Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 – 2023 гг.
  Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Личность в изменяющемся цифровом мире: новая феноменология и закономерности

Марцинковская Т.Д.

Статья посвящена анализу возможностей человека в плане профессиональной и личностной самореализации в постоянно меняющемся мире. Особое внимание уделяется описанию новой феноменологии. Раскрывается содержание новых понятий VUCA- и BANI-миров. Характеристиками VUCA-мира являются изменчивость, неопределенность и сложность, а к этим характеристикам в BANI-мире добавляются еще хрупкость, непостижимость и беспокойство. Показывается, что с позиции психологии личности, тревога и прекарность, связанные с необходимостью социализироваться и самоактуализироваться в этих мирах, требуют не только способности разделять и гармонизировать различные виды деятельности и общения в смешанном пространстве, но и нового уровня осмысленности жизни, а также толерантности к неопределенности. Раскрываются новые тенденции в конструировании цифровой идентичности, выражающиеся в снижении уровня погруженности в интернет и закрытии личных профилей. Работа, учеба, отдых в смешанной реальности становятся неотъемлемой частью новой цифровой повседневности. Важной характеристикой изменчивого цифрового мира является понятие «новая нормальность», которое постулирует необходимость изменить границы нормативных реакций на ситуацию изменений. Демонстрируется новая феноменология запросов посетителей сайтов знакомств. Раскрываются личностные характеристики и информационные предпочтения пользователей основных сайтов, мессенджеров и видео-хостингов. Важность поддержания эмоционального благополучия и удовлетворенности жизнью связывается как со способностью применять адекватные копинг-стратегии, прежде всего проактивные, так и с умением прогнозировать результаты своей деятельности.
Возрастание роли информации приводит не только к изменению иерархии стилей информационной идентичности, но и к усилению их влияния на удовлетворенность жизнью. Раскрываются позитивные и негативные аспекты влияния феномена известности, сериалов и кинофильмов на содержание личностной и социокультурной идентичности. Акцентируется внимание на усилении роли суеверий и мистики, снижающих негативное влияние неопределенности на психологическое состояние людей. Обращение к таким суевериям и мистике психологически выступает в качестве стратегии совладания. Делается вывод о необходимости комплексного подхода к индивидуальным траекториям личностного развития в современном изменяющемся и неопределенном цифровом мире, при этом фокусом теоретико-эмпирических исследований должно стать изучение новых тенденций в процессах социализации и индивидуализации.

Ключевые слова: самореализация, цифровое общество, социализация, идентификация, цифровая повседневность, границы и возможности личностного роста.

 

Психологические характеристики поколений современной молодежи в изменяющемся мире

Полева Н.С.

В статье представлен анализ поведенческих особенностей молодежи, освещено формирование новых и трансформация существующих форм повседневной активности. Раскрывается связь между возникновением новых форм поведения и развитием интернета, а также цифровых технологий. Являясь важной составляющей картины мира поколений Y и Z, последние выступают основным триггером формирования нового цифрового образа жизни, трансформации основных жизненных сфер и практик молодежи, а также становления цифровой повседневности. В статье акцентируется внимание на основных видах активности поколений Y и Z, которые направлены на поддержание здоровья, эмоционального состояния и психологического благополучия. Они проявляются в снижении молодыми людьми потребления алкоголя и табачной продукции, в распространении повседневных практик заботы о своем физическом и психическом здоровье, а также в «откладывании взросления». Психологическая интерпретация результатов социологических исследований, представленных в статье, используется как способ опосредованного теоретического изучения обобщенных психологических характеристик молодых поколений в изменяющемся мире. Выбранный метод исследования позволил описать картину мира молодежи и ее систему ценностей, в том числе ценности собственной жизни, здоровья и здорового образа жизни, что соответствует основным видам активности этой возрастной группы. Наиболее значимыми факторами самоидентификации молодых поколений являются семья, друзья, работа, хобби и музыка. Эти факторы гармонируют с важными для молодежи ценностями саморазвития и творчества. Представленные в статье материалы показывают значимость новых установок, направленных на определение баланса между работой и личной жизнью, а также на возрастание роли семьи, друзей и межличностного общения в психологическом благополучии современной молодежи. В работе обращается внимание на то, что для новых возрастных когорт характерно переключение внимания с внешних эталонов идеала совершенства, которые транслируются социальными сетями, на свое внутреннее состояние и собственные потребности.

