Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

123

 

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

 

КУЛЬТУРА И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

В.М. РОЗИН

 

Развитые в истории философии и вообще в гуманитарной науке представления о человеке имеют под собой вполне определенный взгляд и почву. Человек рассматривается в своей активной жизни как сознательное существо. Он действует и мыслит; его деятельность и мышление направлены на объекты и предметы внешнего мира. Известная схема субъекта, противостоящего объекту или осуществляющего деятельность, вполне отвечает таким представлениям.

Но что человек делает, что с ним происходит, когда он читает, играет, фантазирует, видит сны, общается, смотрит спектакль, короче, «живет» в символическом мире? Известно, что сюжеты и события искусства или сновидений часто заставляют нас переживать значительно сильнее и интенсивнее, чем перипетии обычной, повседневной жизни (физиологи отмечают, что, например, в периоде сновидений иногда разыгрываются так называемые вегетативные бури, когда показатели пульса и давления отклоняются от нормы чуть ли не в полтора раза). Жизнь человека в искусстве реабилитирована давно (вряд ли кто-нибудь сегодня согласится с Платоном, что искусство в определенном смысле безнравственно), но спрашивается: что это за жизнь, в чем ее смысл? Почему, каким образом человек переживает холодные, неживые звуки, краски, жесты как живые, волнующие события; что общего между нарисованным солнцем и горячим, слепящим солнцем на небе; где человек пребывает, когда он смотрит картину,— здесь, перед картиной, там, в картине, или в том, что картина изображает?

Естественно, что подобные вопросы могут быть поставлены не только относительно произведений искусства, но и любых событий символической действительности, т.е. событий общения, игры, размышлений, сновидений, переживаний нашего психического состояния и т.д. Каждый раз можно отметить полноценность нашего бытия в этих символических реалиях. Одновременно нельзя не отметить условный, иллюзорный характер этого бытия, его кажущуюся ненастоящесть. Однако ведь наша жизнь протекает в подобных реальностях.

Гуманитарные науки о человеке (прежде всего философия и психология), конечно, отчасти описывают и объясняют символическую жизнь человека, но это объяснение сегодня не может считаться удовлетворительным. Например, в психологии символическая действительность и явления трактуются или как эпифеномен (слабое инобытие обычной жизни), или как отражение настоящей жизни, или как остаточное, или компенсаторное, явление психической жизни.

Деятельностный подход в психологии, развитый в разных вариантах и прежде всего С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, как будто объясняет символические формы психической жизни. Действительно, с точки зрения этого подхода символическая жизнь — это одна из форм деятельности. Обыденны

 

124

 

выражения «трудовая (практическая) деятельность» или «игровая деятельность», менее привычны «деятельность общения» или «деятельность размышления», и уже режут слух выражения вроде «деятельность сновидений» или «деятельность фантазирования». Сегодня постепенно расходятся деятельность как объяснительный принцип (способ теоретического объяснения) и деятельность как предмет изучения. Установка представить любые психические явления как деятельность, т.е. объяснить что-либо на основе деятельностного подхода, с нашей точки зрения, хорошо работает лишь в определенной области предметов изучения, прежде всего в области явлений практической и учебной деятельности. В сфере же символической жизни необходимы другие принципы теоретического объяснения.

Еще одно соображение. Существующие представления о психике, на наш взгляд, плохо объясняют жизненную динамику человека (изменения психических структур и процессов в жизненном цикле, роль жизненных сценариев и т.п.), а также социокультурную обусловленность психических явлений.

Не отрицая деятельностную трактовку психики (она имеет смысл в решении многих задач), мы хотим предложить другую, дополнительную. Наше представление о психической организации исходит из признания временных аспектов жизни, важной роли прошлого (накопленного) опыта человека, значения в его развитии культурных факторов.

Центральным понятием, выражающим предлагаемый здесь иной подход к психике, является понятие «психическая реальность». С точки зрения этого подхода символическая жизнь человека теоретически описывается как формирование психических реальностей в фило- и онтогенезе, как их функционирование и взаимодействие. Соответственно самые разные феномены психики, начиная от сновидений и галлюцинаций, кончая обучением и творчеством, получают в этой связи иное теоретическое объяснение.

