Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Нормативные представления психологов о психологии в контексте постнеклассической научной рациональности

Фёдоров А.А.

В статье изложены результаты исследования, в котором изучались нормативные представления российских психологов о психологической науке в контексте постнеклассической научной рациональности. Всего в исследовании приняли участие 404 психолога из всех федеральных округов России. Они отвечали на опросник, состоящий из 20 пунктов, в отношении которых нужно было выразить степень своего согласия/несогласия по 7-балльной шкале Ликерта. Полученные результаты рассматривались в их связи с возрастом, полом и ученой степенью респондентов, а также психологической школой и типом рациональности, к которым они сами себя относят.
На основе полученных данных была построена формативная модель нормативных представлений о психологии, в которой в качестве конструкта второго порядка выступает общий фактор «нормативной постнеклассичности», положительно связанный с эпистемическим релятивизмом и отрицательно – с эпистемическим реализмом. Также нормативная постнеклассичность оказалась положительно связана с моральным релятивизмом.
Полученные результаты не позволяют говорить о том, что в российском академическом психологическом сообществе психология рассматривается как наука, которая должна быть постнеклассической дисциплиной. Выделены два нормативных представления, свойственные большинству психологов, согласно которым психология должна, во-первых, развивать полипарадигмальные подходы и, во-вторых, стремиться к строгости терминов. Установлено, что у мужчин уровень нормативной постнеклассичности несколько ниже, чем у женщин. Респонденты, относящие себя к классической научной рациональности, в большей степени, чем остальные, согласны с тем, что психология должна ориентироваться на естествознание, а респонденты, относящие себя к постнеклассической научной рациональности, – с тем, что психологии следует развивать полипарадигмальные подходы и методологическую толерантность. Определено, что нормативные представления о психологии связаны с возрастом и ученой степенью респондента, в частности, чем старше психолог, тем в меньшей степени он полагает, что психология должна развивать идеи о конструировании реальности или ориентироваться на естествознание. Наконец, установлено, что уровень нормативной постнеклассичности также связан с психологической школой, к которой относит себя респондент, при этом наивысший уровень этого показателя характерен для представителей психоанализа.

Ключевые слова: нормативные представления, постнеклассическая научная рациональность, релятивизм, реализм, формативная модель, психологическая школа.

 

Жизнеизменяющая и понимающая психотерапия: сравнительный анализ подходов

Чеснокова М.Г.

 

Представлен сопоставительный анализ двух психотерапевтических подходов: жизнеизменяющей психотерапии Дж. Бьюдженталя и понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Выявляются общие черты, неожиданные параллели и принципиальные расхождения их взглядов, обусловленные различиями в методологических основаниях подходов и представлениями о характере соотношения философии, науки и практики. Особое внимание уделяется рассмотрению антропологических оснований двух вариантов экзистенциально-гуманистической психотерапии. Подчеркиваются различия в понимании природы субъективного как первичного (Бьюдженталь) или производного от социокультурных влияний (Василюк) феномена. Отмечаются различия в интерпретации психологических оснований субъектности личности и механизма превращения личности в «автора» своей жизни. Одним из важнейших является вопрос о целях и путях психотерапии.
Интерес представляет отношение Бьюдженталя и Василюка к исходной проблеме клиента и необходимости ее преодоления, а также понимание ими конечной цели психотерапии. Серьезные расхождения связаны с трактовкой функции смысла в психотерапевтической работе. Для Василюка нахождение смысла составляет конечную цель и ценность понимающей психотерапии, в то время как для Бьюдженталя смысл есть только средство работы психотерапевта по восстановлению связи клиента со своей субъективностью. Внутренней пружиной психотерапевтического процесса со стороны клиента, по Бьюдженталю, является следование зову своей «заботы». Определение смысла как конечной цели психотерапии невозможно в силу многосмысленности субъективного и подвижности смысловых образований. В понимающей психотерапии Василюка движение к смыслу неразрывно связано с работой по развитию речевого мышления и сознания клиента в направлении преодоления сложившихся «схематизмов», по повышению осознанности и дифференцированности психической жизни, увеличению уровня ее произвольности. В этом Василюк следовал традиции культурно-деятельностного подхода. В последние годы жизни Василюк делал попытки пересмотреть фундаментальные основания понимающей психотерапии. Предпринятые им шаги способствовали определенной трансформации подхода в направлении сближения его с идеями Бьюдженталя и усиления экзистенциально-религиозного аспекта.

