Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

104

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛУЖБЫ СЕМЬИ И БРАКА

 

А.Н. ОБОЗОВА

 

В настоящее время в СССР активно, развивается служба семьи, в рамках которой психология находит широкое практическое применение. Помощь семье — актуальная социальная проблема, выдвинутая во многих партийных и правительственных документах. Однако практика работы этой службы в настоящей время недостаточно подкреплена научными разработками, касающимися задач, методологии, методики, форм работы с семьей.

Семья и брак — сложный социальный институт, проблемы которого изучают и практически разрешают специалисты разных направлений: юристы, социологи, демографы, психиатры, сексологи, наркологи, педагоги, психологи. В данной статье будет рассказано о месте и роли психологической науки в деятельности службы семьи. Для этого вначале рассмотрим общее состояние и некоторые перспективные тенденции развития семьи и брака, выделим ведущие социальные факторы семейной жизни.

С середины 60-х гг. в нашей стране значительно усилилось внимание к изучению проблем семьи и брака. Прежде всего это выразилось в росте числа публикаций, организации специальных симпозиумов, совещаний, конференций по этим проблемам. По неполным данным, за период 1970—1978 гг. проблемы брака и семьи рассматривались в рамках 12 конференций, издано около 180 статей и монографий только по социологическим, психологическим и правовым проблемам семьи.

Расширение семейно-брачной тематики в рамках многих гуманитарных наук объясняется не только естественным расширением проблем и объектов этих наук, но и необходимостью укрепления семьи как ячейки общества. Семье принадлежит значительная роль (прямая или косвенная) во многих социальных процессах; без опоры на потенциал семьи не могут быть разрешены многие социальные проблемы: воспитание будущего поколения, передача культурного наследия, повышение культуры быта и потребления, борьба с преступностью, алкоголизмом, психическими болезнями. Даже такие проблемы, как планирование производства товаров бытового назначения, строительство детских учреждений, организация мест проведения досуга трудящихся, архитектурное планирование жилых кварталов и квартир, не могут быть эффективно решены без учета образа жизни, состава, функций семьи.

Однако вслед за признанием роли семьи в обществе пришло понимание того, что в современных условиях семья во многом не справляется со своими социальными функциями. Многочисленными исследованиями установлены такие факты, как падение педагогического потенциала семьи и престижа семейных ценностей, рост числа разводов, снижение рождаемости, рост преступности в области семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности неврозам семейно-бытовой этиологии, увеличение количества неблагополучных и так называемых проблемных семей и т.д. Указанные признаки дезорганизации семьи позволили многим исследователям сформулировать вывод о кризисности современного этапа ее развития. Оговорим, что термин «кризис» обозначает не крах, распад, а период преобразования семейно-брачного института. Эти преобразования подготовлены рядом крупных социально-экономических перестроек нашего общества, вытекают из них и являются исторически неизбежными. Вкратце рассмотрим некоторые социальные изменения и их последствия

 

105

 

для семьи.

Одна из значительных тенденций современности— урбанизация, рост городского населения. Урбанизация и научно-технический прогресс породили особые темпы и ритмы социальной жизни, ее интенсификацию. В этих условиях наиболее приспособленной, по мнению Т. Парсонса, оказывается нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Поданным мировой статистики, процент расширенных семей падает, отражая тенденцию к нуклеаризации [4; 39—57]. В нашей стране процент больших семей еще достаточно высок (22,1 — 24,1 % [4; 46]), однако и здесь намечается тенденция к его снижению. Преимущества малой семьи — более простая структура отношений, динамичность, демократизм. Вместе с тем нуклеаризация порождает большую бытовую и психологическую нагрузку, падающую на супругов. Многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга и иных функций семьи, которые в нуклеарной семье разделяются лишь между супругами, создают у них большую зависимость, связанность, ответственность за реализацию различных сторон семейной жизни. Психологические следствия нуклеаризации — повышение личной ответственности, разнообразие выполняемых семейных ролей, необходимость осваивать нетрадиционные для мужчины и женщины роли, интенсификация отношений. Не случайно одним из важных мотивов разводов и супружеских конфликтов выступает мотив «безответственное отношение к семье». В этом мотиве отражается проблема изменения размера семьи.

