Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Принцип предсказывающего кодирования в современных когнитивных исследованиях

Фаликман М.В.

Обзор освещает основные направления исследований предвосхищения в современной когнитивной психологии и области применения принципа предсказывающего кодирования как нового обобщающего принципа работы когнитивной системы и головного мозга человека. Появление данного принципа в моделях обработки информации человеком повлекло за собой новую волну интереса к принципу обратной связи в исследованиях познания, к уровневому строению и нисходящей регуляции восприятия. В обзоре обсуждаются история понятия предвосхищения в психологии познания и возникновение и развитие принципа предсказывающего кодирования в когнитивных исследованиях, вводятся понятия ошибки предсказания и прецизионности (допустимого разброса), являющиеся ключевыми для моделей предсказывающего кодирования. Очерчивается теоретическая рамка, предложенная британским нейробиологом К. Фристоном, в которой уменьшение ошибки предсказания рассматривается как проявление самоорганизации системы и снижение энтропии. Проводится сопоставление этой теоретической рамки с идеями биокибернетики Н.А. Бернштейна и его «рефлекторным кольцом» как моделью построения движения на основе предвосхищения его параметров и обратной связи о реа лизации движения в данных условиях. В логике принципа предсказывающего кодирования на основе результатов эмпирических исследований 2013–2020 гг. рассматриваются возможные механизмы восприятия, внимания, научения, эмоций, социального познания и психических нарушений (в частности, расстройств аутистического спектра и продуктивной симптоматики шизофрении). Анализируются возможности взаимного обогащения моделей предсказывающего кодирования и отечественных конструктивистских подходов (прежде всего физиологии активности Н.А.  Бернштейна и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева), опирающихся на представления о предвосхищении (антиципации) как механизме познания.

Ключевые слова: предвосхищение, предсказывающее кодирование, ошибка предсказания, зрительное восприятие, внимание, построение движения.

 

Роль «триады Роджерса» в социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов

Еремян З.А., Орлов А.Б.

Миграция является неотъемлемым и важным компонентом формирования народов и культур, языкового и этнического разнообразия современного мира. В XXI в. она приобретает все более вынужденный характер. Значимость вопросов адаптации вынужденных мигрантов повышается. Такой работой занимаются многочисленные организации, однако до последнего времени проактивности самих мигрантов уделяется мало внимания. Проблемы взаимоотношений вынужденных мигрантов и «принимающего» населения ждут своего решения. Полагаем, что одной из важных предпосылок комплексного решения проблем социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов является изучение связи между уровнем выраженности у них «триады Роджерса», а также уровнем их социально-психологической адаптации. Мы исходим из того факта, что «триада Роджерса» является важным условием и средством актуализации потенциала человека. Актуализация представляет собой универсальный тренд человеческой жизни, который в условиях вынужденной миграции оказывается, как правило, в условиях жестких ограничений. Однако чем выраженнее у человека уровень «триады Роджерса», тем полнее и успешнее его актуализация и, следовательно, адаптация, понимаемая не как приспособление к новому окружению, а как баланс ассимиляции и аккомодации в его взаимоотношениях с миром. Новизна данной работы состоит в теоретическом и эмпирическом исследовании роли «триады Роджерса» в социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов. Проанализирован конструкт «триада Роджерса». Предложена авторская модель: роль «триады Роджерса» в процессе социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов.

Ключевые слова: «триада Роджерса», вынужденные мигранты, адаптация, ассимиляция, аккомодация.

 

Отражение социально-психологических изменений в советском обществе 1920–1930 гг. в романах М. Булгакова

Ким Д.С.

