Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

О возможности реинтеграции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева

Нечаев Н.Н.

Рассматривается проблема взаимосвязи между культурно-исторической теорией Л.С. Выготского и теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Отталкиваясь от представлений об их преемственности, автор анализирует суть принципиальных различий в подходах двух выдающихся психологов. При этом используются материалы научных публикаций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, в том числе недостаточно широко известные психологической общественности, а также факты их научных биографий.
Центральное место занимает проблема орудия и знака и ее различные интерпретации в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Показано, что данная проблема «снимается» при включении в парадигму совместной деятельности, в которой происходит освоение субъектом (ребенком) способов деятельности в рамках определенной системы отношений с другими участниками деятельности (взрослыми), а разрешение противоречий, вызревающих в ходе совместной деятельности между изменяющимися способами деятельности и трансформирующейся системой отношений, составляет основной механизм развития субъекта. Тем самым предметная деятельность и коммуникация, обусловливая друг друга, находят свое место в контексте решения задач совместной деятельности, что позволяет говорить о возможностях реинтеграции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Ключевые слова: деятельность, коммуникация, орудие, знак, инструментальный метод, способ деятельности, система отношений.

 

О тенденциях метамодернизма в нарративном подходе

Турушева Ю.Б.

 

Обсуждаются изменения базовых методологических установок, связанные с проникновением в науку идей метамодернизма. Термин «метамодернизм» закрепился благодаря работе голландских философов Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера, которые попытались проанализировать изменения в мировоззрении современного человека. По их мнению, с конца 1990-х гг. наблюдается очевидный кризис постмодернистских идей и возникновение противоположных тенденций – своеобразный ренессанс модернизма. Однако обращение к классическим концепциям теперь уравновешивается радикальным постмодернистским сомнением. В результате сознание деятеля эпохи метамодерна находится в состоянии постоянного колебания между противоположными полюсами. Очевидные в искусстве, эти настроения, несомненно, проникли и в науку. Все они довольно ярко заметны в нарративном подходе, который справедливо считается порождением философии постмодернизма с характерным для нее интересом к языку и интерсубъективной природе знания. Однако на уровне конкретных исследований эти установки претерпевают значительные трансформации, которые можно рассматривать как проникновение идей метамодернизма в методологию нарративных исследований.
Показывается, что в нарративном подходе наблюдаются тенденции к «возрождению» субъекта и рост интереса к опыту. Происходит явное смещение внимания исследователей к вопросу взаимоотношений языка и опыта. Таким образом, становится актуальной проблема смысла, поставленная в рамках теории деятельности, в плоскости практических отношений субъекта с миром и их связей с языком, которая может быть раскрыта через нарратив.

Ключевые слова: нарратив, нарративный подход, постмодернизм, постпостмодернизм, метамодернизм.

 

Буллинг в российской школе: что говорят ученики и что знают учителя

Филатова В.О., Бутовская М.Л., Калиниченко О.В.

В статье рассматривается проблематика школьного буллинга в социокультурных, психологических и демографических аспектах; обсуждаются вопросы о необходимости применения антибуллинговых программ в российских школах, о возможных сложностях выбора эффективной стратегии борьбы с буллингом в связи с недостаточной изученностью социокультурной специфики школьного буллинга в различных регионах, городах и других населенных пунктах России. Излагаются результаты проведенного в школах г. Уссурийска исследования распространенности практики буллинга, отношения к агрессии в адрес сверстников и вовлеченности школьников в буллинг в роли агрессоров или жертв. Статистический анализ собранных данных свидетельствует о значительных различиях между ответами школьников на вопросы о буллинге в классе, с одной стороны, и представлениями учителей о числе инициаторов и жертв буллинга среди учеников – с другой. Причинами таких различий могут быть как тот факт, что большинство опрошенных школьников не рассказывают о случаях травли учителям, так и предположительные различия в представлениях учеников и учителей о том, что именно может быть названо «издевательствами», «травлей» или «буллингом» в школе. Согласно результатам анкетирования, среди опрошенных школьников Уссурийска высок уровень терпимости к агрессии в адрес одноклассников. Анализ значимости таких факторов, как учебная успеваемость, уровень дохода семьи и этническая принадлежность, показал, что из перечисленных только по фактору этнической принадлежности наблюдаются достоверные различия в ответах о вовлеченности в буллинг в роли жертвы. Результаты проведенного исследования рассматриваются в контексте мирового и российского опыта изучения школьного буллинга. Отдельное внимание уделяется проблеме систематизации усилий по исследованию школьного буллинга в разных регионах России, отмечается необходимость организации открытого и конструктивного обсуждения проблемы буллинга в школьной среде.

