Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

 

Новый этап развития психологических исследований субъекта

Знаков В.В.

Обосновывается, что в современном обществе разделение людей на классы происходит уже не по признаку обладания средствами производства, а по тому, какими жизненными шансами они обладают. Шансы определяются образованием, материальным положением семьи, способами получения дохода. Новыми «средствами производства» стали знания, неотчужденные от их обладателей. Синтез естественного и искусственного способствует становлению киберсознания, сетевого интеллекта, коллективного интеллекта. Современные технологии в сетевом обществе знаний уже не «продолжают» человека, как было еще 50 лет назад, а сливаются с ним. Изменения в современном обществе и общественном сознании побуждают ученых переосмысливать научные основания психологии субъекта. Проанализированы ключевые направления современных исследований субъекта: 1) поиск и постановка проблем человекознания не из внутрипсихологического контекста, а из междисциплинарного в смысле Б.Г. Ананьева; 2) концентрация исследователей на анализе тех процессов в психике субъекта, которые имеют приставку «мета»: метасознание, метапонимание, метарефлексия; 3) попытки современного переосмысления деятельностных оснований формирования и развития субъектных качеств человека; 4) осознание учеными необходимости перехода к новому этапу исследований психологии субъекта – не просто констатирующему его активный характер, но направленному на раскрытие самосозидательной, самопорождающей, самотрансформирующей природы человеческой субъектности.
Описаны признаки первого, структурно-содержательного, этапа развития психологии субъекта и второго – самосозидательного, самопорождающего. Приведены примеры психологических исследований, проводившихся на первом и втором этапах развития психологии субъекта. Обосновано, что на новом этапе развития этого научного направления главными становятся те условия, в которых реализуется самотрансформация субъекта и способствующие ей деятельностные основания человеческой психики. Сегодня происходит переосмысление категории «субъект»: от его понимания как самоидентификации, обнаружения в человеке активного начала – к самоконструированию, поиску таких дискурсов и практик, в которых раскрывается множественность вариантов динамики развития субъектности.

Ключевые слова: субъект, знания, деятельность, метасистемные основания, коллективный интеллект, самосозидание.

 

Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка

Никольская О.С., Баенская Е.Р.

Представлены логика и результаты проводящегося в течение 40 лет исследования детского аутизма, предметом которого являются целостная картина особенностей поведения и психического развития детей с аутизмом, возможности вовлечения их в развивающее взаимодействие. Полученный опыт осмысляется в сопоставлении с данными, накопленными в этой области отечественными и зарубежными учеными. Детский аутизм рассматривается как системное нарушение психического развития. В качестве биологически обусловленной предпосылки его формирования выделяется экстремальный дефицит выносливости в контакте со средой, ведущий к радикальному ограничению адаптационных возможностей ребенка. Нарушение выносливости, включающее снижение порогов дискомфорта и активности в переработке информации и организации целенаправленного поведения, расценивается как причина формирования аутистических установок и стремления к сохранению постоянства. Конкретизируется взаимосвязь нарушений когнитивного и аффективного развития при аутизме. Показывается, что нормальный ход когнитивного развития искажается и блокируется дисбалансом в формировании аффективной сферы: кардинальным сдвигом в системе адаптивных смыслов в пользу установок защиты и выходом на первый план задач не реальной адаптации, а саморегуляции.
Даются основания психологической классификации детского аутизма – по степени ограничения адаптационных возможностей ребенка и по выраженности нарушения аффективного развития. Выделяются четыре группы детей, различающиеся характеристиками аутизма и стереотипности, особенностями и тяжестью проблем когнитивного и социального развития. Представлен эмоционально-смысловой подход к психологической помощи при аутизме. Показывается, что ресурс нормализации психического развития ребенка с аутизмом выявляется и реализуется при вовлечении его в эмоциональный контакт и совместно-разделенное со взрослым переживание и осмысление происходящего. Возникающая эмоциональная общность с близкими дает ребенку возможность стать более выносливым, т.е. менее ранимым и более активным, пережить и накопить совместно осмысленный и потому более сбалансированный аффективный опыт, открывающий путь нормализации когнитивного и социального развития.

Ключевые слова: детский аутизм, системное нарушение психического развития, единство проблем развития аффективной и когнитивной сферы, психологическая классификация детского аутизма, эмоционально смысловой подход к психологической помощи при аутизме.

