Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Принцип нетранзитивности превосходства в разных парадигмах

Поддьяков А.Н.

Обсуждаются подходы к объективной нетранзитивности превосходства, или, метафорически, принципу «камень, ножницы, бумага» (А превосходит, конкурентоспособнее B, B – C, C – A), в нескольких научных областях (математике, биологии, экономике и теории принятия решений), которые сделали нетранзитивность превосходства объектом специальной рефлексии. Анализируются разные варианты отношения к нетранзитивности, а также напряженности ее проблематизации. Представлены различные соотношения между мейнстримом в той или иной области и «инакомыслием» в ней (противостоянием доминирующим там установкам). Предлагается два возможных, связанных друг с другом и заведомо не исчерпывающих объяснения описываемого положения дел: 1) специфика уровней реальности, изучаемых в той или иной научной области; 2) специфика базовых положений (аксиоматики), сложившаяся в силу не только специфики изучаемой реальности, но и особенностей развития области, обусловленных закономерностями социологии и психологии научного знания. Можно грубо обозначить четыре уровня сложности нетранзитивности: а) простая комбинаторная нетранзитивность объектов, которые не взаимодействуют между собой; б) простая интерактивная нетранзитивность объектов, которые взаимодействуют между собой, но без качественных изменений; в) интерактивная нетранзитивность с качественными преобразованиями объектов – участников взаимодействий; г) ризомная нетранзитивность (от метафоры ризомы – кор-невища), обусловленная множественными связами и взаимодействиями участвующих сложных систем с их качественными преобразованиями. Классическая аксиома транзитивности превосходства (если A > B и B > C, то A > C) вводилась на основе таких представлений о мире, которые задним числом кажутся наивными в своей претензии на универсальность. Дальнейшее развитие наук было сопряжено с обнаружением и конструированием таких примеров, которые, в терминах И. Лакатоса, выглядели «монстрами» для теорий, положивших в свою основу данную аксиому. Но для других теорий объективная нетранзитивность – не «монстр» и не «гадкий утенок», а один из «лебедей», попадающий в поле научной рефлексии при отказе от упрощенной ньютонианской модели мира как абсолютной.

Ключевые слова: нетранзитивность превосходства (доминирования), социология и психология научного знания, научные парадигмы, исследовательские программы, доказательства и опровержения.

 

Нетранзитивность выбора в Темной триаде

Акопян К.Г., Петровский В.А.

 

Статья посвящена исследованию связи между компонентами Темной триады и проявлениями транзитивности/нетранзитивностиценностных выборов. Приведен теоретический обзор исследований феномена нетранзитивности. Представлена трансактно-аналитическая модель субъектной организации личности, специфицирующая неклинические (адаптивные) формы проявления нарциссизма, психопатии и макиавеллизма. Проверялась общая гипотеза о том, что уровень транзитивности/нетранзитивности предпринимаемых выборов обусловлен характером взаимоотношений между субъектами (эго-состояниями, «субличностями»), образующими внутреннюю структуру личности индивидов с выраженными чертами нарциссизма, психопатии и макиавеллизма. Тенденция к нетранзитивности ценностных выборов оценивалась у 247 испытуемых в возрасте с 18 до 35 лет (95 мужчин, 152 женщин) по методике Ш. Шварца. Респонденты выбирали альтернативы попарно, а также отвечали на пункты опросника Темной триады. Было установлено, что с ростом нарциссических и психопатических проявлений (бисубъектная организация личности) значимо увеличивается частота нетранзитивных ценностных выборов, но эта зависимость не подтверждается при макиавеллизме (моносубъектная организация личности).

Ключевые слова: нетранзитивность, Темная триада, нарциссизм, психопатия, макиавеллизм, ценности, эго-состояния, бисубъектная и моносубъектная организация личности.

 

Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников

Гошин М.Е., Григорьев Д.С., Мерцалова Т.А.

