![]() |
![]() ![]() ![]() |
English ![]() |
![]() |
![]() | ||
![]() |
новости ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Интеграция психологического знания – эликсир от кризиса или методологический мираж?
Николаев Д.Е.
Ключевым признаком и причиной перманентного кризиса психологической науки многие исследователи называют разобщенность и фрагментарность психологического знания. В этой связи поиск путей интеграции различных подходов и школ находится в центре внимания современной методологии психологии. В статье предлагается рассмотреть проблему интеграции с иного ракурса – с позиций тех областей знания, которые являлись образцами для исследователей при создании психологической науки. В ходе анализа со временной ситуации в методологии психологии, математики и физики показано, что разобщенность и фрагментарность научного знания характерны для современного состояния науки. Представление о единстве и полноте научного знания в «зрелых» науках является установкой психологов, отвечающей реалиям XIX в., но совершенно не адекватной современным тенденциям. Дальнейшее развитие науки, вполне возможно, связано с преодолением разобщенности, даже с формированием трансдисциплинарных «теорий всего», но на данном этапе преждевременно говорить о том, что интеграция знания не является своего рода методологическим миражом, и тем более о том, что незамедлительное решение проблемы формирования единой парадигмы является условием выживания какой-то из наук.
Ключевые слова: методология психологии, интеграция научного знания, кризис психологии, научные парадигмы.
Этапы становления европейской субъективности и личности в социо- и персоногенезе
Розин В.М.
Субъективность рассматривается автором как предельная рамка и онтология. Намечаются два основные этапа становления европейской субъективности: – становление «Я» и формирование личности, которая в средневековой и новоевропейской культурах конституируется в разные типы. Автор реализует в статье методологию исследования, включающую культурно-историческую реконструкцию и метод аналогий социо- и персоногенеза. Намечается следующая схема становления инстанции «Я»: разрозненная телесность индивида собирается с помощью семиотических схем в единое целое в рамках «пра-мы» (Л.С. Выготский). Второе необходимое условие формирования инстанции «Я» – разграничение реальностей детской психики (сновидений и бодрствования, обычной жизни и искусства); при этом разграничение, как можно понять из примеров, предполагает одновременно установление отношений между этими реальностями. Личность складывается при переходе к самостоятельному поведению, которое в плане сознания обеспечивается смыслообразованием – построением схем, задающих новое понимание мира и себя в этом мире. Намечаются два этапа становления античной личности: в первом она осознает себя еще синкретично, во втором создается смысловая конструкция, в которой соединяется «Я», внутренний мир человека и внешний мир, причем «Я» нагружается функцией управления поведением и деятельностью (представление личности как обладающей правом обеспечивает своеобразную легитимность «Я» как источника и причины самостоятельного поведения). Если средневековая субъективность ограничивает самостоятельное поведение личности Священным писанием и христианской верой, то новоевропейская решает сложную проблему взаимоотношений «Я» и общества. В результате складывается популятивная (множественная) личность модерна. На одном полюсе здесь – решение И. Канта, предлагающего подчинить свободу личности морали и долгу, на другом – З. Фрейда, фактически лишающего личность свободы.
Ключевые слова: субъективность, культура, «Я», личность, индивид, человек, смысл, свобода, самостоятельность, мир.
Кибербуллинг в школьной среде: результаты социально-психологического опроса
Ениколопов С.Н., Назаров В.Л., Зиновьева М.Е.М.