 

Периодизация развития самости от рождения до семи лет: экзистенциальный анализ

Кривцова С.В.

В статье представлена авторская периодизация развития самости в первые семь лет жизни. Сравниваются понятия самости у У. Джеймса, А. Лэнгле и Д.Стерна, проводятся параллели с понятием возраста у Л.С. Выготского. Самость понимается автором как устойчивый способ интеграции опыта со специфическим фокусом на том или ином экзистенциальном содержании; в качестве методологии используются экзистенциально-аналитическая антропология и феноменологический метод. Анализируя систематизированные Д. Стерном данные экспериментальных исследований о внутреннем мире детей от рождения до трех лет, мы провели параллели между выделенными им видами самости и тематическим содержанием четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций (далее – ФМ), составляющих структурную модель экзистенции в теории А. Лэнгле. Четыре экзистенциальные ФМ описывают миры М. Хайдеггера: отношения с миром (онтологический уровень экзистенции), Umwelt, 1ФМ; отношения с жизнью (аксиологический уровень экзистенции), Mitwelt, 2ФМ; отношения с собой (этический уровень), Eigenwelt, 3ФМ; отношения с собственным будущим и необходимостью активно в него вкладываться (праксеологический, смысловой уровень экзистенции), Sienwelt, 4ФМ. Используя модель четырех ФМ, мы рассмотрели данные Д. Стерна о трансформациях самости ребенка, а также данные М. Малер, Дж. Боулби, М.И. Лисиной, В.В. Зеньковского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и многих других исследователей детей дошкольного возраста, чтобы сформулировать и описать экзистенциальные задачи каждого периода первого семилетия жизни, указать основную работу личности на каждом из этапов и выделить предпосылки, обеспечивающие ее решение. Периодизация носит послойный характер: однажды появившись, новый фокус внимания более не исчезает из жизни ребенка. Фокус внимания – область, с которой ребенок себя соотносит, соответствует понятию фундаментальной экзистенциальной мотивации. С рождения до примерно четырех месяцев ребенок находится в состоянии феноменологической открытости (соответствует стадии становящейся самости (по Д. Стерну), к четырем месяцам оформляется первая (ядерная) самость, делающая ребенка способным искать ответы на вопрос 1ФМ: «Могу ли я быть в этом мире?», на дорефлексивной стадии развития личности вопросы тем не менее существуют и задаю фокус интенциональной сосредоточенности младенца. Ребенок занимается предпосылками: проживанием защиты, пространства и опор. К 7–9 месяцам появляется вторая самость (субъективная), открывающая вопросы 2ФМ: «Как мне этот мир? Нравится ли мне?». Ребенок занят темами близости и отношений. К 18 месяцам формируется третья самость (вербальная), появляются экзистенциальные вопросы 3ФМ: «Имею ли я право?» – с соответствующими сложными эмоциями обид, непониманий и пр. К трем годам появляется четвертая самость (нарративная, повествовательная) и темы 4ФМ: «Как взаимосвязаны явления мира? В каком контексте я нахожусь? Что я могу сделать?». Приведенная в статье периодизация ориентирует психологов и родителей в том, каковы экзистенциальные содержания повседневных «примитивных» действий ребенка, помогает увидеть смысл и общую тенденцию в том, чтo ребенку необходимо от мира и близких.

Ключевые слова: самость, протосамость, «послойная» периодизация, феноменологическая открытость, фундаментальные экзистенциальные мотивации, области соотнесенности, персоногенез.

 

Понимание информационного текста как метапредметный результат начального обучения

Цукерман Г.А., Обухова О.Л., Шибанова Н.А.

