Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

ПАМЯТИ Ж. ПИАЖЕ

 

16 сентября 1980 г. умер крупнейший психолог современности Жан Пиаже. Кончилась жизнь, исполненная неустанного труда, открытий, достижений, высоких обобщений, больших и успешных организационных начинаний.

Пиаже родился 9 августа 1896 г. и уже в 1907 г. опубликовал первое научное наблюдение моллюсков Женевского озера. Биологические интересы не были преходящим детским увлечением. Напротив, проблемы биологической эволюции стали основой его дальнейших поисков,— только со временем интересы Пиаже все более сосредоточивались на развитии мышления. Это и привело его от биологии к философии, от общей философии — к теории познания, от нее — к развитию интеллекта у детей и наконец, к психологии ребенка, построенной на представлении о доминирующей роли интеллекта.

Психологическая деятельность Пиаже началась в 1920 г. в Париже, где он много работал у А. Бине в клинике, изучал логику, философию и психологию, проводил экспериментальные исследования на детях. Философские размышления и первые экспериментальные факты привели Пиаже к мысли, что логика не врожденна, а складывается в индивидуальном опыте и что именно психология открывает возможность изучения ее онтогенетического развития. С тех пор и до последних лет центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучать психологическое становление логических операций, возникновение и развитие устойчивых структур интеллекта.

Систематическое исследование генезиса речи и мышления ребенка (1920—1925) позволило Пиаже установить новые факты в области детского развития. Важнейший из них — открытие эгоцентризма ребенка, основной особенности его мышления. Результаты этих исследований содержатся в первых пяти книгах Пиаже, две из которых переведены на русский язык.

Следующий период научного творчества Пиаже (1925—1929) характеризуется новым направлением исследований — теперь не словесные высказывания, а действия ребенка становятся показателем его умственного развития. В этот период Пиаже убеждается в том, что интеллект складывается у ребенка еще до овладения речью, а интеллектуальные операции высшего порядка подготавливаются сенсомоторным действием.

В последующее десятилетие (1929—1939) совместно с Б. Инельдер и А. Шеминской Пиаже проводит исследование генезиса представлений ребенка о числе, количестве, пространстве, времени, движении и пр. Эти исследования позволили ему изучить стадию конкретных операций и, что для Пиаже было самое главное, первые собственно операциональные логические структуры интеллекта.

Для точной интерпретации этих явлений Пиаже указал на возможность применения к психологии операторной логики. Он не ограничился ее формальным аппаратом, но модернизировал его с учетом психологических фактов, введя понятие группировки как их аксиоматической модели.

Со времени выдвижения этой идеи интересы Пиаже разделились: с одной стороны, открывалось разнообразие и богатство психологических явлений, с другой — необходимость их строгой интерпретации с помощью аксиоматических моделей.

В 1939—1950 гг. продолжались исследования Пиаже в области психологии мышления. Изучались представления ребенка о пространстве и геометрических построениях. Совместно с М. Ламберсье было начато изучение восприятия, позволившее Пиаже высказать гипотезу о его вероятностной природе.

В этот же период Пиаже провел экспериментальное исследование перехода мышления ребенка к мышлению подростка, была дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция генетической эпистемологии.

Так, спустя 30 лет Пиаже вновь вернулся к своей центральной идее — генетической эпистемологии, опирающейся на психологию. В 1955 г. в Женеве был создан Международный центр генетической эпистемологии, в котором работали и широко обсуждали проблемы специалисты многих областей знания из разных стран. До конца жизни Пиаже оставался главой этого центра, ему принадлежало последнее слово в обобщении проводившихся там исследований.

В том же 1955 г. Пиаже сформулировал гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Работы последних 20 лет были посвящены развитию памяти, умственного образа, сознания ребенка, проблемам биологии, философии, эпистемологии.

Основная идея Пиаже, развиваемая во всех произведениях, состояла в том, что интеллектуальные операции образуют целостные структуры, которые устанавливаются благодаря тенденции к «равновесию», к которому на каждом этапе развития стремится эволюция. Исследование этих интеллектуальных структур, их отношения к нервным структурам, с одной стороны, и к структурам математическим, логическим и лингвистическим, с другой, служило подготовкой к общей теории структур и было предметом изучения Пиаже в последние годы жизни.

 

186

 

Общую эволюцию взглядов Пиаже можно было бы наметить следующим образом. В ранних работах Пиаже уделял много внимания детским высказываниям,— позднее он понял, что исследование мышления следует начинать с анализа действий ребенка. В ранних работах Пиаже придерживался теории двух факторов психического развития,— зрелого Пиаже интересовала его внутренняя логика. Он пытался осмыслить ее в аспекте жизненного и в этом смысле общебиологического значения, на основе общебиологических процессов ассимиляции, аккомодации, адаптации. В противоречивом единстве процессов ассимиляции и аккомодации он видел внутренний источник психического развития, а качественное своеобразие каждого этапа — в тех структурах интеллекта, которые образуются на каждом этапе благодаря развитию действия.

Внешние действия ребенка — от рождения до двух лет — первоначально выполняются развернуто и последовательно; затем благодаря повторению они схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, рисунок, умственный образ, речь) переносятся во внутренний план. Здесь они сокращаются, объединяются с другими, в частности с противоположными действиями, и так превращаются в операции. В концепции Пиаже операция — основная единица мышления. Сенсомоторныс координации, конкретные операции и формальные операции составляют три основные структуры интеллекта. Процесс их достижения позволяет разделить весь ход психического развития на три больших периода, в каждом из которых Пиаже намечает ряд стадий. Но все периоды и стадии Пиаже характеризует не только по структуре интеллекта, но и по той картине мира, которая формируется у ребенка на основе данного интеллектуального аппарата. Это исследование развития мировоззрения ребенка до сих пор остается уникальным явлением в психологии. Общую картину психического развития Пиаже пытался дополнить изучением эмоционально-волевых процессов, которые он считал целиком зависящими от интеллекта.

Если в ранних работах Пиаже писал, что для объяснения психических явлений достаточно наметить последовательность стадий развития, то в последние годы жизни он отмечал: «Чтобы объяснить психологическую реакцию или познавательный механизм (на всех уровнях, включая уровень научного мышления), недостаточно просто описать их, необходимо понять процесс, благодаря которому они сформировались».

Пиаже написал около 50 книг, сотни статей, создал знаменитую женевскую школу генетической психологии, Международный центр генетической эпистемологии, основал новый научный журнал, насчитывающий уже более 30 выпусков. За ним — десятилетия педагогической работы в Швейцарии, Франции, Англии, в других странах Европы, в США, период руководства Международным бюро воспитания при ЮНЕСКО.

В психологию прочно вошло его имя, во многих странах основаны психологические институты имени Жана Пиаже, и во всем мире его ученики продолжают его дело.