Вопросы 
психологии  Все публикации журнала за 1980 - 1998 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости  научная жизнь  анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я

Д

 

Давыдов Василий Васильевич (1930 − 1998) − выдающийся российский психолог. Главная его работа, начатая им совместно с его учителем Д.Б. Элькониным, — проектирование новых возрастных норм психического развития. Решая классическую для психологии задачу об отношении обучения, формирования и развития, В.В. Давыдов показал, что всесторонне изученные, тщательно измеренные психологами среднестатистические нормы умственного развития школьников порождены существующей системой обучения и узаконены натуралистичным, антидеятельностным подходом к психическому развитию ребенка. Сторонник деятельностного подхода, В.В. Давыдов разрабатывает его и теоретически, развивая основные методологические положения теории А.Н. Леонтьева, и практически — через реальное преобразование огромных и казавшихся незыблемыми пластов педагогической практики. Школьная психология получила от В.В. Давыдова развитую теорию и практику экспериментального моделирования психического развития не в лабораторном эксперименте, а в условиях массового школьного обучения. Созданная В.В. Давыдовым теория и практика развивающего обучения является уникальным образом многоуровневости и полноты психологической работы, построенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории психического развития и частных теорий развития отдельных психических структур в определенных возрастах (воображение дошкольников, рефлексия младших школьников и пр.) вплоть до уровня конкретных педагогических технологий, производящих соответствующие психические новообразования, и набора психологических методик, диагностирующих развивающие эффекты педагогического производства. ( К 60-летию со дня рождения В. В. Давыдова. 1990. №4. С. 178).

 

Движение – это мышечная речь. И.М.Сеченов: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению» (Урынбаев С.Х. Две системы движения человека и их отражение в психике. 2001. № 3.  С. 153–154. С. 153, 154).

 

Дедукция – умозаключение от общего к частному (менее общему). Случаи правильного умозаключения по дедукции: а) индивид или испытуемый, делая вывод из данных посылок, не знает никаких правил или общих положений, относящихся к силлогизму, и не пользуется пространными схемами выражения отношений терминов в посылках; б) испытуемый не знает и не применяет никаких правил и т.д., но пользуется для получения вывода пространственными схемами (в виде кругов, обычно применяющихся в курсах логики); в) делая вывод, испытуемый пользуется соответствующими правилами логики (Ерицян М.С. К вопросу о психологических особенностях дедуктивно умозаключающего мышления. 1980. № 6. С. 127–130. С. 127).

 

Действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ) – феномен, представляющий собой проявляющееся в групповой совместной деятельности интерперсональное отождествление, когда переживания одного из группы воспринимаются остальными как свои собственные и побуждают их организовывать деятельность таким образом, чтобы при достижении групповой цели максимально щадить своего товарища. Это важнейшая характеристика групп высокого уровня развития, гуманные отношения (Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам. 1980. № 5. С. 60–70).

 

Действие – 1) акт деятельности, который направлен на объект; процесс, подчиняющийся сознательной цели. (Брушлинский А.В. Деятельность, действие и психическое как процесс. 1984. №5. С. 17).

2) единица анализа психической деятельности (С.Л. Рубинштейн) (Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин. 2000. № 6. С. 90−99. С. 96).

 

 

Деменция семантическая – форма нарушения памяти, сопровождающая прогрессивную церебральную атрофию; характеризуется не только аномией, нарушением понимания произносимых и написанных слов и пр., но также постепенным расширением семантических полей, при котором названия отдельных объектов вытесняются прототипическими эквивалентами. Сохранными, однако, остаются вербальная и пространственная кратковременная память, способность к решению задач в визуальном плане. (Г.В. Парамей. Научная жизнь. Конференция Британского общества экспериментальной психологии. 1993. №3. С. 115-116).

 

Депрессия – синдром, который характеризуется пятью параметрами: дистрессивным, обычно переживаемым индивидом как глубокая печаль; когнитивным, включающим негативную самооценку и пессимистическое отношение к будущему; выраженной пассивностью и снижением активности по целому ряду видов деятельности; мотивацией, предполагающей первазивную потерю интереса и суицидальную направленность; вегетативными нарушениями, такими как потеря аппетита, сна, интереса к сексу. (Первова И.Л. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии. 1999. №3. С. 107-116).

