Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива

Асмолов Г.А., Асмолов А.Г.

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть природу Интернета как принципиально незавершаемой генеративной сети, порождающей непредсказуемые эффекты в поведении сложных систем. С опорой на историко-эволюционный подход (А.Г. Асмолов) и концепцию генеративных систем (Дж. Зиттрейн) обосновывается гипотеза, согласно которой Интернет выступает как сетевая технология, обусловливающая «социальный ароморфоз» – скачок к качественно иному образу жизни. В силу своей принципиальной открытости и незавершенности Интернет ускоряет процессы роста разнообразия социальной организации, одновременно увеличивая ее преадаптивный потенциал и чувствительность к изменениям. На основе концепции генеративности демонстрируется роль Интернета в росте разнообразия деятельностей, опосредствуемых через разные культурные орудия (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ю. Энгестрём). Анализ генеративности Интернета в контексте историко-эволюционного подхода дает возможность раскрыть эволюционный смысл Интернета как ресурса вариативности и преадаптации в эпоху нарастающей неопределенности и цивилизационных кризисов. Кроме того, взаимодополнение концепции генеративности и историко-эволюционного подхода позволяет предложить новую интерпретацию различного рода инициатив по регулированию и суверенизации Интернета.

Ключевые слова: эволюция, генеративная сеть, Интернет, вариативность, преадаптивный потенциал, разнообразие, непредсказуемость, сложность, открытая система, социальный ароморфоз, деятельность, разум, культурные орудия, опосредствование, генеративное общество, государственное регулирование.

 

Эволюционный поворот культурно-исторической психологии и теория когнитивных гаджетов: аналоги или гомологи?

Нуркова В.В.

 

Рассматриваются новые тренды мировой когнитивной психологии, которые концептуально, семантически или терминологически близки оригинальному учению Л.С. Выготского и работам его последователей. Предпринята попытка определить, в какой степени различные линии исследований культурного формирования или конструирования человеческой психики следует рассматривать как аналоги, т.е. принципиально эквивалентные результаты независимых друг от друга теоретических предпосылок. Предметом анализа в статье выбрана недавно опубликованная теория когнитивных гаджетов Сесилии Хейес (Cecilia Heyes, 2018). Согласно Хейес, когнитивные гаджеты представляют собой созданные случайной вариативностью и селективным ретроспективным отбором культурной эволюции умственные технологии. В то же время Хейес кардинально сокращает перечень когнитивных механизмов, которые базируются на генетических программах. К таким, по ее мнению, относятся социальная толерантность, селективное внимание к социальным стимулам, повышенная расположенность к ассоциативному научению и мощное развитие исполнительных функций. В отличие от доминирующей в настоящее время версии эволюционной психологии Хейес настаивает на том, что большинство уникально человеческих психологических способностей, которые принято рассматривать как генетически обусловленные когнитивные инстинкты, на самом деле являются когнитивными гаджетами. Исходя из данной перспективы, Хейес анализирует, в частности, имитацию, создание моделей психического состояния другого человека (mind reading) и речь.
Сопоставление теории когнитивных гаджетов С. Хейес с наиболее перспективными направлениями роста современной отечественной культурно-исторической психологии приводит к заключению о том, что второй подход существенно опережает первый в ряде крайне значимых идей. В первую очередь, эволюционный поворот в развитии культурно-исторической психологии выдвинул на передний план тезис о проспективном, ориентированном на будущее, давлении эволюционного процесса вместо традиционного – ретроспективного отбора. Данный интеллектуальный ход позволил предложить программу исследований, посвященных человеческому потенциалу генерации избыточного разнообразия культурных преадаптаций, которые делают потенциально возможным эффективный ответ на неопределенность будущего.

Ключевые слова: культурно-историческая психология, культурно-эволюционная психология, культурная эволюция, когнитивные гаджеты, имитация, «чтение психики», преадаптация к неопределенности, когнитивная наука.

 

Проблема обобщения и экстраполяции качественных данных (на примере исследования индивидуальных и коллективных переживаний)

Хорошилов Д.А., Мельникова О.Т.

