Вопросы 
психологии   Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
 Архив.Компакт-диски. Сборники статей.
 Психологический словарь

English  
новости   научная жизнь   анонсы  прайс  о журнале  тематическая подборка статей

 

Гражданское общество как фактор формирования гражданской идентичности и гражданской социализации

Марцинковская Т.Д., Полева Н.С.

Проблема формирования гражданской идентичности связывается с проблемами развития и функционирования гражданского общества. Гражданская социализация рассматривается как конструирование индивидуальной траектории вхождения человека в общество. Раскрывается соотношение понятий социокультурной, личностной и гражданской идентичностей. Показаны различия определений понятия гражданской идентичности в рамках разных подходов. Отмечается, что современный мультикультурализм и общие ценности, разделяемые всеми членами большой социальной группы (государства) могут стать основой объединения разных этнических групп в полиэтническом обществе. Одновременно подчеркивается необходимость учета различий в ценностях и установках разных этнических и социальных групп. На личностном уровне гражданская идентичность рассматривается как компонент социокультурной идентичности и выполняет функции защиты и само­определения. Таким образом, гражданскую идентичность предлагается рассматривать как сложное интегральное личностное образование, отражающее отношение человека и общества. При этом важным показателем сформированности всех компонентов структуры гражданской идентичности является взаимное принятие личности и общества.
Конструирование полноценной гражданской идентичности затруднено отсутствием развитого гражданского общества в современной России и объектов идентификации. В такой ситуации оптимальным представляется включение гражданской идентичности как значимой части в структуру социокультурной идентичности. Особое внимание уделяется проблеме адекватного выбора ценностей, эмоционально насыщенных эталонов и символики как значимых идентификационных факторов, облегчающих способы их трансляции. Процесс гражданской социализации, ориентированный на этническую, а не социо­культурную идентичность, может стать причиной нетерпимости к другим этническим и социальным группам, что ведет в условиях социальной нестабильности к появлению национальных конфликтов в многонациональных государствах. В условиях неразвитого гражданского общества и в период кардинальных социальных трансформаций культура становится синергетической структурирующей основой, помогающей оптимизировать процесс гражданской социализации и формирования гражданской идентичности. Представлен анализ потенциальных рисков, связанных с процессами гражданской социализациии формирования гражданской идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданская социализация, гражданское общество, личностная и социокультурная идентичность, этническая идентичность, идентификация, интериоризация, социальная общность, переживание, выбор и трансляция ценностей, эталонов, символов.

 

Психологическая классификация типов детского аутизма

Никольская О.С.

Предлагается психологическая классификация типов детского аутизма, основанием которой является представление об искажении психического развития при аутизме, ключевую роль в котором играют проблемы формирования аффективной сферы ребенка. Выделены и детально описаны четыре группы детей, представляющие качественно различающиеся модели типичного поведения при аутизме, отражающие разную глубину нарушения взаимодействия ребенка со средой и людьми. Каждая из рассматриваемых моделей представляет характерное единство специфики аутистических установок, стереотипности, средств аутостимуляции, типичных проблем поведения, а также доступной ребенку активности, направленности в контактах со средой, возможностей коммуникации и развития психических функций. Показывается, что при всех различиях эти модели формируются на основе одной и той же биологической предпосылки, крайне тяжелом, но в разной степени выраженном нарушении выносливости, последовательно затрудняющем актуализацию и решение ряда витально-значимых адаптационных задач, требующих разного уровня активности во взаимодействии с окружением. Крайняя ограниченность в разрешении задач обеспечения самосохранения, формирования индивидуальной избирательности, организации целенаправленного поведения, присвоения социального опыта на разных уровнях препятствует развитию активных отношений ребенка с окружением, что нарушает становление его аффективной сферы, блокирует возможности когнитивного развития. Представленные группы рассматриваются не как отдельные клинические формы, они используются в качестве ориентиров для определения критических точек нарушения единого процесса развития адаптационной активности при аутизме, формирования многоуровневой системы адаптивных смыслов ребенка. Это определяет значение выделения групп для дифференцированного подхода к психологической диагностике и оценке динамики психического развития при аутизме, последовательной постановки задач коррекционной работы и оценке ее эффективности. Рассмотрение выделенных групп как уровней нарушения формирования системы адаптивных смыслов при аутизме позволяет лучше понять структуру и функций аффективной сферы в норме.

