Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Ф

 

Фабри Курт Эрнестович (1923—1990) — доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. К.Э. Фабри родился в Вене. В 1932 г. семья приехала в Советский Союз, где его отцу, видному коммунисту, одному из основателей компартии Австрии, было предоставлено политическое убежище. К.Э. Фабри получил образование на биологическом факультете Московского университета. Серьезный интерес к поведению животных, проявившийся с детства, позволил К.Э. Фабри уже в студенческие годы заявить о себе как о целеустремленном, глубоком исследователе. Негладким был творческий путь ученого. Зоопсихология в те годы подвергалась таким же нападкам, гонению, непризнанию, как генетика, кибернетика и другие «лженауки». Только в 1964 г. он получил возможность заняться изучением поведения и психики животных вполне официально, став младшим научным сотрудником Института биофизики в Пущино-на-Оке. Здесь им были выполнены оригинальные исследования импринтинга у птиц. К.Э. Фабри читал лекции по этологии в зоопсихологии на биологическом факультете МГУ, а затем и на факультете психологии. Именно благодаря его усилиям труды К. Лоренца и Н. Тинбергена стали известны советским читателям. Основная тематика работ К.Э. Фабри — онтогенез поведения и психики животных, эволюция психики, психическая деятельность приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза. ( Курт Эрнестович Фабри (некролог). 1990. №5. С. 183).

 

Фасилитатор — человек, способствующий процессу (личностного роста, учения, общения); его важнейшей установкой, свойством является эмпатия. (Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д. , Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии. 1993. №4. С. 62).

 

Фасилитации феномен — изменение эффективности деятельности одного субъекта в контакте с другим. Для проблематики фасилитации специфично то, что направленность влияния одного партнера на другого, выступая в изменении уровня достижимости целей, первоначально принятых субъектом, не связана с появлением каких-либо дополнительных моментов активности, прямо не относящихся к решению исходной задачи. (Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности. 1985. №4. С. 19).

 

Фехнер Густав Теодор – основатель психофизики, внес огромный вклад в развитие психологической науки. Выдвинутый им (и операционально реализованный) постулат о потенциальной измеримости психических явлений фактически стал фундаментом, на котором основан сегодняшний психологический эксперимент. А созданная Г. Фехнером психофизика сделалась первым примером экспериментальной психологической дисциплины, основанной на таком измерении. До него психические явления считались принципиально неизмеримыми, а психология рассматривалась как чисто умозрительная область знания и на этом основании причислялась к философским наукам. И измерение чувствительности, и измерение величины ощущения базировались у Г. Фехнера на одном основании, которым для него было понятие порога. Величина порога в физических единицах выступала в качестве показателя чувствительности, а введенная в формулу основного психофизического закона – позволяла дать оценку величины ощущения (Бардин К.В. Пороговая проблема и дифференциальная психофизика. 1990. №1. С. 131–136).

 

Фобия – нерациональный страх типа боязни высоты или ужаса перед пауками (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С. 118–133).

 

Фонематический слух – способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы (отражать основные особенности фонем и их варианты). Различия в успешности овладения письмом и орфографией в большой мере обусловлены уровнем развития у учащихся фонематического слуха (Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии. 1980. № 5. С. 95–104. С. 95).

 

Формирование защитной реакции — защитный механизм, характеризующийся преувеличенными проявлениями поведенческих тенденций, противоположных действительно существующим подавленным стремлениям. (Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 82).

 

Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту во введении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. (Введение в психологию: материалы к школьному учебнику. 1993. №3. С. 74—75).

 

Фресс Поль (род. в 1911) — французский психолог, создатель современной школы экспериментальной психологии во Франции. Продолжая лучшие традиции школы французской экспериментальной психологии, он не только расширял ее проблематику, углублял методологию и обогащал техническую базу, но и развивал теоретически и экспериментально дух, тонкости и эффективность экспериментирования. Многогранны области и проблематика научной и научно-организаторской деятельности П. Фресса. Это общая и специальная экспериментальная психология, психолингвистика, теория и история психологии, организация различных международных психологических форумов, преподавание в разных странах, редакционно-издательская деятельность по выпуску материалов различных конференций и др. (К 80-летию со дня рождения Поля Фресса. 1991. №6. С. 175).

 

Фрустрация — чувство, возникающее, когда обстоятельства препятствуют осуществлению желаемого. Фрустрация чаще всего возникает как следствие противоречия личных желаний человека и ограничений и запретов, налагаемых обществом, поскольку в основе существования социальных образований лежит необходимость баланса между потребностями индивида и нуждами социальной группы. Вследствие интернализации социальных стандартов по мере взросления человека этот конфликт становится внутренним. Таким образом, возникающее противоречие и испытываемое чувство фрустрации наилучшим образом может быть изучено «внутри» индивида, равно как и его следствия и психические процессы, направленные на его преодоление. (Фрустрация, конфликт, защита. 1991. №6. С. 69).

 

Функционализм — общий набор идей, охватывающих тематику полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем американского исследователя Джона Дьюи (1859—1952). Одной из предпосылок его возникновения была дарвиновская теория эволюции. Функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842—1910). Работы У. Джемса предшествовали появлению функционализма. Предметом психологии человека является сознание. Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях. (Введение в психологию: материалы к школьному учебнику. 1993. №3. С. 72—73).

 

Функциональная фиксированность – феномен ригидности при решении мыслительных задач. Многие испытуемые с большим трудом решают задачи, в которых необходимо знакомый предмет применить в неспецифической функции. Предмет настолько «сливается» со своей функцией, что не мыслится вне ее. Для того чтобы эту связь разорвать и увидеть предмет другими глазами, требуется значительное мыслительное усилие: «...мышление, по крайней мере в некоторой своей части, является преодолением или затормаживанием привычных действий» (Нижарадзе Г.А. О двух типах ригидности при решении интеллектуальных задач. 1987. № 3. С. 142–145. С. 142).