Рассматривается методологическая проблема обобщения и экстраполяции качественных данных в психологии, иллюстрируемая феноменологическим исследованием индивидуальных (персональных) и коллективных переживаний. Интерес к биологическим и социокультурным закономерностям формирования эмоционального опыта определяется «аффективным поворотом» в гуманитарных науках (отчасти сменяющим лингвистический поворот). Русскоязычное понятие переживания, восходящее к психологической классике (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, Б.М. Теплов, Г. Шпет, С.Л. Рубинштейн), оказывается эвристичным при анализе эмоционально-смысловых отношений человека и мира. Опираясь на со­временные интерпретации трудов Г. Шпета по этнической психологии и внутренней форме слова, мы аргументируем тезис: индивидуальные переживания – это присвоенные личностью автобиографически персонализированные коллективные переживания. Таким образом, индивидуальные переживания, «высказываемые» на микроуровне межличностной коммуникации, являются с социально-психологической точки зрения языковыми знаками переживаний коллективных, характеризующих макроуровень общественного и массового сознания. Последнее соображение является существенным для методологии качественных исследований, которая исходит из допущения аналогии между микро- и макроуровнями социального познания, позволяющей экстраполировать результаты единичных случаев, входящих в те или иные целевые выборки (при неуклонном соблюдении критериев отбора респондентов), на более широкие контексты. Обсуждаются методы феноменологического анализа (в двух основных версиях: описательного по А. Джорджи и интерпретативного по Дж. Смиту) и демонстрируются перспективы качественного исследования индивидуальных и коллективных переживаний. В современной феноменологии увеличиваются полномочия интерпретации, что сближает ее с методами нарративного и дискурс-анализа. Приводятся результаты эмпирического исследования переживания ностальгии по ушедшей любви: казалось бы, сугубо индивидуальное переживание расставания со значимым Другим можно интерпретировать как знак радикальных социокультурных трансформаций чувственности и эмоциональных отношений, которые становятся текучими и хрупкими, что показано в работах таких известных социологов, как З. Бауман, Э. Гидденс, Е. Иллоуз.

Ключевые слова: обобщение, экстраполяция, качественные исследования, феноменологические методы, переживание.

 

Агрессия и буллинг в школьной среде: социокультурные факторы, гендерные и половые различия

Филатова В.О., Бутовская М.Л., Калиниченко О.В.

В статье изложены результаты сравнительного исследования школьного буллинга в городах Уссурийск (Приморский край) и Красногорск (Московская область). Рассматривается проблематика половых/гендерных различий в поведенческих установках подростков, сталкивающихся с агрессией одноклассников. Обсуждаются вопросы о влиянии социокультурного контекста на отношение школьников к проактивной (намеренной) агрессии, на их склонность участвовать в буллинге и рассказывать о случаях агрессии сверстников учителям, родителям, друзьям и нейтральным одноклассникам. Анализ собранных данных показал, что школьники из Красногорска и Уссурийска по-разному относятся к агрессии и буллингу. Две трети опрошенных школьников из Уссурийска признавались, что сами издевались над одноклассниками, и около 32?% отметили, что встают на сторону агрессора, когда видят, как кто-то издевается над одноклассником. Принявшие участие в исследовании школьники из Красногорска склонны воспринимать буллинг как недопустимую форму поведения и чаще рассказывают взрослым о случаях агрессии сверстников, но вместе с тем среди них наблюдается более высокий (чем в Уссурийске) уровень виктимизации. Обнаруженные половые различия в ответах школьников из разных городов на вопросы об агрессии и буллинге позволяют судить о том, что гендерные модели поведения школьников из Уссурийска и Красногорска во многом различаются, причем наиболее ярко различия между подростками, живущими в разных городах, проявляются в женской части выборки. Результаты исследования обсуждаются в контексте мирового опыта изучения агрессии и виктимизации в школьной среде и сравниваются с результатами более ранних исследований буллинга в российских школах. Выявленные тенденции рассматриваются в связи с результатами зарубежных метааналитических исследований эффективности различных методик борьбы со школьным буллингом. Намечаются перспективы дальнейших исследований социокультурной специфики буллинга в российских школах.

Ключевые слова: школа, буллинг, насилие, агрессия, гендер, виктимизация, социокультурный контекст, Приморский край, Московская область.

 

Учет гендерно-возрастного аспекта в работе психолога по предотвращению ситуаций травли в ученической среде

Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Степанова Н.А., Малий Д.В.

