Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Новые подходы в исследованиях творческого мышления: от феноменологии инсайта к объективным методам и нейросетевым моделям

Величковский Б.М., Князев Г.Г., Валуева Е.А., Ушаков Д.В.

Изучение творческого мышления является одной из центральных задач психологии и всего комплекса гуманитарных наук. На протяжении десятилетий в истории науки известен феномен инкубации – подготовка решения в периоды относительного покоя, когда нет признаков, направленных на решение задачи усилий. Очевидно, в это время и происходят процессы, критически важные для нахождения решения, прежде всего решения в результате, казалось бы, внезапного инсайта, а не выполнения последовательных аналитических операций. Существует значительное число экспериментальных исследований и ряд правдоподобных психологических гипотез, но этот феномен до сих пор не получил должного объяснения.
В данной статье рассмотрена возможная связь феномена инкубации с активностью нейросетей покоя, открытие которых считается прорывным событием в науках XXI в. о мозге. К числу нейросетей покоя относятся в первую очередь дефолтная система мозга (ДСМ), центральная исполнительная система (ЦИС) и сеть значимости-заметности (СЗ-З). Подробно описаны эти нейросети и основные методы, используемые при их изучении. Среди методов доминирующее положение занимают метод функциональной магниторезонансной томографии и электроэнцефалографии. Обсуждаются новые нейрокогнитивные исследования процессов решения творческих задач, в которых обнаружена связь успешности решения с одной из этих сетей и их различных комбинаций. Рассматриваются также основные гипотезы, объясняющие в терминах нейросетевых взаимодействий преодоление фиксации на ошибочных подходах к решению творческих задач во время кажущегося бездействия. Это новое направление исследований должно способствовать естественнонаучному обоснованию более ранних психологических описаний, а также помочь известной «реабилитации бездействия» для оптимизации рабочей нагрузки представителей творческих видов деятельности.

Ключевые слова: творческое мышление, инкубация, инсайт, сети покоя, дефолтная система мозга (ДСМ), центральная исполнительная система (ЦИС), сеть значимости-заметности (СЗ-З), амбьентное внимание, функциональная магниторезонансная томография (фМРТ), электроэнцефалография (ЭЭГ).

 

Школьный буллинг: прояснение понятий

Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Малыгина М.П.

 

Дается краткий обзор международных и российских научных исследований, проведенных в последнее время и связанных с феноменом травли, анализируются этапы введения в науку понятия «буллинг» и близких к нему терминов. Кратко излагается история исследований явлений буллинга в Скандинавских странах и США, проясняются сходство и отличия понятий «буллинг» и «моббинг». Авторами делается попытка провести различия между понятиями «буллинг», «агрессия», «насилие», «виктимизация», которые часто путают. Для этого приводится феноменологический анализ агрессии и ее разновидностей в зависимости от типа переживаемой угрозы. Агрессия понимается как рефлексоподобная (протекающая «слепо», автоматически) защитная копинговая реакция с эффектом ситуативного преодоления. В зависимости от типа угрозы выделяются такие типы агрессии, как ненависть, ярость, гнев, злость и жестокость. Им даются описания на уровне чувств. Ненависть «желает уничтожения угрожающего объекта по принципу “остаться должен только я, а не это”», ярость «требует сохранения качества отношений, защищает качество жизни», гнев и злость защищают собственную ценность, «обрушиваясь сверху на ценность и авторитет угрожающего другого», а жестокость является следствием переживания бессмысленности. Далее в статье вводится понятие «насилие». В отличие от чувств, это активность, которая характеризуется намеренным нанесением вреда другому существу. Принципиальным здесь является активно-деятельный характер защитного поведения. Проводится анализ отличия насилия от виктимизации, агрессии в широком смысле (насилие является одной из форм агрессивного поведения), в этот ряд понятий вводится специфика насилия в форме буллинга. В результате приводится определение буллинга и дается комментарий к каждому из четырех критериев буллинга как насильственных действий, имеющих намеренный, систематический характер и наносимых явно более слабому противнику, который испытывает в связи с этим очевидные страдания. Ставится проблема распознавания учителями различных форм агрессивных чувств и агрессивного поведения, конструктивного обхождения с ними. Особое значение придается распознаванию буллинга школьными учителями, приводятся данные эмпирических исследований на данную тему. Дается краткое описание методики The Bullying Situations Identification Instrument (BSI) для определения способности педагогов распознавать буллинг, приводятся результаты применения методики в США и первые данные по российским педагогам.

