Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в полнотекстовом ресурсе.  Заглавная страница ресурса... 

90

 

А. БИНЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

А.А. НИКОЛЬСКАЯ

 

В последние годы в нашей стране наблюдается значительный рост интереса к психологии, главным образом к тем областям, которые связаны с практическим использованием ее результатов. Самую широкую популярность получили разнообразные тесты. Нередко результаты тестирования принимаются как истина в последней инстанции, и на их основе делаются "научные" выводы. Такое положение таит в себе серьезную опасность как для практики, так и для авторитета психологической науки. Подобная ситуация уже имела место в 20-е гг. и привела к печальным последствиям. Чтобы не повторять старых ошибок, следует учесть исторический опыт. В частности, имеет смысл обратиться к истокам экспериментальной психологии и наследию тех ученых, которыми было положено начало использованию тестов. Одним из "отцов" экспериментальной психологии является А. Бине. Созданная им (совместно с Т. Симоном) система диагностики умственного развития получила распространение во всем мире и в модернизированном виде используется до сих пор. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к творчеству А. Бине и дать анализ истоков его метода.

Имя А. Бине широко известно, его научный вклад является достоянием не только французской, но и мировой науки. Однако в российской науке жизненный и творческий путь А. Бине мало изучен, литературы о нем почти нет.

А. Бине родился в Ницце 8 июня 1857 г. По окончании школы он избрал для себя юридическое образование, однако уже в период обучения юриспруденции заинтересовался психологией и начал посещать учреждения, работавшие под руководством Ж.М. Шарко. Интерес к психологии побудил А. Бине получить, помимо юридического, также и естественнонаучное образование. В 1886 г. были опубликованы его первые психологические труды - "Психология умозаключения" [1] и "Животный магнетизм" (совм. с Ш. Фере) [2]. В 1891 г. А. Бине поступил в психологическую лабораторию

 

91

 

Сорбонны, где первоначально работал под руководством Ф. Бони, а затем стал ее бессменным главой. В 1894 г. А. Бине основал один из ведущих психологических журналов, издающийся до сих пор, - "Психологический ежегодник". На его страницах было опубликовано множество статей А. Бине. В журнале публикуются оригинальные исследования, много внимания уделяется тематическим обзорам, реферированию, библиографии, благодаря чему он является одним из важнейших источников информации в области психологии.

А. Бине прожил недолгую жизнь. Он умер 18 октября 1911 г. в Париже, прожив всего 54 года, не успев осуществить множество замыслов. За 25 лет научной работы он опубликовал значительное число книг и статей разнообразной тематики - по психологии мышления, психологии дифференциальных различий, психологии творчества, психологии искусства, патопсихологии. По его трудам легко проследить эволюцию его научных интересов и взглядов.

В числе первых работ А. Бине была "Психология умозаключения". Изучение психологии мышления стало одним из главных направлений его дальнейшей деятельности. В этой книге А. Бине выдвинул идею о том, что не только умозаключение, но и все интеллектуальные процессы, включая восприятие, по своему психологическому механизму являются ассоциациями образов разного рода. Различие между умозаключением и восприятием кроется не в психологическом механизме, а в объекте: в умозаключении это общие и абстрактные идеи, а в восприятии - факты или отдельные предметы. Теоретические положения он иллюстрировал данными из области патологии и гипнотизма. Выдвигая теорию образов как основы мышления, А. Бине не сводил мышление к простому взаимодействию образов, а связывал его с различными состояниями сознания. В дальнейшем он несколько изменил свои теоретические позиции. В книге "Изменение личности" (1891) он указывал на самостоятельность мышления, его определенную независимость от образа, несводимость к образу и связь с особенностями личности.

