Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

90

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Ю. Б. НЕКРАСОВА

 

Большие резервы в активизации человеческого фактора кроются в характере взаимодействия людей, их взаимопонимании, умении общаться. Особую роль продуктивное межличностное общение играет в таких видах деятельности как педагогика, медицина. Здесь в процессе общения может быть создан новый вид позитивной деятельности — воспитание и перевоспитание человека, укрепление семьи, реабилитация ранее страдавших тем или иным заболеванием.

Изучая психологический механизм названной деятельности, можно отметить, что позитивный результат ее во многом зависит от совпадения целей и мотивов, например учителя и ученика, врача и пациента, консультанта и консультируемого. Помочь человеку преодолеть пассивность, вооружить его знаниями активных методов самовоздействия возможно при изучении его индивидуальных особенностей.

Как известно, крайней формой нарушения межличностного общения страдают заикающиеся. Их реабилитация по нашей методике представляет собой многоплановое корректирующее воздействие на личностные характеристики. Для развития речевой коммуникации у заикающихся разработана система приемов, направленных на рождение положительных психических состояний, их пролонгирование, формирование и закрепление.

Психические состояния отличаются как от непрерывно изменяющихся психических процессов, так и от относительно устойчивых психических особенностей личности [2]. «Категория психических состояний заполняет реально

 

91

 

существующий в системе психологических понятий пробел между психическими процессами и психическими свойствами личности» [8; 168]. Формирование новых «черт характера осуществляется в большинстве случаев через переходный этап психических состояний» [там же; 169].

Целью экспериментальной логопсихотерапии при заикании и является целенаправленное формирование положительных психических состояний как стойких новообразований личности.

Ниже излагаются основные принципы методики социореадаптации людей, страдающих нарушением речевого общения. В основе их комплексные исследования психических состояний и личностных характеристик заикающихся в процессе реабилитации [5], данные полиграфической регистрации (ЭЭГ, КГР, ЭМГ, ФГ и дыхание) [6], результаты обобщения практики логопсихотерапии и динамических наблюдений за испытуемыми.

Принципы имеют педагогическое, психологическое и психотерапевтическое содержание. Однако между ними нет четких границ, как нет и не может быть четких границ между внушением, убеждением и перевоспитанием [3].

Системообразующий принцип коммуникативный. Как известно, наша речь — это прежде всего акт коммуникации, общения с партнерами. Основное в речевой коммуникации — коммуникативное состояние, которое возникает из потребности определенным образом реагировать речью в данной ситуации. В это состояние входят намерение что-то сказать своему партнеру (коммуникативное намерение), решение замысла высказывания, происходящее во внутренней речи, готовность осуществить намерение и, наконец, звуковая реализация речи — высказывание. Нарушение речевого акта у заикающихся наступает на фазе готовности к речи.

Наша методика направлена на то, чтобы вызвать у заикающихся утраченное коммуникативное состояние готовности к речи. Это достигается различными опосредствованными приемами логопсихотерапии и ее директивным вариантом — сеансом групповой эмоционально-стрессовой психотерапии.

Известно, что в коррекции речи заикающихся) в течение долгого времени применялись монологические речевые упражнения, которые оказывались нерезультативными. Как только больной вступал в речевой — диалогический — контакт с окружающими, заикание возвращалось. Мы в своей методике сочетаем готовность и возможность больного использовать диалогическую речь в различных жизненных ситуациях.

Принцип установочный, активизирующий. Среди наших испытуемых преобладают страдающие тяжелой формой нарушения речевого общения, осложненного вторичным неврозом с измененной системой отношений к себе, своему заболеванию, к окружающим. Из-за неудач предшествующих попыток вылечиться у этих людей закрепился скептицизм к продолжению лечения. Поэтому задачей логопсихотерапии является изменение их отношения к предстоящему процессу лечения. В связи с этим заикающийся, включенный в лечебную группу, должен пройти пропедевтический этап, т. е. участвовать в лечебном процессе только в качестве зрителя. В этот период он общается с ранее заикавшимися, соучаствует в сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии, посещает открытые уроки и т.д.

Наглядная логопсихотерапия помимо прямой суггестии формирует у испытуемых убеждение в наличии средств, которые помогут им говорить не заикаясь. В результате этого еще до лечения будущие пациенты много раз воображают себя незаикающимися. Многократное воображаемое проигрывание успеха ведет к формированию психологической установки, когда состояние выжидательного внимания сменяется готовностью к определенной активности, установкой на выздоровление. В этом случае психотерапевт — последнее звено в трансформации воображения в конкретное внушение.

Таким образом принцип установочный реализуется через невербальную коммуникацию (сопереживание, внутреннее

 

92

 

соучастие, воображаемое проигрывание успеха).