Ключевые слова: молодые поколения Y и Z, интернет, цифровые технологии, система ценности, картина мира, образ жизни.

 

Тест на быстрое автоматизированное называние: связь с чтением и нормативные данные для русскоязычных школьников

Староверова В.Н., Лопухина А.А., Здорова Н.С., Драгой О.В.

Тест на быстрое автоматизированное называние (БАНт) широко используется в исследовательской практике для многих европейских языков. Он задействует такие процессы, как фонологическая и орфографическая обработка, распознавание символов и артикуляция. Поскольку эти процессы вовлечены в том числе в чтение, результаты БАНт коррелируют с навыками чтения в школьном возрасте и предсказывают успешность овладения чтением у дошкольников. Несмотря на широкое применение БАНт среди носителей разных языков, до сих пор не была исследована связь между разными вариантами БАНт и чтением на русском языке, а также не были представлены нормативные данные выполнения БАНт русскоязычными детьми. С помощью Стандартизированной методики исследования навыков чтения (СМИНЧ; Корнев, Ишимова, 2010) мы разделили 290 школьников с I по IV классы на типично читающих и на имеющих нарушения чтения. Участники выполняли задание на быстрое автоматизированное называние цифр, в котором им нужно было без остановок как можно быстрее назвать вслух последовательность цифр. Большинство участников также выполнили задание на быстрое автоматизированное называние цветов. Мы фиксировали время выполнения заданий. В ходе анализа, во-первых, было обнаружено, что дети с нарушениями чтения справляются с обоими заданиями значимо хуже типично читающих детей, при этом скорость называния цифр и цветов в обеих группах зависит от года обучения. У типично читающих детей наибольший прогресс в обоих заданиях БАНт происходит между I и II классами. Во-вторых, стало видно, что чем лучше у школьника результат в БАНт, тем быстрее он читает вслух. Таким образом, была подтверждена связь между БАНт и чтением у школьников на русском языке. Наконец, мы представили нормативные данные скорости называния цифр и цветов в I-IV классах.

Ключевые слова: чтение, младшие школьники, быстрое называние, стандартизированный тест.

 

Связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов вуза во время онлайн-обучения

Авдеева И.Н., Кокодей Т.А., Лямина Н.В.

Прогнозируя развитие национальной и региональных систем образования РФ, можно провести аналогию между всеобщим переходом на вынужденное дистанционное обучение, связанным с пандемией COVID-19, и потенциальной необходимостью аналогичных организационных трансформаций в связи с нарастанием глобальной военно-политической напряженности. Повышение вероятности ограничительных изменений в организации образовательного процесса обусловливает актуальность разработки и реализации специальных мер по профилактике личностных последствий смены формата обучения. Среди них можно отметить когнитивные дефициты, коммуникативные и эмоциональные проблемы. Цель данной статьи – проанализировать связь творческих способностей и эмоционального благополучия студентов при их дистанционном обучении в цифровой образовательной среде, используя эмпирические данные региональной системы высшего образования Севастополя. Инструментарий включает, во-первых, вербальный и фигурный субтесты теста Э.П. Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) – для диагностики творческих способностей, во-вторых, авторский социально-психологический опросник «Эмоциональный отклик студента в условиях дистанционного онлайн-обучения», – для определения эмоционального состояния респондентов в период онлайн-обучения, в-третьих, метод линейного корреляционного анализа Пирсона – для определения направления и тесноты связи между показателями творческих способностей и эмоционального состояния. Выборку составили 257 случайно отобранных студентов, обучающихся на программе бакалавриата по различным направлениям подготовки трех основных вузов Севастополя: Севастопольского государственного университета, Севастопольского филиа ла РЭУ им. Г.В. Плеханова и Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе.
В результате проведенного исследования было установлено прямое значимое воздействие уровня развития творческих способностей студентов на их эмоциональное благополучие в период дистанционного онлайн-обучения. Студенты с более развитыми творческими способностями проявляют бо?льшую стабильность психоэмоционального состояния в периоды социальных ограничений: они менее подвержены стрессу, менее склонны к депрессии и тревожности. Существенным сопутствующим результатом проведенного исследования стало выявление стратегий снижения стресса, которыми пользовались студенты на карантине.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровая образовательная среда, творческие способности, эмоциональное благополучие, тест, вуз.