Статья содержит обзор стилей родительского воспитания, описанных зарубежными авторами, а также результатов исследований, посвященных влиянию различных родительских стратегий в отношении образования детей на их успеваемость. На отечественном материале с помощью метода анализа латентных классов осуществлена типологизация стратегий вовлеченности родителей в образование на основании их участия в учебном процессе и школьной жизни детей. Выделено три типа родительского участия в образовании (вовлеченности). Для типа Наставники характерно наиболее глубокое участие в образовании детей и наибольшая степень контроля. Родители типа Либералы склонны предоставлять детям свободу наряду с оказанием фасилитирующей поддержки. Тип Невидимки – наименее вовлеченная группа. Их участие в образовании детей поверхностно и часто носит формальный характер. Доля родителей типа Наставники является преобладающей в начальной школе и резко снижается при переходе к следующим образовательным ступеням. Напротив, доля родителей типа Либералы увеличивается от начальной к старшей школе. Показано, что стратегии, используемые родителями, относящимися к различным типам вовлеченности, по-разному сказываются на учебных результатах школьников и их участии в дополнительном образовании в зависимости от ступеней обучения. В начальной школе наилучшие показатели демонстрируют дети, родители которых относятся к типу Наставники, однако по мере взросления ребенка более эффективной становится стратегия Либералов. Дети родителей типа Невидимки показывают самые низкие из всех трех групп результаты обучения на всех ступенях обучения. Дети Наставников наиболее вовлечены в дополнительное образование в начальной школе, однако в средней школе их активность снижается более существенно, по сравнению с детьми Либералов. Дети Невидимок менее всего вовлечены в дополнительные занятия, однако их активность, напротив, несколько возрастает по мере взросления ребенка. Приведен психологический анализ выявленных закономерностей.

Ключевые слова: участие (вовлеченность) родителей в образовании, стиль родительского воспитания, анализ латентных классов (АЛК), успеваемость школьников, дополнительное образование.

 

Quo vadis? Траектории ценностно-мотивационного развития современной российской молодежи

Подольский А.И., Идобаева О.А.

В статье представлено исследование, направленное на изучение особенностей развития ценностно-мотивационной сферы личности и самоотношения старших подростков и юношей (учащиеся X–XI классов школ, колледжей и студенты университетов) и взаимосвязи этих характеристик личности с целью поиска подходов к пониманию развития механизмов их формирования в указанных возрастных группах в настоящее время, характеризующееся как изменяющийся мир. Исследование проводилось в течение 2018 г. В нем приняли участие 423 респондента, из них 219 – юноши (52 %), 204 – девушки (48 %). Возраст – от 16 лет до 21 года. Выборка состоит из респондентов, представляющих все регионы РФ. Исследование проводилось с помощью Опросника ценностей PVQ-R Ш. Шварца и Опросника самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. Проведен анализ иерархии ценностей и самоотношения современных подростков и юношей. Сопоставлены особенности ценностно-мотивационной сферы и самоотношения подростков и юношей в возрастном аспекте.
Объем статьи не позволяет провести подробный сравнительный анализ полученных нами данных с данными других исследований, проведенных в 1990-х и 2000-х гг. Однако наряду с совпадающими с ними данными обращает на себя внимание снижение ориентации на достижения, на личный успех и повышение ценностной ориентации на благополучие других людей и общества. Полученные в исследовании данные говорят о сложно протекающем процессе формирования идентичности у современных юношей. Слабая дифференциация мотивационных целей и их конфликтность в смысловой сфере 21-летних респондентов говорят о переживаемом кризисе, сложности в поиске целей для развития собственной идентичности. Исследование показало благополучное, в целом, формирование базовых ценностей и их иерархию у современных российских подростков. Однако за положительной картиной оценки ценностей, зарегистрированной нами, практически у всех групп обследованной молодежи прячутся серьезные «болевые точки» развития самосознания подростков и юношей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, самоотношение, современные российские подростки и юноши.

 

Внутренняя речь и дар «говора» (loquela)

Мусхелишвили Н.Л., Базлев М.М.

Анализируется дар «говора» (loquela), фиксируемый Игнатием Лойолой в «Духовном дневнике». Чем был этот «говор», которому Игнатий придает столь важный смысл? Идет ли речь о внутренних словах, обычных в мистике, но мало привычных для него? По утверждению Жозефа де Гибера, дар этот остается неясным. Основываясь на современных исследованиях, легитимно утверждать, что дар «говора» Игнатия свидетельствует не о «психопатологии», скорее, можно говорить о сбое, более известном как феномен слуховых вербальных галлюцинаций.
В статье детально рассматривается дискурс, связанный с феноменом слуховых вербальных галлюцинаций. Показывается хронология процесса переосмысления патогенеза этого явления, сформировавшая отказ от их устойчивой маркировки как частного симптома психопатологии. Объединяя полученные данные, авторы объясняют феномен слуховых вербальных галлюцинаций на основании концепции понимания этого явления как собственной внутренней речи в ситуации сбоя самоопределения.
На основании анализа автокоммуникативного характера внутренней речи объясняется сущность появляющегося в ситуации данного сбоя Другого, идентификация которого зависит от интенциональной установки человека. На основании данной концепции проясняется феномен дара «говора» в «Духовном дневнике» Игнатия Лойолы. Выявляются искомые триггерные факторы для возникновения исследуемого сбоя, а также личностные интенциональные установки к идентификации Лойолой Другого как Бога.

