Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Культурно-историческая теория и понимающая психотерапия

Чеснокова М.Г.

Статья представляет собой попытку раскрыть и конкретизировать утверждение Ф.Е. Василюка о понимающей психотерапии как «прививке» личностно-центрированной терапии К.  Роджерса к культурно-историческому подходу Л.С.  Выготского. Указываются поворотные моменты в становлении психотерапии в отечественной психологии. Рассматривается вопрос о принципиальной возможности достраивания культурно-исторической теории психотерапевтической практикой. Анализируются возможные причины игнорирования Л.С.  Выготским психотерапии как вида психологической практики. Реконструируется круг идей, понятий и принципов культурно-исторического подхода, составивших теоретико-методологическую базу понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Выделяются три важнейших понятия, на которые опирается понимающая психотерапия: смысл, переживание, личность. Дается сравнительный анализ взглядов Л.С.  Выготского, А.Н. Леонтьева и Ф.Е. Василюка на содержание этих понятий. Выявляется внутренняя преемственность между размышлениями позднего Выготского о природе смысла и специфической структуре переживания с разработкой этих категорий в концепции переживания Ф.Е. Василюка и понимающей психотерапии. Отмечается вклад Ф.Е. Василюка в развитие культурно-исторической традиции и разработку категории переживания, проявившийся, в частности, в преодолении им предложенного Выготским понимания переживания как единства среды и личности и выделении различных носителей переживания – тело, психическая функция, поведение, деятельность. Рассматривается роль основных техник понимающей психотерапии (эмпатии, кларификации, майевтики) в развитии переживания. Прослеживается связь каждой из этих техник с одним из видов мышления и деятельности человека – философией, наукой, искусством. Подчеркивается внутренний пафос понимающей психотерапии – борьба за личность. «Прививка» К.  Роджерса к культурно-историческому подходу Л.С. Выготского видится главным образом в обогащении этого подхода экзистенциально-феноменологической составляющей и признании ценности внутреннего опыта. Специфику понимающей психотерапии, в отличие от роджерианского подхода, автор статьи усматривает в неразрывной связи развития личности с развитием ее речевого мышления, системы знаковых средств и сознания.

Ключевые слова: смысл, переживание, сознание, речевое мышление, личность, культурно-исторический подход, К. Роджерс, понимающая психотерапия.

 

Роль интеллектуального уровня наиболее одаренной части населения в социальном и экономическом развитии страны

Григорьев А.А., Карлин А.В.

 

Проверяются, во-первых, «теория умной доли», согласно которой когнитивный уровень наиболее интеллектуально одаренной части населения играет более важную роль в социальном и экономическом развитии страны, чем средний уровень всего населения, и, во-вторых, предположение об опосредствовании связи уровня наиболее интеллектуально одаренной части населения с инновационной эффективностью качеством государственного управления. «Теория умной доли» подтвердилась: уровень лиц, занимающих верхнее положение на шкале когнитивной способности, оказался теснее связан со всеми рассматривавшимися социально-экономическими показателями (логарифм патентного индекса, логарифм индекса публикационной активности, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень бедности, продолжительность жизни, младенческая смертность, индекс восприятия коррупции, индекс эффективности работы правительства), чем средний уровень всего населения или уровень лиц, занимающих нижнее положение на шкале когнитивной способности. Подтвердилось также предположение об опосредствующей роли качества государственного управления: введение в регрессионные уравнения индекса эффективности работы правительства приводило к значительному снижению показателя связи между мерой когнитивной способности наиболее интеллектуально одаренной части населения и индексами инновационной эффективности.

Ключевые слова: когнитивная способность, социально-экономические показатели, медиация.

 

Психологическая безопасность как интегральный показатель этнической толерантности

Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Тарасова Л.В.

