Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 – 2023 гг.
  Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Социальное воображение как психологический феномен

Нестик Т.А.

В статье анализируются психологическая феноменология, предпосылки и механизмы социального воображения, в структуре которого выделяется готовность личности и группы включать свою жизнь в социально-исторический контекст, представлять и анализировать альтернативные варианты социального взаимодействия в прошлом и будущем. Рассматриваются социологические и психологические интерпретации данного феномена. Приводятся результаты серии эмпирических исследований (N = 1950; N = 775; N = 2183), позволившие выявить социально-психологические предпосылки сценарного мышления, т.е. ориентации на порождение и анализ альтернативных вариантов коллективного будущего, а также когнитивной завершенности представлений о нем, а именно убеждения в его предопределенности и безальтернативности. Обнаружена связь воспринимаемой многовариантности возможного будущего России с социальной сложностью, интересом к долгосрочному будущему, ценностью непрерывного развития, воспринимаемой коллективной политической самоэффективностью, тревогой по поводу будущего России и частотой обсуждения политических тем. Показано, что представление о безальтернативности коллективного будущего в условиях кризиса связано с переживанием угрозы, потребностью в когнитивной завершенности, фаталистическими установками, социальным цинизмом и нетерпимостью к представителям других социальных групп. Рассматриваются методы развития социального воображения в группах и организациях, помогающие представить альтернативные варианты прошлого и будущего, включить свою биографию и карьеру в контекст корпоративной и национальной истории, а также посмотреть на свою деятельность глазами представителей других социальных групп. Намечены перспективные направления дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: социальное воображение, сценарии будущего России, социальная сложность, потребность в когнитивной завершенности.

 

Холономная перспектива развития теории интегральной индивидуальности

Дорфман Л.Я.

Поставлена задача дальнейшего развития тео рии интегральной индивидуальности В.С. Мерлина в методологическом ключе и в русле естественнонаучного подхода. Решение этой задачи открывается при обращении к другим теориям. Тогда теория В. С. Мерлина расширяется и получает дополнительный ресурс. В ее основе лежат кросстеоретические перспективы. Простой вариант предполагает объединение и интеграцию двух теорий, когда идеи одной теории переносятся и воспроизводятся в другой теории. Вводятся некоторые формальные обозначения: теория-донор, базовая теория-гибрид, модификация, гибридные эффекты. Излагаются основн ые положения теории интегральной индивидуальности и теории холономности. Утверждается, что проблема соотношения частей и целого является центральной для дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности на современном этапе. В этой связи некоторые идеи холона переносятся на интегральную индивидуальность. Холон рассматривается как теория-донор, а теория интегральной индивидуальности – как гибрид, возникающий в результате модификации интегральной индивидуальности, когда на нее переносятся идеи холона. Холон дает новое и дополни тельное понимание устройства интегральной индивидуальности, а холономная детерминация позволяет расширить и углубить представления об интегральной индивидуальности. Положения ее теории как гибрида модифицируются по нескольким направлениям. Интегральная индивидуальность как холон содержит по меньшей мере три уровня. Индивидуальные свойства каждого уровня интегральной индивидуальности обладают двойными свойствами и отношениями. Индивидуальные свойства на каком-либо ее одном уровне (например, свойств темперамента) есть часть по отношению к индивидуальным свойствам вышестоящего уровня (например, черт личности) и целое – по отношению к индивидуальным свойствам нижележащего уровня (скажем, свойств нервной системы). Нет индивидуальных свойств как только частей. Также не существуют индивидуальные свойства как только целое. Они и целое, и части одновременно. Индивидуальные свойства как часть и целое дополнительны, релятивны и многомерны.

Ключевые слова: теория интегральной индивиидуальности, теория холономности, кросс теоретические интеграции, теория-донор, гибридная теория, гибридизация и гибридные эффекты, целое и часть.

 

Связь занятий музыкой и уровня развития регуляторных функций у дошкольников пяти-шести лет

Баянова Л.Ф., Долгих А.Г., Нечаева Д.М.

