Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Трансдисциплинарный подход в современной психологии

Гусельцева М.С.

Рассматриваются ключевые трансформации современности, способствующие поиску новых методологических стратегий в психологии. Обсуждаются особенности эволюции научного знания ХХ столетия в его движении от междисциплинарности к трансдисциплинарности. Последняя предстает в качестве стратегии анализа сложных и динамичных феноменов, опирающейся на смешанные методы и контекстуально сообразное применение исследовательских оптик, заимствованных из различных смежных дисциплин. В методологическом плане трансдисциплинарность выступает основой интеграции разнообразных познавательных практик и способов исследования, а ее побочным просвещенческим эффектом становится воспитание холического мировоззрения и расширение мыслительных горизонтов. Основные концептуализации трансдисциплинарности на сегодняшний день представлены в нескольких интерпретациях. Один из основоположников данного подхода Ж. Пиаже понимал трансдисциплинарность как более высокий и сложный этап интеграции знания, нежели междисциплинарность. Современные трактовки трансдисциплинарности простираются от подчеркивания текучести познавательного пространства до общих и стремящихся к математическому выражению принципов познавательной деятельности. Трансдисциплинарное состояние современной науки характеризуется тем, что каждая дисциплина рассматривается одновременно как суверенная и открытая система; развитие познания совершается в антиномиях традиции и инновации; изменения и методологические прорывы происходят посредством заимствований опыта смежных дисциплин при сохранении собственной научной идентичности. Ключевыми характеристиками трансдисциплинарности являются познавательное движение сквозь дисциплины; принципиальная открытость дисциплинарных границ и феномен растворения доминирующих парадигм. Показано, что жизненный мир человека в транзитивном обществе демонстрирует феноменологию разнообразия, многомерности и сложности, что, в свою очередь, требует для осмысления перспективы сопоставления и интеграции знания в рамках трансдисциплинарного подхода.

Ключевые слова: методология, современность, трансдисциплинарный подход, транзитивное общество, идентичность.

 

Источники оптимистического мышления и благополучия подростков

Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А.

 

Вопрос об источниках благополучия подростков рассматривается главным образом с позиций двух современных теоретических подходов: 1) переформулированной теории выученной беспомощности, предлагающей понимание внутренних когнитивных источников депрессии и благополучия и 2) теории самодетерминации, предлагающей объяснения внешних источников благополучия. С нашей точки зрения, данные объяснения комплиментарны, поэтому представляется возможным их совмещение и проверка в рамках одной эмпирической модели. В исследовании приняли участие подростки, обучающиеся в VIII классах общеобразовательных школ Москвы (N = 223). С помощью батареи опросников нами оценивались три группы переменных: 1) удовлетворенность базовых психологических потребностей подростков родителями, 2) оптимистический атрибутивный стиль, 3) благополучие, самоуважение и настойчивость подростков. Все методики показали высокую степень надежности по показателю альфа Кронбаха; теоретически обоснованная структура опросников подтверждается результатами конфирматорного факторного анализа. Результаты исследования показывают, что подростки, родители которых полнее удовлетворяют базовые психологические потребности (в автономии, компетентности и связанности с другими людьми), отличаются более развитым оптимистическим мышлением, проявляющимся при объяснении различных позитивных и негативных жизненных ситуаций. Применение методов структурного моделирования также позволило показать, что оптимистический атрибутивный стиль частично опосредует влияние удовлетворенности базовых психологических потребностей на показатели субъективного благополучия подростков и их успеваемости. Полученные данные дают основания для разработки и проведения основанных на теории самодетерминации тренингов, а также консультативной работы с родителями. В основу треннингов должно быть положено обучение родителей поддержке базовых психологических потребностей через вовлеченность в жизнь ребенка, выбор подростком собственных вариантов поведения, снижение контроля над детьми, диалог с ними и обсуждение их проблем, поддержку и принятие, а также развитие у подростков и родителей оптимистического мышления как личностного ресурса, обеспечивающего психологическое благополучие и настойчивость в деятельности. В статье также обсуждаются ограничения проведенного исследования и перспективы будущих исследований авторов.

Ключевые слова: психологическое благополучие, подростки, оптимистическое мышление, оптимистический атрибутивный стиль, базовые психологические потребности, теория самодетерминации.