Показано многообразие социально значимых явлений, связанных с толерантностью, раскрыты подходы, интерпретации и представления о данном феномене. Проблема межэтнического взаимодействия рассмотрена как фактор стабильности и безопасности общества. Авторы обосновывают положение о том, что психологическая безопасность как состояние личности, при котором она способна удовлетворять базовые потребности в самосохранении и восприятии собственной (психологической) защищенности в социуме, может выступать в качестве наиболее важного интегрального показателя толерантности. Цель исследования состояла в определении характера взаимосвязи этнической толерантности и психологической безопасности личности, а также в установлении аспектов психологической безопасности, определяющих уровень этнической толерантности личности. Эмпирическое исследование было осуществлено с привлечением выборки жителей Свердловской области (N = 354 человека), которая характеризуется средней степенью этнического разнообразия. Проведенное исследование показало наличие статистически значимой связи между этнической толерантностью личности и ощущаемой ею психологической безопасностью (которая включает и объективные и субъективные показатели). Респонденты с низким уровнем психологической безопасности в большей степени интолерантны, особенно в отношении лиц, входящих в ближайшее окружение. Установлено, что психологическая безопасность личности является предиктором этнической толерантности личности, при этом наиболее значимы в своем влиянии на этническую толерантность следующие частные аспекты психологической безопасности: 1) чувство стабильности; 2) ощущение предсказуемости событий; 3) удовлетворение потребности в законе и порядке. Доказано, что повышение уровня психологической безопасности членов общества может служить благоприятным условием толерантного отношения к представителям различных национально-культурных сообществ.

Ключевые слова: этническая толерантность, психологическая безопасность, этническая идентичность.

 

Структура российского варианта шестифакторного личностного опросника HEXACO-PI-R

Егорова М.С., Паршикова О.В., Митина О.В.

Модель структуры личности HEXACO, разработанная в контексте лексических исследований, была эмпирически получена в конце 1990-х гг. и включает шесть диспозиционных черт личности: Честность/Скромность, Эмоциональность, Экстраверсию, Доброжелательность, Сознательность и Открытость опыту. Модель воспроизводится при проведении исследований в разных странах на разных языках и представляет собой ревизию пятифакторной структуры личности. За два десятилетия, прошедших с момента появления шестифакторной модели, были разработаны диагностические опросники, сопоставимые в разных странах. Цель нашего исследования состояла в адаптации опросника HEXACO-PI-R для российской выборки. Опросник HEXACO-PI-R содержит 100 утверждений и позволяет оценить шесть черт факторного уровня и 25 фасеток. Структура российского варианта HEXACO-PI-R и была предметом анализа. В исследовании участвовало три выборки: 1) 571 респондент (возраст 16–84 года, M  =  35,2, SD  =  14,1, 58,5 % – женщины); 2) 516 респондентов (возраст 16–77 лет, M  =  25,2, SD  =  11,9, 79 % – женщины); 3) 1272 респондента (возраст 16–79 лет, M = 28,7, SD = 13,6, 67,4 % – женщины). Для проверки конвергентной валидности результаты были сопоставлены с Большой пятеркой и Темной триадой. Показатели согласованности (альфа Кронбаха) для черт факторного уровня находятся в диапазоне 0,74–0,85 для первой и третьей выборок и несколько ниже – для второй. Корреляции между чертами факторного уровня равны в среднем 0,11. Средние корреляции при проверке конвергентной валидности равны 0,59. При факторизации 100 пунктов опросника и фасеток (эксплораторный факторный анализ, ЭФА) была подтверждена его шестифакторная структура. Анализ структуры фасеток (факторизация 16 пунктов, входящих в каждую черту факторного уровня, ЭФА, метод главных компонент, вращение варимакс и облимин) для четырех факторов показал простые структуры, подтверждающие гипотетическую структуру факторов. Для двух факторов – результаты менее определенные. При использовании конфирматорного факторного анализа (КФА) для анализа структуры каждого из шести факторов проверялись три модели: первая предполагала один латентный фактор для всех 16 утверждений, входящих в четыре фасетки; вторая предполагала четыре коррелирующих латентных фактора (фасетки); третья предполагала четыре латентных фактора первого порядка и детерминирующий их латентный фактор второго порядка. Показатели согласованности моделей с эмпирическими данными очень низкие в первом случае и примерно одинаковые во втором и третьем.

