Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

И

 

Игнорирования синдром − феномен односторонней пространственной агнозии. Больные с этим синдромом не воспринимают зрительные, слуховые, тактильные стимулы, исходящие из одной из сторон индивидуального пространства. При поражении правого полушария игнорирование контрлатеральной стороны пространства возникает в 45 % случаев, а при поражении левого − в 9 %. Кроме того, односторонняя пространственная агнозия при поражении левого полушария существенно отличается от правосторонней. Оптико-пространственные нарушения у больных при поражении левого полушария отсутствуют, они без труда ориентируются во внешнем окружении. Пространственные нарушения выступают в виде нарушения разрядного строения числа, дефектов узнавания и написания букв, в виде своеобразных литерных параграфий и парамнезий. (Брагинская Ю.В., Величковский Б.М., Прудков П.Н. Латерализация индивидуального пространства как фактор асимметрии перцептивных процессов. 1989. №5. С. 130 - 137).

 

Игр теория – см.: Теория игр

 

Игра — совокупность специфически преадультных проявлений общего процесса развития поведения в онтогенезе животных, это — адультное поведение в процессе его становления. Психическое содержание игровой активности определяется установлением молодым животным различных субституционных отношений и связей с компонентами среды. Их можно определить как «преадаптивно-компенсаторные» связи, замещающие, предваряющие и имитирующие жизненные ситуации и взаимоотношения взрослых животных (Фабри К.Э. Игры животных и игры детей. 1982. №3. С. 26, 27).

В детских играх четко просматриваются две их разновидности: строительные и драматические игры. Строительные игры развивают и упражняют интеллект, драматические — упражняют и упорядочивают чувства. Игровые ситуации помогают ребенку организовать свои деструктивные импульсы в такие виды деятельности, конечная цель которых носит конструктивный характер (Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике. 1988. №1. С. 30 - 31).

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для дошкольников, в ней моделируются отношения между людьми, отрабатываются навыки, развиваются и обостряются внимание, память и воображение (Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. 1984. №4. С. 17).

Игра − модель социального взаимодействия и средство усвоения социальных установок, приводящее к становлению социализированной личности. Первоначальные социальные установки возникают в свободной ролевой игре ребенка и носят конкретную, непосредственную форму последовательно сменяющих друг друга игровых ролей. Более сложные, генерализованные социальные установки возникают в игре с правилами за счет усложнения ее структуры, связанной с одновременным учетом различных ролевых позиций. Через генерализованные социальные установки (которые являются индивидуальным отражением общих образцов социального или группового поведения) осуществляется дальнейшее усвоение ребенком социального опыта. (Короткова Н.А. Современные исследования детской игры. 1985. №2. С. 163−168).

 

Игра сюжетно-ролевая – см.: Сюжетно-ролевая игра

 

Идентификация — 1)свернутое и перешедшее в идеальный план действие подстановки себя на место другого (Асмолов А.Г. О предмете психологии личности. 1983. №3. С. 124);

2) процесс сличения Я-образа с образом другого. Выделяются три уровня идентификации, которые можно соотнести с тремя известными в общей психологии перцептивными уровнями (обобщенным узнаванием, дифференцированным узнаванием, опознанием) (Панферов В.Н. Проблемы психологии межличностного познания на новом этапе. 1983. №2. С. 158);

3) отождествление образа с эталоном, хранящимся в памяти (Николаенко И.Н., Черниговская Т.В. Опознание сложных цветовых образов и функциональная асимметрия мозга. 1989. №1. С. 107).

 

Идентичность гражданская − возникает из чувства членства в общности, которая может назвать себя нацией. Благодаря этой идентичности люди, несмотря на недостаток физических контактов, считают себя объединенными вместе, потому что говорят на одном языке, населяют общую территорию и испытывают привязанность к существующей экосистеме. Людей, обладающих гражданской идентичностью, объединяет множество традиций, историческая память о прошлом, которая постоянно переживается в настоящем как гордость за успехи и достижения нации или наоборот — как стыд за поражения, неудачи (Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях. 2008. № 2. С. 83–93. С. 86).