Ключевые слова: аутизм в детстве, полиморфизм проявлений, дифференциация тяжести проблем развития при аутизме, психологическая классификация детского аутизма, выделение типов детского аутизма как уровней нарушения адаптационных возможностей ребенка.

 

Агрессия и примирение как факторы повышения социального статуса среди одноклассников

Буркова В.Н.

Представлены результаты исследования, проведенного среди русских и осетинских школьников. Объект исследования – дети и подростки из Центральной России (Москва) и Республики Северная Осетия – Алания (Владикавказ, Беслан). Сравниваемые регионы имеют четкую этническую специфику при сравнении друг с другом, что позволяет объективно выявить универсальные и культурно-специфические черты поведения. Всего опрошено 3130 детей и подростков: 1095 русских (520 мальчиков и 575 девочек), 2035 осетин (935 мальчиков и 1100 девочек) от 9 до 17 лет. Цель исследования – проанализировать влияние различных форм агрессивного и постконфликтного поведения на социальный статус детей и подростков среди сверстников. При этом в задачи исследования входил анализ гендерных, возрастных, культурных различий агрессивного и постконфликтного поведения в связке с социальным статусом. Учитывался также фактор близости отношений, проведена дифференциация популярных и непопулярных способов примирения.
Исследование показало, что социальная успешность детей и подростков среди сверстников зависит как от форм агрессии, которые они используют или не используют по отношению к своим одноклассникам, так и от их желания и умения мириться, регулировать чужие конфликты.

Ключевые слова: агрессия, примирение, постконфликтное поведение, социальный статус, школьники, русские, осетины.

 

Ролевое экспериментирование в контексте ведущей деятельности подросткового возраста

Рубцова О.В.

Несмотря на то, что жизнь современных подростков пронизана «опробованием» всевозможных образцов ролевого поведения, проблема ролевого экспериментирования и его связи с содержанием развития в переходном возрасте остается мало изученной в отечественной науке. На сегодняшний день в российской психологии по-прежнему преобладает социологическое понимание роли, в соответствии с которым роль рассматривается исключительно как социально заданный образец («паттерн»), механически осваиваемый индивидом для успешного функционирования в социуме. Подобный односторонний взгляд оставляет в стороне любые личностные характеристики ролевого поведения, которые по умолчанию исключаются из сферы интересов психологии развития и изучаются вне их связи с личностными особенностями субъекта. Такое понимание противоречит позиции основоположника культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, который предложил рассматривать роль как ключевой механизм, отвечающий за регуляцию высших психических функций в различных ситуациях социального взаимодействия. В работе «Конкретная психология человека» Л.С. Выготский указывает на то, что именно изучение иерархии функций, регулируемых ролями, в различных сферах поведения подростка представляет собой ключевую исследовательскую задачу, без решения которой невозможно ответить на вопрос о содержании развития на данном возрастном этапе. В рамках настоящей статьи предпринята попытка посмотреть на проблему подросткового развития, обозначив в качестве «идеальной формы» данного периода детства систему социальных ролей. Взаимодействие с «идеальной формой» разворачивается в деятельности, которую правомерно обозначать термином «ролевое экспериментирование». Ролевое экспериментирование, в свою очередь, предлагается рассматривать не столько в качестве ведущей деятельности как таковой, сколько в качестве системы деятельностей, связанных с «опробованием» различных социальных ролей и видов ролевого взаимодействия, интериоризация которых определяет содержание развития на данном возрастном этапе.

Ключевые слова: ролевое экспериментирование, социальная роль, ведущая деятельность, подростковая игра, ролевое развитие.

 

Философия психологии: от Сёрена Кьеркегора до Карла Роджерса

Чеснокова М.Г.

