молодых патопсихологов ( Сусанна Яковлевна Рубинштейн (некролог). 1990. № 3. С. 184).

 

Рудик Петр Антонович [1893–21.11.1983] – доктор психологиче5ских наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР.

Создал первую в СССР кафедру психологии в Институте физической культуры. Являлся зачинателем разработки психологических основ физического воспитания и спорта. П.А. Рудик обозначил круг наиболее актуальных проблем психологии спорта: психология личности спортсмена, психологические особенности физических упражнений, психологические основы спортивной тренировки, роль физических упражнений для развития психических функций и психологических качеств личности, психология соревновательной деятельности, особенности эмоционально-волевых процессов, психологические основы высшего спортивного мастерства и ряд других. Был проведен научный анализ процессов осознанной регуляции двигательных действий и реализации навыков механизма формирования волевых качеств личности спортсмена при преодолении трудностей различного типа. Под руководством и при личном участии П.А. Рудика была выдвинута и разработана проблема психологической подготовки спортсменов, методы повышения ее эффективности.

В работах П.А. Рудика большое внимание уделялось изучению психологии физической культуры. Он занимался разработкой теории и практики физического воспитания подрастающего поколения в неразрывной связи с нравственным и умственным развитием молодежи, выявленинем условий и путей нравственного формирования личности в процессе физического воспитания ( П.А. Рудик (некролог). 1984. № 2. С. 171).

 

Руководитель — лицо, наделяемое авторитетом в соответствии с тем положением в системе совместной деятельности, которое он занимает; лицо, реализующее свой авторитет по отношению к другим индивидам, подчиненным ему, т.е. лицо, осуществляющее одну из основных детерминант социальной деятельности индивидов (Филиппов А.В., Ильин Г.Л. Проблема совместной деятельности в психологии управления. 1984. №6. С. 12).