Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Онтологические особенности и преадаптивность виртуальной реальности

Аникина В.Г.

Решение проблемы методологии изучения виртуальной реальности требует обращения к философскому уровню методологии – это позволит определить онтологические особенности данного феномена с целью их дальнейшей концептуализации и операционализации. В современной отечественной философии можно выделить различные представления об онтологическом статусе виртуальной реальности и ее развивающем потенциале. Обобщение этих представлений позволяет обозначить различные подходы к решению данного вопроса: в рамках первого из них виртуальная реальность не обладает онтологическим статусом и ей не присущ развивающий потенциал, в рамках второго – виртуальная реальность обладает онтологической полнотой и потенциалом развития, в рамках третьего – виртуальная реальность не обладает онтологическим статусом, однако она может стать источником развития личности. Анализ философских работ отечественных авторов позволил выделить ряд онтологических особенностей виртуальной реальности, которые могут стать основанием для ее изучения в аспекте научного познания. К таким особенностям относятся порождаемость, рефлексивность, иммерсивность, интерактивность, актуальность, автономность, символичность. Особым свойством виртуальной реальности, созданной с помощью ВР-технологий, является преадаптивность (элемент, обусловливающий развитие системы). Виртуальная реальность анализируется с позиции историко-эволюционного подхода к пониманию человека как преадаптивный элемент, включенный в социальную реальность и ее системы, ведущей из которых является система образования. Преадаптивность виртуальной реальности рассматривается как источник поступательного развития данной системы. Очерчивается широкий спектр направлений развития образования, опирающихся на потенциал виртуальной реальности с учетом вызовов современных общества.

Ключевые слова: виртуальная реальность, онтологические свойства, преадаптивность.

 

Теория установки и виды бессознательной психики

Имедадзе И.В.

В статье анализируется представление Д.Н. Узнадзе о бессознательном, которое сопоставляется с пониманием этого феномена в рамках ведущих российских общепсихологических концепций (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) и в психоанализе З. Фрейда. Высказывается мнение, что в советской психологии только теоретическая система Д.Н. Узнадзе содержала развернутую концепцию бессознательного. Относительно широко рассмотрена точка зрения ученого по поводу психоаналитического понимания бессознательного, которая имеет критическую и позитивную стороны. Анализ обнаруживает некоторые сложности и противоречия позиции автора теории установки. В частности, коль скоро установка, будучи нефеноменальной и бессознательной, причисляется к психическим явлениям, следует отказаться от концепции первичного сознания, содержащей формулу «психика  = переживание  =  сознание». В завершение представлена гипотетическая модель классификации форм бессознательной психики, соотносимая с соображениями, высказанными в ходе предшествующего анализа. В сфере психики, функционирующей вне поля сознания, различаются нефеноменологическое и феноменологическое бессознательное. К первому относятся диспозиции (в том числе установки) и принципиально неосознаваемые психические процессы, ко второму – неосознаваемые переживания и психические процессы, которые в случае необходимости поддаются осознанию (объективации).

Ключевые слова: бессознательное, психоаналитическое бессознательное, нефеноменологическое и феноменологическое бессознательное, первичное сознание, теория установки.

 

Приемлемость форм поведения в этикетных ситуациях: оценки студентов и преподавателей

Даниленко О.И.

Целью проведенного автором исследования было определить, какие формы поведения в этикетных ситуациях оцениваются участниками учебного процесса как приемлемые или неприемлемые. Проверялись гипотезы о различиях в оценках приемлемости этикетно ненормативных форм поведения у студентов и преподавателей, респондентов разного возраста и пола, а также о различиях оценок в связи с содержанием этикетно ненормативных форм поведения. Был использован авторский опросник «Приемлемость–90», который создан на основе описаний этикетно ненормативных форм поведения, полученных от студентов и преподавателей российских вузов. Респондентам предлагалось оценить приемлемость каждой из 90 форм поведения по 10-балльной шкале. Студенческая выборка включала 140 человек в возрасте от 18 до 29 лет, 71 % женщин и 29 % мужчин; преподавательская – 134 человека от 23 до 73 лет, 62,7 % женщин и 37,3 % мужчин. Для обработки данных использованы первичные статистики, факторный анализ, U-критерий Манна–Уитни, H-критерий Крускала–Уоллиса. Обнаружено, что студенты по сравнению с преподавателями считают более приемлемыми этикетно ненормативные формы поведения, допускаемые как студентами, так и преподавателями. Молодые преподаватели более толерантны к ненормативным в плане этикета формам поведения по сравнению со старшими. Мужчины-преподаватели проявляют более высокую толерантность к этикетно ненормативным формам поведения, чем женщины. Факторный анализ позволил выделить девять типов этикетно ненормативных форм поведения: невербальное проявление неуважения, непунктуальность, игнорирование вузовских правил, вербальное проявление неуважения, использование гаджетов, не соответствующее ситуации, нарушение личных границ, комфортизация, несогласованность действий, несоблюдение сроков переписки. Выявлено, что и студенты и преподаватели считают категорически неприемлемыми формы поведения, умаляющие достоинство личности, но относительно толерантны к некоторым формам нарушения вузовской дисциплины. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию взаимодействия участников учебного процесса с учетом специфики вузов.

