Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода

Фаликман М.В.

Предпринимается попытка проанализировать через призму культурно-исторического подхода Л.С. Выготского изменения в системе познавательных процессов человека и в ходе когнитивного развития, которые влечет за собой технологический прогресс. Исследования в данной области крайне затруднены в силу стремительного развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы человеческой практики. С опорой на представление Л.С. Выготского об инструментальности психики рассматривается общее изменение вектора культурного развития психических функций: от интериоризации, или «вращивания» культурных орудий в структуру психики в ходе совместной деятельности со взрослым в зоне ближайшего развития, к «новой экстериоризации», разделению функций с цифровыми устройствами в ходе их самостоятельного освоения и использования ребенком. Следствием использования цифровых средств для решения мнемических и других когнитивных задач становится стирание границ между индивидуальной психикой и новыми возможностями цифровых устройств и технологий. Это разделение функций ведет к своеобразной реорганизации всей системы высших психических функций человека, которая только в последнее десятилетие становится предметом исследований в психологии и когнитивных науках.

Ключевые слова: культурно-историческая психология, опосредствование, инструментальность, зона ближайшего развития, цифровая трансформация.

 

Рациональность как основа цивилизации и проблема психологии повседневности

Гусельцева М.С.

 

В контексте психологии повседневности раскрываются иные аспекты рациональности, нежели те, что выделены в истории науки. Рациональность рассматривается в качестве основы цивилизационного развития человечества и как цивилизующий принцип. В истории науки рациональность – это разумность, способность осмысленных суждений, предпосылка научного мышления. На основе учений Г. Скирбекка и Ю. Хабермаса выделяются разные грани рациональности: инструментальная, интерпретативная, аргументативная, коммуникативная. Утверждается, что коммуникативная и аргументативная рациональности служат основой современного (модернизированного) общества, являясь не только факторами успешных социокультурных модернизаций в истории европейских стран, но и предпосылкой культурно-психологического благополучия и открытости к диалогу разнообразных социальных групп. В наши дни рациональность в качестве осознанности выступает одной из продуктивных стратегий совладания в ситуации транзитивных и трансформирующихся обществ. Одновременно в социогуманитарных науках осмысливается такая проблема современности, как отсутствие рациональности. Это проявляется в дефиците активного, открытого, критического мышления (т.е. аргументативной рациональности), в установках на конфликт, а не на сотрудничество и взаимопонимание (коммуникативная рациональность). В методологическом анализе современность представляет неоднородное и гетерогенное социокультурное пространство, а также взаимодействие разнонаправленных тенденций, где падение рациональности в одних регионах мира и сферах жизни сочетается с возрождением рациональности в других. Рациональность в качестве феномена повседневной жизни проявляется и интерпретируется как осознанность и самодисциплина. В статье сопоставляются рациональность и мифопоэтическое мышление, рационализм и иррационализм. Научная, правовая, коммуникативная, аргументативная рациональности представлены как генеалогические пласты повседневных жизненных практик современного человека. Показана взаимосвязь рациональности и гуманизма, рациональности и представлений о единстве человечества, формировании планетарной идентичности. Утверждается, что утрата цивилизующей роли рациональности несет риски кризиса понимания проживающих на одной территории различных социальных групп и фрагментации социокультурного пространства.

Ключевые слова: методология, повседневность, цивилизация, рационализм, аргументативная рациональность, коммуникативная рациональность, осознанность.

 

Мультипарадигмальный анализ теорий мотивации персонала

Николаев Д.Е.

