Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

П

 

Павлов Иван Петрович [14(26).09.1849, Рязань – 27.02.1936, Санкт-Петербург] – великий физиолог. Изучал высшую нервную деятельность почти 40 лет. Исследования велись по новому методу и посредством оригинальных методик. Эти работы существенно повлияли на обновление терминологии, изменение отношения к зоопсихологии и психологии человека, были опубликованы обобщения огромного экспериментального материала. Изучая физиологию головного мозга собак и обезьян, И.П. Павлов точно формулировал понятие высшей нервной деятельности (ВНД) как функцию определенных отделов головного мозга экспериментальных животных. ВНД состоит из условных и безусловных рефлексов. И.П. Павлов различал внешнее и внутреннее торможение. Внешнее — безусловное, а внутреннее — условное при действии условных раздражителей. И.П. Павлов подчеркивал недопустимость отождествления ВНД и ННД (низшей нервной деятельности). Он также доказывал, что нельзя отождествлять ВНД животных и ВНД людей (Роль павловской концепции в современной психологии (круглый стол). 1990. №6. С. 113–114).

 

Павловское учение – весь объем идей и мировоззрение И.П. Павлова и старой Павловской школы. И.П. Павлов старался охватить психику в ее целостности. Он считал, что наука о человеке не может быть сведена к одному учению и методу, а должна интегрировать в себя различные подходы и концепции (см. также Павлов Иван Петрович) (Роль павловской концепции в современной психологии (круглый стол). 1990. №6. С. 111).

 

Памяти психология – раздел психологической науки о памяти как условии деятельности, как форме деятельности и результате деятельности человека, изучает формирование мнемической деятельности в качестве научно-исследовательской задачи, в том числе с целью выработки рекомендации педагогам, а также как часть прямой перестройки, интенсификации и оптимизации учебного процесса в целом (Ипполитов Ф.В. Психология памяти в трудах Л.В. Занкова. 1991. № 4. С. 119–123. С. 120).

 

Память – сложная система многоуровнего и многоступенчатого перекодирования информации; в основе ее организации лежат функциональные системы разных уровней, от уровней с более элементарной переработкой информации, связанных в большей степени с процессами собственно запечатления, до тех уровней, которым предшествует сложная переработка и организация запоминаемого материала, осуществляемая при участии мышления. Это активный процесс, функционирующий во взаимосвязи с другими процессами, в первую очередь с мышлением, а также с вниманием и восприятием. По Р. Аткинсону, предложившему одну из первых пространственных гетерархических моделей, память рассматривается как «динамическая, развивающаяся многоуровневая система, “открытая” по своему характеру и не полно связанная по структуре и по свойствам самой мнемической системы и процессов, в ней происходящих» (Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики. 1984. №6. С. 110–111).

 

Память двигательная – 1) вид памяти, выражающийся в заучивании, сохранении и воспроизведении не образов движений, а самих двигательных действий (по П.П. Блонскому, моторная память) (Гончаров В. И. Исследование двигательной памяти. 1991. №3. С.75–79).

2) память, фиксирующая двигательные (проприорецептивные) ощущения посредством двигательного анализатора. Следовательно, двигательная память должна считаться разновидностью образной памяти (Ильин Е.П. Двигательная память и память на движения –синонимы? 1990. № 4. С. 134–139. С. 135).

 

Партнерство – личные отношения равных людей. Характеризуется высокой степенью интимности, избирательности, личностной значимости. Для партнеров их отношения имеют глубокий жизненный смысл, они уникальны, незаменимы иными отношениями, так как связаны с удовлетворением глубинных потребностей, индивидуальными жизненными планами, сильной психической зависимостью друг от друга (Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности. 1989. №2. С. 98–102).

 

Педагогическая психология − отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания». В структуру педагогической психологии входят психология воспитания, психология обучения, психология учителя. Основоположником педагогической психологии в России является П.Ф. Каптерев, он же предложил и соответствующий термин. В 1876 г. увидела свет его «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», о назначении которой сам автор написал так: «Мы хотим … занимающимся воспитанием и обучением сообщить некоторые сведения о психических явлениях, которые помогли бы им в их занятиях. … Мы хотим еще в своем труде главнейшие учения теоретической педагогики связать с твердыми данными науки о душе, вывести первые из последних». П.Ф. Каптерев отмечал, что психология должна приблизиться к педагогу и приблизить к нему воспитываемых и образуемых. «…Педагогическая психология … есть дисциплина, соединяющая педагогику с психологией, ведущая от психологии к педагогике» (Степанова М.А. Педагогическая психология и образовательная практика: заметки о предмете педагогической психологии. 2008. № 1. С. 111–122. С. 112–113).

 

Педология – наука о целостном развитии ребенка, занимающаяся раскрытием тех новых качеств и специфических особенностей, которые возникают из соединения отдельных сторон его развития — социальной, психологической и физиологической — в целостный процесс. (Баранов В.Ф. Педологическая служба в советской школе 20—30-х гг. 1991. №4. С. 100).

 

Первичный процесс психической жизни включает такие методы, как конденсация и смещение образов. Смещением называется перенос энергетического заряда с одного образа на другой. Конденсацией З. Фрейд называет процесс слияния психических образов, в результате которого возникает новый образ, несущий в себе как энергетический заряд, так и комбинацию значений составляющих его частей. Первичному процессу противостоит вторичный процесс, опирающийся на реалистическое и вербальное восприятие ситуации (Козулин А. Понятие психологической регрессии. 1990. №2. С. 24–34).

 

Переживание — особая внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, т.е. справиться с критической ситуацией (Василюк Ф.Е.) (цит. по: Шмелев А.Г. Проблемы психологии переживания. 1985. №2. С. 180).

