Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии".  Заглавная страница сайта... 

90

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕОРИИ

ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОНЯТИЙ: Л.С. ВЫГОТСКИЙ И П.Я. ГАЛЬПЕРИН

 

М.А. СТЕПАНОВА

 

Среди современных психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как ее отличает своеобразие и оригинальность в трактовке психического, в понимании предмета и метода психологической науки. Не случайно Л.Ф. Обухова назвала его Учителем из плеяды мудрецов (курсив наш. — М.С.) [5; 309]. Вместе с тем осмелимся утверждать, что вклад П.Я. Гальперина в психологическую науку еще не оценен по достоинству, а его взгляды нуждаются в более пристальном и профессионально грамотном изучении.

Теория П.Я. Гальперина многогранна и потому может быть проанализирована с разных точек зрения. В данной статье мы коснемся лишь одного аспекта его научной деятельности, а именно историко-теоретических предпосылок создания теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Сам П.Я. Гальперин отмечал, что особое значение для него имели учение Л.С. Выготского о происхождении и природе высших психических функций и учение А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна об отношении психики к осмысленной внешней предметной деятельности [7].


Полный текст этой статьи...