Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

107

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ

 

Е. И. РОГОВ

 

Становление психологической службы в системе народного образования связано с оптимизацией процесса психического развития детей в различных условиях обучения и воспитания. Однако необходимая психологическая помощь традиционно оказывается лишь в связи с учебным (или воспитательным — в детском саду) процессом и в интервале учебного года; опыт работы школьного психолога в период школьных каникул пока еще очень мал. Сложилась парадоксальная ситуация, что именно в то время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной психологической помощи — он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе пионерских лагерей, которые оказались полностью лишены внимания психологов.

Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата [2]. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей школьников, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде [4]. Кроме того здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, экспериментально выявленные в условиях пионерского лагеря [3].

Выдвинутые посылки позволяют разбить всю работу психолога в пионерском лагере в соответствии с ее основной направленностью на несколько условных периодов или этапов. Среди них можно выделить:

Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены).

Цель: Обеспечение пионерского лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех членов лагерной дружины, психологическое обоснование общих мероприятий.

Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможностей; беседа; лекции; деловые игры и др.

Деятельность психологической службы на подготовительном этапе является одним из самых ответственных моментов, так как в зависимости от того, какая психологическая программа будет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь пионерского лагеря. В связи с большим объемом работы на данном этапе целесообразно использовать помощь психологических хозрасчетных

 

108

 

центров, отделений общества психологов, кафедр психологии учебных заведений и т.д. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспитателей и вожатых пионерских отрядов. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника профилю лагеря или данного конкретного отряда.

Дальнейшая работа проходит с сотрудниками, зачисленными в штат пионерского лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психологической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского коллектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей.

Кроме того обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач психолога в пионерском лагере, а также обучение воспитателей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.

Психолог также должен принимать участие в оценке предполагаемых мероприятий с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отвечающую за интерьер помещений с учетом их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом посредством писем, как своеобразной психологической поддержки.

Этап формирования отрядов (с первого по третий день от начала смены).

Цель: Распределение детей по отрядам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тенденции доминирования), беседа, наблюдение, социометрия и т. д.

После приезда в пионерский лагерь наиболее общей психологической проблемой, стоящей перед его руководством, является разделение детей по отрядам. Естественно, что выбор классификации, по которой весь состав лагеря будет разбит по отрядам, должен быть осуществлен еще на подготовительном этапе, в соответствии с этим психологическая служба должна подобрать в каждый конкретный отряд воспитателя и вожатого, обладающих определенными умениями и навыками, которые будут соответствовать потребностям детей отобранной группы.

Традиционно в качестве критерия дифференциации выступали возраст ребенка или класс, в котором он учится. Конечно, нельзя не согласиться, что данный вид разделения является наиболее простым и удобным для воспитания. Однако при этом совершенно не учитывается то, что некоторые разновозрастные дети давно знают друг друга, живут в одном дворе, учатся в одной школе или даже являются родственниками и живут в одной семье. Кроме того, определенные связи и отношения устанавливаются между ребятами по пути следования в лагерь, и это также может предопределить их стремление быть вместе. Естественно, что деление детей по взаимным симпатиям и тяготениям значительно сокращает период адаптации, сохраняет самооценку, повышает психологическую защищенность ребенка и поэтому в компании знакомых детей он чувствует себя менее одиноким. Другими способами образования отрядов могут быть распределение детей по интересам и увлечениям («певцы», «спортсмены», «художники» и пр.), по территориальному признаку

 

109

 

(общая школа, район, город) и пр.

Психолог должен заботиться о том, чтобы распределение детей по отрядам не было слишком жестким и однозначным. По крайней мере в первые три дня пребывания в пионерском лагере, если атмосфера группы не удовлетворяет их, то ребенок должен иметь возможность перейти из одного отряда в другой. Задачей психолога на этом этапе является помощь воспитателям в выявлении таких трудно адаптирующихся детей, выяснение их особенностей и, если это необходимо, то перевод их в другие отряды.

На этот же этап выпадает сложная задача выбора ребят, которые должны стать во главе отрядов и всей дружины. Важность этого момента обусловлена необходимостью определения подлинного лидера, способного в кратчайший срок завоевать авторитет у большинства ребят. Очень спорным является использование традиционного способа выдвижения на эти должности ребят, которые занимались подобным делом в школе, так как совершенно невозможно оценить объективность применяемого там принципа выборов и результаты их работы. Во избежании возможных конфликтов персоналу пионерского лагеря под руководством психолога целесообразно опираться на известные в психологии методы выявления лидеров, а если лидеров окажется несколько, то следует устроить выборы.

Этап адаптации (с третьего по шестой день пребывания в пионерском лагере).

Цель: Определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программ индивидуальных воздействий.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методы оценки личности (проектный рисунок; тест Люшера или др.); методы оценки психологического климата в отряде (цветопись; анкета; шкала или др.).

