Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

О героизме, терроризме и социальном насилии: заметки политического психолога

А.П. Назаретян

Как поведенческие, так и психологические отличия террористов 1990–2010-х гг. от их предшественников в 1950–1980-х гг. отражают глобальный тренд в сторону клерикализации и примитивизации политического мышления. Структура и логика религиозных мотивов и буквальная вера в посмертное вознаграждение – все это придает действиям террористов особую жестокость по сравнению со светскими «революционными романтиками». Автор обосновывает свои выводы, опираясь не только на литературные источники, но также на личные многолетние наблюдения и опыт практической работы с политиками различной ориентации.

Опасная психологическая тенденция сопровождается размыванием граней между состояниями войны и мира, а также между военными, производственными и бытовыми технологиями: новейшее оружие становится все более дешевым и доступным. В статье показано, сколь фатальными последствиями для мировой цивилизации чреват регресс гуманитарного интеллекта на фоне ускоряющегося технологического развития. Согласно независимым расчетам ученых Австралии, России и США, текущее столетие обещает стать переломным не только в человеческой истории, но и во всей планетарной эволюции, что накладывает особую ответственность на нынешние поколения.

На протяжении тысячелетий групповая солидарность строилась на образе общего врага («они – мы»), в контексте которого, вместе с тем, упрощалось смыслообразование. Сегодня решающим условием сохранения планетарной цивилизации становится освоение людьми стратегических смыслов, свободных от межгрупповой конфронтации. Социально-психологические эксперименты (М. Шериф и другие) и политические наблюдения в кризисных фазах истории свидетельствуют о возможности неконфронтационной консолидации. Новейшая междисциплинарная наука содержит основу для формирования общечеловеческих смыслов, однако реальные политические настроения в настоящий момент дрейфуют в опасном направлении.

Ключевые слова: героизм, терроризм, насилие, закон Веркко, техно-гуманитарный баланс, религия, идеология, конфронтация, цивилизация, будущее.

 

Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы

Е.Д. Божович

 

Рассматривается содержание понятий «личность» «субъект», «субъектность». Обсуждаются дискуссионные вопросы соотношения феноменов, обозначенных этими понятиями. Раскрывается понятие позиции субъекта учения, формирующейся в условиях образования; описывается ее структура и содержание каждого компонента. Результаты ранее проведенных лабораторией психологии учения ПИ РАО исследований этой позиции на материале ряда учебных предметов (родного языка, истории, физики, биологии) дают основания полагать, что психологический контекст ее формирования шире совокупности условий осуществления школьниками познавательной деятельности. На эту позицию могут оказывать влияние уже сложившиеся и/или формирующиеся в процессе онтогенеза личностные образования и устойчивые качества личности ученика. Обозначены различия между личностными образованиями и личностными качествами. Изложены эмпирические основания гипотезы о возможном позитивном и негативном влиянии личностных факторов на характер этой позиции. К наиболее влиятельным личностным образованиям могут быть отнесены: Я-концепция, включающая доминирующую мотивацию учения, тип ориентации на образование, характер осознаваемой самооценки, рефлексию на процесс и результат познавательной деятельности, уровень саморегуляции, копинг-стратегии и защитные реакции. К качествам личности, существенным для характера и процессов развития позиции субъекта учения, могут быть отнесены: конформность/нонконформность, отражающие уровень внутренней независимости субъекта; уровень интеллектуальной активности/пассивности; ответственность, связанная с ориентацией ученика на социальные оценки результатов его познавательной деятельности; уровень ситуативной и/или личностной тревожности. Проблема связей позиции субъекта учения как психологической системы и личностных особенностей школьников, судя по литературным источникам, в педагогической психологии пока не ставилась.

Ключевые слова: личность, личностные образования, личностные качества, познавательная деятельность, позиция субъекта учения.