Представлены результаты теоретического исследования ключевых теорий мотивации персонала. Они рассмотрены с позиций разных научных парадигм, соответствующих различным представлениям о детерминантах поведения сотрудника организации. Выделены теоретико-методологические основания классификации существующих теорий мотивации, а также ключевые психологические закономерности, лежащие в их основе. Показано, что содержательные теории мотивации формируются в рамках классического рационального мышления. Основными методами мотивирования при этом выступают опредмечивание, удовлетворение, а также депривация потребностей работника путем создания системы вознаграждений и наказаний. Процессуальные теории мотивации опираются на неклассический подход к личности. Основной метод мотивирования сотрудника в рамках процессуальных теорий – создание системы корпоративной (организационной) культуры, транслирующей ключевые установки. Реализуемые в отдельных ведущих мировых компаниях подходы к мотивации персонала выходят за рамки классической и неклассической парадигм и соответствуют третьей, постнеклассической научной парадигме. Основной метод мотивирования сотрудника при этом – создание максимально благоприятных условий для развития, предоставление свободы выбора, свободы творчества, поддержка новаторства. Образ личности сотрудника организации, формирующийся в рамках постнеклассической научной парадигмы, не приводит к забвению неклассических подходов к мотивации, которые в свою очередь не отрицают теорий, разработанных в рамках классического научного мышления. Напротив, каждая последующая парадигма имплицитно включает в себя предшествующую в качестве частного случая, по сути формируясь на ее основе и постепенно выходя за пределы привычного для «предшественницы» предметного поля. Также показано, что обобщение имеющихся на сегодняшний день подходов к проблеме мотивации персонала в рамках постнеклассической научной парадигмы позволяет в достаточной мере универсализировать их, создав таким образом необходимую базу для разработки практического инструментария мотивирования.

Ключевые слова: мотивация персонала, научные парадигмы, потребности, установки, преадаптация к неопределенности.

 

Факторы волевой регуляции у русских и тувинцев, проживающих в Москве и Кызыле

Шляпников В.Н.

С позиции культурно-исторического подхода рассматриваются этнокультурные факторы волевой регуляции личности. Выдвигаются гипотезы о влиянии на волевую регуляцию этнической принадлежности и условий жизни в регионе проживания у русских и тувинцев. С целью их проверки было проведено сравнение проживающих в Москве и Кызыле представителей как русского, так и тувинского народов. Всего в исследовании приняли участие 400 человек в возрасте от 18 до 30 лет (выборки были сбалансированы по полу). Для диагностики состояния волевой регуляции респондентов использовались: Шкала контроля за действием, Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении, Методика самооценки волевых качеств личности, Тест СЖО. Было обнаружено, что жители Кызыла по сравнению с жителями Москвы демонстрируют значимо более высокие показатели по Шкале контроля за действием, эмоциональному, поведенческому и социальному самоконтролю, а также по самооценкам волевых качеств (дисциплинированный, настойчивый, выдержанный, самостоятельный, организованный, внимательный). Тувинцы по сравнению с русскими демонстрируют значимо более высокие показатели эмоционального и социального самоконтроля, а также самооценок волевых качеств (обязательный, решительный, волевой, смелый, терпеливый, спокойный, деловитый, упорный иуверенный). Последняя тенденция в наибольшей степени проявилась у респондентов из Москвы. Полученные результаты позволяют предположить, что различия состояния волевой регуляции у представителей различных этнических групп являются результатом взаимодействия нескольких переменных: с одной стороны, это особенности региона проживания этноса и соответствующих условий жизни, а с другой – особенности национальной культуры и традиционного образа жизни народа.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, самоконтроль, саморегуляция, волевые качества, кросскультурный подход, этнос, образ жизни.

 

Соотношение и взаимосвязь идентичностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях

Сидоренков А.В., Бороховский Е.В.

Изложены результаты исследования соотношения и взаимосвязи идентичностей (персональной, межличностной, микрогрупповой, групповой, суборганизационной и организационной) по двум компонентам (когнитивному и аффективному) среди научно-педагогических работников в высших учебных заведениях. Исследование проведено среди 172 преподавателей с помощью четырех опросников. Обнаружено, что по обоим компонентам наиболее сильно выражена микрогрупповая идентичность, а персональная – слабо. Между межличностной и микрогрупповой идентичностями, а также между микрогрупповой, групповой, суборганизационной и организационной идентичностями выявлены положительные связи по обоим компонентам. Между персональной и другими идентичностями (за исключением межличностной) выявлена отрицательная связь по аффективному компоненту. В структуре идентичностей работников персональная и межличностная идентичности представляют собой относительно самостоятельные единицы (с двумя компонентами в каждой). В свою очередь, микрогрупповая и групповая идентичности, с одной стороны, и суборганизационная и организационная, с другой, интегрируются (по обоим компонентам) в два относительно самостоятельных образования.