Описана вторая часть исследования школьной травли, в основе которого лежит проведенный авторами социально-психологический опрос (первую часть см. в № 3 журнала «Вопросы психологии» за 2022 г.). Основной целью данной части является восполнение научного знания о частоте встречаемости травли, перешедшей из школ в пространство интернета, и кибербуллинга в целом. Если раньше травля происходила только в «живом» пространстве, то сегодня буллеру (преследователю) дана возможность настигнуть жертву и в виртуальном мире. Появление интернета наделило людей новыми инструментами взаимодействия друг с другом и привело к изменениям в структуре общения. В статье представлены материалы исследования, проведенного на выборке учащихся школ и учреждений средне-профессионального образования Свердловской области (N = 1762). Полученные результаты демонстрируют, что жертвами кибербуллинга (особенно игнорирования), перешедшего из школьной среды, хотя бы раз в жизни становились 20,4 % респондентов, при этом инициировали травлю своих одноклассников в интернете 4,7 % опрашиваемых, а присоединялись к уже организованной травле – 6,4 %. Жертвами кибербуллинга как такового, не связанного со школьной средой, хотя бы раз в жизни становились 10 % респондентов, при этом инициировали травлю в интернете 7,1 % опрашиваемых, присоединялись к уже организованной травле 4,4 %, становились свидетелями 13,7 %. Выяснено, что кибербуллинг зачастую инициируется ради веселья. Это сообщают как преследователи-инициаторы, так и те, кто присоединяется за компанию. А основной стратегией совладания у жертв и свидетелей так же, как и в случае с травлей офлайн, является молчание.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, агрессия.
Психологические характеристики пользователей сети DarkNet: причины «ухода в тень»
Марцинковская Т.Д., Толстопятов Ю.Ю.
Рассматривается современное интернет-пространство, акцентируется внимание на содержании и структуре сети DarkNet, мало изученной до настоящего времени как в России, так и за рубежом. Анализируются причины ухода пользователей «в тень», прежде всего экзистенциальные кризисы и кризисы идентичности. На основании проведенного анализа предлагаются критерии принадлежности интернет-сайтов к сети DarkNet, показываются сегменты этой сети, в которой выделяются разные по степени закрытости уровни и имеющие различные цели сообщества: от легитимных и открытых до полностью закрытых криминальных и стигматизированных. Представлены результаты эмпирического исследования наиболее выраженных негативных качеств (маккиавеллизм, нарциссизм, психопатия) с помощью короткой версии опросника «Темная триада», а также причин личностного кризиса – с использованием нарративного интервью (вариант Д. Мак-Адамса). Полученные данные убедительно показывают, что среди мужчин самым высоким из исследованных показателей является макиавеллизм, в то время как для женщин в большей степени характерен нарциссизм. Показатели мужчин статистически значимо отличаются от женских и, более того, их значения намного выше. Кроме того, в пространстве DarkNet мужчин значительно больше, и они гораздо более активны. При этом показатель неклинической психопатии и для мужчин, и для женщин значительно выше нормы, предполагаемой составителем опросника. Анализ материалов нарративных интервью показывает, что большинство респондентов осознают табуированность своей принадлежности к анонимной сети DarkNet, при этом стигматизированность ощущается ими как результат негативного прохождения личностного кризиса и слома позитивной идентичности, отказа от принятия себя, разрушения привычного уклада жизни, отношений с близкими, прежде всего с родителями. Этот кризис часто связан с фактом предательства. Невозможность преодолеть его и становится причиной «ухода в тень», поэтому в содержании рассказов респондентов акцент делается на прошлом и настоящем, в то время как будущее видится крайне неотчетливо и неструктурированно. Стремление к преодолению кризиса, восстановлению связи с окружающими может стать важным мотивом «выхода из тени».
Ключевые слова: сеть DarkNet, экзистенциальные кризисы, стигматизированная идентичность, нарративное интервью.
Работа над понятиями и чувствами. Культурная психология: идентичность и чуждость как психосоциальная область
Штрауб Ю.
В данной публикации представлено интервью, которое взяла в декабре 2017 г. у Юргена Штрауба– известного психолога, социолога и культуролога, доктора психологии, профессора Рурского университета города Бохум (Германия) Светлана Сабева – доктор психологии, доцент кафедры социологии и гуманитарных исследований факультета истории и философии Пловдивского университета имени Паисия Хилендарского (Болгария). В интервью обсуждаются современные интерпретации понятий «идентичность», «чуждость», «самосознание», «самопонимание» в контексте актуальных тенденций нарративной и культурной психологии. Особое место в интервью уделяется концепции «коллективно-травматических отношений» Ю. Штрауба. В интервью затрагиваются вопросы статуса и перспектив культурной психологии в ситуации роста межкультурных контактов в современных обществах. Интервью предшествует краткая биографическая справка, содержащая сведения о работе и научных интересах Ю. Штрауба.