Представлены результаты исследования связи между развитием регуляторных функций и посещением дошкольниками дополнительных занятий музыкой. Для оценки уровня развития рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля использовались субтесты диагностического комплекса NEPSY-II. Выборку данного исследования составили 57 детей в возрасте пяти-шести лет (M = 76 мес., SD = 5,47), из них 16 мальчиков (28 % от общего числа участников исследования) и 41 девочка (72 %), 21 ребенок занимался музыкой в детской музыкальной школе или детской школе искусств Москвы. Данные о посещении дошкольниками музыкальных занятий были взяты из напечатанных на бумаге анкет, которые заполнялись родителями. Экспериментальную группу составили дети, которые регулярно посещали занятия музыкой, контрольную – те, кто их не посещал. Дополнительную контрольную группу составили дошкольники, регулярно посещающие занятия спортом, но не посещающие занятия музыкой. В результате сравнения средних с помощью U-критерия Манна–Уитни были обнаружены значимые различия между детьми, посещающими и не посещающими занятия музыкой. Выяснилось, что дошкольники, регулярно занимающиеся музыкой, имеют более высокий уровень развития слухоречевой рабочей памяти и когнитивной гибкости. Полученные результаты подтверждают ценность музыкальных занятий для развития определенных компонентов регуляторных функций дошкольников. При этом различий между дошкольниками, посещающими занятия (1) музыкой и (2) спортом, не обнаружено, что может говорить о схожести вклада данных видов занятий в когнитивное развитие детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольники, регуляторные функции, слухоречевая рабочая память, когнитивная гибкость, музыка.

 

Долгосрочная ориентация личности как предиктор психологического благополучия

Дехтяренко А.А., Шлягина Е.И.

Исследование посвящено изучению связи компонентов психологического здоровья и шкал долгосрочной ориентации личности. Актуальность исследования объясняется все возрастающими нестабильностью и неопределенностью современного мира, к которым людям необходимо адаптироваться. В качестве личностного ресурса, способствующего преадаптации (готовности к изменениям) и адаптации, в данном исследовании мы рассматриваем долгосрочную ориентацию личности. Выборка составила 288  человек (149 студентов от 17 до 23 лет и 139 молодых специалистов в возрасте от 28 до 35 лет), которые заполняли онлайн два опросника: «Спектр психологического здоровья» К. Киза и «Долгосрочная ориентация» Т. Нестика. Межгрупповое сравнение показало, что студенты являются более социально благополучными, а в группе молодых специалистов больше выражена долгосрочная ориентация личности. В результате регрессионного и медиаторного анализа выявлено, что предикторами психологического благополучия в обеих группах является мотивационно-ценностный компонент долгосрочной ориентации личности: в группе студентов – ценность традиции, в группе молодых специалистов – ценность непрерывного саморазвития. Связь ценности традиции и психологического благополучия у студентов опосредствуется двумя шкалами методики «Долгосрочная ориентация»: оптимизм в отношении долгосрочного будущегои долгосрочное целеполагание и планирование. В группе молодых специалистов связь ценности непрерывного саморазвития с психологическим благополучием опосредствуется показателями шкалы методики «Долгосрочная ориентация» долгосрочное целеполагание и планирование.

Ключевые слова: психологическое благополучие, долгосрочная ориентация личности, медиаторный анализ.

 

Научная школа А.А. Бодалёва

Карпова Н.Л., Петрова Е.А.

На основе обзора научных трудов и биографических материалов проанализированы этапы профессиональной жизнедеятельности и становления научной школы А.А. Бодалёва «Психология общения». С позиций понимания «школы» как учреждения, формирующего будущих исследователей, как научного коллектива, разрабатывающего под руководством лидера его программу исследований, и как определенного направления в науке показаны вклад школы А.А. Бодалёва в формирование отечественных центров исследования психологии общения в теории и на практике, а также развитие ее как самостоятельной области психологической науки. Выделено три основных периода развития научной школы: 1) ленинградский – начало исследований познания людьми друг друга группой сотрудников ЛГУ под руководством А.А. Бодалёва, защита докторской и серии кандидатских диссертаций по темам феноменологии, познавательной и эмоциональной сторон общения и понимания человеком собственной личности; 2) первый московский период – создание в Москве первой в стране лаборатории по социальной перцепции и нескольких центров исследования психологии общения в разных городах страны; защита диссертаций на темы половозрастных закономерностей восприятия и понимания людьми друг друга, различных установок, факторов, личностных особенностей субъектов общения; открытие первой в стране психологической службы помощи населению и систематическое проведение Всесоюзных конференций и семинаров по проблемам психологии общения; 3) второй московский период – исследования социально-перцептивных феноменов и особенностей общения в разных возрастных и социальных группах, анализ его психологических механизмов (доверия, эмпатии, рефлексии, идентификации и пр.), выявление психологических трудностей у профессионалов и при различных нарушениях здоровья, а также изучение особенностей общения госслужащих. На основе анализа интервью и воспоминаний учеников и сотрудников А.А. Бодалёва представлен его психологический портрет как основателя и лидера школы психологии общения и одного из создателей отечественной акмеологии.