Рассматривается проблема отношений психологии и философии. Прослеживаются изменения представлений о роли философии в истории психологической науки, а также последствия отказа психологии от последовательной разработки философской методологии. Выделяются два основных пути интеграции философских идей в психологии: «сверху» – от философии к конкретно-научной теории и практике – и «снизу» – от психологической практики к ее теоретическому осмыслению с помощью философских категорий. Вариантом последнего является человекоцентрированный подход К. Роджерса. Анализируются философские предпосылки этого подхода и основания обращения К. Роджерса к экзистенциальной философии С. Кьеркегора. Проводится сопоставительный анализ идей С. Кьеркегора и К. Роджерса. Реконструируется категориальный аппарат этих авторов: Я личного/Selv, понятия открытости, целостности, выбора, возможности, доверия, веры. Затрагивается вопрос об отношении К. Роджерса к христианству и христианской психологии, возможностям обращения психолога к богословской терминологии (Бог, демоническое). Анализируются взгляды С. Кьеркегора и К. Роджерса на процесс становления индивидуального Я, роль социума в становлении Я, ложные пути обретения Я, источники развития Я (открытость ? закрытость), проблему личного выбора, а также этапы становления Я по Кьеркегору. Рассматриваются отношение С. Кьеркегора и К. Роджерса к объективному мышлению и последствиям ориентации на него для психического и духовного здоровья человека, оценка ими влияния объективного (абстрактного) и личностного («значимого») знания на развитие личности. Очерчивается круг вопросов, обнаруживающих наиболее существенные расхождения в подходах С. Кьеркегора и К. Роджерса к человеку: ориентация на Бога – ориентация на природу, идеал «хорошей жизни» – идеал «трудной» жизни, положение о конгруэнтности чувств и их выражения – представление о контрастной форме выражения.

Ключевые слова: философия, психология, психотерапия, человекоцентрированный подход, категория Я, целостность человека, принятие, «значимое» знание, доверие, вера.

 

Дисперсионный анализ в исследовании культурных текстов прошлого: исторические нарративы и произведения искусства

Данилова А.Г.

Рассмотрена возможность количественного исследования культур прошлого путем анализа культурных текстов, под которыми понимаются не только письменные источники, но и произведения изобразительного искусства. Обсуждены ограничения такого подхода: адекватность измерения, контроль смещений, выбор критериев оценки. Рассмотрен опыт психосемантических историко-психологических исследований и кросскультурных исследований личностных черт и ценностных ориентаций. Сделан вывод о целесообразности использования в историко-психологическом исследовании методов кросскультурных исследований, валидизированных на больших массивах данных разнообразных культур, а также о преимуществах параллельного применения нескольких методик при изучении одной эпохи. С опорой на теорию Г. Хофстеде проведено исследование ценностных ориентаций Древней Греции, Древнего Рима и древней Руси на материале исторических текстов (Плутарх, Евтропий, Аврелий Виктор; русские, византийские, арабские, скандинавские источники, описывающие события русской жизни VI–XVII вв.). Также выполнено психосемантическое исследование восприятия образа человека эпохи Древней Греции, Древнего Рима, домонгольской и Московской Руси и итальянского Возрождения по произведениям искусства в объеме учебного курса «Мировая художественная культура». По результатам факторного анализа выделены факторы с наиболее высоким коэффициентом конгруэнтности Такера. Построена общая линейная модель, включающая межгрупповые факторы «метод исследования» (тексты Ч художественные образы), «культура» (Рим ? Греция ? Италия ? Русь) и «века» (пять категорий, объединяющих периоды около 500 лет). Не выявлено значимых различий по фактору «метод исследования». Сделан вывод, что визуальные материалы достаточно четко кодируют ценностные ориентации культуры в самопрезентации субъекта культуры. Предположено наличие колебательной зависимости в долгосрочном тренде развития культурных норм.

Ключевые слова: историческая психология, культурный текст, базовые размерности культуры, Г. Хофстеде, психосемантика, факторный анализ, коэффициент конгруэнтности, дисперсионный анализ.

 

Ценностная ориентация как фактор командного взаимодействия: структурно-содержательная типология

Горбунова В.В.