 

Модель психологического исследования креативности личности

Погосян С.Г., Агузумцян Р.В., Петросян Л.А., Хачатрян А.Р., Казеян Х.А.

Креативность как психологическое системообразующее качество личности актуально и востребовано в современной образовательной системе как для студентов, так и для преподавателей. Авторы предлагают новую модель исследования и развития креативности. Эта модель учитывает уровень креативности, личностные качества, ее определяющие, способствующие ей факторы и барьеры, которые мешают ее проявлению, другие личностные качества, а также мотивацию. Целью проведенного исследования было выявить критерии модели креативности у преподавателей, которые имеют руководящую должность, для создания программы их переподготовки. Проявление креативности преподавателей обусловлено их личностными качествами и уникальным соотношением барьеров, мешающих ее проявлению, а также факторов, ему способствующих. Креативность может проявляться (быть «активной») и не проявляться (существовать в латентной форме). Авторы выдвигают гипотезу, что «активной» она становится благодаря преодолению таких барьеров, как страх ошибиться, шаблонное мышление, цейтнот, а также благодаря смелости и предприимчивости.
Исследование проводилось среди преподавателей трех вузов Армении (n = 123), которые являются кандидатами и докторами наук, доцентами, профессорами, а также среди управленцев государственной службы (n = 68). Использовалась методики Ф. Вильямса, беседы и опросники для выявления барьеров, мешающих проявлению креативности, и факторов, ему способствующих. У преподавателей уровень креативности оказался выше среднего: они умеют предлагать многочисленные разнообразные идеи, среди которых есть и нестандартные, оригинальные. Педагоги любознательны, смелы, склонны решать сложные задачи, но недооценивают свою креативность. Из барьеров, мешающих ее проявлению, они выделили страх ошибиться, нежелание искать дополнительные варианты решения различных задач, цейтнот, однотипное (шаблонное) мышление, склонность уступать мнению большинства. Способствующими проявлению креативности факторами преподаватели считают стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. У преподавателей личностные качества, определяющие креативность, не связаны с пониманием ее критериев, что приводит к невозможности обеспечить адекватную оценку собственной креативности, а это приводит к тому, что она не проявляется.

Ключевые слова: креативность, преподаватель вуза, критерии креативности, личностные качества, барьеры, мешающие проявлению креативности, способствующие креативности факторы.

 

Психология нравственности как развивающееся научное направление

Нехорошева И.В.

Анализируется база из 13,2 тыс. диссертаций по психологии, база статей в Научной электронной библиотеке, в том числе отдельно 24,5 тыс. статей в 26 психологических журналах из перечня ВАК. Показана динамика за последние 35 лет, с 1987 по 2022 г., абсолютного и относительного количества диссертационных работ и научных статей по психологии нравственности. Анализ двух различных баз данных дал одинаковые результаты: выделены два периода роста доли морально-нравственной тематики в общем числе психологических работ. Первый период – всплеск в начале 1990-х гг., обусловленный обеспокоенностью психологов разрушением общественной системы нравственных норм. Второй период – плавный рост с 1997 г. по настоящее время, обусловленный постепенным оформ лением и усилением научного и общественного запроса на укрепление нравственных устоев общества. Кроме того, в психолого-педагогической области выявлен шестикратный рост числа статей с префиксом «нравствен» в названии с 2017 по 2019 г., с сохранением уровня 2019 г. по настоящее время. Процесс становления нового научного направления подтверждается подготовкой 372 диссертаций, более 60 методик психодиагностики, нескольких тысяч статей, а также более 72 монографий, сборников и пособий по темам морали и нравственности. Обозначена роль Института психологии РАН в развитии психологии нравственности и в признании за ней статуса перспективного и самостоятельного научного направления. Приведены цифры количества цитирований статей и сборников работ сотрудников ИП РАН по направлению «психология нравственности», подтверждающие востребованность этих работ в научном сообществе. Представлены учебные курсы по психологии нравственности, разработанные психологами для системы высшего образования. Отмечается, что чтение подобных курсов становится актуальной и своевременной тенденцией развития высшего образования, а также способствует развитию всего направления.