Вторая значительная тенденция — массовое вовлечение женщин в производительный труд и общественную активность. Женская занятость на производстве и в общественной жизни порождает проблему совмещения труда на благо общества и семейных обязанностей работающей женщины. Ряд социальных мер призван снять остроту этой проблемы: расширение сети бытовых услуг, строительство детских учреждений, льготы матерям и т.д. Однако социальных мер недостаточно, решению проблемы должно во многом способствовать построение новых отношений мужчины и женщины в семье. К сожалению, вовлечение мужчин в домашний труд протекает медленно. В значительной части семей происходят конфликты по поводу распределения семейной нагрузки [7]. Видимо, здесь кроется одно из объяснений тому факту, что в нашей стране до 70 % инициаторов разводов — женщины. Как правило, среди причин разводов фигурирует и такой: «муж не помогал по дому». Таким образом, женская занятость психологически требует пересмотра стереотипа «домашняя работа — женская работа», более справедливого распределения бытовой нагрузки между супругами.

Экономическое и социальное равенство мужчины и женщины как в обществе, так и в браке, законодательно закрепленное Конституцией СССР, своим следствием имеет изменение типа семейного главенства. Современная семья — эгалитарно управляемая группа, основанная на равновесии мужского и женского главенства. Причем появились новые основания для главенства в семье. Главенство в современной семье мало связано с экономическим, социальным или иным превосходством одного из супругов. Оно основывается скорее на социально-психологическом доминировании, а именно: большая роль в жизни семьи, выполнение наиболее важных функций, авторитетность и решающий голос при обсуждении и принятии решений по основным вопросам семейной жизни, личностные особенности (интеллектуальные, морально-нравственные, характерологические, волевые и т.п.). Таким образом, эгалитарный брак порождает такие типичные проблемы, как конфликт между традиционным мужским главенством и фактическими основаниями для него, борьба за власть в семье, занимающая значительное место среди факторов супружеского конфликта [3; 15].

В середине этого столетия в ряде стран, в том числе в СССР, была упрощена и облегчена бракоразводная процедура. Это — результат демократизации жизни, освобождения семьи от социального контроля посредством юридических, религиозных и иных ограничений и норм. Теперь область

 

106

 

брачно-семейных отношений подпадает под регуляцию нормами морали, нравственности, законами жизни групп [6]. Новые регуляторы брачно-семейных процессов обусловливают появление иной мотивации брака (чувства любви, уважения, симпатии) и преобладание внутренних факторов стабильности семьи: совместимость, супружеские чувства, согласие, понимание, психологический климат. Соответственно изменяются и показатели благополучия семьи. Такие традиционные показатели, как формальная устойчивость брака, экономическое благополучие, выполнение функций рождения и воспитания детей, бытового обслуживания, уступают место другим показателям развития семьи как социально-психологической общности: конфликтности, интеграции, психологическому климату, удовлетворенности отношениями, сплоченности, развитию личности членов семьи, способностью семьи оказывать моральную и психологическую поддержку, характеру общения и т.п. Умение супругов добиваться высоких показателей отношений — главный фактор устойчивости и благополучия современного брака. Отсюда вытекают новые требования к поведению в семье, способностям и личностным чертам домочадцев. От супругов и детей требуются высокая психологическая культура, понимание законов общения, способность к доверительным отношениям, умение регулировать психологический климат и т.п. Характерно также изменение критериев брачного выбора: по мнению молодоженов, для спутника жизни важны именно указанные психологические черты, а не хозяйственно-бытовые и родительские задатки. Психологизация брачных мотивов — это выражение иных условий и факторов супружеского благополучия. Отсюда и распространенность таких мотивов развода, как «несходство характеров», «непонимание», «утрата чувств» и т.п.

Еще одна важная для семейно-брачных отношений социальная тенденция — развитие социальных институтов: социального обеспечения и здравоохранения, просвещения и правопорядка, бытового обслуживания и культурно-массовых развлечений. Следствием данной тенденции является изменение отношений семьи и общества. Ряд традиционных функций семьи — воспитание и образование, содержание нетрудоспособных, охрана членов семьи, организация досуга — частично переданы обществу, и, по мнению социологов, этот процесс будет развиваться [6]. Семье же остаются так называемые психотерапевтические функции: обеспечение тесного общения, моральная и эмоциональная поддержка, создание условий для роста и развития, стабилизации и самовыражения личности. Акцент на новых функциях, в корне меняет образ жизни семьи, способы проведения досуга, иерархию семейных ролей, снижает значение бытовых отношений. Семья теперь скорее не место воспроизводства жизни и бытового потребления, а место, где человек получает психологическую поддержку, чувствует себя психологически комфортно. В качестве важнейшего условия для выполнения этой функции семьи общественное сознание выдвинуло понятие совместимости супругов как такого оптимального сочетания их черт, при котором возможно создание «психотерапевтического союза» [1].

