Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Нейросемантика – новое направление междисциплинарных когнитивных исследований

Величковский Б.М.

Показана возможность анализа активности мозга в ответ на предъявление осмысленных отрезков русского текста. Идея примененного для нейросематического картирования под-хода состояла, во-первых, в представлении каждого слова в текстах (всего около 2500 слов) в виде многомерного вектора и, во-вторых, в оценке влияния каждого из измерений этих векторов на каждый воксель 1 (всего 900 000) головного мозга испытуемых во время заслу-шивания потока устной речи. Был разработан стимульный материал, включающий тексты различных тематик и, в частности, тексты, репрезентирующие личный опыт преодоления автором социокультурных угроз. Для локализации зон мозга, связанных с семантикой угрозы, с помощью высокоскоростного варианта метода фМРТ была проанализирована активность мозга испытуемых при прослушивании текстов. Каждое слово из текстов получило лингвистическую разметку – 997-мерный вектор, каждая компонента которого соответствует близости этого слова к наиболее частотным существительным и глаголам русского языка. Использовались автоматические методы разметки материала, а также привязка стимульного материала ко времени предъявления каждого слова. Приписывание словам данных векторов было использовано в качестве метода категориальной разметки слов текста. Во время предъявления материала была зарегистрирована активность мозга (BOLD-сигнал), построена матрица преобразования векторов лингвистической разметки в вектора активности мозга. С помощью метода главных компонент 997-мерное пространство было преобразовано в четырехмерное. Для кластеризации элементов этого пространства были выбраны точки, наиболее удаленные от центра множества и имеющие максимальную нагрузку на компоненты. Разработанный подход позволяет описать индивидуальные различия в восприятии информации об угрозах, содержащейся в относительно небольших по объему текстах. В частности, значительный интерес представляют данные повоксельного анализа мозговой локализации процессов восприятия угроз разного рода, которые впервые можно сравнить с потоком естественного речевого нарратива. Важной перспективой данного похода является возможность определять путем подсчета глобальной корреляции, находятся ли индивиды или целые социальные группы «на одной волне». Другими словами, мы полагаем, что наличие одних и тех же глобальных семантических категорий определяет возможность или, по крайней мере, легкость взаимопонимания.

Ключевые слова: семантика, нарратив, совместная встречаемость слов, векторная репрезентация, нейрокартирование, фМРТ, метод главных компонент, кластерный анализ, угроза, коммуникация.

 

О новом подходе к языку и речевой деятельности в условиях цифровизации коммуникативных возможностей человека

Нечаев Н.Н.

 

Раскрывается новый подход к анализу места и роли языка и речи в системе совместной деятельности человека, основанной на представлении о последней как диалектическом единстве предметной деятельности и общения. Показано, что в процессе трансформации активности ребенка в конкретные формы его деятельности, в том числе и в сфере общения, возникают и развиваются прежде всего те ее способы и средства, за которыми стоят первичные коммуникативные значения, необходимые ребенку для осуществления взаимодействия со взрослым. По мнению автора, в ходе развития ребенка коммуникативные значения возникают значительно раньше, чем появляется собственно речь в форме привычной вербальной коммуникации. Парадоксальность речевого развития ребенка отражает термин «доречевые этапы речевого развития», активно используемый в лингвистике и психолингвистике. Однако само речевое развитие обычно понимается лингвистами как последовательное освоение ребенком речевых единиц, входящих в систему языка и категоризированных в фонетике, грамматике, лексике.
Этому взгляду на язык, традиционному для представителей целого ряда гуманитарных наук, в первую очередь классической лингвистики, автор противопоставляет «коммуникативный» взгляд, разрабатываемый в современной лингвистике в рамках дискурсивной трактовки языка, в соответствии с которым любые единицы речевой деятельности приобретают значение для говорящего и для слушающего лишь в рамках коммуникации, осуществляемой в контексте их совместной деятельности. Особое внимание уделено концепции А.В. Вдовиченко.
Опираясь на положения теории П.Я. Гальперина, автор предлагает рассматривать сам процесс поэтапного формирования умственных действий и понятий как процесс становления психологических возможностей понимания субъектом содержания действия, – в виде трансформации значений тех объектов, с которыми осуществлялись конкретные предметные действия, входящие в состав совместной деятельности. Показано, что переход к новым «внешним» носителям содержания возникающего умственного действия осуществляется как движение от материальных форм умственного действия к материализованным и, наконец, к собственно речевым формам.
Автор приходит к выводу, что производство и воспроизводство коммуникативных значений определяется как возможностями и богатством содержания практически ориентированной предметной деятельности, так и разнообразием спектра различных средств общения.