Ключевые слова: студенты и преподаватели, вузовский этикет, этикетные ситуации, приемлемость форм поведения, этикетно ненормативные формы поведения, уважение достоинства личности, дисциплина.

 

Влияние ригидности–флексибильности на исследовательский потенциал студентов

Лобанов А.П., Певнева А.Н.

Статья содержит результаты исследования влияния ригидности – флексибильности на исследовательский потенциал студентов педагогического профиля обучения, в котором приняли участие 226 респондентов в возрасте от 17 лет до 21 года. На основании попарного сравнения групп студентов I–IV курсов выявлены различия между показателями шкал когнитивной флексибильности, ригидности и исследовательского потенциала у студентов I и III, а также II и III курсов между значениями контроля, актуальной и сенситивной ригидности; у студентов I и IV курсов – сенситивной и преморбидной ригидности; у обучающихся II и IV курсов – ригидности как состояния, актуальной и преморбидной ригидности. Установлено отсутствие различий между данными всех переменных у респондентов III и IV курсов, I и II курсов, за исключением мотивационного компонента исследовательского потенциала у последних, что послужило основанием для создания двух независимых выборок: в 125 и 101 человек соответственно. Cовокупный массив данных был подвергнут регрессионному анализу, где в качестве зависимых переменных выступил общий исследовательский потенциал, включая его когнитивный, мотивационный и поведенческий структурные компоненты, а в качестве независимых переменных – диагностируемые показатели когнитивной флексибильности и ригидности. В результате проведенного исследования верифицирована гипотеза о влиянии ригидности–флексибильности на исследовательский потенциал респондентов. В то же время установлено, что положение о негативном воздействии ригидности на исследовательский потенциал требует определенного пересмотра. Возможно, исследования ригидности повторят судьбу изучения креативности: ее будут рассматривать как норму в контексте позитивного и негативного влияния, обусловленного конкретным видом деятельности. По крайней мере, симптомокомплекс ригидности можно считать частным случаем конвергентного мышления (или наоборот). Результаты исследования представляют как теоретический, так и практический интерес в контексте подготовки студентов ко второй ступени образования с ее делением на практико-ориентированную и исследовательскую магистратуру.

Ключевые слова: ригидность, когнитивная флексибильность, общий уровень исследовательского потенциала, мотивационный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент.

 

Эмоциональное реагирование и совладание с ситуацией самоизоляции у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью

Cинельникова Е.С.