Необходимость в понятии «психическая реальность» появилась, в частности, тогда, когда искусствоведы, литературоведы, музыковеды, науковеды стали прибегать к средствам и понятиям смежных наук — психологии, семиотики, культурологии. Например, встав на точку зрения психологии восприятия и семиотики, искусствоведы вынуждены были постепенно переходить от анализа художественной формы произведения к анализу того художественного мира (художественной реальности), который возникает у человека, когда он создает или воспринимает художественное произведение. В отличие от художественного произведения художественная реальность — это не текст, а структурированный текстом и активностью человека (художника, исполнителя, слушателя) мир, события которого при осуществлении деятельности переживаются человеком, подчиняются определенной логике (закономерности), отграничены от событий других реальностей, разворачиваются во времени и т.д. Анализ художественной реальности, реальности сновидений, реальностей игры, общения, мышления и др., сопоставление их между собой, выделение сходных характеристик позволили прийти к более общему понятию — «психическая реальность»1. Для понимания психической реальности важно отрешиться от обычного ее представления (когда человек просто видит, слышит, переживает). То, что, например, человек видит не только результат отражения предмета на сетчатке глаза, но и особое, сложное состояние психики, связанное с другими его состояниями, это события, сознаваемые и переживаемые человеком. На уровне сознания актуальная жизнедеятельность человека вообще протекает именно в форме переживаний событий определенной психической реальности. «В психологии,— пишет А.Н. Леонтьев,— проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида

 

125

 

многомерного образа мира, образа реальности» [5; 252].

Важной особенностью психической реальности является взаимосвязь событий. Эта взаимосвязь — основа психической установки и готовности. В любой психической реальности события не случайны, а подчиняются логике данной реальности. Например, в реальности сновидений события могут быть и обычными, и фантастическими и протекать в любой последовательности. Напротив, в реальности определенного научного предмета рассматриваются только естественные события, а следуют они в определенной, законосообразной последовательности (скажем, сжатие газа ведет к повышению его температуры и давления). В реальности искусства события и их последовательность удовлетворяют условности вида искусства, жанра, стиля, различным художественным критериям и т.д. В результате становятся возможными предвосхищение деятельности, новая ее организация, приготовление психики к новым состояниям.

 

*

Прежде чем перейти к дальнейшему описанию психических реальностей, соотнесем понятие психической реальности с понятием деятельности. Связующим для них обоих выступает понятие «психический опыт».

Опыт человека, как известно, играет важную роль в психических процессах. Однако как предмет теоретического изучения опыт слабо поддается удовлетворительному описанию. (Например, в теории А.Н. Леонтьева его с некоторой натяжкой можно соотнести с системой значений предмета.) И все-таки что такое опыт человека с деятельностной точки зрения? Вероятно, это окристаллизовавшаяся, свернувшаяся наподобие пружины деятельность, способная, однако, в определенных условиях снова ожить, превратиться в деятельность. Соответственно деятельность — это и динамика, процесс, преобразование, но и объективированная, опредмеченная, т.е. окристаллизованная, структура. При таком понимании их соотношения деятельность может быть рассмотрена в двух планах: во-первых, как процесс и преобразование; во-вторых, по выражению Л.С. Выготского, подобно «психической окаменелости», т.е. в остановленной, опредмеченной форме. Исследования советских психологов показывают, что остановка деятельности, превращение ее в опыт человека — сложный онтогенетический процесс, в котором задействован ряд моментов: работа сознания (осознание деятельности), памяти, операции синтеза и анализа, знаковые преобразования и др. И остановка деятельности и формирование опыта (переход деятельности в форму «психической окаменелости») происходят в контексте функционирования и развития психики, в ходе социализации человека. Рассмотрим теперь, какие элементы деятельности останавливаются в этом сложном процессе.