В настоящей статье на основе художественных произведений М.А. Булгакова исследуются некоторые аспекты человеческой психологии, обусловленные советской жилищной культурой. В части, посвященной роману «Белая гвардия», рассматривается послереволюционная картина общества в период исчезающего «традиционного домостроя». Далее анализируется психология человека 1930-х гг. сквозь призму понятия «символическая проницаемость жилищного пространства» и показывается стирание границ между пространством внешним и внутренним (роман «Мастер и Маргарита»). В процессе формирования «нового домостроя» 1920-х гг. русский человек постепенно утрачивает традиционные символы и ценности, согласно которым Дом представляет собой центр мироздания. В 1930-х гг. общество сталкивается с новой реальностью, в которой традиционная структура Дома искусственным путем разрушается, вскрывая внутреннюю сторону личной жизни и уничтожая индивидуальность. Быстрое распространение коммуналок в Советской России можно назвать самой характерной чертой русской жилищной культуры XX в. И хотя большинство россиян имеет опыт проживания в коммуналках, а часть населения России живет в них до сих пор, тема кризиса «совместного проживания» в русской литературе затрагивается нечасто. Причина этого – очевидность присущих коммуналке атрибутов «антидома». Делается вывод, что дом Турбиных в романе «Белая гвардия» представляет собой средоточие культурных ценностей, связанных, в первую очередь, с внешней и внутренней свободой и обнаружением в человеке духовного начала. Гибель дома Турбиных символизирует утрату русских традиционных знаков культуры, превращение их в атрибут мещанства. Коммуналки, пришедшие на смену традиционному дому, в свою очередь, характеризуются «проницаемостью», которая разрушает границы между пространством общим и частным, внешним и внутренним, а также заставляет человека искать место уединения, изолироваться от внешнего мира.

Ключевые слова: жилищная проблема, Дом, советское общество, М.А. Булгаков.

 

Молодежь и интернет-контент: анализ больших данных

Подольский А.И., Гойко В.Л.

В статье представлено исследование, направленное на изучение взаимодействия подростков и молодежи с интернет-контентом, а также выявление связи их психологических характеристик с «цифровым следом» в социальных сетях для последующего прогнозирования этих характеристик у всей целевой аудитории. Исследование проводилось в течение 2020 г.; в нем приняли участие 12 223 учащихся школ, студентов колледжей и вузов Российской Федерации: 7741 девушка и 4482 юноши, проживающих в Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже, Севастополе, Томске, Тюмени. Средний возраст участников исследования, которым было от 14 до 25 лет, составил 17,65 лет. Для изучения их «цифрового следа», прогнозирования и анализа целевой аудитории, не прошедшей психологическое тестирование, была произведена выгрузка 3 003 750 профилей пользователей с помощью «Портала по работе с данными социальных сетей» НИ Томского государственного университета, проживающих в тех же регионах, что и респонденты, участвовавшие в психологическом тестировании. Исследование проводилось с помощью опросника «Психодиагностика мотивационной структуры личности» (автор ? В.Э.  Мильман), специально разработанной анкеты для изучения особенностей взаимодействия подростков и молодежи с интернет-контентом (автор ? В.В. Щербакова) и программных инструментов, позволяющих работать с большими данными. Кроме того, специально для сбора данных психологической диагностики специалистами НИ ТГУ был разработан сайт-опросник ivik.org, облегчающий сбор данных «цифрового следа». Подробный анализ полученных результатов представлен в монографии (Подольский и др., 2021), в статье лишь обозначены выявленные «болевые точки». На основе полученных данных были составлены типологические портреты для целевой аудитории по разным сегментам (регион, возраст, пол и т.д.) и по разным характеристикам (публикационная активность, структура сети связей (друзей), миграционные тренды, выстраивание архитектуры взаимосвязей информационных потоков и т.д.).

Ключевые слова: интернет-контент, социальные сети, современные российские подростки и молодежь, мотивация, большие данные.

 

Эффективность медиамногозадачности у детей и подростков в разные возрастные периоды

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И.

