Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

 

«Оборотная сторона» цифровой компетентности российских подростков: иллюзия компетентности и рискованное поведение онлайн

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И.

Работа посвящена исследованию связи цифровой компетентности российских подростков при правильном и ошибочном решении простых тестовых заданий со столкновением с онлайн рисками и выбором стратегий действия в неоднозначных социальных ситуациях. Иллюзия цифровой компетентности понимается как наличие грубых ошибок в разрешении повседневных онлайн ситуаций (например, готовность выслать логин и пароль от почтового ящика в ответ на письмо от якобы «администрации сайта»), при показателе цифровой компетентности выше среднего. На основе данных всероссийского исследования цифровой компетентности (1203 подростка 12–17 лет) было показано, что общая цифровая компетентность связана с опытом столкновения с более широким кругом онлайн рисков, вероятно, отчасти благодаря чрезмерной уверенности в себе, а отчасти благодаря общему более высокому уровню пользовательской активности. Неумение решать простые проблемные ситуации связано с более редким опытом столкновения с онлайн рисками. В неопределенных социальных ситуациях онлайн цифровая компетентность, способствуя отказу от очевидно непродуктивных стратегий действия (особенно избегания), может усиливать риск потенциально опасных действий. Иллюзия цифровой компетентности характерна для каждого четвертого российского подростка и связана с дополнительным риском: в ситуации оскорбления онлайн такие подростки реже прибегают к «техническому» варианту решения проблемы и чаще отвечают агрессией, тогда как в общении онлайн чаще готовы сообщить новым знакомым именно те сведения, которые позволяют безошибочно их найти. Можно предполагать, что если общая компетентность придает уверенность и расширяет круг активности, усиливая онлайн риски, то ее иллюзия избирательно усиливает часть этих рисков далее за счет меньших практических умений и худшей оценки этого риска. Результаты свидетельствуют, что задача обеспечения онлайн безопасности подростков не сводится лишь к развитию их компетентности, потому что в ряде случаев подростки, компетентные в разнообразных интернет-активностях, бессильны в решении простых повседневных проблем.

Ключевые слова: иллюзия цифровой компетентности, индекс цифровой компетентности, рискованное поведение онлайн, российские подростки.

 

Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков

Щебланова Е.И.

Представлен обзор исследований проблем школьной адаптации интеллектуально одаренных детей на материале современных англоязычных публикаций. Систематизированы и обобщены данные о специфике эмоциональных и социальных проблем таких детей. Показано, что одаренные школьники в целом не могут считаться более подверженными дезадаптации, чем их сверстники, не проявляющие признаков одаренности. В то же время описаны особые уникальные проблемы, которые могут препятствовать реализации высокого потенциала одаренных детей. Однако вопрос о связи этих проблем с одаренностью продолжает оставаться дискуссионным, что требует продолжения его исследований. Особый интерес представляет изучение восприятия самими одаренными учащимися своих школьных проблем, поскольку именно самооценки этих проблем влияют на их самочувствие и поведение в школе. В проведенном эмпирическом исследовании изучались самооценки наиболее часто упоминаемых в литературе проблем адаптации одаренных учащихся и их соотношение между собой и с показателями интеллекта, успеваемости и социально-психологической адаптации. В исследовании 250 учащихся VIII–XI классов гимназий получены данные о максимальной выраженности проблем, связанных с многосторонностью способностей, перфекционизмом и высокими родительскими ожиданиями. Проблемы, связанные с эмоциональной сверхвозбудимостью и особенно с недостаточной сложностью обучения и межличностными отношениями, оценивались ниже. При этом девочки оценивали свои проблемы, связанные с эмоциональной возбудимостью и перфекционизмом, выше, чем мальчики. Обнаружены взаимосвязи между самооценками разных проблем, а также между этими самооценками и показателями интеллекта, успеваемости и социально-психологической адаптации. В целом, полученные результаты свидетельствуют об опасности как позитивных, так и негативных стереотипных представлений об одаренных детях в обеспечении их психолого-педагогической поддержки.

Ключевые слова: интеллект, одаренные учащиеся, проблемы школьной адаптации, перфекционизм, родительские ожидания, сверхвозбудимость, многосторонность способностей.

 

Структура событийного пространства личности на разных этапах возрастного развития

Никишина В.Б., Петраш Е.А.