В статье описываются результаты качественного исследования, целью которого было изучение особенностей эмоционального реагирования и совладания с ситуацией самоизоляции в начальный период пандемии COVID-19 в России у студентов с различным уровнем ситуативной удовлетворенности жизнью. Выборку составили 100 студентов Петербургского государственного университета путей сообщения (59 % девушек, 41 % юношей) в возрасте от 17 до 27 лет (M = 19,4, SD = 1,48). Для сбора данных применялась авторская анкета. Были выявлены качественные различия в эмоциональном реагировании и способах совладания у студентов с различным уровнем удовлетворенности. Эмоциональное состояние студентов с низким уровнем удовлетворенности характеризовалось сниженным эмоциональным фоном, усталостью, эмоциональным напряжением. Студенты с низким уровнем удовлетворенности наиболее часто испытывали неблагоприятные физические симптомы (головная боль, проблемы со сном). Эмоциональная сфера студентов с высоким уровнем удовлетворенности характеризовалась дифференцированностью и разнообразием эмоционального реагирования: они испытывали как страх, тревогу, грусть и чувство одиночества, так и чувства радости и свободы. Универсальными способами совладания с ситуацией самоизоляции, применяемыми студентами с различным уровнем ситуативной удовлетворенностижизнью, были общение с близкими людьми (вживую и с помощью средств электронной связи), забота о своем физическом состоянии и развитии. Интеллектуальное саморазвитие и творчество были способами совладания, реализуемыми студентами с высоким и средним уровнем удовлетворенности. Специфическим способом совладания, преобладающим у студентов со средним уровнем удовлетворенности жизнью, было переосмысление своих ценностей, приоритетов, отношений с людьми и текущей ситуации. Студенты с высоким уровнем удовлетворенности применяли наиболее разнообразные способы для совладания с ситуацией самоизоляции, в том числе такие специфические как самоорганизация и забота об организации пространства дома. Благодаря самоорганизации, студенты, удовлетворенные своей жизнью, испытывали во время самоизоляции чувства радости, свободы и контроля над своей жизнью.

Ключевые слова: эмоциональное реагирования, совладание, самоизоляция, COVID-19, удовлетворенность, самоорганизация, переосмысление, социальная поддержка.

 

Роль «триады Роджерса» в социально-психологической адаптации мигрантов: эмпирическое исследование

Еремян З.А., Орлов А.Б.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение связи между уровнем выраженности «триады Роджерса» и уровнем адаптации мигрантов. В статье представлены проект исследования, выборка респондентов, методы и методики исследования. Проведены количественный и качественный анализ полученных данных, их обсуждение. Изучение процессов аккомодации и ассимиляции, лежащих в основе адаптации мигрантов, позволило сделать вывод о существенной роли «триады Роджерса» в построении сбалансированной адаптации. Для респондентов с низким уровнем выраженности «триады Роджерса» характерны варианты разбалансированной адаптации: либо аккомодация (доминирование окружения над Я), либо ассимиляция (доминирование Я над окружением). Полученные результаты свидетельствуют о том, что мигрантов следует рассматривать не в качестве обладающих теми или иными психологическими характеристиками жертв неблагоприятных жизненных обстоятельств, а в качестве активных людей, стремящихся реализовать свой потенциал. Психотерапевтические принципы общения на уровне «человек–человек» с применением элементов человекоцентрированного подхода могут быть использованы психологическими службами и государственными органами в целях полноценной социально-психологической адаптации мигрантов в стране пребывания.

Ключевые слова: «триада Роджерса», мигранты, адаптация, ассимиляция, аккомодация, человекоцентрированный подход.

 

Агрессия и тревожность до и во время COVID-19 (на основе опроса московских и казанских студентов)

Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Зинурова Р.И.

Представлены результаты многолетнего исследования, проведенного на выборках студентов Москвы и Казани до пандемии COVID-19 (2016–2019) и во время нее (2020–2021). Выборка в Казани представлена допандемийными данными и ответами респондентов во время первой волны. В Москве данные собраны до пандемии и в течение трех волн пандемии COVID-19. Общая выборка исследования составила 2194 человека. Цель работы – оценить изменения уровня тревожности и агрессии до и во время пандемии COVID-19 среди студентов из двух регионов России – городов Москва и Казань. Анализ полученных данных выявил значимые изменения степени подверженности стрессу молодежи: уровень тревожности до пандемии был наименьший в обеих выборках, при этом динамика изменения уровня тревожности в московской выборке, где есть данные по всем волнам, показала, что на фоне COVID-19 наблюдается значимая тенденция к снижению степени подверженности стрессу респондентов от первой к третьей волне; это говорит о том, что люди адаптируются к стрессовой ситуации. Уровень агрессивного поведения по всем шкалам (кроме шкалы гнева у казанских студентов) снизился на фоне пандемии по сравнению с допандемийным уровнем. Полученные данные могут помочь оценить психологические последствия стресса глобального масштаба на население нашей страны на примере двух крупных мегаполисов и внести свой вклад в борьбу с COVID-19.

Ключевые слова: агрессия, тревожность, стресс, пандемия, COVID-19, русские, татары.

 

Кризис доверия и принятие решений в ситуации пандемии: роль социального контектста при выборе защитных действий

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш.