 

Детство – 1) особая психосоциокультурная категория (Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства. 1986. №4. С. 27);

2) период от 0 до 10 лет, когда происходит становление личности на уровне еще не развитого самосознания (Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. 1985. №6. С. 35).

Д.Б. Эльконин писал: каждому периоду детства соответствует ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) (Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. 1984. №4. С. 16).

 

Деятельности принцип положен А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном в основание психологической теории; обязан своим происхождением социально-философским сочинениям К. Маркса и Ф. Энгельса. Принцип деятельности это прежде всего указание на саму действительность человеческого бытия как на исходный момент любого исследования человека и общества. Эта эпистемологическая специфика принципа деятельности неоднократно подчеркивалась К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии»: «Предпосылки, с которых мы начинаем, не произвольны, они не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в соображении. Это действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью»; «...мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса». Мы только тогда сумеем исследовать человеческую деятельность как собственно предметное, посюстороннее бытие, действительность человека, когда научимся отличать эту действительность от того, что мы (и изучаемый, и изучающий) о ней думаем, мыслим, воображаем, представляем себе). Принцип деятельности побуждает исследователя к настойчивой работе по выявлению во всех человеческих проявлениях их предметно-деятельностного зерна, деятельностной основы. «Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета» так выразил этот методологический императив А.Н. Леонтьев (Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия. 1980. № 3. С. 20–31. С. 22).

 

Деятельности теория – см.: Теория деятельности

 

Деятельность — это специфически человеческая целенаправленная активность, развивающаяся во времени, социальна, т. е. вызывается общественно значимыми целями, подчинена общественным нормам и корректируется ими, конституируется общественными средствами и орудиями (Радзиховский Л.А. Деятельность: структура, генез, единицы анализа. 1983. №6. С. 121).

 

Деятельность совместная – см.: Совместная деятельность, Социально-психологическая готовность (СПГ)

 

Диалектика – учение о единстве противоположностей. Диалектика показывает исторические истоки мыслительной деятельности человека и те логические категории, благодаря которым она продуктивно функционирует. Диалектика внутренне присуща деятельности, единству и взаимопереходам основных ее форм – практики и мышления. И эта диалектика, естественно, проявляется в активности каждого человека (Давыдов В.В. Ленинские идеи о взаимосвязи диалектики и психологии (к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина). 1980. № 2. C. 20–24).

 

Диапазон эквивалентности − переменная, описывающая познавательные стратегии различных когнитивных стилей; отражает детальность категоризации упорядочиваемого опыта. Индивиды характеризуются узким спектром эквивалентности, если подразделяют знакомые объекты на большое число групп малого объема; соответственно при широком диапазоне образуется меньше групп большего объема. В зарубежных исследованиях классическим средством измерения является методика Р.Н. Гарднера, в отечественных более известна модифицированная методика классификации, применяемая в основном в работе медицинских психологов. (Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. 1989. №6. С. 140-147).

 

Дилемма узника – широко используемая в теории игр игра с нестрогим соперничеством (или с ненулевой суммой), где возможен обоюдный выигрыш. Она предоставляет возможность как конкурентного, так и кооперативного поведения сторон, поэтому избрана моделью для изучения конфликтного взаимодействия и определяющих его факторов. Описание этой игры большинством западных авторов цитируется по книге Р.Д. Льюса и X. Райфы.

Суть игры состоит в следующем. Двух подозреваемых берут под стражу и изолируют друг от друга. Окружной прокурор убежден, что они совершили определенное преступление, но не имеет достаточных доказательств, чтобы предъявить им обвинение на суде. Он говорит каждому из них, что у него имеется две альтернативы: признаться в преступлении, которое, по убеждению полиции, он совершил, или не признаться. Если оба не признаются, то окружной прокурор предъявит им обвинение в каком-нибудь незначительном преступлении, таком, например, как мелкая кража или незаконное владение оружием, а оба они получат небольшое наказание; если они оба признаются, то будут подлежать судебной ответственности, но он не потребует самого строгого приговора; если же один признается, а другой нет, то признавшемуся приговор будет смягчен за выдачу сообщника, в то время как упорствующий получит «на полную катушку». В ситуации этой игры перед каждым из двух участников стоит задача получить максимальный выигрыш согласно матрице выигрышей, с которой оба ознакомливаются заранее. Целью подобным образом организованного исследования является обнаружение оптимальных стратегий выбора, позволяющих каждому из соперников получить наибольший выигрыш (Полозова Т.А. Методические проблемы изучения межличностного конфликта в группе. 1980. № 4. С. 123–129. С. 125).

