Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

27

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ1

 

В.Д. Шадриков. В докладе А.А. Бодалева затронуты практически все проблемы обучения и воспитания школьников. А как они реализуются? Какие из них наиболее актуальны для практических работников?

Прежде всего к таким проблемам относится организация психолого-педагогических

 

28

 

исследований, связанных с широким внедрением в общеобразовательную и профессиональную школу вычислительной техники. Эта задача записана как обязательная в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». До конца этой пятилетки каждая средняя школа будет обеспечена классом с электронно-вычислительной техникой. В настоящее время объявлен конкурс на новый учебник с органичным использованием вычислительной техники в процессе усвоения курса информатики. В перспективе курс информатики будет перенесен в VIIVIII, а затем в VVIII классы, с тем чтобы эти приемы и навыки могли быть использованы при дальнейшем изучении общеобразовательных предметов в IXX классах. В перспективе все народное хозяйство должно перейти на информационную технологию, и соответственно намечается тенденция переноса этой технологии непосредственно в систему народного образования, т. е. предполагается не только изучение информатики, но и усвоение ряда других предметов с использованием вычислительной техники. Рассматривается вопрос широкого использования электронно-вычислительной техники как средства развития личности. Но психологическая наука очень слабо разрабатывает перспективы органичного включения вычислительной техники в педагогический процесс. Требуется разработка новых психолого-педагогических концепций использования вычислительной техники в учебном процессе, разработка новых подходов к использованию вычислительной техники в плане программирования и т.д. Все обучающиеся программы построены на принципе программированного обучения, новых перспективных подходов мы пока что не сформировали, и работа в этом направлении ведется крайне слабо.

Вторая проблема, также обозначенная в правительственных документах, связана с систематическим изучением индивидуальных качеств личности ученика в процессе обучения. Нет достаточно общепринятых и доступных для учителя методик диагностики этих качеств. Особенно остро эта проблема стоит при определении готовности детей шести лет к обучению в школе: готов ли ребенок физически и умственно к обучению в школе; имеются ли у него какие-либо отклонения или задержки в психическом развитии; может ли он успешно усваивать программу I класса в шестилетнем возрасте? До настоящего времени эти вопросы не решались теми темпами, которыми они должны решаться. Апробированных методик пока нет. НИИ общей и педагогической психологии разработал такую методику, но она находится еще в стадии проверки. Детей, у которых обнаружены те или иные задержки в психическом развитии, надо специально готовить к школе. Но таких рекомендаций психологов вообще нет. Недостаточно высока и педагогическая культура отдельных учителей. Это приводит к тому, что дети с задержками развития могут быть просто личностно загублены. В организационной структуре пореформенной школы предусмотрены классы для детей с задержками психического развития. Но с этими детьми надо грамотно работать.

В области народного образования от психологов многого ждут, но эти надежды не всегда оправдываются. Одна из причин, по которым эти проблемы плохо решаются,— недостаточное стимулирование работ, направленных на разработку методов диагностики. Практически нет диссертаций по методам диагностики. Такое положение надо изменять. Сейчас в системе Госкомтруда создаются 39 профцентров по профориентации, совместно с Минздравом разрабатывается положение о психолого-медико-педагогических штатных консультациях. Но пока не будет создан инструментарий, с помощью которого эти службы будут работать, все разговоры останутся разговорами.

Л.Н. Проколиенко (Киев). Очень важная проблема возрастной и педагогической психологии — внедрение психологических разработок в практику обучения и воспитания. Большая часть того, что нарабатывается психологами, до школы не доходит. Еще со времен Л.С. Выготского в психологии утвердились положения о роли самосознания

 

29

 

в формировании личности, об активности личности, о том, что личность должна стать субъектом воспитания. Но эти положения так и не были внедрены в практику работы школы, пока уже сами педагоги не выдвинули идею самоуправления в коллективе. Существует положение Минпроса о внедрении научных исследований в практику. Но организационно не решен вопрос о том, кто должен внедрять психологические разработки. Психологи могут выполнять социальные заказы. Дело лишь в том, как довести эти разработки до практики. Данный вопрос тесно переплетается с вопросом организации и статуса психологической службы. Когда этот статус будет однозначно определен, можно создавать и методики. При ведущих психологических учреждениях, а может быть, и при Обществе психологов СССР должны быть созданы отделения, располагающие банком методик.

Остановлюсь и на проблеме подготовки психологов. К сожалению, в настоящее время в психологическую науку часто идут неспециалисты; это отражается на качестве исследований. Психологическими исследованиями должны заниматься люди, имеющие специальное психологическое образование. Но одновременно нужно, чтобы факультеты психологии в университетах ориентировали часть своих выпускников на работу в школе.

