Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
  Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

Объективные имплицитные измерительные процедуры: видовые признаки, преимущества, механизмы, сфера приложения

Яньшин П.В.

Статья посвящена обзору перспективной экспериментальной и психодиагностической методологии – объективным имплицитным измерительным техникам. Они основаны на регистрации скорости реакции и анализе ошибок при различных комбинациях стимуляции в субоптимальных условиях выполнения заданий. Эта методология возникла на основе современных когнитивных исследований последней четверти ХХ в. и развивается в сфере изучения социальных взаимодействий (социальных установок, стереотипов, отношений) с использованием компьютерных технологий. По ряду существенных признаков имплицитные измерительные техники относятся к разряду объективных психодиагностических процедур. В настоящее время насчитывается более двадцати их модификаций, наиболее распространенными из которых являются Тест имплицитных ассоциаций и процедуры семантического, аффективного и оценочного прайминга. К 2015 г. число англоязычных публикаций на эту тему превысило 5000, а ключевая работа Э. Гринвальда, Д. Мак-Ги Дж. Шварца, опубликованная в 1998 г., процитирована более 16000 раз. В отличие от эксплицитных процедур (анкеты, опросники), объективные имплицитные измерительные техники лучше защищены от ограничений индивидуальной способности к рефлексии и влияния установочного поведения испытуемых. Метааналитические исследования свидетельствуют о незначительном пересечении прогностической валидности имплицитных и эксплицитных методов. Первые нацелены на привычные формы автоматической категоризации объектов, опосредующие принятие решения и поведение, что делает их незаменимым инструментом исследования установок в условиях преднамеренного и непреднамеренного искажения результатов со стороны испытуемого. Эти техники преимущественно адресованы к имплицитным структурам опыта субъекта, что характеризует их как ценный инструмент психодиагностики в сфере клинической психологии, а также для прогноза поведения (аддиктивное и суицидальное поведение, межгрупповые эмоциональные установки, применение оружия, склонность к насилию и т.п.).

Ключевые слова: объективные имплицитные измерительные методы (ОИИП), имплицитные измерения, тест имплицитных ассоциаций (IAT), аффективный прайминг, оценочный прайминг, автоматизированные психические процессы, имплицитные детерминанты поведения.

 

Нейропсихология памяти как образовательная дисциплина: создание дискурса

Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю.

Рассматриваются различные аспекты становления отечественной нейропсихологии памяти как образовательной дисциплины. Подробно описываются структура и последовательность изложения учебного материала, основные проблемы нейропсихологии памяти. Анализируются история формирования этой области знания, развитие диагностических и экспериментальных методов исследования памяти, борьба идей и подходов к изучению ее в норме и патологии. Авторы анализируют возможности понимания памяти не только как психической функции, но и как психической деятельности, а также как особого хронотопа, развертывающегося во времени и пространстве мозга и психики. Значительное внимание уделяется работам А.Р. Лурии, его учеников и коллег, посвященным различным вариантам нарушений памяти при локальных поражениях мозга. Эти исследования потребовали создания особого комплекса нейропсихологических диагностических методик, позволивших изучать запоминание и воспроизведение материала различных модальностей и разной степени смысловой организации в условиях наличия или отсутствия интерферирующей деятельности. В результате их проведения были выявлены такие механизмы мнестических расстройств, как патологическая тормозимость следов памяти интерферирующими воздействиями, нарушения избирательной актуализации материала (и запоминаемого в процессе обследования, и упроченного в прошлом опыте), слабость консолидации мнемических следов. Кроме того, удалось установить иерархию этих механизмов в разных нейропсихологических синдромах. Благодаря осмыслению и обобщению огромного массива клинических и экспериментальных данных в школе А.Р. Лурии была создана оригинальная классификация расстройств памяти, включающая модально-неспецифические и модально-специфические нарушения, а также нарушения памяти как мнестической деятельности; установлена связь этих расстройств с дисфункциями трех структурно-функциональных блоков мозга.

Ключевые слова: память, норма, патология, нейропсихология, механизмы забывания, хронотоп.

 

Возрастная динамика понимания текста подростками 11–16 лет в процессе смыслового чтения с экрана и с листа

Миронова К.В., Борисенко Н.А., Шишкова С.В.