Ключевые слова: психология, нравственность, психология нравственности, мораль, духовность, развитие, динамика, статьи, диссертации, методики психодиагностики, учебные дисциплины.

 

Анализ результатов Стэнфордского тюремного эксперимента с точки зрения теории психосоциального развития

Ильин В.А., Звонова Е.В.

Стэнфордский тюремный эксперимент признается учеными одним из самых известных психологических исследований в современном мире и вызывает как пристальное внимание, так и яростную пристрастную критику. Внимание поддерживается сохраняющейся довольно серьезной дистанцией между сведениями, транслируемыми академическим сообществом, и информацией, предоставляемой широким массам с помощью статей, фильмов и иных форм массовой коммуникации. В содержании критики и обсуждениях результатов Стэнфордского тюремного эксперимента ясно прослеживается тенденция фокусировать внимание или на психологических, личностных характеристиках участников, или на условиях исследования, которые были созданы искусственно. По мнению авторов статьи, в данных работах недостаточно внимания уделяется социально-психологическим качествам, которые формируются в процессе развития и социализации человека, а также во время преодоления им кризисов базисных стадий эпигенетического цикла. Они поставили целью сфокусировать внимание на характеристиках участников исследования, приведенных в отчетах Стэнфордского тюремного эксперимента, и указать на диссонанс, который возникал у студентов, подписавших договор с исследователями, но попавших в реальные, отличающиеся от заявленных в договоре, условия импровизированной тюрьмы. Помимо этого, авторы считают необходимым более пристально рассмотреть характеристики групп, которые формировались в процессе исследования, в частности, не только по критерию открытости/закрытости, но также по их активности/пассивности, поскольку эти характеристики оказывают влияние на поведение членов данных групп. Несомненно, современная социальная психология нуждается в своем экспериментальном развитии, в продолжение традиции сбора эмпирических данных не только в условиях постфактум, но и в специально моделируемых ситуациях, позволяющих измерять, контролировать и управлять внешними переменными. Теория психосоциального развития может выступить теоретическим конструктом, позволяющим анализировать различные аспекты личностных качеств человека как члена общества и определенной группы. Данный подход позволяет развивать традицию эмпирических исследований в области социальной психологии. Использование современного инструментария, например, Дифференциала психосоциального развития, позволит значительно усовершенствовать процедуры отбора сотрудников для выполнения сложных морально проблемных профессиональных задач.

Ключевые слова: Стэнфордский тюремный эксперимент, психосоциальное развитие, кризисы базисных стадий эпигенетического цикла, характеристики группы, закрытая группа.

 

Привлекательность компьютерных игр с точки зрения модели базовых человеческих ценностей С. Шварца

Воскресенская Н.Г., Фортунатов А.Н.

Представлены результаты исследования роли ценностных ориентаций студентов в их игровых предп очтениях. Было выдвинуто предположение, что в обосновании студентами своих игровых выборов проявятся специфические ценностные ориентации. В процессе исследования было проведено восемь фокус-групп с предъявлением в качестве стимульного материала иллюстраций разных вариантов компьютерных игр. В обсуждении приняли участие студенты вторых курсов, играющие в компьютерные игры (59 девушек и 25 юношей). Выявлено, что при обосновании игровых предпочтений проявляются ценностные позиции студентов, при этом сюжетные игры позволяют удовлетворять потребности, относящиеся к разным ценностным мотивационным блокам. В этом проявляется особая роль сюжетных игр. Они не только помогают корректировать эмоциональные состояния; игры позволяют проигрывать ценностные сценарии, трудно реализуемые в жизни, а также создают предпосылки для формирования определенной установки на свое будущее.