Наиболее полно исследования А. Бине в области психологии мышления представлены в книге "Экспериментальное изучение интеллекта" (1903). Основу книги составляют наблюдения А. Бине над своими детьми - Маргаритой и Армандой. Часть материала составляют наблюдения над учащимися начальной школы. Исследование продолжалось три года. Организуя работу, А. Бине исходил из того, что главную роль играет не количество экспериментов, а тщательность в процедуре получения качественно достоверных сведений, позволяющих делать подлинно научные выводы. Поэтому, считал он, чтобы психологические эксперименты были содержательными и результативными, особенно при изучении индивидуальных особенностей, они должны быть достаточно продолжительными. Кроме того, подчеркивал А. Бине, необходимо хорошо знать испытуемых, учитывать их состояние во время эксперимента, знать условия их жизни. В целях большей достоверности получаемых результатов следует использовать не одну, а несколько методик. Так, при изучении своих дочерей А. Бине употребил двадцать методик: придумывание двадцати слов, внушение словами, придумывание предложений, заканчивание предложений, сочинение на заданную тему, произвольное воспоминание, описание предметов, описание происшествий, вычеркивание букв в тексте, запоминание чисел и др. Эксперименты он сочетал со своими наблюдениями и самонаблюдениями девочек (словесными отчетами).

Тщательно организованное исследование позволило А. Бине сделать обоснованный вывод о том, что его дочери принадлежат к различным мыслительным типам. Маргариту он определил как тип наблюдательный, или объективный. Образы, возникающие у нее, были четкими и конкретными, преобладали ассоциации по сложности, выбор предпочитаемых слов относился к предметам, воспринимаемым в данный момент или взятым из ближайших воспоминаний. У Арманды образы были расплывчатыми и фантастичными, преобладали ассоциации по сходству, предпочтение она отдавала словам абстрактным, редко употребляемым, нередко из области фантазии. Поэтому он Арманду отнес к типу фантазирующему, или субъективному.

Отмечая разницу этих двух умственных типов, А. Бине не считал преграду между ними непреодолимой, не рассматривал эти

 

92

 

типы как врожденные и неизменные. Различия между типами, по его мнению, в значительной мере могут быть сглажены под воздействием воспитания. Дальнейшие исследования подтвердили это предположение.

К моменту написания "Экспериментального изучения интеллекта" произошло уточнение теоретических позиций А. Бине в отношении процесса мышления. Он отошел от теории образов, утверждавшейся в "Психологии умозаключения", и допустил возможность отрыва мысли от образа. В мыслительном процессе он выделил специфический компонент, названный им процессом идеации, который протекает без внешне выраженной речи, но не может осуществляться без внутренней речи. А. Бине не отверг значение образа в процессе мышления, но указал на то, что не надо это значение преувеличивать.

С течением времени А. Бине стал все более проявлять интерес к проблемам детской и педагогической психологии, к изучению индивидуальных различий. В частности, его особо заинтересовал вопрос об измерении уровня умственного развития детей. В 1899 г. он (совместно с Ф. Бюиссоном) открыл лабораторию экспериментальной педагогики. А. Бине не удовлетворяли принятые методы определения уровня умственного развития (оценки, даваемые учителями, в сочетании с измерением остроты чувствительности, краниометрией и т.п.). В 1905 г. в статье "По поводу измерения интеллекта", помещенной в "Психологическом ежегоднике", он подверг критике существующие методы. Взамен их он рекомендовал определять уровень развития интеллекта по образовательному уровню, достигнутому ребенком данного возраста, и предложил шкалу для измерения интеллекта. Непосредственным поводом для ее разработки была необходимость тщательного отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы. Совместно с Т. Симоном А. Бине разработал шкалу для определения уровня умственного развития и опубликовал ее в "Психологическом ежегоднике" в 1908 г., снабдив комментариями. Шкала предназначалась для детей в возрасте 3-12 лет. Ее суть заключалась в том, чтобы найти типичные для детей определенного возраста показатели умственного развития с помощью предлагаемых детям задач. Например, ребенок трех лет нормального развития должен уметь показать на своем лице нос, рот, глаза, элементарно описать простую по содержанию картинку, повторить короткую фразу, назвать свою фамилию, повторить две цифры. Ребенок признается обладающим той степенью развития и соответствует тому возрасту, задачи, соответствующие которому, он выполнил. Материал для испытания интеллекта А. Бине подразделил на три группы: задачи, которые решаются на основании жизненных наблюдений (например, назвать четыре цвета); задачи, связанные с природными умственными способностями (например, задача распределить по порядку пять коробочек разного веса); задачи, решаемые с помощью знаний, полученных в процессе обучения (например, считать в обратном порядке от 20 до 0).