Ключевые слова: модель HEXACO, личностный опросник HEXACO-PI-R, структура опросника, Честность/Скромность, Эмоциональность, Экстраверсия, Доброжелательность, Сознательность, Открытость опыту.

 

Непрямые способы распознавания обмана

Фоломеева Т.В., Федотова С.В., Аветисян А.С.

Статья посвящена анализу характеристик, которые приписываются человеку в зависимости от сообщаемой им информации. Предполагается, что предоставляющий ложную информацию наделяется более негативными характеристиками в сравнении с сообщающим правду. Исследование, в котором приняли участие 532 человека, было реализовано в три этапа. На первом, предварительном, с целью разработки методики для основного этапа были собраны ассоциации с понятиями «обман», «правда», «обманщик», «честный». На втором, основном, этапе были проанализированы образы людей, формирующиеся в зависимости от правдивости/ложности предоставляемой ими информации. Наконец, на третьем этапе был проведен сравнительный анализ прямых (например, наличие инструкции выявить ложное сообщение) и непрямых (например, просьба следить за изменением невербального поведения выступающего) способов распознавания обмана. Было установлено, что образы людей, сообщающих ложную и правдивую информацию, значимо различаются по следующим характеристикам: открытый, благородный, добродетельный, плохой, лживый, лицемерный и изменщик. Кроме того, на уровне тенденции было установлено, что непрямые способы распознавания обмана являются более эффективными в сравнении с прямыми вопросами.

Ключевые слова: невербальное поведение, обман, непрямые техники выявления обмана, прямые техники выявления обмана.

 

Место домашних животных в психологической структуре семьи

Трубицына Л.В., Мошкало Е.В.

Сложности в понимании места домашних питомцев как членов семьи могут быть связаны с теми определениями семьи, которыми оперирует психология. Психологические исследования семьи в значительной степени базируются на экономико-правовых понятиях семьи. С помощью анализа ряда проведенных слабоструктурированных интервью показано наличие субъективных представлений о семье, которые отличаются от того, что традиционно в научных исследованиях понимается под семьей и на основании которых вводится понятие субъективной, или психологической, структуры семьи. Показано, что для разных членов семьи субъективная структура семьи может различаться, причем это скорее правило, чем исключение. На основании мини-опроса показано, что осознание места домашнего питомца как члена семьи ведет к сближению субъективных представлений супругов о составе семьи и более четкому выстраиванию ее границ. При определении субъективной структуры семьи акцентирование внимания на восприятии домашнего питомца как своего или чужого привело к значительному уменьшению и числа называемых мужем и женой разных членов семьи (при р < 0,001), и числа называемых ими общих членов семьи (при р < 0,001), т.е. акцент на позиции по отношению к домашнему питомцу позволил более четко определить границы «ядра» семьи. Подчеркивается важность для психологической теории и практики осознания наличия субъективно-психологической структуры и динамики семьи, отличной от традиционно принимаемой за «нормативную», и необходимость учета жизни в семье домашних животных для лучшего понимания ее субъективно-психологической структуры и динамики. Понятие субъективной, или психологической, структуры семьи позволяет иначе осознать и исследовать роль и функции домашних питомцев в семье, не приписывая им «замещающей» людей роли.

Ключевые слова: субъективная структура семьи, субъективная динамика семьи, домашние питомцы как члены семьи, общие члены семьи.

 

Культурно-историческая психология: дом как символ и миф в литературе 1920-х гг. (на примере произведений М. Булгакова и И. Бунина)

Ким Д.С.

