Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Категория экзистенциальной вины в философско-психологической и художественной литературе

Чеснокова М.Г.

Рассматривается понятие экзистенциальной вины и развитие этой категории в философии, психологии и художественной литературе. Такой трехаспектный характер анализа проблемы обусловлен спецификой самого экзистенциального подхода к познанию человека, опирающегося на синтетический метод его изучения. Этот метод представляет собой смесь эмпирического исследования, живого философствования и художественного осмысления человеческой жизни. Его целью являлось вскрытие внутренней драматургии (Г. Марсель) человеческого опыта. В этом смысле метод экзистенциалистов можно условно определить как драматический. Основу метода составляет экзистенциальная концепция человека как субъекта существования, который обладает свободой осуществления себя в мире. Драматический метод создает объемное (бытийное) видение человека в его живом движении в диапазоне свободы.
В статье показано становление категории экзистенциальной вины – от спонтанного воспроизведения этого переживания в религиозной и художественной литературе до его философского осмысления в работах С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, П. Тиллиха, Э. Фромма и других. Выделяются основные трактовки природы экзистенциальной вины как отношения к Абсолюту, общему потенциалу человека, как следствия действий человека в мире (диалектика добра и зла), как продукта организации жизни человека (концепция отчуждения). Рассматриваются механизмы осознания/узнавания человеком своей вины, проблема отношений вины и действия, проблема классификации (уровней и видов) экзистенциальной вины.
Особое внимание уделяется психологическому анализу понятия экзистенциальной вины. Вскрывается принципиальная неполнота психологического исследования проблемы экзистенциальной вины, обусловленная часто бессимптомным характером ее протекания на психическом уровне. Подчеркивается необходимость философско-психологического анализа индивидуального случая для вынесения решения о психологическом и духовном здоровье человека.

Ключевые слова: экзистенциализм, экзистенциальная вина, бытие, человеческий опыт, драматический метод, С. Кьеркегор, осознание, Абсолют, потенциал человека, психологический анализ, философия психологии.

 

Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками

Реан А.А., Шагалов И.Л.

 

Представлены результаты исследования индивидуальных ценностей российских под- ростков, анализируются ценности как предикторы ощущения счастья в подростковом возрасте. Опрос был проведен одновременно в восьми регионах России. Размер выборки составил 7468 респондентов в возрасте от 14 до 19 лет. Работа опирается на ценностную модель Ш. Шварца, позволяющую изучать ценности на культурном и индивидуальном уровнях, включая индивидуальные различия в ценностных приоритетах и их влияние на отношения и поведение. Результаты исследования показывают, что молодые люди основное значение придают таким ценностям, как благожелательность, гедонизм, самостоятельность, репутация и безопасность. Меньше всего для молодых людей значимы власть, конформизм, традиции и скромность. Оценка регрессионных моделей демонстрирует, что важными параметрами счастья являются ценности, входящие в состав метаценности Сохранение, молодые люди ценят традиции (семейные, религиозные), безопасность и стремятся придерживаться установленных в обществе правил. Несмотря на низкую оценку респондентами ценности семейных и культурных традиций (входит в состав ценности первого порядка Сохранение), она является очень значимым предиктором счастья. Данные показывают, что счастливее ощущают себя подростки, проживающие в сельской местности, где сохраняется традиционалистская среда с консервативными ценностями. Также установлено, что переживание счастья в подростковом возрасте характеризуется специфической особенностью молодых людей: стремление к удовольствию сопряжено с отрицанием самостоятельности своих действий. Ответственность за свои поступки при этом подростки могут возлагать на своих родителей, членов своей семьи. Регрессионные модели показывают, что семья, в которой есть отец и мать, забота об узком круге близких людей действительно являются детерминантами счастья.

Ключевые слова: счастье, подростки, личностные ценности, предикторы счастья.

 

Исток художественного творчества: значимое переживание и/или освоение культурной формы?

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.