Определялась структура событийного пространства личности на разных возрастных этапах (подростковом, юношеском, взрослости и старости). В результате исследования установлено, что структура событийного пространства личности в процессе онтогенеза изменяется и имеет свои особенности на разных возрастных этапах как по соотношению элементов, так и по связям между ними. В подростковом возрасте структура событийного пространства является дезинтегрированной, что поддерживается низкими показателями регуляторных процессов планирования, программирования и моделирования, а также низким предвосхищением. В юношеском возрасте и в период взрослости структура событийного пространства личности является интегрированной, что обеспечивается высоким уровнем процессов планирования программирования, высоким уровнем процесса антиципации. В старости интегрированность структуры событийного пространства личности незначительно снижается; что поддерживается тенденцией к низкому уровню выраженности регуляторных процессов планирования, программирования, моделирования при высоком уровне предвосхищения.

Ключевые слова: событийное пространство личности, внутренние события, внешние события, межсобытийные взаимосвязи, структура событийного пространства, возрастные этапы..

 

Психологические аспекты проблемы реабилитации

Ковязина М.С., Варако Н.А., Рассказова Е.И.

Статья посвящена актуальной проблеме реабилитации больных c нарушениями психических функций после повреждения головного мозга. Обсуждается понятие «реабилитация» и связанные с ним понятия, подчеркивается сложность проблемы реабилитации, обусловленная многообразием мнений по очень многим ее вопросам. Противоречивость большого числа определений объясняется нечеткой трактовкой взаимоотношений медико-социальных мероприятий и недооценкой психологических аспектов реабилитации. Ряд авторов исходят из целей процесса, а другие – выделяют системную организацию реабилитации и?делают акцент на ее результате. Остается дискуссионным вопрос о содержании и задачах реабилитации. Сопоставляются понятия «психологическая реабилитация» и «психология реабилитации (реабилитационная психология)».
В статье подчеркивается, что внимание к психологическим аспектам реабилитации обусловлено поворотом различных наук к человеку, т.е. гуманизацией наук, в первую очередь, логикой развития медицинского мышления. Дается характеристика трем важным психологическим аспектам: направленности реабилитационного процесса на важные для пациента проблемы, активному участию в реабилитации самого пациента и его близких, командному подходу к реабилитации. Признание психологических аспектов реабилитации ставит перед клинической психологией ряд вопросов, связанных с разработкой конкретных принципов и методов работы, с преодолением «разрыва» между теорией и практикой, с разработкой критериев и методов оценки ее эффективности.
Рассматриваются два основных подхода к реабилитации – функциональный и социальный, в котором сравниваются два взаимодополняющих направления. В первом из них, главная роль реабилитации отводится восстановлению нарушенных функций, а во втором – реабилитация понимается как ресоциализация больного, как возможно более полное восстановление его индивидуальной и общественной ценности. Отмечается, что в современной психологии реабилитации эти подходы нередко объединены.
Заключительная часть статьи посвящена когнитивной реабилитации и связанной с ней современной терминологии, а именно понятиям «нейропсихологическая реабилитация», «восстановление высших психических функций».

Ключевые слова: реабилитация, психологическая реабилитации, когнитивная реабилитация, нейропсихологическая реабилитация, ресоциализация, биопсихосоциальный подход.

 

Ценности современных китайских и российских студентов: сравнительный анализ приоритетов

Даниленко О.И., Ли Ц., Сюй И.

В статье представлены результаты сравнительного анализа ценностных приоритетов китайских и российских студентов. В исследовании участвовали 487 студентов (в том числе 300 китайских и 187 российских), обучающихся на разных курсах высших учебных заведений по техническим специальностям. Средний возраст испытуемых 23 года. Для сбора данных использовался «Опросник ценностей» Ш. Шварца, адаптированный в России В.Н. Карандышевым, а в Китае Л. Счжонминь. В качестве методов математической статистики были использованы описательные статистики, а также коэффициент ранговой корреляции r Спирмена. По результатам проведенного исследования была обнаружена высокая степень сходства в иерархии ценностных ориентаций российских и китайских студентов. В число приоритетных в обеих выборках входят ценности, мотивирующие на достижение личного успеха и проявление самостоятельности, на заботу о благополучии близких людей. Выявлены различия в ценностных иерархиях: ценность безопасность, мотивационная цель которой состоит в обеспечении безопасности общества и самого себя, занимает первое место по значимости у российских студентов и шестое – у китайских; ценность гедонизм находится в числе наименее значимых у китайских студентов, у российских студентов она находится в середине иерархии личностных ценностей. Выявленное сходство ценностных приоритетов объясняется близостью «культурных профилей», определяемых на основании сравнения ценностей культуры России и Китая (Ш. Шварц); подобием процессов, происходивших в двадцатом веке при реализации задачи построения социализма; тем, что в последние десятилетия в наших странах происходит реформирование экономики и политического устройства. Предпосылки различий коренятся в особенностях проведения реформ в России и Китае, в специфических обстоятельствах социализации российской и китайской молодежи. Соответствие ценностных приоритетов студентов задачам их становления как субъектов будущей профессиональной деятельности, а также тенденциям развития своей страны позволяет говорить о прогностической компетентности студенческой молодежи Китая и России.