Ключевые слова: школа, буллинг, насилие, агрессия, учителя, буллер, жертва буллинга, антибуллинговые программы, Уссурийск.

 

Содержание ролевых игр современных дошкольников

Смирнова Е.О., Рябкова И.А.

Представлено продолжение экспериментального исследования ролевой игры, опубликованного в «Вопросах психологии», 2018, № 1. Рассматривается характер переживаний и отношений, которые составляют содержание игры дошкольников. Эти переживания понимаются нами как мотивы игры, поскольку побуждают к определенным игровым действиям и задают их смысл. Выделены следующие девять вариантов игровых мотивов: забота (мотив родительских фигур), беспомощность (дети и детеныши), защита и преодоление (образ супергероя), нападение (образ монстра или преступника), красота (образ прекрасного создания), плененность (образ страдающей жертвы), самодостаточность (образ любого независимого существа), трудовая функция взрослого, пародирование (обесценивание всех перечисленных мотивов). Каждый из данных игровых мотивов воплощается в определенных ролях и имеет различные формы выражения в игре. Представлены репертуар игровых мотивов и их относительная значимость в разных игровых средах: в игре с маркерами роли, с образными игрушками, с предметами оперирования, маркерами пространства и с полифункциональными материалами. Результаты наблюдений показали, что наиболее популярными игровыми мотивами являются преодоление, нападение и красота; мотив заботы и профессиональные роли взрослых наблюдались достаточно редко и не находили своего выражения в игровых действиях дошкольников. Это может свидетельствовать о том, что семейная и профессиональная жизнь взрослых не является предметом переживаний современных дошкольников.
Специально изучалось влияние предметного материала на принятие роли. Результаты исследования показали, что игровой мотив воплощается в осмысленном для ребенка образе и если ему соответствует предметная среда. Если же среда насыщена образами, ничего не значащими для ребенка, то она будет затруднять принятие роли. Важный факт, полученный в работе, заключается в том, что полифункциональный материал, не навязывающий определенных образов, открывает более богатые возможности для создания собственных замыслов детей и в большей степени способствует порождению разнообразных игровых ролей.

Ключевые слова: содержание игры, игровой мотив, игровые роли, переименование, игровые действия, ряженье, предметный материал игры, маркеры роли, полифункциональные материалы.

 

Решение моральных дилемм «свой» – «чужой» детьми при отсутствии видимого внешнего контроля

Созинова И.М., Пескова П.А., Александров Ю.И.

В статье рассматривается значение видимого внешнего контроля как фактора формирования моральных суждений «свой» – «чужой». Детям разного возраста (3–11 лет) предлагалось выбрать, кому бы они отдали в пользование некий природный ресурс (например, поляну в лесу, реку и т.д.): члену «своей» группы (для получения необязательного блага) или члену «чужой» группы (для выживания). В первой серии эксперимента (80 детей) дилеммы предъявлялись непосредственно экспериментатором, во второй серии (110 детей) – с помощью планшетного устройства. В обеих сериях эксперимента старшие дети достоверно чаще поддерживали «чужого», лишенного необходимого ресурса, нежели младшие. Однако при решении дилемм на планшетном устройстве дети, в целом, реже поддерживали «чужого», нежели дети, решавшие дилеммы в присутствии экспериментатора. Полученные результаты вносят вклад в изучение проблемы формирования нравственного отношения к «своему» – «чужому» при наличии/отсутствии видимого внешнего контроля, а также проблемы социальной желательности при проведении исследований морального поведения. Результаты обсуждаются с позиции системно-эволюционного подхода, а также концепции о дедифференциации, т.е. врeменной регрессии к более ранним формам сформированного поведения.

Ключевые слова: системно-эволюционный подход, дедифференциация, регрессия, социальная желательность, социальный контроль, мораль, «свой» – «чужой», межгрупповые отношения, моральные дилеммы, дети 3–11 лет.

 

Факторы освоения учебных действий младшими школьниками с леворукостью

Никишина В.Б., Петраш Е.А.