Понимание медиамногозадачности как переключения между заданиями и как одновременного выполнения заданий, добровольного или в связи с требованиями, ставит вопрос об эффективности деятельности в этих условиях и о возрасте, когда работа в таком режиме может быть успешной. В описанном исследовании сопоставлены различные проявления медиамногозадачности с ее эффективностью у школьников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Выяснилось, что многозадачность ни как одновременное выполнение нескольких заданий, ни как переключение между ними не связана с эффективностью их решения, а в случае необходимости дать ответы на одни задания во время работы над другими может ухудшить их выполнение. Многозадачность как откладывание и возвращение к заданиям также не связана со скоростью и эффективностью их выполнения. Сравнение эффективности деятельностив условиях целенаправленной и нецеленаправленной многозадачности позволяет, по аналогии с параллелограммом развития, предполагать, что к возрасту 11–13 лет формируется способность целенаправленно отслеживать вторичные, но важные (по инструкции) задания, а к 14–16 годам она распространяется и на нецеленаправленное отслеживание второстепенных заданий (которых не было в инструкции, но которые могут быть важны), и эта способность более выражена у девочек, чем у мальчиков. Результаты свидетельствуют в пользу «сензитивного периода» многозадачности в 11–13 лет, когда дети пытаются, часто неэффективно, оптимизировать свою деятельность, отбирая к 14–16 годам действенные стратегии такой оптимизации.

Ключевые слова: многозадачность, медиамногозадачность, подростки, эффективность.

 

Межличностные потребности в отношениях и представления о дружбе в юношеском возрасте

Кожухарь Г.С., Требоганова Е.М.

Статья посвящена анализу представлений о дружбе и, в частности, об однополой дружбе в молодости в связи с потребностями в межличностных отношениях (во включенности, контроле и эмоциональных переживаниях). Дружба важна на всех этапах жизни, наполняя ее смыслом, удовлетворением и обоюдным развитием. Взаимовлияние межличностных отношений и содержания представлений о дружбе определяет ее качество в реальной жизни. Главной целью исследования явился анализ межличностных потребностей как предикторов основных компонентов образа дружбы как социального представления. Респондентами выступили 102 человека в возрасте 18–25 лет (M = 20,96; SD = 2,22); юношей – 46 %, девушек – 54 %. В качестве методов исследования были использованы «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова и авторская модификация анкеты «Представления о дружбе» Е.В. Юрковой. Для обработки полученных данных применялась программа Excel и SPSS (v. 23) (дескриптивная статистика, процентный, корреляционный и регрессионный анализы). В результате исследования было установлено, что в представления о дружбе входят понятия взаимопонимания, доверия, поддержки, защиты в дружеских отношениях, значимости авторитета и сходства интересов. Наиболее важным предиктором компонентов представлений о дружбе у молодых людей выступает потребность во включенности в межличностные отношения. Анализ содержания представлений об однополой дружбе у молодежи позволяет прогнозировать, что потребность во включенности в отношения у молодежи будет возрастать одновременно с потребностью в контроле со стороны окружающих людей. Исследование подтвердило существование позитивных характеристик в представлениях о дружбе и однополой дружбе, а также о значимости фактора принадлежности как включенности в межличностные отношения.

Ключевые слова: потребности в межличностных отношениях, дружба, однополая дружба, молодость.

 

Личностные особенности студентов педагогического вуза и становление у них совладающего поведения

Мазилов В.А., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э.

Методологическую основу настоящего исследования составили положения системного и системогенетического подхода к учебной деятельности. Использовались следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман (адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), а также Многофакторный личностный опросник 16-PF Р. Кеттелла. В качестве методов статистики применены критерии: Колмогорова–Смирнова, Кроскала–Уоллеса, Манна–Уитни, Спирмена, а также структурно-функциональный анализ. Доказана роль личностных качеств в становлении совладающего поведения, а также подтверждена его динамика на примере студентов педагогического вуза. Определена прямая и опосредствованная роль совладающего поведения в успешности учебной деятельности студентов: стратегии совладания оказывают влияние на успеваемость, коррелируя с ведущими личностными свойствами. Различия между студентами вуза проявляются в специфике связи стратегий совладания с личностными особенностями на разных этапах профессионализации. На I курсе наибольшее количество связей совладающее поведение образует с личностными свойствами коммуникативного и интеллектуального блоков. Основным личностным свойством студентов является мягкость/тактичность, которая оказывается связана с поиском социальной поддержки. На II курсе образуются связи совладающего поведения со всеми составляющими структуры личностных свойств. Наибольшее количество связей копинга – с личностными свойствами эмоционального блока. Ведущая стратегия совладания – конфронтация. На III курсе преобладают связи копинг-поведения и личностных свойств, относящихся к эмоциональному блоку. Отсутствуют связи с особенностями интеллекта и саморегуляции. Ведущая стратегия совладания – планирование решения проблемы. На IV курсе обнаружено равнозначное количество и качество связей между стратегиями совладания и личностными свойствами. Образуются связи со всеми составляющими структуры личностных свойств. Положительная переоценк» и планирование решения проблемы являются ведущими стратегиями опосредствованно. Полученные результаты свидетельствуют о том, что личностные качества оказывают влияние на становление совладающего поведения студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: учебная деятельность, стресс, совладающее поведение, мотивация, эмоции, интеллект, саморегуляция.