Описывается исследовательская процедура и представляются результаты типологического анализа имплицитных теорий командного взаимодействия – своеобразных элементов целостной картины мира человека, которые лежат в основе восприятия, регуляции поведения, выбора стратегий взаимодействия и построения отношений с коллегами в команде. Основной целью исследования стала реконструкция субъективных регуляционно-ценностных систем интерпретации командного взаимодействия, его основными задачами было построить содержательную типологию и проанализировать структурную специфику имплицитных теорий командного взаимодействия, выделить ценностные параметры командообразования. Структурно-содержательная типология имплицитных теорий командного взаимодействия строилась на основе психосемантического анализа ценностей командной деятельности и отношений в ролевом пространстве команды. Ценностное содержание, которое вкладывали участники исследования в каждую из командных ролей стало основанием для определения содержательных типов имплицитных теорий. Структурный тип имплицитных теорий выявлялся путем анализа многомерности, системности и иерархичности восприятия, а также оценки командных взаимоотношений.
Таким образом, полученная эмпирическим путем типология содержит 19 содержательно различных типов, 11 из которых описывают субъективную ценность взаимоотношений в команде, а 8 – ценность самой командной деятельности. Касательно структурной организации, для идентификации ее характеристик определяется когнитивная сложность имплицитных теорий, как совокупность параметров дифференцированности, артикулированности и иерархизированости. Собственно название имплицитной теории указывает на содержательные доминанты (субъективную ценность взаимодействия) и уровень когнитивной сложности (логико-структурные особенности восприятия командного взаимодействия).
Также в ходе исследования выявлены статистически значимые связи между структурной организацией и содержательными доминантами имплицитных теорий командного взаимодействия. Так, сложность восприятия связана с необходимостью сопоставления параметров оценки в континууме «Я–Другой», а структурная простота характеризует имплицитые теории с четким «Я-центрированным» полюсом восприятия, при котором нету необходимости брать во внимание, оценивать и учитывать потребности других людей.

Ключевые слова: имплицитные теории командного взаимодействия, структурно-содержательная типология, содержательные доминанты имплицитных теорий, когнитивная сложность имплицитных теорий.

 

Особенности мужской и женской графомоторики

Севостьянов Д.А.

Рассматриваются теоретические и практические вопросы графической психодиагностики. Представлены результаты исследования, в котором выявляются различия между тестовыми рисунками в зависимости от пола испытуемых. Для этого было обследовано свыше 4 тыс. испытуемых мужского и женского пола. Графическая диагностика здесь рассматривается как проявление инверсивных отношений в иерархии моторных уровней (согласно концепции об иерархической системе уровней моторного построения Н.А. Бернштейна). Оценивалось проявление в тестовом рисунке 59 специально отобранных признаков. Определялась частота корреляции одних признаков рисунка с другими. Для этого были построены и проанализированы четыре корреляционные матрицы по 1711 ячеек в каждой. Частота тесных корреляционных связей в женском рисунке выше, чем в мужском, в 1,5–2,5 раза. Большая частота корреляционных связей соответствует стремлению к моторным стереотипам в рисунке. В ходе данного исследования показано, что женским рисункам более свойственны графические стереотипы, а мужским рисункам присуще большее моторное разнообразие. Полученные результаты соответствуют положениям эволюционной теории пола и свидетельствуют о глубоких биологических различиях проявлений активности в зависимости от пола испытуемого. Тем самым подтверждается состоятельность эволюционной теории пола В.А. Геодакяна, согласно которой мужскому полу присуще тяготение к крайностям, а женскому полу в большей мере свойственны средние значения психометрических признаков. Следует подчеркнуть, что выявленные в данном исследовании особенности практически не связаны с имеющимися в обществе гендерными стереотипами. Они показывают глубинные половые различия графомоторики, не зависящие от социального научения. Таким образом, результаты данного исследования выходят за рамки технических вопросов графической психодиагностики и в значительной мере затрагивают фундаментальные вопросы психологии пола.

Ключевые слова: графическая диагностика, половые различия, иерархия, инверсия, моторные стереотипы.

 

Психофизиологический мониторинг профессиональной деятельности персонала электроэнергетических предприятий

Алюшин М.В., Колобашкина Л.В., Талалаев А.А., Талалаева М.А.