Ключевые слова: внутренняя речь, слуховые вербальные галлюцинации, автокоммуникация, «говор».

 

Влияние свойств кандидата на результаты голосования в ходе избирательных кампаний

Грошев И.В., Горбенко А.В., Давыдова Ю.А.

Рассматривается связь свойств кандидата и голосовательного поведения избирателей. Показано, что факторы, определяющие поведение избирателей, дифференцируются на внутренние, слабо зависящие от агитации, характеристик и свойств кандидатов, и внешние, находящиеся в сильной зависимости от воздействия социальных и коммуникационных мероприятий избирательных кампаний. Дано авторское определение электоральных свойств кандидата, включающее интернальную и экстернальную привлекательность, объективно-личностные и социально-политические атрибуты, которые посредством субъективного психического отражения электоратом постепенно формируют целостное восприятие кандидата, определяя его образ в сознании избирателя, являющегося конечным продуктом воздействия на целевую аудиторию в процессе агитации и повышающего вероятность голосования избирателя за кандидата. Анализ электоральной информации о кандидатах через призму рассмотрения характера ее содержания как одного из главных вопросов избирательных кампаний показал, что данная информация, с одной стороны, обрабатывается посредством предпочтений избирателей, а с другой – коррелирует с наличием/отсутствием электорального свойства кандидата и степенью активности данного свойства. На этом основании делается заключение о характере связи электорального свойства кандидата с его шансами победить в избирательной кампании, что определяется привлекательностью/непривлекательностью указанного свойства, степенью его влияния – силой привлекательности/непривлекательности – и уровнем активности данного свойства. Приводятся различия так называемых выборов со слабым содержанием и политизированных, ключевыми из которых являются низкая стартовая узнаваемость кандидатов, снижающая интерес избирателей не только к ним, но и к выборам вообще, а также восприимчивость избирателей к агитации, что заставляет искать новые подходы к проектированию комплекса предвыборных мероприятий. На основе эмпирических данных сделаны выводы о влиянии узнаваемости кандидата на результаты предвыборной кампании, о несущественной роли его имиджа в детерминации итогов выборов со слабым содержанием, а также степени влияния индивидуально-личностных особенностей кандидата на выбор различных категорий избирателей.

Ключевые слова: выборы, голосование, избиратель, избирательная кампания, избирательные предпочтения, интернальная/экстернальная привлекательность, свойства кандидата, узнаваемость, exit poll.

 

Диагностические возможности методики дихотического прослушивания в клинике локальных поражений головного мозга

Ковязина М.С., Муромцева Т.С., Черкасова А.Н.

В статье поднимается важная и актуальная для нейропсихологии проблема развития и усовершенствования ее методического инструментария с целью решения научных и практических задач. Анализируются прошлое и настоящее методики дихотического прослушивания и рассматриваются ее перспективные линии развития, одной из которых является предложенный авторский вариант слоговой методики, созданный с учетом фонетических особенностей русского языка впервые в российской нейропсихологии. Сопоставляются возможности словесного и слогового тестов как инструментов для оценки сенсорных функциональных асимметрий человека и нейропсихологической диагностики при поражениях головного мозга. Обращается внимание на переменные составляющие методики, использование которых может расширить ее нейропсихологический функционал (содержание инструкции, специфика стимулов и их количество в каждой серии, временной интервал между сериями и др.). Использовались словесный и согласно-гласный слоговой варианты дихотического теста. В пилотном исследовании приняли участие 40 человек, 20 из которых имели патологический очаг в одном из полушарий головного мозга. Проведен количественный (в том числе статистический) и качественный анализ полученных результатов. По данным слогового теста были найдены статистически значимые различия между здоровыми и больными с правополушарной латерализацией поражения по коэффициентам продуктивности правого и левого ушей и коэффициенту правого уха, а также на уровне тенденции – между правополушарными пациентами и больными с поражением левого полушария головного мозга по коэффициентам продуктивности левого уха и коэффициенту правого уха. На основе словесного варианта были получены аналогичные результаты, но различия между вышеперечисленными группами были статистически незначимыми. Слоговое дихотическое прослушивание по сравнению со словесным тестом оказалось более чувствительным инструментом, позволяющим дифференцировать группу здоровых лиц и пациентов с поражением головного мозга.