 

Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей

Арестова О.А., Митина О.В., Чукарин Б.А.

Представлены результаты исследования соотношения эмоционального благополучия личности со строением ценностно-смысловой сферы. Рассматриваются организация ценностной сферы человека по уровням и методические проблемы ее изучения. Эмпирическое исследование проведено на 89 испытуемых юношеского возраста, ташкентских студентах. Основная цель исследования – изучение соотношения глубинных и осознанных уровней представленности личностных ценностей со степенью эмоционального благополучия. Для исследования иерархии ценностей на эксплицитном и имплицитном уровне использовались методики, адресованные различным по глубине и осознанности уровням репрезентации: 1) «Ценностный опросник» Ш. Шварца; 2) «Цветовой тест отношений» А. Эткинда. Уровень эмоционального благополучия личности определялся с помощью цветового теста М. Люшера путем применения нормы Вальнефера–Люшера и оказался существенно выше у девушек. Было выявлено, что иерархия личностных ценностей существенно различается на осознанном и неосознанном уровнях, а также частично не совпадает у испытуемых с разным уровнем эмоционального благополучия. На эксплицитном уровне различий между принявшими участие в исследовании не обнаружено. Однако испытуемые с разным уровнем эмоционального благополучия продемонстрировали целый ряд значимых различий в иерархии ценностей на глубинном, имплицитном, уровне. По мере повышения уровня эмоционального благополучия личности возрастает имплицитная значимость ценностей «жизненные удовольствия» и «разнообразный жизненный опыт», а по мере его снижения повышается имплицитная значимость ценности «общественная безопасность». Обнаружено, что лица с высоким уровнем эмоционального благополучия имплицитно переоценивают ценность «жизненные удовольствия», по мере снижения этого уровня нарастает эксплицитная переоценка этой ценности. Значимость «личной безопасности» не связана с уровнем эмоционального благополучия личности.

Ключевые слова: личностные ценности, эмоциональное благополучие, мотивационно-смысловая сфера личности, юношеский возраст, имплицитные и эксплицитные ценности.

 

Болезнь как предмет психологического рассмотрения

Харьковский А.Н.

Статья представляет собой попытку выявить основные смысловые характеристики понятия «болезнь» и определить собственно психологическую точку зрения на это явление. В феномене болезни выделяется несколько уровней, раскрывающих его сложную смысловую структуру. Разные области знания и сферы человеческой деятельности могут отражать как отдельные уровни этого явления, так и их сочетания. В связи с этим болезнь рассматривается с точки зрения не только медицины, но и философии, религии. Становится очевидным, что болезнь не должна пониматься лишь как нарушение функционирования физиологического механизма, поскольку включает в себя, кроме телесного, еще и психологический, а также духовный уровни. В качестве методологической основы для формирования психологического взгляда на болезнь используется концепция личности и личностных смыслов, разрабатываемая в отечественной психологии. Понимание личности как орудия смыслообразования позволяет объяснить, каким образом возможно изменение отношения человека к болезни. Вместе с этим проводятся параллели с пониманием персонального взаимодействия с телесными процессами в экзистенциальной психологии. В случае рассмотрения в контексте жизни конкретного человека болезнь предстает как событие, имеющее определенный смысл, который подлежит проявлению и отражению в его личной истории. Проблема психологического понимания болезни обсуждается в том числе в связи с пандемией, поскольку сейчас, когда болезнь стала, пожалуй, самым обсуждаемым явлением, психология должна помочь с прояснением его смыслов.

