Вопросы 
психологии   Содержания номеров журнала за 2022 г.
  Все публикации журнала за 1980 – 1999 гг.
  Архив. Компакт-диски. Сборники статей.
  Психологический словарь

English  
новости    научная жизнь   анонсы   прайс   о журнале   тематическая подборка статей

 

Анализ тенденций развития психологии на основе выявления динамики частоты использования психологических терминов

 

Потёмкин С.Б., Хасин Л.А., Хасина П.Л., Щедрина Е.В.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-12021

 

Для выявления тенденций развития российской психологической науки был разработан метод, основанный на изучении динамики частоты использования психологических терминов. С этой целью был составлен диахронический частотный словарь психологических терминов по корпусу научных публикаций журнала «Вопросы психологии» за период 1980–2010 гг. При этом были выделены четыре группы терминов: 1) отсутствующие в выпусках журнала за 1980-е или за 2000-е гг.; 2) те, употребление которых возросло более чем в два раза с декады 1980–1989 по период 2000–2010 гг.; 3) те, частота употребления которых мало изменилась за период 1980–2010 гг.; 4) употребление которых снизилось более чем вдвое за этот период. На основании полученных результатов делается заключение о том, что российская наука с годами все глубже интегрируется в мировую психологическую науку.

Ключевые слова: тенденции развития российской психологической науки, частотный словарь психологических терминов, журнал «Вопросы психологии», текстовый корпус.

 

Цель настоящей работы – разработка метода выявления тенденций развития российской психологии на основе изучения динамики частоты использования психологических терминов в научных публикациях журнала «Вопросы психологии» за период 1980–2010 гг. Выбор именно этого журнала основан на том, что он является старейшим научным периодическим изданием по психологии в нашей стране (в текущем году отмечалась юбилейная дата – 60 лет с момента выхода в свет первого номера журнала) и на сегодняшний день в соответствии с версией РИНЦ занимает первое место по Science Index среди отечественных научных изданий психологического профиля, а также по числу цитирований (65726); его место в общем рейтинге Science Index за 2013 г. – 72 (показатель – 2,557) (см.: URL: http://elibrary.ru/title_profile.asp?id=7712); журнал входит в списки Web of Science (см.: URL:http://scimagojr.com/journalsearch.php?q=00428841&tip=iss) и Scopus (см.: URL:http://uni.ulstu.ru/doc/Scopus_wos_rus_journals.xls). Такой высокий рейтинг журнала связан с тем, что «Вопросах психологии» публикуются прежде всего ведущие отечественные ученые, публикации которых наиболее адекватно отражают состояние дел в психологической науке.

Для реализации указанной выше цели на первом этапе был разработан словарь психологических терминов. Он был составлен на основе корпуса текстов, включающего все выпуски журнала «Вопросы психологии» с 1980 по 2010 г. включительно[1], т.е. за то время, когда произошли

 

96

 

коренные изменения всей экономической и политической жизни России. Это с неизбежностью привело к некоторому изменению состава лексики, что отражает тенденции развития российской психологической науки и является предметом настоящего исследования.

Был разработан сводный частотный словарь психологических терминов за 31 год издания с разбивкой на каждое десятилетие (период), включающий все выпуски журнала за 1980–1989, 1990–1999, 2000–2010 гг. Частотный словарь составлялся с использованием программной оболочки СУБД Microsoft Visual FoxPro методами, аналогичными описанным в работе С.Б. Потемкина (2015).

Текстовый корпус[2] включает 13,2 млн словоупотреблений. Для целей настоящего исследования рассматривается распределение по трем десятилетиям: 1980-е гг. – 5,2 млн словоупотреблений, 1990-е гг. – 3,5 млн, 2000-е гг. – 4,5 млн. Нас интересовало, употребление каких слов существенно снизилось или существенно повысилось за три десятилетия, какие новые слова вошли в обиход психологов и употребление каких слов прекратилось за этот период.