Во-первых, это мотив и предмет деятельности, они даны, актуализированы до того, как деятельность осуществилась. Деятельности еще нет как процесса, она еще не развернулась, а мотив и предмет деятельности уже существуют в сознании человека. В форме опыта мотив и предмет выступают в качестве побуждений, потребностей деятельности, в форме же живого процесса — в качестве своеобразной программы деятельности, плана и отношений его будущих действий и операций. Деятельность, утверждает А.Н. Леонтьев, «отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности», причем предмет деятельности и есть ее действительный мотив, за которым полностью сохраняется «функция побуждения деятельности» [4; 104—105]2 . Когда деятельность разворачивается, ее мотив и предмет программируют процесс деятельности

 

126

 

(иначе они не имели бы побуждающей функции). Осуществление деятельности приводит к угасанию (насыщению) ее мотива.

Во-вторых, деятельность, как известно, состоит из отдельных действий и операций. Каждое действие (операция) направлено на преобразование определенных предметных ситуаций [3; 36]. Сознавание и переживание исходных и конечных состояний этих действий-ситуаций воспринимаются и переживаются человеком как некоторое событие.

В деятельности все события взаимосвязаны и образуют простые или достаточно сложные цепи. Гипотеза состоит в том, что подобные цепи событий являются необходимым условием осуществления деятельности и именно они наряду с мотивацией превращаются в «психические окаменелости». Такие окаменевшие в виде психического опыта цепи событий, очевидно, можно назвать психическими реальностями. Таким образом, мы предлагаем рассматривать психические процессы двояко: как формирование и реализацию программ деятельности и как осуществление соответствующих событий, причем одно обеспечивает другое. Иными словами, необходимое условие деятельности — реализация определенной реальности (реальностей) и наоборот.

 

*

Рассмотрим теперь два разных случая реализации в психике мотивов и психических реальностей: в одном случае реальности реализуются, как только сформировался мотив деятельности (назовем этот уровень функционирования психики первичным), в другом — хотя мотивы актуализуются в сознании, но деятельность блокируется, поскольку нет условий для ее осуществления (отсутствуют средства или объект деятельности, сталкиваются противоположные или альтернативные мотивы). В свою очередь, мотивы деятельности актуализуются, кристаллизуются, когда человек оказывается вовлеченным в жизненно-значимые для него ситуации (например, возникает чувство голода, или ставятся требования со стороны других людей, или ощущается внутренняя неудовлетворенность). Актуализация мотивов, как правило осознаваемых в виде желаний, целей, задач и т.п., выстраивает в психике человека программы будущей деятельности. Они осознаются в определенной реальности в виде последовательности событий и связанных с ними переживаний. Если деятельность может быть осуществлена, эти программы реализуются. Осуществление деятельности приводит к тому, что программы распадаются, мотив угасает и психика готова к новому акту функционирования. Необходимое условие реализации подобных программ — построение и осознание конкретных событий, отвечающих психической реальности. Таким образом, психическая реальность имеет две основные формы существования: в виде опыта предшествует деятельности, определяя структуру программ деятельности, т.е. способ реализации мотивов; в виде условий осуществляющейся деятельности определяет логику и состав конкретных событий.

Если же деятельность блокируется, актуализированный мотив вытесняется из сознания, а сформированная им программа деятельности уходит на другой уровень психики (соответственно назовем его вторичным). Здесь деятельность и реализуется в новых условиях, которые складываются в периоде «быстрого» сна, в переживании определенных произведений искусства, в общении, размышлениях и в других случаях. Для всех этих сфер психики характерна своеобразная изоляция психики от текущих ощущений и впечатлений, наплывающих на человека: во время сна глаза закрыты, чувствительность слуха снижена, мышечная система отключена; при общении или восприятии произведений искусства функцию изоляции обеспечивают внимание и сосредоточенность. Кроме того, происходит полное или частичное отключение сознания, поэтому отсутствует рассудочный контроль, в результате возникает определенная свобода в конструировании событий. Указанные здесь условия позволяют строить любые

 

127

 

события, необходимые для реализации блокированных программ. Реализовавшись, эти программы распадаются.

Хотя процессы реализации блокированных программ играют исключительно важную роль для психического здоровья человека, они обычно не осознаются. Лишь иногда человек может «подглядеть» автоматическую работу своей психики. Например, в периоде сновидений психика может работать одновременно в двух режимах: реализации блокированных программ, что и образует событийный ряд сновидений, и осознания их в определенной реальности (она принадлежит к ослабленному сном бодрственному состоянию психики).