Ключевые слова: болезнь, личность, смысл, смысловые уровни, психосоматика.

 

Личностные детерминанты представлений о пандемии и связанных с ней переживаний у не болевших COVID-19 жителей России

Первичко Е.И., Митина О.В., Конюховская Ю.Е., Степанова О.Б., Дорохов Е.А.

С целью изучения личностных детерминант индивидуальных представлений о пандемии COVID-19 и переживаний в условиях текущей пандемии было проведено онлайн-исследование среди не болевших COVID-19 жителей России (N = 582) в апреле–мае 2020 г. Методический комплекс включал авторский социально-демографический опросник, Шкалу реактивной тревожности Спилбергера, русскоязычную версию методики «Шкала воспринимаемого стресса-10», модифицированную для целей исследования представлений о пандемии COVID-19 русскоязычную версию краткого опросника «Восприятие болезни», краткую версию опросника HEXACO-PI-R. С помощью структурного моделирования (процедура путевого анализа) было показано, что выраженность таких проявлений человека, как экстраверсия и дружелюбие, способствует поддержанию эмоциональной устойчивости в условиях пандемии. Выраженность личностной черты «эмоциональность» при этом вносит наиболее значимый вклад в формирование индивидуальных представлений о пандемии, как напрямую способствуя появлению страха перед неизвестной болезнью и ощущения угрозы жизни, так и опосредствованно, через формирование негативных эмоциональных состояний и возникновение ощущения психологического неблагополучия. Психологическое неблагополучие детерминирует все компоненты индивидуальных представлений о пандемии COVID-19: способствует появлению страха неизвестной болезни и ощущения угрозы жизни, а также снижает выраженность представлений о возможности контролировать текущие события. Выделенная в процессе структурного моделирования значимая латентная переменная – социальные представления о пандемии COVID-19 – оказывает влияние на все компоненты индивидуальных представлений о ней. В работе доказана валидность выстроенной исходно теоретически и верифицированной с использованием структурных уравнений модели детерминации индивидуальных представлений о COVID-19 личностными чертами. В статье обсуждается значение данных выводов для практики психологической помощи и определяются возможные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, индивидуальные представления о пандемии COVID-19, коллективные представления о пандемии COVID-19, личностные черты, стресс, психологическое благополучие, HEXACO, структурное моделирование, путевой анализ.

 

Умеренная усталость от COVID-19: результаты четвертого экспертного опроса

Юревич А.В., Ушаков Д.В., Юревич М.А.

Пандемия, похоже, стала привычным фоном нашего существования. Рельефно обозначились и ее существенные аспекты, которые есть все основания отнести к числу психологических. Авторы провели четвертый экспертный опрос ведущих отечественных психологов, опубликовавших в 2014–2020 гг. статьи в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», индексируемых Web of Science и Scopus. Экспертам вновь были предложены вопросы о социально-психологическом контексте эпидемии (хотя не только о нем). Респондентам задавались вопросы о влиянии коронавируса на их взаимоотношения с друзьями, коллегами по работе, членами их семей, о потерях, понесенных от пандемии, о принадлежности труда психолога-исследователя к числу дистанционных профессий и т.д. Опросом были охвачены 92 респондента – представителя различных отраслей психологии. Он проводился в марте 2021 г. Опрос показал, что основная часть респондентов улавливают порок современной цивилизации, заставляющей людей проводить больше времени, чем нужно, на работе, в стенах офисов. Примерно треть респондентов относят труд психолога-исследователя к числу дистанционных профессий, которые мало теряют (или не теряют вообще) от установления режима самоизоляции. В то же время почти половина опрошенных не видят оснований для того, чтобы переносить свою работу в домашние условия, поскольку это было бы нецелесообразно. 60 % опрошенных не считают действия российской власти в отношении пандемии ни слишком мягкими, ни чрезмерно жесткими, в основном отмечая их адекватный характер. В то же время есть и респонденты, считающие, что власть искажает истинную статистику и скрывает некоторые важные аспекты пандемии. 