Ключевые слова: культурная психология, нарративная психология, герменевтика, контингентность, идентичность, чуждость, коллективно-травматические отношения.
Социально-психологические идеи в трудах нидерландского антрополога Антона Блока
Гусельцева М.С.
Представлен обзор научного творчества нидерландского антрополога Антона Блока, труды которого отличаются трансдисциплинарностью, затрагивают вопросы истории науки, методологии, антропологии, социальной и когнитивной психологии, исследований культуры. Развиваемый им подход содержит две имплицитные парадигмы. Одна из них – теоретическая – касается совершения субъектом социальных действий в контекстах истории и культуры. Другая – методологическая – выводит на передний план в анализе социальной реальности факторы случайности (chance) и контингентности (contingency). Контингентность есть противоположность необходимости, но не вполне случайность; она проявляется как непредсказуемость, как возможность феномена оказаться чем-то иным; при этом она не сводится ко всем этим терминам. А. Блок подчеркивает, что социальные взаимодействия формируется силами, ускользающими от понимания и контроля участников событий. Парадоксальность человеческого существования заключена в том, что субъект социального действия одновременно является участником слепой игры социальных сил, обладателем свободы воли и продуктом своего времени. Сквозь все труды А. Блока красной нитью проходит мысль о непрозрачности социальной реальности и парадоксальности социальных действий. Эти идеи реализованы им в фундаментальных исследованиях насилия как социального феномена («Honour and Violence») и рождения в истории культуры инноваций («Radical innovators»). На протяжении десяти лет ученый скрупулезно изучал биографии пионеров науки и искусства, проживавших в Европе и Северной Америке в исторический период от 1500 до 2000 г. Он стремился обнаружить общие факторы, определившие способность этих личностей создавать инновации. Он ввел конструкт «радикальные новаторы» и доказывал, что инновации невозможно запланировать. Инновации возникают непреднамеренно, являясь чаще всего побочным продуктом деятельности аутсайдеров. Личности, создающие инновации, характеризуются неординарными путями социализации. Их идентичность формируется не в принадлежности к тому или иному сообществу, но в качестве субъекта саморазвития, преодолевающего жизненные невзгоды, испытывающего социальное отчуждение, избирательного в общении, склоняющегося к одиночеству, творящего собственный образ жизни, интуитивно прозорливого (serendipity) и восприимчивого к тем шансам, которые предоставляет судьба. При этом А. Блок сравнивает социально-психологический феномен аутсайдерства с профессиональными компетенциями антрополога.
Ключевые слова: Антон Блок, методология, антропология, личность, социальное действие, инновации, радикальные новаторы, аутсайдерство.
Заслуженный собеседник П.Я. Гальперин (к 120-летию со дня рождения)
Степанова М.А.
Данные материалы приурочены к 120-летнему юбилею П.Я. Гальперина – известного отечественного психолога, создателя нового научного направления и научной школы, автора имеющих непреходящее значение публикаций по фундаментальным проблемам психологии. Работы П.Я. Гальперина без преувеличения могут быть названы достоянием современной российской культуры, поскольку учение об ориентировочной природе и функции психики оказалось созвучно нашему времени, а сделанные на его основе практические выводы доказали свою продуктивность в образовании, в первую очередь, в школьном обучении. П.Я. Гальперин – автор ярких оригинальных статей, увидевших свет на страницах журнала «Вопросы психологии», многие из которых в настоящее время стали библиографической редкостью. Полемический характер выступлений П.Я. Гальперина привлекал в себе внимание читателей, придерживавшихся различных профессиональных позиций. Меткие замечания и обоснованные комментарии П.Я. Гальперина по широкому кругу вопросов психологии и близким к ней дисциплинам в немалой степени способствовали выделению новых направлений исследований. Не так много психологов, которые могут похвастаться тем, что являются учениками П.Я. Гальперина, но при этом он стал Учителем (и продолжает оставаться таковым) для нескольких поколений психологов. Выбранный автором данной публикации жанр заочного интервью позволяет задать Учителю вопросы и получить на них ответы с опорой на публикации П.Я. Гальперина.