Целью работы является исследование перспектив применения активно развивающихся в последнее время дистанционных неконтактных технологий непрерывного мониторинга, текущего функционального и психоэмоционального состояния человека. Данные технологии планируется использовать для решения задач управления и повышения эффективности функционирования человеческого фактора на электроэнергетических предприятиях государств – участников СНГ.
В статье предлагается создание многоуровневой иерархической системы психофизио­логического обеспечения безопасности и надежности профессиональной деятельности персонала электроэнергетических предприятий на трех уровнях: отраслевом, региональном и местном. На верхнем уровне данные функции должны выполнять специальные структурные подразделения при руководящем органе управления электроэнергетикой государств – участников СНГ, на региональном – специально создаваемые подразделения и службы электроэнергетической отрасли, на нижнем уровне выполнение указанных функций рекомендуется обеспечить с помощью специализированных служб и лабораторий психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности персонала.
Проведенный анализ разработанных дистанционных средств непрерывного мониторинга текущего состояния человека показал возможность решения 78–87 % задач автоматизированного проведения различных видов психофизиологических обследований в электро­энергетической отрасли. Применение указанных средств мониторинга позволяет сократить время проведения основных видов психофизиологических обследований, а также повысить их качество. При этом унификация применяемых методических и технических средств дает возможность на новом технологическом уровне подойти к решению комплексной проблемы организации и проведению психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности персонала электроэнергетических предприятий государств – участников СНГ.
Показана актуальность создания межотраслевой учебно-научной лаборатории для решения комплекса научных, учебных и практических задач по разработке, испытаниям, патентной защите, сертификации и внедрению новой техники и технологий, а также по подготовке и переподготовке кадров.

Ключевые слова: человеческий фактор, система психофизиологических обследований, персонал электроэнергетических предприятий.

 

П.Я. Гальперин о преодолении односторонности деятельностного подхода

Степанова М.А.

Поднимается проблема соотношения теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФ) П.Я. Гальперина и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Научная значимость данной проблемы обусловлена тем, что П.Я. Гальперин не называл свою психологию деятельностной, в то время как широкое распространение получила точка зрения, согласно которой теория П.Я. Гальперина представляет собой один из вариантов деятельностного подхода. Публикация состоит из трех частей. Основное место занимает выступление П.Я. Гальперина (вторая часть) на так называемой «домашней дискуссии» 1969 г. П.Я. Гальперин открыто выразил свое отношение к научной позиции А.Н. Леонтьева и показал принципиальное отличие собственного подхода от развиваемого Леонтьевым. Он убедительно показал, что деятельность как предмет исследования может быть экспериментально изучена с двух разных сторон – мотивационной или операционной, что и получило отражение в исследованиях соответственно А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина. В качестве актуальней им была обозначена задача преодоления односторонности каждого из названных подходов. Текст доклада П.Я. Гальперина предваряет краткое предисловие (первая часть), посвященное общей историко-психологической характеристике дискуссии. Третья часть может быть условно названа комментариями: в ней затрагиваются вопросы места «домашней дискуссии» в научном творчестве П.Я. Гальперина, а также упоминаются те его работы, которые касаются обсуждаемой проблемы соотношения ТПФ и общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. В частности, речь идет о кандидатской диссертации П.Я. Гальперина, его главной книге «Введение в психологию» и о подготовленных к состоявшемуся в 1977 г. V Всесоюзному съезду общества психологов СССР материалах по «проблеме деятельности в советской психологии», содержательно тесно связанных с упомянутой дискуссией. В заключение предпринята попытка оценки роли «домашней дискуссии», которая проливает свет не только на различие подходов Гальперина и Леонтьева, но и обнаруживает наличие между ними внутренней глубинной связи.

Ключевые слова: общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория поэтапного форсирования умственных действия и понятий П.Я. Гальперина, научная школа Гальперина, научная дискуссия, деятельность.

 

Комментарии к неизвестному фельетону Л.С. Выготского

Собкин В.С., Климова Т.А.

В публикации представлены неизвестная ранее статья Л.С Выготского, посвященная еврейскому поэту, прозаику и публицисту Л.О. Гордону и комментарии к ней. Статья, написанная в неожиданном для юбилейной даты жанре фельетона, позволяет Выготскому совместить критический взгляд на произведения писателя, его общественную позицию и анализ его творчества в контексте исторической судьбы еврейского народа. Анализ творчества Гордона в контексте личностных, социальных и общественно-культурных противоречий дает возможность Выготскому представить писателя как крупного общественного деятеля. Комментарии к статье направлены на реконструкцию социально-культурных и политических контекстов начала ХХ в. и призваны помочь современному читателю глубже понять содержание публикуемого текста, а также представить своеобразие личностно-смысловой позиции молодого Выготского. В комментариях обращено внимание на ряд сюжетов, которые впоследствии будут затронуты Выготским в его психологических исследованиях. Особое внимание уделено композиционно-стилистическим особенностям статьи Выготского, ее внутренней диалогичности, логике построения с использованием принципа «герменевтического круга»..