А.С. Чернышев (Курск). В докладе А.А. Бодалева показано, что школе как объекту психологических исследований повезло. Школьной тематике посвящены сотни исследований психологов. Вопрос в том, как эти научные достижения воспринимаются учителем. Задача психологов, в частности, состоит в том, чтобы помочь учителю справиться с морем рекомендаций, которые он получает.

Чтобы реформа в школе осуществлялась на научной основе, психологи должны пропагандировать педагогические доктрины в школе. Школа как целостное явление не прощает фрагментарного подхода к развитию каких-либо отдельных своих сторон. Психологи должны внедрять в сознание учителя необходимость целостного подхода к улучшению учебно-воспитательного процесса, ибо, как показывает практика, увлечение педагогов усиленным развитием каких-либо отдельных видов деятельности детей, например эстетических или спортивных, приводит к дисгармоничности развития и личности, и коллектива в целом.

От психологов во многом зависит и то, как будет реализован личностный подход к каждому ученику в школе. Этот подход по-настоящему, как того требует реформа, еще не осуществляется в школе. В своей повседневной работе учителя постоянно дают оценочные суждения, но не всегда они правильны, что вызывает конфликты в общении.

Важная проблема в практике школы — эффективность внеклассных мероприятий. Учителя не замеряют ее, не анализируют мнений и желаний ребят. К сожалению, и психологи этим не занимаются.

Необходимо поставить вопрос об изменении технологии внедрения научных разработок психологов. Учителя не в состоянии переварить информацию, которую им предоставляют психологи. В Курске, например, применяется практика заключения договоров кафедры и школы.

М.Г. Давлетшин (Ташкент). Остановлюсь на проблеме совершенствования психологической подготовки учителей. В настоящее время увеличено количество часов (до 140) на изучение возрастной и педагогической психологии студентами. Это дает возможность улучшить психологическую подготовку будущих учителей. Но это же привело и к увеличению нагрузки на преподавателей, так как штаты не увеличились. Поэтому на научную работу остается меньше времени. И все же психологи республики проводят работу, связанную с реализацией реформы школы, в частности, изучаются психологические аспекты профориентационной работы и трудового обучения.

Остро стоит и проблема организации психологической службы. Пока нет утвержденного положения о такой службе и статусе школьного психолога, мы

 

30

 

пробуем организовать эту работу в отдельных школах. Но надо, чтобы эта проблема была решена в государственном масштабе.

Как представитель союзной республики, не могу не затронуть вопрос о необходимости создания учебно-методической литературы для учителей на родном языке.

А.М. Матюшкин (Москва). К числу актуальных задач, выдвинутых реформой школы, относится обучение детей в школе начиная с шестилетнего возраста. В НИИ общей и педагогической психологии создана методика диагностики шестилеток по степени их подготовленности к обучению в школе. Но за два года, прошедших с начала осуществления реформы, ситуация уже изменилась. Появилась новая проблема индивидуализации обучения и воспитания, которую данная методика решить уже не может. Нужно создавать новую методику, причем такую, которая позволяла бы диагностировать готовность детей к учению в школе не непосредственно перед началом обучения, а с опережением — в начале, середине шестого года жизни. Необходима также методика подготовки детей к обучению с шестилетнего возраста.

Очень сложной является проблема психологического обеспечения ЭВМ, она должна решаться специалистами высокой квалификации, которых нет. Психология не является наукой только обслуживающей, у нее есть свои фундаментальные проблемы, в частности, в решении проблемы ЭВМ. Психологи решают эту проблему в аспекте диалога с ЭВМ. Исследование этой проблемы также необходимо осуществлять с опережением по отношению к заданиям, обозначенным в тематическом плане.

Следующая важная проблема — координация психологических исследований. Темы не должны дублироваться, вестись параллельно. Необходимо обеспечить опережающее развитие фундаментальных исследований в области возрастной и педагогической психологии. Для этого важно определить систему исследований в данной области. Как мне представляется, центральной проблемой в этой системе должно стать изучение общих и специальных закономерностей психического развития человека в условиях обучения и воспитания. Из этой проблемы вытекает, в частности, необходимость исследования вопроса об индивидуальных различиях, которые проявляются с самого рождения человека.

Исследования в области возрастной и педагогической психологии должны вестись на уровнях, соответствующих фундаментальным отраслям психологической науки: 1) психофизиологическом, который исследует проблему развития человека на основании классических и новых рефлекторных концепций; 2) общепсихическом, позволяющем исследовать когнитивное и личностное развитие; 3) на уровне проблематики общения и диалога, так как каждая личность, начиная с рождения, развивается через другую личность; 4) на социально-психологическом уровне; 5) наконец, на уровне собственно социальных, социокультурных исследований, предметом которых является изучение условий развития ребенка в том или ином регионе, в селе или городе, в условиях той или иной национальной республики.

К.Б. Жарикбаев (Алма-Ата). Остановлюсь на подготовке психологов. На изучение психологии в вузе отводится мало часов, да и методика преподавания психологии не отработана.

