Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Родословная «жизни сообща»: еще раз о скачках эволюции

Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М.

С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется в более широком, чем традиционно принято, масштабе – как проблема зарождения и возрастания сложности «жизни сообща». Такой подход дает возможность нащупать взаимосвязь развития «жизни сообща» со скачками эволюции, или, пользуясь языком А.С. Северцова, ароморфозами сложных систем. Обосновывается, что скачкообразный переход «жизни сообща» на качественно иной уровень приводит к эмерджентному порождению социальности, основанной на коммуникативных взаимодействиях неидентичных индивидов. Универсальное значение в развитии любых сложных систем, в том числе социальных, имеет преадаптация к неопределенности. Особенно впечатляющей формой преадаптации, согласно гипотезе биолога Р. Гольдшмидта являются поддерживаемые эволюцией дееспособные «обнадеживающие уроды» (аналогия – «выродки» в социально-фантастических утопиях А. и Б. Стругацких), наделенные потенциальной возможностью занимать новые ниши, когда возникают проблемы, не разрешимые в рамках существующих адаптаций.

Ключевые слова: эволюция, постепенное развитие, скачки эволюции, эмерджентность, «жизнь сообща», симбиоз, содействие, социальность, коммуникации, неопределенность, разнообразие, дуальность, адаптация, преадаптация.

 

Новые тенденции в исследовании психологии духовности

Знаков В.В.

 

Представлен новый взгляд на духовность человека как трехкомпонентное психическое образование, имеющее метаперсональные, деятельностные и духовно-практические основания. Проанализированы нерелигиозные психологические стороны духовности, которые присущи всем людям, верующим и неверующим. На основании исследований по психологии духовности за последние два десятилетия сделан вывод, что в социогуманитарном познании интерес к этой проблеме растет. Приведены принципиально различные определения и описаны модели духовности. Обосновано, что духовность, самое человечное в человеке, отличающее его от остального живого, является комплексным и даже системным феноменом. Она целостностна, интегративна, и потому бессмысленно искать ее в отдельных компонентах психического: межличностном пространстве субъект-субъектных взаимодействий, деятельностных преобразованиях внутреннего мира человека или трансценденции. Парадоксальность этого феномена заключается в том, что ни деятельность, ни межперсональность, ни трансценденция это еще не духовность. Каждая из них становится составляющей духовности только во взаимодействии с другими, когда они образуют такое единое целое, которое отлично от содержания названных компонентов психики субъекта, анализируемых в контекстах иных психологических исследований.
В современной психологии развивается теоретическое и концептуальное представление о метаперсональной самоинтерпретации субъекта. Она определяется как идентичность, выходящая за пределы индивидуального Я и охватывающая более широкие аспекты бытия, такие как человечество, жизнь, психика или космос. При метаперсональной самоинтерпретации субъект ощущает свою неразрывную связь со всем человечеством и осознает себя частью природного и социального мира. С этой точки зрения психологи ищут истоки формирования духовности не только во внутреннем мире человека, но и в пространстве межсубъектных взаимодействий, на стыке разных ценностно-смысловых позиций общающихся людей. Для формирования и развития духовности помимо выхода в пространство межсубъектных взаимодействий, а также обращения к трансцендентному нужна теоретическая и практическая деятельность. Посредством деятельности субъект выявляет глубинные сущностные свойства объектов и предметов, освобождаясь от «вещного плена». В процессе деятельности, в частности эстетической, человек одухотворяет их и наделяет личностными смыслами и ценностями. Вследствие этого искусство является важнейшим способом как постижения человеческого бытия, так и порождения духовного Я преобразующего себя человека. Формирование духовности как углубления в себя, постижения сущности человека и человечества, а также направленности на выход за свои пределы, стремления к возвышенному требует от субъекта деятельности по самотрансформации. Такая самотрансформация происходит с помощью духовно-практического знания.