Ключевые слова: экзистенциально-гуманистический подход, жизнеизменяющая психотерапия, понимающая психотерапия, субъективное, переживание, забота, смысл, техники и методики.

 

Изменения в системе образования в начале XXI в. как фактор динамики IQ населения в России

Сугоняев К.В., Григорьев А.А.

Представлены и проанализированы данные о динамике IQ населения России 1974–1998 гг. рождения. Проведен анализ общероссийской динамики IQ в зависимости от года рождения у лиц со средним профессиональным, средним общим и высшим образованием, анализ динамики IQ лиц с разным уровнем образования в федеральных округах и анализ динамики IQ лиц с разным уровнем образования, проживающих в населенных пунктах с разной численностью населения. Результаты показали, что не только уровни, но и траектории изменения IQ у лиц с разным образовательным уровнем различаются. До 1988 г. рождения скорость и направление изменения оценок были примерно одинаковыми, но затем стали расходиться: у лиц со средним общим образованием наблюдался максимальный рост IQ, у лиц с высшим образованием IQ рос с меньшей скоростью, а у лиц со средним профессиональным образованием рост IQ после 1988 г. рождения почти прекратился. Анализ по федеральным округам показал, что это соотношение имело место, в общем и целом, на всей территории России, хотя некоторой спецификой характеризовались Северо-Кавказский федеральный округ и крымские субъекты Федерации. Анализ по населенным пунктам с разной численностью населения показал, что траектории динамики IQ лиц с разным уровнем образования наиболее сходны в мегаполисах, а наиболее своеобразны – в городах с населением от 50 до 100 тыс. человек. Вероятным объяснением обнаруженных различий являются рост вербально-математических компетенций и совершенствование навыков поведения в ситуации тестирования у лиц со средним общим и высшим образованием, обусловленные введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ), подготовка к которому является более актуальной для учащихся старших классов, чем для получающих среднее профессиональное образование, поскольку его успешная сдача обеспечивает возможность поступления в вуз.

Ключевые слова: эффект Флинна, IQ, уровень образования, федеральный округ, интернет-тестирование, ЕГЭ.

 

Соотношение креативности, интеллекта и успеваемости школьников 11–13 лет

Разумникова О.М., Каган В.А., Горячева М.А.

Представлены результаты исследования показателей креативности, интеллекта и академической успеваемости 155 школьников V–VII классов средней общеобразовательной школы в зависимости от их возраста. Для тестирования креативности использовались методики, включающие повторяющиеся или разнообразные вербальные и образные стимулы, для определения интеллекта – прогрессивные матрицы Равена, успешность обучения оценивалась на основе средней успеваемости школьников по трем четвертям. Было установлено, что переменные возраст, интеллект и креативность объясняют 7–12 % изменчивости успеваемости. Семиклассники характеризуются снижением успеваемости по сравнению с пятиклассниками, но повышением эффективности выполнения заданий при тестировании интеллекта. Положительная связь показателей беглости и оригинальности ответов школьников 11–12 лет характерна только в условиях тестирования креативности с предъявлением однотипных повторяющихся стимулов, но не обнаружена в случае использования разнообразных стимулов вербальной или образной природы, тогда как в 13 лет эта связь постоянна и не зависит от способа тестирования. Снижение показателей креативности 13-летних школьников по сравнению с 11-летними может быть результатом формирования критического мышления и/или приобретенного навыка обучения, препятствующего эффективной когнитивной деятельности в новых условиях оценки ее результативности.

Ключевые слова: креативность, интеллект, академическая успеваемость, школьный возраст, половые различия.

 

Семья как микросоциальный фактор формирования психологических особенностей подростков с органическим расстройством личности

Калинина Н.В., Буторин Г.Г.

