Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Уровни социального познания в нарративном и дискурс-анализе

Хорошилов Д.А., Мельникова О.Т.

В статье представлены наиболее сложные с точки зрения практики качественные методы: нарративный и дискурс-анализ. Именно в рамках дискурсивной и нарративной психологии, реализовавшей идеи эпистемологического «поворота к языку» и социального конструкционизма, были разработаны соответствующие исследовательские подходы. На примере авторского исследования феномена гламура в обществе потребления в России середины 2000-х гг. раскрывается процедура нарративного и дискурс-анализа. Отмечаются преимущества их синхронного использования (триангуляции). Если дискурсы (по М. Фуко) и интерпретативные репертуары (по Дж. Поттеру и М. Уэзерелл) соотносимы со структурой социальных представлений, характеризующих макроуровень социального познания (большие группы и институты), то нарратив связан со сценариями и моделями персональной идентичности (микроуровнем жизненного пути и автобиографии). Нарративные, или повествовательные, идентичности правомерно рассматривать как формы интернализации социальных представлений и их адаптации к жизненному опыту человека. Следует подчеркнуть, что между дискурсами и нарративами могут иметь место смысловые «разрывы»: иными словами, личный опыт может не укладываться в правила и нормы, существующие в обществе и культуре для совладания со сложными и нестандартными ситуациями, и/или даже противоречить этим нормам. В таком случае нарратив и дискурс становятся инструментом или средством символической защиты от неопределенности, что подчеркивается в трех подходах к анализу их психологических функций: психоаналитическом, психосоциальном и культурно-историческом. Отмечается неожиданное сближение современных концепций дискурса и нарратива с психоанализом. Таким образом, качественные методы нарративного и дискурс-анализа (и стоящие за ними научно-психологические теории) дают возможность раскрыть микро- и макроуровни социального познания в их единстве.

Ключевые слова: качественные методы исследований, дискурс-анализ, нарративный анализ, социальное познание.

 

Причины конфликтов подростков с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития

Собкин В.С., Калашникова Е.А., Коломиец Ю.О.

 

Статья содержит анализ мнений школьников о причинах их конфликтов со своим ближайшим социальным окружением: учителями, учащимися и родителями. Она основана на материалах анонимного анкетного опроса 4837 учеников VII–XI классов, который был проведен Центром социологии образования ИУО РАО в Забайкальском крае, Смоленской и Тульской областях в марте–мае 2020 г. Детально анализируется влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов на мотивы, определяющие различия в конфликтных взаимоотношениях подростков со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности, межличностных отношений и девиантных форм поведения. Факторный анализ полученных в исследовании эмпирических данных позволил установить существенное влияние самооценки своего статуса среди одноклассников у мальчиков и девочек на характер их конфликтов с учителями, родителями и сверстниками. Выявлены содержательные доминанты конфликтов («личностное самоутверждение», «личностная самозащита – учеба», «нарушение культурных норм, девиации», «защита национально-культурной идентичности»), которые определяют своеобразие переживаний учащихся с разной самооценкой своего статуса среди сверстников («лидеров» и «отверженных») в их отношениях со своим ближайшим окружением. В целом анализ полученных данных показал, что при изучении психологических особенностей социальной ситуации развития современных подростков необходимо проводить системный многопозиционный анализ, учитывающий своеобразие их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками по поводу различных жизненных проблем.

Ключевые слова: учащиеся, социальное окружение, причины конфликтов, демографические и социально-стратификационные факторы, самооценка социального статуса среди одноклассников, социальная ситуация развития, переживание взаимоотношений.

 

Благодарность как психологический феномен

Синельникова Е.С.