Ключевые слова: буллинг, моббинг, виктимизация, насилие, агрессия, ярость, гнев, злость, жестокость, критерии буллинга, распознавание буллинга.

 

Ответственность личности перед предшествующими и будущими поколениями: теоретико-эмпирическое исследование

Нестик Т.А., Дмитриева Ю.А., Кузнецова О.Е., Ларина Г.Н., Николаев Е.Л.

Рассматриваются подходы к изучению феномена ответственности перед будущими поколениями в психологии и социальных науках. Анализируются его социально-психологическое содержание и структура, а также психологические функции, внутриличностные, межличностные, групповые, межгрупповые и социетальные предпосылки. Ответственность перед другими поколениями понимается как осознание и переживание личностью своих обязательств перед уже ушедшими или еще не родившимися людьми, что позволяет личности признать себя как соавтора коллективной исторической судьбы. Результаты серии эмпирических исследований (N  =  250, N  =  521, N  =  705) позволили выявить ряд предикторов чувства ответственности перед будущими поколениями: глобальная идентификация и социальное доверие, проактивный копинг, страх смерти, ориентация на ценности доброжелательности, справедливости, лояльности своей группе, а также вера в сложность и справедливость мира. Забота о будущих поколениях прямо связана с оценкой личностью своей способности влиять на будущее и может играть защитную роль в отношении страха смерти, т.е. повышает веру в то, что просоциальное поведение способствует благополучию в загробной жизни. В отличие от ответственности перед предками, собственными детьми и внуками, чувство ответственности перед нынешними и будущими поколениями ослабляет фаталистическое игнорирование глобальных рисков и усиливает убеждение в необходимости сотрудничества для совладания с ними, а также готовность участвовать в коллективных мероприятиях по их предотвращению. Ответственность перед предшествующими поколениями связана с настроенностью на консервативные ценностные ориентации, повышает значимость глобальных рисков, но при этом удерживает от радикальных решений и подкрепляет приверженность традиционным нормам и ценностям для защиты от катастроф и их последствий. Намечены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: социальная ответственность, прошлые и будущие поколения, этика будущего, глобальные риски, доверие, проактивный копинг, ценностные ориентации, социальные аксиомы.

 

Проблема индуцирования негативного отношения ребенка к одному из родителей в судебных спорах

Гульдан В.В., Сухотин А.А., Сушкова Е.Ю., Токарева Г.М.

Смену отношения к институту семьи и брака в современной России можно отследить по статистике разводов – их больше половины от числа регистрируемых браков. Особые трудности в разрешении брачно-семейных споров о воспитании детей вызывают конфликтные разводы, в которых проявляется феномен психологического индуцирования, когда охваченный негативным отношением совместно проживающий родитель настраивает ребенка против отдельно проживающего родителя. Судам при разрешении семейных споров о воспитании детей необходимо выяснять не только мнение ребенка, но и то, не является ли оно следствием воздействия одного из родителей или других заинтересованных лиц на ребенка, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает и т.п. В статье приводятся конкретные модифицированные методики для установления признаков психологического индуцирования, которые показали свою эффективность при производстве комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, а также приведены примеры обследования несовершеннолетних.

Ключевые слова: психологическое индуцирование, развод, семейный конфликт, споры о воспитании детей, судебно-психологическая экспертиза, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

 

Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов

Акимова М.К., Галстян О.А.