Ключевые слова: совместная деятельность, общение, язык, речь, предметная деятельность, коммуникация, коммуникативное значение, коммуникативные акты, речевые средства.

 

Теория и исследования саморегуляции Роя Баумайстера

Леонтьев Д.А.

В статье дается анализ теории и исследований саморегуляции известного американского психолога Р. Баумайстера. Изложены его ранние теоретические модели саморегуляции и ее нарушений, а также влияния этих нарушений на разные аспекты жизни, в частности на проявления деструктивного и саморазрушающего поведения. Суть саморегуляции рассматривается не как контроль над импульсами, а как предотвращение их проявления в поведении.
Главное внимание уделено его наиболее известной теории саморегуляции как ограниченного психофизиологического ресурса, известной под названием теория истощения эго. Эта теория рассматривает саморегуляцию как энергетический процесс, сопряженный с затратой энергии. Источники этой энергии едины для физической работы и психологической саморегуляции, и затрата усилий на одно из них приводит к временному снижению эффективности и настойчивости в выполнении другого. Эффекты истощения эго получили подтверждение в большом количестве изящных экспериментальных исследований на самом разном материале; была также выявлена биохимическая и отчасти нейрофизиологическая основа эффекта истощения эго, связанная с колебаниями уровня глюкозы в крови.
В последних работах Баумайстер формулирует последовательный, теоретически и эмпирически обоснованный взгляд на природу «свободы воли». Он приходит к двухуровневой модели, различающей низшие и высшие, произвольные, формы регуляции. Автор считает, что способность к свободному действию воли была порождена скорее всего специфическими требованиями эволюции для функционирования в культуре. Более того, свобода не противоположна ответственности, а наоборот: удалось экспериментально показать, что тот, кто верит в свободу воли, в большей степени склонен принимать на себя моральную ответственность.
Отдельное внимание уделено критике в адрес теории Баумайстера и попыткам экспериментального опровержения его тезисов. Исследования Р. Баумайстера ставят вопрос об энергетических механизмах саморегуляции, о единстве психологической и физиологической саморегуляции, о видах и путях коррекции нарушений саморегуляции.

Ключевые слова: саморегуляция, самоконтроль, сила воли, усилие, ресурс, глюкоза, свобода воли.

 

Связь скорости обработки информации и психологических характеристик школьников разного уровня одаренности

Щебланова Е.И.

Статья посвящена исследованию связей скорости обработки информации с интеллектуальными и личностными характеристиками 120 учеников IX и XI классов. В группу интеллектуально одаренных вошли 30 мальчиков и 30 девочек, отобранных по высоким оценкам учителей и результатам тестирования. В контрольную группу вошли также по 30 мальчиков и девочек (без отбора). В течение всего исследования показатели интеллектуальных способностей и успеваемости одаренных учащихся были статистически значимо выше, чем в контрольной группе. Использовались следующие методы: Тест соединения чисел В.  Освальда для измерения скорости обработки информации; Тест когнитивных способностей; опросники по мотивации достижений, тревожности и Я-концепции. Учитывалась также школьная успеваемость. Полученные результаты демонстрируют высокую стабильность в межиндивидуальных различиях показателей скорости обработки информации и их рост в период с IX по XI классы в совокупной выборке и в каждой группе отдельно. При этом интеллектуально одаренные учащиеся превосходили своих сверстников по скоростным показателям на обоих возрастных этапах, но значимых различий между мальчиками и девочками обнаружено не было. Результаты подтверждают положительную связь скорости переработки информации с показателями интеллектуальных способностей в целом по выборке и в контрольной группе, но в группе одаренных учащихся демонстрируют значительное ослабление этих связей. Это соответствует представлению о том, что они существуют лишь до определенного уровня IQ, выше которого не выявляются. Установлено, что при существенном падении скорости обработки информации снижаются показатели общего интеллекта. Получены данные о значимой отрицательной связи скорости обработки информации с такими личностными характеристиками, как боязнь неудачи, тестовая тревожность и особенно нарушения мышления при стрессе у одаренных учащихся.