 

Возрастные особенности переживания ценностных конфликтов

А.В. Визгина, М.А. Джерелиевская

Статья посвящена эмпирическому изучению возрастных особенностей переживания ценностных конфликтов, в основе которых лежит выраженное рассогласование между субъективной доступностью ценности и ее значимостью. Цель исследования – проследить, как проявляются ценностные конфликты в разные периоды жизни, и охарактеризовать возрастные изменения связанных с ними эмоциональных переживаний, поведенческих реакций и защитных стратегий. В качестве методов выявления ценностных конфликтов и отношения к реализации проблемных ценностей использовались УСЦД и «Семь состояний», разработанные Е.Б. Фанталовой. Для выявления способов совладания субъекта с трудностями при реализации ценностей был выбран Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. Исследование проводилось на четырех возрастных группах: юность, ранняя взрослость, средняя взрослость и зрелая взрослость. Обработка результатов заключалась в проведении факторного анализа на основе матрицы интеркорреляций между показателями для каждой группы отдельно. В результате были получены факторные пространства для каждой возрастной группы, отражающие репертуар паттернов отношения к реализации проблемных ценностей и особенности связанных с ними переживаний. Для каждого возрастного периода были выявлены свои особенности переживания ценностей и отношения к их реализации, связанные с различием связей между активно-настойчивым и пассивно-беспомощным паттернами, ориентацией на труднодостижимые значимые или доступные незначимые ценности, использованием разных защитных стратегий для совладания с ценностными конфликтами. Было показано, что при выраженности активно-настойчивой стратегии во всех возрастах, кроме юности, в молодом возрасте преобладает тенденция к активно-настойчивому достижению труднодоступных ценностей (ассимилятивная тенденция). К среднему и старшему возрасту нарастает тенденция к аккомодации, что проявляется в переориентации на доступные ценности в средней взрослости и использовании защитных стратегий в средней и старшей взрослости. Наряду с этой тенденцией, в зрелом возрасте снова возрастает активность и настойчивость в отношении труднодоступных ценностей.

Ключевые слова: ценность, ценностный конфликт, возрастные особенности, защитные стратегии, реализация ценностей, ассимилятивная тенденция, аккомодационная тенденция.

 

Executive functions and mathematical achievements by students with mild intellectual disabilities

M. Japundza-Milisavljevic, A. Djuric-Zdravkovic

Исследовался вклад ингибиторов, обновления и переноса в качестве компонентов исполнительных функций при объяснении существующей дисперсии в решениях числовых, текстовых арифметических задач и проблемно-ориентированных математических задач, предлагаемых учащимися с легкой степенью умственной отсталости. Выборка включала 103 учащихся обоих полов (48,5 % мальчиков и 51,5 % девочек) в возрасте от 10 до 16 лет. Исполнительные функции изучались в соответствии с моделью А. Мияке и Н. Фридмана, а именно, исследовались оттормаживание реакции на нерелевантные стимулы (inhibition), обновление информации в рабочей памяти (updating) и переключаемость (shifting). Использовались Plus-Minus test, адаптированный Number-Letter test, задание «Keep-Track», Letter Memory test, Stroop test, задание «Stop Signal». Три компонента математических способностей (Calculation, Math fluency, Applied Problems) исследовались с помощью Woodcock-Johnson Tests of Cognitive Abilities. Далее строились регрессионные модели, призванные объяснить вариативность компонентов математических способностей за счет вариативности компонентов исполнительных функций. Исследование показало, что компоненты исполнительных функций выступают значимыми предикторами эффективности работы с числовыми, математическими задачами, текстовыми арифметическими задачами, и проблемно-ориентированными математическими задачами. При этом для числовых задач наиболее значимым предиктором является оттормаживание реакции на нерелевантные стимулы (inhibition), а для текстовых арифметических задач и проблемно-ориентированных математических задач – обновление информации в рабочей памяти (updating).

Ключевые слова: исполнительные функции, математические способности, предикторы эффективности работы с математическими задачами, легкая степень умственной отсталости.

 

Категория хронотопа в психологии

Т.Д. Марцинковская, Е.Ю. Балашова

Рассматриваются различные варианты категории хронотопа, раскрывается содержание данной категории в биологии, филологии и психологии. Показывается связь подходов к анализу взаимосвязи пространства и времени в концепциях В.И. Вернадского, А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна, стремившихся к анализу целостного ответа организма на воздействия внешней среды. Раскрывается значимость для психологии подхода к категории хронотопа в концепции М.М. Бахтина. Хронотоп дает возможность показать отражение в литературе картины мира определенной исторической эпохи и описать переход к многозначной картине мира, где существует образ человека во всей своей сложности и противоречивости.