Цель настоящего эмпирического исследования состояла в выделении типов студентов, характеризующихся определенными практиками социального взаимодействия и связанными с ними факторами. Под практиками социальной активности понимаются стратегии социального взаимодействия, предполагающие как проявление бездействия в сложной социальной ситуации, так и собственную индивидуальную или разнообразную совместную активность индивида с другими людьми. В качестве факторов социальной активности рассматриваются нравственные нормативы: доверительность, честность и солидарность. Доверительность есть степень доверия индивида другим людям в межличностных отношениях, а также доверия к общественным институтам. За проявления честности принимаются правдивость, принципиальность, верность, искренность и уважение права дру-гих людей на то, что им законно принадлежит, за проявления солидарности принимаются в первую очередь патриотизм и гражданственность, а также любовь к близким и родным.
В статье представлены результаты кластерного анализа, позволившие выделить типы студентов, которым свойственны определенные практики гражданского участия, от индивидуальных действий в проблемной ситуации и принятия ответственности за их результат на себя до полного бездействия, и их связь с моральными качествами. Удалось выяснить представленность в выборке выделенных кластеров и на этой основе определить уровень и характер гражданской активности студенческой молодежи. В качестве возможных направлений дальнейшего исследования можно выделить сравнительный анализ социальной активности студентов, обучающихся в вузах городов – территориальных центров разного уровня.

Ключевые слова: социальная активность студенческой молодежи, практики социального взаимодействия, нравственные нормативы, доверительность, честность, солидарность.

 

Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения

Моросанова В.И., Фомина Т.Г.

Обсуждается проблема внутренних источников и детерминант субъективного благополучия учащихся в школьной среде для обоснования гипотезы о значимой роли осознанной саморегуляции в формировании субъективного благополучия учащихся при изменении условий обучения. Для проверки этой гипотезы проведено двухволновое лонгитюдное исследование, в котором приняли участие школьники IV классов общеобразовательных школ Москвы и Московской области. Повторное исследование было проведено в V классе, спустя семь месяцев после первого замера. Общая выборка составила 118 человек. Диагностика включала две многошкальные опросные методики: опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности» (ССУД-М) и опросник «Многомерная детская шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖИ). В результате дисперсионного и корреляционного анализов связи между уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебной деятельности учащихся и их субъективным благополучием установлено, что от IV к V классу происходят значимые изменения в сторону повышения показателей субъективного благополучия, которые оказались связаны с развитием различных регуляторных характеристик учащихся. Результаты структурного моделирования также свидетельствуют о том, что наилучшим образом описы вает эмпирические данные модель, предполагающая перекрестно-лонгитюдную связь между развитием осознанной саморегуляции и уровнем благополучия пятиклассников. Отсюда можно сделать значимый теоретический и практический вывод о том, что осознанная саморегуляция учебной деятельности не только является предиктором субъективного благополучия у четвероклассников, но и значимо предсказывает уровень их удовлетворенности школой в V классе. Полученные результаты показывают значимость исследований осознанной саморегуляции учебной деятельности как ресурса субъективного благополучия учащихся, прогностичного для его становления в последующих возрастах.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, учебная деятельность, субъективное благополучие, структурный перекрестно-лонгитюдный анализ.

 

Макросоциальная динамика и этническая толерантность/интолерантность в современных Европе и России

Донцов А.И., Зеленев И.А., Прохода В.А.