Ключевые слова: персональная идентичность, межличностная идентичность, микрогрупповая идентичность, групповая идентичность, суборганизационная идентичность, организационная идентичность, когнитивная идентичность, аффективная идентичность.

 

Индекс цитируемости диссертаций по психологии в современном социогуманитарном знании

Попов Е.А.

Рассматриваются основания для индексирования цитируемости диссертаций по психологии. В результате анализа выполненных в 2016–2018 гг. работ по десяти научным специальностям психологической науки был сформирован индекс цитируемости по базе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Исследование выявило общее число ссылок на диссертации, а также среднее число ссылок на одну работу и их распределение по докторским и кандидатским диссертациям. Кроме количества ссылок при анализе работ также учитывался такой показатель, как дециль, демонстрирующий нормализованную цитируемость в целом по направлению и попадание публикации в число лучших публикаций конкретного научного направления за все годы. Целью автора было выявить факторы востребованности итогов диссертаций по психологии в различных областях современного социогуманитарного знания. При реализации указанной цели были выполнены следующие задачи: 1) проведен анализ ссылок на диссертации по психологии: отмечены ссылки как в общем объеме цитирования, включая публикации по психологии, так и в объеме социогуманитарного знания, т.е. по профилям других наук; 2) зафиксированы децили публикаций и соотнесены со ссылками; 3) на основе ключевых слов, аннотаций и названий статей из других наук определен круг разножанровых публикаций, в которых содержались ссылки на диссертации по психологии; 4) показан уровень востребованности результатов диссертаций по психологии в других научных областях (наибольший индекс цитируемости и соответственно востребованности результатов диссертаций показали публикации в области социологии, философии и наук о культуре). В целом полученные данные позволили сделать вывод о значимом индексе цитирований диссертаций по психологии в других науках и о расширении междисциплинарного пространства современного социогуманитарного знания, в котором психологической науке отводится важное место.

Ключевые слова: индекс цитируемости, диссертация, психологическая наука, междисциплинарное взаимодействие, востребованность научных результатов.

 

Понятие дефекта в творчестве Л.С. Выготского

Мелия А.А.

Рассматривается идея дефекта как ключевой вопрос, связывающий различные направления и этапы творчества Л.С.  Выготского. Черты концепции дефекта как «социального вывиха» позволяют сопоставить ранние работы, посвященные еврейскому вопросу, работы по дефектологии и философскую, мировоззренческую работу Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса», а также его практическую деятельность. Еще в юности Выготский обнаружил, что даже великие писатели разных времен не могли проникнуть в «психологию еврея», поскольку на их пути оказывались социальные ограничения, стереотипные образы и т.п. Эта тема нашла свое отражение в более поздних работах Выготского, связанных с проблемами нарушений развития. Исследования Выготского в области дефектологии позволяют конкретизировать общие положения о задачах преобразования общества, создании нового человека. История сама соединила две указанные темы: еврейский вопрос и вопрос о «дефективных детях». В годы Второй мировой войны именно с детей, имевших нарушения развития, началось планомерное, промышленное уничтожение людей, признанных неполноценными. После Второй мировой войны массовое уничтожение людей, холокост, стало своего рода поворотным пунктом для гуманитарной мысли, к этой теме обращались многие ученые, в том числе психологи. В связи с этим большой интерес представляют идеи Выготского, по своей сути, наиболее полно и последовательно противостоящие концепциям защиты общества от «неполноценных»; в 1920–1930-е гг. эти идеи получили научное и законодательное признание в ряде развитых стран. Большое значение наследие Л.С. Выготского имеет и для современности в связи с актуальной задачей развития инклюзивного образования.