Принцип пролонгированной готовности к восприятию «лечебного слова». Известный советский дефектолог М.Е. Хватцев и основатель первой кафедры психотерапии И.З. Вельвовский писали о том, что заикающиеся устают посещать утомительные, однообразные занятия и, как правило, не заканчивают курса лечения.

Следует отметить, что в представлении пациента, обращавшегося за психотерапевтической помощью, после предшествующих неудач новые лечебные мероприятия значимы только в том случае, если они будут нетрадиционны. Непохожесть лечебного процесса для таких пациентов имеет огромное значение.

Вот как, по словам испытуемого С.П., проявляется непохожесть в реализации названного принципа: «Во время сеанса психотерапии я на какое-то мгновение почувствовал знакомое ощущение — ощущение врача. Белый халат подчеркивал характер сеанса — это было лечение. И все-таки на лечение сеанс был не похож. Как правило, лечение проходит несколько механически. Не очень часто врача волнуют эмоциональные переживания больного. Нет, страх, боль, радость, благодарность — с этим все в порядке. Но ведь кроме этих эмоций у каждого человека есть еще и другие. Относиться к каждому человеку как к личности не так просто. Кроме всего прочего, нужно быть и самому личностью. Сеанс делал каждого личностью».

В нашей методике пролонгированная готовность к восприятию лечебного слова, иначе активное участие испытуемого в процессе лечения, заключается в поддержке и развитии психотерапевтом положительных, продуктивных психических состояний. Восприятие лечебного слова, рожденное на пропедевтическом этапе, подкрепленное основополагающим сеансом, остается столь же актуальным на каждом уроке коммуникативного поведения.

Реализации принципа внутренней готовности воспринимать лечебное слово, сохранять активность личности помогает широко используемая в методике оптимистическая модель будущего.

Принцип преемственности лечебно-педагогического процесса. Основные слагаемые логопсихотерапевтического курса в нашей методике это не отдельные технические компоненты, даже если они последовательны во времени, а этапы единого процесса. Только неформальная преемственность этих этапов и каждого занятия может решить задачу пролонгирования восприятия.

Положительные продуктивные психические состояния испытуемых — это результат пропедевтического этапа и психотерапевтических приемов, адекватно подобранных для воздействия на каждого конкретного испытуемого в групповом сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии. Сеанс снятия молчания — суггестирующее закрепление предыдущего сеанса и в то же время — первый урок (педагогический процесс) функциональной тренировки экспрессивной формы речи. Преемственность в данном случае заключается в использовании мощной пролонгированной эмоциональной волны сеанса. В методику аутогенной тренировки для углубления аутогенного состояния (статическое состояние расслабления) мы вводим так называемую динамическую релаксацию (расслабление в движении). Жестовая (невербальная) психотерапия и терапия музыкальным движением также направлены на устранение напряжения. Со временем вырабатывается мышечный контроль, поведение больного подчиняется аутословесному приказу. «Один из механизмов волевого поведения человека состоит в том, пишет Н.И. Чуприкова,— что словесные раздражители вовлекают в действие подкорковые структуры и вместе с ними мощную систему неспецифической симпатической иннервации, обладающей способностью значительно увеличивать функциональные возможности различных систем организма» [9; 307]. В конце курса аутогенной тренировки у бывшего невротика спонтанно возникает спокойная речь — «речь несопряжения» с собеседником, провоцирующего повышенно-эмоциональный, нервный тон.

 

93

 

Преемственность лечебно-педагогического цикла обеспечивает воспитание потребности воспроизведения полученных навыков не только во время процесса реабилитации, но и в случае профилактики рецидива. Так, формула внушения: «Поддерживай свое здоровье в «солнечный день», т. е. когда ты благополучен» остается после окончания курса лечения ведущей.

Принцип парадоксальности сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии. Преемственность лечебно-педагогического курса не исключает парадоксальный, на первый взгляд, факт. Основополагающий сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии — внушение наяву — является как бы обобщением дальнейшей работы (хотя он проводится в начале курса!). Парадоксальностью можно назвать одномоментное купирование нескольких разносторонних негативных явлений больных и одновременное вооружение их суммой речевых и поведенческих правил, совершающееся за короткий отрезок времени (1 ч 40 мин). Наблюдения показывают, что такие необходимые компоненты раскованной речи, как мимика, соответствующая экспрессивной речи, выразительные движения тела — изменение осанки, позы, походки, жеста, выражение глаз, формируются и закрепляются на сеансе в предельно короткий срок. Одновременно снимается страх речи, вырабатываются собранность, концентрированное внимание, включение в различные психические состояния. Парадоксальностью можно назвать и намеренное введение больных в максимально фрустрирующую для них ситуацию (речь в большом зале) и готовность говорить в экстремальных условиях [4]. Тот же механизм, по которому невротическое состояние возникло, а затем закрепилось,— писал К.К. Платонов,— должен быть использован и при устранении его путем психотерапии [7].