В контексте последствий миграционного кризиса последних лет рассматривается изменение макропсихологической ситуации в европейских странах и России. Эмпирическая основа статьи – результаты обработки некоторых данных проекта «European Social Survey» (ESS). Обосновывается и иллюстрируется эффективность анализа социальных феноменов на макропсихологическом уровне. Страны ранжированы по следующим показателям: уровень субъективного благополучия населения, восприятие респондентами большинства других как потенциально «своих»/«чуждых», этническая толерантность. Судя по полученным результатам, уровень субъективного благополучия россиян в сравнении с жителями остальных европейских стран – участниц ESS – самый низкий, максимальные показатели – у скандинавов и швейцарцев. Воспринимают большинство других людей преимущественно как потенциально «чуждых» в Польше, Италии, Португалии, Венгрии, Словении и России; на «противоположном полюсе» восприятия других – Нидерланды, Швеция, Финляндия, Исландия, Дания и Норвегия. Самый низкий уровень этнической толерантности выявлен в Венгрии, Чехии, России, Италии, Эстонии и Австрии, а самый высокий – в Нидерландах, Германии, Испании, Норвегии, Швеции и Исландии. Определены группы стран со специфической динамикой по комплексу трех рассматриваемых показателей. В некоторых странах, в том числе в России, выявлен феномен консолидации «своих» при росте готовности к дискриминации других по признаку «инаковости». Его природа интерпретируется как проявление одного из базовых социальных инстинктов – чувства принадлежности к общности, актуализирующегося с полной силой в периоды социальной неустойчивости или опасности. Констатируется, что в наиболее выраженной форме подобная консолидация проявилась в Польше, Чехии и Венгрии. Оценивая динамику ситуации в нашей стране и учитывая, что европейский миграционный кризис практически ее не затронул, авторы обосновывают вывод о том, что базовой причиной консолидации «своих» в последние годы является нарушение условий психологической безопасности в российском обществе.

Ключевые слова: междисциплинарный, мигранты, миграция, электоральный, субъективное благополучие, «свои», «чуждые», инаковость, доверие, этническая интолерантность/толерантность, консолидация, социальный инстинкт, психологическая безопасность, факторный анализ, кластер.

 

Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения

Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю.

Обсуждается проблема реагирования личности на ситуацию жизненных изменений. Раскрываются особенности восприятия поворотных жизненных событий представителями четырех стилей реагирования на изменения, выделенных на основе типологии Т.Ю.  Базарова и М.П. Сычевой. При этом восприятие рассматривается в рамках концепции образа мира А.Н.  Леонтьева и его последователей. Проведено эмпирическое исследование (n = 325) с использованием качественных методов сбора и анализа данных. Кроме того, применен стандартизированный опросник, позволяющий выявить предпочитаемый стиль респондента: 1) консервативный (негативное отношение к переменам), 2) реактивный (негативное переживание), 3)  реализующий (когнитивное принятие), 4)  инновационный (позитивное отношение, принятие). Качественные данные разделены на четыре массива, соответствующих предпочитаемым стилям реагирования на изменения, и обработаны по отдельности. Представлены смысловые категории, выделенные для четырех обозначенных стилей. Анализ категорий дает возможность описать для каждого стиля представления о способах реагирования на поворотные события, отношения, ожидания, смыслы ситуаций жизненных изменений, а также способы копинга, эффективные для их принятия. При обобщении результатов представлены когнитивные, эмоциональные, поведенческие составляющие образа ситуации жизненных изменений. Так, представителями реализующего и консервативного стилей описаны многообразные когнитивные копинг-стратегии и самоконтроль. Для респондентов реактивного стиля характерны катастрофизация ситуации изменений, надежда, что все разрешится само собой, поиск позитивных сторон, самообвинение. Представители инновационного стиля оценивают ситуации изменений как привлекательные, приносящие новые возможности. Принятие/непринятие изменений сопровождается позитивными/негативными эмоциями соответственно. Относительно интенсивности эмоционального реагирования инноваторы и реактивные сообщают о более сильных переживаниях. На поведенческом уровне реализаторы и инноваторы описывают активную позицию относительно ситуации изменений. Для консерваторов характерны сопротивление изменениям, попытки сохранить стабильность, для реактивных – избегание.

Ключевые слова: стили реагирования на изменения, жизненное событие, жизненное изменение, восприятие события, образ мира, метод обоснованной теории.

 

Влияние домашних питомцев на психологическое благополучие владельцев с ограниченными возможностями здоровья

Никольская А.В., Костригин А.А.