В ходе общения или переживания произведений искусства также можно заметить реализацию волнующих человека сюжетов и тем (т.е. блокированных программ), которые побочны по отношению к основной линии развития общения или переживания.

А что происходит, если человек не имеет условий для реализации блокированных программ, например несколько дней не спит, не может общаться на волнующие его темы и т.д.? В его психике накапливаются нереализованные программы, создающие напряжения, которые с какого-то момента начинают определять все основные события, сознаваемые человеком. Например, если прерывают сновидения человека, будят его, как только он начинает видеть сон, испытуемый быстро устает, становится раздражительным, затем входит в фазу устойчивых галлюцинаций («пробой» сновидений, выход их в сознание) и, наконец, оказывается на грани тяжелого психического расстройства; сон в течение 12—14 часов полностью снимает эти патологические явления3. Но даже если человек просто не успевает выспаться, сновидения под видом посторонних событий выходят в сознание; в результате человек не только бодрствует, но и «спит наяву», естественно не осознавая этого. У него возникают посторонние мысли, образы, впечатления, переплетающиеся со всем тем, что есть в обычном восприятии.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что психическая жизнедеятельность осуществляется на двух основных уровнях: первичном и вторичном.

Внутри вторичного уровня условия реализации программ блокированной деятельности различаются в зависимости, во-первых, от биологических возможностей (каналы биологического сна, зрения, слуха, тактильных ощущений), во-вторых, от природы осуществляемых предметных событий. Области вторичного уровня с разными условиями реализации программ блокированной деятельности можно назвать сферами психики. В культуре нового времени основные сферы психики следующие: сновидения, художественные переживания, игровые переживания, переживания в общении и переживания в мышлении (на их основе могут формироваться и более сложные переживания, например, переживания своей личности). Если деятельность не может быть осуществлена, в одной из сфер психики, как правило, есть условия для реализации ее блокированной программы. Хотя во всех сферах психики, кроме сновидений, основная деятельность имеет свои цели (в искусстве это эстетические переживания, в общении и игре — реализация личности, в мышлении — получение знаний), побочным продуктом осуществления этих целей является реализация блокированных программ. С определенного момента получение этого побочного продукта может стать и часто становится ведущим процессом, т.е. превращается в относительно самостоятельную цель. В этом случае условием реализации программ блокированной деятельности является построение определенных реальностей в соответствующих сферах психики. Другими словами, именно сферы психики с определенного периода

 

128

 

развития человека становятся каналами реализации блокированных программ деятельности.

 

*

Рассмотрим теперь, как психические реальности формируются в онтогенезе и какова основная организация реальностей психики.

Л.С. Выготский видел особенности человеческой психики в механизме опосредствования ее процессов культурными и социальными знаками. С помощью знаков, считал он, человек овладевает собственными психическими процессами, конституирует и направляет их [2; 160]. Необходимое условие этого, как неоднократно подчеркивал Выготский, процесс социализации, в ходе которого происходит превращение с помощью знаков внешней социальной функции и деятельности во внутреннюю, психическую. И действительно, социализация, вхождение в совместную деятельность, построение взаимоотношений с другими людьми неотделимы от процесса формирования психики человека; при этом, вероятно, формируются определенные психические реальности и отношения между ними. Хотя каждая психическая реальность осознается человеком как замкнутый мир событий, подчиняющихся определенной логике, во внешнем плане психические реальности человека регулируют его деятельность и поведение. Они расчленяют деятельность и поведение на самостоятельные фрагменты, части, регулируют и организуют каждую такую часть, устанавливают между частями различные отношения. Можно предположить, что психические реальности формируются не сразу, как не сразу осваивается и складывается у человека деятельность. Так, совсем маленький ребенок (дитя) практически не имеет разных психических реальностей, у него одна прареальность, где переплетаются и не различаются факты сновидений и обычных визуальных впечатлений, игры и деятельности, Он пытается взять в руки и съесть нарисованное яблоко, легко превращает палочку в лошадку и бутылочку из-под молока в молоток. Не появляются психические реальности и у дошкольника, хотя он уже четко различает родителей и себя, сновидения и визуальные впечатления реальной жизни, обычную деятельность и игру и т.д.