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, экспертный опрос, общество, самоизоля ция, потери, власть, влияние, СМИ, конспирология.

 

Инициирующие возможности феноменологического прочтения текста

Буякас Т.М.

Задача работы состоит в исследовании методологических положений Л.С. Выготского и М.К. Мамардашвили, указывающих на конструктивные возможности произведений искусства. В работе рассматривается иниции рующее воздействие художественного текста, которое являет доселе незримое как в окружающем нас мире, так и в самих себе. Произведение искусства, соответственно, обретает важную психотехническую функцию. Исследования Л.С. Выготского и М.К. Мамардашвили позволяют говорить, что психотехническую функцию художественный текст обретает лишь при его феноменологическом прочтении. Поставлен вопрос об условиях возможности феноменологического прочтения текста. Показано, что им является фактор эмоциональной затронутости текстом. Феноменологический диалог между произведением искусства и «феноменологически открытым» (А. Лэнгле) читателем создает условия для эмоционального воздействия текста. В работе рассмотрены основания, которые позволяют произведениям искусства обладать инициирующими возможностями. Из опыта собственной практической работы автора в рамках спецкурса «Психология и психотехники личностного самоопределения» на факультете психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова приведены примеры инициирующего воздействия художественного текста на студентов.

Ключевые слова: психотехнический инструментарий, феноменологическое прочтение, соучастие жизни формы, феноменологический диалог, феноменологическая открытость, власть формы.

 

Психологические проблемы взаимодействия человека и робота

Величковский Б.Б., Занковский А.Н.

Широкое распространение различных роботов уже в ближайшем будущем делает проблему взаимодействия человека и робота остро актуальной. Успех такого взаимодействия зависит от множества факторов: как инженерных, так и психологических. Ошибки взаимодействия могут приводить к разнообразным негативным последствиям: от фрустрации у пользователя до травм и несчастных случаев (например, при ошибках использования промышленных роботов). В статье, которая носит проблемно-постановочный характер, рассматриваются типичные проблемы взаимодействия с роботами в наиболее частых областях их применения. К ним относятся промышленное производство, телеуправляемые (беспилотные) роботы, спасательные операции, транспорт (роботы-автомобили), обучение, социальная поддержка и развлечения. Рассматриваются проблемы взаимодействия человека и робота, носящие общий характер, хотя и разной природы. К таким глобальным проблемам относится, например, прогнозирование действий роботов и предупреждение негативных последствий их действий на этапе их программирования. Другой важной проблемой является установление «взаимопонимания» между роботом и человеком. Это касается взаимной интерпретации «ментального» состояния и намерений. Взаимопонимание должно основываться на наличии как у робота, так и у человека ментальных моделей, характеризующих поведение искусственных агентов и человека. Отдельная глобальная проблема – это проблема создания антропоморфных роботов. В этом случае возникают специфические психологические феномены, такие как привязанность к роботу или избыточное доверие к нему и его способностям «понимать» намерения человека. Последним – и центральным – классом проблем взаимодействия человека и робота являются проблемы этики, морали и ценностей. Эти проблемы, тесно связанные со страхами «порабощения» человечества роботизированными системами, еще требуют своего разрешения в рамках интеграции усилий представителей инженерных и гуманитарных наук.

Ключевые слова: робот, взаимодействие «человек – робот», беспилотные аппараты, коллаборативные роботы, эмоции, доверие.

 

Электрофизиологические корреляты восприятия вербальных противоречий у лиц с разным уровнем психометрического интеллекта

Щербакова О.В., Кирсанов А.С.