В статье, объектом анализа которой являются литературные произведения 20-х гг. XX в. – роман М. Булгакова «Белая гвардия», а также художественный дневник и роман И. Бунина «Окаянные дни» и «Жизнь Арсеньева», автор рассматривает образ дома как медиатор «старого мира» в переломную революционную эпоху. Дом – сложный, многоуровневый символ, включающий в себя такие уровни, как семья, род, нация, родина, традиции, культура. Рассмотренный в рамках культурно-исторической психологии, он предстает как медиатор-символ («Белая гвардия», «Окаянные дни») и медиатор-миф («Жизнь Арсеньева»): описывает и заряжает своей энергией хронотоп, служит единицей анализа душевной и «двигателем» духовной жизни человека, является формой культуры и способом общения человека с миром (Абсолютом). Дом в мифопоэтике – это микромир в макромире, идеальная космическая модель, поэтому действия, связанные с пространственным перемещением внутри и вне дома (пребывание/оседлость, уход/ отъезд и возвращение), дают представление о различных способах мировосприятия писателей. Так, для М. Булгакова поведенческим стандартом в кризисной ситуации (разрушение привычного мира в период революции) становится не уход/отъезд из дома, а пребывание в нем. Во враждебном (туманном) мире он выстраивает материальные и метафизические (интеллектуальные, психологические) границы дома. Стремление героев сохранить дом в его границах равносильно стремлению защитить свой внутренний мир, сохранить собственное мировоззрение, традиции и ценности. В художественном мире И. Бунина образ разрушенного революцией дома оказался напрямую связан с гибелью России и культуры («Окаянные дни»), что позволяет нам говорить об утрате им важнейшего медиатора, обусловившей бегство писателя из России. Находясь в эмиграции, он обращается к своей памяти и, стремясь воссоздать утраченный медиатор-символ, создает новый медиатор-миф, отражающий его тоску по прошлому («Жизнь Арсеньева»).

Ключевые слова: М. Булгаков, И. Бунин, образ дома, культурно-историческая психология, медиатор, домостроительство, медиатор-символ, медиатор-миф, пребывание/оседлость, уход/отъезд, литературная память.

 

Разработка Опросника организационной коммуникативности

Сидоренков А.В.

В статье обсуждаются важные последствия разных граней общения для совместной деятельности и решения задач (проблем), сотрудничества и сплоченности, а также существующие методы изучения взаимодействия и межличностного отношения. Показан дефицит методического инструментария, позволяющего оперативно оценивать определенный класс коммуникативных характеристик сотрудников организаций. Представлен новый Опросник организационной коммуникативности, который основан на методе экспертных оценок и измеряет такие аспекты профессионально-делового общения, как передача информации, понимание мнений и согласование действий. Оценка производится по шестибалльной шкале. Опросник позволяет измерять организационную коммуникативность работника одновременно на уровне малой группы (отдела, кафедры) и структурного подразделения (управления, факультета) в государственных и коммерческих организациях с разным профилем деятельности. Осуществлена экспертиза содержательной валидности опросника с участием трех специалистов. Проведено эмпирическое исследование в семи коммерческих компаниях, шести государственных вузах и одном государственном правоохранительном учреждении. В общей сложности 51 руководитель оценили 440 работников (своих подчиненных) посредством этого опросника. Производился факторный анализ методом главных компонент (вращение факторов Варимакс), и проверялась адекватность факторных моделей. Рассчитывались коэффициенты альфа Кронбаха и корреляции Пирсона. Факторный анализ показал: а) однофакторную модель организационной коммуникативности, измеряемой посредством этого опросника, по совокупной выборке и отдельно на выборках сотрудников компаний и правоохранительного учреждения; б) двухфакторную структуру («передача деловой информации» и «согласование действий») на выборке научно-педагогических работников вузов. Обнаружена достаточно высокая содержательная валидность и надежность-согласованность. Опросник может применяться в оригинальной или модифицированной форме для исследования коммуникативности сотрудников в организациях разных сфер деятельности.

Ключевые слова: общение, взаимодействие, организационная коммуникативность, передача информации, понимание мнений, согласование действий.

 

Психологические исследования видеоигр: урок западной науки

Морозова О.А.