Целью представленной работы являлось изучение успешности освоения учебных действий (чтения, письма, рисования, устного арифметического счета) младшими школьниками с леворукостью в процессе формирования навыков двурукости. Логика формирования навыков двурукости была организована в следующей последовательности: от ведущей руки к двуруким навыкам, потом к неведущей руке, затем к навыкам двурукости. В результате исследования установлено, что исходный уровень сформированности как моторных, так и немоторных учебных действий, оцениваемых в критериях темпа, точности и координированности, у младших школьников с правополушарным профилем латеральной организации (леворукие) значимо ниже в сравнении с младшими школьниками с левополушарным профилем латеральной организации (праворукие).
При реализации программы обучения по формированию навыков двурукости с использованием программно-аппаратного комплекса биологической обратной связи (БОС) было установлено значимое повышение уровня сформированности как навыков двурукости, оцениваемых в показателях темпа, точности и синхронности, так и учебных действий, оцениваемых в параметрах темпа, точности и координированности, в экспериментальных группах леворуких и праворуких младших школьников. При этом результаты у младших школьников с леворукостью оказались значимо выше таковых у праворуких младших школьников. Наиболее восприимчивой к формированию навыков двурукости и повышению успешности моторных и немоторных учебных действий является группа младших школьников с профилем латерализации, в котором доминируют левое полушарие, левая рука, левая нога, правое ухо, правый глаз.
Разработанная программа позволяет повысить уровень сформированности учебных действий (как моторных, так и не моторных) через формирование навыков двурукости с использованием метода биологической обратной связи у младших школьников с леворукостью, что, в свою очередь, обеспечивает повышение успешности обучения.

Ключевые слова: леворукость, младший школьный возраст, успешность учебных действий.

 

Особенности презентации личностных ценностей на различных уровнях осознанности

Арестова О.Н., Митина О.В., Чукарин Б.А.

Изучено уровневое строение ценностно-смысловой сферы личности, рассмотрены различные варианты понятия «ценность» и методические проблемы его изучения. Основная цель исследования состоит в изучении соотношения глубинных и осознанных уровней представленности личностных ценностей с точки зрения их иерархической организации. В ходе эмпирического исследования, проведенного на ташкентских студентах, были использованы методы, направленные на изучение различных уровней презентации ценностей, – ценностный опросник Ш. Шварца и цветовой тест отношений М.А. Эткинда.
В результате исследования показано, что иерархия личностных ценностей по-разному представлена на различных уровнях осознанности. Некоторые ценности эксплицитно переоцениваются (например, ответственность перед близкими, самостоятельность мыслей и действий, общественная безопасность), имплицитно более высоко оцениваются другие (власть, сохранение природы, скромность, следование правилам и традициям). Эксплицитно переоцениваются также ценности, презентирующие образ «осознанного идеального Я» (ответственность перед близкими, забота о близких, самостоятельность действий, самостоятельность мыслей, постановка высоких целей, репутация, общественная безопасность). Эксплицитная недооценка наблюдается для ценностей, декларативно отвергаемых или избыточно активно навязываемых обществом (богатство, сохранение природы, скромность, следование правилам и законам в межличностных отношениях, благополучие, власть как доминирование, соблюдение традиций). Будучи отвергаемыми на сознательном уровне, эти ценности оказываются глубинно значимыми для испытуемых юношеского возраста.
Интересно и соотнесение рейтинговых иерархий ценностей на двух уровнях их презентации. Если на эксплицитном уровне наблюдается строгая иерархия ценностного предпочтения, то на имплицитном уровне она отсутствует. Актуальная в текущий момент иерархическая организация ценностей может рассматриваться как компонент процесса движения от эмоционально-образных слоев ко все более опосредованным культурным, социальным содержанием (расщепление общего чувственного ценностного отношения на все более мелкие, узкие, конкретные ценности, которые в своем содержании отражают предметный уровень презентации объектов).
Методический смысл работы состоит в том, что опросники не улавливают всей сложности динамики мотивационно-смысловых образований, упуская из виду глубинное, эмоционально детерминированное переживание значимости той или иной ценности, которое существенно отличается от вербализованных представлений.

Ключевые слова: личностные ценности, мотивационно-смысловая сфера личности, юношеский возраст, имплицитные и эксплицитные ценности.

 

Научный сотрудник в сфере образования: ценностно-мотивационные особенности профессиональной деятельности

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р.