 

Переменные – такие величины, которые объективно характеризуют включенные в целостную модель компоненты, образующие целостную систему (Логвинов И.И. Имитационное моделирование в психолого-педагогических исследованиях. 1980. №6. С. 60–72. С. 62).

 

Переходный период — по А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, Л.И. Божович период в развитии ребенка, когда форма деятельности, бывшая ведущей в предшествующем стабильном периоде, изживает себя, внутри нее возникают предпосылки новой формы деятельности и ее мотивы. Соответственно затухают старые виды деятельности и прежние отношения ребенка со взрослыми, меняется его внутренняя жизнь, что и ведет к наблюдаемым проявлениям в поведении, таким как трудновоспитуемость, капризность, конфликтность, непослушание, грубость. Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 1920—1930-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Л.С. Выготский выделил несколько таких переходных периодов: период новорожденности, 1 года, 3, 7, 11, 13 и 16—17 лет. Он считал их «кризисами развития», когда «на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка» (Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 67-летнего возраста. 1986. №4. С. 36).

 

Перцептивный — относящийся к восприятию. Перцептивные структурные компоненты: объект, субъект, активность, чувственные образ (Панов В.И. Системогенез перцептивного процесса. 1991. №2. С. 170).

 

Пиаже Жан [9.08.1896 – 6.09.1980] –  один из крупнейших психологов ХХ в.

Психологическая деятельность Пиаже началась в 1920 г. в Париже, где он много работал у А. Бине в клинике, изучал логику, философию и психологию, проводил экспериментальные исследования на детях. Философские размышления и первые экспериментальные факты привели Пиаже к мысли, что логика не врожденна, а складывается в индивидуальном опыте и что именно психология открывает возможность изучения ее онтогенетического развития. С тех пор и до последних лет центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучать психологическое становление логических операций, возникновение и развитие устойчивых структур интеллекта.

Систематическое исследование генезиса речи и мышления ребенка (1920—1925) позволило Пиаже установить новые факты в области детского развития. Важнейший из них — открытие эгоцентризма ребенка, основной особенности его мышления.

Следующий период научного творчества Пиаже (1925—1929) характеризуется новым направлением исследований — теперь не словесные высказывания, а действия ребенка становятся показателем его умственного развития. В этот период Пиаже убеждается в том, что интеллект складывается у ребенка еще до овладения речью, а интеллектуальные операции высшего порядка подготавливаются сенсомоторным действием.

В последующее десятилетие (1929—1939) совместно с Б. Инельдер и А. Шеминской Пиаже проводит исследование генезиса представлений ребенка о числе, количестве, пространстве, времени, движении и пр. Эти исследования позволили ему изучить стадию конкретных операций и первые собственно операциональные логические структуры интеллекта. Для точной интерпретации этих явлений Пиаже указал на возможность применения к психологии операторной логики. Он не ограничился ее формальным аппаратом, но модернизировал его с учетом психологических фактов, введя понятие группировки как их аксиоматической модели.

В 1939—1950 гг. продолжались исследования Пиаже в области психологии мышления. Изучались представления ребенка о пространстве и геометрических построениях. Совместно с М. Ламберсье было начато изучение восприятия, позволившее Пиаже высказать гипотезу о его вероятностной природе. В этот же период Пиаже провел экспериментальное исследование перехода мышления ребенка к мышлению подростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция генетической эпистемологии.

В 1955 г. в Женеве был создан Международный центр генетической эпистемологии, в котором работали и широко обсуждали проблемы специалисты многих областей знания из разных стран. До конца жизни Пиаже оставался главой этого центра, ему принадлежало последнее слово в обобщении проводившихся там исследований.

В том же 1955 г. Пиаже сформулировал гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Работы Пиаже в последние 20 лет его жизни были посвящены развитию памяти, умственного образа, сознания ребенка, проблемам биологии, философии, эпистемологии.

Основная идея Пиаже, развиваемая во всех произведениях, состояла в том, что интеллектуальные операции образуют целостные структуры, которые устанавливаются благодаря тенденции к «равновесию», к которому на каждом этапе развития стремится эволюция. Исследование этих интеллектуальных структур, их отношения к нервным структурам, с одной стороны, и к структурам математическим, логическим и лингвистическим, с другой, служило подготовкой к общей теории структур и было предметом изучения Пиаже в последние годы жизни.

Пиаже написал около 50 книг, сотни статей, создал знаменитую женевскую школу генетической психологии, Международный центр генетической эпистемологии, основал новый научный журнал. В психологию прочно вошло его имя, во многих странах основаны психологические институты имени Жана Пиаже (Памяти Ж. Пиаже. 1981. № 2. С. 185–186).

 

Пикнический тип — по Э. Кречмеру, тип телосложения, характеризующийся невысоким ростом, полнотой, бочкообразной грудью; ассоциируется с жизнерадостностью, активностью, открытостью, склонностью к переменам настроения (в случае психического заболевания с маниакально-депрессивным психозом). Этот тип противопоставляется астеническому. (Личность: определение и описание. 1992. №3. С. 42).

 

Планирование действий — сложный процесс, который осуществляется при участии нескольких базовых исполнительных функций: торможения, рабочей памяти, конструирования. Для планирования необходима обработка информации в вербальной и невербальной рабочей памяти, в результате которой индивид создает и оценивает разнообразные варианты последовательности своих действий. Одновременно происходит торможение доминирующего ответа (импульсивного или привычного поведения, неэффективного при решении данной задачи) и защита обрабатываемой информации от интерференции (помех, создаваемых внешними раздражителями) (Новикова С.И., Строганова Т.А. Планирование действий детьми пяти–шести лет: возрастные и индивидуальные различия в выполнении теста «Лондонская башня». 2006. № 4. С. 36–46. С. 36-37).

