Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

О счастье

 

 

Попытка определить, что скрывается в действительности под словом «счастье»[1], позволила сформулировать принципы практического его достижения. Это рефлексия — инструмент раскаяния и чувство «внутреннего голоса» — подсказка в значимых ситуациях. Следование этим принципам позволяет достичь если не самой внутренней гармонии, то хорошего к ней приближения. Замечательно то, что эти принципы не противоречат (как кажется автору) ни одной из религиозных или светских доктрин, так или иначе касавшихся вопросов самосовершенствования и, видимо, могут быть с успехом включаемы в любую из них.

 

ВИДЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

 

Понятия, на которые будут опираться последующие рассуждения, вообще все ключевые моменты — результат несложной интроспекции, практически каждому доступной.

Что такое счастье? Самое общее определение — удовлетворенность собственным бытием. Для дальнейших шагов выделим два рода такой удовлетворенности (счастья), помня о том, что и неудовлетворенности разделятся подобным же образом:

1. Удовлетворенность по случаю конкретных событий жизни — эпизодическое счастье в результате удачи, успеха и вообще любого достижения желаемого.

2. Удовлетворенность как фоновая характеристика сравнительно больших периодов жизни, общее ощущение степени «счастливости» жизни.

Удовлетворенность первого рода — результат удовлетворения конкретно актуализированной потребности — и именно ее.

Удовлетворенность второго рода — интегральная характеристика того, насколько удовлетворение данной актуализированной потребности (например, выпить вина) не противоречит возможности удовлетворить другие потребности (сохранить хорошие отношения с семьей и высокую самооценку). Противоречие же сразу даст о себе знать внутренней напряженностью.

 

РАСКАЯНИЕ

 

Наиболее ясно такое противоречие переживается после того, как актуализированная потребность, удовлетворившись в ущерб другим потребностям, ослабевает. Вот здесь-то и возникает чувство раскаяния:

«Ох, черт меня попутал!», «Эй, лучше бы я...!». Само чувство раскаяния, появившись, может не осознаваться как таковое. Рациональное объяснение «другой виноват» обычно позволяет ошибочно интерпретировать это чувство как обиду. Достаточная честность по отношению к самому себе не оставит от обиды и следа.

У раскаяния как сигнала о том, что становится невозможной удовлетворенность второго рода (интегральная), чисто практически полезно различать три качественных ступени. Но прежде чем о них будет сказано (для большей ясности дальнейшего), хочу подчеркнуть, что слово «раскаяние» несет двойную смысловую нагрузку: а) специфическое переживание, напоминающее тоску; б) осознание того, что было сделано неверно, нехорошо.

Итак, проследим качественные (по степени эффективности влияния на жизнь) ступени раскаяния:

1. Переживание неудовлетворенности (именно второго рода!) без осознания причин, обычно не просто не понимаемых, а вытесняемых в бессознательное — как травмирующий фактор. Такое переживание обращает на себя внимание уже после принятия решения (и, тем самым, после ослабления актуализированной потребности).

2. Переживание неудовлетворенности (также второго рода) с осознанием его причин—то, что чаще всего и понимают под раскаянием. Возникает также после принятия решения.

3. Самый любопытный феномен: переживание неудовлетворенности в момент принятия решения. Ощущается как непроизвольный эмоциональный толчок.

 

187

 

ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС

 

Точнее, такой эмоциональный толчок может быть не только отрицательным (мгновенное короткое раскаяние), но и положительным (непроизвольное эмоциональное «Да!»). Возможны только эти два ответа. Появление того или другого известно как интуиция, «внутренний голос».

Наиболее тонким механизмом предохранения от ошибок в жизни из трех ступеней раскаяния является, конечно же, последняя. Имеются в виду ошибки, препятствующие удовлетворению второго рода — когда актуализированная потребность удовлетворяется в ущерб будущему удовлетворению потенциальных. Примеры тому — бездна «пагубных пристрастий»: удовлетворяется одна потребность, другие же потребности могут страдать.