Ключевые слова: личностные ценности, ценностные приоритеты, ценности культуры, китайские студенты, российские студенты, тенденции развития общества, прогностическая компетентность.

 

Аутентичные вокализации: поиск голоса внутреннего Я

Зирко А.В., Орлов А.Б.

Рассматривается процесс становления вокалотерапии как составной части музыкотерапии. Приводится исторический обзор развития вокальных практик в различных психотерапевтических контекстах (человекоцентрированная экспрессивная психотерапия, вокально-двигательная психотерапия, сочинение терапевтических песен). Анализируются две концепции пения – «пение на публику», импрессивное, имеющее своей главной целью произведение на слушателей определенных впечатлений, основанное на музыкальном образовании и вокальном исполнительском мастерстве, и «пение в компании» – экспрессивное, направленное на выражение человеком себя, своих переживаний и состояний. Терапевтические вокализации представляют собой средства самовыражения и самоисследования.
В центре внимания авторов – человекоцентрированные варианты психотерапевтической практики (свободное ассоциативное пение, вокальные импровизации, аутентичное пение). Данные практики позволяют освобождать аутентичные вокализации клиента или его аутентичный голос (голос его внутреннего Я). Согласно человекоцентрированному подходу, личностные установки психотерапевта – конгруэнтность, безусловное позитивное принятие и эмпатическое понимание как необходимые и достаточные условия позитивных личностных изменений клиента – реализуются не только в клиентоцентрированной психотерапии, но и в любой другой ситуации общения, целью которой является развитие человека. С точки зрения авторов эти условия создаются и в практике аутентичных вокализаций. Аутентичные вокализации клиента рассматриваются как озвучивания его конгруэнтных (неискаженных) переживаний.
Используя трехчастную модель конгруэнтности переживания, авторы классифицируют возможные проявления субъективного опыта клиента, выявляют конгруэнтное переживание и шесть типов неконгруэнтных переживаний. Конгруэнтное переживание определяется как выраженное вовне, неискаженное переживание. Согласно предположению авторов конгруэнтные переживания представлены в практике аутентичных вокализаций. Если неаутентичные вокализации клиента являются озвучиваниями его неконгруэнтных переживаний, голосом его личности или внешнего Я, то аутентичные вокализации можно рассматривать как озвучивания его конгруэнтных (неискаженных) переживаний, как голос его сущности или внутреннего Я. Психологическое изучение аутентичных вокализаций является важным направлением эмпирических исследований предельных оснований человечности.

Ключевые слова: психотерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, вокализации, вокальные практики, аутентичность, аутентичное пение, аутентичный голос, самоисследование, внутреннее Я.

 

Методы исследования решения личностных проблем

Данина М.М., Кисельникова Н.В., Куминская Е.А., Лаврова Е.В., Голзицкая А.А.

В статье рассматриваются подходы и школы, в рамках которых были разработаны понятия, родственные конструкту «личностная проблема»: «социальная проблема», «жизненная проблема», «проблема повседневной жизни». Для исследования такого типа проблем создавались опросники и другие диагностические процедуры. Анализ множества существующих подходов к измерению разных аспектов решения личностных или социальных проблем, отмечается, что лишь четыре методики имеют эмпирически доказанное отношение к компетенциям в области решения проблем в реальном мире: PSI, SPSI-R, IDEA и MEPS. Бoльшая же часть инструментов имеет значительные ограничения и плохо согласуется между собой. Первая причина – отсутствие единой теоретической базы или хотя бы понимания того, что является, а что не является личностной проблемой. Вторая причина – недостаточная эмпирическая проверка конструктной валидности инструментов, которая упирается не только в отсутствие единого понятия, но и в путаницу в основополагающих понятиях, таких как «проблема» и «решение». В результате многие методики, которые предположительно исследуют процесс решения проблемы, на деле оценивают «решение без решения», т.е. только конечный результат.
Также подчеркивается, что процесс решения проблемы инициируется в ситуации высокой неопределенности и сложности, и методы его исследования должны создавать соответствующие условия. Опросники-самоотчеты, столь популярные в мировой практике исследования решения личностных проблем, не удовлетворяют этим требованиям и не могут выступать стимулом, запускающим деятельность решения. В статье обсуждается ряд других измерительных трудностей.