Исследования и тестирование одаренности в разных видах искусства обычно бывают ориентированы на те психологические качества, которые необходимы для выполнения данной деятельности в ее объективных, исторически сложившихся формах, но это не позволяет понять исток самостоятельного творчества человека. Это противоречие рассматривается в статье на примере классического исследования музыкальных способностей Б.М. Теплова и трудов других ученых, разрабатывавших проблемы психологии искусства и художественной одаренности. Показано, что творческая одаренность музыканта (живописца, писателя и т.д.) коренится не в специальных способностях, доступных традиционным способам изучения и необходимых для освоения уже существующих музыкальных произведений или других видов искусства, а в особом отношении человека к первичной, «вне» или «дохудожественной» действительности, благодаря чему неповторимый опыт его собственной жизни преобразуется в художественные образы. Творчество возникает при встрече «внутренней активности души» (В.В. Зеньковский) с родственным ей аспектом «сырой» действительности, потенциально содержащей разные возможности преобразований жизненного опыта, одной из которых является эстетическое творчество во всех его видах. Однако, чтобы «внутренняя активность души» человека актуализировалась и в сфере художественной культуры, встреча потенциального творца с внехудожественной действительностью должна быть опосредована встречей с произведениями искусства и представленными в культуре способами их создания. В статье дается феноменологическое описание эстетического отношения к миру, которое свойственно представителям разных видов искусства и является источником значимых переживаний, рождающих художественные замыслы. Развитое эстетическое отношение – основополагающее условие успешного художественного творчества. На практике художественное развитие детей может идти двумя встречными путями: от личного опыта значимых эстетических переживаний – к постепенному овладению художественной формой их выражения и от опережающего овладения художественной формой как таковой – к постепенному ее наполнению личным эстетическим опытом. Дети, идущие этими разными путями, нуждаются в разнонаправленном педагогическом руководстве. В подтверждение этих положений в статье приводятся и анализируются характерные примеры детского литературно-художественного творчества и формулируются основные принципы развивающей педагогики искусства, подтвержденные экспериментально-педагогической практикой.

Ключевые слова: творчество, художественное творчество, «внутренняя активность души», значимое переживание, эстетическое отношение, художественная одаренность, Б.М. Теплов, Г.О. Винокур.

 

Oпыт вокализаций как средство самовыражения и самоисследования

Зирко А.В., Орлов А.Б.

В статье дается обоснование использования вокализаций (неречевых голосовых проявлений) человека как средств самовыражения и самоисследования. Предлагается классификация четырех типов вокализаций, основаниями которой являются континуумы неаутентичность–аутентичность и импрессивность–экспрессивность. Аутентичные экспрессивные вокализации позволяют точно и полно выразить подлинные переживания вокализирующего человека. Неаутентичные экспрессивные вокализации выражают переживания вокализирующего, но со значительными искажениями. Аутентичные импрессивные вокализации производят впечатление на слушающего человека, но они не выражают подлинные переживания вокализирующего. Неаутентичные импрессивные вокализации не производят впечатления на слушателя и не выражают переживаний вокализирующего. Исходное предположение состояло в том, что вокализации будут более аутентичными, т.е. более говорящими человеку о нем самом, при условии их принятия и ценения (в экспрессивной группе), чем при условии их оценки (в импрессивной группе). Исследовались эмпирические вокализации участников исследования, а также динамика изменений вокализаций в сериях вокально-психологических встреч. Участники исследования были распределены по двум группам, в одной из которых целью их вокализаций было самовыражение (экспрессия), а в другой – произведение впечатления на слушателя (импрессия). С помощью критерия Манна–Уитни значимые различия были выявлены по трем показателям: естественность вокализаций, соответствие эмоциональных состояний и вокализаций, удовлетворенность вокализирующего после вокализаций. Регрессионный анализ показал, что данные показатели возрастали в обеих группах, но они всегда были выше в экспрессивной группе. Большинство вокализаций в экспрессивной группе соответствовало критериям аутентичности, и, следовательно, они являлись менее искаженным материалом для самовыражения и самоисследования. По результатам кластерного анализа только четыре вокализации в данной группе были отнесены к неаутентичному типу. В импрессивной группе были выявлены три эмпирических типа вокализаций: точные, искаженные и ошибочные; импрессивные вокализации (в отличие от экспрессивных) существенно ограничивали возможности самовыражения и самоисследования участников.