Непосредственно сам сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии позволил поставить вопрос о тех психических состояниях заикающихся, которые развертываются в невербальный, «немой» для них период. Вследствие этого стало понятно, что внушение в состоянии бодрствования (внушение наяву) резко сокращает сроки коррекции, реабилитации и обучения из-за созданных психотерапевтом специфических психических состояний испытуемых, которые играют предваряющую роль в создании перелома, «взрыва» в лечении — готовности говорить в экстремальных условиях. Предшествующие психические состояния создали феномен обратной связи обучения, когда позитивная проверка педагогического процесса раскованной речи своей и других осуществляется тут же, в зале, при людях.

Немалую роль играет здесь эффект параллельной эмпатии зала, настрой на заведомо позитивный прогноз лечения, внутренняя готовность зрителей не только принять успех, но и поддержать его собственным эмоциональным подъемом.

Принцип воспитания психотерапевтического коллектива. Принятая нами концепция заикания как расстройства речи с нарушением ее коммуникативной функции обосновывает необходимость создания психотерапевтического коллектива. Это такой коллектив, который испытывает на себе воздействие логопсихотерапевта и в котором каждый из его членов оказывает психотерапевтическое воздействие на своих товарищей, что помогает наладить коммуникативные контакты внутри группы, а в дальнейшем перенести их в производственные, учебные и другие коллективы. Чувство коллективизма начинает формироваться уже на пропедевтическом этапе. В начале трехмесячного курса реабилитации ведущая роль принадлежит психотерапевту, в последующем же она уступает место совместной самостоятельной работе самих заикающихся при направляющем участии психотерапевта. Следует особо подчеркнуть быстроту сплочения коллектива. Проведение сеанса в экстремальных для заикающихся условиях приводит к тому, что каждый участник радуется успехам товарищей, отмечает достоинства речи, пытается им подражать. В дальнейшем единство цели, общность трудностей, сопереживание,

 

94

 

«приспосабливание» больных друг к другу, обоюдное заимствование положительных психических качеств, взаимопомощь создают гомфотерный коллектив (от греч. «гомфо» — сколачивать, сбивать), обладающий высокой жизнеспособностью и эффективностью.

Принцип воспитания интрогенного поведения. Данный принцип основан на теоретическом положении Д.Н. Узнадзе о направленности поведения. Внутренняя потребность в самом процессе деятельности характерна для интрогенного поведения в отличие от экстрогенного, направленного на цель вне самой деятельности.

Интрогенное поведение, свойственное детям, могут проявлять и взрослые. Чувство удовольствия у них может вызывать не результат активности, а сам ее процесс [10].

По нашему мнению, проблема лечебного перевоспитания не может быть решена без увлеченности процессом деятельности. Интрогенное поведение психотерапевта — это безусловно увлечение самим процессом перевоспитания, обучения, коррекции. Увлеченность делом, по словам Д.Н. Узнадзе, сближает такое поведение с игрой. Однако открытость, доверие, непосредственность, освобожденные пластические качества, свойственные детям, сочетаются здесь с жизненным опытом и интеллектом взрослого. Вот почему мы путем разработанных нами специальных упражнений («слоговый теннис», «волейбол», «лыжи», «гипнотизер» и др.) переключаем внимание заикающихся с речевого акта на его игровую сторону и тем самым снимаем излишнюю ответственность за речевой результат. Им необходимо почувствовать удовольствие в открывшейся возможности спонтанного речевого творчества.

Известно, что речевой акт относится к непроизвольно управляемым системам. Физические действия управляются произвольно. «Разрушенный в части непроизвольно управляемой системы речевой стереотип,— пишет Н.И. Жинкин,— будет усилен нормально действующим произвольно управляемым движением скелетной мускулатуры. Это внесет не только общее, но и нужное специфическое для речи упреждение» [1; 346]. Впереди надо пустить силу, которая, как на буксире, потянет за собой переменное упреждение. В дальнейшем «буксир» можно ослабить и в конце вовсе убрать. Физические действия и являются таким буксиром [там же]. После введения игровых ситуаций занятие обычно заканчивается облегченной, спонтанной речью с шутками и смехом.

Поддерживать интрогенное поведение заикающихся в нашей методике помогает сочетание приемов имаготерапии (имаго — образ — лат.) и библиотерапии (библио — книга — греч.). С их помощью заикающийся обучается вживаться в специально подобранный для него с лечебной целью образ художественного произведения.