Предлагая свою шкалу, А. Бине настойчиво предупреждал, что ее применение требует в обязательном порядке тщательного анализа, подробного комментария, сопоставления с другими данными. В противном случае она потеряет свою ценность. Столь же высокие требования он предъявлял к квалификации экспериментатора. Важно также отметить указание А. Бине на то, что нельзя смешивать уровень умственного развития, измеряемый с помощью его методики, с так называемыми школьными способностями, которые включают не только интеллект, но и внимание, желание учиться, черты характера ребенка. В оценке интеллектуальных характеристик ребенка следует учитывать сложный комплекс врожденного интеллекта, школьных знаний, жизненных наблюдений и знания языка.

Важное значение при измерении уровня интеллектуального развития имеет указание А. Бине на необходимость различать зрелость ума и логичность интеллекта. Зрелость ума характеризуется соответствием уровня умственного развития данному возрасту (поэтому умственно отсталых детей можно рассматривать как "недозревших" до своего возраста). Логичность интеллекта выражается в его осмысленности, правильности по содержанию. Так, если двенадцатилетний ребенок способен придумать фразу на три заданных слова, но эта фраза лишена содержания, то можно сказать, что ребенок

 

93

 

обладает достаточной зрелостью ума, но не его логичностью.

В 1905 г. А. Бине основал "Свободное общество для изучения ребенка". К работе общества он привлек широкие научные и общественные круги. Его задачей было содействие психологическому обоснованию процесса воспитания и обучения. Обществом выпускался бюллетень, содержащий много полезного материала для внедрения психологии в педагогический процесс (экспериментальные данные, практические указания).

Вскоре шкала А. Бине - Т. Симона получила широкое распространение не только во Франции, но и в других странах мира. Получила известность она и в России. В дореволюционный период она применялась с достаточной осторожностью и без большого размаха. Однако в 20-е - начале 30-х гг. тесты приобрели большую популярность и нашли массовое применение. На основе результатов тестовых испытаний стали делаться практические выводы.

Применение системы тестов было зачастую недостаточно корректным, слабо адаптированным к российским условиям, порой противоречило принципам, заложенным самим А. Бине. Как уже отмечалось, А. Бине подчеркивал необходимость при составлении задач неукоснительно учитывать возрастные особенности детей, учитывать социальные условия их жизни и развития, сочетать тесты с другими методами исследования. Большое значение он придавал истолкованию тестовых испытаний, анализу фактов, вызвавших полученные результаты. Указывал он и на то, что метод тестов является сугубо индивидуальным и что могут им пользоваться лишь хорошо подготовленные люди. Вопреки этим принципам, метод тестов зачастую оказывался в руках малоквалифицированных людей, порой совсем случайных, озабоченных лишь быстротой "определения интеллекта" большой массы испытуемых. При этом не только не соблюдался индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей, но нередко "испытатели" не знали даже имени и фамилии испытуемых. Полученные таким путем результаты не имели никакой научной ценности и вместе с тем отрицательно сказывались на судьбе многих детей.

Бездумное массовое использование тестов стало основной причиной гибели педологии как науки. Шкала Бине - Симона подверглась резкой критике, во многом справедливой. Сам метод был дискредитирован и изъят из употребления на многие годы. Но А. Бине был в этом не виноват. Им был поставлен правомерный и справедливый вопрос об объективном определении уровня умственного развития детей. Его попытка найти для каждого возрастного периода задачи, показательные для умственного развития детей на данном этапе, не может вызывать возражений. Предложенные им тесты позволяют получить некоторый объективный материал, дающий ориентировку в особенностях и уровне умственного развития ребенка, хотя, конечно, не являющийся исчерпывающим.