 

Плато-переживания – в них, так же как и в предельных переживаниях, человеку открываются реальность Бытия и ценности Бытия, однако плато-переживания – произвольные, более длительные и менее яркие состояния, характеризующие скорее медитацию и просветление, чем экстатический инсайт. А. Маслоу тесно связывает плато-переживания с трансценденцией, вводящей человека в реальность Бытия (Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. 1987. № 3.С. 150–158. С. 154).

 

Платонов Константин Константинович [1906– 5.09.1984] – доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Впервые создал самолет-лабораторию для изучения летных навыков и выпустил в свет «Психологию летного труда»; впервые внедрял научные достижения психологии труда на Горьковском автомобильном заводе (1932); впервые прочитал курс «Психология труда» в МГУ им. М.В. Ломоносова; впервые исследовал функциональную структуру личности, внес свой вклад в развитие социальной психологии, особенно в теорию групп и коллективов и ее прикладной аспект (Константин Константинович Платонов (некролог). 1984. № 6. С. 168).

 

Побуждение – конкретное ситуативное образование, последнее звено процесса мотивации, непосредственно инициирующее деятельность (и отдельные действия) — именно такой формы и именно в данных конкретных условиях (внешних и внутренних) (Иванников В.А. Формирование побуждения к действию. 1985. №3. С. 115).

 

Побуждения теория – базируется на исследовании C. Hull и предсказывает улучшение результативности деятельности с ростом возбуждения. Другими словами, предполагается прямая зависимость между уровнем возбуждения и результативностью. Эта теория служит основанием для наиболее «накручивающих» методов тренеров и спортивных психологов, но до сих пор наблюдения, подтверждающие ее, отсутствуют (Морган У.П., Элликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности. 1990. №3. С.155).

 

Поведение – взаимоотношения организма и среды на основе обмена информацией (Лидерс А.Г. Йост В. (ред.) Биологическое исследование поведения человека. 1985. №3. С. 176).

По К. Левину, поведение является функцией личности и психологического окружения, т. е. B=f (P, Е) где Р — личность, Е — психологическое окружение (Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации. 1986. №5. С. 161).

 

Подведение под понятие – операция, состоящая в отнесении отдельного предмета или явления к соответствующему виду, роду; включение его в объем общего понятия, обозначающего определенный класс тех или иных явлений, т.е. включение данного предмета в этот класс. В последовательных «подведениях под понятие» как отдельных предметов, так и их классов состоит логическое содержание развитого процесса классификации – создание иерархической классификационной системы (Максименко С.Д., Бех И.Д. Психологический анализ механизма классификации у младших школьников. 1980. № 5. С. 78–89).

 

Подкорки уровень – это уровень первичной интеграции разнообразных сенсорных импульсов, уровень формирования простейших эмоций. Подкорка (и в частности, таламус) должна иметь самое непосредственное отношение к формированию низших психических слоев «я» человека, и в частности, чувства «бытия в мире» (Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного "я". 1980. № 5. С. 41–45. С. 44).

 

Подражание (имитационное научение) – 1) приобщение к новому опыту и новым элементам деятельности на основе наблюдения t за поведением других индивидов того же или близкого видов. Некоторые явления подражания могут по своим механизмам принадлежать к области запечатления (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С. 152–157).

2) воспроизведение субъектом действий, выполняемых другими, или создание предмета, сходного с другим предметом. Такое широкое понимание подражания позволяет относить к нему массу явлений, которые могут быть различны по происхождению, механизмам и функциям. Попытки найти психологическое содержание подражания заключались либо в раскрытии его через такие понятия, как: «вчувствование», эмоциональное заражение (Т. Липпс), внушение в так называемом социальном наследовании (Т. Тард, Дж. Болдуин); либо в самых общих для того или иного направления понятиях: образование ассоциативных связей в индивидуальном опыте (Д. Гартли, А. Бэн и др.) или возникновение структуры, гештальта под влиянием образца в перцептивном поле индивида (В. Келер, К. Коффка) (Божович Е.Д. Некоторые вопросы обучения по образцам. 1980. № 2. С. 135–139).

 

Подростковый возраст − фаза перехода от детства к зрелости. В периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, в отличие от всех других периодизаций, когда подростковый период рассматривается как пубертатный, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 и 15, 16 годами (Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. 1983. № 1. С. 33–42. С. 34).

 

Познавательная потребность – это понятие проделало к настоящему времени длинный путь, на котором было и полное отрицание этой потребности как самостоятельной, и «возвеличивание» ее как центральной в иерархии нужд человека. Начиная с 50-х гг., в частности с известных экспериментов Л. Харлоу и Д. Берлайна, было показано, что познавательная потребность не «обслуживает» другие потребности (как это считал, например, Р. Вудвортс), а является независимой потребностью индивида, имеющей собственные задачи в структуре поведения. Под потребностью в познании понимается потребность в деятельности, направленной на получение нового знания. Главной характеристикой этой потребности является ее ориентация не только на результат познания, но еще и на сам процесс. Положительные эмоции при познавательной деятельности, побуждаемой потребностью в познании, возникают в большинстве случаев уже в самом процессе ее осуществления. Существенно при этом, что познавательная деятельность в том случае, если она вызвана именно познавательной потребностью, может быть не связана с конкретно-практическими целями индивида (возможностью награды, социального успеха и т.д.) и в этом смысле познавательная потребность «бескорыстна» (Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника. 1980. № 2. С. 83–92).

 

Познание — 1) активность, направленная на весь внешний мир, имеющая основой ориентировочный рефлекс и развивающуюся на его базе познавательную потребность, и выражающаяся в построении образа мира посредством ориентировочно-исследовательской, или поисковой, деятельности (Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. 1984. №1. С. 34);

2) особого рода деятельность, направляемая целями, задачами, мотивами познания, включающая в себя многообразие умственных действий и операций, способов и приемов достижения намеченных познавательных целей, поисков решения познавательных задач (Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. 1986. №2. С. 127).