Представлены результаты сравнительного исследования возрастной динамики понимания школьниками 11–16 лет бумажных и электронных текстов в процессе смыслового чтения. Выборку составили 712 учащихся V–IX классов шести российских общеобразовательных организаций. В ходе констатирующего эксперимента участники заполняли анкету, касающуюся чтения с экрана и с листа, и выполняли задания письменной диагностики на понимание повествовательного текста. Как показали результаты анкетирования, у школьников, проходивших опрос, не наблюдается ярко выраженного предпочтения бумажного или цифрового формата, хотя пятиклассники чаще, чем учащиеся из других параллелей, выбирали вариант «чтение с листа». Выявлена планомерная положительная динамика в уровне понимания текста при переходе в более старшие классы – от V к IX (р? 0,01). Однако во всех параллелях преобладает поверхностное понимание, о чем свидетельствует тот факт, что проблемы с определением и формулированием концепта текста (главного показателя понимания) в V–VI классах испытывают 80,6 % учащихся, в VII–VIII – 73,3 %, в IX – 57,3 %. Подростки значимо лучше справлялись с заданиями на фактуальную информацию, чем на концептуальную (р? 0,01). В целом по выборке различия между читавшими с экрана и с листа были незначимыми (p> 0,05). Единственные значимые различия (р< 0,05) были обнаружены в V–VI классах: многие учащиеся лучше выделяли фактуальную информацию при работе с электронным текстом. Полученные данные позволяют заключить, что, хотя современные подростки достаточно успешно адаптируются к обоим форматам чтения, у большинства из них имеются серьезные проблемы в области читательской грамотности, относящиеся как к традиционному бумажному, так и к цифровому чтению, а это, в свою очередь, неизбежно отрицательно сказывается на учебно-познавательной деятельности на всех ступенях образования.

Ключевые слова: возрастная динамика, понимание, повествовательный текст, подростки, чтение с экрана, чтение с листа.

 

Дефициты психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере

Пугачевский О.О.

Раскрываются теоретико-методические основы изучения дефицитов психологической компетентности в профессионально-педагогической сфере как факторов неготовности к психологическому обеспечению педагогического процесса. Определяется возможность субъектно-деятельностного подхода к выделению дефицитов психологической компетентности педагогов с точки зрения включения в анализ, с одной стороны, психологической самоэффективности в различных направлениях педагогической деятельности, а с другой стороны – нормативных психологических критериев для оценки профессионально значимых качеств педагога.
На основе исследования  самооценки психологической компетентности педагогов в структуре профессиональной готовности определены три вида дефицитных ресурсов по различным направлениям профессиональной деятельности, связанных с недостатком или неполнотой использования профессионально значимых психологических качеств и умений. Организационно-деятельностные дефициты характеризуются нехваткой функциональных психологических навыков, единых представлений о нормативно заданном содержании психолого-педагогической компетентности в контексте инклюзивного образования, профессиональной самопрезентации и проектирования развития собственной психологической компетентности. Когнитивные дефициты связаны с научной неадекватностью системы понятий в области практической психологии образования, недооценкой значения психологии воспитания и развития личности в организации педагогического процесса. К мотивационно-смысловым дефицитам относятся недостаток гуманистической направленности, незаинтересованность в педагогической работе, связанной с тем, что установление диалогических отношений является вынужденной необходимостью.
Выделены два противоположных типа дефицитарной психологической компетентности педагогов: конформный и манипулятивный. Данные типы различаются соотношением наличных ресурсов: при конформном типе дефицит критического мышления в области познания психологических закономерностей компенсируется устойчивыми психологическими навыками, надежностью использования психологических технологий, просоциальными установками; при манипулятивном типе эгоцентрическая направленность деятельности и отклонения от норм использования психологических технологий сочетаются с готовностью при решении педагогических проблем учитывать психологические факторы. Выраженность данных типов дефицитарной компетентности зависит от предметного содержания решаемых педагогом задач, уровня и адекватности психологической самоэффективности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, психологическая компетентность педагога, профессиональная готовность, профессионально-личностные ресурсы, профессиональный дефицит, самоэффективность.

 

Супружеские и сиблинговые отношения в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями психофизического развития

Коженевская Е.Ю.