 

Прагматическое/непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника

Потанина Л.Т., Гусев А.Н.

Статья посвящена изучению ценностно-смысловой сферы личности у школьников разных возрастных групп, ее нравственного аспекта. В современных исследованиях изучение указанной сферы личности школьника осуществляется преимущественно посредством констатации наличия у него той или иной системы ценностей и морально-нравственной компетенции. Представлен иной подход к изучению ценностно-смысловой сферы личности школьника – как способность к непрагматическому отражению мира, т.е. как умение соотносить свойства объектов и явлений с позиции нравственных ценностей. В исследовании участвовали 882 учащихся IV–Х классов обычных общеобразовательных школ и экспериментальных площадок. В последних развитию нравственной сферы уделялось особое внимание с помощью специально организованной деятельности учащихся. Использовалась батарея авторских проективных методик с учетом возраста ребенка (Потанина, 2013). Результаты показали более высокий уровень развития нравственной сферы у учащихся экспериментальных площадок по сравнению с учащимися обычных школ, а также обнаружили особенности возрастной динамики нравственной сферы. Полученные результаты обсуждаются в рамках принципов культурно-деятельностной психологии.

Ключевые слова: учащиеся, нравственная сфера, нравственное развитие, ценности, смыслы, нравственная категоризация, непрагматические ценности.

 

Скрываемая идентификация и субъективное благополучие личности

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Емелин В.А.

В подходе психологии телесности к идентичности скрываемая идентификация рассматривается как специфический процесс, при котором переживание контроля задается не разделенным с группой прототипом, а иллюзией безопасности при сохранении тайны в условиях отсутствия обратной связи. Редкие исследования скрываемой (но не обязательно негативной) идентификации указывают на ее связь с трудностями общения, психологическим неблагополучием и худшим здоровьем, которая тем сильнее, чем более скрываемой является идентификация и более выраженными – опасения социального порицания. Указывая на связь скрываемой идентификации со здоровьем и благополучием, эти исследования оставляют открытым вопрос о соотношении скрываемых и явных идентификаций и процессов их формирования. Цель данного исследования – выявление распространенности скрываемой идентификации, ее валентности, значимости и центральности по сравнению с явными идентификациями, а также связи с субъективным благополучием. На выборках студентов психологических специальностей (n1 = 158) и взрослых респондентов (n2 = 118) было показано, что каждый второй респондент, независимо от пола, возраста, семейного положения и образования отмечает у себя скрываемую идентификацию. Как правило, речь идет о чертах и качествах, т.е. о личной идентичности, и реже о социальных ролях или принадлежности группе. Скрываемая идентификация связана с психологическим неблагополучием, важностью социального признания своей идентичности. Склонность людей не раскрывать скрываемые идентификации даже в условиях анонимности свидетельствует о том, что ее роль может оставаться незамеченной в исследованиях. При этом эффект скрываемой идентификации не может быть выявлен на основе анализа только явных идентификаций и не зависит от их валентности, центральности и социального признания. Полученные данные в целом поддерживают гипотезу о том, что формирование скрываемой идентификации может быть специфическим процессом, механизмы которого отличаются от идентификации явной (простой). С позиций подхода психологии телесности, переживание контроля и самотождественности задается в этом случае иллюзорной уверенностью в знании реакции со стороны других и иллюзорной безопасностью, которую создает себе человек, тщательно оберегая тайну.

Ключевые слова: подход психологии телесности к идентичности, скрываемая идентификация, валентность, значимость и психологическая центральность идентификаций, субъективное благополучие.

 

Типы ориентаций в трудных ситуациях

Битюцкая Е.В.