В последние 20 лет исследования такого явления, как благодарность, проводятся в разных культурах, однако в России они очень немногочисленны. Целью данной работы является изучение психологического содержания благодарности и опыта ее переживания в российской культуре. В работе приняли участие 90 студентов в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 18,9 года, 35,6 % юношей, 63,3 % девушек, один человек не указал свой пол). Респонденты отвечали на вопросы о своем понимании благодарности, о переживании и выражении этого чувства. Результаты исследования показали, что оно определяется значительной частью респондентов как позитивный эмоциональный отклик на добро со стороны другого человека. Выделены различные аспекты переживания благодарности: моральные, эмоциональные, деятельностные и социально-интерактивные. Благодарность как моральное чувство включает два аспекта: признание и уважение добра, которое сделал другой человек, и чувство долга и обязательств перед ним. Эмоциональные аспекты – это переживание благодарности и выражение благодарности. Первое позитивно окрашено и сопровождается радостью. Мотивационно-деятельностный аспект включает намерение помочь другому человеку в ответ и оказание этой помощи. Социально-интерактивный аспект благодарности – позитивная обратная связь по отношению к Другому для поддержания отношений. Респонденты испытывали глубокую благодарность к другим людям за помощь и поддержку в кризисных ситуациях (угроза жизни, социальное отвержение) и ситуациях жизненного выбора (выбор профессии), благодарность близким людям за помощь, поддержку, участие, терпение на протяжении длительного времени и повседневную благодарность за помощь, поддержку и исполнение желаний. Респонденты выражали свою благодарность словами, с помощью различных форм невербального поведения, в косвенной форме (через отношение к человеку) и ответной помощью и поддержкой.

Ключевые слова: благодарность, эмоции, чувство, моральное чувство, переживание, выражение.

 

Эмоциональный интеллект: от метафоры к интегративному феномену

Андреева И.Н.

Автором проанализированы основные проблемы в области эмоционального интеллекта: 1) место эмоционального интеллекта в структуре личности (вид интеллекта, компонент эмоциональной сферы личности, метапроцессуальный феномен, совокупность некогнитивных способностей, сочетание когнитивных способностей и личностных свойств с выраженным акцентом на последние); 2) континуум «биологическое – социальное» в представлениях об эмоциональном интеллекте, или соотношение эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности; 3) объективность/субъективность оценки эмоционального интеллекта, рефлексивный эмоциональный интеллект как показатель самоэффективности индивида; 4) дифференциация и интеграция в концептуальном поле эмоционального интеллекта. Обосновывается необходимость дифференциации ключевых понятий и вместе с тем – интеграции в концептуальном поле эмоционального интеллекта, понимаемой как восстановление единства между структурными компонентами интегративного феномена, каким является эмоциональный интеллект: 1) интеллект – личностные свойства; 2) интеллект – компетентность; 3) инструментальный – рефлексивный интеллект. На основе проведенного анализа предлагается узкое и расширенное определение эмоционального интеллекта. В узком смысле интеллект понимается как сочетание интеллектуальных способностей к распознанию эмоций, к управлению ими и эмоциональной компетентностью; в широком – он представляет собой интегральное когнитивно-личностное образование с наиболее выраженным когнитивным компонентом, совокупность умственных способностей к распознанию эмоций и управлению ими, компетенций, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации, а также личностных свойств, благоприятствующих адаптации индивида.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, способности, инструментальный и рефлексивный эмоциональный интеллект.

 

Становление готовности к совершению поступков

Доценко Е.Л., Старцева В.А., Пчелина О.В.

Работа нацелена на исследование диалога как культурного средства становления готовности человека совершать поступки. В традиции культурно-исторической психологии такая готовность рассматривается как результат интериоризации человеком межличностного диалога (дискуссии). Предложено различать два вида внутреннего диалога: а) эксплицитный – проговариваемый во внутреннем плане, он легко может быть экстериоризован; б) имплицитный – в норме почт и не вербализуемый. Эксплицитный диалог нужен для осознания задачи совершить поступок, прояснения условий, а имплицитный – для поиска по возможности творческого решения этой задачи. Метод исследования сконструирован и апробирован авторами и представляет собой структурированное интервью, в котором испытуемому предложено решить пять проблемных ситуаций с задачей на совершение поступка. При этом поступок понимается авторами как выбор между мотивационно оправданными поведенческими возможностями, за которыми стоят альтернативные ценности. Стимульный материал – пять ситуаций с задачей на совершение поступка для разных возрастных групп – согласован по актуализированным ценностям и параметрам содержания ситуации. Процедура эксперимента призвана выявить эффекты, производимые введением как культурного средства разных видов диалога: степень овладения внутренним осознанным диалогом (первый замер), повышение зрелости поступка благодаря экстериоризации диалога – введению культурного средства (второй замер), эффект подключения имплицитного диалога (третий замер). В исследовании приняли участие 300 испытуемых от 6 до 50 лет (четыре возрастные группы: младший школьный, подростковый, юношеский и зрелый). Результаты эмпирического исследования показали, что период становления готовности совершать поступки – от младшего школьного возраста до зрелости. Различные виды диалога получили разные возрастные локализации зон ближайшего развития: внешний эксплицитный усваивается в младшем школьном возрасте, внутренний эксплицитный осознанный диалог – в подростковом и юношеском (с разной степенью успешности), имплицитный привлекается к совершению поступка в полной мере лишь у взрослых. Экспериментальная процедура показала психотехническую эффективность ее использования в качестве инструмента повышения уровня зрелости поступков у младших школьников и у взрослых.

