Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ЩЕДРОВИЦКИЙ

 

 

3 февраля 1994 г. скончался Георгий Петрович Щедровицкий, создатель новой профессии «методолог» и основатель современной школы методологии. Скончался Ученый, внесший существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. Скончался Учитель, воспитавший несколько поколений настоящей элиты представителей гуманитарной культуры. Со смертью Г.П. Щедровицкого человеческий дух, устремленный к поиску правды, добра и красоты, понес невосполнимую утрату.

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 г. в Москве. Он учился в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и, перейдя с физического факультета на философский, закончил его в 1953 г. Еще будучи студентом, он работал учителем в школе и преподавал физику, логику и психологию. В 1963 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по философии.

В течение своей профессиональной жизни Георгий Петрович накопил поистине богатейший послужной список мест работы и должностей, но где бы он ни находился, везде он обращал на себя внимание новизной своих идей и мощностью своего ума. Там, где он появлялся, тут же возникал центр полипрофессиональной коммуникации, центр жарких дискуссий по самым актуальным проблемам философии, логики, психологии, лингвистики и методологии науки. Каждый раз человеческий талант и выбранная им самим судьба методолога выдвигали его на место руководителя, организатора,, исследователя, учителя, преподавателя.

В последние годы Г.П. Щедровицкий являлся председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм правления Союза научных и инженерных обществ, главным редактором журнала «Вопросы методологии».

На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был бессменным руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет деятельности ММК (1953— 1963 гг.) методологи первого поколения, как они вошли в историю кружка,— А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П. Щедровицкий — создали основной корпус методологических дисциплин: содержательно-генетическую логику, системно-структурную методологию, теорию языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики, методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии анализа развития социально-производственных систем. Мы говорим «ими», так как Георгий Петрович был одним из первых, кто во весь голос заявлял, что время гениальных одиночек прошло и наступает время коллективной мыслительной деятельности. Он всю жизнь без остатка отдал этому делу — делу свободного объединения свободных творческих сил. Вместе с тем его незаурядность вносила в любое коллективное действие столь мощный заряд, что о многих результатах работ его коллег и учеников можно сказать: это либо влияние, либо реализация идей Г.П. Щедровицкого.

Собственные научные труды Георгия Петровича по проблемам методологии и антропологии невозможно переоценить. Из его

 

157

 

печатных работ опубликовано 7 монографий и более 200 статей. Кроме того, его перу принадлежат десятки тысяч страниц текстов, хранящихся в библиотеке Московского методологического кружка, к содержанию которых обращаются все новые и новые Поколения методологов. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П. Щедровицкому откликаться на самые острые и кризисные ситуации развития методологии, философии и науки. Его статьи публиковались в журналах Академии наук СССР, периодических изданиях Академии педагогических наук, в других научных и научно-популярных журналах, сборниках трудов и материалах бесчисленного количества семинаров и конференций. Многие из его работ переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных изданиях. В 1990 г. Георгий Петрович создал журнал «Вопросы методологии» как трибуну для современной методологии.

Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным проблемам психологии, некоторые из них были опубликованы в журнале «Вопросы психологии». Среди этих работ отметим лишь те, которые оказали существенное воздействие на развитие психологической науки в целом: это, прежде всего, методология исследования мышления как деятельности, содержательно-генетический анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации, изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических методов в педагогике. Многие его идеи по разработкам психологических проблем нашли воплощение в фундаментальных и прикладных исследованиях его коллег и учеников, но значительно большее количество его идей еще окажут свое мощное влияние на развитие психологической науки в будущем.

Так, в 1966 г. при непосредственном участии и под руководством Георгия Петровича была написана коллективная монография «Педагогика и логика», определившая на принципиально иных основах — основах антинатуралистической, деятельностной доктрины — программу построения новой психологии и педагогики. Непреходящее значение для психологии имеет сборник «Обучение и развитие», опубликованный в 1966 г. по материалам симпозиума, где Георгий Петрович изложил основные принципы анализа проблемы обучения и развития в парадигме общей теории деятельности, создав тем самым фундамент нового подхода к определению места психологии в сфере образования.

Г.П. Щедровицкий обладал безгранично широким кругозором и стремился передать свое видение горизонтов мысли большому количеству слушателей, людей, искренне заинтересованных проблемами науки. Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими друзьями и единомышленниками пришел к идее создания организационно-деятельностной игры как формы и метода исследования, социального проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей стране и за ее пределами. Все 15 лет Георгий Петрович оставался неизменным лидером этого движения, проявляя при этом незаурядный организаторский и просветительский талант.

Георгий Петрович Щедровицкий был и останется Учителем. Учителем для тех, кому выпало счастье встретиться с ним и вместе пройти нелегкий путь карьеры философа и логика, культуролога и герменевта, лингвиста и психолога.

В последнее время его здоровье было подорвано болезнью, но в памяти родных, друзей, учеников и коллег, всех, кто имел честь его знать, он останется сильным и гордым человеком, человеком с уникальной работоспособностью, неизменно внимательным к чужой мысли и мнению, добрым и отзывчивым другом.