На основании обзора исследований детерминант копинг-поведения сделан вывод о дефиците работ, рассматривающих субъективные параметры (восприятие) трудных ситуаций. В опоре на теоретические подходы и эмпирические данные предложена модель, которая описывает психологические факторы, определяющие направленность усилий человека в трудных ситуациях (типы ориентаций). Представлено описание восьми ориентаций в трудных ситуациях двух типов направленности: 1) на сближение (взаимодействие) с трудностью и 2) на уход от нее. К первому типу относятся (1) стремление к трудностям (драйв), (2) ориентация на высокую трудоемкость (тщательность), (3) ориентация на препятствия; (4) ориентация на возможности, (5) ориентация на сигналы угрозы. Со вторым типом направленности связаны (6) избегание, (7) бездействие, (8) беспечность. Выделены компоненты, характеризующие ориентации: эмоции; прогнозы; цель; тип усилий (копинга), готовность к которому создает ориентация, и др. На основе модели разработан опросник «Типы ориентаций в трудных ситуациях», шкалы которого соответствуют ориентациям, а пункты – компонентам ориентаций. Первичная апробация методики выполнена с помощью эксплораторного факторного анализа (n = 422 взрослых респондентов), который в целом подтвердил гипотезу о группировке пунктов опросника в соответствии с моделью. Исключением стала ориентация на препятствие, которая соотносится с двумя типами направленности.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, ориентация, образ мира, копинг, цель, требования ситуации.

 

Культурно-исторические аспекты психопрактик

Айламазьян А.М.

Автор предлагает сделать предметом критического рассмотрения и изучения методы практической психологии, или психопрактики. В этом случае они смогут обогатить психологическую науку и наметить точки ее роста. В статье изложена программа исследования психопрактик с точки зрения культурно-исторического подхода, а именно: 1) выявление целей и ценностей практики, ее мировоззренческой основы: какой образ или идеал человека стоит за этими целями, что подразумевается под здоровьем, нормой, развитием в той или иной психопрактике; 2) описание феноменологии психических состояний и задействованных психологических механизмов: в ходе конкретного анализа психопрактики можно выделить дискурс практики и те реальные действия и состояния, которые в ней осуществляются и культивируются участниками; 3) проведение сравнительного анализа психопрактик, поскольку применение сравнительного метода в отношении психологического консультирования и психотерапии позволяет выделить некие универсалии самого процесса взаимодействия терапевта и клиента вне зависимости от конкретного научного направления; 4) поиск культурно-исторических корней практики, который предполагает выявление аналогов или источников данных методов в истории культуры, общественных институтов; необходимость такого поиска обусловлена тем, что подлинная история психопрактик уходит в глубь веков и включает разные сферы и формы деятельности – от обрядово-ритуальной до эстетически-художественной, от военной до досуговой, и т.д.; 5) описание системы условий, необходимых для формирования определенных феноменов психологической реальности или организации тех или иных видов активности: выявление как хорошо осознаваемых, так и менее осознаваемых аспектов и обстоятельств, связанных с мотивированием обращающихся за психологической помощью, их отбором, организацией процесса общения и т.п. Исследование психопрактик позволит не только развеять многие мифы и обусловленные ими устоявшиеся стереотипы, но и стать основой для созидания новых практик, созвучных культурно-историческому подходу в психологии.

Ключевые слова: психопрактика, психотехника, методология, личность, развитие, самосознание, состояния сознания, дискурс, история культуры, культурно-историческая психология.

 

Мотивация замещающих родителей как фактор возникновения и преодоления коммуникативных трудностей у приемных детей

Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Скрябина О.Б.

Рассматривается влияние мотивации замещающих матерей и отцов на возникновение и преодоление коммуникативных трудностей у приемных подростков. Описываются результаты проведенного в Костромской области масштабного исследования (n = 403), направленного на изучение ожиданий замещающих родителей и доминирующих мотивов принятия ребенка в семью; на выявление различий мотивации замещающих родителей в зависимости от места проживания семьи, числа и возраста кровных детей, пола родителей; на диагностику актуальных коммуникативных трудностей подростков, воспитывающихся в приемных семьях, а также способов преодоления этих трудностей. Установлено, что в структуре мотивации замещающих родителей преобладают направленность на ребенка, экзистенциальные и эгоистические мотивы. Материальная мотивация и направленность на общество более характерны для сельских жителей. Мотивы женщин связаны в основном с потребностью реализовать материнский инстинкт (стать настоящей матерью, любить, воспитывать ребенка), мужчины же соглашаются принять ребенка в семью чаще всего ради жены – для сохранения отношений. Показано, что доминирующими у подростков-воспитанников приемных семей являются базовые коммуникативные трудности (раздражительность, зависть, эмоционально-личностная зависимость от партнера, низкий уровень эмпатии, трудности установления контакта); содержательные (трудность ориентации в коммуникативной ситуации, трудности планирования, прогнозирования, перестройки коммуникативной программы, импульсивность); инструментальные (трудность построения диалога, бедность словаря, трудности слушания и обратной связи, самоконтроля) и рефлексивные (трудности самопонимания, самоанализа, неспособность признавать и исправлять ошибки). Выявлены конструктивные способы преодоления подростками коммуникативных трудностей (решение проблемы, поиск социальной поддержки, отвлечение), а также деструктивные (ложь, шантаж, моббинг, манипулятивность). Показано влияние сходной и различной мотивации замещающих матерей и отцов на возникновение и преодоление коммуникативных трудностей у приемных детей.

