Содержания номеров журнала за 2022 г.
Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг. Архив. Компакт-диски. Сборники статей. Психологический словарь |
English
|
новости научная жизнь анонсы прайс о журнале тематическая подборка статей |
Анализ тенденций развития психологии на основе выявления динамики частоты использования психологических терминов
Потёмкин С.Б., Хасин Л.А., Хасина П.Л., Щедрина Е.В.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-12021
Для выявления тенденций развития российской психологической науки был разработан метод, основанный на изучении динамики частоты использования психологических терминов. С этой целью был составлен диахронический частотный словарь психологических терминов по корпусу научных публикаций журнала «Вопросы психологии» за период 1980–2010 гг. При этом были выделены четыре группы терминов: 1) отсутствующие в выпусках журнала за 1980-е или за 2000-е гг.; 2) те, употребление которых возросло более чем в два раза с декады 1980–1989 по период 2000–2010 гг.; 3) те, частота употребления которых мало изменилась за период 1980–2010 гг.; 4) употребление которых снизилось более чем вдвое за этот период. На основании полученных результатов делается заключение о том, что российская наука с годами все глубже интегрируется в мировую психологическую науку.
Ключевые слова: тенденции развития российской психологической науки, частотный словарь психологических терминов, журнал «Вопросы психологии», текстовый корпус.
Цель настоящей работы – разработка метода выявления тенденций развития российской психологии на основе изучения динамики частоты использования психологических терминов в научных публикациях журнала «Вопросы психологии» за период 1980–2010 гг. Выбор именно этого журнала основан на том, что он является старейшим научным периодическим изданием по психологии в нашей стране (в текущем году отмечалась юбилейная дата – 60 лет с момента выхода в свет первого номера журнала) и на сегодняшний день в соответствии с версией РИНЦ занимает первое место по Science Index среди отечественных научных изданий психологического профиля, а также по числу цитирований (65726); его место в общем рейтинге Science Index за 2013 г. – 72 (показатель – 2,557) (см.: URL: http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=7712); журнал входит в списки Web of Science (см.: URL:http://scimagojr.com/journalsearch.php?q=00428841&tip=iss) и Scopus (см.: URL:http://uni.ulstu.ru/doc/Scopus_wos_rus_journals.xls). Такой высокий рейтинг журнала связан с тем, что «Вопросах психологии» публикуются прежде всего ведущие отечественные ученые, публикации которых наиболее адекватно отражают состояние дел в психологической науке.
Для реализации указанной выше цели на первом этапе был разработан словарь психологических терминов. Он был составлен на основе корпуса текстов, включающего все выпуски журнала «Вопросы психологии» с 1980 по 2010 г. включительно[1], т.е. за то время, когда произошли
96
коренные изменения всей экономической и политической жизни России. Это с неизбежностью привело к некоторому изменению состава лексики, что отражает тенденции развития российской психологической науки и является предметом настоящего исследования.
Был разработан сводный частотный словарь психологических терминов за 31 год издания с разбивкой на каждое десятилетие (период), включающий все выпуски журнала за 1980–1989, 1990–1999, 2000–2010 гг. Частотный словарь составлялся с использованием программной оболочки СУБД Microsoft Visual FoxPro методами, аналогичными описанным в работе С.Б. Потемкина (2015).
Текстовый корпус[2] включает 13,2 млн словоупотреблений. Для целей настоящего исследования рассматривается распределение по трем десятилетиям: 1980-е гг. – 5,2 млн словоупотреблений, 1990-е гг. – 3,5 млн, 2000-е гг. – 4,5 млн. Нас интересовало, употребление каких слов существенно снизилось или существенно повысилось за три десятилетия, какие новые слова вошли в обиход психологов и употребление каких слов прекратилось за этот период.