Ключевые слова:академическая успешность, интеллект, личностные характеристики, одаренность, половые различия, скорость обработки информации, способности, школьный возраст.

 

Показатели самооценки агрессии: связь с полом, религиозной принадлежностью и полиморфизмом гена FKBP5 rs1360780

Бутовская М.Л., Буркова В.Н., Ростовцева В.В., Феденок Ю.Н., Гонзалез Т.М., де ла Круз А.Р., Бутовская П.Р., Лазебный О.Е.

Изучалось влияние биосоциальных факторов на самооценку по агрессии у студентов, проживающих в двух городах России: Казани (Татарстан) и Улан-Удэ (Бурятия). В качестве тестируемых факторов выступали пол, возраст, религиозная принадлежность (самооценка), а также полиморфизм по гену-кандидату FKBP5 rs1360780, который ассоциирован с нарушениями и расстройствами, связанными со стрессом. Полученные результаты по половым различиям агрессивного поведения в татарской и бурятской выборках дополняют кросскультурный пул данных самооценок по агрессии. Показана ассоциация факторов «пол», «религия» и «полиморфизм по FKBP5» с самооценками по физической агрессии. Впервые показано, что взаимодействие факторов религиозной принадлежности (как фактора социализации и воспитания) и полиморфизма по FKBP5 может оказывать достоверное влияние на самооценку по физической агрессии.

Ключевые слова: агрессия, пол, религия, полиморфизм гена FKBP5 rs1360780, татары, буряты.

 

Психологическая безопасность жителей села и мегаполиса

Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Тарасова Л.В.

Факторы среды оказывают влияние на эмоциональное состояние человека, существенно воздействующее на ощущение им безопасности/опасности. Воспринимаемая психологическая безопасность места проживания может рассматриваться как показатель объективной стабильности окружающей среды, как аспект опыта. Психологическая безопасность рассмотрена в контексте «психологии дома», мобильности жилья, «чувства места», «психологического дома», коллективной эффективности и социальной поддержки. Состоянию психологической безопасности способствуют привязанность, чувство общности и принадлежность человека. Многомерность выступает сущностной характеристикой понятия «безопасность», что требует лучшего понимания взаимодействия среды проживания и состояния психологической безопасности для нормального функционирования личности в современном мире.
В статье излагаются результаты исследования, проведенного авторами на выборке представителей городского населения (г. Екатеринбург) и сельского (поселения в Свердловской области). Методами сбора данных выступили (1) анкетный опрос, в рамках которого респондентам были заданы вопросы, касающиеся того, как они оценивают степень безопасности места их жительства, и собраны данные относительно их возраста, пола, места проживания, а также (2) метод семантического дифференциала (в модификации Д. Пибоди, А.Г. Шмелева). Проведенное исследование показало наличие значимых различий в оценке респондентами безопасности своего места жительства в зависимости от места их проживания. Сельчане ощущают себя в большей безопасности по сравнению с жителями мегаполиса. Кроме того, установлено, что в зависимости от типа поселения респонденты по-разному определяют содержание состояния безопасности: жители села связывают состояние безопасности с возможностью проявления собственной принципиальности, а жители мегаполиса – возможностью проявления доверия к другим.

Ключевые слова:психологическая безопасность, психология среды, жители села, жители мегаполиса.

 

Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности

Кургинян С.С., Шадриков В.Д.