Работа над частотными словарями включала:

• выделение словоформ[3] с указанием источника (начальная страница статьи, содержащей словоформу, номер выпуска журнала – с №1 по № 6, год выпуска – с 1980 по 2010);

• лемматизацию[4] с частичным снятием омонимии[5];

• подсчет частотности лемм в каждой статье, суммирование частотности по каждому выпуску, году, десятилетию, подсчет общей частотности за весь указанный период;

• сравнение частотности лемм в корпусе журнала, приведенного к частотам на миллион словоупотреблений[6] (instances per million words, ipm), с частотным словарем общей лексики (Ляшевская, Шаров, 2009).

Лемматизация словоформ проводилась с использованием «Грамматического словаря русского языка» А.А. Зализняка (2010). В нем отсутствуют многие лексемы, встречающиеся в корпусе журнала «Вопросы психологии», – в основном психологические термины. Наиболее частотные среди таких терминов, которых нет ни в словаре А.А. Зализняка, ни в словаре О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова, – это когнитивный (460,338 ipm), саморегуляция (221,159 ipm), опросник (215,1578 ipm). Также отсутствуют в словаре Зализняка такие термины, как референтность (13,023 ipm), гиперактивность (7,647 ipm), аддиктивный (7,496 ipm), полезависимость (7,496 ipm) и др. Для таких лексем морфологический анализ выполнялся вручную.

Можно отметить существенное увеличение частотности слов, записанных латиницей, что связано с расширением заграничных контактов отечественных ученых и большей ориентацией на западные

 

97

 

источники. Среди таких слов частотность снизилась только у Leipzig[7] – в 10 раз в связи с исчезновением ГДР; аббревиатуры, связанные с Интернетом, – html, http – вообще не употреблялись в 1980-е гг. (частотность менее 200). Снизилось упоминание артефактов советской эпохи (например, КПСС) и авторитетов тех времен – Энгельс, Ленин, Макаренко, а также утвержденных педагогических авторитетов – Сухомлинский, Ушинский – и наоборот, возросло количество упоминаний таких «неблагонадежных» имен, как Мандельштам. Анализ изменения частотности имен нарицательных может представлять особый интерес для профессиональных психологов, однако он выходит за рамки данной статьи; можно отметить только снижение количества упоминаний таких реалий советской эпохи, как бригада, коллектив, коммунист, коммунистический, плакат, пленум, профориентация, и наоборот, возрастание использования слов, связанных с либерализацией общества: бизнес, божий, гуманитарный, депрессивный, занятость, индивидуализм, карьера, наркотик, ненависть, плюрализм, президент, толерантность, церковь, эмиграция.

Поскольку объем выборки достаточно большой и ее полный качественный анализ не представляется возможным, были отобраны однословные психологические термины, приведенные в Словаре психологических терминов журнала «Вопросы психологии». Наиболее частотные из них (в порядке убывания частоты): психология, человек, развитие, деятельность, психологический, личность, действие, обучение, анализ, задача, группа, наука, уровень, поведение, образ, качество, формирование, знание, социальный, теория, способность, структура, слово, понятие, общение, мышление, тип, значение. Все однословные термины были сведены в таблицу (ввиду ограниченности объема статьи в таблице приводятся лишь отдельные термины). В ней были выделены четыре группы, куда вошли термины:

1) частота употребления которых мало изменилась за период 1980–2010 гг.;

2) отсутствующие в выпусках журнала за 1980-е или за 2000-е гг. (помечены знаком +);

3) употребление которых возросло более чем в два раза с декады 1980–1989 по период 2000–2010 гг. (помечены знаком #);

4) употребление которых снизилось более чем вдвое за период 1980–2010 гг. (помечены знаком *).

Перейдем к анализу полученных результатов. В скобках будем приводить значения частот встречаемости терминов в 1980-е, 1990-е, 2000-е гг. В таблице представлены в том числе отдельные термины, частота которых значительно менялась (как в сторону возрастания, так и в сторону убывания) в указанные десятилетия. Полученные данные дают возможность выделить интересные тенденции в использовании тех или иных понятий в исторической перспективе.

В публикациях журнала находят отражение общемировые тенденции использования различных терминов. Это касается появления новых понятий (например, гемблинг – 0/0/29,93), а также динамики использования старых в тех случаях, когда они были забыты или находились «под запретом» (например, евгеника – 0/8,78/1,98, на которую было наложено своеобразное табу после того, как она стала основанием расовой политики нацистов; в наше время позитивная евгеника стала возрождаться, что нашло отражение и на страницах журнала).