 

Диоптической экспозиции методика  – методика, разработанная по аналогии с широко известной методикой дихотического прослушивания; заключается в раздельном предъявлении каждому глазу «своего» изображения (Матова М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека. 1980. №1. С. 64).

 

Дифференцированное научение − обучение, при котором индивид различает и выбирает из перцептивно отражаемых стимулов (например, на основе подкрепления) лишь некоторые, в то время как другие становятся индифферентными. Дифференцировка образует диалектическое единство с обобщением (генерализацией). На основе этих процессов образуется психическое отражение высшего уровня. (Лингарт Й. Актуальные вопросы теории учения: психический процесс и психическое развитие. 1984. №5. С. 152-157).

 

Дифференцированность когнитивная − мера понятийной дифференциации, многообразия и упорядоченности категорий, применяемых субъектом для классификации объектов внешнего мира и социального окружения. Дж. Келли выделил высокую и низкую когнитивную сложность, а в качестве инструмента разработал репертуарный тест ролевых конструктов. При разнообразии используемых показателей (первые описаны В. Биери в 1951 г. и Дж. Келли в 1955 г.) общими, хотя и недостаточно точно определенными на теоретическом уровне, выступают два: «близость (или сходство) конструктов между собой» и «их интеграция». (Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. 1989. №6. С. 140-147).

 

Дихотического прослушивания методика – состоит в предъявлении через изолированные наушники на два уха испытуемого разных слуховых стимулов. При этом в случае одновременного предъявления двух слов (или других вербальных стимулов) обычно лучше воспринимаются стимулы, подаваемые на правое ухо (эффект правого уха), что свидетельствует о левополушарной латерализации речевых функций. Преимущественное восприятие стимулов, подаваемых на левое ухо, – эффект левого уха – говорит о локализации речи в правом полушарии. Случаи нечеткой симметрии соответствуют слабо выраженной специализации полушарий относительно речевых функций. В СССР эта методика была апробирована Е.П. Кок и ее сотрудниками (Бережковская Е.Л., Голод В.И., Туровская З.Г. Сенсорная асимметрия у здоровых и у больных логоневрозом. 1980. № 1. С. 57).

 

Добрынин Николай Федорович [18(4).5.1890, г. Бобруйск, Белоруссия – 18.3.1981, Москва]  – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии МГПИ имени В.И. Ленина – принадлежит к тому поколению психологов, усилиями которых создавалась советская психологическая наука. Большую часть своих многочисленных исследований он посвятил проблеме внимания. Его основные труды в этой области признаны классическими. Разработка концепции личной и общественной значимости вошла в золотой фонд советской психологии ( Н.Ф. Добрынин (некролог). 1981. № 3. С. 186).

 

Доверие – некритичное, безоценочное принятие всякой информации, исходящей от источника. Именно доверие позволяет легко принять и усвоить то, что подвергается критической переработке. С доверием тесно связана другая особенность отношения дошкольников ко взрослому – подражательность (Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников. 1980. № 5. С. 105–111. С. 106).

 

Додонов Борис Игнатьевич [1922–3.05.1985] доктор психологических наук, профессор, ученый, глубоко преданный делу развития советской психологической науки. Научные интересы Б.И. Додонова были связаны с проблемой эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Им создана оригинальная концепция эмоциональной направленности личности, разработаны методики для ее выяснения и прогнозирования ( Борис Игнатьевич Додонов (некролог). 1985. № 5. С. 185).