Результаты наблюдений и экспериментов А. Бине в области детской и педагогической психологии наиболее полно представлены в книге "Современные идеи о детях". Из трудов А. Бине эта книга приобрела наибольшую популярность. Сразу после выхода в свет она была переведена и на русский язык. Книга появилась в тот период, когда в большинстве стран Европы и Америки очень остро стоял вопрос о взаимоотношении традиционной и новой педагогики, основанной на использовании данных экспериментальной психологии. Содержание новой педагогики было еще весьма неопределенным, возможности и границы применения эксперимента были не обозначены. Об этом свидетельствовало само разнообразие терминологии, применявшейся для ее названия, - "экспериментальная педагогика", "педагогическая психология", "физиологическая психология", "педология" и др. Издавалось довольно много литературы, имевшей разную научную и практическую ценность. Разобраться в этом вопросе, определить, какие работы достойны внимания и применения в практике обучения, а какие должны быть откинуты, какие из предлагаемых методов могут повести к прогрессу обучения, а какие нет, было нелегко. А. Бине предпринял попытку дать ответ на эти вопросы, опираясь на свой многолетний опыт исследовательской работы. Поэтому он свой труд определил как "книгу итогов".

Из всего многообразия проблем он для рассмотрения избрал то, что представлялось

 

94

 

ему наиболее значимым и актуальным: содержание образования, методы обучения и способности детей. "Действительно, - писал он, - с исторической точки зрения полное изложение учебного дела охватывает три подразделения: чему учить - это программы; как учить - это методы; кого учить - это дети. Итак, мы будем заниматься педагогикой в ее непосредственной связи с детьми и учащимися, и в частности с мальчиками от шести до четырнадцати лет. Мы будем стараться узнать, что они собою представляют, в чем состоит искусство узнать их природу; мы покажем, что это искусство стремится не к тому, чтобы дать нам приятное удовольствие проникнуть в их душу, дать нам возможность играть их способностями и чувствами, но что здесь идет дело о том, чтобы развить их реальные способности, причем получаемое ими образование должно выкраиваться по мерке этих способностей" [6; 4-5]. Нетрудно заметить, насколько современно звучат эти слова.

К решению этих проблем с точки зрения старой, традиционной, и новой, экспериментальной, педагогики А. Бине подходил очень осторожно, стараясь объективно оценить достоинства и недостатки каждой из них, поскольку в данном случае речь шла не о чистой науке, а о фактах реальной жизни. Традиционная педагогика складывалась эмпирически, ее правила и приемы вырабатывались для решения реальных, жизненно важных вопросов, соприкасались непосредственно с реальной действительностью. А. Бине признавал за такой педагогикой определенные неоспоримые достоинства, сравнивая ее со старой телегой, которая скрипит и движется очень медленно, но все-таки везет. Достоинство новой, научной педагогики состоит в том, что она выдвинула на первый план психологию ребенка и стремление найти точные методы изучения и воспитания, соответствующие детской природе. Однако на деле полученные экспериментальным путем данные нередко оказываются малопригодными и вызывают разочарование практических работников. Характеризуя эту ситуацию, А. Бине сравнил экспериментальную педагогику со сложной машиной, с первого взгляда поражающей воображение, однако составные части которой как будто бы не приспособлены друг к другу, и машина имеет один недостаток: она не действует. Поэтому А. Бине считал не только возможным, но и необходимым найти золотую середину, признать за каждой свои функции. "Нам представляется нетрудным, - писал он, - примирить эти две тенденции, так как мы предъявляем различные требования к старой и новой педагогике. Старая педагогика должна нам дать проблемы, подлежащие изучению; новая педагогика укажет нам способы изучения" [6; 213]. По существу, этот принцип соотношения педагогики и психологии сохраняется до сих пор, и мнение А. Бине сохраняет свою научную и житейскую мудрость.

Задачу своей книги А. Бине видел в том, чтобы помочь педагогу не только понять ребенка, но и построить обучение так, чтобы подготовить его к будущей жизни, помочь ему найти свое место в обществе. С этой точки зрения, по его мнению, и следует оценивать, хорошо или дурно построено образование. При этом всегда следует иметь в виду интересы обеих сторон: и индивида, и общества в целом. Анализируя некоторые статистические данные о судьбе школьников в послешкольной жизни, А. Бине пришел к заключению, что хорошо успевающие школьники сумели лучше устроить свою жизнь и в дальнейшем. Это обусловлено тем, что школьная и социальная жизнь подобны друг другу, подвергаются влиянию одних и тех же факторов. К числу факторов, несомненно влияющих на успех человека в школе и жизни, А. Бине отнес три главных - здоровье, ум и характер. Определенную роль играет и четвертый фактор - имущественное положение, дающее возможность успешно реализовать природные потенции. Поэтому содержание школьного образования должно сообразовываться с особенностями и возможностями личности учащихся, их темпераментом и характером, а также учитывать экономические условия, в которых будет протекать их жизнь. Так как школьные и жизненные успехи во многом координируются, очень важно уделять самое серьезное внимание правильной оценке школьной успеваемости.

