Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Ш

 

Шаманский кризис – разновидность духовных кризисов, при котором индивид переживает эпизоды, сильно напоминающие «призыв» и «инициацию», т.е. появление образов физических или эмоциональных страданий, смерти и расчленения, воскрешения и нового рождения; возникают ощущения связи с животными, растениями, силами природы. Делаются попытки создания ритуалов, напоминающих обряды первобытных народов (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С.118–133).

 

Шаталова В.Ф. система обучения – представляет собой подход к обучению, при котором новый теоретический материал крупными блоками (охватывающими материал 2–3 и более параграфов учебника) вводит сам учитель. Он раскрывает его содержание, включая, где это возможно, элементы эвристической беседы, опыты, различные средства конкретизации. Яркость, высокая эмоциональность, насыщенность живыми примерами такого рассказа сочетаются со строгой логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах решения поставленной проблемы, поскольку последние наряду с предметным содержанием являются объектом усвоения. Относительная свобода выбора задач, отсутствие боязни получить отрицательную отметку при наличии контроля и помощи со стороны дают неожиданный эффект. Учащиеся начинают решать не меньше, как можно было полагать, а значительно больше задач, объясняя это тем, что теперь они решают их не «для учителя», а «для себя» (Калмыкова З.И. Развивает ли продуктивное мышление система обучения В.Ф. Шаталова? 1987. № 2. С. 71–80. С. 74).

 

Шерковин Юрий Александрович [1924, Ленинград – 1998, Москва] – доктор психологических наук, один из основателей отечественной политической психологии, специализировался в области внешней разведки и спецпропаганды. В 1960-е гг. работал в США, где изучал опыт американских психологов по обеспечению эффективности массовых информационных процессов. Своими учителями Ю.А. Шерковин считал самобытного советского историка и психолога Б.Ф. Поршнева, а также американского социопсихолога В. Шрамма.

В 1969 г. Ю.А. Шерковин создал кафедру общественной психологии и пропаганды в Институте общественных наук. За 22 года работы возглавляемой им кафедры были проведены оригинальные исследования, касающиеся психологии массового стихийного поведения (толпа, слухи и т.д.), психологии больших социальных групп, психологии религии, которые внесли свою лепту в возрождение интереса к социальной и особенно политической психологии в нашей стране ( Ю.А. Шерковин (некролог). 1998. № 6. С. 123).

 

Шкала Бине–Симона − шкала для определения уровня умственного развития, была опубликована в «Психологическом ежегоднике» в 1908 г. Шкала предназначалась для детей в возрасте 3-12 лет. Ее суть заключалась в том, чтобы найти типичные для детей определенного возраста показатели умственного развития с помощью предлагаемых детям задач. Например, ребенок трех лет нормального развития должен уметь показать на своем лице нос, рот, глаза, элементарно описать простую по содержанию картинку, повторить короткую фразу, назвать свою фамилию, повторить две цифры. Ребенок признается обладающим той степенью развития и соответствует тому возрасту, задачи, соответствующие которому, он выполнил. Материал для испытания интеллекта А. Бине подразделил на три группы: задачи, которые решаются на основании жизненных наблюдений (например, назвать четыре цвета); задачи, связанные с природными умственными способностями (например, задача распределить по порядку пять коробочек разного веса); задачи, решаемые с помощью знаний, полученных в процессе обучения (например, считать в обратном порядке от 20 до 0) (Никольская А.А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии.  1999. № 2. С.90–97. С. 92).

 

Школьные неврозы – в узком смысле, особый случай невроза страха, связанного либо со страхом разлуки с матерью (фобия школы), либо с опасениями трудностей в учебе (школьный страх); встречаются главным образом у учащихся младших классов. В более широком смысле «школьные неврозы» понимают и как особые, вызываемые школьным обучением типы неврозов (вызываемые самим процессом обучения психические нарушения — дидактогении, связанные с неправильным отношением педагога психогенные расстройства — дидаскалогении) и как затрудняющие школьное обучение и воспитание формы неврозов вне зависимости от их происхождения (Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. 1984. №4. С. 89–95).