Ключевые слова: А.А. Бодалёв, научная школа, психология общения, личность и общение, социально-перцептивный подход, центры исследования психологии общения, акмеология.

 

Педагогическая психология для учителей (к 100-летию со дня рождения Н.Ф. Талызиной)

Степанова М.А.

Данные материалы приурочены к 100-летнему юбилею Н.Ф. Талызиной (1923–2018) – из-вестного отечественного психолога, автора деятельностной теории учения, базирующейся на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Исследования Н.Ф. Талызиной не только положили начало новому направлению научных изысканий в области психологических аспектов школьного обучения, но и способствовали созданию на их основе практико-ориентированных рекомендаций для педагогов. Она  – автор книг и статей, стиль написания которых делает их доступными широкому кругу заинтересованных читателей: психологов и педагогов, теоретиков и практиков, маститых ученых и начинающих специалистов. В своих устных и письменных выступлениях Н.Ф. Талызина поднимала вопросы, касающиеся различных сторон школьного обучения, которые, несмотря на наблюдаемые в современном образовании перемены, не теряют своей актуальности, меняются лишь те конкретные условия, в которых их приходится решать.
  Н.Ф. Талызина подготовила не одно поколение психологов и педагогов, остается Учителем она и для всех ныне живущих специалистов, занятых разработкой вопросов содержания и форм школьного обучения. Выбранный автором жанр заочного интервью позволяет, опираясь на публикации Н.Ф. Талызиной, «из первых уст» получить ответы на многие из них.

Ключевые слова: деятельностная теория учения Н.Ф. Талызиной, психология и педагогика, школьное обучение, знание, научные понятия, управляемое усвоение понятий, школьные трудности и их профилактика.

 

Репрезентация психологических идей К.Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX – начала XX вв.)

Мазилов В.А., Костригин А.А.

Статья посвящена 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога К.Д. Ушинского (1823–1871). Ставится цель изучения репрезентации его научного вклада в научной и публицистической литературе конца XIX – начала XX вв. Описываются характеристики репрезентационного подхода в истории психологии и анализа историографии исторических периодов, научных направлений, проблем, творчества персоналий и др. Представляются суждения авторов о психологических и психолого-педагогических идеях К.Д. Ушинского. Отмечается, что направлениями анализа вклада ученого в психологию являлись следующие: вклад в психологию в целом (его анализ философско-психологических основ педагогики и обучения, изучение проблем эмпирической психологии, рассмотрение особенностей душевной деятельности), педагогическую и детскую психологию (разработка им психологической ориентации педагогической антропологии, обозначение направлений психического и личностного развития детей, описание различий в психике детей и взрослых), основы психологической подготовки учителей. Показывается, что в историко-научных публикациях К.Д. Ушинский репрезентируется преимущественно с педагогической и частично психологической точек зрения. Это объясняется тем, что большинство авторов являлись педагогами, они были ориентированы на образовательные и практические вопросы. Вклад К.Д. Ушинского в психологию отмечался только в текстах, но не в заголовках публикаций. Делается вывод о том, что на рубеже XIX–XX вв. Ушинского только косвенно начали признавать как психолога. Кроме того, был и социально-исторический фактор интереса к творчеству известного педагога: отдельные проявления негативного отношения к нему в 1880–1890-е гг. со стороны Министерства народного просвещения, наследие его участия в образовательных реформах, упоминание его имени в связи с запросами российского общества в переменах в конце XIX в. Показываются перспективы дальнейшего историографического анализа творчества К.Д. Ушинского.

