Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

О КАРЛЕ РЭНСОМЕ РОДЖЕРСЕ

(8.I 1902—5.II 1987)

 

Ушел из жизни выдающийся американский психолог, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии, основатель недирективной психотерапии, автор многочисленных работ, посвященных психологическим проблемам развития личности.

С начала 20-х гг. жизнь К. Роджерса была связана с психологией. Психологическое образование он получил в университетах штатов Висконсин и Колумбия (степени бакалавра — в 1924 г., магистра — в 1926 г., доктора философии — в 1931 г.). Практическую работу К. Роджерс начал в 1928 г. в качестве психолога исследовательского отдела Общества по профилактике детской жестокости в г. Рочестер, штат Нью-Йорк. Затем на протяжении почти шести десятилетий он сочетал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой: возглавлял Рочестерский консультационный центр (1930—1939), был профессором медицинской психологии в университете штата Огайо (1940—1945), работал в Чикагском консультационном центре (1945— 1957), преподавал в различных университетах США психологию и психиатрию (1957—1963), с 1964 г. был сотрудником, а затем и бессменным директором Института поведенческих наук (преобразованного в 1968 г. в Центр по изучению личности) в г. Ла Джолла, штат Калифорния.

Труды К. Роджерса в области психотерапии и психологии личности (Measuring Personality Adjustment in Children, 1931; Clinical Treatment of the Problem Child, 1939; Counseling and Psychotherapy, 1942; Client-centered Therapy, 1951; On Becoming a Person, 1961; On Encounter-Groups, 1970; On Personal Power, 1977; A Way of Being, 1980; Freedom to Learn for the 80's, 1983) получили широкое международное признание, были переведены на многие языки. К. Роджерс был почетным доктором многих американских и западноевропейских университетов. Он дважды (1957, 1972) удостаивался почетных наград Американской психологической ассоциации, Американской ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание Гуманист года (1964).

Основные гуманистические постулаты практической психологии К. Роджерса широко известны. Это прежде всего вера в изначальную конструктивную и творческую мудрость человека; убеждение в социальной, личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения; представление о трех основных условиях межличностного общения, стимулирующих личностное развитие («активное слушание», «эмпатическое принятие», «конгруэнтное самовыражение»); представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных межличностных условиях, и его столь же закономерных терапевтических результатах.

 

186

 

Характерной особенностью данных постулатов, или принципов, является их специфический научно-практический статус. В системе идей К. Роджерса все эти постулаты существуют одновременно и как сугубо нравственные положения практического психолога, и как вполне конкретные научные факты. Их статус эмпирически воспроизводимых фактов в настоящее время бесспорен. Всегда и везде при соблюдении выявленных и тщательно описанных К. Роджерсом условий диалогического общения наблюдается особый межличностный или групповой процесс, приводящий к определенным личностным изменениям участников общения.

Завершая свою последнюю книгу, К. Роджерс констатировал: «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью... Это предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия... Это предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала» (Freedom to Learn for the 80's. 1983. P. 307). К. Роджерс написал так, потому что его гуманизм, его вера в потенциальные возможности человека сочетались в его мировоззрении с глубоким реализмом и подлинной мудростью. Он прекрасно видел не только все pro, но и все contra своих идей и дел в реальной жизни.

Ориентация на собственную личностную систему ценностных ориентиров привела К. Роджерса к неизбежному разрыву с истэблишментом, сформировала особое качество его личности, которое можно назвать гуманистической и одновременно утопической революционностью. Он сам неоднократно отмечал новаторский характер последовательных теоретических и практических выводов и следствий своей системы научных идей — психологию с «человеческим лицом», их очевидную конфронтацию с «конвенциональной авторитарной структурой» современного капиталистического общества.

Во многих работах К. Роджерса представлен гуманистический идеал свободной и целостно развивающейся личности. Свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех потенциальных возможностей человека — подлинно общечеловеческий идеал. Прогрессивны идеи К. Роджерса о демократизации межличностных отношений (в науке и экономике, в воспитании и политике). Идея всеобщего мира, стремление гуманизировать межнациональные отношения — естественное следствие прогрессивных убеждений К. Роджерса. Он стремился увидеть и понять новый тип отношений в нашей стране. Его визит в СССР осенью прошлого года — этот подлинный акт доброй воли 84-летнего ученого — также представляет собой реализацию его глубоко личностных гуманистических и пацифистских устремлений.

Биография, жизненный путь и личность выдающегося ученого всегда неразрывно связаны с системой созданных им научных идей. Личность не просто создает научную теорию — она воплощается в теории во всей своей глубине и целостности. Такая теория не есть порождение лишь интеллекта ученого, она — объективация его личности.

До последних дней своей жизни К. Роджерс продолжал активную творческую деятельность в науке. Многие советские психологи с благодарностью вспоминают дни совместной работы с К. Роджерсом во время его недавнего пребывания в СССР. В одной из своих книг он написал, что личностный способ бытия в мире — это бесконечный процесс становления. Жизнь К. Роджерса — лучшее подтверждение этой гуманистической идеи.