Работа над частотными словарями включала:
• выделение словоформ[3] с указанием источника (начальная страница статьи, содержащей словоформу, номер выпуска журнала – с №1 по № 6, год выпуска – с 1980 по 2010);
• лемматизацию[4] с частичным снятием омонимии[5];
• подсчет частотности лемм в каждой статье, суммирование частотности по каждому выпуску, году, десятилетию, подсчет общей частотности за весь указанный период;
• сравнение частотности лемм в корпусе журнала, приведенного к частотам на миллион словоупотреблений[6] (instances per million words, ipm), с частотным словарем общей лексики (Ляшевская, Шаров, 2009).
Лемматизация словоформ проводилась с использованием «Грамматического словаря русского языка» А.А. Зализняка (2010). В нем отсутствуют многие лексемы, встречающиеся в корпусе журнала «Вопросы психологии», – в основном психологические термины. Наиболее частотные среди таких терминов, которых нет ни в словаре А.А. Зализняка, ни в словаре О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова, – это когнитивный (460,338 ipm), саморегуляция (221,159 ipm), опросник (215,1578 ipm). Также отсутствуют в словаре Зализняка такие термины, как референтность (13,023 ipm), гиперактивность (7,647 ipm), аддиктивный (7,496 ipm), полезависимость (7,496 ipm) и др. Для таких лексем морфологический анализ выполнялся вручную.
Можно отметить существенное увеличение частотности слов, записанных латиницей, что связано с расширением заграничных контактов отечественных ученых и большей ориентацией на западные
97
источники. Среди таких слов частотность снизилась только у Leipzig[7] – в 10 раз в связи с исчезновением ГДР; аббревиатуры, связанные с Интернетом, – html, http – вообще не употреблялись в 1980-е гг. (частотность менее 200). Снизилось упоминание артефактов советской эпохи (например, КПСС) и авторитетов тех времен – Энгельс, Ленин, Макаренко, а также утвержденных педагогических авторитетов – Сухомлинский, Ушинский – и наоборот, возросло количество упоминаний таких «неблагонадежных» имен, как Мандельштам. Анализ изменения частотности имен нарицательных может представлять особый интерес для профессиональных психологов, однако он выходит за рамки данной статьи; можно отметить только снижение количества упоминаний таких реалий советской эпохи, как бригада, коллектив, коммунист, коммунистический, плакат, пленум, профориентация, и наоборот, возрастание использования слов, связанных с либерализацией общества: бизнес, божий, гуманитарный, депрессивный, занятость, индивидуализм, карьера, наркотик, ненависть, плюрализм, президент, толерантность, церковь, эмиграция.
Поскольку объем выборки достаточно большой и ее полный качественный анализ не представляется возможным, были отобраны однословные психологические термины, приведенные в Словаре психологических терминов журнала «Вопросы психологии». Наиболее частотные из них (в порядке убывания частоты): психология, человек, развитие, деятельность, психологический, личность, действие, обучение, анализ, задача, группа, наука, уровень, поведение, образ, качество, формирование, знание, социальный, теория, способность, структура, слово, понятие, общение, мышление, тип, значение. Все однословные термины были сведены в таблицу (ввиду ограниченности объема статьи в таблице приводятся лишь отдельные термины). В ней были выделены четыре группы, куда вошли термины:
1) частота употребления которых мало изменилась за период 1980–2010 гг.;
2) отсутствующие в выпусках журнала за 1980-е или за 2000-е гг. (помечены знаком +);
3) употребление которых возросло более чем в два раза с декады 1980–1989 по период 2000–2010 гг. (помечены знаком #);
4) употребление которых снизилось более чем вдвое за период 1980–2010 гг. (помечены знаком *).
Перейдем к анализу полученных результатов. В скобках будем приводить значения частот встречаемости терминов в 1980-е, 1990-е, 2000-е гг. В таблице представлены в том числе отдельные термины, частота которых значительно менялась (как в сторону возрастания, так и в сторону убывания) в указанные десятилетия. Полученные данные дают возможность выделить интересные тенденции в использовании тех или иных понятий в исторической перспективе.
В публикациях журнала находят отражение общемировые тенденции использования различных терминов. Это касается появления новых понятий (например, гемблинг – 0/0/29,93), а также динамики использования старых в тех случаях, когда они были забыты или находились «под запретом» (например, евгеника – 0/8,78/1,98, на которую было наложено своеобразное табу после того, как она стала основанием расовой политики нацистов; в наше время позитивная евгеника стала возрождаться, что нашло отражение и на страницах журнала).