Целый пласт терминов, получивших широкое распространение, связан с развитием и усилением роли практической и прикладной психологии в целом. Изучение общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем в психологии утратило

 

98

 

 

99

 

 

100

 

 

101

 

 

102

 

прежнюю значимость. Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности и личностных трудностей людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач. Как справедливо отмечает А.Н. Занковский: «Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решении повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии» (2009, с. 5). Соответственно, использование «академических» терминов, связанных с изучением высших психических функций, заметно снизилось, например: синестезия (3,11/1,98/1,54), осязание (6,62/5,94/2,86), перцептивный (179,42/102,55/68,44), сенсорный (181,37/95,75/68,44), психофизика (33,31/13,88/8,14), утомление (56,89/ 13,03/13,86), диоптический (3,51/0/0,66), пороговый (25,72/13,31/3,96), привыкание (29,22/10,77/3,96), бинокулярный (19,48/ 0,85/1,54), восприятие (1033,66/738,51/ 659,93), порог (86,30/52,69/26,41), асимметрия (159,36/85,83/66,68). Напротив, термины, связанные с практической психологией, и в частности с разными направлениями психотерапии, получили широкое распространение в нашей стране (например, психотерапевтический – 55,13/127,48/139,29). К ним относятся и термины психодрамы: скрипт (0,20/7,08/17,16), сценарий (13,83/32,58/27,73), гиперопека (1,17/1,70/ 2,42).

Одним из доминирующих направлений современной психологии является когнитивная психология, что во многом обусловлено развитием компьютерных технологий, которые позволяют моделировать познавательные процессы человеческого мозга и дают много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека (Занковский, 2009). Соответственно в последние годы возросла частота упоминания таких понятий, как креативность (22,40/108,78/171,64), дилемма (5,46/11,05/12,54), локус (контроля) (9,93/29,18/41,59).

Кроме того, развитие психологии в эпоху постмодернизма связано с активным проникновением околонаучных, эзотерических, метафизических учений и понятий, а также с их использованием учеными при работе с глубинными человеческими проблемами. Об этой тенденции говорят возросшие частоты использования терминов: спиритуальный (0/3,97/0,22), духовность (4,29/50,99/28,17), трансцендентный (1,56/8,50/8,36), счастье (19,48/ 56,6/77,24).

Интересно проследить тенденции в представленности психоаналитической концепции в России. Она была одной из первых стран, где стали публиковаться переводы работ З. Фрейда; это произошло в самом начале ХХ в., однако позже здесь его же работы находились под запретом на протяжении примерно 60 лет. В течение длительного времени психоанализ ассоциировался с «буржуазной идеологией», сохранив этот ярлык вплоть до конца 1980-х гг. А начиная с 1990-х гг. имеет место неуклонный рост использования учеными терминов психоаналитической теории: нарциссический (0,58/1,42/17,38), катарсис (3,51/14,16/21,57), фобия (2,73/ 6,80/23,77), стыд (5,26/21,81/32,13), защита (54,55/139,66/152,72), вытеснение (8,18/36,54/ 18,70) и др.

Кардинальные изменения в российском обществе, произошедшие в исследуемый период, привели к открытию границ, что, с одной стороны, дало больше свободы, а с другой – заставило задуматься о психологическом отделении себя от других, обособлении, выстраивании границ личности, построении образа себя и осознании своей идентичности. Выросла актуальность таких понятий, как менталитет (0/21,53/23,33), самоотношение (1,95/15,30/56,33),

 

103

 

идентичность (32,73/156,65/422,28), этнос (0,78/ 43,06/34,99), толерантность (3,7/10,20/ 158,22).

Среди тенденций, проявляющихся в последние десятилетия, можно отметить возрастание роли психологии в гуманизации общества. Гуманистическая психология как направление в современной психологии так или иначе проявляется во всех отраслях психологии, акцентируя ценностный аспект работы психолога в любой сфере (Занковский, 2009). Эту тенденцию подтверждают возрастающие индексы использования следующих понятий: конгруэнтность (2,34/15,58/14,30), самоактуализация (22,60/26,91/61,61), смысл (612,87/951,54/1330,42).