Ключевые слова: поступок, зона ближайшего развития, интериоризация, внутренний диалог, имплицитный диалог, личностная зрелость, возрастные особенности.

 

Корреляты осмысленности жизни матери в ситуации воспитания ребенка с церебральным параличом

Певнева А.Н.

Психологические проблемы матери в ситуации воспитания ребенка с церебральным параличом связаны с длительным периодом осмысления происшедшего и обретением новых смысловых ориентиров. Определение внутренних взаимосвязей осмысленности жизни позволит снизить риск социально-психологической дезадаптации матери, стигматизации родителей и в целом семей, воспитывающих ребенка с церебральным параличом. Приоритетным направлением данного исследования стало выявление коррелятов осмысленности жизни матери ребенка с церебральным параличом. Предположительно на осмысленность жизни респондентов оказывает влияние процесс и результат их жизни. Для подтверждения этой гипотезы к участию в первом измерении были привлечены 66 матерей в возрасте 27,85 ± 2,23 года, воспитывающих детей с церебральным параличом: 37 мальчиков, 29 девочек (5,77 ± 1,65 года). Из них в повторном измерении приняли участие 48 респондентов (34,47 ± 3,32 года), возраст детей которых составил 11,68 ± 1,83 года (27 мальчиков, 21 девочка). Методы исследования: психодиагностический метод – Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев), лонгитюдный метод, корреляционное исследование, регрессионный анализ, а также методы математической статистики. Выявлены статистически значимые различия в показателях смысложизненных ориентаций респондентов во временноKй перспективе. Структура осмысленности жизни матерей, воспитывающих ребенка с церебральным параличом, в разные временные диапазоны значимо различается, что свидетельствует об отсутствии ее стабильности и устойчивости. Со временем индексы структурной организации осмысленности жизни представлены наиболее низкими значениями, а в структуре появляется ведущий элемент (локус контроля–жизнь), определяющий как ее построение, так и динамику. Осмысленность жизни матери в ситуации воспитания ребенка с церебральным параличом взаимосвязана с целями, процессом и продуктивностью жизни. Однако высокий коэффициент зависимости осмысленности жизни связан с ее процессом, динамика которого проявляется в изменении ориентации на результат.

Ключевые слова: мать, ребенок, осмысленность жизни, цель, процесс, результат, церебральный паралич.

 

Навык чтения: формирование, диагностика и функционирование

Назаров А.И., Тимушева Д.М.

Статья состоит из трех разделов. В первом кратко рассмотрена классическая концепция формирования навыка чтения в онтогенезе, предложенная Т.Г. Егоровым в 50-х гг. XX в. и нашедшая свое подтверждение и развитие (правда, в большинстве случаев без ссылок на ее автора) в ряде современных исследований отечественных и зарубежных авторов. Во втором разделе анализируются некоторые зарубежные работы о структуре навыка чтения и применяемые там методы диагностики структурных компонентов этого навыка. В третьем разделе описывается функциональная модель развитого навыка чтения, в котором взаимодействуют как «технические» операции актуализации значений слов, входящих в текст, так и смыслообразующие процессы, обеспечивающие понимание прочитанного. В отличие от традиционных методик диагностики уровня смыслообразования (понимания), которые применяются после завершения прочтения текста, в предложенной модели акцент ставится на динамике текущего процесса чтения. Эта динамика регистрируется с помощью методики пословного чтения, при которой чтец видит только одно слово; прочитав его, он нажимает на кнопку, после чего появляется следующее по тексту слово, и т.д. Регистрация нажатий кнопки во время работы с текстом позволяет получить динамический профиль чтения в виде распределения временных интервалов между нажатиями. Выделены три диапазона этих интервалов, которые отражают работу разных уровней навыка чтения: уровень семантизации видимых слов с фиксацией их значений, накопления в рабочей памяти нескольких значений и образования на их основе смысловых фрагментов. В выделенных параметрах динамического профиля чтения отражаются индивидуальный уровень освоения навыка чтения, а также зависимость его функционирования от жанровых и лингвистических особенностей текстового материала.