Целый пласт терминов, получивших широкое распространение, связан с развитием и усилением роли практической и прикладной психологии в целом. Изучение общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем в психологии утратило
98
99
100
101
102
прежнюю значимость. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности и личностных трудностей людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач. Как справедливо отмечает А.Н. Занковский: «Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решении повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии» (2009, с. 5). Соответственно, использование «академических» терминов, связанных с изучением высших психических функций, заметно снизилось, например: синестезия (3,11/1,98/1,54), осязание (6,62/5,94/2,86), перцептивный (179,42/102,55/68,44), сенсорный (181,37/95,75/68,44), психофизика (33,31/13,88/8,14), утомление (56,89/ 13,03/13,86), диоптический (3,51/0/0,66), пороговый (25,72/13,31/3,96), привыкание (29,22/10,77/3,96), бинокулярный (19,48/ 0,85/1,54), восприятие (1033,66/738,51/ 659,93), порог (86,30/52,69/26,41), асимметрия (159,36/85,83/66,68). Напротив, термины, связанные с практической психологией, и в частности с разными направлениями психотерапии, получили широкое распространение в нашей стране (например, психотерапевтический – 55,13/127,48/139,29). К ним относятся и термины психодрамы: скрипт (0,20/7,08/17,16), сценарий (13,83/32,58/27,73), гиперопека (1,17/1,70/ 2,42).
Одним из доминирующих направлений современной психологии является когнитивная психология, что во многом обусловлено развитием компьютерных технологий, которые позволяют моделировать познавательные процессы человеческого мозга и дают много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека (Занковский, 2009). Соответственно в последние годы возросла частота упоминания таких понятий, как креативность (22,40/108,78/171,64), дилемма (5,46/11,05/12,54), локус (контроля) (9,93/29,18/41,59).
Кроме того, развитие психологии в эпоху постмодернизма связано с активным проникновением околонаучных, эзотерических, метафизических учений и понятий, а также с их использованием учеными при работе с глубинными человеческими проблемами. Об этой тенденции говорят возросшие частоты использования терминов: спиритуальный (0/3,97/0,22), духовность (4,29/50,99/28,17), трансцендентный (1,56/8,50/8,36), счастье (19,48/ 56,6/77,24).
Интересно проследить тенденции в представленности психоаналитической концепции в России. Она была одной из первых стран, где стали публиковаться переводы работ З. Фрейда; это произошло в самом начале ХХ в., однако позже здесь его же работы находились под запретом на протяжении примерно 60 лет. В течение длительного времени психоанализ ассоциировался с «буржуазной идеологией», сохранив этот ярлык вплоть до конца 1980-х гг. А начиная с 1990-х гг. имеет место неуклонный рост использования учеными терминов психоаналитической теории: нарциссический (0,58/1,42/17,38), катарсис (3,51/14,16/21,57), фобия (2,73/ 6,80/23,77), стыд (5,26/21,81/32,13), защита (54,55/139,66/152,72), вытеснение (8,18/36,54/ 18,70) и др.
Кардинальные изменения в российском обществе, произошедшие в исследуемый период, привели к открытию границ, что, с одной стороны, дало больше свободы, а с другой – заставило задуматься о психологическом отделении себя от других, обособлении, выстраивании границ личности, построении образа себя и осознании своей идентичности. Выросла актуальность таких понятий, как менталитет (0/21,53/23,33), самоотношение (1,95/15,30/56,33),
103
идентичность (32,73/156,65/422,28), этнос (0,78/ 43,06/34,99), толерантность (3,7/10,20/ 158,22).
Среди тенденций, проявляющихся в последние десятилетия, можно отметить возрастание роли психологии в гуманизации общества. Гуманистическая психология как направление в современной психологии так или иначе проявляется во всех отраслях психологии, акцентируя ценностный аспект работы психолога в любой сфере (Занковский, 2009). Эту тенденцию подтверждают возрастающие индексы использования следующих понятий: конгруэнтность (2,34/15,58/14,30), самоактуализация (22,60/26,91/61,61), смысл (612,87/951,54/1330,42).