В настоящее время в связи с ситуацией пандемии проблема несоблюдения людьми официальных рекомендаций по самоизоляции и масочному режиму в общественных местах обычно рассматривается в контексте рационального выбора, зависящего от личных представлений и установок, тогда как роль микро- и макросоциального контекста, а именно доверия мнению людей в непосредственном окружении и различным средствам массовой информации, менее изучена. В данной работе исследовалась связь доверия этим источникам с выбором защитных действий (на примере первого периода самоизоляции). 270 взрослых респондентов в конце мая 2020 г. заполняли опросники, выявляющие нецеленаправленные нарушения рекомендаций и выбор защитных действий при пандемии, оценивали частоту получения информации о коронавирусе из разных источников и доверие ей, а также меру ориентации при принятии решений о своих защитных действиях на мнения различных людей и средства массовой информации. Полученные результаты показали, что наиболее частыми выборами среди различных альтернатив защитного поведения (включая постоянный мониторинг состояния и самолечение, контроль образа жизни, переезд и выезды на природу) выступили приверженность (готовность к следованию) официальным рекомендациям по самоизоляции и активным мерам защиты при пандемии. Если явная декларация отказа от соблюдения рекомендаций была характерна для одного человека из трех-пяти в выборке и оказалась связана с низким доверием специалистам, нежеланием при принятии решений ориентироваться на мнение наиболее близких людей и свое собственное, а также на официальную информацию, то неединичные (как случайные, так и целенаправленные) нарушения режима наблюдались в 45–55 % случаев и практически не связаны с доверием и принятием решения. Кризис доверия в ситуации пандемии проявился в низком доверии официальным рекомендациям, выступлениям политическим деятелей и известных в сфере медиа людей. Доверие науке оказалось относительно высоким, слабо связанным лишь с приверженностью самоизоляции и не связанным с активными мерами защиты. При этом оно столь же выражено, что и доверие своим переживаниям, мнению родственников и друзей, а также людей с опытом болезни. В принятии решения о защитных действиях в ситуации пандемии респонденты опирались на свои представления и мнение близких (супруга/супруги, старших членов семьи) чаще, чем на любые другие рекомендации, кроме рекомендаций узких специалистов, особенно если проживают совместно с этими людьми.

Ключевые слова: пандемия, доверие, микросоциальные факторы, следование рекомендациям, режим самоизоляции.

 

Отношение к вакцинации молодежи Армении и России в зависимости от этнопсихологических особенностей личности

Берберян А.С., Корнилова О.А., Шаталина М.А., Матасова И.Л.

В статье обосновывается социально и индивидуально значимая проблема – принятие решения о вакцинации против короновируса для выработки коллективного иммунитета. Актуальность темы определяется тем, что глубокое понимание психологических детерминант как отказа, так и прокрастинации, порождающих сомнения относительно необходимости вакцинации, приведет к эффективному противодействию распространения COVID-19. Впервые проведен сопоставительный анализ принятия решения о вакцинации русскими и армянскими респондентами. Цель исследования – изучение отношения молодежи Армении и России к вакцинации от COVID-19, которое обусловлено этнопсихологическими особенностями. Особый интерес для исследователей представляет один из факторов, определяющих поведение человека при принятии решения о вакцинации, – этнокультурный. В связи с этим выявлялись этнопсихологические особенности русских и армянских респондентов в ракурсе личностных особенностей и интегрального показателя страхов. Излагаются результаты проведенного авторами эмпирического исследования, позволяющего понять значимые в представлении респондентов причины вакцинации. Полученные данные подтвердили гипотезу о том, что у российских и армянских респондентов представления о значимых причинах вакцинации различаются, а также есть особенности в принятии решения о получении прививки от COVID-19. Эти различия обусловлены личностными диспозициями и выраженностью страха. Практическая значимость темы связана с необходимостью социально-психологических исследований по принятию решения о вакцинации, которые могли бы быть основой разработки целевых мероприятий, направленных на профилактику недостаточной приверженности вакцинации с учетом культурной специфики.

Ключевые слова:  вакцинация, интегральный показатель страхов, принятие решения, личностные диспозиции.

 

Особенности конструирования цифровой самопрезентации в виртуальном пространстве

Полева Н.С., Голубева Н.А.