Представлены результаты исследования особенностей мотивации профессиональной деятельности научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. Статья основана на материалах анкетного опроса 721 респондента. В выборку вошли научные сотрудники с разным уровнем квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались сотрудники как НИИ, так и вузов из разных регионов Российской Федерации. Основное внимание в статье уделено проблеме значимости различных мотивов профессиональной деятельности научного сотрудника. Рассматривается влияние возраста и различных индикаторов, определяющих профессиональный статус научного сотрудника (ученая степень, научное звание, занимаемая должность, публикационная активность), на значимость тех или иных мотивов профессиональной деятельности. Исследование показало, что в иерархии мотивов профессиональной деятельности научных сотрудников важное место занимают как внутренние, так и внешние мотивы. Выявлена структура мотивации научной деятельности, в основе которой лежит сложный мотивационный комплекс, определяемый двумя доминантами: возможностью творческой самореализации и стремлением к профессиональному развитию. Предпринята попытка выявления взаимосвязей между мотивами профессиональной деятельности и жизненными ценностями, что позволяет охарактеризовать ценностно-смысловую профессиональную позицию ученого. Специально проведенный факторный анализ мотивов профессиональной деятельности и жизненных ценностей среди научных сотрудников разных возрастных когорт позволил выделить четыре фактора, определяющих содержательные оппозиции: «творческая самореализация – ориентация на профессиональную карьеру»; «социальное доминирование, эгоцентризм – партнерство, альтруизм»; «переживание полноты жизни – профессиональная самореализация»; «профессиональное признание – продуктивность». Рассмотрение особенностей размещения по осям выделенных факторов различных возрастных когорт научных сотрудников позволило определить траекторию жизненных ценностей и мотивов профессиональной деятельности на разных этапах становления профессиональной карьеры.

Ключевые слова: научный сотрудник, профессиональный статус, научная деятельность, мотивация, жизненные ценности, возрастные особенности мотивационно-ценностных изменений, факторный анализ.

 

Психика: форма или функция деятельности? (К дискуссиям во внутреннем оппонентном круге школы А.Н. Леонтьева)

Соколова Е.Е.

В статье представлены и проанализированы различия между взглядами П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева на решение проблемы природы психики в ее соотношении с деятельностью. Утверждается, что если П.Я. Гальперин чаще всего определял психическое как особую форму деятельности, являющуюся результатом интериоризации и преобразования изначально внешне-практических ее (деятельности) форм, то А.Н. Леонтьев (впрочем, не всегда и не везде последовательно) считал психику функцией деятельности как субстанции психического. По мнению автора статьи, в наиболее отчетливом виде последняя позиция была представлена в размышлениях Д.Б. Эльконина в известной дискуссии 1969 г. Согласно Д.Б. Эльконину, психика является ориентировочно-регулирующей функцией любой формы деятельности (как внешней, так и внутренней), или, в терминологии автора настоящей статьи, функциональным органом деятельности, а именно, по А.А. Ухтомскому, временным сочетанием сил, выполняющим определенную (в данном случае – ориентировочно-регулирующую) работу. В связи с этим корректируются не всегда точные и вызывавшие недоуменные вопросы оппонентов высказывания П.Я. Гальперина о том, что в процессе интериоризации происходит рождение «собственно психического процесса».
Показано, что теоретические и эмпирические исследования школы А.Н. Леонтьева, в том числе самого П.Я. Гальперина, ведут к однозначному выводу: одна форма существования психики – во внешней деятельности (как ориентировки посредством нее) – переходит в другую, внутреннюю, ее (психики) форму, а главным противоречием в психологии является не противостояние «внешнего» и «внутреннего», а противоречие между «процессом» (безразлично – внешним или внутренним) и «образом» как результатом опыта д еятельности субъекта в освоенном им мире. Эта последняя позиция, согласно которой психика рассматривается, говоря словами Б. Спинозы, как атрибут (а не модус) деятельностной субстанции, противостоит дуалистическому решению проблемы соотношения психики и деятельности в картезиански ориентированной психологии.

Ключевые слова: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, деятельность, психика, интериоризация, форма, функция, функциональный орган.

 

Технологии биоуправления в системе клинико-психологической диагностики и нейрореабилитации

Трофимова А.К., Каютина Д.В., Исайчев С.А., Черноризов А.М., Варако Н.А.