Ключевые слова: немгновенный инсайт, мотивационные типы личности Шварца, компьютерные игры, фокус-группа, контент-анализ, ценностные ориентации.

 

Анализ пространственно-временных границ выбора в судьбоаналитическом учении Л. Зонди

Корчагин В.В., Еремина Д.А.

В представленной статье получает новое осмысление концепция судьбоанализа, разработанная Л. Зонди, как метод, интегрирующий пространственно-временные измерения для оптимизации психического здоровья личности. Индивид рассматривается в качестве автора собственных жизненных выборов в любви (либидотропизм), смерти (танатотропизм), дружбе (социотропизм), профессии (оперотропизм) и болезни (морботропизм), ограничено включенных в психическую общность с родовым бессознательным. Субъект выбора осуществляет специфические действия по развитию (проектированию и построению) своей судьбы, являясь фундаментальной психической системой, в рамках которой разворачивается процесс самодетерминации личности. Эти ключевые положения судьбоанализа иллюстрируются посредством теоретического разбора влияния тропизмов и родового бессознательного на личностный выбор в сложных жизненных обстоятельствах. В работе предлагается интегрированный подход к пониманию и разрешению психологических проблем, связанных с ситуациями выбора. Ставится акцент на необходимости комплексного учета генетической предрасположенности и культурно-исторического контекста субъекта поведения и деятельности при оказании квалифицированной психологической помощи. В статье подчеркивается, что способность к самостоятельному и осознанному выбору в рамках предопределенных генетических и культурных ограничений неразрывно связана с историей развития индивида и формированием его ценностно-смысловой сферы при конструировании своего жизненного пути.

Ключевые слова: судьбоанализ, Л. Зонди, психология выбора, родовое бессознательное, тропизмы, наследственные факторы, генетическая предрасположенность, архетипы, хронотоп, символ, символическая трансформация.

 

Специфические и неспецифические когнитивные ресурсы в рабочей памяти

Величковский Б.Б., Чистяков И.М., Бармин А.В., Прутько Г.В., Измалкова А.И.

Считается, что функционирование рабочей памяти зависит от когнитивных ресурсов. Мы проверили, являются ли они общими или домен-специфичными. Для этого мы исследовали качество выполнения двух вербальных и двух зрительно-пространственных задач на «сложный» объем рабочей памяти. Эти задачи предлагались либо в отсутствие дополнительной нагрузки, либо при дополнительной вербальной или зрительно-пространственной нагрузке. Основная идея исследования состояла в том, чтобы проверить, в какой мере компоненты рабочей памяти зависят от использования модально-специфичных ресурсов: вербальный – от вербальных, а зрительная – от зрительно-пространственных. Статистически такая «специализация» ресурсов рабочей памяти будет проявляться в наличии взаимодействия экспериментальных факторов модальности задачи и модальности дополнительной нагрузки. Отсутствие такого взаимодействия может говорить об использовании в модально-специфичных компонентах рабочей памяти общих, доменно-неспецифических ресурсов.
Мы обнаружили, что зрительно-пространственная рабочая память одинаково чувствительна к конгруэнтной и неконгруэнтной нагрузкам, в то время как вербальная сильнее реагировала на введение конгруэнтной (вербальной) нагрузки. Взаимодействие факторов модальности основной задачи и модальности нагрузочной задачи наблюдалось только тогда, когда от испытуемых требовалось единовременно удерживать в памяти больше трех элементов (т.е. когда нагрузка превышала «новое магическое число» – четыре плюс-минус один элемент. Таким образом, зрительно-пространственная рабочая память требует выделения общих когнитивных ресурсов, а вербальная – включения еще и доменно-специфических. Мы также изучили распределение ресурсов между функциями хранения и переработки информации в вербальной рабочей памяти. Дополнительная нагрузка оказывала на эффективность выполнения вторичной задачи влияние, отличающееся от ее влияния на эффективность выполнения первичной. Модальность нагрузочной задачи не взаимодействовала с модальностью вторичной задачи. Мы делаем вывод, что хранение и переработка информации являются принципиально разными функциями рабочей памяти. Переработка при этом зависит исключительно от общих ресурсов, в то время как особенности хранения информации зависят от модальности задачи.