Ключевые слова: субъект, духовность, трансценденция, духовно-практическое знание.

 

О найденном эволюцией универсальном способе отражения пространства: конструктивизм или теория отражения?

Чуприкова Н.И.

Рассматривается найденный в эволюции универсальный способ отражения трехмерного пространства животными и человеком. Анализируются известные конкретные поведенческие, психофизические и нейрофизиологические данные об оценке расстояний вибрационной системой скорпиона, зрительной и проприоцептивной системой глаза человека, зрительной системой пчелы, слуховой системой летучих мышей и дельфинов. Показано, что во всех случаях оценка расстояний совершается в два этапа, которые являются универсальными. Сначала всегда имеет место разница возбуждений (временнaя, пространственная, пространственно-временнaя, силовая), создаваемая разноудаленными объектами на двухмерных поверхностях вибрационных, зрительных, проприоцептивных, слуховых рецепторов. Эта разница является закономерной однозначной функцией расстояния, которое проходят волновые излучения, вызванные разноудаленными объектами, до их встречи с соответствующими рецепторными поверхностями живого существа. На высших этажах сенсорных систем вступает в действие тонко настроенная система нейронов-детекторов. Они избирательно реагируют на определенные значения разницы возбуждений, создаваемой разноудаленными объектами на поверхности рецепторов. Таким образом, в пространстве нейронов-детекторов, которые улавливают значения разницы возбуждений, создаваемых на двухмерных рецепторных поверхностях разноудаленными объектами, с высокой точностью воспроизводится окружающее живое существо трехмерное пространство. На основе рассмотренных конкретных данных, эволюционных представлений о развитии познавательных функций и принципов экологического подхода к восприятию Дж. Гибсона обосновывается справедливость теории отражения. Обсуждается неадекватность теории конструктивизма.

Ключевые слова: восприятие пространства, теория отражения, конструктивизм, эволюционная эпистемология, признаки глубины пространства, функции расстояний на плоскости двухмерных рецепторов, нейроны-детекторы расстояний.

 

Структурная организация личностных характеристик у школьников с разными уровнями интеллектуального развития

Локалова Н.П.

Приведены эмпирические данные, свидетельствующие о разной структурно-функциональной организации личностных качеств школьников VIII и X классов в зависимости от уровня их интеллектуального развития. Реализованный в работе динамический подход к исследованию внутренней связи интеллектуальных и личностных характеристик предоставляет возможность выявления причинно-следственных отношений в диаде «интеллект – личность». Когнитивное развитие учеников основной и средней школы осуществлялось с помощью специально подобранных познавательных задач, упорядоченных на основе дифференционно-интеграционного закона развития (Чуприкова, 2007). Согласно этому закону, естественный процесс развития познавательной деятельности состоит в переходе от глобально-диффузного отражения действительности к его расчлененно-интегрированным формам. Расчленение недифференцированных впечатлений достигалось путем всестороннего развития процессов анализа и синтеза в различных психологических модальностях и в разнообразных видах и формах.
Направленные на совершенствование познавательной деятельности задания программы своим конкретным содержанием имели всестороннее развитие процессов мышления, памяти, внимания, пространственных представлений, актуализации процессов самопознания своих личностных качеств (положительных и отрицательных, достойного и недостойного поведения и др.). Данная программа включала 99 заданий на анализ и синтез.
Полученные результаты говорят о том, что повышение уровня интеллектуального развития выступает как фактор появления существенных изменений в структуре личностных качеств. Выявлено, что при повышении интеллектуального уровня у учащихся происходят позитивные изменения личностных характеристик: снижаются школьная тревожность, агрессивность/враждебность, эмоциональная напряженность. При этом корреляционная структура личностных показателей становится «рыхлой». У учащихся с более низким интеллектуальным уровнем те же личностные особенности носят достаточно выраженный негативный характер, При этом корреляционные связи между личностными показателями описываются более густой сетью с более жесткими связями между переменными. Полученные результаты обсуждаются в двух направлениях.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, личностные характеристики, программа когнитивного развития, корреляционные графы, процессы дифференциации и интеграции, пространство «возможного», подростки и старшие школьники.