Почти нет работ по теме патриотического и интернационального воспитания молодежи. Недавние события в Казахстане показывают их значимость. Существует целый ряд проблем, специфичных для отдельных республик. Для Казахстана к числу таких проблем принадлежат, например, исследования психологических основ труда животновода, исследования в области национальной психологии.

Е.В. Шорохова (Москва). Реплика к выступлению К.Б. Жарикбаева: разработка вопросов национальной психологии — очень важная задача. Необходимо также исследовать психологические проблемы больших социальных групп, слоев, классов, а также межнациональных отношений.

И.Ф. Мягков (Воронеж). Остановлюсь

 

31

 

на вопросах, требующих безотлагательного решения. К таким относится прежде всего проблема обучения с в школе детей шестилетнего возраста. До того, как дети поступают в школу, все они проходят диспансеризацию. Но одномоментная их диагностика практически ничего не дает, кроме выявления случаев резкой патологии. Многие шестилетки трудно адаптируются к школьным условиям. Проблема подготовки детей к обучению в школе должна решаться мультидисциплинарно — совместными усилиями психологов, медиков и педагогов (особенно когда имеет место педагогическая запущенность ребенка).

Реформа школы выдвинула много новых проблем перед психологами. Во многих школах открыты педагогические классы. Однако туда зачастую идут учащиеся, не собирающиеся поступать в пединститут, попадают и слабые ученики, ожидающие «поблажки» при приеме в вуз. Очень важен и подбор учительских кадров для обучения старшеклассников в педагогических классах. Психологи должны помочь в решении проблемы общения учителей и с учениками, и с родителями, и между собой. Психологи не должны стоять в стороне от проблем наркомании, токсикомании, отклоняющегося поведения и пр.

Другой вопрос — об участии психологов в деле психологического просвещения широких масс. Следует обратить особое внимание на повышение психологической грамотности родителей. Случается, что родители из лучших побуждений, в воспитательных целях (например, чтобы ребенок хорошо учился) терроризируют ребенка до такой степени, что ему приходится оказывать психотерапевтическую помощь.

Важным является вопрос о внедрении психологических знаний. В научно-исследовательских институтах должны быть созданы специальные отделы, занимающиеся внедрением.

У.В. Ульенкова (г. Горький). Надо заострить вопросы психологической подготовки учителя. Решение этих вопросов требует в первую очередь совершенствования учебных планов. Многое зависит и от кадрового состава кафедр психологии в вузах. Такие кафедры нуждаются в преподавателях, которые являются не только психологами, но и хорошо знакомы с учебным процессом в школе, знают проблемы, стоящие перед ней. Для пединститутов очень ценными кадрами являются учителя, прошедшие психологическую подготовку.

 

РЕШЕНИЕ

Пленума Центрального Совета Общества психологов СССР

от 24 февраля 1987 г.

по докладу А.А. Бодалева

«Психологическое обеспечение реформы общеобразовательной и профессиональной школы»

 

Заслушав и обсудив доклад вице-президента АПН СССР А.А. Бодалева, Пленум отмечает, что психологами Союза ведется активная работа по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и профессиональной школе. Вместе с тем результаты ряда психологических исследований не доводятся до практических рекомендаций, слабо используются при подготовке учителя в педагогических вузах, в процессе повышения квалификации учителей, в ходе обучения и воспитания школьников, недостаточна координация исследований. В отдельных случаях работы не содержат научной новизны и практической полезности. Особую озабоченность вызывает отставание в разработке методов и методик диагностики и коррекции психического развития.

Пленум постановляет:

Рекомендовать Обществу психологов СССР сосредоточить усилия на разработке актуальных проблем реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

1. Развернуть исследования по психолого-педагогическим проблемам, связанным с широким внедрением ЭВМ в учебный процесс.

2. Разработать методы диагностики определения готовности детей шестилетнего возраста к обучению в школе, пригодные для использования в практике работы учителя.

 

32

 

3. Разработать систему методов коррекции развития отдельных психических функций у детей с задержкой психического развития, а также детей с отклоняющимися формами поведения, предусмотреть более широкую разработку этих проблем в диссертационных исследованиях.

4. Президиуму Общества психологов СССР рассмотреть вопрос о создании Всесоюзного хозрасчетного центра по разработке и тиражированию диагностических методик.

5. Рекомендовать редколлегиям психологических журналов более широко пропагандировать достижения психологической науки по обеспечению реформы.

6. Просить Министерство просвещения СССР рассмотреть вопросы об организации психологической службы в школе.

7. Рекомендовать укрупнить тематику исследований по психологическим проблемам.

8. Рекомендовать инициативной группе, состоящей из заведующих кафедр рами психологии университетов, подготовить проект нового учебного плана по психологии.

 



1 Выступления даны в сокращенном виде по магнитофонной записи.