Ключевые слова: вокализации, аутентичность, неаутентичность, экспрессивность, импрессивность, вокалотерапия, самовыражение, самоисследование.

 

Состояние современной психологической науки в диссертациях

Попов Е.А., Домашев А.Н.

Рассматривается состояние диссертационных работ по психологическим наукам; особое внимание уделяется выявлению их достоинств и проблематики. На основании проведенного анализа работ, представленных к защите в период 2016–2017 гг., делаются выводы о том, что число диссертаций возрастает или снижается по отдельным научным специальностям в разные годы в силу разных причин. В статье приводится также анализ отдельных причин, в числе которых сокращение числа диссертационных советов, принимающих диссертации к защите. Представлен обзор тем, которые интересны диссертантам, обобщается специфика психологической проблематики, востребованной соискателями и исследуемой в диссертациях. Отмечается, что психологи остаются верны традиционным психологическим темам: изучению вопросов образования, обучения, различных состояний психики человека, общения и межличностного взаимодействия и т.д., а также проблем студенчества, наркотизации, толерантности, миграции, проблем, связанных с этническими особенностями людей. Нередко встречаются исследования, осуществленные на междисциплинарном уровне. Вместе с тем отмечается, что темы, например, по истории психологии не являются популярными среди соискателей ученой степени. Таких работ очень немного, однако именно они, по мнению авторов статьи, составляют ядро психологической науки. В то же время анализ содержания работ позволил сделать вывод о том, что к преимуществам диссертаций следует отнести методологическую ориентацию на подходы, сформированные в рамках отечественной психологической мысли. Кроме того, отмечается, что работы имеют практическую ценность, поскольку в них содержатся практические рекомендации или программы, направленные на решение конкретной проблемы развития человека. Таким образом, в предлагаемой статье показано, что состояние современной психологической отрасли знания может быть определено на основании анализа выполненных диссертационных работ. Именно диссертационные исследования представляют своего рода срез состояния научной отрасли, который позволяет объективировать системное направление развития психологии, ее актуальные научные темы.

Ключевые слова: психологическая наука, диссертационная работа, тема диссертации, научная специальность, диссертационный совет, защита диссертации.

 

Приобретение собаки как проявление личностных особенностей ее владельца

Никольская А.В., Черепанова Е.В., Костригин А.А.

На основании интервью и наблюдения за взаимодействием 563 владельцев собак, предъявляющих жалобы на поведение своих питомцев, и 65 владельцев, не предъявляющих таких жалоб, проводится теоретический анализ причин нарушений восприятия собаки человеком и нарушений взаимодействия в диаде «человек – собака». Выдвинуты гипотезы о причинах предъявления жалоб на поведение питомцев, не демонстрирующих отклоняющегося поведения. В качестве методологических оснований для анализа использованы принцип социального конструкционизма К. Гергена и принцип удовлетворения потребности У. Глассера. Предлагается опросник, выявляющий личностные характеристики владельцев, которые влияют на их восприятие собаки. К таким характеристикам относится дефицит доверия, самопринятия и ответственности. Дополнительно проводятся методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглера, тест В.В. Столина и С.Р. Пантилеева на самоотношение и тест Дж. Роттера на межличностное доверие для определения соответствующих личностных особенностей владельцев собак и выявления корреляций между изучаемыми личностными характеристиками (возраст, тип проживания, ответственность, самопринятие, доверие, смысл, самодистанцирование, самотрансценденция, свобода, самоотношение). На основании проведенного сравнительного анализа двух выборок предлагается усредненный личностный профиль владельца, приобретающего собаку для удовлетворения потребности в заместителе социального партнера (домашний питомец как источник радости, не требующий чрезмерной заботы и ответственности), и владельца, приобретающего собаку в силу дефицита межличностного доверия и самопринятия (домашний питомец как сфера личной ответственности владельца и источник доверительного взаимодействия). В зависимости от типа неудовлетворенной потребности владельца и способности животного соответствовать функциональной роли взаимодействие человека с его домашним питомцем оказывается функциональным или дисфункциональным.

Ключевые слова: социальный конструкт собаки, потребность в заместителе социального партнера, дефицит межличностного доверия и самопринятия, доверие, самопринятие, ответственность.