 

Пол — явление биосоциального характера: его действие является следствием общих социокультурных предположений об универсальных биологических процессах (Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников. 1985. №3. С. 165).

 

Полезависимость – поленезависимость – дихотомические переменные, описывающие познавательные стратегии различных когнитивных стилей. Они отражают возможность субъекта преодолевать влияние контекста либо зависеть от стимульного поля. Измеряются с помощью разработанных Г. Виткиным и его сотрудниками методик: теста «встроенные фигуры», теста «стержень и рама» и др. (Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. 1989. №6. С.140 – 147).

 

Полезности предельной теория − ее сторонники рассматривали поведение с позиций рационализма, абсолютизировали принцип личной выгоды. Данная теория разрабатывалась, в частности, австрийской школой политической экономии. Ее идеи были реализованы в работах К. Менгера, Э. Бем Баверка и других (Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей. 1995. № 3. С. 46–52. С. 46).

 

Половая дифференциация — понятие в психологии развития личности, отражающее становление психологического пола, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентации и образцов поведения. Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, в особенности в совместную деятельность с другими.

Согласно существующей в биологии развития теории половой дифференциации (В.А. Геодакян), адаптация женских особей в онтогенезе, их «пригнанность» к существующим условиям и требованиям среды совершеннее, чем мужских, что обеспечивает женскому полу более высокую онтогенетическую пластичность, приспосабливаемость по сравнению с мужским. Изменчивость женского пола направлена на то, чтобы придерживаться нормы и поспевать за ее изменениями]. (Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. 1987. №5. С. 70).

 

Помехоустойчивость – способность системы работать в условиях действия помех без снижения своей эффективности. При исследовании помехоустойчивости, с одной стороны, анализируется ее специфика для различных систем (сенсорной, моторной, когнитивной), особенности помехоустойчивости при разном уровне реализации исследуемого процесса, а с другой — изучается влияние помех, различных по виду, качеству, интенсивности (Хомская Е.Д., Будыка Е.В., Ефимова И.В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга. 1990. №3. С.138–144).

 

Понимание — активная многоуровневая, разносторонняя познавательная деятельность, ядро которой — взаимодействие когнитивных и мнемических процессов, направленных на установление смысловых связей между новой информацией и имеющимися в его опыте базисными знаниями. Мысль может быть понята только таким человеком, у которого она входит в состав его личного опыта или в той же самой форме (тогда она уже старая, знакомая) или же на ближайших степенях обобщения (Калмыкова З.И. Понимание школьниками учебного материала. 1986. №1. С. 87).

 

Пономарёв Яков Александрович [25.12.1920, Вичуг Ивановской области – 22.02.1997, Москва] – доктор психологических наук,  крупный специалист в области психологии творчества и интеллекта, методологии психологии, заслуженный деятель науки РФ, почетный академик РАО.

Разработал оригинальное представление о психике как субъектной модели реальности. Внес большой вклад в психологию творчества, провел циклы экспериментальных исследований в области интеллектуального развития, интуиции и логики в процессах мышления. Основным результатом этих исследований стало открытие психологического феномена побочного продукта действия. Были выявлены закономерности развития способности действовать в уме, которая является базовой для развития других познавательных способностей. Я.А. Пономарёв развил оригинальное представление об ЭУС («этапы – уровни – ступени»), согласно которому происходит преобразование этапов развития психики в структурные уровни ее организации и ступени решения творческих задач. Было также установлено, что решение любой творческой задачи осуществляется на более низком (часто интуитивном) структурном уровне, чем ее постановка. В итоге творческого осмысления экспериментальных результатов Я.А. Пономарёв выдвинул концепцию структурно-уровневой организации психики и теорию этапов развития психологического знания. Им были проанализированы эволюция предмета психологии и ее основных понятий, показаны необходимость и пути развития нового типа психологического знания (Я.А. Пономарев (некролог). 1997. № 3. С. 155–156).

 

Понятие − клеточка сознания (Л.С. Выготский) (Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин. 2000. №6. С. 90−99. С. 92).

 

Порог сенсорный – минимальная величина раздражителя, при которой наблюдается чувствительность человека к восприятию и различению сигналов (Пономаренко В.А., Ворона А.А., Зацарный Н.Н. Психофизиологическое обоснование использования технических средств обучения при подготовке летного состава. 1990. №3. С. 40–48).

 

Пороговая проблема – одна из основных проблем психофизики. Речь идет о том, по какому принципу строится отражение нашими органами чувств оказываемых на них воздействий: по дискретному, когда это воздействие должно достигнуть определенной величины, чтобы вызвать ощущение; или же непрерывному, когда любое возрастание раздражителя дает соответствующее возрастание ощущения. Иными словами, речь идет о том, является ли порог реальным свойством сенсорной системы, или это лишь дискретный способ анализа непрерывной величины (Бардин К.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика. 1990. №1. С.131–136).

 

Потребность — 1) испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития (А.Г. Ковалев). В более широком смысле, потребность — это избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире (П.В. Симонов) (Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий. 1983. №3. С. 18);

2) отражение недостатка, нехватки, нужды, необходимости в каких-либо вещах, предметах, информации, действиях или переживаниях, необходимых для жизнедеятельности личности, ее здоровья, психического или физического состояния или для удовлетворения ее социальных запросов в успехе, уважении, славе, самореализации (Филиппов А.В., Ильин Г.Л. Проблема совместной деятельности в психологии управления. 1984. №6. С. 9).