Исследовано влияние микросоциума (семьи) на формирование психологических особенностей подростков с органическим расстройством личности (F07.0) в качестве одного из компонентов биопсихосоциальной модели Дж. Энгела. Представлен анализ статистических данных, полученных в ходе эмпирического исследования. Предпринята попытка научно обосновать предположение о влиянии стиля внутрисемейного общения и родительско-детских отношений на формирование типа названного расстройства. Результаты свидетельствуют о том, что выявленные микросоциальные факторы не позволяют однозначно говорить о пролонгированном прогнозе формирования психологических особенностей таких молодых людей. Полученные данные могут служить обоснованием для рекомендации построения коррекции девиантного поведения на основе индивидуального профиля подростков названной категории. Индивидуальный профиль содержит названное расстройство (F07.0, МКБ-10), степень его тяжести, с точки зрения медицинской психологии (выраженная, умеренная), тип расстройства (эпилептоидный, неустойчивый, истероидный, психастенический, шизоидный), уровень невротизации и психопатизации (как психологические характеристики). Такой подход объясняет ранние проявления нарушения поведения в общей популяции подростков, страдающих названным расстройством. Во всех представленных случаях можно говорить об аномальном формировании личности.
Результаты проведенного исследования стиля внутрисемейного взаимодействия и типа воспитания (на примере матери) позволяют говорить о наличии индивидуально-личностных особенностей родителя: общей тревожности, склонности к заниженной самооценке, ригидности установок, стремления к самоутверждению, склонности к эмоциональному дистанцированию. Выявлены следующие особенности внутрисемейного взаимодействия: воспитательная неуверенность матери, перенос конфликта на отношения с ребенком, сдвиг установок в зависимости от пола ребенка. Все вышесказанное может служить основанием построения системы коррекционных действий для данной категории семей.

Ключевые слова: психологические особенности подростков, микросоциум (семья), биопсихосоциальная модель, органическое расстройство личности в период пубертата, девиантное поведение подростков, степень тяжести расстройства.

 

Полнота понимания многозначных текстов у лиц с различными уровнями эмоционального интеллекта и модели психического

Андрющенко Е.А., Гольштейн Ю.Р., ЩербаковаО.В.

Описаны результаты исследования, направленного на проверку гипотезы о линейном характере взаимосвязи полноты понимания притч как разновидности многозначных текстов с двумя психологическими характеристиками: уровнем эмоционального интеллекта и theory of mind (модели психического). Были использованы методика «Стандартные прогрессивные матрицы» Дж. Равена, опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика «Reading the Mind in the Eyes» (перевод и адаптация Е.Е. Румянцевой), глубинное полуструктурированное интервью на основе авторской методики понимания притч. Выборка состояла из 60 добровольцев (46 женщин 18–32 лет) – носителей русского языка как родного; работа с каждым респондентом проходила в индивидуальном режиме. Математико-статистический анализ данных осуществлялся с помощью SPSS Statistics 23.0. Применялись следующие методы: анализ надежности (критерий a-Кронбаха); таблицы сопряженности; корреляционный анализ (критерий r-Пирсона); поправка на множественные сравнения Бенджамини–Хохберга; регрессионный анализ (оценка криволинейности); факторный анализ. Не было обнаружено значимых корреляций между полнотой понимания многозначных текстов и уровнем эмоционального интеллекта, а также полнотой понимания многозначных текстов и уровнем функционирования theory of mind, таким образом, основная гипотеза исследования не получила статистической поддержки. При этом была установлена связь полноты понимания притч с уровнем психометрического интеллекта. Также было выявлено, что понимание переносного смысла многозначных текстов представляет сложность для большинства испытуемых, а высоко обобщенного уровня понимания притч достигают не более четверти испытуемых, это согласуется с результатами, полученными в предшествующих исследованиях. Был сделан вывод о том, что психометрический интеллект является показателем, в наибольшей степени связанным с полнотой понимания многозначных тестов.

Ключевые слова: понимание, многозначные тексты, переносный смысл, эмоциональный интеллект, theory of mind, понятийное мышление.

 

Модифицированная модель концепции доверия в организации

Базаров Т.Ю., Кариева Н.Т.