 

Oсобенности психоэмоционального состояния спецконтингента пенитенциарных учреждений Aрмении

Варданян К.К.

Происходящие в настоящее время в обществе социальные преобразования, которые охватили практически все сферы жизни людей, обострили многие социально-психологические явления. Очевидным результатом этого стал непредсказуемый рост преступности, в частности, распространение среди неустойчивых граждан ориентации на уголовно наказуемые способы разрешения проблем. Согласно отчетам Международной тюремной реформы, за период 2004–2015 гг. население тюрем в целом возросло на 10 %. Согласно сравнительным данным психиатров разных стран, частота различных расстройств психического здоровья у спецконтингента исправительных учреждений значительно выше, чем в свободном обществе. Это привлекает внимание психологов, психиатров, организаторов здравоохранения, криминологов и социологов к контингенту пенитенциарной системы. Для адекватного планирования эффективных лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья лиц, которые отбывают наказание, следует располагать информацией о состоянии здоровья и факторах, влияющих на развитие заболеваний в условиях изоляции от общества. Настоящая работа является одним из фрагментов научного проекта по оценке состояния здоровья заключенных в Армении; она важна для разработки комплекса организационных мер по совершенствованию системы охраны здоровья лиц, отбывающих наказание в уголовно-исполнительных учреждениях. Результаты исследования позволяют утверждать, что у подавляющего большинства обследованных (66,67 %) отмечается высокая психоэмоциональная напряженность в условиях лишения свободы, о чем говорят достаточно высокие показатели отклонения от аутогенной нормы во всей выборке. Кроме того, выявлена прямая положительная зависимость между состоянием дискомфорта и тревожностью, а также обратная зависимость между целенаправленной активностью и состоянием дискомфорта. Полученные данные свидетельствуют о том, что женщины и подростки более дезадаптированы в условиях изоляции, а мужской контингент характеризуется как более устойчивый в эмоционально-волевой сфере. Исследование показало, что заключенные женщины и подростки в сравнении с мужчинами обладают меньшей психофизиологической адаптивностью, высоким риском дезадаптации и высокой степенью психической напряженности или дискомфорта.

Ключевые слова: заключенные, личностные характеристики, пенитенциарная система, стресс, здоровье заключенных, психическое здоровье.

 

Особенности понимания юмора при психических заболеваниях: качественный анализ

Иванова Е.М., Образцова В.С., Грабовая Е.В., Щербакова О.В.

Представлен качественный анализ понимания юмора с точки зрения его полноты и процессуальных особенностей у пациентов, страдающих психическими заболеваниями (N = 31): 1) шизофренией и шизотипическими расстройствами (N = 19) и 2) аффективными расстройствами (N = 12) в сравнении со здоровыми людьми (N = 39). Испытуемым предъявлялся набор из семи вербальных шуток, по которым индивидуально проводилось глубинное полуструктурированное интервью, направленное на выявление уровней когнитивного и эмоционального понимания юмора. Оценка протоколов проводилась экспертной группой (N = 4) по пяти уровням когнитивного и трем уровням эмоционального понимания.
Результаты показали удовлетворительный уровень согласованности экспертных оценок в обеих группах. Было подтверждено, что для больных с психическими расстройствами в среднем характерно снижение уровня понимания юмора в сравнении с контрольной группой как по когнитивному, так и по эмоциональному компоненту. Понимание юмора у пациентов с психическими заболеваниями имеет не только количественные, но и качественные отличия в сравнении со здоровыми людьми: сложными и легкими для понимания в этих двух группах оказываются разные шутки; у больных связь между когнитивным и эмоциональным компонентами понимания юмора становится более слабой, приводя к их взаимной декомпенсации и относительной дезинтеграции комплексного процесса понимания юмора. При шизофрении выявлены более выраженные нарушения, чем при аффективных расстройствах, однако в обеих нозологических группах значимо нарушаются оба компонента понимания юмора – и когнитивный, и эмоциональный, что согласуется с идеей о неразрывном функционировании интеллекта и аффекта. Сравнительное исследование нозологической специфики нарушений понимания юмора при шизофрении и аффективных расстройствах является перспективной целью дальнейших исследований в этой области.