Ключевые слова: понятие дефект развития, марксизм, социальный вывих, холокост, расовая гигиена, еврейский вопрос, общая психология, сверхкомпенсация, инклюзивное образование, культурно-историческая теория, Л.С. Выготский, О. Блейлер, К. Маркс, Э.В. Ильенков.

 

Вовлеченность в соревновательные компьютерные игры и агрессивное поведение молодых мужчин

Бутовская М.Л., Чаргазия Л.Д.

Соревновательные компьютерные игры, или киберспорт – это активно набирающая популярность индустрия, которая в противовес насильственным играм ставит во главу угла не жестокое внутриигровое поведение, но навыки игроков, связанные со стратегическим мышлением, планированием, работой в команде. Тем не менее сообщество игроков, предпочитающих соревновательные игры, отличается куда большей «токсичностью» и агрессивностью.
В данной работе приводится обзор зарубежных и отечественных исследований, связанных с анализом влияния соревновательных компьютерных игр на агрессивное поведение геймеров, рассматривается проблема применения некоторых теорий агрессии к соревновательным играм, описывается ряд возможных причин современной популярности киберспортивных дисциплин.
Цель работы – анализ связей между игровым опытом и личностными характеристиками геймеров со склонностью к проявлению агрессии. Выборка составила 300 регулярных игроков в соревновательные игры. Анкета состояла из вопросов, позволяющих оценить особенности игрового опыта геймеров, пятифакторного опросника личности TIPI-RU и опросника Баса–Перри с четырьмя шкалами (гнев, враждебность, физическая ивербальная агрессии). Установлено, что низкоуровневые игроки чаще вступают в не связанные с игровым опытом конфликты с союзниками, чаще подвержены стрессу в процессе игры, а также обладают более высокими показателями физической агрессивности.

Ключевые слова: соревновательные компьютерные игры, агрессия, черты личности.

 

Связь регуляторных функций и показателей функциональной физической подготовки у детей дошкольного возраста: обзор исследований

Веракса А.Н., Белолуцкая А.К., Гаврилова М.Н., Леонов С.В.

Представлен обзор 20 работ, проведенных в период с 2006 по 2020 г. Обобщение результатов исследований уточняет представления о связи показателей функциональной физической подготовки с компонентами регуляторных функций (рабочей памятью, торможением, переключением) у детей дошкольного возраста. Показано, что развитие регуляторных функций у детей, которые регулярно посещают спортивные занятия, в положительную сторону отличается от такового у сверстников, не имеющих опыта систематического посещения спортивных занятий. Дети с более высоким уровнем регуляторных функций с большей вероятностью впоследствии будут систематически и продолжительно заниматься спортом в школьном возрасте. Результаты исследований свидетельствуют о том, что для того, чтобы спортивные занятия эффективно способствовали развитию регуляторных функций, при организации и проведении занятий важно учитывать такие факторы, как уровень стресса ребенка, эмоциональный фон, контакт с тренером. В ряде исследований было показано, что регуляторные функции выступают модератором связи между функциональной физической подготовкой и познавательным развитием (навыки счета, чтения, письма).

Ключевые слова: регуляторные функции, функциональная физическая подготовка, крупная моторика, дошкольный возраст.

 

Соотношение креативности, эмоционального и общего интеллекта в академической успеваемости студентов

Разумникова О.М., Мезенцев Ю.А.

