156
3 февраля 1994 г. скончался Георгий Петрович Щедровицкий, создатель новой профессии «методолог» и основатель современной школы методологии. Скончался Ученый, внесший существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. Скончался Учитель, воспитавший несколько поколений настоящей элиты представителей гуманитарной культуры. Со смертью Г.П. Щедровицкого человеческий дух, устремленный к поиску правды, добра и красоты, понес невосполнимую утрату.
Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929
г. в Москве. Он учился в Московском государственном университете им. М.В.
Ломоносова и, перейдя с физического факультета на философский, закончил его в
1953 г. Еще будучи студентом, он работал учителем в школе и преподавал физику,
логику и психологию. В 1963 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по
философии.
В течение своей профессиональной жизни Георгий
Петрович накопил поистине богатейший послужной список мест работы и должностей,
но где бы он ни находился, везде он обращал на себя внимание новизной своих
идей и мощностью своего ума. Там, где он появлялся, тут же возникал центр полипрофессиональной
коммуникации, центр жарких дискуссий по самым актуальным проблемам философии,
логики, психологии, лингвистики и методологии науки. Каждый раз человеческий
талант и выбранная им самим судьба методолога выдвигали его на место
руководителя, организатора,, исследователя, учителя, преподавателя.
В последние годы Г.П. Щедровицкий являлся
председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и
организационно-деятельностным играм правления Союза научных и инженерных
обществ, главным редактором журнала «Вопросы методологии».
На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был бессменным
руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет
деятельности ММК (1953— 1963 гг.) методологи первого поколения, как они вошли в
историю кружка,— А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин,
В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П.
Щедровицкий — создали основной корпус методологических дисциплин:
содержательно-генетическую логику, системно-структурную методологию, теорию
языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики,
методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и
антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии
анализа развития социально-производственных систем. Мы говорим «ими», так как
Георгий Петрович был одним из первых, кто во весь голос заявлял, что время
гениальных одиночек прошло и наступает время коллективной мыслительной
деятельности. Он всю жизнь без остатка отдал этому делу — делу свободного
объединения свободных творческих сил. Вместе с тем его незаурядность вносила в
любое коллективное действие столь мощный заряд, что о многих результатах работ
его коллег и учеников можно сказать: это либо влияние, либо реализация идей
Г.П. Щедровицкого.
Собственные научные труды Георгия Петровича по
проблемам методологии и антропологии невозможно переоценить. Из его
157
печатных
работ опубликовано 7 монографий и более 200 статей. Кроме того, его перу
принадлежат десятки тысяч страниц текстов, хранящихся в библиотеке Московского
методологического кружка, к содержанию которых обращаются все новые и новые
Поколения методологов. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П.
Щедровицкому откликаться на самые острые и кризисные ситуации развития
методологии, философии и науки. Его статьи публиковались в журналах Академии
наук СССР, периодических изданиях Академии педагогических наук, в других
научных и научно-популярных журналах, сборниках трудов и материалах
бесчисленного количества семинаров и конференций. Многие из его работ
переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных изданиях. В 1990 г.
Георгий Петрович создал журнал «Вопросы методологии» как трибуну для
современной методологии.
Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным
проблемам психологии, некоторые из них были опубликованы в журнале «Вопросы
психологии». Среди этих работ отметим лишь те, которые оказали существенное
воздействие на развитие психологической науки в целом: это, прежде всего,
методология исследования мышления как деятельности, содержательно-генетический
анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического
исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации,
изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования
взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических
методов в педагогике. Многие его идеи по разработкам психологических проблем
нашли воплощение в фундаментальных и прикладных исследованиях его коллег и
учеников, но значительно большее количество его идей еще окажут свое мощное
влияние на развитие психологической науки в будущем.
Так, в 1966 г. при непосредственном участии и под
руководством Георгия Петровича была написана коллективная монография
«Педагогика и логика», определившая на принципиально иных основах — основах
антинатуралистической, деятельностной доктрины — программу построения новой
психологии и педагогики. Непреходящее значение для психологии имеет сборник
«Обучение и развитие», опубликованный в 1966 г. по материалам симпозиума, где
Георгий Петрович изложил основные принципы анализа проблемы обучения и развития
в парадигме общей теории деятельности, создав тем самым фундамент нового
подхода к определению места психологии в сфере образования.
Г.П. Щедровицкий обладал безгранично широким
кругозором и стремился передать свое видение горизонтов мысли большому
количеству слушателей, людей, искренне заинтересованных проблемами науки.
Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими
друзьями и единомышленниками пришел к идее создания
организационно-деятельностной игры как формы и метода исследования, социального
проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения
крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму
постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все
новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей
стране и за ее пределами. Все 15 лет Георгий Петрович оставался неизменным
лидером этого движения, проявляя при этом незаурядный организаторский и
просветительский талант.
Георгий Петрович Щедровицкий был и останется Учителем.
Учителем для тех, кому выпало счастье встретиться с ним и вместе пройти
нелегкий путь карьеры философа и логика, культуролога и герменевта, лингвиста и
психолога.
В последнее время его здоровье было подорвано
болезнью, но в памяти родных, друзей, учеников и коллег, всех, кто имел честь
его знать, он останется сильным и гордым человеком, человеком с уникальной
работоспособностью, неизменно внимательным к чужой мысли и мнению, добрым и
отзывчивым другом.