Представлены результаты эмпирического выявления гендерных и возрастных особенностей школьников, склонных к буллингу и определение на их основе направлений работы психолога по предотвращению ситуаций травли в ученической среде. В исследовании приняли участие 85 учащихся школ Тулы и Тульской области в возрасте от 7,5 до 17 лет. Общая гипотеза заключалась в предположении, что буллинг имеет выраженные гендерно-возрастные особенности, учет которых необходим при планировании и проведении работы по его предотвращению; риск возникновения ситуаций травли в ученической среде определяется пересечением типичных для каждого возраста и пола личностных характеристик; наиболее ярко гендерно-возрастной аспект школьной травли проявляется в подростковом возрасте.
Анализ зарубежных и российских психологических исследований по проблеме школьной травли позволил выделить основные параметры в соответствии с гендерно-возрастным аспектом: уровень агрессии и ее формы, социометрический статус ученика, стиль поведения в конфликте; состояние тревожности, уровень эмпатических способностей, наличие толерантности и эмоциональной устойчивости. Для установления тесноты связи между выделенными параметрами проводилась статистическая обработка данных с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена; критерия хи-квадрат (?2) Пирсона и коэффициента сопряженности V Крамера. Результаты эмпирического исследования позволили выявить группу риска в каждой возрастной выборке, определить мишени и наметить направления работы психолога по предотвращению ситуаций травли в ученической среде. Такая работа должна строиться с учетом гендерно-возрастных особенностей детей уже в начальной школе, учитывать специфику буллинга, носить комплексный, упреждающий характер.

Ключевые слова: буллинг, ученическая среда, ситуация травли, гендерно-возрастной аспект, предотвращение школьной травли.

 

Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях

Петрова С.О.

Представлены результаты аналитического исследования, направленного на определение основных тенденций в распределении тем, методологий, методов и методик в современных отечественных исследованиях одаренности. Анализировались диссертации на соискание научной степени кандидата или доктора психологических наук, в которых, согласно единым требованиям, были отражены основные направления изучаемой проблемы, методологические основания, методы и результаты проведенного исследования. По электронному каталогу Российской государственной библиотеки были отобраны 73 автореферата диссертаций, защищенных в период 2011–2018 гг. и посвященных разным аспектам, связанным с проблемой одаренности. Анализ тем, методологий, методов и методик этих исследований осуществлялся с помощью кодирования их элементов и последующей систематизации по выделенным темам. Результаты проведенного анализа продемонстрировали широту направлений изучения одаренности и ее компонентов, преобладание количественной методологии, разнообразие применяемых психометрических методов и способов статистической обработки данных. Исследователями изучались разные возрастные периоды и возрастные особенности развития одаренности, которая рассматривалась в соответствии с современными научными представлениями?– как целостный системный феномен, включающий когнитивные, личностные и социальные подсистемы и их взаимодействия.
Сопоставление результатов проведенного анализа с данными о методологии зарубежных исследований, опубликованных в ведущих журналах мира, позволило выявить общие тенденции в организации и проведении исследований, наметить перспективы дальнейших исследований. Это касается, в частности, использования продвинутых качественных методологий для исследования уникальных случаев одаренности, в том числе в сочетании с теми или иными проблемами развития. В заключительной части статьи представлены основные положения исследований, в той или иной степени посвященных решению проблемы академической успешности и внесших значительный вклад в научные представления о сложности, многоаспектности и динамичности этой психологической характеристики учащихся, одаренных в том числе.

Ключевые слова: академическая успешность, достижения, личностные характеристики, методология, методы, обучение, одаренность, развитие, способности, тестирование, учащиеся.

 

Представление о творческой и успешной личности у интеллектуально одаренных подростков

Шумакова Н.Б.

