![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | English ![]() | ![]() |
![]() |
||
![]() |
новости ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Щедровицкий Георгий Петрович [23.02.1929, Москва – 3.02.1994, Москва] – создатель новой профессии «методолог» и основатель современной школы методологии, кандидат психологических наук.
Г.П. Щедровицкий внес существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. В последние годы жизни являлся председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм правления Союза научных и инженерных обществ, главным редактором журнала «Вопросы методологии». На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет деятельности ММК (1953–1963) методологи первого поколения, как они вошли в историю кружка, – А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П. Щедровицкий – создали основной корпус методологических дисциплин: содержательно-генетическую логику, системно-структурную методологию, теорию языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики, методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии анализа развития социально-производственных систем.
Собственные научные труды Г.П. Щедровицкого по проблемам методологии и антропологии очень многочисленны. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П. Щедровицкому откликаться на острые и кризисные ситуации развития методологии, философии и науки. В 1990 г. Георгий Петрович создал журнал «Вопросы методологии» как трибуну для современной методологии.
Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным проблемам психологии. Среди них: методология исследования мышления как деятельности, содержательно-генетический анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации, изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических методов в педагогике.
Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими друзьями и единомышленниками пришел к идее создания организационно-деятельностной игры как формы и метода исследования, социального проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей стране и за ее пределами. Все 15 лет Г.П. Щедровицкий оставался неизменным лидером этого движения, проявляя при этом организаторский и просветительский талант ( Георгий Петрович Щедровицкий (некролог). 1994. № 2. С. 156–157).