Ключевые слова: навык чтения, семантизация, смыслообразование, динамический профиль чтения, методика пословного чтения.

 

Моделирование сознания в компьютерных архитектурах: теория исключенных сценариев

Котов А.А.

Исследуются свойства, которыми должна обладать компьютерная архитектура обработки информации, чтобы демонстрировать некоторые ключевые признаки сознания. Мы опираемся на разработанную ранее систему автоматического анализа текста и систему управления роботом-компаньоном Ф-2. Система способна получать текст на естественном языке, строить его семантическое представление и выбирать сценарий обработки для передачи реакции на робота. Примитивный компьютерный агент будет выбирать только первый, самый релевантный, сценарий и исключать из рассмотрения остальные сценарии. Напротив, более интеллектуальный алгоритм будет обрабатывать сразу несколько сценариев и может использовать нерелевантные сценарии как материал для ироничных ответов, множественных репрезентаций события, для воображения или теории действий и знаний другого человека. Критическая особенность минимальной архитектуры сознания, по нашему мнению, состоит в том, что сценарии более высокого уровня обработки должны получать доступ к множеству сценариев, активированных на первом этапе обработки, включая нерелевантные сценарии и репрезентации.

Ключевые слова: сознание, эмоциональные агенты, когнитивные архитектуры, вычислительное моделирование, коммуникация, системы понимания и порождения текста.

 

Культурно-историческая дефектология Л.С. Выготского

Степанова М.А.

Данная публикация – отклик на опубликованную в журнале «Вопросы психологии» статью А.А. Мелии «Понятие дефекта в творчестве Л.С. Выготского» (2020. № 2). Автором указанной выше статьи предпринята попытка рассмотреть значение выполненных Л.С. Выготским исследований нарушенного развития для становления его научного мировоззрения как психолога и дефектолога. В частности, А.А. Мелия прослеживает логику переключения внимания Л.С. Выготского с изучения положения еврейского народа на исследование психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии, и приходит к выводу о том, что ключевой проблемой научного творчества Л.С. Выготского выступает исследование «исключенных групп». Кроме того, А.А. Мелия затрагивает вопрос соотношения специального и инклюзивного образования и делает следующее заключение: «концепция дефекта» (термин автора) Л.С. Выготского выступает мировоззренческой основой для построения системы инклюзивного образования. Обсуждаемые А.А. Мелией проблемы как имеющие принципиальное значение и для понимания места дефектологических исследований Л.С. Выготского в общей системе его научных взглядов, и для поиска путей психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития нуждаются в тщательном и всестороннем исследовании. В этой связи актуальным видится отделение имеющих теоретическое обоснование и получивших практическое подтверждение данных от положений, носящих лишь гипотетический характер, а потому не лишенных субъективной оценки. В настоящей статье в обобщенном виде представлены некоторые результаты по праву считающихся классическими исследований (А.С. Грибоедов, А.Н. Граборов, В.П. Кащенко, Л.С. Выготский), а также даны ссылки на работы современных ученых, которые продолжают эти исследования. Обращение к названным источникам позволяет сделать выводы, отличные от тех, которые содержатся в работе А.А. Мелии. Вместе с тем отмечается, с одной стороны, необходимость, а с другой – целительность специальной работы по переосмыслению научного вклада Л.С. Выготского сквозь призму тех задач, которые стоят перед психолого-педагогической наукой и образовательной практикой XXI в.

Ключевые слова: дефектология, коррекционная (лечебная) педагогика, специальная психология, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, дефективный ребенок, трудный ребенок, специальное обучение, инклюзивное обучение.

 

Некоторые моменты дискуссии 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики»

Соколова Е.Е.