Ключевые слова: теория П.Я. Гальперина, психология, философия, предмет и метод психологии, интериоризация, действие, проблема соотношения обучения и умственного развития.
Современный интерес к жизни и деятельности Б.М. Теплова
Ростовцева Л.И., Зотова Е.С.
Приводятся новые и малоизвестные факты о происхождении видного отечественного психолога Б.М. Теплова, его детских и юношеских годах, проведенных в Туле. Эти факты позволяют исправить биографические неточности, имеющиеся в научной литературе. Анализ афиши литературно-музыкального вечера в Мужской гимназии тульского дворянства 30.01.1911 г., в котором участвовал пятиклассник Борис Теплов, позволяет сделать выводы о влиянии гимназического обучения и воспитания на его последующие научные интересы и объяснить некоторые поступки, совершенные им в зрелом возрасте. Хорошее знание иностранных языков, его интерес к музыке и театру, к истории обусловлены семейным воспитанием и гимназическим образованием. Полуструктурированное интервью с его племянниками свидетельствует о широте души и незаурядности личности Б.М. Теплова. Показывается актуальность творческого наследия ученого для духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Ключевые слова: Б.М. Теплов, биография, тульский и московский периоды, творчество, личность, ценности.
Околосмертные переживания и их влияние на личностное развитие детей и подростов, перенесших состояние комы
Бриллиантова А.А., Куртанова Ю.Е.
Произведен литературный обзор зарубежных и отечественных научных исследований по проблеме околосмертных переживаний пациентов, перенесших состояние комы. Раскрыто и проанализировано понятие «околосмертные переживания», дано его феноменологическое описание. Освещены попытки изучения вопроса о причинах возникновения подобных переживаний с точки зрения медицины, психологии и нейрофизиологии. Описано влияние наличия околосмертного опыта на эмоциональные и личностные особенности пациентов, переживших кому. Выявлены специфика переживания такого опыта в детском и подростковом возрасте, а также его влияние на эмоциональное и личностное развитие, на социализацию в современном обществе. Представленные в статье исследования делают акцент на возможных проблемах в коммуникации, социализации, а также на переживаниях родителей и педагогов, которые возникают из-за личностных изменений у детей, перенесших состояние комы. Проведен сравнительный анализ результатов исследований околосмертных переживаний и их влияния на изменение личностных особенностей взрослых пациентов и пациентов детского и подросткового возраста. Особое внимание уделяется анализу работ Ф.М.Х. Этуотер. Описаны перспективы и возможности применения результатов психологических исследований при проектировании комплексных реабилитационных программ и создании психологических рекомендаций для пациентов, перенесших состояние комы, их родственников, для медицинских работников, психологов, педагогов и других специалистов помогающих профессий.
Ключевые слова: околосмертные переживания, состояние комы, личностные особенности, дети и подростки.
Вербально-логическое мышление у пациентов с инсультом в молодом возрасте (анализ выполнения методики Выготского–Сахарова)
Петухова А.В., Ковязина М.С.
Проблема инсульта, дебют которого приходится на возраст между 18 и 45 годами, становится все более актуальной. Число случаев инсульта в молодом возрасте существенно увеличивается в последние годы. Для пациентов столь активного возраста первостепенной задачей в рамках реабилитации является возвращение к прежнему социальному взаимодействию и трудовой деятельности. Для этого необходим достаточный уровень функционирования понятийного мышления. Понятие – это основной структурный элемент вербально-логического мышления, которое определяет возможность понимания сущности связей между объектами, мировоззрение человека и его критичность. Основной метод исследования процесса формирования понятий – эксперимент по созданию искусственных понятий. В работе используется методика Выготского–Сахарова, позволяющая оценить этот процесс и увидеть используемые допонятийные уровни развития мышления. В статье содержатся результаты количественного и качественного анализа выполнения методики 50 пациентами с инсультом в молодом возрасте и 150 условно здоровыми участниками в возрасте от 18 до 45 лет (SD = 8,12 и SD = 8,65 соответственно). Оценка состояния понятийного мышления проводится по таким параметрам, как время выполнения поставленной задачи, количество сделанных ходов, число гипотез, наличие повторных гипотез и используемые допонятийные формы мышления. Полученные результаты отражают состояние нейродинамической, регуляторной и операциональной составляющих понятийного мышления. Показано, что при инсульте в молодом возрасте все они страдают, а также что существуют значимые различия как между контрольной и экспериментальной группами, так и между решившими и не решившими поставленную задачу пациентами с инсультом. Делаются выводы о возможности выделения критериев для нейропсихологической диагностики нарушений понятийного мышления. Проведенное исследование является одним из этапов процесса стандартизации методики Выготского–Сахарова для использования ее при нейропсихологической диагностике в неврологической клинике.