 

Идентичность социальная − часть индивидуальной Я-концепции, которая связана со знаниями индивида о собственной принадлежности к социальной группе или группам вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этой принадлежности. Важно подчеркнуть, что в качестве основной мотивации идентификации рассматривается самоуважение. ИС является основой межгрупповых отношений, определенной призма индивидуального восприятия деятельности, истории и культуры сообщества, которое человек признает своим. Традиция эмпирического исследования социальной идентичности была заложена работами А. Тэшфела, где изучались механизмы отнесения человеком себя к какой-то социальной группе, а также природа межгрупповой дифференциации и внутригруппового фаворитизма (Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях. 2008. № 2. С. 83–93. С. 83–84).

 

Идентичность этническая − это психологическая категория, которая выражает представление субъекта о своей принадлежности к определенной этнической общности наряду с эмоциональным и ценностным значением этого членства (Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях. 2008. № 2. С. 83–93. С. 84).

 

Избегания реакция — тенденция бежать от фрустрирующей ситуации, когда порог толерантности к фрустрации оказывается превзойден. Реакция избегания рассматривается как отрицательное проявление, поскольку отказ решать проблему ведет к еще большему осложнению ситуации. (Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 69-82).

 

Иллюзии восприятия − образ, появляющийся, когда восприятие трансформируется до такой степени, что напоминает другой объект, а не реально воздействующий. Однако определяющим является именно наличие воздействующего объекта; по этому признаку иллюзорный образ и можно отличать от различного рода галлюцинаторноподобных образов. Иллюзии появляются часто в состоянии невнимательности, скуки, усталости. При повышении внимания они обычно исчезают. Многие из них происходят благодаря автоматизированным навыкам восприятия. (Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода. 1985. №1. С. 33−42).

 

Иллюзии положения – в основе этих иллюзий лежит взаимодействие элементарных точечных стимулов. Пока стимулы далеки друг от друга, их взаимовлияние ничтожно и практически не сказывается на их видимом положении. По мере их сближения тень и свет вступают в сложное взаимодействие, где-то усиливают друг друга, где-то погашают, вследствие чего видимые положения стимулов смещаются по отношению к действительным (Голицын Г.А. Моделирование зрительных иллюзий как метод исследования восприятия. 1980. № 5. С. 131–135. С. 133).

 

Иллюзия Геринга – оптическая иллюзия, обнаруженная немецким физиологом Карлом Герингом. На риc. 1а изображен белый перекресток среди черных полей. Если смотреть на

 

этот перекресток невнимательно (боком, вскользь или сквозь него), то на нем возникает серое пятнышко. При внимательном взгляде пятнышко исчезает. На рис. 1б эта иллюзия получена с помощью модели, зафиксирована и может быть исследована. Зная принцип модели, мы можем понять происхождение серого пятнышка: это не что иное, как перекрестки размытого негатива — черного креста. Видно и перекладины креста — в виде серых дорожек, идущих посреди белых полосок. Они слабее и гораздо менее заметны, чем серое пятнышко, почему обычно и не упоминаются при описании этой иллюзии. Однако после того как они предсказаны моделью, их можно обнаружить и в опыте, если быть достаточно внимательным. Таким образом, модель позволяет не только объяснять известные иллюзии, но и предсказывать в них новые черты, ускользающие от неподготовленного наблюдателя (Голицын Г.А. Моделирование зрительных иллюзий как метод исследования восприятия. 1980. № 5. С. 131–135. С. 133).

 

Иллюзия Мюллера–Лайера – оптическая иллюзия, при которой отступление вершин внутрь углов ведет к тому, что внутренний отрезок кажется короче внешнего, хотя на самом деле они равны. Субъект действительно видит внутренний и внешний отрезки стрелы различными. Иначе говоря, субъективные образы этих отрезков действительно различны, хотя сами отрезки и одинаковы (Голицын Г.А. Моделирование зрительных иллюзий как метод исследования восприятия. 1980. № 5. С. 131–135. С. 133).

 

Имагогика − в переводе с латинского имагогика означает "действие во мне". Имагогика представляет собой специальную психотерапевтическую процедуру, позволяющую клиенту войти в поток сна как перманентной психической активности. С помощью заданий на концентрацию внимания психотерапевт вводит клиента в состояние самоиндуцируемого транса, в котором возникает динамичный ряд зрительных образов, очень напоминающих сновидение. (Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы. 1994. №3. С. 150-155).