Показывается, что сложный подход к гетерохронности у А.А. Ухтомского соотносится со сложной структурой психологического хронотопа, в котором выделяются не только три параметра пространства, но и три параметра времени в объективной и субъективной реальности людей.

Гетерохронность особенно важна для нейропсихологии. Рассматривая хронотоп в контексте работы мозга, ученые говорят о гетерохронности, гетеротопности и гетеродинамичности развития, исходя из того, что психические функции начинают развиваться в разное время и формируются с разной скоростью и в разных областях мозга. Это дает возможность говорить о мозговом субстрате хронотопа как пространственно-временного фактора психики, что, безусловно, требует дальнейших исследований. Пространственно-временная детерминация онтогенеза важна для дифференциации нормального и аномального развития, для определения типа и характера психического дизонтогенеза, для психосоматических исследований.

В психологии личности хронотоп дает возможность целостного подхода к анализу человека в изменяющейся действительности пространства–времени, что крайне актуально для исследования процессов социализации и становления идентичности человека в транзитивной действительности.

В заключении доказывается адекватность использования понятия «психологический хронотоп» в качестве конструкта, соединяющего разные подходы и линии развития в современном меняющемся социуме.

Ключевые слова: хронотоп, пространство, время, психология.

 

Возрастная динамика и содержание привязанности к дому

С.И. Резниченко

Аргументируется роль домашней среды как значимого жизненного контекста развития личности. Вводится понятие привязанности к дому. Описано исследование возрастной динамики и содержания феномена. Общую выборку составили 330 человек от 12 до 72 лет (Mвозраст = 36,7; SDвозраст = 13,2); выборка была поделена на четыре группы по возрастному признаку: подростковая, юношеская, респонденты периода взрослости и периода зрелости. Анализировались данные, полученные с помощью стандартизированных опросников «Привязанность к дому» (Резниченко и др., 2016) и «Релевантность домашней среды» (Нартова-Бочавер и др., 2016), а также данные персональной анкеты. Показано, что наиболее слабая привязанность к дому свойственна подросткам, а наиболее сильная – людям зрелого возраста. В разные возрастные периоды привязанность к дому поддерживается различными качествами жилища: в подростковом и юношеском возрастах – эргономичностью и возможностью самопрезентации в пространстве дома, во взрослом возрасте– поддержкой среды, в зрелости – управляемостью и пластичностью места обитания. На привязанность к дому значимое влияние оказывают принадлежность жилища, наличие личного пространства, а также длительность проживания. Отмечаются перспективы и ограничения исследования.

Ключевые слова: привязанность к дому, возрастные задачи развития, релевантные качества домашней среды, динамика, средовые условия.

 

Научная составляющая текстов по психологии, публикующихся в социальной сети «ВКонтакте»

Я.А. Ледовая, П.В. Паничева, А.Г. Причисленко, Н.А. Бутаков

В течение последних нескольких лет в России наблюдается, с одной стороны, увеличение интереса к популяризации научных знаний, а с другой – рост числа людей, верящих в состоятельность гомеопатии и испытывающих недоверие или даже страх по поводу генномодифицированных продуктов. Это значит, что необходимость распространения научных знаний весьма актуальна. Информация о психологии как науке и обоснованных методах практики нуждается в корректных способах трансляции, потому что интерес к психологии крайне велик среди непрофессионалов, а понятие о ней закладывается зачастую с опорой на материалы в далеких от академизма СМИ, а не в школе или университете. При этом социальные сети за последние 10 лет превратились в ежедневный источник информации для многих людей, особенно для молодежи, и качество распространяемой в социальных сетях информации о психологии представляет интерес для исследований психологов.