Представлены результаты исследования, в ходе которого изучалось порождение предметных мыслей с опорой на умственные операции, обеспечивающие развертывание указанного процесса. Теоретической основой данной работы являются представления о ментальной способности индивида к порождению мысли, характеризующей его интеллект. Суть предлагаемого подхода заключается в изучении мыслительной деятельности через исследование процессов порождения мыслей и работе с ними посредством умственных операций. В экспериментальном исследовании на примере изучения лиц (на студенческой выборке,N = 50), находящихся в разных условиях решения ментальной задачи по продуцированию предметных мыслей и различающихся в уровне интеллектуального развития, определен состав умственных операций, показана продуктивность обращения к ним в континууме развертывания мыслительной деятельности и описан способ практического овладения ими. Результаты исследования демонстрируют, что увеличение продуктивности порождения предметных мыслей происходит за счет актов абстрагирования и опосредования. Установлено, что продуктивность порождения мыслей проявляется как тенденция выделения функциональных свойств мыслимого объекта за счет абстрагирования от его свойств со стороны их личностной значимости для мыслящего в начале его мыслительной деятельности и опосредования ими в середине и конце этого процесса. Важным следствием из полученных результатов является обнаруженный в конце мыслительного процесса статистически достоверный эффект взаимного влияния условий обращения к умственным операциям и уровня интеллектуального развития на продуктивность порождения мыслей. От него зависит специфика практического применения определенной операции при развертывании мыслительной деятельности. Результаты исследования позволяют лучше понять, как происходит научение мышлению посредством практического овладения умственными операциями в ходе решения конкретной ментальной задачи.

Ключевые слова: умственные операции, предметная мысль, порождение мыслей, развертывание мыслительной деятельности.

 

Особенности акустических стволовых вызванных потенциалов у детей с рецептивными речевыми нарушениями

Ефимова В.Л., Ефимов О.И., Николаева Е.И., Лысова И.А.

Приводятся результаты оценки функционального состояния ствола головного мозга у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития и расстройствами аутистического спектра. В исследовании участвовали дети, у которых грубо нарушено как восприятие речи, так и речевое развитие. Для исследования функционального состояния ствола применялась методика акустических стволовых вызванных потенциалов, которая оценивает проведение звуковой информации структурами ствола мозга в первые 10 мс после подачи звукового стимула через наушники. Помимо классического исследования акустических стволовых вызванных потенциалов применялась модифицированная методика. В классическом исследовании в качестве стимула используется щелчок, в модифицированном варианте – короткая тональная посылка, которая по частоте ближе к речевому диапазону. Сопоставлено понимание речи детьми с тяжелыми нарушениями речи с результатами исследования акустических коротколатентных стволовых вызванных потенциалов. Выявлена особая роль времени латентного периода пика VI справа: чем больше время латентного периода, тем хуже ребенок понимает речь и хуже развита его собственная речь, что предполагает нарушения на мезодиэнцефальном уровне. Другие измеряемые показатели: двигательная активность, стереотипии и коммуникативные навыки не связаны со временем латентного периода пика VI справа. Результаты данного исследования отражают влияние фактора времени в процессе проведения звуковой информации структурами ствола мозга на уровень понимания речи ребенком и развитие его коммуникативных навыков. Оценка стволовой функции позволяет идентифицировать тех детей с нарушениями слухового восприятия, с которыми невозможно провести поведенческие тесты. Нарушение проведения и обработки звуковой информации на стволовом уровне может являться общей причиной речевых и коммуникативных нарушений как для детей с аутизмом, так и для детей с нарушениями речевого развития, не связанными с аутизмом. Такое исследование можно проводить с первых месяцев жизни.

Ключевые слова: понимание речи, расстройства аутистического спектра, нарушение речевого развития, проведение звуковой информации, акустические стволовые вызванные потенциалы.

 

Анализ моделей электорального поведения в контексте детерминации особенностей голосования избирателей

Грошев И.В., Горбенко А.В., Давыдова Ю.А.