Представлены результаты исследования имплицитных представлений интеллектуально одаренных подростков о творческой и успешной личности. В исследовании приняли участие 122 респондента, из них 69 девочек и 53 мальчика в возрасте 13–14 лет (средний возраст 13,5,) – учащиеся VII–VIII классов школ Москвы и Новоуральска с повышенным уровнем сложности обучения. Исследование проводилось с помощью графической методики «Бабблз» и опросника, предложенного зарубежными психологами в кросскультурном исследовании. Результаты работы обнаружили, что представления интеллектуально одаренных подростков об успешном и творческом человеке имеют значительно больше различий, чем сходства. Творческий человек – прежде всего яркая индивидуальность с богатым воображением, жизнерадостный и дружелюбный, в то время как успешный представляется значительно более однообразным, чем творческий и наделён такими характеристиками как трудолюбивый и целеустремленный, умный, дружелюбный, организованный и ответственный. В представлении одаренных подростков об успешной личности содержатся черты противоположные творческой личности, а также негативные характеристики (например, злой, жадный, коварный), которые не встречались в описаниях творческого человека. Образ творческого человека представляется для одаренных подростков более привлекательным, чем образ успешного, что может говорить о том, что для них важнее заниматься творческой деятельностью, чем быть успешным в обществе. Обнаружены также культурные особенности и гендерные стереотипы в представлении интеллектуально одаренных российских подростков о творческом и особенно успешном человеке. Так, мальчики-подростки представляют творческую и успешную личность как человека того же пола, в то время как девочки – как человека противоположного, т.е., мужчину в случае успешной личности, и в 50,7?% – в случае творческой. Это может быть неблагоприятным фактором, препятствующим развитию интеллектуального и творческого потенциала одаренных девочек-подростков.

Ключевые слова: имплицитные теории, творческий человек, успешный человек, интеллектуально одаренные подростки.

 

Переживание подростками коммуникативных трудностей в межкультурном общении

Самохвалова А.Г., Куликов Л.В., Вишневская О.Н.

Рассматривается проблема коммуникативных трудностей, возникающих у подростков разных национальностей в ситуациях межкультурного общения в гетерогенной образовательной среде школы; определяется социокультурная специфика переживания подростками собственных коммуникативных трудностей. Описываются результаты исследования, проведенного в Костромской общеобразовательной школе, на выборке (n = 116), включающей представителей разных национальностей: русских (n = 32, коренные жители города), цыган (n = 32, мигранты второго–четвертого поколения), армян (n = 27; представители «поколения 1,75»), таджиков (n = 25; представители «поколений 1,5 или 1,25»).
Показано, что успешность аккультурации во многом зависит от того, на каком этапе детского онтогенеза произошла миграция (чем младше ребенок, тем легче он адаптируется к новой социальной среде). Выявлены общевозрастные коммуникативные трудности (базовые и рефлексивные), свойственные подросткам независимо от их национальной и половой принадлежности, а также специфические коммуникативные трудности, характерные для таджиков, армян, цыган и русских, возникающие в ситуациях межкультурного общения в образовательной среде школы. Описаны особенности эмоционального состояния подростков в ситуациях межкультурного общения; вариативные взаимосвязи переживаний и коммуникативных трудностей у подростков разных национальных групп. Установлено, что коммуникативные трудности связаны в основном с возникновением астенических (чувств бессилия) и меланхолических (гнетущих) чувств; делается вывод об амбивалентном функционале этих переживаний, которые, с одной стороны, могут усиливать затрудненность межкультурного общения, а с другой – способствовать преодолению коммуникативных трудностей подростка.

Ключевые слова: подросток, миграция, аккультурация, межкультурное общение, коммуникативные трудности, переживание.

 

Субъективная оценка скрываемых и явных идентификаций: взаимосвязь с психологической саморегуляцией и благополучием

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Емелин В.А.

Скрываемая идентификация в широком смысле подразумевает любые характеристики, которые человек старается скрыть, сохранить в тайне от других. Она в большей степени основана на опасениях, ожиданиях, представлениях, нежели на активном взаимодействии личности с миром и на непосредственной обратной связи. В эмпирических исследованиях показано, что скрываемая идентификация встречается у половины опрошенных и связана с психологическим неблагополучием, хотя природа связи и ее зависимость от явных идентификаций неясны. Цель данного исследования – выявление связи скрываемой идентификации с явными идентификациями, субъективным благополучием и психологической саморегуляцией. Предполагалось, что скрываемая идентификация сопряжена с трудностями психологической саморегуляции, в первую очередь проявляющимися в дефиците интеграции противоречий и осмысленности целей, а ее связь с саморегуляцией и благополучием не зависит от того, каковы явные идентификации. На выборках студентов психологических специальностей (n1 = 158) и взрослых респондентов в возрасте 21–86 лет (n2 = 118) было показано, что связь скрываемой идентификации с неблагополучием не может объясняться явными идентификациями. Это позволяет предполагать за ней специфические функции, нередко не замечаемые в исследованиях идентичности, делающих акцент на явных, признаваемых человеком идентификациях. По-видимому, наличие скрываемой идентичности связано с трудностями идентификации с большими социальными группами (например, со страной), где получение непосредственной обратной связи от других членов группы затруднено. Скрываемая идентификация связана с важностью социального признания своей идентичности, оценкой мира как угрожающего и дефицитом саморегуляции (концентрации и переживаемого смысла), а в выборке взрослых – сопряжена с трудностями интеграции противоречий. С позиции психологии телесности можно предполагать, что в конфликтной для личности ситуации, особенно в отношении тех социальных групп, где непосредственная обратная связь затруднена (например, стигматизированных групп, больших социальных групп), трудности интеграции противоречий, концентрации, дефицит осмысленности провоцируют формирование идентичности по типу скрываемой, а она, в свою очередь, поддерживает эти трудности, не давая возможности в активном взаимодействии с миром разрешить трудности идентификации.