 

Поэтапного формирования умственных действий теория — деятельностная теория усвоения, разработанная П.Я. Гальпериным. Вместе со своими учениками он изучал структуру действия. Ими впервые был выделен его элемент, названный ориентировочной основой действия (ООД) (см. также: Ориентировочная основа действия); выявлены его содержание и типы. Типы ООД положены П.Я. Гальпериным в основу определения типов учения. Исследование функциональных частей действия привело к выделению исполнительной и ориентировочной частей действия, а в ориентировочной части — собственно ориентировочной и контрольной. Под руководством П.Я. Гальперина специальному изучению была подвергнута также мера сокращенности действия: переход от развернутого (сукцессивного) выполнения действия к выполнению сокращенному (симультанному). В последние годы жизни П.Я. Гальперин согласился дополнить число первичных характеристик действия мерой самостоятельности (мерой разделенности) действия. Предложенный им подход успешно прошел испытание при исследовании перцептивных видов деятельности, а также при формировании различных профессионально-производственных умений (Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня. 1993. №1. С. 92).

 

Предельное переживание – понятие, введенное А. Маслоу, который сначала рассматривал предельные переживания как одну из общих характеристик самоактуализирующихся личностей. Позже, однако, он убедился в том, что предельные переживания встречаются практически у всех людей. Единственное различие заключается в том, что одни люди принимают и ценят такие переживания, другие же стараются их вытеснить или рационализировать. Для обозначения в инструкции своим респондентам А. Маслоу операционализировал их в виде просьбы описать «самое чудесное переживание или переживания Вашей жизни; самые счастливые мгновения, мгновения восторга, экстаза, может быть, в любви, или при слушании музыки, или при внезапном потрясении от книги или картины, или в великие мгновения творческого вдохновения» (Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. 1987. №3. С.150–158).

 

Предицирование – соотнесение высказываемого в предложении с объективной действительностью. Предицирование зависит от понимания ребенком деятельностного смысла ситуации. Отношение однословного предложения к действительности основано на образной связи ситуации и высказывания (Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы. 1987. № 2. С. 104–112. С. 105).

 

Предметность – ведущая характеристика деятельности. Как отмечал А.Н. Леонтьев, «предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств». В полной мере это относится и к системе установок, стабилизирующих деятельность. Одним из экспериментальных приемов изучения предметной детерминации психических функций является разработанный П.И. Зинченко метод исследования зависимости результативности непроизвольного запоминания от места отражения стимульного материала в структуре деятельности (цели или условий, в которых она задана). Классические эксперименты Д.Н. Узнадзе, где выделение установочного признака является целью, предписанной инструкцией, с одной стороны, и исследования, в которых установочный признак занимал место неосознаваемого условия, – с другой, подготовили почву для применения указанного выше метода в изучении установки. Так, в работе М.Б. Михалевской было показано, что выраженность иллюзии и время ее затухания существенно зависят от места стимульного материала в структуре деятельности (Шапирштейн Г.Я. Роль предметного содержания деятельности в процессе взаимодействия установок субъекта . 1987. № 3. С. 135–139. С. 135).

 

Предписательности теория морали – делает упор на осознанном и последовательном поведении. В соответствии с теорией предписательности, этические положения должны скорее указывать путь, а не влиять на поведение индивида непосредственно. Эти положения должны носить рациональный характер и иметь резонные основания, а также быть достаточно общими: одно и то же положение должно быть применимо в сходных ситуациях (Нравственность, агрессия, справедливость. 1992. №1. С. 84–97).

 

Представления социальные — это «теории», «когнитивные системы» с собственной логикой и языком, «способы мышления», которые люди вырабатывают посредством коммуникации для объяснения различных объектов или явлений. С помощью социальных представлений субъекты интерпретируют явления окружающего мира, придают смысл неизвестному объекту, событию, феномену, делая его понятным, вписывая его в имеющуюся систему координат. Говоря словами Х. Жоффе, это защита от опасности; когда нечто странное и непонятное превращается в обычное и понятное, то оно перестает быть пугающим и угрожающим. Эти современные версии здравого смысла ориентируют людей в их физическом и социальном мире, организуют их поведение. Изучение социальных представлений является своего рода наблюдением за тем, как ценности, социальные правила и культурные паттерны осмысляются субъектом и определяют его поведение. Ж.-К. Абрик предлагает различать два элемента представления — ядро и периферию. Ядро, главная, стабильная часть представления, придает смысл всему представлению и организует его. Оно сходно у различных представителей одной группы и обусловлено историческими, социальными и идеологическими условиями. Изменение элементов ядра ведет к изменению самого представления. Периферические элементы выполняют важную роль в связи с функционированием и динамикой представления, обеспечивая гибкость социального представления и выступая своего рода связующим звеном между представлением и реальностью (Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде. 2005. №3. С. 90−97. С. 92).

 

Преоперационная (дооперационная) стадия (2 года — 7 лет) интеллектуального развития — стадия психического развития ребенка (в рамках теории Ж. Пиаже), при которой начинается перенос действий из материальной сферы во внутреннюю, психическую сферу, однако это интериоризированное действие весьма непластично. Из-за отсутствия обратных операций при изменении конфигурации материала (дискретного и недискретного) ребенок не чувствует неизменность множества. Одной из наиболее важных особенностей дооперационного мышления Ж. Пиаже считает именно отсутствие обратных операций. (Кечакмадзе И.К. Психологические условия формирования понятия сохранения количества у детей шестилетнего возраста. 1984. №6. С. 33).

 

Престиж – закрепленная за каждым членом группы мера его заслуг, определяющая его место в системе групповой организации, в структуре группы (Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства. 1980. № 2. С. 29–40).

 

Привыкание – устранение врожденного рефлекса, который утратил в результате длительных повторений свою значимость. Привыкание, как правило, требует более высокого количества повторений, чем угасание (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С.152–157).

 

Привязанность (attachment) — взаимодействия ребенка со взрослым: поиск и установление близости с другим индивидом (прежде всего с матерью, отцом и теми, кто ухаживает за ребенком или объектами привязанности); рассматривается как основной фактор развития ребенка в первые годы его жизни.