Представлен новый принцип формирования письменной речи младших школьников, выражающей детские мысли об учебном содержании. Мы предположили, что культурной практикой, порождающей понятийные тексты и мотивирующей работу с ними, является перевод языка графических схем, описывающих существенные признаки изучаемых понятий, на язык слов. В статье представлены коммуникативные задачи, в рамках которых младшие школьники создают письменные высказывания, обмениваются ими с одноклассниками, редактируют и дополняют собственные тексты и тексты других авторов. До недавнего времени язык схем и моделей оставался в образовательной системе Эльконина – Давыдова не только исходной, но и единственной письменной формой фиксации детских мыслей об изучаемых предметах. В наших экспериментальных классах были апробированы условия и методы обучения письменной учебной коммуникации, в которой дети приобретали опыт перевода сообщений схем в письменные тексты, описывающие понятия.
Диагностика метапредметных результатов начального обучения показала, что классы, где была создана ситуация письменного двуязычия, лучше понимают информационные тексты и лучше решают предметно-понятийные задачи, условия которых сформулированы вербально. При этом наблюдается широкий перенос сформированных читательских умений на тексты, отличающиеся от материала формирующих экспериментов по предметности и по типу. Выявлены ученики, которые максимально выигрывают от того, что часть устной учебной коммуникации переведена в письменную форму, которая обрекает пишущего на паузу между вопросом и ответом. Это две группы педагогического риска: дети, которые по разным причинам опережают своих одноклассников или отстают от них в учебных достижениях.
Таким образом, мы дополнили классическую схему формирований понятий: действия детей, преобразующие предмет изучения так, чтобы выявить существенные свойства этого предмета –> описание этих свойств с помощью моделей, которые строятся детьми, –> созданные детьми письменные тексты, описывающие эти модели.

Ключевые слова: младшие школьники, письменная речь, метапредметные результаты обучения.

 

Особенности совместной деятельности младших школьников

Сурьянинова Т.И., Смирнов Н.В.

Статья посвящена исследованию совместной деятельности детей, которая является важнейшим условием отношений сотрудничества и инструментом развития организованности группы. В исследовании предпринята попытка проследить особенности взаимосвязей содержательных характеристик деятельности с организованностью группы и индивидуально-личностными особенностями детей и выявить особенности совместной деятельности младших школьников через ее содержательные характеристики: лидерство, кооперированность, контроль, самостоятельность, активность группы, планирование, отражающие основные функции субъектности группы. Авторами разработана система игр, которая легла в основу программы развития групповых процессов и отношений сотрудничества детей младшего школьного возраста, а также явилась инструментом исследования особенностей совместной деятельности младших школьников. Группы испытуемых включались в совместную деятельность, объективно требующую повышенной согласованности мнений и действий, наличия черт.
Результаты исследования показали: важнейшей особенностью совместной деятельности младших школьников является способность опосредствовать общение целью совместной деятельности и осуществлять ее планирование, этому способствует адекватная самооценка. Социально-психологическим механизмом, обеспечивающим это опосредствование, является лидерство. Неопределенность деятельности влияет на активизацию этого механизма и представляет собой зону трудности, в которой феномены лидерства и организованности группы или проявляются, или нет. Успешность совместной деятельности определяется, характером неопределенности деятельности, организованностью группы и соотношением индивидуально-личностных особенностей младших школьников (достаточно высоким уровнем тревожности, склонностью к лидерству и адекватной самооценкой). В процессе эксперимента дети научились соотносить себя друг с другом, осознавать собственные интересы и соотносить их с интересами друг друга, проявлять самокритичность. Эксперимент привел к изменению в социометрической структуре групп и мотивах предпочтения членов группы друг другом.

Ключевые слова: совместная деятельность, организованность группы, тревожность, самооценка, устойчивость/неустойчивость к неопределенности, лидерство, ролевая дифференциация, кооперированное взаимодействие, неопределенность деятельности.

 

Профессиональное выгорание и качество жизни учителей

Котова М.Б., Розанов В.Б., Александров А.А., Иванова Е.И.

Проблемы, связанные с некоторыми аспектами профессиональной деятельности учителей, оказывают негативное влияние на их психологическое и физическое здоровье, что несомненно отражается и на их качестве жизни. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания. Целью данной работы явилось изучение влияния уровня профессионального выгорания на качество жизни учителей общеобразовательных школ. В исследовании участвовали 317 учителей общеобразовательных школ Москвы. В программу исследования входили медицинское обследование, тесты на определение стресса, депрессии. Уровень профессионального выгорания оценивался по методике В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания». Все участники исследования, в зависимости от уровня профессионального выгорания, были классифицированы по трем категориям: отсутствие выгорания (0–110 баллов), средний уровень выгорания (111–180 баллов), высокий и критический уровни выгорания (181 балл и выше). Для оценки качества жизни использовали опросник Short Form Medical Outcomes Study (SF-36, краткая форма оценки медицинских исходов). Установлены статистически значимые различия между группами, упорядоченными по уровню выгорания, по большинству шкал опросника; не обнаружено различий по большинству показателей качества жизни между школьными учителями – мужчинами и женщинами, за исключением физической активности у женщин и физической боли и общего здоровья у мужчин. Высокий уровень профессионального выгорания оказывает выраженное негативное влияние практически на все показатели качества жизни. Наиболее подвержен негативному влиянию профессионального выгорания психологический компонент здоровья. Не обнаружено различий по большинству показателей качества жизни между нашими данными и данными, полученными в российских популяционных исследованиях. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке стратегий предотвращения выгорания и улучшения качества жизни не только среди школьных учителей, но и других профессиональных групп, наиболее подверженных синдрому выгорания.