Ключевые слова: психология решения проблем, личностные проблемы, методы, психодиагностика.

 

Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении

Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Арутюнова К.Р., Колбенева М.Г., Крылов А.К., Булава А.И.

Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявления, механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные исследования единичны, а мнения о ее значении – весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях (таких как стресс, разнообразные заболевания, сильные эмоции, введение алкоголя). В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода, а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Нами экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация: относительное увеличение представленности в актуализированном опыте низкодифференцированных систем. В экспериментальных ситуациях научения у животных наблюдалось снижение активации нейронов систем первого – питьевого – навыка при формировании второго – пищевого – навыка. Для выявления у человека влияния алкоголя на общий паттерн моральных суждений была проанализирована динамика индекса моральной допустимости гибели одного для спасения многих. Сложность организации поведения под действием алкоголя достоверно понижается; при этом обнаруживается уменьшение межиндивидуальных различий просоциального поведения людей. Полученные данные демонстрируют, что под воздействием алкоголя люди начинают оценивать социально значимые действия более сходно. На наш взгляд, эти результаты соответствуют представлениям о действии алкоголя как «дедифференциатора», вызывающего регрессию. Общность обнаруженных эффектов может быть связана с общим механизмом?– обратимой дедифференциацией, которая обусловливает подавление актуализации ряда систем (следовательно, активности многих нейронов), причем наиболее дифференцированных, «сложных» систем. Возможно, данное уменьшение сложности связано с ускоренным обучением, а также с тем, что организация поведения людей становится более сходной в указанных ситуациях.

Ключевые слова: память, научение, индивидуальный опыт, норма и патология, системо­генез, специализация нейронов, экспрессия генов.

 

Автоматизация психологических обследований сотрудников правоохранительных органов

Алюшин М.В., Колобашкина Л.В., Шутко Г.В., Гибадулин Е.Ш.

Для реализации государственной политики в области здравоохранения, основанной на приоритете предотвращения заболеваний и поддержания здоровья, на практике необходимо осуществлять эффективную диагностику предболезненных состояний обследуемых. Особую актуальность данный подход имеет для сотрудников правоохранительных органов, профессиональная деятельность которых связана как со значительными физическими, так и с высокими психоэмоциональными нагрузками, определяющими, в первую очередь, уровень их психического здоровья. С этой целью используются методические подходы прескриптивного скрининга.
В отличие от трудоемких и утомительных для пациента традиционных технологий мониторинга текущего психоэмоционального состояния человека с использованием контактных датчиков и психометрических тестов дистанционные неконтактные технологии позволяют осуществить непрерывный мониторинг в режиме реального времени. Целью работы является изучение возможности применения дистанционных неконтактных технологий регистрации биопараметров человека при проведении медико-профилактических обследований личного состава органов внутренних дел, а также перспектив создания автоматизированной системы мониторинга психоэмоционального и функционального состояния на их основе. В статье даны экспертные оценки возможности и целесообразности применения различных современных неконтактных дистанционных технологий регистрации биопараметров человека для прескриптивного скрининга при различных видах обследований. Показана важность создания базы персональных данных сотрудников правоохранительных органов, которая является основой для автоматизации прескриптивного скрининга. Автоматизация процесса тестирования дает возможность также повысить достоверность результатов за счет минимизации эффекта привыкания к тестовым процедурам, применяемым многократно, например, при проведении плановых периодических обследований.
Неконтактные дистанционные технологии позволяют реализовать основные функции полиграфа. Преимущества бесконтактного полиграфа по сравнению с классическим могут быть востребованы и реализованы не только в рамках профессионального психологического отбора, но и при решении других задач (проведении служебных проверок, проверки достоверности представленной оперативной информации и др.). Рассмотренные неконтактные дистанционные технологии показали себя как перспективный инструмент для создания автоматизированной системы прескриптивного скрининга психоэмоционального и функционального состояния сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: человеческий фактор, мониторинг психоэмоционального состояния, психологический климат, управление персоналом, прескриптивный скрининг.

 

К определению понятия «бессознательное» в культурно-исто- рической психологии Л.С. Выготского

Завершнева Е.Ю.

Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности, архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсуждение теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотрудников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. Анализируются определения понятий «бессознательное» и «предсознательное», выдвинутые в рамках фрейдовского и лакановского психоанализа, тематизируется проблема бессознательного в культурно-исторической психологии: бессознательные и предсознательные процессы интерпретируются с точки зрения теории динамических смысловых систем, представлений о смысловом поле и свободном осмысленном действии, о зоне ближайшего развития (ЗБР) и переживании. С отсылкой к исследованиям К. Левина, на которые Л.С. Выготский опирался при размышлении о динамике сознания, обозначена взаимосвязь конфигураций смыслового поля и аффективных систем в случае невротического развития. На основе принципа системности, выдвинутого Л.С. Выготским в 1930 г., задается общий контекст разработки проблемы бессознательного: бессознательное в своем развитии следует за развитием сознания, становлением третичных связей в психологических системах и преобразованием первичного аффекта в поле языка и культуры; в случае дизонтогенеза несимволизированный аффект выпадает из процесса развития и создает в структуре личности регион со специфической смысловой динамикой, изолированный или болезненно разрастающийся за счет соседних регионов (возможны различные варианты), что приводит к нарушению всей мотивационной иерархии. Комментируется идея Л.С. Выготского о том, что причиной невроза является невозможность трансформации аффективного комплекса в переживание. Обсуждаются различия в онтологии психоаналитического и культурно-исторического подходов, а также цели психотерапии и терапевтические позиции, которые могут занимать психологи, работающие в рамках этих двух направлений.

Ключевые слова: сознание, бессознательное, предсознательное, психоанализ, смысл, смысловое поле, переживание, Л.С. Выготский, З. Фрейд, Ж. Лакан.

 

В.П. Кащенко и Л.С. Выготский: к истории названия науки о дефективном ребенке

Степанова М.А.

Предпринята попытка воссоздать историю возникновения русскоязычного названия науки о развитии, обучении и воспитании детей с физическими и психическими нарушениями. Показано, что с самого начала существования науки использовались как разные термины для обозначения предмета изучения, так и синонимичные ее названия. Удалось установить, что понятие «дефективный ребенок» введено В.П. Кащенко, однако ни он сам, ни многие его коллеги не обращались к термину «дефектология», которое вошло в научный обиход наряду с такими понятиями как «лечебная педагогика», «педагогическая коррекция», «патологическая педагогика» и другими.
В работах Л.С. Выготского речь идет о дефектологии, а также лечебной педагогике и психологии трудного детства. Отмечается, что он заложил научные основы советской дефектологии, а его исследования в области дефектологии и психологии являются взаимодополняющими. Л.С. Выготский неоднократно обращал внимание на испытываемые психолого-педагогической наукой терминологические трудности.
Современное состояние понятийного аппарата науки о дефективном ребенке представлено на основе обращения к предметным (отраслевым) энциклопедиям и словарям; делается вывод о незавершенности процесса определения названия науки о закономерностях развития, обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Схематично обозначены обусловленные социальными причинами тенденции изменения научной терминологии в области изучения аномального детства.
С опорой на идеи Л.С. Выготского высказано предположение, что отсутствие в первой трети ХХ в. единого названия является отражением, с одной стороны, уровня развития самой науки, находившейся на этапе своего формирования и самоопределения, а с другой – процесса постепенного изменения общественного отношения к данной области научного знания и образовательной практики. Показано, что поставленная Л.С. Выготским в 1920–1930-е гг. задача методологического оформления дефектологии выступила основанием для систематизации используемых терминов. При этом специально подчеркивается актуальность изучения вклада Л.С. Выготского в психолого-педагогическую науку в целом, в частности, взаимосвязи культурно-исторической психологии и представлений о развитии ребенка в условиях патологии.
Статья приурочена к 90-летию работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1927).

Ключевые слова: дефектология, лечебная (коррекционная) педагогика, специальная педагогика и специальная психология, культурно-историческая психология, педология, дефективный ребенок, исключительные дети, трудный ребенок.

 

Вклад А.А. Ухтомского в человекознание

Ждан А.Н.