Таким образом, психологические проблемы современной семьи могут быть объяснены, исходя из ряда объективных социально-экономических преобразований общества за последние 50—60 лет. Эти изменения произошли в исторически короткое время, многие из них еще не компенсированы социальными мерами, не усвоены общественным сознанием. Временная дестабилизация семейно-брачного института нередко получает мифическое и неадекватное истолкование. В обыденном сознании бытуют «объяснительные мифы» семейной дезинтеграции: миф «вырождения настоящих мужчин», миф «стремления женщины к эмансипации и власти», миф «крушения семьи как устарелого института» и т.п. Эти мифы субъективно кажутся адекватными реальности, так как конкретные семьи и супружеские пары сталкиваются с проблемностью ряда вопросов семейной жизни. Общепринятых решений этих вопросов в условиях дестабилизации нет, а индивидуальные усилия семьи часто не приводят к успеху.

 

107

 

Неспособность семьи справиться с новообразованиями повлекла за собой необходимость появления и развития службы семьи. В СССР эта служба — форма социальной помощи семье, призванная устранить или компенсировать дезинтеграционные процессы. Первый опыт работы службы семьи накоплен в консультационных кабинетах сексологической ориентации — в Литве, Ленинграде. В настоящее время служба семьи в СССР — разветвленная сеть учреждений, основная задача которых — помощь населению по вопросам семейной жизни. Это обширная задача, включающая в себя помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов), в воспитании детей (консультации и центры для родителей), семейную профилактику (консультирование и просвещение молодоженов, проблемных семей), семейную терапию неблагополучных семей, консультирование по вопросам рождения детей и лечения бесплодного брака, просвещение населения по различным вопросам семейной жизни (лектории, клубы, тематические объединения и пр.).

Помощь семье оказывают специалисты разного профиля: сексологи, юристы, психологи, психиатры, наркологи, педагоги, педиатры и т.д. Особое развитие получила сексологическая помощь. Министерство здравоохранения СССР организовало в системе здравоохранения более 60 консультативных отделений по медицинской генетике. При Центральном институте усовершенствования врачей свыше 50 врачей проходят специальную подготовку по медицинской генетике, при Украинском институте усовершенствования врачей 15 врачей специализируются по вопросам сексопатологии. Расширена тематика исследований, касающихся медицинских аспектов укрепления семейных отношений. Журнал «Здоровье» и специальные медицинские журналы систематически освещают медицинские вопросы семейных отношений. В Ленинграде, Москве, Риге, Вильнюсе и других городах к настоящему времени открыты десятки сексологических пунктов и кабинетов.

Работа учреждений службы семьи курируется методическими советами и научно-исследовательскими учреждениями. В ряде университетов, вузов и институтов АН СССР и союзных республик, в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Перми, Саратове, Минске, Тарту, Таллине, Вильнюсе, Одессе проводятся научные исследования по вопросам семейных отношений. Однако, несмотря на значительные научные силы, методическое обеспечение работы службы семьи пока явно отстает от потребностей практики. В будущем можно ожидать расширения объема публикаций, налаживания обмена опытом и создания центров по подготовке специалистов для этой службы: консультантов, лекторов, организаторов.

Организация и координация деятельности учреждений службы семьи осложняется тем, что они принадлежат разным ведомствам. Ряд кабинетов и консультаций принадлежит Минздраву СССР. Иные учреждения развиваются в системе Министерства бытового обслуживания СССР, например при фирме «Невские зори» в Ленинграде, фирме «Свято» в Киеве. Часть консультаций принадлежит исполкомам городских Советов народных депутатов, как в Москве и Кишиневе. Некоторые формы работы организуют Дома культуры ВЦСПС и ведомственные. Просветительную работу ведут горзагсы, лектории Общества «Знание», дома культуры, вузы и школы. В настоящее время наметилась специализация отдельных направлений работы с семьей: медицинские кабинеты и консультации, психологические консультации, службы и клубы знакомств, родительские кабинеты и лектории, кабинеты профилактики при загсах, любительские тематические объединения при Домах культуры. Однако, несмотря на преимущества специализации: темп работы, более высокое качество, — она затрудняет решение проблем конкретной семьи, так как они часто имеют комплексный характер. Нередко семья нуждается одновременно в юридической, педагогической, сексологической, психологической помощи. В сексологическом центре Московского района Ленинграда, к примеру, уже есть опыт такой комплексной

 

108

 

работы; он свидетельствует о большей эффективности «комплексной» помощи в сравнении с помощью отдельных специалистов. Видимо, в дальнейшем центры службы семьи будут организовываться как комплексные, где могут быть сосредоточены все основные направления работы. Образцом такого центра является киевская служба семьи, объединяющая службу знакомства, психологическую и медицинскую консультацию, лекторий для молодоженов, отдел по организации свадебных торжеств.