Ключевые слова: понимание, юмор, когнитивное понимание, эмоциональное понимание, вербальные шутки, шизофрения, аффективные расстройства, глубинное интервью.

 

Типы научной рациональности в психологии: критика подходов

Фёдоров А.А.

Проведен критический анализ концепций, предполагающих выделение различных «типов научной рациональности» в психологии. Показано, что выделенные В.С. Стёпиным критерии различения классической, неклассической и постнеклассической рациональности не подходят для описания развития психологической науки. Во-первых, в ней всегда изучались сложные системы. Во-вторых, в психологии отсутствуют три этапа смены идеалов и норм исследования. В-третьих, поле рефлексии психологии всегда включало не только объект, но также средства познания и субъекта. Выделение четырех типов рациональности в соответствии с научными революциями в психологии также не работает: (а) оно не соответствует критериям, которые предлагает сам В.С. Стёпин; (б) не ясно, какое отношение научные революции имеют к психологической науке; (в) отсутствует консенсус по поводу того, сколько вообще таких научных революций происходило. Модификация исходной модели, предполагающая выделение гуманитарной рациональности путем замещения объекта в научной схеме В.С. Стёпина «другим субъектом», ставит под удар научность получаемой таким образом рациональности и не улучшает соответствия модели историческим фактам. Трехчленная схема «тезис – антитезис – синтез» («синкрет – дифференциация – синтез») также не позволяет отразить реальное развитие психологии в целом и психологических школ в частности.
Выделены общие проблемы подобных интерпретаций, связанные с намеренным упрощением психологических теорий прошлого и игнорированием вопроса научности отдельных психологических школ.
В заключении высказывается предположение, что идея типов рациональности и их эволюции плохо подходит для описания развития науки, а постнеклассическая психология представляет собой псевдонаучный и контрреволюционный проект, возвращающий психологию в объятия идеалистической философии.

Ключевые слова: типы научной рациональности, философия науки, история психологии, научная революция, классика, неклассика, постнеклассика.

 

Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия: путь к целостности (к 90-летию со дня рождения Натали Роджерс)

Асенсио Мартинес Е.Н., Орлов А.Б.

В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения известного американского психотерапевта Натали Роджерс. В данной статье представлены основные вехи ее личной и научной биографии. Показано центральное стремление Натали – обретение личной целостности, которое сопровождало ее на протяжении всей ее жизни. И перипетии ее биографии, и существо созданного ею авторского психотерапевтического метода человекоцентрированной экспрессивной психотерапии обнаруживают тот путь к целостности, который был так важен для нее самой и который она предлагала как психотерапевт своим клиентам. В статье представлено существо психотерапевтического метода Натали. Дано также краткое изложение трех ее книг, одна из которых является автобиографическим изложением кризисного периода середины жизни, а две другие – систематическими психотерапевтическими руководствами. В них детально представлена работа и с индивидуальными клиентами, и с разного рода группами, направленная на установление творческих интраперсональных и интерперсональных связей в рамках той межкультурной работы, которую Натали проводила на протяжении всей своей профессиональной жизни. Для Натали построение психотерапевтических мостов между людьми, группами, народами и культурами было проявлением подлинной гражданской дипломатии. В завершающем разделе статьи приводится клиентский случай из практики человекоцентрированной экспрессивной психотерапии. На конкретном примере демонстрируется работа метода Н. Роджерс, его психотерапевтические эффекты. Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия предстает для клиента как путь к его целостности за счет обнаружения, осознания, балансирования и интеграции его противоположностей вокруг объединяющего центра – сущности клиента. В процессе движения по этому пути происходит высвобождение большого количества энергии для полноценного, здорового функционирования человека в жизни. Актуализируется творческий потенциал человека, соответствующий его истинной природе. Благодаря контакту со своей сущностью человек начинает ощущать свое предназначение в жизни и в результате обретает путь самореализации как самоосуществления.

Ключевые слова: Натали Роджерс, человекоцентрированный подход, экспрессивные искусства, творчество, человекоцентрированная экспрессивная психотерапия, творческая связь, сущность человека, самореализация, самоосуществление.