В статье рассматривается проблема изменений, возникающих в семье в ответ на рождение ребенка с особенностями психофизического развития. Особое внимание обращено на реакцию со стороны супружеской подсистемы. Подчеркиваются различия в обычном протекании материнской и отцовской реакций, приводящие к определенным типам деформации семьи. Выдвигается предположение о том, что характер отношения нормотипичного ребенка к сиблингу с особенностями развития может быть связан с параметрами супружеского благополучия родителей. Приводятся данные исследования, проведенного на выборке семей, имеющих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сугубо эмоциональный компонент отношений, представленный как внутреннее переживание притяжения к объекту или отторжения его, остается независимым. Связь между характеристиками супружеской и сиблинговой подсистем обнаруживается на уровне проявленных отношений: озвучиваемых установок и поведенческих реакций. Делается вывод о том, что характер отношений в супружеской подсистеме задает тон общения и в подсистеме сиблингов. При сплоченности и согласованности между супругами, независимо от наличия между ними привязанности, нормотипичные дети склонны демонстрировать доброжелательность и заботиться о сиблингах с особенностями развития, при этом не имеет значения, является ли такое отношение искренним. Согласно способу организации взаимодействия внутри супружеской подсистемы выделены типы семей, воспитывающих ребенка с особенностями психофизического развития и нормотипичного ребенка, которые мы условно назвали «взаимоориентировнные», «гибкие» и «рассогласованные». Описаны их характеристики в случае наличия низкой или высокой эмоциональной привлекательности супруга. Полученные результаты могут быть использованы при работе психологов и социальных работников с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития и нормотипичных детей, которые имеют проблемы в отношениях между собой.

Ключевые слова: семья, супружество, сиблинги, дети с особенностями психофизического развития.

 

Эмпирическая разработка гендерного типа личности

Титова О.И., Позняков В.П.

Статья посвящена разработке теоретической модели гендерного типа личности и ее эмпирической верификации. С помощью дискриминантного анализа определено, по каким гендерным установкам наиболее существенно отличаются между собой выделенные типы, дана их характеристика. Выборку составили 456 русскоязычных респондентов (44,1 % мужчин, 55,7 % женщин, 0,2 % отнесли себя к «третьему» полу) в возрасте от 18 до 70 лет. Был использован авторский опросник изучения гендерных установок, в основе которого лежит понимание маскулинности и феминности, предложенное Г. Хофстеде. При построении теоретической модели учтены результаты конфирматорного факторного анализа (SPSS Amos 26.0).
Теоретически и эмпирически определены гендерные типы личности: патриархально-маскулинный (33,6 %), патриархально-эгалитарный (23,2 %), матриархально-маскулинный (19,7 %), матриархально-эгалитарный (23,5 %). Доказано, что представители гендерных типов различаются своими установками относительно семейного уклада, проявления эмоций, чувств, заботы и амбиций у мужчин и женщин, а также допустимости участия женщин в политике. Установлено, что последняя из обозначенных установок наиболее сильно обусловливает гендерный тип личности. Сочетание и выраженность факторов «Социальный статус женщин» и «Сходство между мужчинами и женщинами» в системе гендерных установок образуют гендерный тип личности. Предложенная модель может быть использована в рамках психологического консультирования для определения гендерного типа личности взаимодействующих субъектов и оценки согласованности/противоречивости их взаимных установок.

Ключевые слова: гендер, гендерные установки, гендерный тип личности: патриархально-маскулинный, патриархально-эгалитарный, матриархально-маскулинный, матриархально-эгалитарный, модель.

 

Какие игрушки нужны дошкольникам? Результаты эмпирических исследований и теоретические основания для оценки развивающего потенциала игрушек

Сухих В.Л., Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н.

Статья посвящена анализу теоретических подходов к изучению роли игрушек в развитии детей дошкольного возраста, а также результатов эмпирических исследований этого вопроса. Рынок игрушек стремительно растет, на них существует своя мода, они окружают детей и дома, и в образовательных учреждениях. Большую популярность приобретают интерактивные смарт-игрушки, которые позиционируются производителями как необходимые для развития и обучения дошкольников. Однако исследований, которые показывали бы, какие игрушки являются действительно развивающими, мало. Также не существует единой методологии проведения их психологической экспертизы, с помощью которой можно было бы оценить их развивающий потенциал.
Авторами рассмотрены четыре подхода к пониманию роли игрушек (психоаналитический подход, педагогические идеи М. Монтессори, «развлекательное обучение» с помощью современных интерактивных игрушек и культурно-исторический подход), проанализированы данные эмпирических исследований, проведенных в рамках этих подходов, и выделены характеристики игрушек, которые в каждом из них выделяются как потенциально развивающие. Показано, что именно культурно-исторический подход может рассматриваться как наиболее целостный теоретический фундамент для анализа их развивающего потенциала.