Настоящее исследование посвящено проблеме определения академического уровня текстов психологического содержания в тематических сообществах, популярных среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». С помощью оценок экспертов – молодых академических психологов, сотрудников НИИ и преподавателей вузов Москвы и Санкт-Петербурга – были выделены сообщества, транслирующие академически корректную (научно обоснованную) и академически некорректную (научно необоснованную) информацию о психологии в этой социальной сети. С помощью системы сбора данных из социальных сетей – краулера – была выделена текстовая информация (новости, «посты») из этих двух типов сообществ в социальной сети «ВКонтакте», а с помощью компьютерно-лингвистических методов анализа в этих текстах были выделены превалирующие тематика и термины. Показателями академичности текстов в исследуемых сообществах могут считаться термины «синапс», «научение», «аксон», «медиатор», а показателями неакадемичности – термины «деньги», «счастье», «интроверт». Планируется использовать полученные данные для создания рекомендаций подписчикам и администраторам социально-сетевых сообществ, заинтересованных в распространении научно обоснованной информации о психологии.

Ключевые слова: наука, психология, социальные сети, краулер, лексические маркеры, частотность слов.

 

О подготовке XVI Европейского психологического конгресса в Москве: традиции и перспективы

Ю.П. Зинченко, А.В. Лейбина, А.Н. Веракса, С.В. Леонов

В статье описывается развитие Российского психологического общества в направлении взаимодействия с Европейской федерацией психологических ассоциаций (ЕФПА). Рассказывается о главном научном форуме ЕФПА – Европейском психологическом конгрессе: его истории, целях, задачах, тематизмах и формате проведения. Особое внимание уделяется особенностям XVI Европейского психологического конгресса, который впервые пройдет в Москве в 2019 г. Авторы не только раскрывают логику продвижения и реализации столь масштабного мероприятия, но и предоставляют возможность каждому читателю стать частью истории российской психологии, приняв участие в его подготовке.

Ключевые слова: Европейская федерация психологических ассоциаций, Европейский психологический конгресс, Российское психологическое общество.

 

О картезианстве и спинозизме в современной психологии: взгляд представителя школы А.Н. Леонтьева

Е.Е. Соколова

Статья представляет собой отклик на статьи Н.И. Чуприковой (Вопр. психол. 2016. № 6) и И.А. Мироненко (Вопр. психол. 2017. № 1), в которых обсуждается возможность использования идей Б. Спинозы в решении ряда фундаментальных проблем психологической науки, в частности психофизической и психофизиологической. Выдвигается и доказывается тезис, что при всех декларациях Н.И. Чуприковой о возможности и даже необходимости использования идей Спинозы в психологии предлагаемое ею решение указанных фундаментальных проблем никакого отношения к подлинному спинозизму не имеет, а базируется, скорее, на идеях Р. Декарта и Т. Гоббса. В свою очередь, И.А. Мироненко, критикуя подход Н.И. Чуприковой за «редукционизм», не предлагает ничего радикально нового по сравнению с ним. Справедливо утверждая, что психология и физиология имеют разные предметы, И.А. Мироненко, развивая идеи Л.М. Веккера, считает материальным субстратом психического взаимодействие организма и среды, однако это взаимодействие определяется ею исходя из принципа реактивности. Одновременно допускается существование «спонтанной активности» психического, которое не получает должного объяснения. Между тем в психологии уже есть адекватная спинозизму попытка понять природу психического иначе, чем функцию мозга или даже целостной системы анализаторов, а именно как функцию всей деятельности субъекта в предметном мире. Эта попытка принадлежит школе А.Н. Леонтьева, к которой автор настоящей статьи причисляет и себя. В своих философских истоках данная идея восходит к учению Б. Спинозы о мышлении как атрибуте действующей и тем самым мыслящей единой и единственной субстанции. В школе А.Н.Леонтьева деятельность (прежде всего практическая) понимается как субстанция психического, а последнее – как атрибут данной субстанции (или, говоря современным языком, функциональный орган деятельности). Поэтому в объяснении сути психического следует придерживаться принципа не от мозга – к жизни, а от жизни (деятельности) к мозгу.

Ключевые слова: психофизическая проблема, психофизиологическая проблема, психика, деятельность, философские основания психологии, Б. Спиноза, Р. Декарт, Т. Гоббс, школа А.Н. Леонтьева.