Обсуждается взаимодействие человека и домашнего животного. Рассматривается влияние домашнего животного на психологическое благополучие и личностные особенности его владельца. Отмечается, что в отечественной литературе выявляется только положительный аспект такого влияния, в то время как существует потребность комплексного освещения влияния животного на психическое здоровье и другие психические явления человека, включающего как преимущества, так и недостатки рассматриваемого взаимодействия. Авторы сосредоточиваются на ситуации взаимодействия человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и домашнего животного. Проводится теоретический анализ исследований, посвященных положительным и отрицательным эффектам взаимодействия человека (в том числе и с ОВЗ) с домашними животными и их влияния на психологическое благополучие владельцев. Отмечаются противоречивость и недостаток количественных исследований поставленного вопроса. Авторы представляют результаты эмпирического исследования личности людей с ОВЗ, имеющих домашних животных, и проводят сравнение с аналогичной группой людей, у которых нет домашних животных. Показано, что наличие домашних питомцев обеспечивает положительное влияние на эмоциональное состояние людей с инвалидностью: повышаются их самооценка, эмоциональная устойчивость и мотивация к деятельности, что является важным фактором для создания психологически благополучной жизни и социальной адаптации. Делается вывод о том, что индивиды с ОВЗ, имеющие домашних питомцев в качестве заместителей социальных партнеров, обладают большей самоэффективностью и готовностью к социальной и профессиональной активности.

Ключевые слова: взаимодействие человека и домашнего животного, домашнее животное, люди с ОВЗ, психологическое благополучие, эмоциональная устойчивость, самооценка, мотивация, социальная адаптация, анималотерапия.

 

Психологические основы образовательной практики в теории С.Л. Рубинштейна

Степанова М.А.

Предпринята попытка обратиться к наследию С.Л. Рубинштейна – выдающегося отечест-венного психолога и философа, автора трудов по методологии психологии, с тем чтобы опереться на развиваемые им идеи при разработке прикладных вопросов психологии. В частности, проанализированы положения, касающиеся педагогической психологии и психологии образования. Охвачены различные периоды научного творчества С.Л.  Рубинштейна, начиная от сформулированного в 1922 г. принципа творческой самодеятельности и заканчивая его последними работами.
Специальное внимание уделено теоретико-методологическим принципам, выступающим, с одной стороны, основаниями при исследовании закономерностей психического развития ребенка в условиях обучения, взаимосвязи процессов воспитания и обучения, а с другой – нуждающимся в проверке повседневной психологической практикой. В качестве основополагающего рассмотрен принцип единства воспитания – обучения и психологического познания детей, а также те выводы, которые были сделаны из него С.Л. Рубинштейном и его последователями. Проанализированы понимание С.Л. Рубинштейном взаимосвязи педагогического и психологического знания и специфики педагогической психологии как самостоятельной научной области. Главная проблема педагогической психологии соотношения обучения и умственного развития выступила в трудах С.Л.  Рубинштейна предметом специального изучения, что позволило ему сформулировать положения прикладного характера, имеющие значение для образовательной практики.
В заключение проводится мысль об эвристическом потенциале идей С.Л. Рубинштейна и их значении для современной психологии образования и педагогической практики, о наличии двусторонней связи между психологическим познанием и практической деятельностью. Эта мысль не только не потеряла своей актуальности, но приобрела особое звучание в наше время социально-экономических преобразований и обусловленных ими ожиданий от образования вообще и в первую очередь школьного обучения.
Публикация приурочена к отмечаемому в 2019 г. 130-летнему юбилею С.Л. Рубинштейна.

Ключевые слова: научное наследие С.Л.  Рубинштейна, теоретическая и прикладная психология, история психологии, педагогическая психология, психология образования, образовательная практика.

 

Об экспериментальных исследованиях эгоцентрической и внутренней речи, проведенных научной группой Л.С. Выготского

Завершнева Е.Ю., ван дер Веер Р.