Особое внимание сейчас уделяется просвещению по вопросам семейной жизни. Значительное развитие получил выпуск популярной литературы, открыты постоянные рубрики в ряде газет и журналов. При лекториях Общества «Знание», загсах, Домах культуры, в школах, на предприятиях ведутся постоянные или разовые лекции, диспуты, встречи со специалистами. В ряде вузов читается спецкурс по основам семейной жизни (например, в Смоленском и Одесском пединститутах).

Большую работу, направленную на популяризацию психологических знаний об основах семейной жизни, выполняют специалисты-психологи. Мы попытались обобщить тематику популярных психологических лекций по вопросам семьи и брака. Более всего освещаются темы: супружеская совместимость, любовь и брак, проблемы молодежной семьи, общение в семье, профилактика конфликта, культура отношений. Лекции, предназначенные для молодоженов, чаще всего посвящены темам: значение семьи для общества и личности, нравственная готовность к браку, совместимость и гармония, укрепление любви в браке, кризисы и конфликты, бытовые обязанности и их распределение, первенец в семье, отношения с микроокружением (родные и друзья), организация досуга. Однако, несмотря на огромное число читаемых по психологии брака лекций, опыт этой работы пока не обобщен.

Важное направление работы в службе семьи — психологическая консультация. Психологическое консультирование семьи сталкивается со множеством трудностей. Первая из них — содержание работы. Консультант вынужден вести дополнительную работу по коррекции неадекватных установок и ожиданий посетителей, так как общественное мнение о задачах и возможностях психологической помощи не сформировано. Можно столкнуться с непониманием различий между психологической и психиатрической помощью, возникающим из такого непонимания страхом обращения к психологу из-за боязни «попасть на специальный учет». Так как с проблемами семьи и брака сталкивается в своей личной жизни практически каждый человек, возникает впечатление, что все они могут быть поняты и разрешены на уровне житейского опыта, и тогда возникает опасность, что консультант и посетитель могут подменить научный уровень работы уровнем здравого смысла; в таком случае цель психологической помощи будет извращена.

Общая задача психолога, проводящего консультацию, — помочь посетителю в осознании, поиске путей решения, способов достижения принятого решения по проблемам семейной жизни. Результаты труда консультанта заключаются в том, что посетитель начинает лучше понимать свои трудности, точнее видит их причину, знает способы разрешения проблем, верит в себя и в успех своих усилий, готов исполнить найденные решения проблем.

С какими же проблемами чаще всего обращаются в консультацию? Мы попытались очертить их в первом приближении. Оговорим, что следует различать повод к поиску психологической помощи и причину семейных трудностей посетителя. Как правило, поводом служат следующие обстоятельства: острый супружеский конфликт; угроза развода, нежелательного для посетителя супружеская измена; утрата любви (как в супружестве, так и в иных видах партнерства). Более редки обращения, поводом к которым служат нарушенные отношения с детьми, родителями, близкими. Иная иерархия поводов характерна для специализированных центров, например по проведению родительских консультаций. Здесь мы рассматриваем наиболее типичную консультацию по супружеским проблемам.

 

109

 

Чаще всего причинами трудностей посетителя являются следующие проблемные вопросы взаимоотношений: неопределенность семейных ролей мужа и жены, несогласованность семейных ценностей и представлений об укладе семьи у супругов, супружеская верность и сексуальные отношения, проблема стиля отношений и общения друг с другом, главенство в семье, преодоление конфликтов, отношения с родственниками супруга, проблема понимания друг друга. Повод обращения в консультацию и причина трудностей посетителя совпадают не всегда. Также редко посетители формулируют основную цель посещения: выяснить пути налаживания отношений. Нередко посетитель видит цель своего прихода в исповеди. Консультант — доверенное лицо, перед которым можно выговориться, так как посетитель не может или не хочет говорить о своих проблемах с ближайшим окружением (родными и друзьями). Иногда субъективная цель прихода — получить у консультанта конкретный совет, как себя вести в определенных обстоятельствах. Иные посетители хотят получить подкрепление своему мнению или решению у авторитетного специалиста. Подобные субъективные цели не располагают посетителя к обсуждению, дискуссии по его проблемам.