Статья написана по результатам изучения хранящихся в архиве РАО неопубликованных стенограмм дискуссии 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева «Очерк развития психики», которая вышла на правах рукописи в 1947 г. Представлены данные о датах проведения всех пяти заседаний Ученого совета Института психологии АПН РСФСР и кафедры психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, а также о числе выступавших и присутствовавших на заседаниях участников дискуссии. Воссоздается исторический контекст данной дискуссии, которая состоялась вслед за печально известной сессией ВАСХНИЛ, разгромившей советскую генетику. В этой связи приводятся отрывки из выступлений отдельных докладчиков (А.Г. Спиркин, В.А. Артемов, М.Н. Маслина), свидетельствующие об «идеологической» критике в адрес А.Н. Леонтьева, которого обвиняли в формализме, идеализме и «буржуазном объективизме». Далее в статье прослеживаются две линии содержательной полемики со взглядами автора книги. Так, во-первых, жесткой критике было подвергнуто понимание А.Н. Леонтьевым психики как функции деятельности, в котором его оппоненты (Н.Х. Швачкин, В.А. Артемов, М.Г. Ярошевский) увидели отступление от «ленинской теории отражения». Приведены аргументы сторонников взглядов А.Н. Леон тьева в защиту его позиции (Д.В. Антонов, Л.В. Благонадежина, Л.И. Божович), которая соответствовала аутентичному (антисозерцательному) марксизму. Во-вторых, эксплицируются позиции некоторых сторонников (Л.И. Божович, М.Н. Скаткин) и оппонентов (Н.Х. Швачкин) А.Н. Леонтьева при обсуждении представленной в книге концепции структуры сознания и решения в ней проблемы соотношения значений и смыслов. Коснувшись выступлений в дискуссии В.А. Крутецкого, А.В. Веденова, давших книге общую положительную оценку, а также критического выступления С.Л. Рубинштейна, автор статьи указывает на возможные линии дальнейшего анализа стенограмм дискуссии, которые требуют полной публикации с соответствующими комментариями докладов А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна в ходе данной дискуссии и избранных выступлений других ее участников.

Ключевые слова: А.Н. Леонтьев, развитие психики, дискуссии 1940-х гг. в советской психологии, деятельность, сознание, значение, смысл.

 

Чувствительность к отвержению и нарушения психического здоровья

Польская Н.А., Цейтлина М.Д., Якубовская Д.К.

Представлен обзор исследований, посвященных проблеме развития чувствительности к отвержению и ее роли в нарушениях психического здоровья. Предпосылкой к ее развитию служит опыт отвержения родителями и социальным окружением, приводящий к возникновению тревоги в социальных ситуациях и социальному избеганию. Поведение, обусловленное таким опытом, порождает реальные ситуации отвержения за счет срабатывания так называемого самоисполняющегося пророчества, связанного с негативной интерпретацией неоднозначной социальной информации. Чувствительность к отвержению имеет высокую выраженность при телесном дисморфическом расстройстве, расстройствах личности, депрессии, при суицидальном и самоповреждающем поведении и вступает в сложные отношения как в качестве предиктора или коррелята, так и в качестве медиатора связи психопатологической симптоматики и социальных/психологических дисфункций. Ключевыми психологическими факторами в данном случае выступают самокритичность, враждебность в отношении себя, избегание, зависимость от чужих оценок, преобладание негативных эмоций, чувство покинутости, одиночество, а социальными факторами риска – ситуации отвержения, включая насмешки, пренебрежение и насилие. 

Ключевые слова: отвержение, чувствительность к отвержению, самоисполняющееся пророчество, подростковый возраст, насмешки, насилие, депрессия, телесное дисморфическое расстройство, пограничное расстройство личности, самоповреждающее и суицидальное поведение.

 

Диагностика аффективно-поведенческого развития детей 2–3 лет с расстройствами аутистического спектра

Бардышевская М.К.