Ключевые слова: вербальная рабочая память, зрительно-пространственная рабочая память, общие ресурсы, доменно-специфические ресурсы, когнитивная нагрузка.

 

О микроструктуре и микродинамике навыка чтения

Назаров А.И.

Несмотря на наличие обширной и разноплановой литературы о навыке чтения, охватывающей его психологические, педагогические, психолингвистические, социологические и культурологические аспекты, вопрос о микроструктуре и микродинамике сформированного навыка чтения остается не только открытым, но даже не поставленным для экспериментального исследования. В данной статье предложено восполнить этот пробел, используя базовую модель операционного состава процесса чтения и авторскую модификацию метода пословного чтения. Эта модификация позволяет строить динамические профили самого процессачтения путем обработки данных, получаемых при регистрации времени прочтения каждого из текстообразующих слов. В отличие от традиционного варианта пословного чтения с заранее заданной продолжительностью экспозиции слова, в нашем эксперименте испытуемые сами регулировали ее путем нажатия клавиши «Пробел». В результате автоматически регистрировалось время прочтения каждого слова как функция от его порядкового номера в тексте. Динамические профили имели гетерохронную структуру, состоящую из квазислучайного чередования временны?х интервалов разной длительности. Испытуемые (студенты I–IV неязыковых курсов университета «Дубна») пословно читали про себя два простых текста на английском и русском языках, а после прочтения каждого из них письменно отвечали на пять вопросов. В качестве показателей для оценки уровня владения навыком чтения служили: средняя величина временны?х интервалов; их связь с длиной слова, измеряемая коэффициентами линейной функции аппроксимации графика, описывающего рассеяние эмпирических данных; качество ответов на вопросы. Согласно полученным результатам первые два показателя в среднем были самыми высокими на I курсе и постепенно снижались к IV. Качество ответов на вопросы было низким на всех курсах, за исключением результатов одного-двух студентов из 10 на каждом курсе. Делается вывод о возможности использования предложенного экспериментального метода, способного оценить текущее состояние навыка чтения и выработки преподавателем индивидуальной корректирующей стратегии для его улучшения.

Ключевые слова: пословное чтение, семантизация, смысловая иерархия, динамический профиль чтения, длина слова.

 

Пилотажная оценка русскоязычной версии опросника чувства безопасности на выборке студентов социономического профиля

Кисляков П.А., Шмелева Е.А.

Представлен обзор российских и зарубежных методик исследования и диагностики психологической безопасности личности и среды (образовательной, профессиональной). В психологической науке и практике востребованы надежные методики оценки психологической безопасности с целью выявления ее уровня и степени влияния на развитие других личностных и поведенческих характеристик. Целью работы была пилотажная оценка психометрических свойств русскоязычной версии Опросника чувства безопасности (Security Questionnaire – SQ), разработанного китайскими исследователями Ч.  Конгом и Л. Ан и получившего широкое распространение в области клинической психологии при изучении различных аспектов психического здоровья, связанных с психологической безопасностью. Опросник состоит из 16 пунктов и включает две шкалы: межличностная безопасность и уверенность в контроле. Проверка валидности осуществлялась с помощью методик «Доверие/недоверие личности миру, другим людям, себе» (А.Б. Купрейченко) и Шкала толерантности к неопределенности – MSTAT-I (Д. МакЛейн, русскоязычная версия Е.Н. Осина). Исследование проведено на выборке 98 студентов социономического профиля (педагогического, психологического, медицинского) в возрасте от 19 до 26 лет. Предварительные психометрические характеристики русскоязычной версии опросника SQ подтвердили его двухфакторную структуру, надежность, согласованность и валидность. Выявлено, что психологическая безопасность студентов социономического профиля, измеренная с помощью SQ, в целом (60,02 ± 13,78 баллов) и отдельно по шкалам межличностная безопасность(31,89 ± 6,62 баллов) и уверенность в контроле(28,13 ± 7,77 баллов) находится на уровне выше среднего.

Ключевые слова: Опросник чувства безопасности, психологическая безопасность, психодиагностика, студенты, социономический профиль.