К сожалению, отсутствие обобщенных исследований поводов и причин обращения к психологической помощи затрудняет более точное формулирование задач и целей деятельности психолога-консультанта. Проблемы, с которыми сталкивается консультант, часто комплексны, относятся к разнообразным и даже неожиданным сторонам жизни. Поэтому к консультанту сейчас предъявляются достаточно неопределенные профессиональные требования. Он должен быть осведомлен в психологии, социальной психологии, юриспруденции, педагогике, этике, медицине, психиатрии, что возводит деятельность хорошего консультанта почти на уровень искусства и предъявляет высокие требования к его личностным качествам.

В большей мере разработана такая проблема, как принципы психологического консультирования [5]. Первый из них — анализ подтекста жалоб клиента, позволяющий установить истинные затруднения и цели обращения за помощью. Второй принцип заключается в проведении стереоскопического анализа, предполагающего изучение проблемы в изложении всех вовлеченных в нее лиц (супругов, детей, родственников). Принцип уважения клиента требует хранения тайны, клиента, уважения к его проблемам, какими бы незначительными они ни казались. Принцип профессиональной мотивированности консультанта предполагает, что он защищает интересы клиента, а не иных лиц или организаций, не становится на сторону одного из участников конфликта, избегает пристрастного отношения. Принцип отказа от конкретных рекомендаций и рецептов означает, что задача консультанта — помочь клиенту самостоятельно разобраться в своих проблемах. Роль консультанта при этом — побуждать клиента к активности, поддерживать его усилия в осознании проблем, поиске выхода.

Указанные принципы позволяют консультанту выбрать наиболее адекватную позицию по отношению к посетителю. Позиция консультанта — емкое понятие, включающее в себя представление о целях и задачах своего труда, стиле отношений с посетителем, этику консультирования.

В реальной практике консультирования встречаются три варианта позиции консультанта: 1) патронажная позиция «сверху», при которой консультант «со своих привилегированных высот протягивает руку помощи бедным невеждам внизу, которые в ней так нуждаются» [2; 116]; 2) партнерская позиция «на равных», которая предполагает снятие дистанции «посетитель — консультант», взаимный обмен личными проблемами и обычно создает у посетителя ожидание встречной откровенности консультанта в отношении его семейной жизни, переводит консультацию в разряд обыденной беседы; 3) наиболее адекватная позиция «советника», когда консультант выступает как лицо более компетентное в обсуждаемой проблеме, помогающее клиенту в ней разобраться, найти приемлемый выход. Трудность, однако, в том, что большинство посетителей

 

110

 

не готово к сотрудничеству с консультантом как советником.

Что касается этики консультирования, то ее основой является хранение тайны посетителя, уважение к его личности, отсутствие попыток морализирования по поводу его проблем. В поведении консультанта эти положения выражаются в безоценочном поведении, в отказе от прямого воспитательного давления, в создании атмосферы доверительности, доброжелательности и сочувствия.

С учетом общих принципов консультирования, позиции консультанта и этики его труда строится конкретная встреча с посетителем. В практике установлено, что наиболее оптимальная продолжительность консультации — 40—60 мин.

В заключение можно сказать, что психологическое консультирование — перспективная область психологической практики, важное направление в работе службы семьи и брака. По некоторым данным, в результате психологической помощи 2/3 супружеских пар, обратившихся в Ленинградскую консультацию по вопросам семейной жизни, улучшили свои отношения, изменили решение о расторжении брака, стали иначе относиться к своим проблемам. Таким образом, психологическое консультирование реально вносит вклад в общую социальную задачу — укрепление семьи.

 

1. Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 4. — М., 1983. — 251 с.

2. Маслоу А. Самоактуализация. — В кн.: Психология личности: Тексты. М., 1982. — 284 с.

3. Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах. — В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1978. С. 13—20.

4. Семья и общество / Под ред. А. Г. Харчева. — М., 1982. — 127 с.

5. Столин В. В. Некоторые общие принципы психологического консультирования. — В кн.: Семья и личность: Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. — М., 1981. С. 58—65.

6. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979. —365 с.

7. Янкова З. А., Родзинская И. Ю. Проблемы большого города. — М., 1982. — 123 с.

 

Поступила в редакцию 5.ХП 1983 г.