Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

155

 

ЛИЧНОСТЬ, РОЛИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Iches W., Knowles E. S. (eds.) Personality, roles and social behavior.—N. Y., Heidelberg, Berlin: Springer-Verlag, 1982.—xviii+362 p.

 

Редакторы и составители сборника У. Айкс и Э. Ноулес ставили перед собой цель охарактеризовать взгляды исследователей, работающих в области социальной психологии, с социологической и психологической позиций по проблеме взаимовлияния личности, социальных ролей и социальной ситуации, и в перспективе разработать интегральный, социально-психологический подход к социальному поведению. В предисловии дается характеристика научной ситуации, сложившейся в настоящее время в социальной психологии. Указывается, что начиная с 1930 г. социальная психология развивается в двух аспектах: социологическая традиция, начиная с Дж. Мида и Ч. Кули, делает акцент на изучении «я», социальных ролей и символических интеракций; психологическая, восходящая к работам Флойда и Гордона Оллпортов, — на изучении социальных установок и социального поведения (Ф. Оллпорт), а также личностных характеристик при взаимодействии людей (Г. Оллпорт). Авторы подчеркивают, что расхождение между этими двумя научными традициями усиливается из-за разницы в методах, теоретических построениях и уровнях анализа одних и тех же социальных явлений.

Первые три главы посвящены рассмотрению социального поведения в самом общем смысле. В главе I (Э. Ноулес) дается исторический анализ понятий личности и социальной роли в психологии и социологии. Глава II (П. Секорд) посвящена изучению источников происхождения и «энергетике» социальных ролей; специально рассматриваются половые роли. Противопоставляя свои выводы взглядам Т. Парсонса, автор делает заключение о первичности социальных отношений и вторичности социальных ролей, которые понимаются не просто как интернализованные социальные нормы, но как более сложные образования, возникающие и функционирующие за счет распределения «социальной силы» между участниками интеракции, которое отражает соответствующую социальную структуру (с. 51).

М. Атей и Дж. Дарли (глава III) требуют пересмотреть содержание понятия «социальная роль», которое, по их мнению, является чересчур расплывчатым и допускает социологическое толкование действующего субъекта как автомата, функционирующего жестко по заданной схеме (с. 56). Они предлагают рассматривать роли в контексте социальных взаимодействий, понимая эти последние как процесс взаимообмена, в котором влияние ролей и личностных предрасположенностей на социальное поведение опосредствуется специальным умением — «способностью к интеракциям».

 

156

 

Главы IV и V касаются анализа диадических взаимодействий с точки зрения вклада в эти процессы каждого из партнеров. Д. Девис дает теоретический анализ проявляющейся в диадическом взаимодействии социальной реактивности, на количественные и качественные характеристики которой определяющее влияние оказывают личностные особенности, социальные роли и факторы ситуации. В главе V М. Патерсон дает функциональный анализ невербального поведения при диадических интеракциях, прослеживая связь личностных особенностей с различными способами и видами невербального взаимодействия партнеров.

Работа М. Вегнера и Т. Джулиано (глава VI) выделяется на фоне других научно-популярным стилем и тематикой. Во главу угла при объяснении социального поведения авторы ставят социальную перцепцию, выявляя, каким образом социальное поведение детерминируется точкой зрения индивида на развитие социальной ситуации. Для разработки этой гипотезы привлекаются положения теории символического интеракционизма, в сочетании с различными психологическими теориями социальной когниции.

Теория символических интеракций и концепций идентичности личности, история их развития рассмотрены Ш. Страйкером и Р. Серпом (глава VII). Исторические казусы и литературные примеры для иллюстрации различных типов социальных связей, привязывающих человека к другим людям вплоть до полного растворения индивидуальности, приводятся в главе VIII (Л. Лофланд).

В главе IX описаны изменения социальных ролей, жизненных целей и концепции «я» у женщин-домохозяек после смерти супруга (Чед и Педди Гордон).

Глава X, как и предыдущая, касается формирования у личности реалистической установки по отношению к внешнему миру. В работе Дж. МакКола исследуется относительное влияние личностных особенностей, ролевой установки и ситуационных влияний на вынесение приговора судьей в ходе судебной процедуры (на примере американского судопроизводства); обсуждаются методологические затруднения в выделении каждого из этих факторов при использовании метода наблюдения.

Заключает сборник работа У. Айкса, где предлагается новый интегральный метод «квазиэкспериментального» наблюдения, который позволяет с помощью скрытой камеры записывать на видеомагнитофон взаимодействие людей, протекающее спонтанно, но в лабораторном окружении. Регистрируются показатели поведения испытуемых при взаимодействии в диадах на заданную экспериментатором тему, например «телефонный разговор», «беседа за кофе» и т. п.

По вышеприведенным работам видно разнообразие точек зрения, подходов и методов при изучении личности, социальных ролей и социального поведения на современном этапе развития западной социальной психологии. Вместе с тем нельзя не отметить, что в каждой из этих работ социальное поведение, раскрывающееся в контексте социальных интеракций, содержательно не разрабатывается, не связывается с конкретной человеческой деятельностью, исключается из социального контекста, что характерно для всей американской социальной психологии.

 

Н. Н. Авдеева

Москва