В статье рассматриваются классические модели, объясняющие детерминацию голосования избирателей и их электоральное поведение. Представлен методологический фундамент западных теорий, основанный на первых научных исследованиях его закономерностей. Выбор зарубежных авторов, являющихся основоположниками политико-психологического направления, и их исследований осуществлялся по критериям, которые не только отражают определенную «фундаментальность» их работ и востребованность теоретических положений и выявленных ими закономерностей электорального поведения, но и представляются достаточно информативными как по глубине анализа, так и по широте охвата точек зрения на различные аспекты интересующей нас проблематики. В  частности, анализировались лишь те работы, которые были посвящены представлению и описанию моделей электорального поведения; фиксировалась частота ссылок на них; авторы представленных зарубежных трудов придерживаются политико-психологической парадигмы, а не работают в смежных научных областях. Рассматриваются современные типологии моделей электорального поведения и их классификация. Анализ этих моделей, учитывающий основные социально-психологические особенности процесса голосования избирателей, показал, что социологическая и социально-психологическая модели подходят для анализа политизированных выборов (выборы президента РФ, в Государственную думу РФ, выборы по партийным спискам, выборы на территории мегаполисов) и лишь частично работают применительно к так называемым выборам со слабым содержанием (низкой степенью политизации, т.е. отсутствием интереса у большинства избирателей к событиям предвыборной кампании, безучастностью, слабой восприимчивостью к содержательной агитации, пассивностью, низкой субъективной актуальностью выборов для населения). Модель идентификации может использоваться для изучения поведения избирателей на выборах со слабым содержанием лишь при условии яркости, необычности, исключительности образа кандидата и психологической вовлеченности избирателей. Программная и проблемная модели, а также модель рационального выбора в основном реализуются на политизированных выборах, что позволяет сделать выводы об общих закономерностях голосования избирателей, и не могут быть применены для анализа выборов со слабым содержанием. Когнитивные модели подходят для подготовки и проведения политизированных выборов, но в отношении выборов со слабым содержанием могут быть использованы лишь в исключительных случаях.

Ключевые слова: выборы, голосование, избиратели, кандидаты, модель, мотивы, электоральное поведение.

 

Факторы продолжительности отношений в паре

Долганов Д.Н.

Рассматривается вопрос о влиянии социально-психологических факторов на продолжительность отношений мужчины и женщины в паре. Анализ обнаружил, что она сущест-венно увеличивается при наличии детей. Время, которое партнеры посвящают общению между собой в течение суток, влияет нелинейно. Если они уделяют друг другу до получаса или общаются от двух до пяти часов в день, продолжительность их отношений выше, чем в парах, которые контактируют от получаса до двух и более пяти часов. При уровне доходов, который позволяет стабильно удовлетворять основные потребности, отношения длятся дольше, чем при низком, пограничном или слишком высоком уровнях. Посредством моделирования с помощью структурных уравнений выявлена последовательность факторов, влияющих на продолжительность отношений. Удовлетворенность сексуальной жизнью, разность оценок себя и партнера, общая оценка позитивности отношений и уровень страха разрыва способствуют формированию конструктивной/неконструктивной позиции партнеров, что проявляется в их общении и ощущении счастья. Данный социально-психологический контекст, а также прежде всего фактор наличия детей оказывают влияние на продолжительность отношений.

Ключевые слова: межличностные отношения, супружеские отношения, продолжительность отношений.

 

Выявление риска расстройств аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста

Таланцева О.И., Титова О.C., Овчинникова И.В., Григоренко Е.Л.

Описываются основные критерии оценки валидности скрининговых инструментов и приводится обзор наиболее широко используемых специфичных методов скрининга расстройств аутистического спектра. При ра зработке и оценке эффективности методов обязательными являются такие критерии, как прохождение процедуры стандартизации на достаточно большой выборке, доказанная надежность и валидность (с фокусом на высокую чувствительность при специфичности более 80 %), а также бы строта, легкость в проведении, подсчете и интерпретации результатов. Отечественных инструментов, удовлетворяющих всем перечисленным требованиям, на сегодняшний день нет.  Из зарубежных инструментов M-CHAT-R/F является наиболее широко применяемым и эффективным скрининговым инструментом первого уровня. Из зарубежных инструментов второго уровня с доказанной диагностической валидностью в России на данный момент идентифицировано несколько переведенных методов (SCQ, CASD и AMSE), однако их применение и соответствующая эмпирическая валидизация ограничены.  