Ключевые слова: приемная семья, замещающие родители, подросток, мотивация, ожидания, коммуникативные трудности, преодоление.

 

Использование метода дилемм в эмпирических исследованиях морали

Шабалин А.П., Первушина О.Н.

Рассматривается практика применения дилемм в рамках эмпирических исследований морального выбора – одной из наиболее значительных междисциплинарных проблем, в настоящее время объединяющей усилия специалистов в области психологии, нейрофизиологии, экономики и философии. Использование дилемм является классической экспериментальной парадигмой изучения поведения человека в ситуации морального выбора в течение продолжительного периода времени: короткие истории о ситуациях, включающих моральный конфликт (противоречие между несколькими конкурирующими моральными соображениями), применяются в рамках психологии со времен Л. Колберга, а на рубеже XX–XXI вв. пережили второе рождение в связи с расцветом нейрофизиологии морали. Используемые в современной нейроэтике моральные дилеммы основываются на философских мысленных экспериментах за авторством Ф. Фут и Дж. Томсон, однако этот инструментарий, впервые предложенный автором теории двойного процесса Дж. Грином, не подвергался валидизации и стандартизации. Это ставит под сомнение полученные с его помощью результаты, легшие в основу масштабных теоретических построений (включая типологизацию дилемм). Невысокий уровень экспериментального, бытового и психологического реализма, присущий используемому инструментарию, связан с угрозами внешней валидности; вызывают нарекания также методологическая гетерогенность проводимых исследований и отсутствие должного внимания к контролю над значимыми параметрами со стороны самих исследователей. Между тем само применение моральных дилемм является весьма многообещающим в силу их легкой модицифируемости и возможности обеспечения высокого уровня экспериментального контроля над включаемыми в них переменными. В статье приводятся результаты анализа факторной структуры набора дилемм Дж. Грина; применялись такие математико-статистические средства, как факторный анализ по методу главных компонент и факторный анализ по центроидному методу. Выявленное в результате анализа отсутствие устойчивой факторной структуры свидетельствует о том, что выдвинутый Дж. Грином критерий типологизации дилемм является в высокой степени искусственным, а сам набор нуждается в пересмотре и модификации.

Ключевые слова: моральные дилеммы, моральный выбор, проблема вагонетки, теория двойного процесса, Дж. Грин, Ф. Фут, Дж. Томсон, Дж. Кристенсен.

 

Последняя глава «Мышления и речи»: структура аргументации и цитирование источников

Ван дер Веер Р., Завершнева Е.Ю.

Седьмая и последняя глава главного труда Л.С. Выготского «Мышление и речь» (1934), посвященная отношениям мысли и слова, обычно рассматривается как его итоговое слово в психологии. Несмотря на то, что эта глава стала знаменитой, ее структура до сих пор редко подвергалась тщательному анализу, в том числе текстологическому. В настоящей статье исследуется структура аргументации седьмой главы и раскрываются ранее не выявленные источники цитирования, которые Л.С. Выготский использовал для подкрепления своей точки зрения. Обсуждаются немаркированные фрагменты из лингвистических трудов Ф. Полана, К. Фосслера, Р. Шиллинга, Л.П. Якубинского, идентифицированы источники цитирования, проведена сверка соответствующих цитат (в частности, даны ссылки на 25 текстовых фрагментов из работы Л.П. Якубинского «О диалогической речи»). Выдвигаются три связанные между собой гипотезы относительно обстоятельств подготовки рукописи «Мышления и речи» к печати, которые могли обусловить особенности ее состава, а именно: 1) по причине тяжелой болезни и скоропостижной смерти Л.С. Выготского в июне 1934 г. работа над книгой прервалась и итоговая глава не была подготовлена им к печати; 2) в основу монографии лег уже имевшийся материал, наработанный в 1929–1932 гг. и скомпонованный в книгу с целью срочной публикации в связи с планирующимся присвоением Л.С. Выготскому степени доктора наук без защиты диссертации в условиях смягчения правил присвоения ученых степеней и званий в 1934 г.; 3) редакторы книги не смогли провести необходимую работу по идентификации ссылок и цитат в черновике рукописи и удалили знаки цитирования там, где не удалось найти источник.