Ключевые слова: клиническая нейропсихология, межполушарная асимметрия, нейропсихологические методики, дихотическое прослушивание, слоговой вариант, словесный вариант, правополушарные больные, левополушарные больные, коэффициент продуктивности, индекс латерализации.

 

Cтруктурные модели связи воспринимаемых типов корпоративной культуры с организационной идентификацией

Несмеянова Р.К., Липатов С.А.

Описывается характер взаимосвязи воспринимаемых типов корпоративной культуры по типологии Л. Константина со следующими переменными: привлекательность корпоративной культуры, виды организационной идентификации, потребность в ней, типы привязанности к организации и соответствие индивидуальных и организационных ценностей. В исследовании принял участие 241 сотрудник коммерческих предприятий (63 мужчины и 178 женщин). Им предлагалось заполнить анкету, включающую пять частей. Данные обрабатывались с помощью моделирования структурными уравнениями. Итогом работы стало создание четырех структурных (путевых) моделей для каждого воспринимаемого типа корпоративной культуры (открытого, закрытого, синхронного, случайного), отображающих особенности их связи с исследуемыми переменными. Были выявлены общие закономерности. Соответствие ценностей отражается на восприятии сотрудником своей организации как привлекательной, на появлении у него потребности в идентификации, а также говорит о низкой вероятности появления избегающего типа привязанности. Наличие амбивалентной привязанности может стать причиной возникновения избегающей привязанности, при которой сотрудники не удовлетворены работой и стараются минимизировать общение с коллегами, что, в свою очередь, может отчасти спровоцировать у них возникновение нейтралитета по отношению к месту работы. Дезидентификация и нейтральная идентификация могут стать причинами возникновения амбивалентного отношения к организации. Когда же у сотрудника нет индифферентного отношения к ней и он включен в организационную жизнь, то высока вероятность формирования положительной идентификации. Помимо этого, были проанализированы особенности и различия в связях, выявленные в моделях. Перспективным направлением развития данной темы является обоснование и добавление в модели новых переменных с целью их эмпирической проверки для создания единой целостной теоретико-методологической модели, комплексно описывающей организационную жизнь.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационная идентификация, привязанность к организации, соответствие индивидуальных и организационных ценностей, структурные модели.

 

Профессиональные движения глаз при диагностике патологического процесса: что видит доктор?

Никишина В.Б., Природова О.Ф., Петраш Е.А., Никишина Е.И.

Представлены результаты изучения характеристик движения глаз у врачей – неврологов и терапевтов в процессе решения когнитивной задачи, связанной с принятием диагностического заключения по результатам инструментального обследования пациентов с помощью магниторезонансной томографии (МРТ) и флюорографии. В состав всех медицинских изображений был включен некий «скрытый стимул», потенциально релевантный для диагностического решения. Результаты айтрекинга выявили профессиональную дифференциацию процессов решения диагностических задач: специалисты-неврологи преимущественно придерживаются «изучающей» стратегии, в то время как врачи-терапевты – «фиксирующей». Эти стратегии были опосредствованы соответственно амбьентным (динамическим, пространственным) и фокальным (статическим, предметным) режимами обработки зрительной информации. Хотя показатели глазодвигательной активности (20,7 % всех фиксаций врачей-неврологов и 21,3 % – врачей-терапевтов) свидетельствовали о пространственной локализации взглядом «скрытого стимула», ни одна из стратегий визуального наблюдения не привела к сознательному выявлению и вербализации данного стимула, включенного в исходную диагностическую информацию. Учитывая, что 100 % испытуемых не осознали наличие «скрытого стимула» на снимках, а также опираясь на данные айтрекинга, можно сделать вывод о том, что стимульная информация, попадая в поле внимания врачей, не достигала уровня осознания и вербализации. Когнитивная задача, стоявшая перед врачами, подразумевала обнаружение патологического процесса, что изначально создавало для них установку на поиск привычных стимульных признаков. Очевидно, что игнорирование признаков, ранее не присутствовавших в практическом опыте, может формировать «стереотипные гипотезы» и, таким образом, приводить к снижению эффективности экспертной диагностики за счет повышения вероятности пропуска релевантного сигнала. Согласно данным ранее проведенных исследований в медицинской радиологии, известно, что эксперты демонстрируют более консервативные стратегии принятия решений, чем начинающие врачи; это, в свою очередь, обусловливает относительно бoльшее количество ошибок типа «пропуск сигнала» у опытных врачей и «ложная тревога» – у начинающих врачей.