Конструирование цифровой идентичности рассматривается как процесс управляемой самопрезентации в пространстве социальных сетей с помощью онлайн-инструментов. Содержание этого визуального контента включает типичные области повседневной жизни, обычные ежедневные дела пользователей, которые меняют свой статус с приватного на публичный. Основными особенностями конструирования виртуальной идентичности являются нарративность и ориентация на биографическую идентичность. Полученные эмпирические данные доказывают, что одним из важных элементов виртуальной самопрезентации в социальных сетях является наличие аватара. Фотографии в ленте пользователя – способ не просто фиксации значимых событий, но и коммуникации в социальных сетях, разворачивающийся визуальный рассказ человека о себе, о своих ценностях и о том, что является для него важным. Как показывают результаты нашего исследования, в основном внимание пользователей привлекают визуальные рассказы о повседневной жизни других участников сообщества, хотя особый интерес вызывают отчеты о наиболее ярких событиях. Большой объем личной информации о человеке в его аккаунте не всегда оказывает влияние на уровень доверия к нему других пользователей. Для большинства участников исследования не является значимым фактором при восприятии профиля другого человека принадлежность к какой-либо социальной группе. В то же время остаются важными комментарии, лайки и репосты, а также анонимность и физическая удаленность при общении.

Ключевые слова: цифровая идентичность, повседневная жизнь, аватарка, управляемая самопрезентация, визуальный автобиографический нарратив.

 

Младший школьный возраст

Выготский Л.С.

Стенограмма лекции хранится в домашнем архиве Л.С. Выготского и была предоставлена О.Г.  Кравцовым, которому мы выражаем искреннюю признательность. Тема не указана, заглавие дано публикатором. На первом из 25 машинописных листов значится: «Стенограмма лекции профессора Л.С.  Выготского от 10 марта 1934 года». Через два месяца, 9 мая, Выготский слег и вскоре ушел из жизни. Таким образом, перед нами его итоговые суждения на темы детской психологии. В фокусе внимания – развитие «смыслового строения сознания», т.е. взаимосвязи психологических функций в сознании ребенка: как они дифференцируются и координируются, какая функция господствует в «системе сознания» каждого возраста и т.д. Изменилось и само понятие высших психологических функций, вследствие чего их «новообразование» относится к началу школьного возраста. В описи архива указано, что лекция, которая читалась 10 марта в Ленинградском педагогическом институте, является продолжением лекции, прочитанной 23 февраля 1934 г., однако при сравнении стенограмм выяснилось, что это две вариации на одну тему, в них присутствуют ряд cхожих формулировок и одинаковые примеры. Первая лекция (от 23 февраля), как явствует из вступительных слов Выготского, продолжала начатый ранее лекционный курс о школьном возрасте и адресована более квалифицированной аудитории. Лекции же от 10 марта предшествовала лекция о дошкольном возрасте (Выготский ссылается на приведенный в ней пример с шариками).

Ключевые слова: восприятие, осознание, строение сознания, высшие психологические функции, предпонятие, понятие, закон Клапареда, Пиаже.

 

О гуманистическом смысле бихевиоризма Б.Ф. Скиннера: к 50-летию выхода в свет книги «По ту сторону свободы и достоинства»

Фёдоров А.А.

В статье обсуждается гуманистический аспект радикального бихевиоризма Б.Ф. Скиннера. Показано, что в своей работе «По ту сторону свободы и достоинства» (1971) Скиннер предлагает не отказ от свободы и достоинства как таковых, а их реинтерпретацию в рамках естественной науки о поведении.

Ключевые слова: гуманизм, бихевиоризм, свобода, достоинство, Б.Ф. Скиннер.

Влияние пандемии COVID-19 на психологическое состояние субъектов образовательного процесса

Ситникова М.А., Малых С.Б.