 

Прогресс на фоне кризиса

В.А. Мазилов

Статья посвящена обсуждению остродискуссионных вопросов, речь о которых шла в публикациях П.А. Мясоеда, А.М. Двойнина, А.В. Юревича и других, опубликованных в журнале «Вопросы психологии». Отмечается наличие трудностей в научной коммуникации, которые существенно снижают эффективность научных дискуссий. Анализируются проблемы психологической практики, соотношения академической и практико-ориентированной психологий. Утверждается, что в настоящее время речь может идти не о конфликте парадигм научной и практической психологий, а об имеющем место очередном противостоянии естественнонаучной и герменевтической парадигм. Показано, что кризис полезно рассматривать не как негативное, а как сложное явление, имеющее уровневое строение. Утверждается, что необходим пересмотр понимания предмета психологии. Недостаточно интенсивная интеграция в психологии, расхождение между практической и академической психологиями, наконец, сам кризис психологии глубинной своей причиной имеют не вполне адекватное (узкое) понимание предмета психологии.

Ключевые слова: наука, психология, кризис, предмет психологии, практика академическая психология.

 

Возможности экстрафовеального восприятия геометрических фигур

А.Н. Кричевец, А.Ю. Шварц, Д.В. Чумаченко, А.А. Дренёва

Приведены результаты исследования роли движений глаз и фиксаций взгляда при решении визуально заданных задач, связанных с математическими понятиями. Первая экспериментальная серия, в которой предъявлялись фиксированные хорошо различимые геометрические формы (круг, треугольник, квадрат и крест), показала, что практически все взрослые испытуемые после нескольких проб переходят к экстрафовеальному решению задачи распознавания, т.е. обходятся вообще без движений глаз. Сформулировано предположение, что фиксация целевого стимула в этих и похожих условиях требуется лишь для подтверж­дения гипотезы, которая возникает у испытуемого благодаря экстрафовеальному восприятию. Отталкиваясь от этого исследования как базового, в дальнейших исследованиях мы постепенно усложняем условия с целью очертить границы возможностей экстрафовеального распознавания, т.е. найти такие целевые понятия и дистракторы, при которых анализ соответствия изображения становится слишком сложным и задача распознавания требует фовеального восприятия. Новым является понятийный способ задавать целевую фигуру, что отличает происходящие когнитивные процессы от классического зрительного поиска: испытуемому требуется не найти определенную фигуру, а решить задачу подведения под понятие. Во второй экспериментальной серии исследуются факторы, затрудняющие экстрафовеальное распознавание фигур: характер дистракторов и ориентация цели на плоскости экрана. В качестве показателя степени вовлеченности экстрафовеального восприятия в решение задачи распознавания используется, номер первой фиксации цели в последовательности фиксаций фигур: в ряде случаев наблюдалось полное отсутствие движений глаз до объявления испытуемым правильного ответа, однако если первая саккада направлена сразу на целевую фигуру, экстрафовеальное распознавание целевой фигуры очевидно. Сходство целевой фигуры с дистракторами и нестандартный поворот фигур увеличивают время поиска и количество фиксаций, причем взаимодействие этих факторов незначительно. При этом участие экстрафовеального распознавания в выборе точек фиксации все же остается несомненным. Также выявлены значительные индивидуальные различия в стратегиях решения задач и весьма значительный разброс в степени выраженности использования экстрафовеального распознавания цели. Возможная связь этого разброса и различия стратегий с личностными чертами и отношением испытуемых к экспериментальной задаче требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: экстрафовеальное восприятие, распознавание, математические понятия, регистрация движений глаз, восприятие геометрических фигур.