Психические реальности начинают формироваться только с принятием младшим школьником требований к самостоятельному поведению и реальной необходимости в таком поведении в школьной и внешкольной жизни. Если раньше родитель и взрослый подсказывали ребенку, что делать в новой для него или необычной ситуации, как себя вести, что можно хотеть, а чего нельзя, поддерживали ребенка в трудные моменты жизни, управляли им, то с появлением требований к самостоятельности ребенок (обычно подросток) должен сам себе подсказывать, разрешать или запрещать, поддерживать себя, направлять и т.п. Первое необходимое условие выработки самостоятельного поведения — обнаружение, открытие подростком своего я. Оно неотделимо от формирования им «образа себя», приписывание я определенных качеств: я такой-то, я жил, буду жить, я видел себя во сне и т.д. Второе необходимое условие самостоятельного поведения как раз и есть формирование психических реальностей. Действительно, выработка самостоятельного поведения предполагает планирование и предвосхищение будущих действий и переживаний, смену одних способов деятельности и форм поведения другими, причем подросток сам должен это делать. Подобные планы и предвосхищения, смена и переключение сознания и поведения первоначально подсказываются: они идут со стороны, от взрослого (здесь еще нет самостоятельного поведения). Но постепенно подросток сам научается строить эти планы, предвосхищать будущие события и их логику, изменять в определенных ситуациях свои действия и поведение. Именно с этого периода планы будущей деятельности, знание ее логики, предвосхищение событий, способы переключения и т.п. образования превращаются в психические реальности.

Таким образом, психические реальности —

 

129

 

это не только цепи событий, определяющих деятельность и ее логику, но также внешние и внутренние условия самостоятельного поведения. Подчеркнем: открытие, формирование я человека и формирование психических реальностей — две стороны одного явления. По мере усложнения и дифференциации реальностей человека обогащается и дифференцируется его я и наоборот. Но функции их различны: психические реальности характеризуют тот освоенный поведением мир, где человек строит самостоятельное поведение, а его я задает основные ориентиры и линии развертывания этого поведения. Несколько упрощая, можно сказать, что психические реальности — это проекции самостоятельного поведения на внешний и внутренний мир, а я — осмысление самостоятельного поведения в качестве субъекта.

Логически очевидно, и наблюдения это подтверждают, что объектом рефлексии (у кого раньше, у кого позже) может стать и сам человек, его поведение. Наблюдения за собственным поведением нередко обнаруживают в нем противоречия или странности, неудовлетворенность своей жизнью, желание изменить ее, стремление к совершенствованию и т.д. Распространение самостоятельного поведения на себя самого, на свое я, ведет к расщеплению я на несколько относительно самостоятельных фигур: я «идеальное» (каким я должен быть и хочу быть) и я «реальное» (эмпирически наблюдаемое), я «рефлексируемое», я «водящее», «действующее» и я «сопротивляющееся» («инертное»), «противостоящие» я и т.д. На основе взаимоотношений этих я и самоопределения человека относительно них (с каким я я сам солидаризуюсь, а какое отвергаю или не замечаю) складывается и особая реальность — «я-реальность», играющая в жизни современного человека исключительно важную роль. Развитая личность, как правило, регулирует свое самостоятельное поведение именно на основе «я-реальности». Например, человек должен осуществить ценностный выбор между несовместимыми сторона ми альтернативы: остаться честным и порядочным, но потерять свое место или же добиться положения ценою компромисса со своей совестью. Выбирая, человек актуализирует в «я-реальности» два своих противоположных я. Борьба этих двух я, к которой подключаются и другие я личности, прежде всего я «нормативное» и «водящее», и есть главный момент самоопределения человека, склоняющегося в конце концов к одной из альтернативных сторон, но, естественно, бывают случаи, когда человек в подобных ситуациях не может, самоопределиться и мечется от одного я к другому.

Помимо «я-реальности» важную роль в жизни современного человека играют еще три типа реальностей — непосредственные, условные и контрреальности.