 

Имитационная (учебно-ролевая) игра – см.: Учебно-ролевая (имитационная) игра

 

Имитационное моделирование – процесс конструирования модели реальной системы и постановка экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить (в рамках ограничений, накладываемых некоторым критерием или совокупностью критериев) различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы. Естественно, что все ограничения, которые делаются при построении имитационной модели, не позволяют рассматривать результаты модельных экспериментов в качестве окончательных. Такие эксперименты необходимо рассматривать в качестве одного из средств, позволяющих исследователю сократить множество рассматриваемых вариантов (путем отбрасывания логически противоречивых), пояснить самому исследователю отдельные трудности или сомнительные части структуры программы и др. Окончательное же решение всегда остается за человеком, осуществляющим содержательный анализ всех имеющихся данных. Любая имитационная модель представляет собой комбинацию таких составляющих, как а) компоненты, б) переменные, в) параметры, г) функциональные зависимости, д) ограничения, е) целевые функции (Логвинов И.И. Имитационное моделирование в психолого-педагогических исследованиях. 1980. № 6. С. 60–72. С. 61).

 

Импринтинг (запечатление) — повышенная способность к научению и прочному запоминанию в определенный период жизни. Примером может служить запоминание формы и силуэта родителей в первые часы жизни в экспериментах К. Лоренца с гусятами. Соответствующее повышение чувствительности наследственно связано с определенным периодом онтогенеза. (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С. 152-157).

 

Импульсивность − тип реагирования, описывающий познавательные стратегии различных когнитивных стилей; входит в дихотомическую шкалу «рефлексивность—импульсивность». Понимается как стабильная тенденция субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределенностью быструю реакцию при меньшей степени обследования стимульного поля и, следовательно, большем числе ошибок. Традиционно измеряется методиками сравнения эталонного стимула с набором переменных стимулов: тест подбора знакомых фигур Кагана и его модификации. (Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. 1989. №6. С. 140-147).

 

Инверсия сетчаточного изображения – состоит в обращении изображения по вертикали (Логвиненко А.Д., Жедунова Л.Г. Адаптация к оптическим трансформациям сетчаточного изображения. 1980. № 5. С. 149–161. С. 150).

 

Индивид – 1) общественное существо (Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. 1985. №6. С. 26);

2) продукт необходимости физиологической и необходимости исторической, человеческая личность (А.И. Герцен) (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 17).

 

Индивидуальность — совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят и те индивидуально неповторимые особенности, которые относятся к функционированию человека в качестве организма, и те, которые относятся к уникальным свойствам его личности (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18).

 

Инструментальное научение (иногда называемое «условный рефлекс II типа») − образование условных рефлексов между моторной системой, соответствующим условным стимулом и подкреплением. Двигательное действие (например, нажим рычажка) является условием для достижения цели (например, приобретения пищи, которая выполняет функцию подкрепления). (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С. 152-157).

 

Интеллект — 1) общий уровень умственных способностей человека (Пушкин В.Г.: Мелхорн Г., Мелхорн Г.-Г. Интеллект. Исследование и развитие умственных способностей. 1985. №3. С. 175);

2) ориентировка в новых ситуациях, активность мыслительных (и, более широко, познавательных) процессов, а также способность осуществлять целенаправленную и устойчивую деятельность (Рубцов В.В. Пирьов Г. Психология и психодиагностика интеллекта. 1987. №3. С. 173).

Г.Ю. Айзенк расщепляет коэффициент интеллекта на три главные, независимые друг от друга составляющие: 1) скорость интеллектуальных операций; 2) настойчивость, упорство в их осуществлении и 3) склонность к проверке ошибок. Модель структуры интеллекта, предложенная Г.Ю. Айзенком, схематически выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные модальности: интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т.д.), тестовый материал (вербальный, пространственный и т.д.) и то, что получило название «качество» (скорость интеллектуальных операций, склонность к проверке ошибок и настойчивость в выполнении задания) (Бурлачук Л.Ф. Айзенк Г.Ю. Структура и измерение интеллекта. 1982. №1. С. 141).