 

Доминанта введенное А.А. Ухтомским понятие, обозначающее «устойчивый очаг повышенной возбудимости центров... причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системы широко разлиты явления торможения». Поначалу А.А. Ухтомский предполагал, что доминантный процесс происходит в одном и том же центре: «...для нашей лаборатории процесс возбуждения самым интимным и непосредственным образом связан с процессом торможения, т.е. один и тот же рефлекс, протекающий на наших глазах при тех же раздражениях... может перейти в явление тормоза в этих же самых центрах». По мнению Б.Ф. Поршнева, в дальнейшем в работах А.А. Ухтомского все четче проявляется двойственный характер доминантных изменений: «нарастание возбуждения в одном месте и сопряженное торможение в другом месте», «сопряженное торможение – это "целая половина" принципа доминанты», «Без понятия сопряженных торможений... нет и принципа доминанты». Или: «При развитии доминанты посторонние для доминирующего центра импульсы, продолжающие падать на организм, не только не мешают развитию текущей доминанты, но и не пропадают для нее даром: они используются на подкрепление ее и текущей установки... и на углубление сопряженных торможений в других рефлекторных дугах»  (Миронова М.Н. О сопряженной доминанте как основе механизма симбиотической связи. 1998. № 6. С. 58).

 

Дошкольный возраст − этап психического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом  − от 3 до 6− 7 лет.

Д.Б. Эльконин писал, что каждому периоду соответствует ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет) (Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. 1984. №4. С. 16).

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра, которая, по словам Л.С. Выготского, создает «зону ближайшего развития» ребенка. В то же время дошкольникам доступны и начальные формы других видов деятельности — учебной, трудовой, изобразительной. (Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. 1986. №5. С. 38).

 

Духовное состояние − психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «не замечает» внешнего мира, не ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е. познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия. (Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. 1998. №3. С. 104-114).

 

Духовность

         − принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности (Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. 1998. №3. С. 104-114);

         − способ существования и восприятия, вытекающий из осознания трансцендентного измерения бытия и отличающийся признанием определенных ценностей в себе, других, природе, жизни и в том, что человек признает высшей силой. Д. Элкинс и его коллеги выделили девять основных компонентов духовности: трансцендентное измерение, значение и цель жизни, миссия в жизни, святость живого, удовлетворение духовных потребностей, альтруизм, идеализм, осознание трагичности жизни, наблюдаемые проявления духовности в жизни человека. (Криппнер С. Духовные измерения психотерапии и целительства. 1994. №6. С. 118-133).

 

Дымерский Владимир Яковлевич [1928 – 11.06.1985, Москва] – кандидат психологических наук. С 1959 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (кроме нескольких лет, когда он преподавал на факультете психологии МГУ). Им проведен целый ряд исследований в области психологии труда, инженерной психологии, психологии профессионального обучения, психологии восприятия, методологии системного психологического анализа деятельности. По этим вопросам им опубликовано более 60 работ. Последние годы жизни В.Я. Дымерский заведовал лабораторией труда и профессиональной подготовки. Под его руководством был проведен ряд важных теоретических и практических исследований по проблеме безопасности дорожного движения и психолого-педагогическим вопросам совершенствования подготовки водителей. Эти работы В.Я. Дымерского были отмечены серебряной медалью ВДНХ.( Владимир Яковлевич Дымерский (некролог). 1985. № 5. С. 187–188).

 

Дьяченко Ольга Михайловна [16.08.1948 – 1.11.1998, Москва] – доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, заведующая лабораторией психологии способностей Центра семьи и детства РАО.

Исследования познавательного развития дошкольников привели О.М. Дьяченко к созданию концепции творческого воображения. В основе этой концепции лежит понимание воображения как специфической высшей психической функции, развитие которой происходит через овладение особыми средствами; в качестве таких средств могут выступать образы, модели, символы, а также речь. Значительным научным вкладом О. М. Дьяченко является разработка проблемы индивидуальных особенностей воображения, его зависимости от личностных качеств детей. В результате исследований она пришла к выделению и различению двух видов воображения — познавательного и эмоционального.

О.М. Дьяченко была крупным деятелем дошкольного образования. Ею разработаны многочисленные методы диагностики познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые способы активизации творческой деятельности дошкольников. Совместно с Л. А. Венгером она создала программу развития творческих способностей на разных этапах школьного детства (О.М. Дьяченко (некролог). 1998. № 6. С. 122).