Проблема изучения феномена доверия в сфере организационного управления вызывает все больший интерес. Это связано с тем, что доверие является одним из основных факторов организационного успеха и степень эффективности командной работы определяется доверительными отношениями членов организации. В условиях усиливающейся конкуренции между организациями возникает вопрос: как повысить эффективность деятельности? Как сделать организацию конкурентоспособной? Одним из важных факторов, определяющих ее состояние и на рынке, является доверие в организации. Поскольку от доверия в значительной степени зависят характер протекания межличностных отношений и особенности взаимодействия между людьми, данный феномен можно рассматривать как ключевой механизм, определяющий эмоциональную атмосферу в рабочих группах и управленческих командах. В связи с этим актуальным являются развитие концепции доверия внутри организации, а также разработка инструмента, который поможет глубже изучить природу доверия и выявить представления о нем. Нами было проведено качественное эмпирическое исследование (N = 150), направленное на усовершенствование концепции доверия в организации Р. Шо. Также разработана методика на выявление представлений о доверии в организации, которая была проверена на надежность–согласованность (N  =  200). В результате исследования выявлены смысловые категории, которые раскрыли содержание трех императивов доверия Р. Шо: результативность, порядочность и забота о других, – а также еще одна составляющая доверия – организованность. Обобщая полученные результаты, можно сказать, что категория «результативность» раскрывает содержательную сторону взаимоотношений, «порядочность» характеризует нравственные ценности субъектов взаимодействия, «организованность» – упорядоченность, последовательность и организованность поведения в деятельности, «забота о других» – эмоциональную сторону взаимодействия с людьми.

Ключевые слова: доверие, представления о доверии, доверие в организации, результативность, порядочность, организованность, забота о других.

 

Вовлеченность в работу представителей разных поколений

Карпов А.Б., Львов С.Ю.

Обсуждается проблема вовлеченности в работу как поведенческого проявления трудовой мотивации у представителей разных поколений сотрудников отдельных российских организаций. Проводится анализ публикаций отечественных и зарубежных исследователей, внесших вклад в теорию поколений, часто используемую в последнее время при описании как потребительского поведения, так и поведения в рабочей обстановке. На основе анализа литературы систематизированы психологические особенности представителей каждого из четырех трудоспособных поколений. Именно эти возрастные группы формируют современные трудовые ресурсы страны и мира.
В эмпирической части приводятся результаты одного из самых масштабных (с участием более 58 тыс. респондентов) исследований, которое объединило корпоративные опросы вовлеченности сотрудников 16 компаний, представляющих семь различных отраслей. Исследование показало, что у сотрудников разных поколений уровень вовлеченности в работу различный, причем сильнее всего эти различия обнаруживаются в выраженности каждой из трех составляющих вовлеченности («говорит», «остается», «стремится»). Рассмотрены возможные причины выявленных закономерностей, на основе глубокого статистического анализа выдвинуты предположения, почему представители одних поколенческих групп в отличие от других готовы лучше отзываться о работе в организации, больше вкладываться в работу или дольше оставаться в компании, вопреки существующим в обществе стереотипам, основанным больше на физиологических возможностях людей того или иного возраста. Дополнительные данные по итогам контент-анализа показали, что на вовлеченность представителей разных поколений влияют некоторые организационные факторы мотивации. Практическое значение проведенного исследования состоит в том, что обнаруженные поколенческие особенности вовлеченности в работу могут быть применены как при планировании работы с персоналом, так и в качестве одного из возможных направлений повышения производительности. Результаты проведенного исследования представляют теоретическую и практическую значимость для возрастной, социальной и организационной областей психологии.

Ключевые слова: вовлеченность в работу, теория поколений, ценности поколений, трудоспособное население, трудовая мотивация, организационная психология.

 

Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников

Двойнин А.М., Савенков А.И., Поставнев В.М., Троцкая Е.С.