На материале известных и малоизвестных работ Л.С. Выготского, а также его личных записей обобщается эволюция представлений Л.С. Выготского о природе эгоцентрической и внутренней речи. В анализ включена, в частности, малоизвестная монография «Педология школьного возраста» (1928), а также доклад Л.С. Выготского и А.Р. Лурии «Функция и судьба эгоцентрической речи», представленный на IX Международном психологическом конгрессе в Нью-Хейвене (США, 1929); тезисы доклада переведены на русский язык и публикуются в статье впервые. Показано, что гипотеза о генетическом родстве эгоцентрической и внутренней речи появилась у Л.С. Выготского не позднее начала 1928 г.; обсуждается ее видоизменение в период с 1928 по 1934 г. Впервые предпринята попытка реконструировать четыре типа экспериментальных исследований эгоцентрической и внутренней речи, проведенных научной группой Л.С. Выготского (Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Шеин), каждому типу эксперимента сопоставлена отдельная гипотеза, комментируются особенности экспериментального замысла. Утверждается, что схематическое изложение хода экспериментов и отсутствие необходимых количественных данных существенно осложняют их анализ и репликацию и что в изложении Л.С. Выготского обсуждаемые эксперименты выполняют скорее функцию иллюстрации, чем функцию подкрепления культурно-исторической теории. 

Ключевые слова: эгоцентрическая речь, внутренняя речь, культурно-историческая теория, IX Международный психологический конгресс, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Шеин, Ж. Пиаже.

 

Проблемы плагиата и научного приоритета в исследованиях толпы в конце XIX в.

Горбатов Д.С.

Описываются основные признаки научного плагиата. На материале трех «кейсов» из начального периода формирования психологии толпы анализируются некорректные заимствования в работах А. Фурниаля, Г. Лебона, Б. Сидиса. В частности, в книге А. Фурниаля выявлены отдельные случаи текстового плагиата из работы С. Сигеле в том числе в так называемом гибридном виде – сочетании фрагментов чужого материала со ссылками на первоисточник и без них. На основании анализа шести публикаций, хронологически предшествовавших диспуту о научном приоритете 1895 г. и не упоминаемых ни одной из сторон, признаются неосновательными обвинения Г. Лебона в плагиате его идей со стороны С. Сигеле. Все они без исключения имеются в более ранних источниках. Отмечается не замеченный научным сообществом факт плагиата текста и идей Н.К. Михайловского в первых американских публикациях Б. Сидиса. Автор публикуемой в данном номере журнала статьи считает целесообразным распространение понятия научного приоритета не только на уникальные идеи, но и на тексты, впервые обобщающие знания в пределах предметной области. Он обосновывает необходимость выделения нового вида плагиата, заключающегося в преднамеренном замалчивании авторского вклада предшественника или отрицании значения его работы. Такой «плагиат публичности» способен обеспечить недобросовестному ученому получение выгоды в виде создания у научной общественности преувеличенного впечатления о значимости его собственного исследования.

Ключевые слова: этические нарушения, плагиат, научный приоритет, плагиат публичности, психология XIX в., толпа, исследования толпы.

 

Аналитические и холистические процессы восприятия лица: модели и методы исследования

Меньшикова Г.Я., Лунякова Е.Г., Гани-заде Д.С.

Лица представляют собой один из наиболее информативных и значимых для человека стимулов окружающей среды. Данные по опознанию и различению лиц показали, что они воспринимаются иначе, нежели другие объекты. Было высказано предположение о существовании холистических перцептивных процессов, которые более значимы, чем процессы анализа отдельных черт лица. В статье приводится анализ современных представлений о холистических и аналитических процессах восприятия лица. Рассматриваются основные типы экспериментальных парадигм, разработанных для исследования этих процессов: эффект «часть–целое», а также феномены композитного лица, инверсии лица и др. Рассматриваются основные причины несогласованности данных, получаемых с применением разных типов экспериментальных парадигм. Обсуждаются современные представления о холистических процессах восприятия лица, согласно которым целостность восприятия обеспечивается несколькими процессами, связанными с кодированием топологических и метрических отношений между отдельными чертами лица, а также с восприятием лица как единого гештальта. Обсуждается влияние типа экспериментальных парадигм на степень выраженности холистических и аналитических процессов лицевой перцепции. 

Ключевые слова: восприятие лица, аналитические и холистические процессы, конфигуративные процессы, эффект «часть или целое», эффект композитного лица, эффект инверсии.