Ключевые слова: история психологии, К.Д. Ушинский, репрезентация, персоналия, научный вклад, философская психология, педагогическая психология.

 

Терапевтическая проекция: образ воображения как средство воздействия на Я-образ клиента

Яньшин П.В.

Во многих современных психотерапевтических техниках (гештальт-терапия, НЛП, Симорон) для объяснения достигаемого эффекта используется термин «интеграция». Фактически же в большинстве случаев так называемой интеграции присутствует терапевтическая проекция, положительный эффект которой достигается путем воздействия на образ воображения, но результатом становятся позитивные изменения в Я-образе клиента. На примере 20 испытуемых обоего пола, участвовавших в психотерапевтических группах, с помощью семантического дифференциала, направленного на внешние аспекты образов воображения, доказывается, что во всех исследованных случаях наблюдается не интеграция либо катарсис, а трансмутация отрицательного самоотношения в положительное. На основе высоко значимых корреляций семантических расстояний в пространстве факторов доказывается, что уже до интервенции образ Я и образ воображения, на который оказывалось воздействие, были семантически синонимичны (интегрированы), причем степень их изначальной близости в семантическом пространстве положительно коррелирует с выраженностью эффекта терапевтического воздействия. Ставится под сомнение ценность термина «интеграция» для понимания психологических механизмов психотерапевтической интервенции так называемых интегративных техник. При этом признается практическая полезность указанного термина.

Ключевые слова: психотерапия, интеграция, интегративные техники, терапевтическая проекция, чувственная репрезентация образа, самоотношение, самопринятие, семантический дифференциал, семантические расстояния, метафорический Я-образ.

 

Влияние имплицитного навыка на процесс решения лингвистических задач

Медынцев А.А., Власова А.С., Косолапова Д.В., Шипилова Э.С.

Проведено экспериментальное исследование механизма влияния имплицитно сформированного навыка на процесс решения задач лингвистического характера. В ходе основной серии эксперимента испытуемые решали разработанные для исследования ассоциативные задачи с подбором букв. Участники были разделены на две группы: «подготовленную» и контрольную. Испытуемые «подготовленной» группы перед основной серией решали дополнительные задачи с имплицитной закономерностью. В этом качестве выступало определенное пространственное расположение элементов задачи, о котором участникам исследования не сообщалось. Испытуемым контрольной группы перед основной серией решать задачи не предлагалось. В этой серии эксперимента одна часть задач имела в своей структуре аналогичную имплицитную закономерность («верные задачи»), а другая такой закономерности не имела («неверные задачи»). Ожидалось, что имплицитная закономерность, усвоенная испытуемыми «подготовленной» группы, окажет влияние на процесс решения «верных задач» в основной серии, а именно: количество решенных «верных задач» будет больше, а скорость их решения – выше.
Полученные результаты частично подтвердили выдвинутую гипотезу. Испытуемые «подготовленной» группы быстрее решали «верные задачи» по сравнению с испытуемыми контрольной. Однако различий в количестве решенных задач между группами обнаружено не было. Установлено, что имплицитно усвоенный навык оказывает влияние на процесс решения задач лингвистического характера. В качестве возможного механизма такого влияния обсуждается возможная интерференция сформированного имплицитного навыка с феноменом механизации мышления, который имеет место при решении задач.

Ключевые слова: имплицитное обучение, лингвистическая задача, механизация мышления.

 

Коррекция самоотношения субъекта посредством обратной связи относительно его личностных ресурсов

Даниленко О.И., Быховская А.В.