Ключевые слова: учителя, качество жизни, профессиональное выгорание, здоровье.

 

Индивидуальная продолжительность жизни как психогенетический признак

Березина Т.Н.

Описывается влияние факторов наследственности, среды и генетико-средового взаимодействия на индивидуальную продолжительность жизни, выполненное классическим близнецовым методом. Приводится анализ литературы с доказательством влияния фактора наследственности и фактора среды, а также возможного использования фактора генетико-средового взаимодействия как организации времени в жизни человека. Описывается эмпирическое исследование, выполненное на 100 парах монозиготных (МЗ) близнецов и 72 парах дизиготных (ДЗ) близнецов, проживающих в РФ в XX–XXI вв., приводятся его результаты. Отмечается, что средние различия в продолжительности жизни МЗ-близнецов в парах достигают 9,4 года, а у ДЗ-близнецов – 12,3 лет. Приводятся данные корреляционного анализа, согласно которому показатель взаимосвязи по признаку индивидуальной продолжительности жизни в парах МЗ-близнецов равен 0,91, а ДЗ – 0,73, что говорит о преимущественном влиянии среды на развитие этого признака. Согласно данным исследования, индивидуальная продолжительность жизни в нашей стране в изучаемый период на 36 % определялась наследственностью, а на 64 % – общей и близкой средой.

Ключевые слова: психогенетика, индивидуальная продолжительность жизни, близнецовый метод, наследственность, среда.

 

Новый подход к диагностике ключевых познавательных компетенций современных выпускников вузов

Подольский О.А., Погожина В.А.

Образовательные результаты всегда считались определенных ключом, своего рода предиктором, к последующему трудоустройству выпускников высших учебных заведений. Представители работодателей, эксперты образования и исследователи рынка труда единодушны во мнении, что ключевые познавательные компетенции крайне важны для любого современного человека для решения как профессиональных задач на рабочем месте, так и повседневных задач. В результате проведенного авторами анализа ключевых исследований рынка труда на предмет востребованных работодателями компетенций выделены ключевые познавательные компетенции, необходимые для эффективного выполнения профессиональных обязанностей вне зависимости от профиля деятельности. В ходе выполнения проекта «Разработка и апробация модели оценки компетенций выпускников-бакалавров в области экономики и социологии» Институтом образования НИУ ВШЭ на основании существующих теоретических подходов к определению содержания и составных компонентов ключевых познавательных компетенций была разработана обобщенная рамка нового метода оценки образовательных результатов выпускников бакалавриата, направленного на оценку базовых умений, определяющих компетенции «решение проблем» (Р), «информационная грамотность» (И) и «критическое мышление» (К). Целью разработки и последующего использования данного инструмента (тест «РИК») является автоматизированная оценка ключевых познавательных компетенций на основании базовых знаний по каждому профильному направлению подготовки («Социология» и «Экономика») в соответствии с современными требованиями к оценке ключевых компетенций, так называемых навыков XXI века, и базовыми требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в части необходимых для овладения бакалаврами общепрофессиональных компетенций. Модель оценки образовательных результатов выпускников, основанная на данном подходе, предполагает возможность реализации мониторинга высшего учебного заведения в целях получения объективной оценки качества подготовки бакалавров, или оценки образовательных программ, реализуемых вузом. Дальнейшие шаги реализации проекта предполагают последующую углубленную разработку и апробацию оценочных средств в рамках разработанной модели оценки образовательных результатов бакалавров.

Ключевые слова: оценка компетенций, ключевые компетенции, решение проблем, информационная грамотность, критическое мышление, выпускники, высшее образование, результаты образования.

 

Образ народа, его героев и антигероев в советской живописи 1920–1930-х гг. (тема революции и Гражданской войны)

Консон Г.Р., Донцов Д.А.