В западной литературе можно выделить два основных варианта объяснения природы привязанности. Сторонники концепции «первичной мотивации» считают, что у ребенка существует врожденная потребность находиться в непосредственной близости, контакте с другим существом (используется термин clinging — «прилипание»). Согласно же концепции «вторичной мотивации» привязанность возникает потому, что близкие взрослые, прежде всего мать, удовлетворяют физиологические потребности ребенка. Этот подход в основном защищался теми, кто выполнял свои исследования в русле бихевиористской традиции.

В рамках эволюционно-этологического подхода потребность в контакте с матерью объясняется через возникновение и закрепление в филогенезе определенных адаптивных механизмов (инстинктивный механизм, при включении которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, потенциально опасных для него). (Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии). 1985. №6. С. 146).

 

Принцип единства сознания и деятельности – см.: Единства сознания и деятельности принцип

 

Принятие — это отношение к ребенку, экспрессивно выражаемое или имплицитно присутствующее у родителя в виде родительской установки (нежная забота о ребенке, понимание его внутреннего мира, терпимость к индивидуальным психофизическим особенностям и т.д.) (Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. 1986. №2. С. 110).

 

Принятие решения — важнейший этап, ключевой элемент в деятельности любой сложной системы, функционирующей в реальных условиях внешней среды. Процесс принятия решения у человека всегда ассоциируется с деятельностью в условиях информационного дефицита (Чораян О.Г., Коган Е.А. Вероятностные измерения размытости в процессах распознавания образа. 1983. №1. С. 138).

 

Припоминание – селективная активация и направленная перестройка ранее образованных временных нервных связей в соответствии с реализуемой человеком репродуктивной задачей (Большунов Я.В. К вопросу о психофизиологических механизмах произвольного воспроизведения. 1980. № 6. С. 83–89. С. 83).

 

Проективный рисунок — метод диагностики и коррекции, используемый в детской и семейной психотерапии. Он обращен к тем содержаниям душевной деятельности, которые не отчетливо представлены в сознании, а находятся в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи и образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но тем не менее – полные смысла. Смягчение сознательного контроля – одна из важнейших предпосылок работы проективных техник. Находясь в подпороговом состоянии, эти содержания психического благодаря своей непроясненности сопровождаются существенно меньшим напряжением, сравнительно с той его степенью, которую они способны вызвать, приближаясь к сознанию. Поэтому в символике и графической экспрессии рисунка выступает та неосознаваемая реальность, которая хотя и определяет самочувствие и поведение человека, но не может быть выражена в слове. (Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке. 1995. №6. С. 20).

 

Проекция — защитный механизм, заключающийся в возложении вины на кого-нибудь другого. Человек не осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других — и видит других ненавидящими и преследующими его; это и есть проекция. Типичной является такая степень проекции, при которой человек не осознает наличие нежелательной черты в себе. (Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 78);

— проявление неосознаваемых характеристик мотивации личности в форме структуры психических процессов и поведения человека. (Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм. 2007. №2. С. 162—163).

 

Произвольность — сознательная саморегуляция поведения, опосредствование своей деятельности (как внешней, так и внутренней). Необходимой предпосылкой для этого является осознание своих действий. (Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. 1990. №3. С. 49).

 

Произвольность регуляции высших психических функций – характеризует динамическую организацию психической деятельности. Она предполагает наличие и удержание программы (выработанной самостоятельно или данной в виде инструкции), в соответствии с которой осуществляется данная психическая функция; реализацию программы, т.е. регуляцию последовательности определенных фаз деятельности; контроль за протеканием функции и окончательным результатом деятельности, для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата», а также повторение всех фаз в случае несовпадения результата с «образом» (Хомская Е.Д., Будыка Е.В., Ефимова И.В. Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности и межполушарная асимметрия мозга. 1990. №3. С. 138–144).

 

Проколиенко Людмила Никитична [1927–3.08.1989] – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, председатель Украинского отделения Общества психологов СССР.

Труды Л.Н. Проколиенко посвящены широкому кругу вопросов возрастной и педагогической психологии. Среди проблем, в разработку которых внесла вклад Л.Н. Проколиенко, – психологические аспекты программирования, алгоритмизации и компьютеризации обучения, формирование нравственных качеств в рамках школьного и семейного воспитания, психологические условия становления гармоничной личности. В исследовательской, педагогической и организаторской деятельности Л.Н. Проколиенко продолжила линию своего учителя, действительного члена АПН СССР, Г.С. Костюка. Это проявилось и в пристальном внимании к комплексному совершенствованию содержания и методов обучения, и в акценте на стимулировании собственной активности обучаемых и воспитуемых, и в тесном увязывании теоретических проблем педагогической психологии с насущными нуждами школы (Людмила Никитична Проколиенко (некролог). 1989. № 6. С. 188).

 

Пропозиции – логические функции, значениями которых служат высказывания (Стеценко А.П. Некоторые направления исследования языка и коммуникации в современной западной психологии (по материалам книг из серии «Язык и коммуникация») 1987. № 3. С. 158–165. С. 159).

 

Просодия – это учение о метрически значимых элементах речи, а также термин, обозначающий соответствующий круг явлений. Будучи феноменом лингвистического порядка, просодия составляет прежде всего предмет изучения языковедческих наук. Однако и в психологии за последние несколько лет возрос интерес к проблеме изохронии, ритма, определению временной структуры речи и выявлению их роли в организации речевого взаимодействия. Изучение просодии в настоящее время в значительной мере ориентировано на выявление общепсихологических закономерностей протекания речевых процессов в их связи с реальными задачами коммуникации. Просодическая структура высказывания, как показано в работе М. Неспор и И. Фогель, дает возможность определять значение двусмысленных высказываний в тех случаях, когда их синтаксическая структура и логическая форма оказываются в этом плане недостаточными (Стеценко А.П. Некоторые направления исследования языка и коммуникации в современной западной психологии (по материалам книг из серии «Язык и коммуникация»).1987. № 3. С. 158–165. С. 159).