Ключевые слова: Л.С. Выготский, «Мышление и речь», внутренняя речь, эгоцентрическая речь, Л.П. Якубинский, Ф. Полан, К Фосслер.

 

О выступлении Б.Г. Ананьева на всесоюзном семинаре работников школьного образования

Логинова Н.А.

Изучение архива Б.Г. Ананьева – насущная задача истории отечественной психологии. В данной публикации представлена стенограмма выступления Б.Г. Ананьева 1971 г. перед собранием работников среднего образования страны. Подготовка рукописи к изданию, редактирование и комментарии выполнены Н.А. Логиновой. В биографии Б.Г. Ананьева было три больших цикла психолого-педагогических и акмеологических исследований, которые наряду с разработкой фундаментальных проблем психологии развития адресованы практике образования. Он создал систему взглядов на природу индивидуального психического развития и проект новой педагогической антропологии в духе К.Д. Ушинского. В публикуемом выступлении Б.Г. Ананьев дает характеристику современной психологии, отмечает ее экспериментальный характер, математизацию и внедрение в практику. Он показывает роль психологической науки на производстве, в освоении космоса, в системе высшего образования. Указывает, что психология пока не стала полноправным участником практической работы в школе, и раскрывает ее педагогический потенциал. Педагогика еще не подошла к самому главному – целостной человеческой природе – и в основном ограничивается формированием психических функций, более всего мышления. Изучение человека как развивающегося целого важно для теоретической и для практической педагогики.

Ключевые слова: Б.Г. Ананьев, научный архив, характеристика современной психологии, развитие целостного человека, критерии оценки новых методов обучения, педагогическая антропология.

 

Когнитивные исследования и новые технологии в спорте

Белоусов Л.С., Напалков Д.А., Жигульская Д.Д., Пешин Н.Л., Величковский Б.М.

Рассмотрены практические перспективы и фундаментальные научные проблемы использования в спорте новых технологий, первоначально возникших в ходе развития психологических и нейрофизиологических исследований. Первой из них является технология айтрекинга (регистрация движений глаз), которая все чаще применяется сегодня для контроля внимания и восприятия самих спортсменов, тренеров и спортивных судей. Вторая технология связана с созданием искусственной – виртуальной – среды для тренировки, а также проведения соревнований в таких только возникающих областях, как киберпсихология и и-спорт (e-Sport). Наконец, третья технология реализует процессы нейробиоуправления состоянием спортсмена на базе нейрофизиологических методов анализа работы головного мозга. Эти три технологии полностью неинвазивны и поэтому представляют собой альтернативу запрещенному законодательством использованию химических субстанций для повышения выносливости спортсменов и ускорения формирования у них сложных двигательных навыков. В статье проанализированы реальные возможности и пока еще не решенные проблемы, связанные с этими технологиями, такие, как необходимость периодического прерывания деятельности для рекалибровки показаний айтрекинга и недооценка воспринимаемой глубины пространства в системах виртуальной реальности. В последнем случае развитие сдерживается отсутствием надежных мультимодальных сенсоров, а также актуаторов для стимуляции тактильных и вестибулярных ощущений. В области нейробиоуправления одной из центральных проблем в настоящее время является объяснение парадоксального расхождения в выраженности альфа-ритма у представителей точностных видов спорта: если у спортсменов средней квалификации по данным электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в момент прицеливания альфа-ритм угасает, то у спортсменов высшей квалификации он, напротив, усиливается, одновременно сдвигаясь в высокочастотную часть спектра колебаний. В статье предлагается предварительное объяснение данного феномена, а также подчеркивается значение строго индивидуального подхода при использовании в спортивной практике альфа-тренинга и других нейрокогнитивных средств исследований и разработок. 

Ключевые слова: спорт, внимание, эмоции, стресс-устойчивость, айтрекинг, виртуальная реальность, «серьезные игры», Кинект, биологическая обратная связь (БОС), нейробиоуправление, электроэнцефалография (ЭЭГ), стрельба, индивидуальный подход.