Статья посвящена темам революции и Гражданской войны в России. Живописные полотна, в которых нашла воплощение эта тематика, рассматриваются с методологических позиций психологии искусства. Используя в этой области психологический метод Л.С. Выготского и понятие типажной сюиты С.М. Эйзенштейна в характеристике образа народа в кинематографе, авторы объединяют способы анализа, которые в совокупности соответствуют отечественному методу познания, сформировавшемуся в тот же исторический период, что и советская живопись. Выявлена трагическая тематика ряда картин, которая соответствовала исторической действительности. Авторы показывают, что одна группа картин, изображающая народ, пострадавший в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, написаны в жанре своеобразного мемориала или в драматически-действенной манере. Эти жанровые разновидности выражались с помощью типажной сюиты, где во внешней стороне содержания (фабульной, согласно теории Л.С. Выготского) передавалось состояние и/или действие, а во внутренней (эмоционально-психологической) стороне – происходило его осмысление. Другая группа произведений, созданных на фронтовую тематику, отличалась плакатно-агитационным или романтически-действенным содержанием и характеризовалась совпадением изначального замысла (фабулы) и его интерпретации (сюжета). Третья группа картин, где в противостоянии ликам народных героев были изображены фигуры карателей и завоевателей, строилась на «замыканиях» фабулы и сюжета (Л.С. Выготский), поскольку фабула была выражена тончайшей пейзажной живописью, а сюжет выявлялся на основе деформации моральных норм. Такое противопоставление дало возможность художникам воплотить трагическую историю народа как большую духовную ценность, которую они обобщили в широкомасштабной психологофилософеме «образ народа как противопоставление его героев и врагов». Главным в раскрытии избранной темы стали для авторов статьи переживания народа, оказавшиеся важным источником коллективистского мировоззрения.

Ключевые слова: Л.С. Выготский, С.М. Эйзенштейн, психология искусства, исторический, трагический, война, советский, коллективный, культурный, революционный, гражданский, армия, типажная сюита, фабула, сюжет, образ народа, герои, антигерои, враги, художники, живопись, смысл/осмысление.

 

Контекст как фактор переключения стратегий категоризации в ходе научения

Котов А.А., Котова Т.Н.

При категориальном научении люди учатся использовать разные стратегии категоризации, среди которых наиболее часто выделяют стратегию ориентации на один признак или на их совокупность. Хотя в экспериментальных условиях испытуемым чаще всего необходимо сформировать лишь одну стратегию в отношении предъявляемых примеров, в реальной жизни они используют разные стратегии для категоризации примеров, относящихся к одной группе, но в различных ситуациях. В данном исследовании мы предъявляли испытуемым задачу на формирование новой искусственной категории, для которой оптимальная стратегия категоризации зависела от контекста предъявления примера – в одном местоположении примеры категории имели высокую степень внутригруппового сходства, а в другом низкую. В экспериментальном условии испытуемым нужно было формировать два правила разного типа одновременно, а в контрольном условии – лишь одно из правил. Согласно гипотезе, пространственный контекст может быть усвоен как маркер для переключения стратегий и в ходе научения искусственной категории, и при последующей категоризации новых примеров. Результаты позволили обнаружить данную зависимость, что может рассматриваться как доказательство гибкости категоризации относительно контекста научения. Полученные данные обсуждаются в соотношении с моделями множественных систем научения.

Ключевые слова: категория, научение, эксплицитное знание, имплицитное знание, память, модель COVIS, контекст.

 

Ракурсы интерпретации в качественных исследованиях

Бусыгина Н.П.