 

Факторы выбора профессии студентами-инвалидами: исследование методом нарративного интервью

Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н., Гончарова Н.А.

Переход от школьного к профессиональному образованию является критическим периодом в жизни людей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и переживается ими как радикальное изменение и источник дополнительных опасений. Необходимость выбора траектории профессионального образования оказывает влияние на самоутверждение студентов-инвалидов и ставит вопрос о значении инвалидности в их жизни. В статье представлены результаты изучения факторов, от которых зависит выбор профессии и учебного заведения студентов с инвалидностью и ОВЗ. Основным методом исследования было нарративное интервью, основанное на методологии Ф. Щютце. При нарративном интервью мы исследуем траекторию жизни молодого человека с инвалидностью глазами самого интервьюируемого, через его сбивчивый и неструктурированный рассказ, получая одновременно два вида информации – отрефлексированную и неотрефлексированную. Кроме того, нарративное интервью рисует исследуемую нами область в динамике, через биографию интервьюируемого. И здесь проявляется главная слабость метода – крайняя субъективность, самоцензура и всяческого рода когнитивные искажения. В ходе исследования было записано и проанализировано 12 нарративов студентов I курса высшего и среднего учебного заведения профессионального образования.
Повествования студентов с инвалидностью и ОВЗ помогли узнать, как развивалась их жизнь, какие жизненные стратегии они выбирали, что для них особенно важно, какие факторы повлияли на их выбор будущей профессии и как они себя оценивают. Было установлено, что выбор профессиональной траектории к моменту окончания школы лицами, имеющими инвалидность, определяется уровнем развития социального интеллекта и, шире, социальной компетентности. Чем выше уровень развития когнитивных психологических функций, эмоциональной и волевой сферы человека, тем в меньшей степени он самоопределяется через инвалидность. Развитие личности компенсирует физическую и даже частично психическую ущербность. Также была прослежена роль агентов первичной социализации в формировании социального интеллекта и социальной компетентности.

Ключевые слова: нарративное интервью, социальная модель инвалидности, социальный интеллект, социальная компетентность, инклюзивное образование.

 

Социальное доминирование, агрессия и пальцевой индекс (2D:4D) в кооперативном поведении молодых мужчин

Ростовцева В.В., Бутовская М.Л.

Исследовались оценка влияния индивидуальных качеств мужчин на склонность к кооперативному поведению и вероятность достижения взаимной кооперации в парных взаимодействиях. В качестве личностных особенностей был рассмотрен набор психологических черт, выявляемых с помощью опросников самооценки: агрессивность, эмпатия, социальные черты личности. В качестве физиологического параметра была рассмотрена степень пренатальной андрогенизации (воздействия андрогенов на плод в процессе внутриутробного развития), которая оценивалась косвенным методом – через соотношение длин второго и четвертого пальцев рук (2D:4D). Склонность к кооперативному поведению выявляли с помощью экспериментальной игры «Дилемма заключенного», заимствованной из теории игр. Игры проводились в условиях отсутствия вербальной коммуникации между участниками. Отличительной особенностью нашего исследования являлось взаимодействие участников «лицом к лицу». В эксперименте участвовали 102 молодых мужчины в возрасте 25 ± 3 лет. Результаты исследования показали, что кооперативные стратегии поведения среди мужчин значительно превалируют над эгоистичными, а также характеризуются высокой кроссконтекстной стабильностью. Установлено, что агрессивность и социальное доминирование как индивидуальные психологические характеристики не скоррелированы друг с другом и представляют собой разнонаправленные векторы социального поведения мужчин. Социальное доминирование было сильно связано с индивидуальной кооперативностью. Присутствие «социального доминанта» (лидера) способствовало возрастанию взаимной кооперации на уровне пары; вместе с тем важно отметить, что наличие двух лидеров в паре не способствовало достижению кооперации. Агрессивные мужчины не проявляли склонности к кооперации, однако получали достоверно больше кооперативных решений со стороны других партнеров. Значения 2D:4D показали положительную линейную связь с индивидуальной кооперативностью: менее маскулинные по пальцевому индексу мужчины были более склонны кооперироваться, кроме того, их присутствие в паре способствовало взаимной кооперации. Результаты исследования обсуждаются в эволюционной перспективе.