 

Библиотерапия в России, Польше, США

Карпова Н.Л., Голзицкая А.А., Чернянин В., Хаципиентидис К.. Мазза Н.

Статья посвящена исследованиям в области библиотерапии в России, Польше и США: рассматриваются вопросы истории, теории и практики в каждой стране. Представлены наиболее важные этапы развития библиотерапии как научной дисциплины с начала XIX в. до наших дней. Показано, что развитию метода способствовала необходимость организации психологической помощи пациентам клиник и военных госпиталей. Автором понятия «библиотерапия» считается С. Крозерс (США), его последователи – А. МакКарти Хайнс, Р.Д. Рубин – разрабатывали научные основы применения данного метода. В России развитие библиотерапии связано с именами Н.А. Рубакина, И.З. Вельвовского, А.М. Миллер, А.Е. Алексейчика, Ю.Б. Некрасовой. В Польше главными вехами в становлении теории и практики метода стали работы П. Хмеловского, Е. Радлинской, Е. Томасик, В. Шульц, В. Чернянина. Описаны основные механизмы воздействия библиотерапии, выделенные с опорой на психодинамическую теорию. Среди них – идентификация, проекция, катарсис (абреакция) и инсайт. Определены функции библиотерапии: психотерапевтическая, диагностическая, коммуникативная, проективная, моделирующая. Выделены наиболее общие этапы работы, связанные с подготовкой и отбором материалов для чтения; изучением реакции на прочитанное, выраженной в письменной или устной форме; индивидуальной или групповой работой по отреагированию и разделению эмоций и стратегий совладания в рамках рассматриваемой проблемной ситуации. Во всех странах библиотерапия применяется в индивидуальном и групповом форматах, при работе с различными категориями населения как в рамках нормы, так и в случаях психических нарушений. Авторами показаны преимущества и ограничения метода, спектр решаемых с его помощью терапевтических проблем. Выявлены общие положения в развитии и использовании библиотерапии в России, Польше и США, а также особенности применения данного метода в каждой из этих стран. Отмечены перспективные направления и ключевые проблемы для дальнейшей разработки.

Ключевые слова: библиотерапия, история вопроса, теория, практика, методики, литературные жанры, художественная литература, библиотечное дело, библиопсихология.

 

Анализ психометрических свойств методики Mullen Scales of Early Learning на русскоязычной выборке

Жукова М.А., Овчинникова И.В., Григоренко Е.Л.

Впервые на русскоязычной выборке представлены результаты анализа психометрических показателей методики Mullen Scales of Early Learning (MSEL). MSEL является стандартизованной методикой оценки когнитивного развития детей в возрасте от 0 до 68 месяцев, включающей оценку крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия и коммуникативного развития ребенка. Анализ корреляций между шкалами методики свидетельствует об относительной независимости измеряемых по каждой из шкал показателей, при этом демонстрируя связанность измеряемых латентных переменных. Наиболее высокие значения корреляций были обнаружены между шкалами, из которых складывается балл общего когнитивного развития ребенка, что подтверждает заложенную тестовую структуру. В работе установлено соответствие параметров сложности и дискриминационной способности заданий оригинальному варианту методики. Анализ дискриминационной способности показал, что шкалы мелкой моторики и зрительного восприятия имеют наилучшие показатели дискриминации в середине шкалы, в шкале крупной моторики наилучшей дискриминационной способностью обладают задания с меньшим уровнем сложности, расположенные в начале шкалы. Навыки крупной моторики развиваются в онтогенезе раньше остальных, следовательно, данный тип заданий рассчитан на детей более младшего возраста. Обнаруженные нами показатели сложности и дискриминационной способности утверждений для коммуникативных шкал должны быть проинтерпретированы с осторожностью ввиду того, что они были предъявлены лишь части выборки старшего возраста. Таким образом, впервые на примере русскоязычной выборки нами была подтверждена структура методики MSEL. В рамках данной работы также показана применимость методики MSEL для использования на выборке русскоговорящих детей, в том числе детей из особых групп, воспитывающихся в условиях институционализации. 

Ключевые слова: стандартизованная методика, внутренняя надежность, Mullen Scales of Early Learning, оценка когнитивного развития.