Ключевые слова: подход психологии телесности к идентичности, скрываемая идентификация, субъективное благополучие, психологическая саморегуляция.

 

Структура социальных представлений у лиц разного возраста, потерявших работу

Емельянова Т.П., Дробышева Т.В.

Статья посвящена анализу структуры социальных представлений о ситуации потери работы и выявлению содержания символического копинга в трех возрастных группах безработных. На выборке 445 человек (три возрастные группы) применялись методики: «Финансовая тревога», «Социальные аксиомы», «Ценностные ориентации», «Незавершенные предложения», авторский опросник с утверждениями о совладании с ситуацией потери работы и др. Результаты исследования показывают, что содержание символического копинга у безработных разных возрастных групп имеет как сходные, так и различные черты. В группе 25–35-летних выражена готовность развивать свои ресурсы через переподготовку и повышение квалификации, в отличие от более старших респондентов, у них не проявляется намерение обратиться на биржу труда. Представители этой группы обнаруживают более высокие, чем в двух старших группах показатели «социальной сложности» (по методике «Социальные аксиомы»), только для этой группы характерна готовность опираться на собственные силы. Символический копинг в группе 36–45 летних содержит намерение предпринять активный поиск работы без указания на характер этой работы. Отсутствуют намерения получить дополнительную квалификацию или пройти переобучение, не выражено понимание необходимости вырабатывать новые стратегии поведения в особых ситуациях. Респонденты возлагают надежды на содействие знакомых и коллег, а также на свой профессиональный опыт. Только в группе безработных 46–60?лет в ядре социальных представлений оказался элемент «в моем возрасте найти работу становится все сложнее», отмечается низкая (по сравнению с другими группами) значимость интересной работы и познания, при этом уровень финансовой тревоги в старшей группе ниже, чем двух более младших. Это респонденты, ценящие свой опыт и профессионализм, но теряющие веру в собственную значимость.

Ключевые слова: социальные представления, коллективный символический копинг, финансовая тревога, ценностные ориентации, безработные.

 

Библиометрический анализ публикаций по постнеклассической психологии в РИНЦ

Фёдоров А.А.

Проведен библиометрический анализ статей, связанных с постнеклассической психологией и представленных в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). Были созданы две базы таких публикаций. Одна включала научные статьи, (1) вышедшие до 2018?г., (2)?содержащие в названии, аннотации или списке ключевых слов морфему «постнеклас*», по которой определялась тема исследования, и (3) представленные в тематической области «Психология». Первая публикация, соответствующая этим критериям, была опубликована в 2000 г. Вторая база создавалась на основе первой путем включения в нее публикаций, касающихся постнеклассической психологии в силу принадлежности к определенным психологическим концепциям (культурно-аналитическому подходу, теории психологических систем и системно-субъектному подходу) или обсуждающих ее в тексте. В первую базу вошли 249 публикаций, во вторую – 335. Показано, что число публикаций, связанных с постнеклассической психологией, стабильно растет во времени, при этом большинство авторов (72?%) написали лишь одну статью.
С помощью понятийной карты, построенной на основе анализа ключевых слов в базе 2 были выделены три тематических кластера, соответствующих культурно-аналитическому подходу, теории психологических систем и системно-субъектному подходу. При этом кластер, соответствующий системно-субъектному подходу, отсутствует на понятийной карте, построенной на основе базы 1; это может указывать на то, что представители такого подхода реже идентифицируют себя с постнеклассической психологией. Показано, что самая крупная коллаборация авторов ассоциирована с теорией психологических систем. Выявлено, что доля публикаций по постнеклассической психологии составляет менее 1?% от всех научных психологических статей, при этом большинство исследований носит теоретический характер. Сделан вывод о том, что утверждение, согласно которому современная российская психология уже является постнеклассической наукой, не находит подтверждения в количественных библиометрических данных. 