Если в советское время существовали две основные концепции в отечественной психологии: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева, то в наше время более широкое распространение получила первая, поскольку именно она вызвала большой интерес и за рубежом. В то время как термины культурно-исторической концепции используются все чаще: культурно-исторический (36,24/147,31/248,00), знаково-символический (4,10/22,38/11,44), кризис (74,22/230,87/312,91), – термины, связанные с теорией деятельности, имеют снижающуюся частоту применения: мотив (691,97/372,23/336,90), потребность (865,74/550,70/417,44), операция (376,37/236,54/153,82), труд (1195,1/508,77/417,22), целеобразование (49,29/17,85/16,94), задача (3013,33/1627,47/1453,21).
Большой пласт терминов в российской и советской науке в рассматриваемые нами годы связан с теорией коллектива. В большинстве своем заметно угасание интереса к этим терминам: так, частота использования термина коллектив (732,10/230,31/117,07) снизилась в наибольшей степени из всех соответствующих терминов; реже стали упоминать и другие понятия, связанные с этой теорией: ценностно-ориентационный (15,40/1,42/5,28), кооперация (50,85/20,68/14,03), совместный (540,80/343,62/231,05).
Подводя итог, можно сказать, что с уходом коммунистической идеологии российская наука с годами постепенно подравнивается к общемировым тенденциям. Ее специфика становится менее явной, и интерес ученых фокусируется на тех проблемах, которые актуальны для психологии как мировой науки. Этот тренд находит свое отражение в новых исследованиях, а соответственно, и в публикациях журнала «Вопросы психологии».
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1969–1978. URL: http://bse.sci-lib.com/ article103303.html (дата обращения: 15.10.2015).
2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского. М.: АСТ-Пресс, 2010. 800 с.
3. Занковский А.Н. Введение в профессию: Учеб. пособ. М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009.
4. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособ. СПб.: Питер, 2005.
5. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. 1087 с.
6. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. 3-е изд., перераб. М.: Флинта; Наука, 2003.
6. Потемкин С.Б. Авторский корпус и словарь языка Антона Чехова // Труды международной конференции «Корпусная лингвистика – 2015». СПб.: Б.и., 2015. С. 382–389.
7. Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля. СПб.; М.: Тип. М.О. Вольфа. 1880–1882. URL:http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vdal&wi=118978 (дата обращения: 15.10.2015).
[1] Бóльшая часть материалов для нашего исследования размещена на сайте журнала «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru, где при поддержке РГНФ выставлены: полнотекстовая библиотека журнала «Вопросы психологии», включающая все его публикации за 1980–1999 гг. и снабженная предметным указателем, сведениями об авторах, перечнем рубрик и другими средствами поиска необходимого пользователю материала; частотный словарь употребления психологических терминов; а также связанный с полнотекстовой библиотекой словарь психологических терминов и частотный словарь их употребления.
[2] Корпус – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на некотором языке в электронной форме (URL: http:// www.ruscorpora.ru/corpora-intro.html).
[3] Словоформа – термин, обозначающий конкретное слово в конкретной грамматической форме (Большая советская энциклопедия, 1969–1978).
[4] Лемматизация – процесс приведения словоформы к лемме — ее нормальной (словарной) форме (см.: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лемматизация). Для существительного лемма – слово в именительном падеже, единственном числе, для прилагательных – слово мужского рода, единственного числа в именительном падеже, для глаголов – слово в инфинитиве.
[5] Омоним (муж., греч.) – одно и то же слово, в коем более одного смысла, значения (Толковый словарь… Даля, 1880–1882).
[6] Словоупотребление – это единица текста (слово или другой языковый или знаковый объект) от пробела до пробела (1-е значение) (Нелюбин, 2003).
[7] Названия городов присутствуют главным образом в пристатейных списках литературных источников.