Это и побудило А. Бине скрупулезно заняться разработкой методов объективной оценки успешности обучения. Предложенная им система основывалась на двух принципах: 1) содержание экзаменационных вопросов

 

95

 

не должно иметь случайного характера; оно должно слагаться из системы вопросов, имеющих неизменное содержание и строго соразмеряющих степень трудности; 2) достигнутые ребенком успехи должны оцениваться не субъективными мерками экзаменатора ("хорошо", "удовлетворительно" и т.п.), а сравниваться со средней успешностью детей того же возраста и того же социального положения, посещающих те же школы. Таким же путем определяется не только успешность учения, но и умственное и физическое развитие ребенка. Это сразу дает возможность понять, соответствует ли ребенок норме, опережает ее или отстает.

Но одного установления успешности или неуспешности учения и развития ребенка недостаточно. Постановка диагноза, по убеждению А. Бине, составляет лишь половину дела. Педагогика, подобно медицине, включает не только диагностику, но и лечение. Необходимо помочь школьнику преодолеть имеющиеся у него недостатки. И в этом случае подход должен быть сугубо индивидуальным. Найдя причину отклонения в развитии ребенка от нормы, надо искать наиболее подходящие средства для устранения недостатков. В этих целях надо поочередно исследовать физическое состояние ребенка, его органы чувств, его умственные способности, его память, общие и специальные способности, его характер. На этой основе можно найти путь устранения недостатков в развитии ребенка. В такой последовательности А. Бине рассматривает в своей книге каждый из этих вопросов.

Не случайно А. Бине в первую очередь уделил внимание анализу физического развития ребенка. Он убедительно доказал, почему важно и полезно знать его, каковы способы изучения, каково соотношение физического и умственного развития. "Когда какой-нибудь ребенок не делает успехов в учении, - писал он, - когда его начинают обгонять его сверстники, когда он не совершает умственных усилий, когда он, по-видимому, не понимает уроков, или, наконец, когда он в известном возрасте обнаруживает резко выраженное изменение характера, когда он становится самонадеянным, фатом, непослушным, несносным, или же печальным, молчаливым, небрежным, то является вопрос, нельзя ли получить объяснение его состояния посредством испытания его физиологической индивидуальности" [6; 26-27].

В контексте рассмотрения проблем физического развития ребенка А. Бине поставил ряд существенных вопросов (необходимость различать хронологический и физиологический возраст, вред переутомления, вред излишнего увлечения спортом и др.), показал, как с помощью школьной антропометрии можно сделать достоверные выводы не только о физическом, но и о психическом благополучии ребенка.

Значительное место в книге занимает проблема умственных способностей школьников, возможность их измерения и воспитания. А. Бине отчетливо понимал всю сложность рассматриваемой проблемы. Содержание понятия умственных способностей далеко не однозначно, включает множество нюансов, обусловленных самыми разными причинами. Сложные отношения существуют между умом, чувством и волей. Сложным является сам акт познания, составляющий суть умственной деятельности. В целях изучения умственной деятельности А. Бине выделил в ней четыре основных компонента: направление, т.е. способность следовать определенному порядку умственных действий; понимание; изыскание, вычленение сути познаваемого явления; обсуждение. Ум ребенка своеобразен и значительно отличается от ума взрослого, но и ему присущи эти компоненты. Учитывая особенности детского ума, А. Бине разработал метрическую шкалу для испытания каждого из этих компонентов, настойчиво при этом подчеркивая, что результаты испытаний отнюдь не исчерпывают всю сложность изучаемого предмета и их применение эффективно лишь в опытных руках, использующих этот метод умно и тактично.