Ключевые слова: игрушки, дошкольный возраст, развитие, культурно-исторический подход, переходный объект, игрушки Монтессори, смарт-игрушки.

 

Гедонистический потенциал негативных воспоминаний: сюжет и когнитивные стратегии саморегуляции эмоций

Нуркова В.В., У Ш., Корнеев А.А.

Целью работы было уточнение полученных ранее данных о спонтанном саморегуляционном потенциале негативных автобиографических воспоминаний. Исследование включало учет когнитивных стратегий регуляции эмоций, а также варьирование сочетания негативных и позитивных компонентов в сюжете воспоминаний. Для преодоления редукции прагматики негативных автобиографических воспоминаний к извлечению жизненных уроков была выдвинута гипотеза о стратегии сопоставления негативного эпизода прошлого с более благополучной ситуацией сегодняшнего дня. Предполагалось, что аналогично логике описанного в социальной психологии феномена нисходящих социальных сравнений процедура ретроспективных нисходящих автобиографических сравнений способна вызывать гедонистический эффект. В результате косвенного измерения динамики позитивного и негативного компонентов эмоционального состояния на выборке из 547 человек до и после извлечения из памяти негативных автобиографических воспоминаний с сюжетной структурой «восходящего» или «двойного нисходящего» типов в целом по выборке было зафиксировано улучшение настроения после воспоминаний с «восходящим» сюжетом и ухудшение настроения после воспоминаний с «двойным нисходящим». Вопреки гипотезе, не было выявлено вклада приверженности когнитивной стратегии регуляции эмоций «рассмотрение в перспективе» в повышение функциональности автобиографических воспоминаний с «двойным нисходящим» сюжетом. Однако часть участников, вспоминавших эпизоды с «двойным нисходящим» сюжетом, вопреки общей тенденции, улучшали свое настроение. Отличительным свойством таких участников были высокие показатели по самоотчетной шкале когнитивной стратегии регуляции эмоций принятие, в то время как участники с обратной эмоциональной динамикой демонстрировали низкие показатели по данной шкале. Полученные результаты важны для следующих работ, направленных на выявление условий реализации саморегуляционного потенциала негативных автобиографических воспоминаний.

Ключевые слова: автобиографическая память, когнитивные стратегии регуляции эмоций, функции автобиографических воспоминаний, имплицитный тест позитивного и негативного аффекта.

 

Практикум мышления: игра «Подарки» на рефлексивные рассуждения с нетранзитивным взаимодействием участников

Федянин Д.Н.

Автор излагает разработанную им методику для изучения взаимосвязи между целями людей, их доверием и информированностью. В основу методики положена построенная на идее нетранзитивной игры «Морской бой» игра «Подарки», которая также является нетранзитивной. В игре участники могут без каких-либо ограничений в любое время сообщать что-то другим участникам, например, делиться информацией, однако есть действия, которые участники игры могут совершать только в строгом пошаговом режиме. Информированность игроков в игре в общем случае не симметрична, а распределена вначале следующим образом: каждый игрок обладает некоторой информацией, доступной только ему и его соседу слева. Задача игроков заключается в том, чтобы угадать неизвестную им информацию своих соседей справа. Игра заканчивается, когда вся информация у одного из игроков разгадана, при этом выигрыш каждого равен количеству угаданной им информации. Предварительные результаты следующие. Все участники пользовались возможностью подсказать (но некоторые интересовались, обязательно ли ее использовать). Кто-то сообщал не конкретные числа, а их ограничения, снижая неопределенность, но не ликвидируя ее. Отдельные игроки договаривались сообщать все большее количество подсказок на каждом шаге. При близости к завершению игры некоторые игроки говорили правду в надежде, что соперники решат, будто это ложь (но соперник догадывался об уловке или просто верил и этим разрушал замысел). Отдельные игроки объединялись в коалиции против побеждающего. Некоторые меняли коалиции (в том числе в ущерб предыдущей коалиции), чтобы лично получить хотя бы второй по величине выигрыш вместо кажущегося неизбежным наименьшего. В серии нескольких игр равномерного распределения среднего выигрыша не встречалось. В игре были явные стабильные лидеры и явные стабильнo проигрывающие. Лучшие из победителей не стали рассказывать о своих стратегиях, сохранив их в секрете. В целом игроки принимали активное участие в игре, вели себя оживленно и проявляли положительные эмоции.