 

Интериоризация — механизм усвоения человеком общественно-исторического опыта, перехода совместных внешних действий во внутренние действия субъекта. В понятии «интериоризация» необходимо выделить три грани. Первую грань можно было бы назвать гранью индивидуализации, т.е. культурного развития от интерпсихической социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому - собственно психологическим формам его деятельности. Вторая грань понятия «интериоризация», отражающая переход от «мы» к «я», передается посредством термина «интимизация». Исследуя эту грань, мы подходим к таким проблемам, как проблемы самосознания личности. Третья, наиболее изученная, грань — это интериоризация как производство внутреннего «плана сознания» (Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. 1982. №2. С. 22–23).

 

Интерналистские теории воспитания и обучения – в истории педагогики восходят к идеям Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в теоретико-экспериментальной психологической традиции — к трудам Ж. Пиаже и Э. Эриксона, посвященных генезу когнитивных и моральных структур в психике ребенка. Суть этих теорий в том, что развитие ребенка рассматривается как автономный процесс созревания, идущий под действием программ биологической и социальной наследственности, актуализирующих различные внутренние потребности ребенка. Развитие как биологическое и психологическое созревание ребенка налагает жесткие ограничения на все процессы обучения и воспитания, поскольку усвоение ребенком любого содержания, любого предоставленного взрослым материала полностью предопределяется уровнем актуального развития ребенка (Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя.1988. № 1.С. 16–26. С. 16).

 

Интроспекция − метод исследования психических явлений и процессов, получаемый в результате самонаблюдения (Большакова В.В. Психологические взгляды В.Ф. Одоевского (к 120-летию со дня смерти). 1989. №5. С. 122-129).

 

Интуитивистская теория морали говорит о следующем: люди интуитивно знают, что этично, а что — нет; помимо этого утверждения, данная теория не предлагает никакого рационального базиса для определения того, что морально. Таким образом, интуитивизм встречается с большими трудностями в объяснении этических различий между обществами и даже между индивидами внутри данного общества (Нравственность, агрессия, справедливость. 1992. №1. С. 84-97).

 

Интуиция — нелогический компонент мышления. Выделяются два вида интуиции: чувственная и интеллектуальная. Под первой понимается «прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства», под второй — «прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства». Оба эти вида интуиции проявляются главным образом в познавательной деятельности человека и составляют особенности научного поиска (Федоров Е.Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности. 1985. №2. С. 100).

 

Инфантилизм — сохранение во взрослом возрасте черт характера, свойственных детскому возрасту. (Луньков А.И. Зависимость восприятия научных понятий и примеров от организации учебного текста. 1987. №2. С. 92-98).

 

Ипохондрический синдром − невроз, заключающийся в патологической тревоге за собственное здоровье. (Ротенберг В.С. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы. 1989. №6. С. 22-28).

 

Исполнительный контроль − (контроль над исполнением, executive control) применяется в когнитивной психологии для обозначения системы, ответственной за координированное выполнение нескольких когнитивных процессов в ходе достижения индивидом своей цели. Результатом деятельности этой системы являются исполнительные (управляющие, executive) функции (способности), опосредствуемые префронтальной корой мозга (Новикова С.И., Строганова Т.А. Планирование действий детьми пяти–шести лет: возрастные и индивидуальные различия в выполнении теста «Лондонская башня». 2006. № 4. С. 36–46. С. 36).

 

Истерия − патологическое состояние психики человека, ведущее свое происхождение из имеющих высокую ценность психических переживаний, которые были амнезированы. К.Г. Юнг следующим образом излагает ее: «...травма создает некоторое раздражение, от которого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, в случае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чего происходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергия раздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причем они при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область. (Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. 1990. №4. С. 14-22).

 

История психологии – с одной стороны, составная часть теоретического базиса психологии, с другой стороны, составная часть общей истории науки. Это обусловливает и двойственность приемов, которые использует историк психологии в своей работе. Имеет место отчетливый междисциплинарный характер описания истории возникновения психологии как науки (Лидерс А.Г. Эккардт Г. (ред.). К истории психологии. 1980. № 6. С. 161–162).

 

Йеркса—Додсона закон − известен также как теория перевернутого U. Согласно ему, результаты, достигнутые спортсменом, улучшаются по мере роста возбуждения, однако только до определенной точки, после которой увеличение возбуждения ведет к снижению результативности. (Морган У.П., Элликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. 1990. №3. С. 155-161).