Ключевые слова: кооперация, социальное доминирование, агрессия, 2D:4D, пальцевой индекс, альтруизм, «Дилемма заключенного», маскулинность, лидерство, социальная эволюция.

 

Мотивационно-ценностные ориентации персонала и привлекательность организационной культуры

Леонова А.Б., Султанова Ф.Р.

Изучение феномена организационной культуры является одним из приоритетных направлений исследований в современном комплексе прикладных психологических дисциплин о трудовой деятельности человека и управлении персоналом. В рамках интенсивно проводимой разработки этой проблематики создана обширная концептуально-методическая база для классификации разных типов и форм проявлений организационной культуры, характера ее влияния на показатели успешности деятельности организаций и диагностических методов, пригодных для использования в прикладных условиях. Вместе с тем проблема анализа регуляторных механизмов, на основании которых организационная культура оказывает влияние на эффективность совместной деятельности сотрудников организации, пока еще остается мало разработанной.
В статье представлены результаты эмпирического обследования персонала ряда учреждений, выполненного в рамках иерархической модели анализа организационных взаимодействий. Целью исследования являлось установление закономерных связей между доминирующими мотивационно-ценностными установками сотрудников и степенью привлекательности организационной культуры. В результате многомерной статистической обработки собранного массива данных были выявлены достоверные предикторы эффективности работы организаций по комплексу обобщенных показателей (продуктивности, жизнеспособности и креативности) со стороны доминирующих мотивов трудовой деятельности и ценностных ориентаций сотрудников. Эти показатели характеризуют степень вовлеченности человека в работу на трех уровнях – как отдельного исполнителя, члена рабочей группы и служащего организации. Полученные результаты свидетельствуют о наличии устойчивой системы взаимосвязей между указанными характеристиками. Они могут служить основой для построения структурно-функциональной модели регуляции совместной деятельности коллективного субъекта труда в зависимости от степени привлекательности типа организационной культуры.

Ключевые слова: организационная культура, трудовая мотивация, ценностные ориентации персонала, иерархическая модель анализа организационных взаимодействий, предикторы привлекательности организационной культуры.

 

Понимание юмора у здоровых людей и пациентов с психическими заболеваниями: когнитивный и эмоциональный компоненты

Щербакова О.В., Образцова В.С., Грабовая Е.В., Чан Р.В., Иванова Е.М.