Ключевые слова: понятийное мышление, нейропсихологическая диагностика, инсульт, методика Выготского–Сахарова.
Адаптация русскоязычной версии шкалы духовного смысла Н. Маскаро
Витко Ю.С., Золотарева А.А., Лебедева А.А., Линч М.Ф.
Шкала духовного смысла (Spiritual Meaning Scale, SMS) Н. Маскаро и его коллег предназначена для измерения индивидуальных различий в уровне духовной осмысленности. Оригинальная версия SMS активно используется в зарубежной науке и практике, но до сих пор не была переведена на русский язык. Целью текущего исследования стала адаптация русскоязычной версии SMS. Психометрические показатели русскоязычной версии SMS были проанализированы на выборке, состоящей из 407 добровольцев-представителей различных религиозных конфессий, неверующих и/или не относящих себя к какому-либо вероисповеданию. В результате проведения конфирматорного факторного анализа была выявлена факторная неоднородность SMS на русскоязычной выборке, вследствие чего были выделены две коррелирующие между собой субшкалы: осмысленностьи призвание. Показатели внутренней надежности (?-Кронбаха = 0,83 – для субшкалы осмысленность; ?-Кронбаха = 0,84 – для субшкалы призвание) и валидности русскоязычной версии SMS свидетельствуют в пользу психометрической состоятельности адаптированного инструмента. Показатель духовной осмысленности продемонстрировал значимые положительные корреляции с феноменами, связанными с субъективным благополучием (оптимизмом, надеждой, субъективным здоровьем и др). Кроме того, были получены отрицательные связи с феноменологически противоположными конструктами: апатией и отчуждением. С помощью адаптированной Шкалы были обнаружены статистические различия между разными возрастными группами, а также между верующими и неверующими респондентами. Сделан вывод о том, что русскоязычная версия SMS надежна, валидна и может быть рекомендована для оценки уровня духовной осмысленности у русскоязычных респондентов.
Ключевые слова: духовный смысл, Шкала духовного смысла, духовность, психометрический анализ.
Эмпирическая верификация шкальной структуры Единой методики социально-психологического тестирования
Яньшин П.В.
На материале опроса 27000 респондентов проведена верификация шкальной структуры Единой методики (Руководство по использованию методики социально-психологического тестирования) социально-психологического обследования с целью установления истинной (эмпирически обоснованной) структуры ее шкал. Проанализированы ключи обработки результатов, а структура шкал исследована посредством факторного и корреляционного анализа. Выявлена эмпирическая структура шкал Единой методики, не вполне совпадающая с заявленной ее авторами. Обнаружена внутренняя несогласованность интегральной шкалы фактор риска. Неверная интерпретация психологического смысла шкалы потребность в одобренииавторами Единой методики ставит под сомнение правильность оценки ею группы риска и факта достоверности / недостоверности результатов. Общий вывод проделанного исследования состоит в том, что в сочетании с предложенным авторами Единой методики способом ее обработки, она не может быть рекомендована в качестве психодиагностического метода, поскольку не обладает необходимыми для этого признаками валидности и внутренней согласованности шкальной структуры.
Ключевые слова: Единая методика, социально-психологическое тестирование, социально-психологическое обследование, валидность, согласованность.