Если в советское время существовали две основные концепции в отечественной психологии: культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева, то в наше время более широкое распространение получила первая, поскольку именно она вызвала большой интерес и за рубежом. В то время как термины культурно-исторической концепции используются все чаще: культурно-исторический (36,24/147,31/248,00), знаково-символический (4,10/22,38/11,44), кризис (74,22/230,87/312,91), – термины, связанные с теорией деятельности, имеют снижающуюся частоту применения: мотив (691,97/372,23/336,90), потребность (865,74/550,70/417,44), операция (376,37/236,54/153,82), труд (1195,1/508,77/417,22), целеобразование (49,29/17,85/16,94), задача (3013,33/1627,47/1453,21).

Большой пласт терминов в российской и советской науке в рассматриваемые нами годы связан с теорией коллектива. В большинстве своем заметно угасание интереса к этим терминам: так, частота использования термина коллектив (732,10/230,31/117,07) снизилась в наибольшей степени из всех соответствующих терминов; реже стали упоминать и другие понятия, связанные с этой теорией: ценностно-ориентационный (15,40/1,42/5,28), кооперация (50,85/20,68/14,03), совместный (540,80/343,62/231,05).

Подводя итог, можно сказать, что с уходом коммунистической идеологии российская наука с годами постепенно подравнивается к общемировым тенденциям. Ее специфика становится менее явной, и интерес ученых фокусируется на тех проблемах, которые актуальны для психологии как мировой науки. Этот тренд находит свое отражение в новых исследованиях, а соответственно, и в публикациях журнала «Вопросы психологии».

 

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1969–1978. URL: http://bse.sci-lib.com/ article103303.html (дата обращения: 15.10.2015).

2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского. М.: АСТ-Пресс, 2010. 800 с.

3. Занковский А.Н. Введение в профессию: Учеб. пособ. М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009.

4. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособ. СПб.: Питер, 2005.

5. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. 1087 с.

6. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. 3-е изд., перераб. М.: Флинта; Наука, 2003.

6. Потемкин С.Б. Авторский корпус и словарь языка Антона Чехова // Труды международной конференции «Корпусная лингвистика – 2015». СПб.: Б.и., 2015. С. 382–389.

7. Толковый словарь живаго великорусскаго языка Владимiра Даля. СПб.; М.: Тип. М.О. Вольфа. 1880–1882. URL:http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068&di=vdal&wi=118978 (дата обращения: 15.10.2015).



[1] Бóльшая часть материалов для нашего исследования размещена на сайте журнала «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru, где при поддержке РГНФ выставлены: полнотекстовая библиотека журнала «Вопросы психологии», включающая все его публикации за 1980–1999 гг. и снабженная предметным указателем, сведениями об авторах, перечнем рубрик и другими средствами поиска необходимого пользователю материала; частотный словарь употребления психологических терминов; а также связанный с полнотекстовой библиотекой словарь психологических терминов и частотный словарь их употребления.

[2] Корпус – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на некотором языке в электронной форме (URL: http:// www.ruscorpora.ru/corpora-intro.html).

[3] Словоформа – термин, обозначающий конкретное слово в конкретной грамматической форме (Большая советская энциклопедия, 1969–1978).

[4] Лемматизация – процесс приведения словоформы к лемме — ее нормальной (словарной) форме (см.: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лемматизация). Для существительного лемма – слово в именительном падеже, единственном числе, для прилагательных – слово мужского рода, единственного числа в именительном падеже, для глаголов – слово в инфинитиве.

[5] Омоним (муж., греч.) – одно и то же слово, в коем более одного смысла, значения (Толковый словарь… Даля, 1880–1882).

[6] Словоупотребление – это единица текста (слово или другой языковый или знаковый объект) от пробела до пробела (1-е значение) (Нелюбин, 2003).

[7] Названия городов присутствуют главным образом в пристатейных списках литературных источников.