Приводятся результаты исследования соотношения успеваемости и психометрических показателей аналитических и креативных способностей, эмоционального и социального интеллекта у 55 первокурсников-математиков и 52 студентов гуманитарного факультета. Для выделения групп применяли метод дискретной оптимизации, программная реализация которого включала алгоритм бинарных отсечений и ветвлений. Сравнительный анализ оптимального решения выполненной кластеризации с применением минимаксного или аддитивного критериев показал, что последний позволяет дифференцировать две группы студентов, различающихся только уровнем общего интеллекта, тогда как при использовании минимаксного критерия кластеры различаются дополнительно по факторам «Пол» и «Профессиональная специализация». Сформированные с применением аддитивного критерия кластеры характеризовались разными формами соотношения креативности и эмоционального интеллекта с академической успеваемостью: при высоких значениях общего интеллекта лучшая успеваемость была негативно связана с креативностью и положительно – с эмоциональным интеллектом, а при сравнительно низких значениях связь успеваемости с креативностью была, напротив, положительной. Обнаруженный эффект инверсии вклада креативности в успешность обучения может объяснять причину наличия разных точек зрения на взаимосвязь интеллекта и креативности.
Регрессионная модель успеваемости значима только для полученного с применением аддитивного критерия кластера, характеризующегося более высоким общим интеллектом. Показатели креативности и эмоционального интеллекта были достоверными предикторами успеваемости и вместе с социальным интеллектом объясняли 26 % ее вариабельности. Таким образом, применение метода дискретной оптимизации с использованием аддитивного критерия позволяет выделить группы информативных показателей интеллектуальных и креативных способностей для персонализированного подхода к образованию.

Ключевые слова: академическая успеваемость, структура интеллекта, смешанное целочисленное программирование, кластеризация с использованием минимаксного и аддитивного критерия, когнитивные и социальные факторы обучения.

 

Отказ от целей и их изменение в структуре психологической саморегуляции личности

Рассказова Е.И.

Представлены результаты исследования, целью которого было выявление связи отказа от цели и ее изменения с личностными ресурсами и особенностями саморегуляции. На первом этапе 270 студентов гуманитарных специальностей заполняли опросник «Шкала отказа от цели и ее смены», а также участвовали в эксперименте, направленном на диагностику невозможности отказа от поставленной цели даже в условиях выраженной негативной обратной связи. На втором этапе относительно ситуаций выбора новой цели и изменения цели были проинтервьюированы 138 студентов. Кроме того, к ним были применены методики исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана, а также самоорганизации деятельности. На третьем этапе 4173 сотрудника крупной российской производственной организации заполняли опросник «Шкала отказа от цели и ее смены», а также методики оценки субъективного благополучия, оптимизма, самоэффективности, толерантности к неопределенности, жизнестойкости.
Результаты показали, что готовность к отказу от цели и ее изменению можно рассматривать как личностные диспозиции, несводимые к другим особенностям психологической саморегуляции и личностным ресурсам, а также не связанные с выбором и изменением стратегии действий в конкретных условиях. Неготовность к отказу от цели и готовность к ее смене связаны с более выраженной эмоциональностью, т.е. более высоким уровнем как негативных, так и позитивных эмоций. Для психологического благополучия (позитивных эмоций) людей, более готовых к отказу от целей и менее готовых находить и ставить новые, особенно важна толерантность к неопределенности, тогда как для тех, кто в большей мере готов находить новые цели, важным является уверенность в своих силах – самоэффективность, которая препятствует негативным эмоциональным переживаниям. 

Ключевые слова: теория саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера, готовность к отказу от цели и ее изменению, психологическая саморегуляция, личностные ресурсы.

 

Эмоциональный интеллект как личностная черта: теория и методика диагностики К. Петридеса и А. Фернхема

Панкратова А.А.