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Представляет особый интерес то, как осуществляется движение от примитивного неосознанного раскаяния, к тому же безнадежно запаздывающего, к привычке прислушиваться к «внутреннему голосу» — мгновенной бессознательной оценке правильности поступка, только готовящегося к проявлению. Движение это осуществляется с помощью рефлексии — самостоятельного осознания того, что, будучи неосознанным, дает хлеб психотерапевтам и исповедникам. Рефлексия путем маленьких и больших катарсисов (или раскаянии) помогает освободиться от психологических зажимов — наследия ошибок в удовлетворении второго рода,— мешающих быстрому и легкому восприятию «внутреннего голоса».

 

СЧАСТЬЕ

 

Теперь на вопрос, поставленный вначале,— каким образом достичь счастья, появляется ответ:

1. Рефлексия — раскаяние. Желательно осознавать причины всякого чувства неудовлетворенности, понимая под причинами не «внешние обстоятельства» и не «присущие нам свойства», а именно наши ошибки в данной ситуации. Такой подход к себе самому не будет носить бессильного отчаяния (обстоятельства и окружающие виноваты или: такой уж я пропащий человек, но, напротив: всякая моя ошибка ориентирует, а значит, указывает лучший путь.

2. Чувство «внутреннего голоса». Для своевременного избегания ошибок в гармоничном удовлетворении потребностей (в удовлетворении второго рода, если помните) совершенно необходимо как можно чаще, а уж в решительных, значимых ситуациях обязательно прислушиваться к «внутреннему голосу»: быстрому, спонтанному, чаще едва ощутимому «Да!» или «Нет!» — не слову, а чувству.

 

ЭТИЧЕСКИЕ СОМНЕНИЯ

 

На совет «слушайтесь внутреннего голоса» возникнут вопросы этического порядка: «А если мне этот «голос» прикажет поиздеваться над ближним своим, что же, я буду вполне счастлив, хоть и садист?»

И здесь приходится вводить постулат, хотя и доказуемый лишь философски но, однако, неизменно подтверждаемый опытом. Он заключается в том, что каждый человек по природе добр, сострадателен к другим.

Человек под влиянием минутного настроения может напакостить другому. Принципиальную неадекватность такого поведения подтверждает феномен совести. Угрызения совести — разновидность раскаяния. Конкретно — это раскаяние в удовлетворении какой-либо из потребностей в ущерб потребности в сопереживании.

На прекрасные рассуждения о доброте и совести можно возразить, напомнив о том, что люди не просто «пакостят» друг другу. Они, изощряясь в жестокости, получают наслаждение, мучая и убивая друг друга. Не все, но таких много, слишком много! Где же их совесть? Ее нет!

 

РАЗРЕШЕНИЕ СОМНЕНИЯ

 

И здесь-то самое время вспомнить о ступенях раскаяния. Если человек не осознал ошибки чрезмерного удовлетворения одной потребности (например, отомстить) в ущерб другим (потребности в сопереживании), то сохраняется фоновая неудовлетворенность, и счастье становится, в принципе, невозможным. Если вам удастся вызвать на откровенный, без позерства, разговор жестокого человека, циника, спросите, счастлив ли он. Хотя бы один из них. И это — опытное подтверждение постулата врожденности доброты.

Теперь философское. Оно совсем простое. Если бы у людей не было потребности в сопереживании друг другу, они не могли бы ориентироваться в своих поступках друг на друга, двигаясь к одним целям, а значит, жить и действовать сообща, и выживали бы в одиночку — как пауки.

Таким образом, упреки морального порядка в отношении следования в поступках

 

188

 

«внутреннему голосу» (и его разновидности — «голосу совести» — для отношений с людьми) полностью снимаются. И два положения о том, что способствует достижению счастья, видимо, правомерны и вполне могут быть использованы (если еще не использованы) именно вами, читающими эти строки.

 

М. А. Каретко

Санкт-Петербург

 



[1] См. также публикации: Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.; Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.— Прим. ред.