Умение работать с противоречиями считается одной из характеристик здоровой психики и признаком сформированности высших форм мышления. Несмотря на обилие работ, в которых восприятие противоречий изучается с использованием метода электроэнцефалографии, исследований, посвященных поиску связей между нейрональными коррелятами реакций на противоречивую информацию и конкретными психологическими характеристиками, в том числе когнитивными, недостаточно. Мы проверяли гипотезу о том, что электрофизиологическая реакция на предъявление противоречивых словосочетаний будет различной у лиц с разным уровнем психометрического интеллекта. Исследование проводилось в два этапа: на первом испытуемые (N = 155) проходили тест Дж. Равена; в результате были сформированы три группы участников (N = 15 в каждой): с высокими, средними и низкими показателями IQ. На вт ором параллельно с регистрацией вызванных потенциалов головного мозга участникам предъявлялись вербальные противоречия и контрольные словосочетания (обычные и бессмысленные). Обнаружены различия в амплитудах компонентов вызванных потенциалов, возникающих в ответ на предъявление словосочетаний трех типов, между тремя группами испытуемых. Уиспытуемых с высоким IQамплитуды компонента N400 различались между обычными/противоречивыми, обычными/бессмысленными словосочетаниями, но не противоречивыми/бессмысленными. Выраженность P600 для противоречивых и обычных словосочетаний не различалась, однако в обоих случаях отличалась от P600 для бессмысленных. У испытуемых со средним IQN400 был более выражен для противоречивых и бессмысленных словосочетаний, чем обычных; выраженность P600 различалась между обычными/бессмысленными словосочетаниями, но не между обычными/противоречивыми и противоречивыми/бессмысленными. У испытуемых с низким IQвызванные потенциалы, соответствующие трем типам словосочетаний, различались только в компоненте N400 (бoльшие амплитуды для бессмысленных словосочетаний по сравнению с обычными и противоречивыми); выраженность P600 не различалась для трех типов словосочетаний. Мы полагаем, что эти данные отражают связь способности к поэтапному осмыслению вербальных противоречий и уровня сформированности понятийных способностей: чем более выражены последние, тем больший спектр стимулов субъект способен воспринимать как осмысленные.

Ключевые слова: вербальные противоречия, психометрический интеллект, вызванные потенциалы, N400, P600, понятийные способности.

 

Содержание спонтанного потока сознания в состоянии покоя при мягкой компрессии одного из полушарий мозга

Бычкова А.С., Каверина М.Ю., Ениколопова Е.В., Кроткова О.А.

Изучался контент свободного потока сознания во время покоя у пациентов с мягкой компрессией медио-базальных отделов левой или правой височной доли в однородной когорте 26 пациентов с менингиомами хиазмально-селлярной области. Все пациенты проходили лучевое лечение в отделении радиотерапии. Функциональная магниторезонансная томография покоя проводилась больным дважды: до начала лучевой терапии и через шесть месяцев после завершения лечения, функциональная инфракрасная спектроскопия – однократно в рамках отсроченных исследований пациентов в интервале 24–36 месяцев после лечения. Сразу после сессий нейровизуализации осуществлялся опрос пациентов о содержании мыслей и ощущений во время спокойного бодрствования. В основу беседы был положен полуструктурированный опросник состояния покоя ReSQ. На основании исследования строилась круговая диаграмма, где в процентах отражалась доля присутствия каждой из категорий потока сознания во время данного сеанса. После функциональной магнитно-резонансной томографии были выявлены статистически значимые различия между группами в зависимости от стороны расположения опухоли. У пациентов с левосторонним расположением была акцентирована доля слуховых образов и переживаний, а у пациентов с правосторонней компрессией – переживаний, связанных с внутренними телесными ощущениями. Эти профили сохраняли устойчивость в динамике при повторной регистрации функциональной магнитно-резонансной томографии покоя. Изменение условий регистрации активности мозга и условий ситуации покоя во время функциональной инфракрасной спектроскопии сопровождалось изменением профиля категорий потока сознания.

Ключевые слова: сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ, DMN), методы нейровизуализации, состояние покоя, спонтанный поток сознания, асимметрия полушарий мозга.