Проводится анализ недавних исследований когнитивных предикторов академической успешности у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Выявляются основные предметные и методологические тенденции этих исследований: стремление к изучению базовых когнитивных процессов, их многоуровневых взаимодействий в контексте средовых факторов, кроссдоменные исследования, широкое использование регрессионных статистических моделей и структурного моделирования, позволяющего определять медиационные и модерационные эффекты, а также направленность связей между различными когнитивными факторами и результатами образования. Наибольшей предсказательной силой академических успехов у детей дошкольного возраста (в частности, в математике и чтении) обладают управляющие функции, из чего вытекают педагогические следствия: обучение конкретным академическим навыкам должно быть в немалой мере сосредоточено на развитии именно этих функций. При этом предсказательная сила уровня развития мыслительных процессов дошкольников значительно ниже. Утверждается, что возможность предсказать дальнейшую академическую успешность на основании оценки уровня развития интеллекта и других когнитивных функций детей в младшем школьном возрасте в целом достаточно высока, однако по сравнению с дошкольным возрастом здесь повышается роль личностных факторов обучения. Когнитивные функции младших школьников в большей мере «предсказывают» математические учебные достижения. По сравнению с дошкольниками прогностическая сила уровня развития управляющих функций у младших школьников снижается, уступая место уровню сформированности мыслительных процессов. Установлено, что прогностическая сила когнитивных предикторов на ранних возрастных стадиях изменяется. Это может быть объяснено гетерохронным характером психического развития и учетом этой особенности современными образовательными системами. Для обучения детей, находящихся на конкретной возрастной стадии, подбираются педагогические технологии и методы обучения, которые опираются на ведущие психические функции определенного возраста. В соответствии с этим естественным образом меняется система оценивания академической успешности, что в конечном итоге влияет на предсказательную силу когнитивных функций детей разных возрастов.

Ключевые слова: когнитивные предикторы, академическая успешность, учебная успешность, образовательные результаты, дошкольники, младшие школьники.

 

Вербальная оценка эмоциональных и нейтральных изображений

Александров Ю.И., Носуленко В.Н., Савицкая Т.Ю.

Восприятие эмоционально окрашенных изображений изучалось с использованием метода свободной вербализации в сочетании с методами оценок эмоции по шкалам SAM (валентность и эраузел). Проверялось предположение о том, что в вербализациях представлено содержание эмоциональных переживаний не только качественно, но и количественно. В частности, полагалось, что при переходе к более эмоциональному состоянию число выделяемых в среде деталей, описываемых вербально, падает. Описана процедура обработки вербальных данных, позволяющая сравнивать количественные показатели использования различных категорий описания, в том числе эмоционально оценочных. Показано, что в вербализациях количественно представлено содержание эмоциональных переживаний. Обнаружена связь между вербальными показателями и шкальными оценками валентности и эраузела, полученных методом SAM. В целом, полученные результаты подтверждают возможность использования вербальных данных для количественной оценки значимых эмоциональных переживаний. Подтверждено, что описание негативных изображений сопровождается более выраженными, чем при предъявлении позитивных изображений, эмоциональными переживаниями, которые характеризуются, как это показано ранее, снижением выборочной энтропии сердечного ритма, указывающим на уменьшение сложности активированного опыта. Полученные данные свидетельствуют в пользу предположения о том, что повышение эмоциональности связано с уменьшением дифференцированности актуализируемого индивидуального опыта и увеличением вклада в организацию поведения систем относительно более низкой дифференциации. Также делается вывод о том, что вербальный материал, обработанный в соответствии с предложенным подходом, можно использовать для получения показателей эмоциональной окрашенности сложных изображений.

Ключевые слова: эмоции, воспринимаемое качество, вербализации, метод SAM, индивидуальный опыт.

 

Формирование эгоцентрических и аллоцентрических пространственных репрезентаций в рабочей памяти

Меньшикова Г.Я., Савельева О.А., Величковский Б.Б., Бугрий Г.С.