Представлен авторский метод качественно-количественной диагностики аффективноповеденческого развития. Метод разработан в результате наблюдения за развитием поведения 435 детей на основе модели уровневого развития аффективно-поведенческих комплексов (АПК). Метод АПК включает в себя наблюдение, пробные терапевтические воздействия, беседу с родителем во время диагностического сеанса. Определяется направление развития разных видов поведения ребенка путем подбора оптимальных аффективных нагрузок по каждому АПК. Представлены схема подбора аффективных нагрузок и процедура оценки. 14 видов поведения оцениваются в баллах в каждом из пяти АПК. В качестве примера описывается опыт применения метода АПК для выделения вариантов аффективно-поведенческого развития детей 2–3 лет с расстройствами аутистического спектра. Использовались оценки АПК 40 детей этого возраста, госпитализированных с родителем в отделение «Мать и дитя» в НПЦ им. Г.Е. Сухаревой в Москве. У всех детей был отягощенный ранний анамнез, отмечались нарушения развития витальных видов поведения (пищевого, сна-бодрствования) и отказ от использования конвенциональной речи. Выделены три варианта развития АПК: 1) с первичным стойким повреждением АПК психо физиологического выживания и векторами развития от повреждения к искажению, от повреждения к распаду; 2) с фиксацией примитивных симбиотических форм поведения и колебанием развития между искажением и отсутствием паттернов, с психической и физической травматизацией ребенка в младенчестве; 3) с неустойчивым «прорывом» невербальных форм экспансии и коммуникации и вектором развития от искажения к задержке, с частым регрессом к симбиозу с матерью. Представлены типичные диаграммы по АПК детей из трех групп. В качестве психологического фактора, влияющего на прогноз развития, анализируются особенности восприятия матерью ранних вредностей и их вклада в тяжесть состояния ребенка. а также реакции матери на объективно положительные изменения в поведении ребенка.

Ключевые слова: дети, аутизм, развитие, диагностика, аффективно-поведенческие комплексы (АПК).

 

Русскоязычная адаптация опросника самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом

Екимчик О.А., Крюкова Т.Л.

Обоснована необходимость адаптации новой методики: опросник самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом (Self-Perceived Flexible Coping with Stress, SFCS), направленной на изучение важной характеристики совладания – гибкости, имеющей прямое отношение к качеству когнитивной адаптации. Опросник измеряет три характеристики и уровня гибкости: множественный копинг, ситуативный копинг и ригидный копинг. Методика включает 20 вопросов, два из которых открытые, остальные закрытые, и распределенные по трем субшкалам. Выборку исследования составили 329 респондента в возрасте от 18 до 77 лет, из них 226 женщин (средний возраст – 32,62 года; стандартное отклонение – 12,75) и 103 мужчины (средний возраст – 34,75 года; стандартное отклонение – 14,4). В процессе адаптации были получены хорошие психометрические характеристики опросника как по надежности, так и по конструктной валидности. Были выявлены половые различия в выраженности ригидности совладающего поведения, которые учтены в полученных эмпирических нормах.

Ключевые слова: совладающее поведение, когнитивная адаптация, стратегии совладания, гибкость совладания, психодиагностика.

 

Проблемы изучения личности детей и подростков с нарушениями слуха в зарубежной психологии

Богданова Т.Г., Томсон В.А.

Анализируются основные подходы к исследованию личности детей с нарушениями слуха в зарубежной психологии. К трудностям такого изучения относятся недостаточное количество методик, учитывающих особенности их общения, а также проблемы адаптации методик, ориентированных на изучение слышащих детей и подростков. Охарактеризованы особенности и проблемы развития личности, описаны главные факторы, влияющие на развитие самооценки и социальной зрелости таких детей и подростков. К ним относятся коммуникативные проблемы, поскольку боKльшая часть детей c нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) рождается у родителей с сохранным слухом. Особое значение имеет зависимость этих детей от зрительной информации, проблемы с усвоением и использованием словесной речи. На ранних этапах психического развития использование визуально-тактильной коммуникации в сочетании с жестовой речью дает возможность родителям оптимизировать развитие личности детей, способствует их эмоциональному благополучию. В подростковом возрасте на развитие личности влияют качество общения с родителями и сверстниками, принадлежность к субкультуре глухих, наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей, условия обучения. Социальная зрелость детей и подростков с нарушениями слуха зависит от уровня развития словесной речи: дети с плохо развитой речью имеют больше неудачных попыток в общении – как в семье, так и за ее пределами, поэтому у них возникают отрицательные эмоции, состояния фрустрации, что может привести к их социальной изоляции. Высокий уровень развития их личности соответствует более высокому уровню развития самоанализа и сложным межличностным отношениям. У таких подростков высокие показатели социальной компетентности и уровень учебных достижений, а также хорошее качество дружеских отношений. Практическая направленность исследований, характерная для зарубежной психологии, привела к созданию системы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями слуха.

Ключевые слова: дети и подростки с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), личность, самооценка, коммуникация, жестовая речь, социальная зрелость.