Ключевые слова: культурно-историческая психология, психология искусства, переживание исторических событий, идеология, национально-культурные традиции, еврейская самоидентификация, художественный прием, стилистические особенности текста, герменевтический круг.

 

Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса

Панкратова А.А., Корниенко Д.С.

Приводятся результаты адаптации опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса (Gross, John, 2003) на российской выборке (N = 820). Данная методика разработана в рамках процессуальной модели эмоциональной регуляции и направлена на диагностику двух стратегий эмоциональной регуляции – когнитивной переоценки и подавления экспрессии. Под когнитивной переоценкой имеется в виду изменение отношения к ситуации, что позволяет изменить эмоциональный ответ, а под подавлением экспрессии – сдерживание внешних проявлений уже возникшего эмоционального ответа. По результатам эксплораторного и конфирматорного факторного анализа русскоязычная версия ERQ имеет двухфакторную структуру, как и оригинальная версия опросника. Внутренняя согласованность шкал опросника высокая (показатели альфа Кронбаха на уровне 0,8), шкалы опросника минимально положительно коррелируют между собой. Показатели по подавлению экспрессии в России выше у мужчин, по сравнению с женщинами (по когнитивной переоценке нет значимых различий). Конвергентная валидность: стратегии эмоциональной регуляции положительно коррелируют с конструктами, связанными с управлением своими эмоциями и контролем экспрессии, на уровне 0,5. Дискриминантная валидность: стратегии эмоциональной регуляции демонстрируют типичный паттерн корреляций с личностными чертами, входящими в Большую пятерку, на уровне 0,2 (за исключением того, что подавление экспрессии не коррелирует с доброжелательностью и положительно коррелирует с сознательностью) и не коррелируют с академической успеваемостью, которую можно рассматривать как показатель развития когнитивных способностей. Критериальная валидность: когнитивная переоценка коррелирует с показателями психологического благополучия (удовлетворенность жизнью, жизнестойкость) положительно, а подавление экспрессии – отрицательно на уровне 0,2. Таким образом, русскоязычная версия опросника ERQ является валидным и надежным инструментом измерения когнитивной переоценки и подавления экспрессии. Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о том, что подавление экспрессии является достаточно типичной для России стратегией эмоциональной регуляции.

Ключевые слова: эмоциональная регуляция, опросник ERQ, русскоязычная адаптация, когнитивная переоценка, подавление экспрессии.

 

Современные зарубежные исследования феномена жизненного призвания

Белобородова П.М.

Рассматриваются различные подходы к жизненному призванию: призвание как божественное указание, призвание как соответствие работе и моральный долг, призвание как отношение к работе, призвание как трансцендентный вызов, призвание как страсть к определенному занятию – и соответствующие им инструменты оценки. Исследования были начаты в США и Европе и сейчас продолжаются в Китае, Индии и Южной Корее. Исследователи предлагают все новые концептуализации призвания и инструменты оценки, и главный вызов, в настоящий момент стоящий перед научным сообществом, состоит в том, чтобы прийти к единому пониманию этого феномена. Исследования показывают, что все подходы имеют дело с одним базовым конструктом, который, предположительно, имеет своим ядром смысл, который чувство призвания придает профессиональной деятельности и другим сферам жизни. Открытыми остаются вопросы об источнике призвания, его просоциальной направленности, роли религии в его нахождении и некоторых других аспектах. Несмотря на сложности с формированием единой концепции призвания, уже ясно, что оно оказывает существенное влияние на работу и жизнь в целом. Призвание, с одной стороны, позитивно влияет на удовлетворенность работой и жизнью, смягчает влияние стресса и профессионального выгорания, а также помогает выбрать карьерный и жизненный путь, а с другой – несет в себе опасность эксплуатации работодателем, заставляет идти на жертвы в других областях жизни и в случае невозможности реализации вызывает сожаления об упущенных возможностях. Главная задача данной статьи – обратить внимание отечественной психологии на феномен жизненного призвания и дать начало исследованиям, которые позволят найти его место среди таких понятий, как смысл, выбор, личностный потенциал, самоосуществление и персонализация личности.

Ключевые слова: жизненное призвание, смысл жизни, благополучие.