На втором этапе основная задача психологической службы — помочь воспитателям отряда определить индивидуальные особенности ребят, выработать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения в коллектив. Осуществление этого достигается через проведение воспитателями отрядов массовых обследований ребят с помощью распространенных экспресс-методик. Одним их таких приемов является проективный рисунок: тесты «Несуществующее животное» или «Дом, дерево, человек». При этом воспитатели, выступая в роли помощников психолога, отбирают совместно с ним те рисунки, на которых необходимо обратить особое внимание.

Не представляет сложности и проведение воспитателем на этом этапе опроса детей в форме различных игр в вопросы и ответы с фиксацией наиболее необычных, неординарных реакций и последующим разбором их с психологом. В психологической службе должны быть заготовлены алгоритмы выдачи рекомендаций воспитателям по управлению отрядом на основе анализа полученных данных.

По результатам массового опроса и наблюдениям воспитателей определяется основной круг детей, с которыми непосредственно предстоит работать сотрудникам психологической службы. Прежде всего сюда включаются дети с повышенной тревожностью, неадекватной самооценкой, имеющие трудности в общении, излишне агрессивные и вспыльчивые, с некоторыми расстройствами познавательной сферы, дети с отклоняющимся поведением, имеющие различные комплексы, безответственные, слабовольные, склонные к чрезмерной фантазии и вранью, с нарушенной адаптацией, нарушениями сна — в общем все те, кого за неделю пребывания в пионерском лагере воспитатели условно зачислили в группу «трудных».

Этап индивидуализации (с шестого по 12-й день пребывания в пионерском лагере).

Цель: Контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Индивидуальная работа с выявленным контингентом. Формирование психотерапевтических групп.

Рекомендуемые методики и приемы:

Методы оценки психологического климата в отряде; углубленные методы

 

110

 

исследования личности; беседа; убеждение; внушение.

Начало третьего этапа работы психологической службы совпадает со стабилизацией лагерной жизни, вхождением ее в относительно привычное спокойное русло. Здесь основное внимание уделяется контролю за уровнем психологического климата в отрядах. Для проведения данной процедуры психолог может использовать опыт А.Н. Лутошкина, апробированный в пионерском лагере «Комсорг», когда каждый ребенок ежедневно описывал свое эмоциональное состояние с помощью цветописи [3]. Подобную оценку можно получить и с помощью различных шкал, применяемых в соответствии с возрастными особенностями ребят.

Проводимый контроль эмоциональной атмосферы в отрядах позволяет психологу прогнозировать дальнейшее развитие внутригрупповых процессов и соответствующим образом корректировать их с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий.

Параллельно психолог начинает психокоррекционную работу с детьми, имеющими различные отклонения. Следует отметить, что, приступая к индивидуальной работе с детьми, сотрудники психологической службы должны находиться на реалистических позициях и учитывать возможности кратковременных психотерапевтических воздействий. Основной задачей индивидуальной работы является установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения. Работа начинается с индивидуальных встреч, бесед, выборе удобного для каждого ребенка времени посещения психологической службы. В процессе индивидуальной работы психолог разрабатывает программы самовоспитания, рекомендует ребятам что читать, какие лагерные мероприятия им посещать необходимо в первую очередь, а во время каких им лучше прийти в кабинет к психологу на беседу или заняться другим, предложенным только им, делом. Естественно, что назначенные психологом мероприятия должны быть доведены до сведения воспитателей и вожатых отрядов. В конце третьего этапа для проведения психокоррекционной работы с большой эффективностью ребята объединяются в психотерапевтические группы для дальнейших занятий. Как правило, для снижения уровня психологической напряженности и улучшения процедуры самоанализа психолог рекомендует ребятам вести дневник самонаблюдения.

Этап интеграции (с 12-й по 18-й день пребывания в пионерском лагере).

Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работы психотерапевтических групп. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома.

Рекомендуемые методики и приемы: Методы оценки психологического климата в отряде; беседа; внушение; игровая терапия; аутотренинг и др.

На этом этапе психолог все чаще сталкивается с отрицательными психическими состояниями ребят, вызванными длительным отрывом от дома. Особенно часто это встречается в младших отрядах у детей, выросших в условиях постоянной родительской опеки. Таких ребят надо чаще привлекать к активному участию в лагерной жизни, тщательно следя за тем, чтобы дело было им по силам, не снижало, а, наоборот, повышало их самооценку.