Ключевые слова: когнитивная задача, движения глаз, экспертная диагностика, профессиональная деятельность врачей.

 

Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации

Разумникова О.М., Николаева Е.И.

Формирование исполнительного контроля поведения рассматривается как основа успешного обучения детей и предиктор их высокого интеллекта и социального статуса в будущем, а ослабление тормозного контроля при старении – как причина снижения эффективности разной когнитивной деятельности, однако причины гетерогенной динамики этих эффектов неизвестны. Для выяснения возрастных особенностей тормозного контроля использовалась модель проактивной интерференции с тестированием запоминания зрительно предъявленной информации в трех сериях. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста (n  =  183), студенты университета (n  =  118) и 60-летние люди (n = 132). Установлены более низкий общий показатель запоминания в группе шестидесятилетних, чем у школьников и студентов, и лучшее воспроизведение в первой серии тестирования, чем в двух последующих. Эффект возраста и серии различался в зависимости от фактора «пол»: девочки запоминали объекты лучше, чем мальчики, и только в первой серии эксперимента женщины запоминали объекты лучше, чем мужчины. Динамика воспроизведения в сериях на две трети представлена процессами проактивной интерференции и на одну треть – стратегией обучения запоминанию. Это соотношение стратегий не зависело от возраста и пола участников исследования. Большей эффективности запоминания соответствовали более высокие показатели проактивной интерференции, отражающие функции тормозного контроля запоминания. У молодых людей – студентов университета лучшему воспроизведению соответствовало доминирование стратегии обучения, тогда как у детей младшего школьного возраста – сформированный, а у пожилых людей – сохранный тормозный контроль. Фактор пола влияет на выраженность указанных эффектов: более устойчивая связь памяти и проактивной интерференции характерна для мальчиков младшего школьного возраста, а лучшее воспроизведение при доминировании стратегии обучения – для студенток. Полученные результаты указывают, что эффективность памяти и выраженность тормозного контроля связаны не только с возрастом, но и с фактором пола и предпочитаемой стратегией запоминания.

Ключевые слова: тормозный контроль, проактивная интерференция, память, возраст, пол, стратегия обучения запоминанию.

 

Автоматизированные методы оценки эмоциональных суждений в Интернете

Котов А.А., Зайдельман Л.Я., Зинина А.А., Аринкин Н.А.

Эмоциональное поведение традиционно является объектом изучения психологии. Вместе с тем общение людей в диалоге становится объектом лингвистики, а влияние эмоций на жизнь человека рассматривается в различных прикладных дисциплинах: в политологии, маркетинге, рекламе, эргономике и дизайне. Целый ряд современных прикладных исследований связан с моделированием эмоций: это системы автоматического определения эмоций текста, создание эмоциональных интерфейсов – роботов и «аватаров». В статье описана одна из прикладных систем автоматического анализа текста и перспективы ее использования для различных направлений психологии. Данная система (парсер) выделяет из текста смысл (строит семантическое представление) и позволяет исследователю анализировать множество этих смыслов, проводить поиск и выполнять количественные подсчеты. Предпринята попытка воспроизвести процессы понимания текста на естественном языке. В области психологии эта система может помочь в решении целого ряда задач: а) анализ структуры понятия, стереотипных образов и культурных представлений, б) анализ структуры категории: прототипа и периферии, в) поиск суждений с заданным смыслом, г) кластеризация и классификация выделенных смыслов с целью автоматического пополнения знаний системы об описываемом мире. В прикладных областях система применима для информационного поиска, выделения из текстов Интернета эмоциональных оценок заданного продукта (товара, торговой марки, образа политика), а также для автоматического анализа текста роботом или компьютерным агентом, поддерживающим диалог на естественном языке. 

Ключевые слова: Интернет, коммуникация, эмоциональный агент, речевой интерфейс, определение тональности текста, понимание текста, семантика, синтаксис, автоматический анализ текста.

 

Пренатальная депрессия: риски и направления профилактики

Якупова В.А., Бухаленкова Д.А.