Осуществлена попытка резюмировать состояние области психологических исследований видеоигр. Видеоиграми сегодня увлекаются 2,5 млрд человек в мире. Игровая индустрия уже опережает по доходам индустрии кинематографа и музыки вместе взятые. Одновременно растет значение киберспорта – соревнований на основе видеоигр. Киберспорт входит в реестры видов спорта в ряде стран, включая Россию; на фоне национальных, студенческих и даже школьных турниров увеличивается спрос на программы развития видео-игрового таланта. В данных условиях от науки ожидается создание комплексной и практико-ориентированной теории игры. Однако мировая психологическая наука не идет в ногу со временем. Научную повестку вот уже 30 лет узурпируют темы игровой зависимости и влияния жестоких видеоигр. «Моральная паника» в обществе, а также ряд системных процессов (например, предвзятый отбор публикаций в журналы) поддерживают узкий фокус ученых вопреки результатам исследований, указывающим на отсутствие оснований для серьезных опасений. Проблемы практики остаются за пределами интереса исследователей вкупе с широким спектром фундаментальных вопросов. Ситуация усугубляется низким качеством публикуемых работ: слабым контролем переменных, некорректной интерпретацией данных, использованием неапробированных тестов, пагубным стремлением к изучению видеоигр в целом, несмотря на многообразие их форм. Методологические трудности характеризуют молодую еще область исследований в погоне за быстро эволюционирующим технологическим феноменом. К счастью, на Западе намечаются тенденции к преодолению заявленных проблем: расширение исследовательского фокуса и стремление к большей чистоте процедур. За исследованиями влияния видеоигр на когнитивные способности и эмоции следуют попытки применения видеоигр в реабилитации и профессиональной подготовке. Исследования игровой мотивации ведут за собой рекомендации для сферы гейм-дизайна, а также подогревают интерес к использованию видеоигр в сфере образования. В этом контексте отечественная психология сохраняет отстающую позицию.

Ключевые слова: видеоигры, психология, игровая зависимость, жестокие видеоигры, игровая мотивация, геймдизайн, киберспорт.

 

Развитие несимволического и символического чувства числа

Кузьмина Ю.В., Малых С.Б.

В последние годы в отечественной и зарубежной литературе активно обсуждается вопрос о ранних предикторах математических достижений. На роль одного из таких специфичных для математики предикторов претендует чувство числа – ментальная система репрезентации количественной информации. В обзоре представлены данные исследований, касающихся символического и несимволического аспектов чувства числа, особенностей их функционирования и развития. В качестве инструментов для оценки уровня развития несимволического чувства числа рассматриваются различные варианты тестов на сравнение и идентификацию тождеств, а также показатели точности, которые используются в исследованиях: пропорция правильных ответов и доля Вебера. Для обсуждения особенностей развития символического чувства числа в статье рассматриваются результаты исследований, полученные с помощью теста числовой линии и отражающие в том числе связь восприятия количества и пространства. Для символической и несимволической репрезентации количества рассматриваются такие особенности, как эффект соотношения (расстояния) и эффект размера. Для несимволического чувства числа также рассмотрен эффект конгруэнтности, отражающий взаимосвязь оценки количества в несимволической форме и оценку визуальных свойств объектов. Обсуждаются вопросы о связи особенностей развития символического и несимволического чувства числа с уровнем образования индивида. Рассмотрены различные данные, касающиеся того, как символический и несимволический аспекты чувства числа связаны друг с другом в ходе развития. Обсуждаются данные исследований, касающихся связи чувства числа с математическими достижениями детей разного возраста и уровня способностей, подтвержденные в большинстве исследований, а также те вопросы, которые остаются мало изученными или в отношении которых не существует пока согласованных данных.

Ключевые слова: чувство числа, символическое и несимволическое чувство числа.

 

Перспективы исследований приверженности к лечению

Гаврилова Е.В., Гогниева Д.Г., Богданова Р.С., Щекочихин Д.Ю., Копылов Ф.Ю.