Продолжается также работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде. Психолог организует контроль за тем, чтобы воспитатели не препятствовали проявлению ребятами инициативы и чтобы весь отряд участвовал в обсуждении и выполнении выдвинутых предложений. Психолог должен также содействовать созданию в дружине атмосферы нетерпимости к явлениям расхлябанности, неорганизованности, недисциплинированности со стороны отдельных ребят. В данном случае психолог может помочь активу отряда найти наиболее яркие и легко запоминающиеся правила, способные активизировать борьбу за организованность и коллективизм (например, в форме поговорок: «Один за всех — все за одного», «Видишь, товарищ отстает — помоги» и т.д.). При этом необходимо помнить, что одним из самых сильных методов

 

111

 

воздействия на ребят является общественное мнение. Значение общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего фактора состоит прежде всего в том, что постоянно функционируя, оно становится условием и средством воспитания сознательной дисциплины, без которой невозможна общая работа, единые условия по достижению значимых целей, развитие и продвижение коллектива вперед. Именно психологическая служба должна занимать главенствующую позицию в формировании общественного мнения. Немаловажное значение здесь имеют совместные беседы, конференции, диспуты, обсуждения кинофильмов.

Учитывая возраст ребят старших отрядов, психолог должен ориентировать персонал пионерского лагеря на предвидение возможности возникновения определенных отношений между мальчиками и девочками. Вероятно, следует удовлетворить взаимное любопытство ребят в беседах, рассматривающих любовь как социально-психологический феномен, оценивая его основные характеристики, сравнивая уровень развития личности и ее способность к эмоциональному созвучию (к синтонности). Психологу следует раскрыть ребятам онтогенез и функции любви, ее влияние на психические и соматические состояния, на формирование личности.

Ребята, отобранные для специальных занятий, на этом этапе включаются в группу, участвуя в тренинге общения, игровой психотерапии, осваивая аутотренинг.

Этап подготовки к расставанию (с 18-го по 24-й день от начала смены).

Цель: Повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

Рекомендуемые методики и приемы: Беседа; внушение; самоанализ; анкета-оценка лагерной жизни и др.

Как правило, именно на этот этап приходится наибольшее количество случаев нарушений дисциплины, выхода ребят из-под контроля воспитателей. Соответственно психологом должны быть продуманы мероприятия, снимающие психологическое состояние временности пребывания, которое вызывается скорым отъездом и порождает излишнее возбуждение. Необходимо обеспечить, чтобы ребята сильнее ощутили свою общность, принадлежность одним и тем же идеалам и стремлениям. Они должны почувствовать, что их тяга друг к другу усилится после расставания. Это заставит ребят задуматься о возможностях встреч вне лагеря, переписке между собой, о том, как хорошо бы организовать такие отношения в своей школе, классе, дворе.

В группе специальной психологической помощи в этот период проходят заключительные занятия, в ходе которых ребята анализируют те сдвиги, которые произошли в течение лагерной смены, разрабатывают индивидуальные программы дальнейшего самовоспитания. Действенность данной программы обеспечивается  созданием  прочной установки на положительный идеал, который бы сохранился у ребят долгое время и после того, как они покинут лагерь.

Одной из важнейших задач, стоящих перед психологической службой в конце лагерной смены, является выяснение того, что понравилось ребятам в лагере, что нет. Узнать их мнение поможет прямая откровенная беседа, короткая анкета или сочинение на данную тему. Анализ результатов подобного исследования позволит руководству пионерского лагеря своевременно регулировать свои отношения с ребятами, намечая новые мероприятия и корректируя старые.

Помимо этого, в течение всего срока пребывания в пионерском лагере психолог должен предусмотреть ежедневные консультации сотрудников лагеря, организацию в отрядах через воспитателей и вожатых игр и мероприятий с психологическим содержанием, развивающих как отдельные психические процессы, так и психологическую компетентность личности в целом; руководство лагерным кружком «Юный психолог»; подбор музыкальных произведений для лагерного радиовещания в соответствии с

 

112

 

необходимым эмоциональным настроем и т.д.

Следует отметить, что приведенная выше программа работы психолога в пионерском лагере, естественно, не может охватить всего многообразия проблем, с которыми предстоит столкнуться психологической службе в лагере. Более того, как показала практическая апробация некоторых положений данной программы, разработанные и запланированные психологической службой мероприятия должны гибко применяться к условиям каждого конкретного пионерского лагеря, при этом, одни из них могут значительно расширить свои временные рамки и углубить содержание, а другие могут не проводить совсем. Использование данной программы позволяет предоставить соскальзывание деятельности практического психолога к работе по сложившемуся, к сожалению, стереотипу «скорой помощи». Программа работы психолога в пионерском лагере предназначена для определения основных направлений и последовательности этапов психодиагностики и психокоррекции ребят, прибывших на отдых с целью их максимального психического и личностного развития.

 

1. Алферов А. Д., Котова И. Б., Рогов Е. И., Мареев В. И. Методические рекомендации по организации психологической службы в школе. Ростов н/Д, 1987.

2. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 47 – 54.

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

4. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

 

Поступила в редакцию 10.VII 1989 г.