Пандемия коронавирусной инфекции затронула так или иначе всё население планеты и повлияла практически на все аспекты (экономика, здравоохранение, образование, демография и др.) жизни современного общества. Пандемии наносят колоссальный ущерб: человеческие потери, вред физическому и психологическому здоровью людей, экономические и социальные потери, проблемы в системе образования. Следует отметить, что учащиеся и педагоги относятся к особой группе людей, которая, помимо психологических проблем, вызванных пандемией, столкнулась с дополнительным стрессовым фактором – внезапным переходом на дистанционное/онлайн обучение в сжатые сроки. Пандемия COVID-19 привела к стремительному увеличению количества детей и молодых людей, не посещающих школы или университеты. Так, по оценке Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), более 100 стран во время пандемии закрывали учебные заведения в масштабах всей страны, что затронуло более половины учащихся во всем мире. Таким образом, субъекты образовательного процесса столкнулись с рядом серьезных технических, социальных и психологических проблем из-за вынужденного экстренного перехода на дистанционное обучение, к которому они не были готовы в полной мере. Цель данного обзора – представить исследования, направленные на изучение краткосрочных и возможных долгосрочных психологических последствий пандемии COVID-19 у учителей, преподавателей и учащихся.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, образование, дистанционный/онлайн формат, психологические последствия, учащиеся, педагоги.

 

Роль числа категорий и условий их освоения в формировании вероятностных правил категоризации

Котов А.А., Котова Т.Н., Афанасьева В.М.

В традиционных исследованиях категориального научения его условия обычно ограничены лишь двумя категориями, для которых участникам нужно определить правило категоризации. Однако в реальной жизни при образовании любой новой категории люди часто сталкиваются с примерами других, дополнительных категорий. Как это влияет на освоение основной категории? В проведенном авторами эксперименте участники выполняли задание на формирование искусственных категорий с вероятностной структурой правила (прототипом). Дополнительно к основной задаче на различение примеров из двух основных категорий им предъявляли примеры третьей. Варьировались условия предъявления этой категории: наличие или отсутствие для входящих в нее примеров собственного правила категоризации, а также обратной связи. После формирования категорий участники выполняли тест на перенос выученного правила. Было обнаружено, что на успешность освоения основных категорий влияло наличие у дополнительной собственного правила категоризации и не влияло наличие обратной связи. Вместе с тем в случае, когда она была, участники быстрее категоризовали новые примеры. Полученные результаты рассматриваются в контексте модели множественных систем категоризации (COVIS) и исследований обучения с частичной обратной связью.

Ключевые слова: категории, категориальное научение, обратная связь, прототип, знак, категория, COVIS.

 

Делает ли нас тревожность менее рациональными?

Величковский Б.Б., Шульгина К.Д., Хлебникова А.А.

Тревога и тревожность могут оказывать влияние на когнитивное функционирование. В  настоящей работе рассматривается влияние личностной тревожности на рациональность мышления, которая в соответствии с теориями двойных процессов операционализировалась как соотношение работы автоматической, или интуитивной, Системы 1 и сознательно контролируемой, или рациональной, Системы 2. Онлайн-опрос прошли 363 человека. Измерялись личностная тревожность (опросник STAI Ч. Спилбергера в адаптации А.Б. Леоновой), а также ряд когнитивных показателей, отражающих работу Систем 1 и 2. К ним относятся: задачи на предвзятость убеждения, задачи на эвристику репрезентативности, Тест когнитивной рефлексии. В качестве контрольных заданий предлагались арифметические задачи (с целью проверки отсутствия влияния тревожности на выполнение арифметических операций). Было обнаружено, что личностная тревожность обратно коррелирует с эффективностью решения всех тестов на рефлексивное мышление, кроме задач на игнорирование размера выборки. Все тесты на рациональное мышление выраженно коррелировали между собой, что отражает их принадлежность одному конструкту. Для оценки вклада личностной тревоги в дисперсию оценки выполнения заданий на функционирование Системы 2 были построены иерархические линейные регрессионные модели. В первом блоке каждой модели использовались демографические предикторы: пол, возраст, стаж и образование, а во втором – показатель личностной тревожности. Оказалось, что после контроля демографических переменных и уровня образования личностная тревожность продолжает вносить значимый вклад в дисперсию показателей эффективности выполнения тестов на рациональное мышление (исключение составляют задачи на игнорирование размера выборки): прирост объясняемой дисперсии составил около 5–10 %. Это подтверждает гипотезу о негативном влиянии личностной тревожности на рациональность мышления. Для мужчин и для женщин были получены разные коэффициенты корреляций тревожности и рациональности мышления, что говорит о возможном смешении негативного влияния тревожности и гендерных различий.

Ключевые слова: тревожность, рациональность, мышление, Система 2, рабочая память.