Представлен обзор современных зарубежных и отечественных психологических исследований по проблеме индивидуально-психологических факторов приверженности к лечению пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Описана актуальность проблемы несоблюдения врачебных предписаний для современной медицинской науки. Представлены результаты эмпирических исследований о характере взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей пациентов с соблюдением ими различных врачебных предписаний. В качестве основных личностных коррелят приверженности к лечению анализируются личностные черты диспозиционной модели «Большая пятерка», тревожность и отдельные позитивные психологические конструкты, включающие оптимизм, чувство юмора, общее физическое благополучие и самоэффективность. Приводятся эмпирические данные, свидетельствующие о том, что связь большинства личностных черт с приверженностью к лечению специфична и обусловлена влиянием дополнительных переменных, таких как возрастные и гендерные различия. Рассматриваются последние эмпирические факты о связи когнитивных особенностей пациентов со степенью приверженности к лечению. Среди таких когнитивных коррелят особое внимание уделено общему интеллекту, управляющим функциям, рабочей памяти – приводятся эмпирические доказательства того, что в целом высокий уровень развития когнитивных функций повышает степень осведомленности и общей информированности пациентов и в результате может оказать положительное влияние на характер следования лечебным предписаниям. Также отдельно рассматривается депрессивное состояние как особый эмоционально-когнитивный фактор, способный существенно воздействовать на степень следования медикаментозной терапии. Подчеркивается опосредствованное влияние когнитивных способностей пациентов и их личностных черт на степень приверженности к лечению. 

Ключевые слова: приверженность к лечению, индивидуально-психологические факторы, когнитивные процессы, личностные черты, фибрилляция предсердий, сердечно-сосудистые заболевания.

 

Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований

Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К.

На материале зарубежных и отечественных исследований анализируется проблема взаимосвязи эмоционального и когнитивного развития личности. Теоретическим основанием обзора является культурно-историческая концепция Л.С.  Выготского. Вопросы, касающиеся закономерностей аффективного становления личности, а также значения эмоциональной регуляции и способности распознавать и анализировать чувства для достижения образовательных результатов в детском саду и академических успехов в школе, рассматриваются через призму таких понятий, как «социальная ситуация развития» и «освоение языка как культурного средства развития психики».
Анализируется формирование у детей способности понимать амбивалентные сложные эмоции и воспринимать противоречивую информацию о чувствах. Авторы обращают внимание на то, что умение анализировать двойственный эмоциональный отклик и способность понимать его моральную подоплеку обычно относят к тому возрасту, когда формальные операции уже сформированы, однако довольно часто имеет место феномен декаляжа. Делается предположение о том, что при исследовании когнитивного механизма анализа амбивалентных чувств целесообразно рассмотреть этот вопрос в русле структурно-диалектического подхода, где диалектическое мышление предстает как особая когнитивная структура, позволяющая анализировать и преобразовывать противоречивые ситуации, преодолевая запрет на единство противоположностей, существующий в формальной логике.
На основе положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского в статье сформулированы следующие выводы: развитие интеллекта и произвольности с высокой степенью надежности является предпосылкой эмоционального развития; формирование эмоциональной регуляции в процессе освоения языка – это переломный момент аффективного развития детей и характеризует его качественный переход на следующий этап; когнитивное и эмоциональное развитие опосредовано системой социальных отношений, в которые включен ребенок. Особое значение эта связь приобретает в образовательном процессе (детский сад, школа), где позитивный характер отношений с педагогом и сверстниками начинает определять академическую успешность и достижение других образовательных результатов.

Ключевые слова: эмоциональная регуляция, распознавание эмоций, когнитивное развитие, дошкольники, школьники, культурно-историческая теория.

 

Рефлексивная игра с циклами конкурентно-кооперативных взаимодействий как часть психологического практикума

Поддьяков А.Н.

