Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

ИНТЕЛЛЕКТ. ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Mehlhorn G., Mehlhorn H.-G. Intelligenz. Zur Erforschung und Entwicklung geistiger Fähigkeiten. Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1981. — 186 S.

 

Авторы рецензируемой книги — психологи из ГДР Герлинде Мелхорн и Ганс-Георг Мелхорн формулируют главные задачи исследования интеллектуального развития человека. К ним относятся: исследование детерминант интеллектуального развития индивида; интеллектуальная диагностика, измерение умственных способностей людей; развитие возможностей эффективного повышения интеллекта; оптимальное профессиональное применение способностей личности. Эти задачи предполагают определение общей основы — теоретического объяснения сущности интеллекта, умственных способностей человека. С марксистских позиций обосновывается взгляд на интеллект как способность человека, развивающуюся в его реальном жизненном процессе.

Первая часть монографии посвящена рассмотрению истории и проблематики буржуазных исследований интеллекта. Отмечается, что начало научных исследований интеллекта относится к последней четверти XIX в. Причем для буржуазной психологии характерен разрыв между психологией мышления и психологией интеллекта, который не преодолен до сих пор. В рамках психологии мышления речь идет о лабораторном эксперименте и индивидуальной диагностике в исследовании процессов мышления. В изучении интеллекта, напротив, представлены полученные с помощью тестов данные о больших популяциях и ведется их корреляционно-статистическая обработка. Интеграция обоих исследовательских направлений, как отмечают авторы книги, является необходимой; она должна быть соотнесена с другими исследовательскими направлениями. В результате изучение интеллекта может стать междисциплинарным.

Во второй части книги рассматриваются развитие интеллекта школьников и его детерминанты. В качестве основной детерминанты умственного развития молодежи выступает школа Исследовательская задача и результаты связываются с интеллектуальными тестами. Привлекаются школьные контрольные работы и оценки, поскольку они дают сведения об умственной или интеллектуальной работоспособности. Под последней понимаются предпосылки индивида к выполнению заданий умственного или интеллектуального вида.

Понятие «умственные способности» применяется как в смысле «основных способностей», так и в значении «общих умственных способностей», характеризуемых на основе достоверной, относительно высокой внутренней корреляции результатов умственного труда. Понятие «уровень умственных способностей» относится к базовой группе, к которой индивид объективно принадлежит. Термином «интеллект» обозначается общий уровень

 

176

 

умственных способностей человека, который выводится из интеллектуальной работоспособности. Это понятие обладает двумя значениями: употребляется в расширительном смысле — как актуальный общий уровень, которого достигла личность в умственном развитии; в узком смысле оно обозначает уровень развития умственных способностей, который ответствен за качество мыслительного процесса. Этот последний смысл в свою очередь включает в себя два аспекта. Во-первых, речь идет о широте способностей индивида, во-вторых, о качестве имеющихся в его распоряжении способностей (потенциальных и процессуальных).

Понятие интеллекта выдвигается как главное понятие, к настоящему времени еще не точно определенное, но по праву выражающее большое число различных мыслительных способностей, факторов, которые характеризуют уровень и качество мышления личности и обеспечивают разумное поведение в разнообразных проблемных ситуациях и при работе с разнообразным «мыслительным материалом». Интеллект рассматривается как иерархически структурированная целостность мыслительных способностей.

Заметим также, что авторы исследует не индивидуальные пути развития интеллекта, а различия между отдельными уровневыми группами и ответственные за эти различия социальные детерминанты. Эти детерминанты воздействуют на развитие умственных способностей через все психические предпосылки, которые в актуальном исполнении задач могут стать составной частью интеллектуальной работоспособности. При этом в аспекте целостного развития личности умственное развитие рассматривается в качестве основы.

В книге приводятся результаты исследования (измерения с помощью различных тестов) интеллекта у школьников в зависимости от возраста.

Рецензируемая работа представляет несомненный интерес. В ней представлены необходимые основания для исследования человеческого интеллекта с помощью объективных научных методов.

 

В.Г. Пушкин

Ленинград