Пренатальная депрессия относится к перинатальным расстройствам – депрессивным эпизодам, которые возникают в период беременности и после родов (послеродовая депрессия). В европейских странах около 14 % женщин сталкиваются с депрессией во время беременности. Пренатальная депрессия оказывает негативное влияние на физиологическое и психическое развитие ребенка, которое имеет долгосрочные последствия. Также депрессия во время беременности является серьезным предиктором послеродовой депрессии. В настоящее время основное внимание исследователей направлено на изучение последствий пренатальной депрессии. Данная работа посвящена комплексному изучению факторов, связанных с развитием депрессии во время беременности, выделению групп риска развития пренатальной депрессии. В исследовании приняли участие 343 женщины, проживающие в крупных городах России (с населением от 500 тыс. человек); из них 141 первородящая (40 %) и 202 (60 %) повторнородящие. Данные собирались во время второго и третьего триместра беременности (от 15 до 40 недель). На основе полученных данных нам удалось выделить группу риска развития пренатальной депрессии. В группу риска входят женщины, которые столкнулись с соматическими осложнениями во время беременности и оценивают свое самочувствие как плохое на протяжении всего периода гестации. Выраженные симптомы пренатальной депрессии демонстрируют женщины с низким уровнем развития когнитивной гибкости. Они оценивают предстоящие в жизни изменения как экстремальные. Высокий уровень пренатальной депрессии значимо связан с низкой удовлетворенностью качеством супружеских отношений. В группу риска также входят женщины с эпизодом послеродовой депрессии в анамнезе. Полученные результаты позволяют выделить направления для профилактической терапевтической работы с матерями на этапе беременности. В исследовании были успешно апробированы опросник удовлетворенности супружескими отношениями (Couples Satisfaction Index) и тест на когнитивную гибкость (Cognitive Flexibility Scale). 

Ключевые слова: пренатальная депрессия, послеродовая депрессия, регуляторные функции, когнитивная гибкость, перинатальная депрессия, удовлетворенность браком.

 

Влияние контраста теплых и холодных цветов на позитивные эмоции

Ребзуев Б.Г., Вартанова А.В.

В исследовании проверялась идея о том, что на восприятие контраста между теплыми и холодными цветами изображения, состоящего из нескольких цветов, может влиять не только длина волны оттенка каждого цвета, но также его светлота и насыщенность. Исходя из прогнозов П. Вальдез и А. Мехрабиана (Valdez, Mehrabian, 1994) в отношении восприятий теплоты/холодности отдельных цветов, было высказано предположение, что восприятие теплохолодного контраста сложного цветного изображения будет возникать, когда теплая (более темная и насыщенная) фигура предъявляется на холодном (более светлом и менее насыщенном) фоне, и наоборот. Гипотезы о влияниях такого контраста на восприятие теплоты/холодности цветов и позитивные эмоции проверялись в двухфакторном эксперименте 2 (теплый/холодный текст) ? 2 (теплый/холодный фон) в контексте печатной рекламы на выборке из 60 студентов. При таком экспериментальном плане на существование эффектов контраста должен указывать значимый эффект взаимодействия теплоты/холодности текста и фона. Из-за невозможности в единичном исследовании учесть полный набор условий возникновения эффектов теплохолодного контраста и отсутствия предыдущих исследований такого рода реализовывалась ограниченная проверка эффектов контраста применительно только к двум характеристикам цвета: его светлоте и насыщенности. Также для улучшения внешней валидности результатов исследования для создания рекламных листовок с теплохолодным контрастом привлекался профессиональный художник, а сами листовки разрабатывались так, чтобы они обладали позитивной полярностью (более темным текстом на более светлом фоне), чаще встречающейся в сравнении с негативной полярностью в печатных изданиях. Результаты показали, что (1) манипуляции уровнями насыщенности текста и фона листовок действительно влияли на восприятие участниками их теплоты/холодности; (2) листовки с подобным теплохолодным» контрастом вызывали среди участников наиболее высокие оценки позитивных эмоций. Если эти результаты будут реплицированы в других исследованиях, они могут оказаться полезными в областях дизайна (при разработке интерьеров помещений), эргономики (текстов, удобных для чтения) и маркетинга (упаковок продуктов и рекламы). 

Ключевые слова: оттенок, светлота, насыщенность, цвет фигуры и фона, теплохолодный хроматический контраст, эмоции, система Манселла.