Ключевые слова: мышление, рефлексия, доверие, информированность, практикум, игра с многофакторными взаимодействиями, игра «Подарки».

 

Первичная апробация методики «Опросник отношения к принятию моральных решений в спорте» на выборке российских спортсменов

Кисляков П.А., Белов М.С., Силаева О.А.

Спортивная деятельность считается важным средством не только для физического развития и совершенствования, отдыха и укрепления здоровья, но также для социализации. В связи с нередкими проявлениями асоциального (неспортивного) поведения, наблюдаемыми в самых разных видах спорта и, как следствие, частыми дискуссиями о нравственном становлении спортсмена тема морали привлекает к себе особое внимание специалистов по спортивной этике, психологии и педагогике. Представлен обзор зарубежных исследований, направленных на изучение морального сознания спортсменов с использованием психодиагностических методик. В сфере российского спорта подобный диагностический инструментарий отсутствует. В связи с этим основной целью работы стала апробация на российской выборке методики «Опросник отношения к принятию моральных решений в спорте» (AMDYSQ), разработанной британскими исследователями М. Ли с коллегами в 2007 г. и получившей широкое распространение в мире. Опросник состоит из 20 пунктов и включает три шкалы: неприятие обмана, ориентация на честную победу, неприятие агрессивного поведения. Апробация русскоязычной версии опросника была проведена на выборке 158 спортсменов в возрасте от 15 до 30 лет. Результаты апробации подтвердили трехфакторную структуру этой методики, ее надежность и согласованность. Помимо этого, выявлено, что спортсмены, ориентированные на задачу (приобретение новых навыков и спортивное совершенствование), в спорте в большей степени демонстрируют готовность принимать решения, соответствующие моральным нормам. У тех же спортсменов, кому важна эго-ориентация (желание показать превосходство над соперником), уровень развития морального сознания можно охарактеризовать как низкий. Подтверждено, что спортсмены командных видов спорта, а также с бо?льшим спортивным стажем демонстрируют более низкие баллы по шкалам и методике в целом. Опросник может быть использован в исследовательских и диагностических целях.

Ключевые слова: моральные решения в спорте, спортивная мотивация, спортивное поведение, просоциальные нормы.

 

Эпигенетические особенностей детей с разным опытом институализации

Николаева Е.И., Дыденкова Е.А.

Эпигенетические особенности – наличие специфических изменений, проявляющиеся в изменении состояния гена (например, активация или деактивация), которые являются следствием конкретных условий развития ребенка в критический период онтогенеза. Обзор посвящен описанию особенностей детей, обусловленных институализацией – их пребыванием вне семьи в тех или иных государственных учреждениях в ранний период развития. Сравниваются исследования, проведенные на детях, имеющих такой опыт, с работами, осуществленными на животных в особых экспериментальных ситуациях, в которых варьируются особенности материнской заботы. Описываются наиболее распространенные изменения состояния генов, обусловленные их активацией и деактивацией в результате метилирования и деметилирования в зависимости от социальных условий, в которых развивается ребенок. Показано, что у детей, имеющих опыт институализации, в  наибольшей мере эти явления отмечаются в генах, ответственных за развитие мозга ребенка, генах, отвечающих за реагирование на стресс, и генах, связанных с активностью иммунной системы. У детей с опытом институализации выявлены более короткие теломеры (концевые участки хромосом), чем у детей, не имевших такого опыта. Известно, что длина теломер определяет некоторые аспекты состояния здоровья ребенка. Для психологов предлагается ряд возможных подходов в работе с детьми, имеющими опыт институализации.

Ключевые слова: институализация, усыновление, материнская забота, метилирование, эпигенетика.