 

Когнитивные дисфункции у пациентов с эссенциальной артериальной гипертензией: обзор современных исследований

Первичко Е.И., Корсакова Н.К., Остроумова О.Д., Даревская М.А., Борисова Е.В.

Представлен анализ современных исследований когнитивного функционирования пациентов с эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ) с целью аргументировать значимость изучения содержательной специфики и механизмов формирования выявляемых у них когнитивных дисфункций, что необходимо для более глубокого понимания их связи с эмоционально-личностными особенностями больных. В работе применяется понятие «когнитивное функционирование», широко используемое в современных исследованиях, в котором особое значение имеют процессуально-динамический и мотивационно-смысловой параметры психической активности.
Подробно описаны когнитивные дисфункции, выявляемые как у пожилых больных ЭАГ, так и у пациентов среднего и молодого возраста. По данным литературы, характерными для больных ЭАГ признаются: а) снижение эффективности регуляторных функций; б) снижение скорости обработки информации; в) колебания внимания; г) легкие или умеренные нарушения памяти и мышления; д) наличие номинативных трудностей; е) наличие зрительно-пространственных трудностей. Однако анализ опубликованных данных убедительно показывает, что в подавляющем большинстве случаев речь идет о легких, негрубо представленных симптомах дефицитарности в когнитивном функционировании, не имеющих отчетливой синдромальной завершенности. Показано, что относительно более выраженные изменения в когнитивном функционировании характерны для больных ЭАГ при длительно текущей гипертонии в пожилом и особенно в старческом возрасте.
Сформулирован вывод о том, что имеющиеся к настоящему времени данные не дают оснований говорить о прямой обусловленности когнитивных дисфункций тяжестью и длительностью ЭАГ. Это аргументирует актуальность исследований, направленных на выделение синдромообразующих факторов, которые определяют когнитивное функционирование при ЭАГ, что необходимо для разработки программ диагностики, лечения и клинико-психологической реабилитации пациентов с ЭАГ в рамках междисциплинарного подхода. 

Ключевые слова: когнитивное функционирование, когнитивные расстройства, эссенциальная артериальная гипертензия (ЭАГ), синдромный подход Выготского–Лурии, нейропсихологический синдром, управляющие функции, эмоционально-личностные особенности, Краткая шкала оценки психического статуса (Mini-Mental Status Examination, MMSE), Монреальская шкала оценки когнитивных функций (Montreal Cognitive Assessment, MoCA).

 

Языковая организация структуры восприятия тона смешанных эмоций, выраженных лицевыми экспрессиями

Коршунова С.Г., Степанова О.Б.

Выявлено свойство языковой организации перцептивной и семантической круговых шкал по характеристике тона эмоций, построенных в двухмерных модулях модельных сферических шестимерных структур восприятия лицевых экспрессий смешанных эмоций на основании субъективных оценок в задачах на различение в парах «лицо – лицо» и на идентификацию через различение в парах «лицо – слово». В качестве перцептивного материала выступали ряды экспрессий базовых эмоций, полученные путем смешения соседних по качеству экспрессий шести базовых эмоций. В качестве семантического материала выступали названия тех же шести базовых эмоций и их синонимы. Языковой способ организации проявляется в том, что высокопроцентные «смеси» экспрессий вступают в языковое отношение синонимии и образуют категории. Порядок категорий экспрессий на обеих круговых шкалах тождествен. Сами категории экспрессий вступают между собой в языковые отношения противопоставления – такие как антонимия, полярность, градуальность. Обнаружено также языковое отношение сочетаемости категорий экспрессий в виде комплексов, передающих новое эмоциональное значение. Комплексы образуются на одном уровне и разделяются на другом. Так, на перцептивном уровне выявляется объединение категорий экспрессий трех базовых эмоций: радости, удивления и страха – в комплекс со значением «интерес» и разделение этих категорий на семантическом уровне. И наоборот, на семантическом уровне две категории экспрессий эмоций гнева и отвращения складываются в комплекс «враждебность» и раздельно воспринимаются на перцептивном уровне. Языковая двухуровневая структура восприятия лицевых экспрессий смешанных эмоций строится на процессах группирования и сегментации их в категориальные классы, основанных на механизме вычисления сходства/различия мимических жестов как метаслов по субъективной характеристике тона.