Указывая на несовершенство детского ума, А. Бине вместе с тем утверждал и возможность его совершенствования. Он был убежден, что воспитание интеллекта возможно и необходимо. "Интеллект любого лица способен к развитию: упражнением и настойчивостью, а особенно методичностью можно... сделаться в буквальном смысле более умным, чем раньше... Я бы еще прибавил, что для разумного образа действий не столько важен объем способностей, сколько манера пользования ими, - так сказать, интеллектуальное искусство, а это

 

96

 

искусство необходимо должно изощряться вместе с упражнением" [6; 89]. Поэтому первостепенная задача школы заключается в том, чтобы научить ребенка учиться.

В этих целях под руководством А. Бине была разработана система упражнений по так называемой умственной ортопедии. В качестве важнейшего требования она предусматривала активность самого учащегося. Суть предлагаемого подхода заключалась в стремлении создать из ученика деятеля, вместо того чтобы превращать его в слушателя.

Поощряя активный характер обучения, А. Бине вовсе не отрицал, что многое достигается путем заучивания. Отсюда следовала и высокая оценка роли памяти в успешности обучения. "Учиться, - подчеркивал он, - значит упражнять свою память, приобретать воспоминания; кто имеет слабую память, тот не выучивается почти ничему или выучивается плохо" [6; 101]. Важно лишь, чтобы интеллект и память находились в должной пропорции. Память он образно сравнивал с полем, подлежащим обработке, а интеллект уподоблял капиталу, необходимому для этого. "Нужно желать, чтобы память следовала за развитием интеллекта и соизмерялась с ним" [6; 105], - считал А. Бине.

Природа оделяет памятью людей в разной мере. Педагогу необходимо учитывать это обстоятельство. Применяя приемы, измеряющие память, учитель сможет лучше соразмерять задаваемые уроки со способностями учеников, не будет наказывать ребенка с плохой памятью за леность и т.п.

Рассмотрев различные виды мнемической деятельности, А. Бине наметил обширную программу воспитания памяти. Она включала целую систему упражнений. Особенно настаивал он на постепенном усложнении этих упражнений.

Не обошел вниманием А. Бине и вопрос о соотношении умственных способностей. Темпы развития разных способностей могут быть различны. Поэтому нельзя делать скороспелых выводов о способностях ребенка и планировать его дальнейшую судьбу. А. Бине был против ранней специализации. Столь же осторожным он советовал быть в решении вопроса о соотношении специальных способностей и общего образования: "Полезно уделять известное место общему образованию в тех случаях, когда природные данные ученика позволяют ему усвоить его; но необходимо также пользоваться в качестве рычага образования специальными способностями, если они достаточно резко выражены" [6; 183].

Завершается книга главой о нравственном воспитании, показывающей многообразие приемов, которыми располагает воспитатель, чтобы повлиять на ученика. Обращение А. Бине к проблеме нравственного воспитания не случайно. Он был убежден, что забота о нравственном здоровье общества так же важна, а может быть и важнее, как забота о материальном благополучии, ибо именно нравственной силе "принадлежит руководство миром" [6; 214].

К работам А. Бине по проблемам умственного развития детей тесно примыкают его исследования проблем умственного утомления. Он изучал влияние умственной работы учащихся учительских институтов на их витальные процессы (аппетит, потребление хлеба и т.п.), влияние экзаменов на их физическое состояние, разрабатывал методики для изучения умственного утомления. В результате А. Бине пришел к выводу, что умственная работа может влиять на деятельность внутренних органов и психические процессы как возбуждающим, так и угнетающим образом. В начале работы наблюдается повышение возбуждения, а затем происходит его ослабление. Особое внимание А. Бине уделил проблеме переутомления. В отличие от утомления, которое является естественным следствием достаточно длительной работы и последствия которого легко устраняются после отдыха, переутомление оказывает очень вредное влияние на организм - все витальные процессы восстанавливаются очень медленно и для ликвидации последствий переутомления требуется на какое-то время изменить образ жизни, а подчас становится необходимым и применение лекарственных средств.