Раскрывается вклад физиолога, одного из основателей физиологической школы Ленинградского университета А.А. Ухтомского в человекознание как комплексную область научного исследования, разработка которой традиционно связывается с концепцией Б.Г. Ананьева, поставившего в центр психологию. Прослеживаются основные вехи жизненного пути и творчества А.А. Ухтомского с акцентом на важнейшие повороты в его духовной и научной биографии, вызвавшие интерес к проблеме человека в единстве его души и тела, особенно к мотивационной сфере, движущим силам поведения и творчества. Подчеркивается сложность мировоззрения этого ученого, включающего не только философию, естественные и гуманитарные науки, но также религию как неотъемлемую составляющую культурного опыта человечества.
Показано, что выбор физиологии как профессии следует объяснять неудовлетворенностью найденными в психологии ответами на интересующие вопросы. У физиологии он надеялся заимствовать ее основные идеи и методы, c помощью которых она изучает значение и функции разных органов, и отсюда вести поиск тех органов, которыми движется человеческая душа. Аргументируется вывод о том, что А.А. Ухтомский рассматривал физиологию не только как самостоятельную область научного знания, но и как «мост» к психологии. Выявляется синтез основных понятий его физиологической концепции с?психологическими обобщениями, касающимися практически всех сторон психической жизни – познавательных и эмоциональных процессов, творчества, личности, общения и поведения в целом. Раскрывается содержание понятия доминанты как временной констелляции нервных центров, временного сочетания сил для определенной работы. Доминанта становится руководящим стержнем всех проявлений жизни организма в его норме и патологии. Ядерное понятие доминанты связывается с понятием хронотопа как принципом временно-пространственной организации мозга и организма в целом. Обращается внимание на трактовку специфических особенностей психологических представлений о?пространстве и времени, роли психологического времени в организации человеческого опыта. Дается понятие функционального органа как динамической физиологической основы психики и сознания в противоположность представлениям о нем как статически постоянном образовании. Подчеркивается связь трактовки личности с проблемами нравственного поведения, с пониманием интуиции и совести как способов ее познания. Утверждение о возможности направить ее развитие в желаемое русло сближает взгляды А.А. Ухтомского с психологическими воззрениями о формируемости психики человека.
В заключение делается вывод о преемственной связи физиологического учения А.А. Ухтомского в его единстве с психологическими идеями и комплексного подхода к проблемам человекознания в психологии.

Ключевые слова: человекознание, религия, психология, физиология, доминанта, хронотоп, функциональный орган, интуиция, совесть, личность, заслуженный собеседник.

 

Переверзина О.Ю., Синягин Ю.В.

Понятийный и исследовательский дискурс проблемы жизненных стратегий личности

Статья посвящена исследованию одного из аспектов вопроса о движущих силах развития человека. В статье рассматривается генезис представлений отечественных и зарубежных ученых о проблеме жизненных стратегий личности; раскрывается эвристический потенциал основных методологических подходов, прямо или опосредованно включающих жизненные стратегии в свой понятийный и исследовательский дискурс. Описываются различные толкования термина «жизненные стратегии» и смежных понятий, среди которых «субъективная картина жизненного пути», «жизненный план», «жизненный путь» и другие. Анализируются основные подходы к изучению жизненных стратегий: системно-функциональный (предоставляет исследователям возможности использовать потенциал жизненных стратегий личности как сложно структурированной системы для анализа различных элементов жизненных стратегий и ситуаций, в которых они проявляются), экзистенциально-гуманистический (объяснение детерминации жизни человека поиском смысла жизни и смысла своего существования), сценарный (характеризующий ведущую роль детского опыта в формировании жизненного сценария и говорится о необходимости соответствия выборов личности ее индивидуальным особенностям), пространственно-временной (включает обращение не только к прошлому и настоящему человека, а объединяет все три основных вектора – прошлое, настоящее и будущее), событийно-ситуационный (означает понимание важности изучения личности в рамках той жизненной ситуации, в которой она существует), субъектно- деятельностный (связан с развитием субъекта и его становлением как личности), нарративно-биографический (все изучаемые явления и процессы рассматриваются как происходящие в определенном социальном и культурном контексте), психолого-акмеологический (раскрывающий особенности движения личности к вершинам своего развития), рефлексивно-гуманистический (раскрывающий характеристики основных жизненных парадигм: жизнеисчерпание; жизнепорождение и жизнетворчество). Анализируются попытки некоторых авторов к рассмотрению жизненных стратегий сквозь призму профессиональных планов и образовательных траекторий личности.

Ключевые слова: жизненные стратегии личности, системно-функциональный подход, экзистенциально-гуманистический подход, сценарный подход, пространственно-временной подход, событийно-ситуационный подход, субъектно-деятельностный подход, нарративно-биографический подход, психолого-акмеологический подход, рефлексивно-гуманистический подход.