Статья посвящена изучению процессов формирования двух типов пространственных репрезентаций в рабочей памяти: эгоцентрических и аллоцентрических. К настоящему моменту остаются открытыми вопросы, касающиеся точности формирования этих репрезентаций и изменения их структуры в условиях дополнительной пространственной нагрузки на рабочую память. Целью работы являлось изучение точности формирования эгоцентрических и аллоцентрических пространственных репрезентаций в рабочей памяти. Разработан и апробирован авторский метод оценки их точности формирования, используя задачу реконструкции трехмерных сцен. Реконструкция эгоцентрических репрезентаций проводилась без изменения ментальной перспективы, а аллоцентрических – с изменением ментальной перспективы. Отличительными особенностями метода являются применение систем виртуальной реальности для запоминания и воспроизведения трехмерных виртуальных сцен, а также разработка топологических и метрических характеристик оценки точности их воспроизведения. Было показано, что эгоцентрические пространственные репрезентации формировались значимо точнее вне зависимости от наличия/отсутствия пространственной нагрузки. Для обоих типов пространственных репрезентаций в рабочей памяти, особенно для эгоцентрических, топологические пространственные характеристики кодировались точнее, чем метрические. При увеличении пространственной нагрузки на рабочую память точность реконструкции сцены снижалась для эгоцентрических пространственных репрезентаций и не изменялась для аллоцентрических. Полученные результаты показывают, что оба типа репрезентаций успешно формируются в рабочей памяти. Однако эгоцентрические пространственные репрезентации формируются точнее, так как они в большей степени задействованы для решения актуальных пространственных задач. Точность формирования эгоцентрических и аллоцентрических пространственных репрезентаций зависит от сложности решаемой задачи, причем введение дополнительной пространственной нагрузки сильнее влияет на точность формирования аллоцентрических пространственных репрезентаций. 

Ключевые слова: эгоцентрические и аллоцентрические пространственные репрезентации, рабочая память, топология, метрика, виртуальная реальность.

 

Цифровое поколение: ранний выбор

Никишина В.Б., Петраш Е.А.

Целью работы является изучение выбора дошкольника между просмотром анимационного видеоконтента и игрой со сверстниками. В результате исследования установлено, что 88,5 % детей дошкольного возраста остановили свой выбор на просмотре фрагмента знакомого анимационного видеоконтента, прервав игру со сверстниками. В условиях игрового взаимодействия отмечается минимальное количество речевых и моторных реакций, а также потенциальных цветовых решений, попадающих в зону активного восприятия. Содержание речевых реакций сводится к распределению ролей, соответствующих персонажам анимационных фильмов. В игре происходит замещение реального игрового взаимодействия воображаемым, воспроизводящим в упрощенной форме знакомые сюжеты мультфильмов, которые ребенок смотрел ранее. Тенденция увеличения времени просмотра и объема анимационного видеоконтента может рассматриваться как неблагоприятная для детей, покольку это приводит к сенсорной гиперстимуляции всех анализаторных систем, более того – происходит разрыв между уровнем ориентировочной активности, уровнем локомоции и исследовательского поведения. Соответственно, значимость сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, являющейся онтогенетически закономерной, резко снижается.

Ключевые слова: анимационный видеоконтент, моторная реакция, речевая реакция, ориентировочная активность, поисковая активность, манипулятивная активность.

 

Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности

Осин Е.Н., Кошелева Н.В.

Работа посвящена анализу структурной валидности теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева на большой выборке пользователей Интернета (N = 9876) с кросс-валидизацией на независимой выборке (N = 3402). С помощью эксплораторного факторного анализа и эксплораторного анализа графов выделена структура из четырех субшкал (цели, процесс, результат, локус контроля), демонстрирующих высокую надежность и не пересекающихся по составу утверждений. Конфирматорный факторный анализ на основе бифакторной модели свидетельствует о том, что тест СЖО в большинстве случаев можно рассматривать как одномерный инструмент. Тем не менее выделенные субшкалы обнаруживают дискриминантную валидность по отношению к другим индикаторам субъективного благополучия и позитивного функционирования. Различия в показателях осмысленности жизни, связанные с характером профессиональной деятельности, оказываются существенно более выраженными по сравнению с гендерными и возрастными различиями и хорошо обоснованными теорией. Результаты свидетельствуют о том, что тест СЖО является надежным и валидным индикатором эвдемонического благополучия, основанным на экзистенциальном подходе.

Ключевые слова: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), структурная валидность, бифакторная модель, эксплораторный анализ графов, профессиональные различия, утрата смысла.