 

Механизм косвенного обучения при формировании понятий

А.В. Вартанов, Е.В. Матвиенко

На материале разной сложности и модальности продемонстрирован и количественно описан феномен косвенного обучения в процессе формирования искусственных понятий. Экспериментально показано, что даже в простом ассоциативном эксперименте формирование осуществляется на основе выявления человеком общих правил взаимной организации множеств объектов знаков и обозначений, благодаря чему формируется соответствие и других, ни разу не ассоциированных в обучении пар объектов знаков и обозначений. С помощью нескольких специально подготовленных и экспериментально субъективно специфицированных наборов стимулов выявлен механизм формирования искусственных понятий, который заключается в устанавливании на основе проб и ошибок общего соответствия двух локальных систем признаков, отображающих множества объектов-знаков и объектов-обозначений. Показано, что характер индивидуальных кривых обучения ассоциированных и ни разу не ассоциированных в обучении пар объектов знак–означаемое принципиально сходен, такие знаки приобретают свое значение косвенно благодаря общему соответствию. При этом не ассоциированные пары не выделяются в процессе формирования, их наличие в проверочной серии не вызывает затруднений и не осознается человеком. Показано, что такое соответствие достигается путем поворота осей координат одного пространства признаков по отношению к другому, вследствие чего ошибки в пробах по отдельным парам стимулов не случайны, их величина и направление прямо коррелируют с величиной угла поворота пространств в данной пробе. Это подтверждает предложенную схему интеграции двух локальных анализаторов (построенных из нейроподобных элементов) на основе моторного кода. Такие закономерности получены как для простых однопараметрических наборов, представленных зрительно (на примере выработки искусственных ассоциаций между подмножеством оттенков равноярких и равнонасыщенных цветов и формы плоских черно-белых фигур, изменяемых от треугольника к кругу), так и для сложных, различающихся тремя субъективными параметрами наборов стимулов, представляемых в двух модальностях на примере выработки искусственных зрительно-слуховых ассоциаций цвет (изменяемый по тону, яркости и насыщенности) - речеподобные звуки.           

Ключевые слова: формирование понятий, косвенное обучение, сознание.

 

Способы выявления алекситимии у детей с сенсорными расстройствами

И.С. Карауш, И.Е. Куприянова

Алекситимия как психологический феномен недостаточно изучена у такой категории детей, как «дети с ограниченными возможностями здоровья». Данная публикация посвящена проблеме выявления алекситимии и формирования эмоциональной зрелости у детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения. Представлены результаты комплексного клинико-психологического исследования 368 учащихся специализированных (коррекционных) школ 7–18 лет (слабослышащие, глухие, слабовидящие). Выявлена высокая частота речевых расстройств (94,6% у слабослышащих и глухих детей и 20,3% у слабовидящих) и расстройств психического развития (64% у глухих и слабовидящих детей, 20,3% у слабовидящих). Описаны клинические проявления алекситимии.

Традиционно используемая Торонтская шкала алекситимия ТАС-20 была адаптирована для применения у подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися отклонениями в психическом развитии. Шкала доступна подросткам с нарушениями интеллекта, не требует длительного зрительного напряжения; может быть рекомендована для проведения психологических и клинических исследований в коррекционных школах. С помощью этой шкалы был обследован 271 учащийся 10–18 лет и выявлены три группы: «норма», «риск алекситимии» и «алекситимия». Алекситимия значительно (р = 0,012) чаще определялась у детей с нарушениями слуха (42%) по сравнению с детьми с нарушениями зрения (29%); 34% учащихся с сенсорными нарушениями имели риск развития алекситимии.

Обсуждаются значимые факторы, которые дискриминируют выделенные группы. Показан «вклад» психических расстройств, патологических типов воспитания и повышенного уровня тревоги в формирование проявлений алекситимии. Сочетание сенсорного дефекта и психического расстройства существенно (p = 0,00001) повышает вероятность наличия алекситимических черт. Особенности семейного воспитания и внутрисемейного взаимодействия определяют социальную составляющую формирования алекситимии по типу «социального обучения». Алекситимия рассматривается как эквивалент психологических защит (например, вытеснения), которые удаляют аффект в неосознаваемый полюс, ограничивая психические реакции и заменяя их менее травматичными физиологическими. Алекситимические черты исследуемого контингента усугубляют инфантилизм и проблемы социального взаимодействия.

Описаны основные направления психотерапевтической и психокоррекционной работы с детьми с сенсорным дефектом, их родителями и учителями.

Ключевые слова: алекситимия, слабослышащие и глухие дети, слабовидящие дети, тревога.