Статья посвящена сравнительному анализу полноты понимания юмора здоровыми людьми (N = 39) и пациентами, страдающими психическими заболеваниями (N = 31): шизофренией и шизотипическими расстройствами (N = 19) и аффективными расстройствами (N = 12). Испытуемым предъявлялся набор из семи вербальных шуток, по которым индивидуально проводилось глубинное полуструктурированное интервью, направленное на выявление уровней когнитивного и эмоционального понимания респондентом каждой шутки. Оценка протоколов интервью проводилась независимо четырьмя экспертами-психологами по пяти уровням когнитивного понимания: (1) фрагментарное псевдопонимание, (2) псевдопонимание, (3) диффузное понимание, (4) неполное понимание, (5) полное понимание, а также трем уровням эмоционального понимания: (1) отсутствие эмоционального контакта: а) полное эмоциональное слияние с героем шутки, б) абсолютная невозможность эмоционально присоединиться к герою шутки; (2) частичное отождествление; (3) произвольно регулируемое частичное отождествление. Результаты показали удовлетворительный уровень согласованности экспертных оценок в обеих группах испытуемых, что подтверждает пригодность выбранной исследовательской методики для использования как на здоровой, так и на клинической выборках. Полученные данные свидетельствуют о том, что неполное понимание юмора является распространенным среди психически здоровых людей. В то же время для пациентов с психическими заболеваниями характерно значимое снижение как когнитивного, так и эмоционального компонентов понимания юмора. Выявлены различия между подгруппами шизофрении и аффективных расстройств. Показано, что когнитивный и эмоциональный компоненты понимания юмора при психических заболеваниях связаны между собой в меньшей степени, чем у здоровых людей, что может приводить к их взаимной декомпенсации при понимании юмора. Перспективным направлением дальнейшей работы является проведение качественного анализа различий в уровнях когнитивного и эмоционального понимания юмора и стратегиях реконструкции смысла шуток между здоровыми испытуемыми и пациентами, страдающими психическими заболеваниями.

Ключевые слова: понимание, юмор, когнитивное понимание, эмоциональное понимание, вербальные шутки, шизофрения, аффективные расстройства, глубинное интервью.

 

Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для подростков

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г.

Приводятся результаты создания русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия подростков (ППБП). За основу ППБП принят опросник Шкала измерений проявлений психологического благополучия (Masse et al., 1998). Созданный опросник состоит из семи шкал: управление собственной личностью и событиями, общительность, счастье, вовлеченность в социальное взаимодействие, самооценка, душевное равновесие и интегральная шкала. Результаты исследования на выборке российских младших подростков (N = 295) свидетельствуют о хороших психометрических свойствах опросника. Подтвердилась его шестифакторная структура. Оценена надежность шкал, конструкторная и критериальная валидность. Представлен анализ взаимосвязей показателей ППБП, осознанной саморегуляции и личностных свойств. Полученные результаты позволяют рассматривать психологическое благополучие не только как некоторое статичное образование, характеризующее актуальный уровень психического состояния, но и как результат работы личности по преодолению внутренних и внешних препятствий на пути достижения целей, механизмом которой выступает осознанная саморегуляция. Проведенная психометрическая оценка адаптированного опросника ППБП позволяет рекомендовать его исследователям и практикам для оценки психологического благополучия подростков.

Ключевые слова: психологическое благополучие, осознанная саморегуляция, психомет рика, личностные свойства, подростки.

 

Ценности россиян и интегральная угроза в межэтнических отношениях

Татарко А.Н.

Рассматривается взаимосвязь базовых индивидуальных ценностей и интегральной угрозы в межэтнических отношениях. Основываясь на теории интегральной угрозы У. Стефана и К. Стефан, а также теории базовых ценностей личности, авторы предположили, что на индивидуальном уровне предикторами интегральной угрозы среди россиян служат ценности «безопасность», «конформность» и «традиция», ценности «универсализм» и «благожелательность» тоже связаны с интегральной угрозой, но отрицательно. С интегральной угрозой связны и ценности высшего порядка: «сохранение» – позитивно, а «самопреодоление» – отрицательно. Эмпирическое исследование построено с опорой на базу данных Европейского Социального Исследования (ESS) шестой волны, включающую результаты репрезентативного опроса россиян. Данная база содержит сокращенную версию ценностного опросника Ш. Шварца, а также ряд вопросов, позволяющих оценить интегральную угрозу. Выборка включала только российских респондентов (N = 1965). Исследование позволило частично подтвердить выдвинутые гипотезы: позитивную связь с интегральной угрозой продемонстрировали ценности «безопасность» и «самостоятельность», негативную – «благожелательность». Статистически значимой связи ценности высшего порядка с воспринимаемой угрозой обнаружено не было. В статье обсуждаются эмпирические результаты исследования.

Ключевые слова: ценности, интегральная угроза, мигранты.

