Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

144

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ГДР1

 

ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В ГДР

 

А. КОССАКОВСКИ

 

Психодиагностика всегда была существенным аспектом деятельности психологов ГДР.

Приблизительно до 1960 г. практикующие психологи, которые должны были, в особенности в клиниках, но также в школах и различных сферах народного хозяйства ставить психологические диагнозы психических заболеваний, отклонений в развитии детей, готовности их к школе, не имели в своем распоряжении подходящих методов диагностики. Новые общественные условия заставляли отказываться от применения традиционных тестов или создававшихся в западных странах методов диагностики, однако эти методы тем не менее применялись многими практикующими психологами, так как им не было предложено ни одной конструктивной альтернативы.

В 60-х гг. началась углубленная работа над теоретическими и методологическими проблемами психодиагностики. В этот период были предприняты первые серьезные попытки развития методов диагностики, которые отвечали бы новым общественным требованиям. Это относится прежде всего к области педагогической психологии, в которой были разработаны особые методы для определения способности школьников к обучению (Г. Крюгер и Д. Роланд, 1963), готовности ребенка к школе (Г. Витцлак, 1964), а также для характеристики школьников (Г. Ценер, К. Хофф, Е. Эрлебах, 1966). Одновременно были начаты разнообразные исследования в целях создания стандартных методов для диагностики интеллектуальных достижений.

В это время в психодиагностике ГДР существовали самые разнообразные и противоречащие друг другу методологические позиции и практические подходы. Но уже тогда было ясно, что значение психодиагностики будет возрастать, так как социалистическое общество требует полного раскрытия потенций человека во всех жизненных сферах, для чего необходим по возможности точный анализ индивидуальных особенностей. Поэтому с начала 60-х гг. развитию психодиагностики в ГДР стало уделяться большое внимание. В те годы не состоялось ни одного научного мероприятия, где бы не обсуждались проблемы психодиагностики.

В 1967 г. при Обществе психологов ГДР под руководством Г. Витцлака была образована комиссия по психодиагностике, в задачи которой входили координация работ по теоретическим и методологическим проблемам психодиагностики, стимуляции развития научно обоснованных и отвечающих новым общественным требованиям методов психодиагностики и обеспечение их правильного применения в практике с помощью психологов. На III съезде Общества психологов ГДР (1972) проблемы психодиагностики обсуждались в рамках четырех (из 22) симпозиумов. На этом съезде были представлены концепции дальнейшего развития психодиагностики в ГДР, а также «Порядок применения методов психодиагностики в практике, в исследованиях, в обучении и при повышении квалификации», который был принят в качестве обязательного документа для психологов ГДР.

В 70-х гг. появились основополагающие работы по психодиагностике, где в спорах с позициями западной психологии на основе принципов марксизма-ленинизма были выработаны важные положения новой психодиагностики. Речь идет прежде всего о работах В. Гутъяр «Оценивание психических свойств» (1971), И. Гутке «К вопросу о диагностике интеллектуальной работоспособности» (1972), Г. Витцлака «Основы психодиагностики» (1977), а также о работе Г. Витцлака, И. Гутке, К. Иегера, Г. Клемма и Г. Маттеса «Введение в психодиагностику в школе» (1977). В них были разработаны, во-первых, теоретические основы психодиагностики (Г. Витцлак), во-вторых, основополагающие принципы подхода к изучению психических явлений (Н. Гутке, Г. Витцлак), в-третьих, проблемы оценивания психических свойств (В. Гутъяр), в-четвертых, методологические принципы применения методов психодиагностики в социалистическом обществе (Г. Витцлак), и в частности в школе (Г. Витцлак и др.). Эти работы положили начало следующим линиям развития психодиагностики.

I. Взамен диагностики, направленной на изучение более или менее изолированных свойств личности (таких, как интеллект, отдельные свойства мышления, мотивы, интересы, воля и т.д.), появилась возможность перейти к анализу психических предпосылок (как единства познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых аспектов) для выполнения определенных требований. Применительно к разным по сложности задачам, стоящим перед человеком (от выполнения определенных интеллектуальных операций до соответствия уровню требований при поступлении ребенка в школу), были разработаны отдельные методы или целые батареи методов.

Примером этой линии развития психодиагностики может служить созданный Г. Витцлаком метод определения готовности ребенка к школе. Вначале были проанализированы школьные требования к первоклассникам, а также требования к детям в дошкольных учреждениях, что позволило определить критерии, которым должен отвечать хорошо развитый ребенок, чтобы усвоить программу начального обучения. Далее были сконструированы задачи по возможности

 

145

 

для всех важных сфер требований, при решении которых проявляются соответствующие свойства хорошо развитого ребенка. Все задачи, объединенные в одну тестовую батарею, были предложены для решения большому числу детей, которые только начали обучаться в школе. Устанавливались различия в решении детьми каждого отдельного задания и тестовой батареи заданий в целом. В итоге из состава тестовой батареи были исключены как очень трудные задания, которые не смог выполнить никто, так и слишком легкие, которые были решены всеми. Баллы, полученные ребенком по результатам выполнения тестовых заданий, и его школьные отметки сравнивались (коррелировались) между собой; при этом были выявлены такие задания, при решении которых полученный ребенком низкий или высокий балл в тесте совпадал с хорошей или плохой отметкой в школе, т.е. была установлена прогностическая ценность (валидность) каждого задания. В окончательный тестовый вариант вошли прежде всего такие задания, которые позволяют по возможности точно предсказать степень готовности ребенка к школе.