Выявлялись изменения в самоотношении личности после проведения интервенции в форме интерактивной обратной связи относительно психологических характеристик субъекта, рассматриваемых в качестве ресурсов успешного совладания с трудными ситуациями. Выборку составили 97 человек от 24 до 56 лет, из них 62 % – женщины, 38 %  – мужчины. Использованы опросники: Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина; Стратегии совладающего поведения Р. Лазаруса (адаптация Л.И. Вассермана и др.); Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); Методика изучения общей самоэффективности личности Р. Шварцера и М. Ерусалема (адаптация В. Ромека); 24 сильные стороны личности М. Селигмана, К. Петерсона (адаптация А.А.  Ставцева, А.А. Реана, Р.Г. Кузьмина); «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) В.А. Доскина и др. Статистическая обработка: корреляционный, факторный, регрессионный анализ, Т-критерий Вилкоксона. Исследование проходило в три этапа. На первом определялись психологические характеристики, релевантные для проведения интервенции. Выявлены характеристики, вносящие позитивный вклад в самоотношение: жизнестойкость, самоэффективность, ряд «сильных сторон личности» и копинг-стратегий. На втором этапе использовался метод формирующего эксперимента. Участники были случайным образом распределены по группам, в которых они в дальнейшем соответственно (1) не получили обратную связь, (2) получили только результаты тестирования, (3) получили корректирующую обратную связь. В последней – экспериментальной – группе выявленные характеристики рассматривались вместе с участником как ресурсы успешного совладания с пережитыми трудными ситуациями. На третьем этапе, через две-три недели после сообщения обратной связи, во всех группах производился повторный замер самоотношения. Лишь в экспериментальной группе выявлены (1) позитивные изменения самоотношения: увеличились показатели самоценности (p = 0,015) и самоуверенности (p = 0,018), – а также (2) положительное ситуативное влияние интервенции: рост активности (p= 0,01) и улучшение настроения (p= 0,02) субъекта. Опрос показал, что участники экспериментальной группы считают обратную связь полезной и намерены использовать полученную информацию.

Ключевые слова: самоотношение, ресурсы совладания, интерактивная обратная связь, психологическая интервенция, формирующий эксперимент.

 

Предварительные психометрические показатели Краткого опросника обобщенных характеристик родительского отношения (Comprehensive General Parenting Questionnaire)

Корниенко Д.С., Руднова Н.А.

Изучая феномен родительского отношения, исследователи обычно опираются на категории близости/отдаленности, автономии/контроля, последовательности реализации воспитательных воздействий. Многообразие методов диагностики родительского отношения позволяет измерить множество параметров, однако возникают проблемы с психометрическими характеристиками опросников и организационные сложности. Одним из подходов, пытающихся объединить различные характеристики родительского отношения, является всесторонний подход, который в качестве основных параметров родительского отношения выделяет три характеристики: заботу о ребенке, структурирование и контроль жизни ребенка. Для диагностики данных характеристик Э. Следденс и соавт. разработали опросник. В статье приводятся результаты пилотажной оценки и анализ предварительных психометрических характеристик русскоязычной версии Краткого опросника обобщенных характеристик родительского отношения (Item-reduced Comprehensive General Parenting Questionnaire).
 Выборку составили 504 матери дошкольников, которым были предложены русскоязычная версия опросника, а также Алабамский опросник практик родительского воспитания (форма для дошкольников – APQ-PR), Опросник родительского отношения (ОРО) и Краткий опросник Большой пятерки (TIPI, КОБТ). Результаты конфирматорного факторного анализа показали низкую пригодность структуры оригинального опросника. Выделение структуры на основе эксплораторного факторного анализа привело к еще большему сокращению пунктов опросника, которые составили три шкалы: забота, структураи контроль, – соответствующие исходному опроснику. Надежность (альфа Кронбаха) полученных шкал находится в пределах от 0,62 до 0,75. Полученные шкалы положительно связаны со шкалами других опросников, измеряющих родительское отношение (например, позитивное воспитание, вовлеченность, симбиоз), также обнаружены корреляции показателей шкал забота и структурас чертами личности (доброжелательность, сознательность, эмоциональная стабильность). В целом у опросника оказались хорошие психометрические показатели, однако в связи со значительным уменьшением пунктов и, соответственно, некоторым сужением информативности полученных шкал родительского отношения на данный момент адаптированный опросник может использоваться лишь в исследовательских целях, и в перспективе для его применения необходимо проведение дополнительных исследований.

Ключевые слова: родительское отношение, опросник, адаптация, психометрика, структура.