 

Профессиональное самоопределение — процесс, связанный с выбором, освоением профессии и реализацией себя в ней. Первая стадия — возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия соответствует старшему школьному возрасту. Вторая стадия — профессиональное обучение как освоение выбранной специальности, осуществляемое в ПТУ, техникуме, вузе. Третья стадия — профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. На четвертой стадии личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, что характеризуется как уровнем овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. На этой стадии выявляется выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связывались человеком с профессиональным трудом (Прыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников. 1987. №4. С. 45).

 

Профиль латеральности – совокупность индивидуальных особенностей межполушарной организации функций, который определяется путем оценки признаков доминирования моторных и сенсорных функций. «Профиль латеральности» характеризуется не только типом, но и степенью выраженности моторных и сенсорных асимметрий. Иначе говоря — степенью преобладания функций, реализуемых преимущественно одним полушарием над теми же функциями другого полушария (Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Сироткина Е.Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики). 1988. №2. С. 147–152).

 

Профориентация — процедура психологического диагностирования. Ее суть такова: предполагается, что для основных профессий современного общества существуют требования, которые профессия предъявляет к желающему овладеть ею. Кроме того, считается, что с помощью стандартного набора методик психологической и психофизиологической диагностики можно выявить картину стойких индивидуально-психологических особенностей человека. При наложении сетки профессиональных требований на картину индивидуально-психологических особенностей видно, какие профессии более всего подходят данному человеку. (Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации. 1988. №1. С. 77).

 

Псевдогаллюцинация – восприятие не существующих реально объектов и явлений. Основное различие между истинной галлюцинацией и псевдогаллюцинацией состоит в субъективной осознаваемости иллюзорности, нереальности псевдогаллюцинаторного образа (хотя человек реагирует на образ эмоционально). Псевдогаллюцинация имеет бóльшую интенсивность, чем мысленный образ, не проецируется вовне (в основном). Такие образы появляются непроизвольно и не рассеиваются сразу, несмотря на усилия «прогнать» их (Гостев А.А., Рубахин В.Ф. Классификация образных явлений в свете системного подхода. 1985. №1. С. 33–42).

 

Психика — форма активного отражения объективной реальности субъектом (Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. 1984. №4. С. 16).

Основные функции психики — познавательная, регуляторная, коммуникативная (Береговой Г.Т., Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. 1983. №1. С. 23).

Явления психики распадаются на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля... (Д.Н. Узнадзе) (Григолава В.В. Бессознательное и установка. 1984. №3. С. 145).

Психика − системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, состоящее в ее развитой способности изменяться в качественном, количественном и структурном отношении в соответствии с качественными, количественными и структурными особенностями тех объектов, с которыми она (материя) приходит во взаимодействие  (Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности. 2007. № 3. С. 3−15. С. 5).

 

Психоанализ — это учение, основанное З. Фрейдом, о недоступных прямому наблюдению глубоко лежащих процессах (Григолава В.В. Бессознательное и установка. 1984. №3. С. 147).

Его основные принципы — психический детерминизм, констатация целесообразности психической деятельности и поведения, их бессознательности и влияния раннего опыта индивида в детском возрасте на дальнейшую психическую жизнь (Руткевич А.М. Фаррелл Б.А. Современное состояние психоанализа. 1982. №2. С. 148).

З. Фрейд создал теорию психосексуального развития и его связи с инфантильными переживаниями ребенка, теорию эдипова и кастрационного комплексов, а также структурных психических образований: Я, Оно, Сверх-Я. Теория психосексуального развития содержит в себе ряд утверждений, среди которых центральными являются следующие: 1) у взрослых людей наблюдаются определенные психосексуальные синдромы (устойчивое сочетание некоторых черт характера); 2) эти синдромы тесно связаны с воспитанием ребенка в раннем возрасте; 3) у детей можно наблюдать догенитальный эротизм. Эта психотерапевтическая система на мировоззренческом, философском уровнях проникла практически во все области западной жизни (Слуцкий В.М. Современное состояние детского психоанализа. 1988. №5. С. 161).

 

Психогенетика — наука на стыке психологии и генетики, занимающаяся изучением относительного вклада генотипических и средовых факторов в развитие индивидуальных различий. Основные постулаты психогенетики: 1) менделевские законы дискретного наследования применимы и к более сложным признакам, имеющим нормальное распределение в популяции; при этом допускается, что многие гены, каждый из которых имеет небольшое влияние, действуя вместе, приводят к очевидным различиям между людьми в популяции; 2) предполагается, что генетические различия могут приводить к индивидуальным различиям в фенотипе, т.е. в тех характеристиках (физических, физиологических, психологических), которые доступны экспериментальному наблюдению. (Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики. 1992. №5—6. С. 5);

— отрасль науки, где на основе дифференциально-психологических методик и методов генетики изучаются источники изменчивости психических свойств (Кукаркин А.З. Критический анализ современной социобиологии (о роли наследственных предпосылок в психическом развитии человека). 1984. №2. С. 35).

 

Психодиагностикаточный анализ индивидуальных особенностей для полного раскрытия потенций человека во всех жизненных сферах (Коссаковски А. История и основные направления развития психодиагностики в ГДР. 1984. №4. С. 144).