Ключевые слова: языковая организация структуры восприятия, лицевые экспрессии смесей шести базовых эмоций, категориальная круговая шкала эмоционального тона, многомерное шкалирование, векторная психофизиология.

 

Апробация методики Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS) на русскоязычной выборке

Овчинникова И.В., Жукова М.А., Григоренко Е.Л.

Наиболее изученным методом оценки адаптивного поведения во всем мире является мето- дика Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS), предназначенная для детей и взрослых с ро- ждения до 90 лет. Впервые публикуются психометрические характеристики методики VABS, полученные на материале русского языка по результатам оценки адаптивного поведения 170 детей в возрасте от 5 до 97 мес, проживающих в двух крупных городах Северо-Западного федерального округа РФ. В работе показано соответствие сложности и дискриминационной способности русскоязычных заданий оригинальной методике. Анализ структуры методики показал, что для большинства шкал сложность утверждений распределена равномерно от наиболее простых утверждений к наиболее сложным. Установлено наличие высоких коэффициентов корреляций отдельных субшкал с доменными шкалами и интегративным показателем адаптивного поведения. Наиболее высокие значения корреляций были обнаружены между шкалами VABS, тестирующими смежные домены развития (например, между шкалами личных навыков и экспрессивной коммуникации), указывая на то, что шкалы измеряют связанные между собой, но отдельные латентные переменные. Корреляции между шкалами внутри одного домена развития (например, между шкалой игр и времяпрепровождения и шкалой межличностного взаимодействия домена социализации) находятся на высоком уровне, подтверждая структуру методики. Проведенный дифференциальный анализ заданий позволил вы явить систематические различия в получаемых баллах в зависимости от факторов пола и условий проживания ребенка. Обнаружен высокий уровень валидности и внутренней согласованности методики VABS. Делается вывод о применимости VABS для оценки адаптивного поведения как типично развивающихся детей, так и детей с особенностями развития. 

Ключевые слова: VABS, адаптивное поведение, надежность, согласованность, психометрические свойства.

 

Дилемма выбора меньшего зла: две методики исследования

Пляскина А.С.

Представлен методический подход к изучению решения людьми моральных дилемм в ситуациях вынужденного (драматического, трагического) выбора меньшего зла при спасении жизни людей, исходящий из следующих представлений: 1) ключевую роль в ситуациях моральных дилемм играет взаимодействие мышления и эмоций личности; 2) необходимо предоставить человеку возможность раскрыть часть сложности своего внутреннего мира: мышления, в том числе творческого, ценностей и эмоционального отношения к происходящему, путем осуществления выбора из заданных альтернатив, его обоснования и/или предложения собственных решений. Описаны две методики: модификация задачи «Азиатская болезнь» Д. Канемана и А. Тверски и авторская методика «Мост». В них участникам исследования предоставляется возможность проявить более широкую собственную личностную и творческую активность, чем та, которая задается требованием выбора только между уже заданными кем-то опциями: предложить собственные решения, выразить отношение к содержанию моральной дилеммы и к себе – решателю. Таким образом, обсуждаемые методики переводятся из парадигмы «принятие решения» (decision making) в парадигму «решение проблем» (problem solving), позволяя в некоторых случаях участникам не только решать, но и формулировать проблему той или иной обобщенности. Проведены исследования с применением данных методик: большинство участников давали ответы, апеллирующие к мировоззренческому, ценностно-смысловому, эмоциональному измерению ситуации, предлагаемого выбора и показывающие рассмотрение и осмысление сложной проблемной ситуации в ее различных вариантах. При этом у некоторых участников исследований развертывалась инициативная саморефлексия по поводу своих мировоззренческих принципов, личностных черт, интеллектуальных особенностей, мыслей, эмоций, никак не побуждаемая со стороны другого человека (исследователя) и, вероятно, выполняющая функции внутренней поддержки принимаемых решений и экспликации оснований этих решений для других людей. 

Ключевые слова: моральные дилеммы, выбор меньшего зла, мышление, эмоции, принятие решения, решение проблем, «Азиатская болезнь», «Мост» Б. Гарабедиана, задача о вагонетке.