Представлен обзор современных исследований, посвященных использованию технологий биологической обратной связи (методов биоуправления) в реабилитации больных с нарушениями когнитивных и эмоциональных процессов. Затрагиваются новации современной системы реабилитации больных, а именно: командный подход специалистов, индивидуальный подход к пациенту, использование эффективных методик и подходов. Обосновывается необходимость развития и внедрения в клиническую практику новых методов реабилитации, базирующихся на использовании современных информационных технологий. На сегодняшний день традиционные клинико-психологические реабилитационные процедуры уже не в полной мере соответствуют по своим техническим характеристикам (разнообразие стимульного материала, способы его презентации, способы и варианты сенсибилизации, способы фиксации и обработки результатов) новым вызовам здоровью населения (росту числа заболеваний сосудистого, стрессового генеза и психосоматических расстройств). Раскрывается суть методов биоуправления, описываются виды сигналов обратной связи, протоколы тренингов, основные формы методов биоуправления.
Поднимаются дискуссионные вопросы, связанные с эффективностью использования технологий биологической обратной связи в реабилитации неврологических больных с нарушениями когнитивных функций (внимания, памяти, произвольных движений, восприятия, речи) и в реабилитации больных с тревожными и тревожно-фобическими расстройствами, паническими атаками, реакциями на острый и тяжелый стресс, посттравматическими стрессовыми расстройствами, навязчивыми страхами, т.е. с нарушениями эмоциональной сферы. В финальной части статьи рассматриваются и обсуждаются дискуссионные вопросы и перспективные направления развития технологий биоуправления. Бесспорно, что применение соответствующих процедур значительно расширило арсенал средств для повышения эффективности клинико-психологической реабилитации.

Ключевые слова: нейрореабилитация, биологическая обратная связь, нейротренинг, когнитивные нарушения, эмоциональные расстройства.

 

Статьи по психологии в первом издании «Большой советской энциклопедии» (1926–1947)

Богданчиков С.А.

На протяжении 1920–1940-х гг. советские психологи проделали большую работу по подготовке словарных статей по психологии для первого издания «Большой советской энциклопедии» (65 томов, 1926–1947), первого (10 томов, 1928–1932) и второго (11 томов, 1937–1947) изданий «Малой советской энциклопедии», первого издания «Большой медицинской энциклопедии» (35 томов, 1928–1936) и трехтомной «Педагогической энциклопедии» (1927–1929). При ближайшем рассмотрении выясняется, что указанное психологическое наследие в настоящее время является слабо изученным и почти неизвестным. Ввиду большого количества исходного эмпирического материала на начальном этапе исследования мы ограничились изучением только одного первоисточника – «Большой советской энциклопедии» (БСЭ). В ходе исследования в БСЭ было обнаружено около трехсот психологических статей, среди которых оказалось около двухсот терминологических статей и около ста персоналий; автор указан примерно в ста статьях. Дальнейший анализ показал, что из этих ста «авторских» статей по психологии (включая статьи Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Г. Геллерштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и других советских психологов, чье творчество считается хорошо изученным) в современных библиографических указателях упоминается около одной трети. Основными причинами неизвестности многих статей являются, с нашей точки зрения, следующие: идеологизация, специфический формат энциклопедической статьи, авторское отношение, исследовательские традиции, чисто технические сложности. Как показывает исследование, все эти трудности в настоящее время являются вполне преодолимыми. Значение проведенного исследования заключается во введении в научный оборот большого количества ранее неизвестных публикаций советских психологов 1920–1940-х гг., что позволяет в значительной мере уточнить имеющееся в настоящее время общее представление о психологической науке в СССР в этот период. Кроме того, полученные результаты представляют собой серьезный эмпирический и методический задел для дальнейших исследований в области источниковедения истории советской психологии.

Ключевые слова: история советской психологии, психологическая наука в СССР, 1920–1940-е гг., «Большая советская энциклопедия», словарная (энциклопедическая) статья, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Асмус, В.Н. Ивановский.

 

Оценка психоэмоционального состояния человека по его подписи на документе как основание для его дезавуирования

Алюшин А.М.