Приведем высказывание испытуемой Ж.С. в связи с анализом пьесы Б. Шоу «Пигмалион»: «Запали в душу такие слова Элизы: когда ребенок попадает в чужую страну, он быстро начинает говорить на чужом языке и забывает свой. Я тоже хочу быстрее попасть в вашу прекрасную “левитановскую” речевую страну».

Таким образом, вызванное интрогенное поведение помогает быстрее преодолеть характерологические барьеры, стимулирует спонтанную реализацию возможностей личности, приводит к угашению патологического речевого рефлекса, увеличивает потребность в самом речевом общении.

Принцип сотворчества заикающегося и психотерапевта. Творческий подход к процессу коррекции речи и социальной реабилитации личности состоит в том, что психотерапевт так организует работу с новым материалом, что каждое предыдущее занятие спонтанно подготавливает восприятие испытуемых для последующего занятия. Субъективно это выражается в том, что бывшему заикавшемуся представляется, что новое (различные формы речи, психические состояния) родилось в нем непроизвольно, без помощи врача. Постепенно от занятия к занятию психотерапевт развивает в своих подопечных способность видеть новое, осознавать и формулировать это новое. Встречные

 

95

 

действия больных, их творческий вклад являются тем лечебным рубежом, на котором начинается перестройка личности, т.е. излечение. Приведем несколько конкретных примеров из разных этапов лечебного перевоспитания испытуемых. Такую работу мы назвали рефлексивным творческим диалогом.

На пропедевтическом этапе испытуемый П.А. описывает стратегию будущих занятий через анализ художественного произведения, подобранного для него (К. Паустовский. «Золотая роза»): «Паустовский говорит, что вдохновение — строгое рабочее состояние человека. Процесс лечения, если его рассматривать как творческий процесс, уже сам по себе должен доставлять радость. Буду считать занятия в группе творческим делом».

На этапе аутогенной тренировки, локальной по отношению к речевому аппарату, решая функциональную (речевую) задачу, испытуемые самостоятельно приходят к выводу о рождении особой новой формы речи, давая ей такие определения, как «речь удобная, физиологически оправданная», «речь комфорта и покоя», «речь, предполагающая пролонгированность настроения», «речь, подчиняющая внимание собеседника, завораживающая» и т.д. Такие образные определения испытуемыми отдельных этапов работы, как «дорогу осилит идущий», «песня слагает певцов по своему образцу» (нужно выбрать себе новую песню, ибо «песни слагают певцов по своему образцу»); «увлечь другого в свой полет», «солнечный день занятий», «феномен дома отдыха», «звездная стойка» и многие другие, вошли в словарный фонд методики реабилитации заикающихся.

Итак, принцип сотворчества заикающегося и психотерапевта органично пронизывает все этапы социальной реабилитации — от диагностического до коррекционного — и используется во всех приемах работы — от речевых до пантомимических. Это и проекция себя в анализах художественных произведений, и видение себя в воображаемом проигрывании успеха «сеанса», и готовность говорить в экстремальных условиях, и культивирование в себе интрогенного поведения.

 

*

 

Основные принципы системы социальной реабилитации заикающихся помогают дальнейшей оптимизации методики, облегчают ее внедрение в практику коррекции нарушения речевого общения.

Такие из них, как пролонгирование готовности к восприятию слова, принцип интрогенности, предупреждающий дидаскогению (нанесение психической травмы словом педагога), принцип сотворчества (который мог бы стать в некоторых случаях профилактикой невротизации детей вследствие однообразности и напряженности уроков) и некоторые другие могут быть использованы учителями, поскольку в задачи школьной реформы входят и развитие общения учащихся, и своевременная помощь ученикам, страдающим дезадаптивностью, и, наконец, помощь заикающимся, от взаимоотношений которых с товарищами и с учителями зависит благоприятный психологический климат в классе.

 

1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.

2. Левитов Н. Д. Проблема психических состояний // Вопр. психол. 1955. № 2. С. 16— 26.

3. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 45 с.

4. Некрасова Ю. Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся // Вопр. психол. 1984. № 2. С. 75—82.

5. Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся в процессе целенаправленной логопсихотерапии // Вопр. психол. 1985. № 2. с. 127—135.

6. Васильева В. М., Воронин Л. Г., Некрасова Ю. Б. Некоторые данные о взаимоотношении речевого и ориентировочного рефлексов // Физиологические механизмы нарушения речи. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. С. 27—34.

7. Платонов К. К. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962. 530 с.

8. Петровский А. В. Еще раз о психических состояниях // Вопр. психол. 1966. № 1. С. 168— 169.

9. Чуприкова Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967. 327 с.

10. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1964. 212 с.

 

Поступила в редакцию 12.I. 1985 г.