В противовес распространенному представлению об интерпретации как отдельном этапе качественного исследования, который следует после этапа анализа данных, автор предлагает рассматривать сам анализ как интерпретационный процесс. Поворот к интерпретации – это шаг в сторону обсуждения методологических проблем психологического исследования в контексте несциентистской эпистемологии. Согласно ряду западных авторов, интерпретируя качественные данные, исследователь неизменно попадает в область напряжения между перспективой респондентов и концептуальным видением, при этом интерпретация в перспективе респондентов и интерпретация в теоретической перспективе, между которыми балансирует исследователь, связываются с известной философской традицией – разделением эмпатической герменевтики понимания и критической герменевтики подозрения.
Автор показывает, что зона выбора позиций исследователя-качественника устроена значительно сложнее и в ней могут быть выделены не одна, а несколько областей напряжения: 1) между описанием данных и теорией; 2) между традиционной горизонтальной и критической глубинной герменевтикой; 3) между разными типами собственно критической работы, т.е. между глубинной герменевтикой индивидуальной личности, ее биографии и социальной критикой; 4) между разнонаправленными установками философской герменевтики и постструктурализма, порождающими принципиально отличающиеся друг от друга стратегии интегрирующего и дезинтегрирующего чтения. В статье предлагается анализ тех ракурсов интерпретации, которые открываются в связи с выделенными областями напряжения. Обсуждаются стратегии разрешения напряжения между социально-этической необходимостью дать голос респондентам, понять его, адекватно представить аудитории и научным обязательством концептуализировать информацию, внести вклад в получение нового теоретического знания. Раскрываются различия между эмпатической и подозревающей интерпретациями на примере анализа фрагмента интервью. Большое внимание уделяется перспективам освоения психологией социокритических контекстов интерпретации и вызовам психоаналитической идеи фрагментарного субъекта для качественной методологии. Автор показывает, что психоанализ может служить теоретико-методологической рамкой для разного типа подозревающих интерпретаций – клинической и критической. Оба типа работы относятся к глубинной герменевтике, но при этом их предметы и цели различны: клиническая интерпретация состоит в том, чтобы раскрыть проблемы и трудности индивидуальной символизации и, возможно, предпринять соответствующую терапию; критическая интерпретация нацелена на идентификацию социальных факторов, присутствующих в неудачах символизации, и на анализ следствия этих неудач для социальной жизни. Новые горизонты в качественную методологию привносит позиция постструктурализма. Автор полагает, что ассимиляция деконструирующего модуса мышления и разработка соответствующих ему стратегий работы с данными – одна из зон ближайшего развития качественной методологии.

Ключевые слова: интерпретация, качественные исследования, герменевтика понимания и герменевтика подозрения, психоаналитически ориентированные методологии, критические исследования, доконструирующий модус мышления.

 

Ядерная медицина: мониторинг психоэмоционального состояния пациента

Алюшин М.В., Жаворонко А.И., Колобашкина Л.В., Скачков Е.В.

Выделены проблемы, сдерживающие создание отечественных ПЭТ-сканеров и ОФЭКТ-томографов с высокой разрешающей способностью. Показана значимость влияния человеческого фактора на качество реконструируемого 3D-изображения обследуемого органа пациента. Дан анализ наиболее значимых аспектов такого влияния. Среди наиболее значимых аспектов выделены зависимость распределения РФП в клетках и тканях обследуемого органа от текущего психоэмоционального и функционального состояния пациента, а также зависимость формы и точного пространственного расположения обследуемого органа в теле пациента от его двигательной активности.
Целью исследования является разработка технологии мониторинга психоэмоционального состояния пациента, а также его двигательной активности для повышения разрешающей способности отечественных ПЭТ-сканеров нового поколения на основе использования дистанционных неконтактных технологий измерения биопараметров человека. Дан анализ тенденций развития ПЭТ-сканеров ведущих мировых производителей.
Пассивные оптические и акустические технологии регистрации биопараметров человека выделены в качестве наиболее перспективных. Данные технологии дают возможность осуществить мониторинг психоэмоционального и функционального состояния пациента в режиме реального времени. Показано, что для дополнительного объективного контроля текущего состояния пациента во время проведения обследования могут также быть применены методы анализа его глазодвигательной активности.
В работе предлагается комплексный подход, позволяющий повысить разрешающую способность ПЭТ-томографии, а также достоверность получаемых результатов. Это достигается за счет учета на этапе реконструкции 3D-изображения полученных с помощью описанных выше технологий персональных данных. Эти данные включают информацию об уровне психоэмоционального возбуждения пациента на протяжении всего периода проведения его обследования на ПЭТ-сканере.
Предложена методика учета информации об уровне психоэмоционального возбуждения пациента во время обследования. Методика основывается на параметризации алгоритма реконструкции 3D-изображения обследуемого органа. В частности, учет динамики изменения психоэмоционального состояния может быть реализован за счет искусственного изменения параметров радиофармпрепарата, используемого в алгоритме реконструкции.
Разработана методика учета двигательной активности пациента при реконструкции изображения обследуемого органа. Методика основывается на использовании динамических параметризованных моделей наиболее подвижных органов человека.