Непосредственные реальности осознаются человеком как то, что существует на самом деле, распространяется на него самого, как нечто безусловное. Для религиозного человека это бог, для атеиста — природа и ее законы, для подростка — его я, для взрослого — я и другие и т.д.

В отличие от безусловной реальности, реальности сновидения, фантазии, мира искусства, игры и т.д., действительно, условны для человека, они существуют в особом смысле (в языке и психике), их события адресуются к человеку только через план осознания. Например, то, что приснилось, принимается человеком, если он верит в сны, и отвергается, если не верит.

Две реальности находятся в контротношениях, если при одновременной их актуализации в некоторой жизненной ситуации сталкиваются противоположные мотивы. Другими словами, реализация мотивов в одной реальности блокирует деятельность в другой и наоборот (см., например, рассмотренный выше случай личностного самоопределения человека). Борьба контрреальностей не только приводит к постоянной блокировке программ деятельности, но и нередко порождает у человека разнообразные проблемы и резкие, противоположные колебания в поведении и настроении.

 

130

 

*

Таким образом, мы соотнесли представления о разных реальностях («я-реальности», непосредственных и условных реальностях, контрреальностях) с основными психологическими понятиями. Соотнесем теперь с ними некоторые представления о путях и способах формирования психических реальностей. В связи с этим вернемся еще раз к вопросу о роли знаков в формировании психической реальности. В жизни постоянно возникает необходимость в замещении знаками различных предметов (например, для координации совместной деятельности с этими предметами). При этом первоначально знаки используются как заместители предметов, однако в дальнейшем на них переносятся представления о самих предметах. В результате этого процесса складывается новая предметная область: единицы опыта, прежде связанные с предметами, переходят на новый, знаковый материал; слияние активности, направленной на обследование знакового материала, с единицами данного опыта и ведет к образованию новой самостоятельной предметности. Поскольку со знаками оперируют иначе, чем с предметами (их легко можно передавать, хранить, различать, группировать, разделять, создавать из них разнообразные комбинации и конструкции и т.д.), новые знаковые предметы широко используются вместо самих предметов и для решения новых проблем. В результате меняется и актуальное осуществление деятельности: знаковое отображение деятельности позволяет программировать ее построение и устанавливать между ее элементами определенные связи. Побочным, но крайне важным для развития психики процессом является образование психической реальности, где одновременно функционируют знаковые отображения деятельности, на их основе создаются программы будущей деятельности и происходит реализация этих программ в ходе актуального осуществления деятельности.

Замещение предметов знаками — только один механизм формирования психических реальностей. Другой механизм — выработка различных ценностных отношений (тоже фиксируемых сознанием, в языке) к предметам и явлениям жизни. И здесь взрослый (его отношение) помогает подростку при выработке им самостоятельного поведения по-разному относиться к определенным процессам жизнедеятельности (к труду, игре, общению, сновидениям и т.д.), предметам и событиям. Третий механизм — усложнение поведения за счет опосредствования. Оно складывается еще в дошкольном возрасте. Простой пример. Сначала ребенок пугается (плачет), если мать уходит от него далеко или в другую комнату, но с определенного момента остается спокойным, так как знает, что мать скоро вернется к нему. Появление подобного знания-опосредствования позволяет свести более сложную и угрожающую ситуацию (исчезновение матери) к более простой, знакомой (возвращение ее). Подобное регулярное сведение способствует кристаллизации целой системы связанных между собой ситуаций и сложной жизнедеятельности, на основе которых позже, при формировании самостоятельного поведения, формируются психические реальности.

В общем случае можно утверждать, что первая предпосылка формирования новых психических реальностей — это изменение самой практики жизни, возникновение в ней принципиально новых для человека ситуаций, позиций, отношений с другими и т.п. Вторая предпосылка — формирование самой психики. Она предполагает выработку самостоятельного поведения и происходит с опорой на механизмы означения, опосредствования, осознания и обособления. Но сама практика жизни человека обусловлена культурой, в которой живет человек. Следовательно, можно предположить, что характер психических реальностей человека в конечном счете детерминирован культурой.