Ключевые слова: постнеклассическая психология, библиометрический анализ, теория психологических систем, культурно-аналитический подход, системно-субъектный подход.

 

Современные исследования инсайта: что мы узнали об инсайте после гештальтпсихологов

Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф.

Цель настоящей статьи – проанализировать современные подходы к пониманию инсайта и выделить те теоретические и экспериментальные новации, которые отличают современное положение дел от классического. Первые теоретические постгештальтистские новации связаны с работами С. Олссона и переопределением понятия инсайта не столько как момента возникновения решения в сознании, сколько как момента преодоления тупика в решении. Подобное уточнение понятия инсайта позволило С. Олссону сформулировать принципиально новые исследовательские вопросы для этой области, которыми не интересовались гештальтпсихологи. Каждый из этих вопросов привел к появлению новых объяснительных моделей в психологии мышления: от моделей источников сложности задачи до моделей механизмов переструктурирования. Помимо теоретического прогресса в исследованиях инсайта, со времен гештальтпсихологов появилось и большое количество новаций в области методов экспериментального изучения этого феномена. С одной стороны, эти новации вызваны необходимостью более теоретически обоснованного выбора стимульного материала (инсайтных задач) для исследования, а с другой – с отходом от представлений о том, что инсайтные задачи всегда решаются инсайтно, и последующей необходимостью развивать методы измерения инсайтных решений. Также можно указать еще две линии исследований, которые были вдохновлены преимущественно развитием методов. Первая из них связана с экспериментальными ситуациями, в рамках которых исследователи не просто подбирают особые задачи, а дополнительно формируют у испытуемых установку, мешающую решению. Вторая линия исследований, связанная с методом подсказки, породила колоссальное количество разрозненных экспериментальных фактов по поводу того, что помогает и что мешает решать инсайтные задачи.

Ключевые слова: мышление, инсайт, решение задач, тупик, операциональные критерии инсайта, переструктурирование.

 

Апробация русскоязычных версий теста когнитивной рефлексии

Родина О.Н., Прудков П.Н.

Способность человека осознавать свой мыслительный процесс, анализировать и оценивать поступающую информацию и на основе этого действовать рационально важна в самых разных ситуациях. Для оценки этой способности американский психолог Ш. Фредерик в 2005 г. предложил тест когнитивной рефлексии (ТКР), состоящий из трех арифметических задач. Было обнаружено, что успешность в решении задач теста коррелирует с целым рядом психологических характеристик, таких как интеллект, импульсивность, консервативность, альтруизм, вера в сверхъестественное, религиозность. Тест нашел применение в разных областях психологии, а количество ссылок на исходную статью измеряется тысячами. В данной статье представлен русскоязычный вариант расширенной версии теста (ТКР7), состоящий из семи задач, который включает и первоначальный вариант теста, состоящий из трех задач (ТКР3). В исследовании приняли участие 254 испытуемых. Дискриминантная валидность теста оценивалась с помощью пятифакторного личностного опросника. Для оценки конвергентной валидности использовались русскоязычный вариант шкалы потребность в познании, а также авторская методика оценки рациональности – анкета на веру в магию и астрологию. Полученные в нашем исследовании коэффициенты согласованности альфа, средние значения для числа правильных ответов, распределение ответов на отдельные задачи сходны с результатами других исследований. Не было обнаружено корреляций между двумя вариантами ТКР и пятью шкалами личностного опросника. Были найдены значимые положительные корреляции между шкалой потребность в познании и обоими вариантами теста когнитивной рефлексии. Эти результаты подтверждают предположение о том, что для правильного решения задач ТКР необходима способность к анализу ситуации, перебору возникающих при этом альтернатив, углубленной переработке информации. Значимые отрицательные корреляции были получены между оценками по обоим вариантам теста когнитивной рефлексии и суммарным баллом по анкете на веру в магию и астрологию. Таким образом, наше исследование продемонстрировало дивергентную и конвергентную валидность русскоязычных вариантов теста когнитивной рефлексии и показало пригодность данного теста для оценки рациональности мышления. 

Ключевые слова: рациональность, интеллект, импульсивность, критичность, мышление.