 

Психопрактика как предмет исследования: к проблеме схизиса в психологии

Айламазьян А.М.

Обсуждаются методологические проблемы взаимоотношения академической психологии и психологической практики. Возникший схизис, по мнению представителей сообщества, ставит серьезные вопросы перед психологией: должна ли научная психология стать более практической? Или, наоборот, следует размежеваться с ненаучными подходами? Рассматривается мнение Ф.Е. Василюка о том, что схизис между научной и практической психологией может быть преодолен с помощью создания психотехнической теории. Эта позиция сопоставляется с идеями Л.С. Выготского, предложившего разрабатывать общую психологию как «философию практики» или методологию психотехники. Он ясно указывает на то, что психотехника нуждается в объективной, каузальной психологии и фиксирует ограниченность и непригодность понимающей психологии. Выготский не говорит об особом статусе психотехнической теории, но подчеркивает необходимость знания законов психического развития для построения научной теории практики.
Психологические практики или различные методы практической психологии остаются в значительной степени terra incognita для научной психологии. Обычно исследуется поведение человека до и после проведения сеансов психотерапии или другой психологической работы. Ограниченность и неприменимость этой логики к ситуации развития и к развивающимся процессам неоднократно обсуждалась. Самим предметом психологии является, согласно культурно-историческому подходу, культурное развитие высших психических функций. Развитие понимается как сложный диалектический и драматический процесс овладения человеком своей психикой, памятью, мышлением и поведением, а также как процесс перестройки и трансформации системы сознания в целом.
Методы практической психологии и, шире, психопрактики только в том случае могут стать точками роста и обогатить психологию, если они станут объектом критического рассмотрения и изучения с точки зрения культурно-исторической методологии исследования.

Ключевые слова: психопрактика, психотехника, прикладная психология, научная психология, методология, личность, развитие, культурно-историческая психология.

 

Советская и постсоветская психология: проблема преемственности

Мясоед П.А.

Исследуются определения природы психического в теориях психологов-марксистов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, движение мысли этих ученых, темы связывающего их творческого диалога, противостояние их научных школ, логическая преемственность высказанных ими идей. Марксизм характеризуется как эпистемология деятельностного подхода в советской психологии со свойственными ему ограничениями, обусловленными сведением способа бытия человека к материальному производству. С.Л. Рубинштейн выходит за пределы марксизма и закладывает основания антропологического подхода, получившего свое развитие в трудах ученых, которые представляют природу и сущность психического в связи с природой человека, усматриваемой в разнообразии способов его бытия. Постсоветская психология своими главными тенденциями утверждает субъектный подход, содержание последнего показывает, что ее расхождение с советской психологией кроется в разной, соотносимой с именами Р. Декарта и Б. Спинозы, эпистемологии. Психологическое познание представляется историческим, обозначенным вкладами выдающихся ученых, процессом со свойственными ему нарушениями и восстановлениями преемственности. 

Ключевые слова: история психологии, эпистемология, природа психического, деятельностный подход, субъектный подход, антропологический подход, способ бытия, проблема человека, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Роменец.

 

Современные споры по поводу статуса параллелограмма развития памяти

Мещеряков Б.Г.