 

*

 

Представления о психических реальностях, как мы уже отмечали, позволяют объяснить широкий круг психических явлений. Например, ряд психических

 

131

 

нарушений (дисморфофобия, шизофрения, некоторые типы самоубийства) объясняется в «языке реальностей», с одной стороны, проблемами в «я-реальности» (невозможность реализации я, противостояние разных я и т.д.), с другой — сменой одной непосредственной реальности («согласованной»» конвенциальной) на другую непосредственную реальность («несогласованную»), а также борьбой их друг с другом.

В свою очередь, проблемы в я-реальности обусловливаются особенностями воспитания и личности человека, образом его жизни. Такая личность имеет много контрреальностей и часто ищет выход из своих затруднений в идеальном (он берется напрокат или придумывается) мире, т.е. в одной из условных реальностей. В этих случаях человек, с одной стороны, культивирует условную реальность, поддерживая ее поведением и деятельностью, с другой — подавляет те реальности, которые противоречат данной. События, если они заходят достаточно далеко, могут принять такой оборот, что все реальности, поддерживающие непосредственную, оказываются подавленными, т.е. все их деятельности блокируются (этот процесс часто сопровождается нарушением восприятия, вплоть до галлюцинаций). В результате может произойти подавление и самой непосредственной реальности, на место которой становится условная реальность (идеальный мир). Начинается перерождение психики человека: на основе новой непосредственной реальности разворачиваются новые условные реальности, складывается новое поведение и деятельность человека. Однако старые реальности тоже дают о себе знать: они реализуются как в обычных сферах психики, так и контрабандным путем в новой условной реальности (в этом случае она сама выступает как особая сфера психики). Дальнейшее развитие и течение психического заболевания определяется взаимодействием трех основных моментов: процессов реализации сюжетов новой непосредственной реальности (эти сюжеты конечны), искажения таких процессов под влиянием реализации старых реальностей и неподтверждения (или подтверждения) ожиданий личности в новом мире. Если ожидания личности в новом идеальном мире не подтверждаются, снова могут возникнуть проблемы в я-реальности и весь процесс может пойти в обратном порядке (стихийное выздоровление), что бывает, впрочем, достаточно редко.

На основе представления о психических реальностях можно объяснить и ряд проблем онтогенеза человека, например особенности возрастных «культур» (дитя, младший возраст, подросток, юноша и т.д.). Каждая такая «культура» характеризуется устойчивой системой реальностей. Кризис этой системы, смена реальной деятельности и параллельно непосредственной и условных реальностей ведут к распаду старой и формированию новой возрастной «культуры» человека. В теории реальностей удается понять и многие проблемы обучения и образования, поскольку эти процессы направлены на формирование у человека различных реальностей или личности («я-реальности»).

Но естественно, гипотеза о реальностях имеет и свои границы — это возможность трактовать психические процессы как связь событий, удовлетворяющих определенной логике, возможность устанавливать зависимость этих событий от определенных мотивов и желаний, возможность анализировать условия реализации мотивов и событий, а также их организации в психике.

 

1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979. 151 с.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 160 с.

3. Зинченко В. П. Восприятие и действие. М., 1967.

4. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. философ. 1972. № 9. С. 95— 108.

5. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 251—261.

6. Разин В. М. Где живет баба-яга? // Литературная учеба. 1985. № 2. С. 160—168.

7. Разин В. М. Опыт гуманитарного исследования художественной реальности поэтических произведений // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. С. 117—141.

 

Поступила в редакцию 22.VI 1987 г.



1 Учение о психических реальностях автор развил применительно к проблемам литературоведения и психиатрии и затем обобщил для других областей гуманитарного знания (см. [6], [7]).

2 Близко к такому пониманию мотива, как побуждение и план будущих действий, и понятие «готовность». Умственная готовность, пишет А. Бине, представляет собой подготовку к акту действия. «Эскиз действия, остающийся внутри нас и осознаваемый через те субъективные ощущения. которые нас сопровождают» (цит. по А.Г. Асмолову [1; 63]).

3 В этом случае психика строит такую реальность, события которой отвечают сразу двум требованиям: со стороны текущих ситуаций и впечатлений и со стороны блокированных желаний, которые настолько усилились, что захватывают управление психикой.