90
ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ: Л.С.
ВЫГОТСКИЙ И П.Я. ГАЛЬПЕРИН
Среди
современных психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое
место, так как ее отличает своеобразие и оригинальность в трактовке
психического, в понимании предмета и метода психологической науки. Не случайно
Л.Ф. Обухова назвала его Учителем из плеяды
мудрецов (курсив наш. — М.С.) [5; 309]. Вместе с
тем осмелимся утверждать, что вклад П.Я. Гальперина в психологическую науку еще
не оценен по достоинству, а его взгляды нуждаются в более пристальном и
профессионально грамотном изучении.
Теория
П.Я. Гальперина многогранна и потому может быть проанализирована с разных точек
зрения. В данной статье мы коснемся лишь одного аспекта его научной
деятельности, а именно историко-теоретических предпосылок создания теории
поэтапного формирования умственных действий и понятий. Сам П.Я. Гальперин
отмечал, что особое значение для него имели учение Л.С. Выготского о
происхождении и природе высших психических функций и учение А.Н. Леонтьева и
С.Л. Рубинштейна об отношении психики к осмысленной внешней предметной
деятельности [7].