Представлена рефлексивная игра «Морской бой для трех команд», моделирующая конкурентно-кооперативные отношения сложной зависимости, возникающие, когда участников не меньше трех. Она может быть включена в психологический практикум по теме «Рефлексивное (рекурсивное) мышление». Игра характеризуется потенциально высокой сложностью расчетов, необходимостью изменений стратегий в ходе игры, активной интеллектуальной и эмоциональной вовлеченностью участников.
В игре участвуют три команды. В соответствии с введенными правилами отношения между ними организованы по принципу игры «Камень, ножницы, бумага» (один участник может нанести ущерб второму, второй – третьему, третий – первому). В игре имеется две такие нетранзитивные триады. Одна триада отношений – непосредственного нанесения урона. Она задана правилом: участник А может «стрелять» по участнику В (и не может по С), участник В может «стрелять» по участнику С (и не может по А), участник С может «стрелять» по участнику А (и не может по В). Более сложная триада отношений противоположной направленности – это отношения «разведки», или «информационного взлома». Команда может узнать информацию о расположении кораблей другой команды, стреляющей по ней, и сообщить эту информацию третьей команде («врагу моего врага»), чтобы та точнее стреляла. На разных этапах игры от участников требуется выстраивать сложные стратегии кооперации и конкуренции.
В своих письменных отчетах, которые в качестве домашнего задания надо было представить после занятия, участники давали развернутые содержательные ответы на вопросы о: а) взаимодействии внутри команды; б) взаимодействии между командами; в) выстраиваемых стратегиях и их смене по ходу игры.
Практическая и, вероятно, теоретическая невозможность полного просчета игры «Морской бой для трех команд» с построением строгого оптимального алгоритма действий может стать предметом отдельного обсуждения с участниками в сопоставлении с играми другого типа. 

Ключевые слова: психологический практикум, мышление, рефлексивные игры, кооперация, конкуренция.

 

Учебно-тренировочные занятия с заданным уровнем стрессовой нагрузки

Алюшин М.В., Колобашкина Л.В., Косенков А.А.

Исследование посвящено проблеме повышения надежности человеческого фактора (НЧФ). Обоснована актуальность проведения учебно-тренировочных занятий с заданным уровнем стрессовой нагрузки как одной из наиболее эффективных форм подготовки операторов управления потенциально опасными объектами (ПОО) к действиям в аварийных и нештатных ситуациях. Проблема достоверной диагностики уровня стресса у операторов управления ПОО в процессе проведения учебно-тренировочных занятий различной напряженности выделена в качестве наиболее актуальной. Подчеркнута важность ее решения при организации наиболее эффективных занятий на тренажерах с биологической обратной связью (БОС). Анализируется значимость психологических (эмоциональных), а также гормональных и биохимических аспектов реакции стресса. Обоснована важная роль когнитивных и эмоциональных процессов в прогнозировании и управлении стрессовыми реакциями человека. Подчеркнута актуальность использования термина «психическая напряженность» для выделения психологической составляющей из круга стрессовых реакций человека. Дан анализ симптоматики стресса на эмоциональном, когнитивном, поведенческом, социальном и психосоматическом уровнях. Выделены аспекты возможного негативного влияния на НЧФ.
Показана перспективность применения объективных методик регистрации и оценки выраженности физиологических показателей, изменяющихся в состоянии эмоционального стресса. Проанализированы ограничения практического применения современных средств магнитно-резонансной томографии (МРТ) и электроэнцефалографии (ЭЭГ). Показана высокая информативность интегральных показателей работы сердечно-сосудистой системы (ССС), таких как частота сердечных сокращений (ЧСС); систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД); вариабельность сердечного ритма (ВСР).
Сделан вывод о перспективности практической реализации динамического наблюдения за параметрами работы ССС на основе современных неконтактных, в первую очередь, оптических технологий с целью оценки уровня психофизиологической адаптации человека к внешним условиям и реакциях на эмоционально насыщенные ситуации, возникающие при выполнении учебно-тренировочных занятий. 

Ключевые слова: надежность человеческого фактора, биологическая обратная связь (БОС), учебно-тренировочные занятия.