Тщательному анализу А. Бине подверг работы других авторов по этой проблематике, систематизировал их и, сопоставив с результатами собственных исследований, создал монографию о влиянии умственного труда на физическое состояние и психические процессы - "Умственное утомление"

 

97

 

[3]. Он хорошо видел, что проблема умственного утомления изучена еще недостаточно и нельзя делать категорические практические рекомендации, но также видел, что эта проблема чрезвычайно важна. Задачу книги он видел в том, чтобы привлечь к ней внимание школьной администрации и других лиц, связанных с воспитанием и обучением. Эту книгу он включил первой в спланированную им серию "Библиотека педагогической психологии", рассчитанную не только на специалистов, но и на более широкие читательские круги. Своей цели он достиг. В последующие годы работа по изучению проблем умственного утомления значительно расширилась, и были достигнуты серьезные научные результаты.

Много внимания А. Бине уделял умственно отсталым детям. Его интересовали их психологические особенности, специфика их обучения и воспитания, в известной мере их трудоустройство. Совместно с Т. Симоном им была написана книга "Ненормальные дети" [7], явившаяся руководством для отбора детей во вспомогательные школы. К детям с отклонениями психического развития А. Бине относился очень бережно, стремился показать положительные черты их личности. В качестве характерных признаков умственной отсталости он отметил замедленность в развитии, неравномерность и иногда дезорганизацию умственных способностей. Среди питомцев вспомогательных школ он выделил три категории: умственно отсталые, психологически неуравновешенные (чрезмерно болтливые, чрезмерно подвижные) и сочетающие умственную отсталость с неуравновешенностью. Отбор детей во вспомогательные школы, по его мнению, требует очень тщательного и всестороннего изучения - медицинского, психологического, педагогического. Организация обучения в этих школах должна быть такой, чтобы не обижать детей, не акцентировать внимание на их недостатках, а, наоборот, поднимать их личное достоинство. Не исключал он и возможности обучения детей с отклонениями в развитии (в зависимости от степени отклонения) в обычной школе, возможность их удовлетворительной подготовки к профессиональному труду. Указал он и на такое явление, как "мнимонеспособные дети": ребенок может лишь в силу не зависящих от него причин казаться неспособным, тогда как при соответствующих условиях он вполне способен нормально учиться в обычной школе. Впоследствии к таким детям стали применять понятие "педагогическая запущенность".

В последние годы жизни А. Бине стал много заниматься проблемами патопсихологии, продолжая сотрудничество с Т. Симоном. Ими были описаны психологические признаки различных душевных болезней. Очень важное значение придавали они отношению больного к своим психическим отклонениям. Например, галлюцинация не является свидетельством патологии, если человек отдает себе отчет в том, что это галлюцинация, и она не нарушает общего хода его душевной жизни. А. Бине было сделано множество тонких психологических наблюдений над душевнобольными и их отношением к своей болезни.

А. Бине был создан также ряд оригинальных работ и по другим проблемам - по проблеме внушаемости, по психологии шахматистов и феноменальных счетчиков, по психологии искусства и ряду других.

За свою недолгую жизнь А. Бине сумел создать очень много как в научном, так и организационном плане. Он существенно обогатил психологическую науку. Его труды до сих пор во многом сохраняют свою научную ценность и являют пример научной добросовестности, тщательности исследования, глубокого анализа, осторожности в выводах.

 

1. Бине А. Психология умозаключения. М.: Изд-во Карцева, 1889.

2. Бине А., Фере Ш. Животный магнетизм. СПб., 1890.

3. Бине А. Умственное утомление. М.: Вестник воспитания, 1899.

4. Бине А. Введение в экспериментальную психологию. СПб., 1903.

5. Бине А. Душа и тело. М.: Звено, 1910.

6. Бине А. Современные идеи о детях. М.: Космос, 1910.

7. Бине А., Симон Т. Ненормальные дети. М.: Изд-во Сабашникова, 1911.

8. Бине А., Симон Т. Развитие интеллекта у детей. М.: Изд-во Саблина, 1911.

9. Бине А. Методы измерения умственной одаренности: Сб. статей. Херсон, 1923.

 

Поступила в редакцию 20.VII 1998 г.