Целью исследования является анализ возможности использования так называемой речевой подписи для передачи в составе документа информации о текущем функциональном и психоэмоциональном состоянии его автора, что позволит гарантировать правомерность документа. Показана актуальность защиты важных финансовых, юридических, нормативных, распорядительных и других видов документов от подделок и фальсификаций. Выделены основные технологии защиты документов на основе использования ключевых слов, цифровой подписи, паролей. Отдельно выделены технологии, которые основываются на использовании биометрических характеристик автора документа. Показана актуальность использования биометрических методов защиты, например на основе использования параметров почерка и отпечатков пальцев. Показана перспективность применения на практике речевой подписи. Выявлены основные недостатки существующих подходов. Один из них – невозможность выявления случаев, когда автор находился либо в неадекватном, либо в невменяемом состоянии, либо действовал по принуждению, что подрывает юридическую силу документа.
Для оценки текущего функционального и психоэмоционального состояния автора документа в работе предлагается использовать апробированные технологии, позволяющие идентифицировать неадекватное состояние человека на основе анализа акустического спектра его голоса. Реализуемость данного подхода на практике обусловлена тем, что речевая подпись документа обычно представляет собой спектрограмму голосового сообщения автора в графическом виде. Такой графический рисунок может быть вставлен в любую часть машинописного либо рукописного текста документа.
Проведенные экспериментальные исследования позволили определить эффективность передачи персональной информации о функциональном и психоэмоциональном состоянии автора документа в зависимости от полиграфического качества документа и размера речевой подписи. В работе предложено использовать модифицированное изображение речевой подписи при плохом полиграфическом качестве документа.
Проведенные исследования подтвердили возможность использования речевой подписи для передачи в составе документа информации о текущем функциональном и психоэмоциональном состоянии его автора, что следует рассматривать в качестве дополнительной степени защиты смыслового содержания документа. Применение на практике модифицированного изображения речевой подписи дает возможность значительно расширить возможную сферу ее использования. 

Ключевые слова: функциональное и психоэмоциональное состояние, автор документа, речевая подпись.

 

Метод «Ведомое рисование»: исцеляющие возможности

Буякас Т.М.

На примере рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание» Л.С. Выготский показывает, что произведение искусства как «производящий текст» не исправляет былое, а возобновляет Жизнь из ее собственного начала: возвращает ее в «месторождение», которое «хочет жить».
Данная работа ставит вопрос, каким инструментарием располагает психолог для решения той же самой задачи. Показано, что подобную возможность открывает символическая упорядочивающая форма. Произвести такую форму позволяет метод экзистенциально-инициальной психотерапии К. Дюркхайма «Ведомое рисование». В процессе «Ведомого рисования» человек «упирается» в «фиксированную графему» – символическую форму, которая соответствует актуальному личностному смыслу, порожденному настоящим человека.
Результаты длительной практической работы позволяют автору прийти к выводу, что в процессе «Ведомого рисования» человеку открывается возможность выслушивать инициальный опыт, извлекать его смысл и идти дальше – делать следующие жизненные шаги, соответствующие его актуальным смыслам и ценностям.

Ключевые слова: инициальный опыт, феноменологическое движение, символ, смысл, упорядочивающая форма, инициальная психотерапия К. Дюркхайма, графическая медитация.

 

Качество дошкольного образования и уровень развития детей: обзор исследований

Белолуцкая А.К., Веракса А.Н.

Представлен обзор современных зарубежных исследований, посвященных проблеме взаимосвязи различных параметров качества образования и таких аспектов психического развития детей, как познавательное, эмоциональное развитие и становление саморегуляции. В качестве инструментария, применяемого для измерения качества образования в большинстве исследований, фигурируют шкалы группы ECERS, которые рассматривают как предметно-пространственную среду, так и взаимодействие взрослых и детей в группе, а также шкала CLASS, концентрирующаяся на вопросах организации работы детей, эмоциональной и инструктивной поддержке. Большое внимание уделено различению двух групп характеристик качества работы детских садов, факторам структуры и параметрам процесса. Из структурных факторов, согласно большинству исследований, наиболее значимую роль играют образование педагога и соотношение числа взрослых и детей в группе. Относительно особенностей организации образовательного процесса важно отметить, что для развития регуляторных функций ключевое значение имеют эмоциональная поддержка, принятие, теплые не формализованные отношения в коллективе, общий психологически благоприятный климат в группе. Для формирования познавательных способностей важными являются тип обратной связи, работа с понятиями с опорой на конкретный детский опыт, открытые вопросы, организация обсуждения проблемных вопросов, а также способ организации детей в группе: фронтальный тип взаимодействия значимо проигрывает по эффективности работе в малых группах и центрах по интересам. Эмоционально-личностная сфера также развивается во взаимосвязи с качеством образовательной среды, однако в этой части данные наиболее противоречивы, что может быть обусловлено необходимостью контроля семейных и других социальных рисков. 

Ключевые слова: качество дошкольного образования, регуляторные функции, познавательные способности, эмоционально-личностная сфера, детско-взрослое взаимодействие.