Ключевые слова:расстройства аутистического спектра, аутизм, скрининг, диагностика, психометрические свойства.

 

Признак новизны в асимметрии зрительного поиска

Ле С.Т.Т., Горбунова Е.С.

Рассматривается один из феноменов, наблюдаемых при решении задачи зрительного поиска, – асимметрия зрительного поиска, которая состоит в том, что поиск стимула типа А среди дистракторов типа Б может быть более быстрым и более эффективным, чем поиск Б среди А; при этом, как правило, различие между стимулом типа А и стимулом типа Б состоит в наличии базового признака у одного из этих стимулов. На данный момент выделено уже более десятка различных базовых признаков (ориентация, цвет, форма и т.п.). До сих пор остается открытым вопрос о том, является ли новизна таким базовым признаком, который приводит к асимметрии зрительного поиска. При экспериментальном исследовании, в ходе которого испытуемые решали классическую задачу зрительного поиска, а в качестве стимулов выступали схематичные изображения домов, было обнаружено, что объекты, обладающие признаком новизны (инвертированные изображения) среди знакомых (изображения в нормальном положении), находятся испытуемыми медленнее, чем знакомые объекты среди новых; это противоречит некоторым из полученных ранее данных на других стимулах. Необходимы дальнейшие исследования данного вопроса, в частности, анализ таких факторов, как разная ориентация элементов изображения, возможное разбиение на составляющие геометрические фигуры, роль базового признака глубины.

Ключевые слова: зрительное внимание, зрительный поиск, асимметрия зрительного поиска, базовые признаки, признак новизны.

 

Эмоциональный интеллект: модели способностей и обзор методик диагностики

Панкратова А.А.

Описываются основная модель способностей эмоционального интеллекта (ЭИ) Дж.  Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо и разработанный ими тест MSCEIT (Mayer–Salovey– Caruso Emotional Intelligence Test). В рамках этой модели эмоциональный интеллект включает четыре «ветви», или группы, когнитивных способностей, связанных с переработкой информации об эмоциях: идентификация эмоций, использование эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями. По результатам метаанализа структуры MSCEIT оптимальным является трехфакторное решение с подсчетом общего показателя по ЭИ, так как шкалы идентификация эмоцийи использование эмоцийкоррелируют на уровне 0,9. Приводится обзор тестов на отдельные способности эмоционального интеллекта: JACFEE (Japanese and Caucasian Facial Expressions of Emotion) и JACBART (Japanese and Caucasian Brief Affect Recognition Test) Д.  Мацумото и П. Экмана, видеотеста на распознавание эмоций Д.В. Люсина и В.В. Овсянниковой, STEU и STEM (Situational Test of Emotional Understanding/Management) К. МакКэнн, а также опросников, разработанных с опорой на модели способностей эмоционального интеллекта, – SEIS (Schutte Emotional Intelligence Scale) Н.  Шутте с соавт. и ЭмИн Д.В.  Люсина. Тесты эмоционального интеллекта умеренно коррелируют с интеллектом и имеют низкие корреляции с чертами Большой пятерки, опросники эмоционального интеллекта с опорой на модели способностей, напротив, не коррелируют с интеллектом и имеют высокие корреляции с чертами Большой пятерки. В заключение обсуждаются проблемы тестов эмоционального интеллекта, связанные с методом установления правильных ответов, формой заданий и форматом ответа (множественный выбор или рейтинг). 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, модель способностей, MSCEIT, JACFEE, JACBART, видеотест на распознавание эмоций, STEU, STEM, SEIS, ЭмИн, интеллект, Большая пятерка.