«Параллелограмм развития памяти» – такое название дал А.Н. Леонтьев графической репрезентации результатов своего макрогенетического исследования (метод поперечных срезов) внешне опосредствованного и внешне неопосредствованного запоминания слов (1931/2003). Это было первое экспериментальное исследование, основанное на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Долгое время параллелограмм развития памяти рассматривался как валидный факт, претендующий на статус закона или открытия. Начиная с 1990-х гг. в ведущих российских психологических журналах появилось несколько публикаций, в которых параллелограмм развития памяти стал отрицаться как реальный факт; иногда его рассматривают как «неудачу» исследования А.Н. Леонтьева, послужившую к тому же причиной разрыва А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским; кроме того, существует некоторая путаница в понимании параллелограмма развития памяти как факта и как принципа. В результате логико-семантического анализа представленного в работе А.Н. Леонтьева «Развитие памяти» макрогенетического исследования запоминания слов с помощью картинок и без них установлено, что графическая репрезентация результатов этого исследования, известная под названием «параллелограмм развития памяти», не является единственной. В работе А.Н. Леонтьева используется еще по меньшей мере три других способа репрезентации. Аргументируется, что базисным среди этих способов является словесная формулировка закономерности развития, находящаяся в хорошем согласии с выдвинутой А.Н. Леонтьевым на основе теоретических положений Л.С. Выготского о развитии высших психических функций гипотезой, которая, в свою очередь, содержательно не отличается от выдвинутого им post factum «принципа параллелограмма». Название «параллелограмм развития памяти» имеет метафорический характер. Поэтому ошибочно идеализировать графики А.Н. Леонтьева и буквально толковать это название. Параллелограмм развития памяти не является математической моделью, выведенной из теории Л.С. Выготского. Поэтому упражнения в его аппроксимациях ничего не решают. Доказывается, что предпринятые в последующей литературе попытки дискредитации как «параллелограмма развития памяти», так и «принципа параллелограмма» являются несостоятельными.

Ключевые слова: «параллелограмм развития», «параллелограмм развития памяти», «парабола Леонтьева», «принцип параллелограмма», «гипотеза Выготского», идея «вращивания».

 

Артериальная гипертензия и психосоматический синдромогенез: взгляд с позиций культурно-деятельностной психологии

Первичко Е.И.

Представлен теоретический анализ базовых положений психосоматических концепций, акцентирующих вклад регуляции эмоций в психосоматический синдромогенез при артериальной гипертензии. Цель статьи – проследить становление представлений о регуляции эмоций как значимом факторе психосоматического синдромогенеза в истории науки и показать допустимость и целесообразность использования методологии культурно-деятельностной парадигмы для решения задачи выделения факторов этиологии и патогенеза артериальной гипертензии и когнитивных дисфункций при артериальной гипертензии в их системном взаимодействии. Проанализированы психосоматические концепции этиологии и патогенеза артериальной гипертензии: психоаналитическая парадигма, теории личностных черт, а также концепции, акцентирующие вклад неспецифического эмоционального напряжения в патогенез артериальной гипертензии.
На основании результатов теоретического анализа сделан вывод, что в современной психологии фактически отсутствует концептуальная модель, в рамках которой системно описывались бы компоненты и психологические механизмы регуляции эмоций, что делает невозможными интеграцию и обобщение эмпирических данных, накопленных по проблеме регуляции эмоций в различных исследовательских традициях, и затрудняет возможность обсуждения включенности регуляции эмоций в психосоматичсеский синдромогенез.
В исследовании, выполненном в теоретико-методологическом контексте культурно-деятельностной парадигмы, выделены структурно-динамические параметры системы регуляции эмоций в норме и при артериальной гипертензии; обосновано значение рефлексии и знаково-символического опосредствования в функционировании системы регуляции эмоций; показана включенность фактора регуляции эмоций в психосоматический синдромогенез при «гипертонии на рабочем месте». Полученные результаты аргументируют необходимость исследований, направленных на диагностику эмоционально-личностных особенностей больных эссенциальной артериальной гипертензией, с целью оценки их возможного вклада в становление когнитивных дисфункций при эссенциальной артериальной гипертензии и изучение «взаимного обусловливания» аффективной и когнитивной составляющих, в их системном взаимодействии при решении задачи регуляции эмоций и вклада регуляции эмоций в психосоматический синдромогенез. 

Ключевые слова: культурно-деятельностная парадигма, культурно-историческая концепция развития психики, синдромный подход Выготского–Лурии, артериальная гипертензия, регуляция эмоций, защитные механизмы, подавление экспрессии эмоций, психосоматический синдромогенез.