Описывается модель эмоционального интеллекта (ЭИ) как личностной черты (эмоциональной самоэффективности), предложенная К. Петридесом и А.  Фернхемом. Эта модель включает в себя четыре фактора (в скобках указаны фасетки каждого фактора): 1) «Эмоциональность» (Эмпатия, Понимание эмоций, Выражение эмоций, Поддержание отношений); 2)  «Коммуникабельность» (Управление эмоциями, Ассертивность, Социальная компетентность); 3) «Благополучие» (Самоуважение, Оптимизм, Счастье); 4) «Самоконтроль» (Регуляция эмоций, Низкая импульсивность, Управление стрессом, Адаптивность, Самомотивация). По результатам факторного анализа с чертами Гигантской тройки и Большой пятерки ЭИ является отдельным конструктом, который располагается на более низких уровнях личностной иерархии. Индивидуальные различия по ЭИ объясняются доминантными генетическими влияниями (42 %) и индивидуальной средой (58 %). Были получены высокие фенотипические, генетические и средовые корреляции между ЭИ и Общим фактором личности (r= 0,71/ 0,90/ 0,54). Из черт Большой пятерки ЭИ имеет самые высокие корреляции с Нейротизмом (r= –0,61/ –0,80/ –0,44), Экстраверсией (r= 0,51/ 0,69/ 0,37) и Сознательностью (r= 0,47/ 0,52/ 0,42). Для диагностики ЭИ разработано несколько версий опросника TEIQue (Trait Emotional Intelligence Questionnaire): для взрослых, подростков (13–17 лет), детей (8–12 лет) и оценки ЭИ другого человека. Приводятся психометрические показатели опросника TEIQue (структурная, конвергентная, дивергентная, критериальная валидность, внутренняя согласованность шкал, ретестовая надежность) и примеры исследований индивидуальных различий: 1) у мужчин показатели по ЭИ выше, чем у женщин; 2) ЭИ положительно коррелирует с авторитетным и отрицательно – с авторитарным стилем воспитания; 3) у студентов факультета искусств показатели по ЭИ выше, чем у студентов факультета гуманитарных наук; 4) у англичан показатели по ЭИ выше, чем у китайцев (у двуязычных китайцев показатели по ЭИ выше, чем у китайцев, владеющих только родным языком).

Ключевые слова: эмоциональный интеллект как личностная черта, TEIQue, К. Петридес, А. Фернхем, Общий фактор личности, Большая пятерка.

 

Оценка текущего функционального и психоэмоционального состояния на основе комплексной обработки данных биометрических устройств

Алюшин М.В., Колобашкина Л.В.

Исследование посвящено проблеме обеспечения постоянного мониторинга текущего функционального и психоэмоционального состояния (ФПЭС) персонала потенциально опасных объектов (ПОО) с целью минимизации возможности возникновения аварий и катастроф техногенного происхождения, обусловленных человеческим фактором. Подчеркнута актуальность создания методических и технических средств постоянного мониторинга текущего ФПЭС персонала потенциально опасных объектов непосредственно в процессе его производственной деятельности. Показано, что технические средства, применяемые на практике для осуществления предсменного, послесменного контроля, а также при проведении плановых периодических психологических тестирований и медицинских осмотров, имеют принципиальные ограничения в плане осуществления мониторинга текущего функционального и психоэмоционального состояния работников непосредственно в процессе производственной деятельности.
Выделен основной недостаток активно развивающихся в последнее время дистанционных неконтактных технологий, позволяющих осуществить регистрацию основных биопараметров персонала в режиме реального времени, – ограничения на возможность совершать активные перемещения в производственных помещениях потенциально опасных объектов. Обоснована актуальность использования носимых биометрических устройств, дающих возможность непрерывно регистрировать такие важные биопараметры персонала, как частота сердечных сокращений (ЧСС), вариабельность сердечного ритма (ВСР), артериальное давление (АД). Показано, что основным дестабилизирующим фактором, снижающим точность измерения этих биопараметров, полученных при обработке фотоплетизмограммы, является двигательная активность персонала.
Авторами разработана методика комплексной обработки сигналов, регистрируемых носимыми биометрическими приборами. Сущность методики заключается в выделении основных компонентов регистрируемых сигналов, обусловленных, в первую очередь, сердечной моторикой и двигательной активностью человека.
Предложена методика оценки текущего ФПЭС на основе сопоставления диапазонов изменения ЧСС и уровня двигательной активностичеловека. Для этой цели предложено использовать так называемые персонализированные квалификационные таблицы, учитывающие возрастные категории и индивидуальные особенности состояния физического и психического здоровья персонала ПОО.

Ключевые слова: надежность человеческого фактора, носимые биометрические устройства, функциональное и психоэмоциональное состояние.