 

Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Среди наиболее распространенных определений – следующие:

1) психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф. Бассин, В.Е. Рожнов, 1975);

2) частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М. Банщиков, 1974);

3) способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий, 1978);

4) механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А. Ташлыков, 1984);

5) механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С. Ротенберг, 1984);

6) механизм компенсации психической недостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид, 1975);

7) пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий, 1980);

8) динамика системы установок личности в случае конфликта установок (Ф.В. Бассин, 1976);

9) способы репрезентации искаженного смысла (В.Н. Цапкин, 1985)

(Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. 1990. №4. С. 15).

 

Психологическая травма — следствие травмирующего психику события, стресса. Психотравмирующее событие представляется человеку настолько чудовищным, противоречащим самим основам его жизни, что он, как правило, не может и/или не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку (Копьёв А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии. 1986. №4. С. 124). Психологическая травма проявляется, в частности, как возвращение к событию в сновидениях, тревога (Розин М.В. У истоков нового мифа. 1991. №6. С. 183).

 

Психология — в буквальном переводе с греческого — понятие (учение) о душе, наука о закономерностях развития психической деятельности (Донцов А.И. Группа: психология и этимология. 1983. №4. С. 133, 134).

 

Психология памяти – см.: Памяти психология

 

Психология развития — изучает биологические и социальные факторы, действующие на каждой возрастной ступени онтогенеза. Решение этой задачи осуществляется путем многофакторного анализа психических способностей и функций с учетом уровня сформированности тех или иных характеристик и свойств личности (Рётер Д. Способность к обучению у взрослых. 1985. № 1. С. 57–66. С. 58).

 

Психология управления — отрасль прикладной психологии, изучающая организованную деятельность людей, объединенных в одной организации, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, техническими и организационными требованиями (Филиппов А.В., Ильин Г.Л. Проблема организованного труда в психологии управления. 1987. №5. С. 20).

 

Психопатия — личностная патология, сущность которой определяется патологией аффективно-волевой сферы, наиболее ярко выявляющейся в различных жизненных ситуациях затруднения или неуспеха, когда особая нагрузка падает на процессы регуляции. Как отметил П.Б. Ганнушкин: «Роль внешнего фактора в клинике психопатий имеет особенно большое значение — в качестве проявителя того, что при других условиях осталось бы скрытым». Психопатия проявляется в аномальности личностного функционирования и включает динамические, ситуационно обусловленные нарушения деятельности. (Кудрявцев И.А., Лавринович А.Н. Особенности регуляции мышления при патологии характера. 1986. №4. С. 155).

 

Психосемантика — отрасль психологической науки, занимающаяся изучением субъективной сферы смыслов — субъективной семантики. В экспериментальных исследованиях этого направления выявляются различия субъективных «семантических пространств», «личностных конструктов» посредством реконструкции индивидуальной системы значений, заданных своими проекциями — признаками. С помощью этих методов получены очевидные данные относительно субъективных различий в понимании разными испытуемыми одного и того же содержания, например причины тех или иных описываемых поступков (Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. 1986. №2. С. 134).

 

Психотерапевтический миф − специально сформулированные для клиента психологические знания, объясняющие суть проблемы и процесс лечения. И хотя в литературе подвергается критике так называемая индоктринация, т.е. навязывание терапевтом клиенту тех или иных концептуальных идей в результате жесткой установки, вызывающей сопротивление клиента и мешающей психотерапевтическому процессу, ненамеренная индоктринация обязательно присутствует в любой психотерапии (Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов. 1999. № 1.  С. 77–83. С. 77).

 

Психотерапия — область науки и практики, занимающаяся нарушениями, при которых ни симптомы, ни их причины не могут быть поняты исходя из анализа человеческого организма и требуют подхода с позиции теории личности и межличностных отношений. Это процесс целенаправленного психологического воздействия с помощью стимулов, основанных на природе социального взаимодействия (Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. 1982. №4. С. 104).

 

Психофизика — отрасль психологии, занимающаяся исследованиями по установлению связи между результатами физических и психометрических измерений определенного параметра качества. На основе решения этих проблем в прикладной психофизике разрабатываются методы, позволяющие в ряде случаев осуществить переход от оценки качества изделия на психологическом пространстве к оценке физическими методами. Эта задача существенна как в технике кино и телевидения, так и в пищевой промышленности (Козловский С.М. Роль эталонов в психофизических измерениях. 1985. №4. С. 102).

 

Психофизиология — отрасль психологической науки, которая исследует проблему развития человека на основании классических и новых рефлекторных концепций (Выступления по докладу. 1987. №3. С. 30).

 

Пуни Авксентий Цезаревич [1898, г. Вятка – 1985] – известный советский психолог, стоявший у начала становления советской психологической науки. Имя А.Ц. Пуни связано как с общей психологией, так и со специальной ее ветвью – психологией физического воспитания и спорта. А.Ц. Пуни по праву можно считать одним из основоположников не только советской, но и мировой психологии спорта.

Вся жизнь А.Ц. Пуни была связана с Государственным институтом физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В стенах этого института он прошел путь от студента до профессора, на протяжении 30 лет возглавлял кафедру психологии.

А.Ц. Пуни – автор 350 работ, 95 из которых опубликованы за рубежом. Широкую известность и признание получила его книга «Очерки психологии спорта» (1959). Она явилась первой монографией по психологии физического воспитания и спорта и была переведена на многие языки мира.

Наиболее актуальными  для психологии физического воспитания и спорта можно назвать его работы по психологическим основам технической подготовки спортсмена, психологическим основам волевой подготовки спортсмена, психологической подготовке к соревнованиям в спорте, вопросам социальной психологии спорта.

А.Ц. Пуни внес вклад в общую психологию, психологию труда, военную и педагогическую психологию (Авксентий Цезаревич Пуни (некролог). 1985. № 5. С. 184–185).

 

Пятна Роршаха — тест, направленный на выявление интрапсихического содержания личности, которое достигается путем анализа психологом интерпретаций испытуемого пятен неопределенной формы (Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. 1985. №4. С. 145).