Таким путем был создан метод оценивания, с помощью которого можно относительно точно установить соответствие психических свойств ребенка требованиям, от которых в первую очередь зависит, выдержит ли он испытание в совершенно конкретных ситуациях. Следовательно, в данном случае речь шла об анализе не того или иного свойства личности, а общих психических предпосылок готовности ребенка к школе.

II. В указанных выше работах была предпринята попытка преодоления преобладавшего до тех пор констатирующего анализа путем замены его анализом изменений психических свойств ребенка. К примеру, предложенный И. Гутке учебный тест позволяет выявить изменение способности ребенка к обучению после проведения соответствующей педагогической работы. Таким образом, предпринимается попытка определять способность ребенка к обучению в процессе целенаправленного преподавания, вместо того чтобы делать вывод об уровне интеллекта ребенка на основании ранее использовавшихся тестов умственного развития.

III. Были сделаны первые шаги по пути приближения к настоящей диагностике процесса, с помощью которой выявляются индивидуальные способы решения заданий; это необходимо для того, чтобы не только определять «критические точки» выполнения предъявляемых ребенку требований, но и строить оптимальную стратегию помощи ребенку в овладении знаниями и построении своего поведения.

В последнее время на вышеизложенной теоретической основе была предпринята разработка самых разнообразных диагностических методов, доступных практикующим психологам. Для целенаправленного руководства этим процессом в 1982 г. по предложению Общества психологов ГДР был создан Центр психодиагностики при Гумбольдском университете в Берлине, где в настоящее время работают 15 штатных сотрудников. На базе Центра психодиагностики функционирует Научный совет по психодиагностике, в работе которого принимают участие все научно-исследовательские и воспитательные учреждения, которые занимаются вопросами психодиагностики. Активно сотрудничают с этим центром и практикующие психологи.

Задачами Центра психодиагностики и его Научного совета являются: 1) развитие теоретических позиций по психодиагностике и координация соответствующих исследований; 2) самостоятельное создание и передача методов психодиагностики практикующим психологам и учреждениям, готовящим психологов; для этого был создан особый отдел, осуществляющий связь с типографиями.

В настоящее время можно констатировать, что как в отношении развития теоретических основ, так и в отношении создания практических методов психодиагностика в области педагогической психологии играет первостепенную роль.

Это объясняется высокими требованиями системы народного образования ГДР к психологии вообще и к психодиагностике в частности. Всестороннее развитие личности и повышение успеваемости всех школьников требует проведения особой педагогической работы, гораздо большего учета индивидуальных особенностей школьников, включая их успеваемость и поведение, а также трудности их развития.

Успехи психодиагностики в области педагогической психологии объясняются еще. и многолетним, систематическим руководством этой работой со стороны Отделения диагностики развития при Институте педагогической психологии, а также сотрудничеством Центра психодиагностики с различными научными коллективами ГДР (университетом Карла Маркса в Лейпциге, пединститутами в Дрездене и Потсдаме, университетом в Грейсвальде). В процессе этой совместной работы удалось тесно связать развитие практических методов психодиагностики с дальнейшим становлением ее теоретических и методологических основ.

Стратегии психодиагностики постоянно развивались в тесной связи с коррекционными стратегиями. Это относится, например, к задуманному в настоящее время проекту по вопросу раннего определения и оказания помощи детям, развитие которых находится под угрозой. Проект разрабатывается совместно с медиками и педагогами применительно к возрасту детей от трех до семи лет (от перехода из ясель в детский сад до перехода из детского сада в школу). Начаты исследования в области коррекционно-ориентированной диагностики, целью которой является предотвращение трудностей в обучении детей с III по V класс (см. ст. Г. Маттеса). Укрепление коррекционных стратегий психодиагностики особенно необходимо для развития методов раннего выявления одаренности.

Так одновременно проверяется пригодность методов диагностики непосредственно в практике. Применение этого вида коррекционных или ориентированных на развитие стратегий диагностики основано на принципе, разработанном советской психологией, который заключается в том, чтобы изучать развитие детей посредством их воспитания, т.е. оказания им целенаправленной помощи для преодоления отставаний в их развитии.

Дальнейшее совершенствование психодиагностики в области педагогической психологии требует, по моему мнению, более последовательной реализации стратегии анализа, основанной на деятельностном подходе. Принципы такой

 

146

 

стратегии следующие: 1) основа анализа — рассмотрение не «структуры личности» в смысле системы свойств, а «структуры требований» как исходной точки для построения стратегий диагностики; 2) ориентация на диагностику психических процессов регуляции в разнообразных видах деятельности; 3) анализ внешних предметных действий для идентификации внутренних (психических) качеств регуляции; 4) выработка критериев для определения уровня регуляции субъектом своей деятельности, исходя из критериев самостоятельности действия; 5) построение стратегии и методов развивающей или коррекционной диагностики.



1 В данном разделе помещены материалы психологов ГДР, представленные на рабочем совещании психологов. АПН СССР и АПН ГДР по проблеме психологической диагностики в школе (28. XI — 4. XII 1983 г.).