Ключевые слова: ПЭТ-томография, повышение разрешающей способности, мониторинг психоэмоционального состояния, компенсация двигательной активности.

 

Величковский Б.Б.

Факторная структура рабочей памяти

Рабочая память представляет собой систему для оперативного хранения и трансформации когнитивных репрезентаций. Рабочая память играет важную роль в осуществлении человеком интеллектуальной деятельности. Сегодня широкое распространение получают модели рабочей памяти, предполагающие различные активационные состояния входящих в нее элементов. В работе рассматривается соответствие факторной структуры показателей эффективности выполнения разных классов заданий на рабочую память положениями трехкомпонентной модели рабочей памяти. В этой модели выделяются три компонента рабочей памяти: фокус внимания (переработка информации), регион прямого доступа (удержание небольшого количества информации в состоянии быстрого доступа) и активированная долговременная память (оперативное удержание больших объемов информации). Методами конфирматорного факторного анализа проведено сравнение ряда теоретически обоснованных моделей структуры рабочей памяти с различным числом факторов.
Показано, что с данными лучше всего согласуется модель с тремя факторами. Фактор 1 соответствует функции хранения больших объемов информации на фоне дополнительной переработки (активированная долговременная память). Фактор 2 соответствует функции хранения небольших объемов информации, включая промежуточные результаты переработки (регион прямого доступа). Фактор 3 объединяет скоростные показатели эффективности переработки информации в рабочей памяти и соответствует фокусу внимания. Факторы 1 и 2 коррелируют, что свидетельствует о существовании механизмов обмена информацией между ними. Компоненты хранения и переработки информации функционируют независимо, что говорит о модульной организации рабочей памяти. Полученные результаты подтверждают справедливость трехкомпонентной модели рабочей памяти с привлечением стандартных заданий для оценки функций рабочей памяти. Результаты показывают, что рабочая память имеет гетерогенную структуру, наилучшим образом описываемую тремя факторами. Эти факторы соответствуют компонентам хранения и переработки информации – активированной части долговременной памяти, региону прямого доступа и фокусу внимания. Рабочая память имеет модульную организацию, так как компоненты хранения и переработки информации функционируют независимо друг от друга. Компоненты хранения различаются своими функциональными возможностями. Рабочая память является модулярной многокомпонентной системой, функциональная организация которой соответствует требованиям задач оперативного хранения и переработки информации.

Ключевые слова: рабочая память, долговременная память, регион прямого доступа, фокус внимания, объем рабочей памяти, структурное моделирование.

 

Трактовка доверия в зарубежной социальной психологии

Донцов А.И., Перелыгина Е.Б.

Трактовка доверия в зарубежной социальной психологии показывает спектр представлений о нем как об отношении и предиспозиции, а также превалирование динамической парадигмы, концептуализирующей деятельностные основания доверия. Дается авторская дифференциация концепций доверия, среди которых: рассмотрение доверия как сета ожиданий, проявляющихся только в акте интеракции; трактовка доверия как рационального выбора на основе корреляции интересов; демонстрация значения доверия в условиях неопределенности и риска; представленность «защищающего» типа доверительных отношений; демонстрация функционирования доверия на базе устрашения как концептуального подхода на основе расчета выигрыша от развития отношений доверия или разрыва доверительных деловых отношений; теоретическое осмысление доверия, основанного на познании Другого в ходе профессионального взаимодействия, на уверенности в его надежности и возможности прогнозирования поведения Другого.
Представлена классическая позиция Р. Левицки и Б. Банкера о преемственности в развитии видов доверия от доверия, основанного на расчете, к доверию на основе знаний и на основе тождества. Феномен доверия раскрывается как групп-ориентированный, групп-центрированный или генерализованный до отношений доверия на уровне социальных общностей, выступая во всех отношениях как существенное условие и динамический фактор коммуникации, сотрудничества, согласованного взаимодействия субъектов. На уровне межличностного взаимодействия определяются психологические характеристики субъектов доверительных отношений, которые обусловливают оптимистический прогноз в реализации установки на генерализованное доверие, среди которых: дружелюбие, деликатность, честность. В процессе принятия решений обосновывается концепция комплексности доверия как основания направленности выбора и стратегии принятия решения с учетом ценностных ориентаций и развития социального доверия.

Ключевые слова: доверие, зарубежная социальная психология, доверительные отношения, уверенность, стадии развития доверия, субъект доверия.