24
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОБРАЗНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО И ВЕРБАЛЬНОГО
МЫШЛЕНИЯ
Е.В. ЗАИКА
В различных
вариантах игрового тренинга познавательных процессов у школьников упор обычно
делается на развитие вербального мышления [1 – 3].
Это вполне правомерно, поскольку, во-первых, основная часть усваиваемого
учебного материала представлена в вербальной форме и, во-вторых, недостаточное
развитие именно вербального мышления создает наибольшие трудности для усвоения
учащимися школьной программы. Вместе с тем немалую роль в обучении играет и
образно-пространственное мышление, особенно при усвоении знаний и умений по
геометрии, географии и черчению, и нередко именно его недостаточное развитие
препятствует Полноценному усвоению учебного материала школьниками.
Предлагаемый ниже комплекс
упражнений, выполняемых в форме игр и развлечений, направлен на формирование
образно-пространственного мышления в его постоянном диалоге, непрерывном
взаимодействии и взаимопереходах с вербальным. Такое взаимодействие
обеспечивается тем, что ребенок, выполняя различные образно-пространственные
преобразования во внутреннем плане действия, все время вынужден оперировать
вербальной (цифровой и словесной) информацией, выступающей основой для
пространственных перемещений и фиксации их промежуточных и конечных
результатов.
Чрезвычайная
ценность такого рода упражнений обусловлена не только их ролью в формировании
образно- пространственного мышления и его взаимосвязи с вербальным, но и тем,
что на психофизиологическом уровне они способствуют развитию взаимодействия и
координации в работе двух полушарий коры головного мозга: левого
(преимущественно вербального) и правого (преимущественно образно-пространственного)
[4]. Организация такого межполушарного
взаимодействия (достигаемая тем, что ученик упражняется в выполнении заданий,
требующих постоянного совмещения или чередования в микро интервалах времени
операций, осуществляемых то одним, то другим полушарием) приводит к тому, что у
ребенка не только формируются функции
25
правого
полушария (что важно само по себе, так как их развитию при традиционном
школьном обучении не уделяется должного внимания [5], [6]), но и сразу же налаживается
эффективный контакт обоих полушарий, способность к быстрому и устойчивому
обмену информацией между ними. Показательно, что при выполнении именно такого
типа заданий у испытуемых отмечается, по данным ЭЭГ, одновременная активизация
функционирования многочисленных участков коры и левого, и правого полушарий [4].
Упражнения проводятся с
группой из 3 – 6 человек. Первоначально все задания излагаются и выполняются во
внешней, материальной или материализованной форме (ребята записывают условия
заданий, зарисовывают все выполняемые преобразования и при выполнении
последующих действий опираются на зафиксированные ими в наглядной форме
результаты предыдущих). Затем по мере освоения и сокращения этих внешних
действий постепенно вводится требование выполнять их строго во внутреннем плане
действия, в уме, причем сначала – с опорой на зрительно воспринимаемые
некоторые элементы условий задач (цифры, буквы, оси координат и пр.), а потом и
без них. Подчеркнем, что основную ценность представляют задания, выполняемые
сугубо во внутреннем плане, так как именно они дают наибольший развивающий
эффект. Однако в случаях затруднений выполнения заданий в уме они тут же
переводятся во внешний план и на нем разбираются и корректируются все
допущенные ошибки. Игры проводятся в занимательной форме с включением элементов
соревновательности (см. [1], [2]).
Перемещения на плоскости. Зачитывается ряд из 4 – 6 цифр, например: 5, 6, 8,
9, 4, 7. Эти цифры обозначают количество шагов (или метров), на которые
перемещается некоторое воображаемое лицо, двигаясь от фиксированной исходной
точки в последовательности: вперед – вправо – назад – влево – вперед – вправо и
т.д. (рис. 1). Такие перемещения надо совершать мысленно, стараясь как можно
точнее учитывать длину каждого отрезка и соотношения между ними. При этом и
названные цифры, и промежуточные конфигурации отрезков удерживаются в памяти.
Ответ дается в виде рисунка двух точек: исходной и конечной, с точным
соблюдением масштаба места положения конечной точки относительно исходной.
Правильность ответа определяется через сопоставление с эталоном, тут же
вычерчиваемым самими детьми в форме внешних действий. Победитель – тот, кто
указал расположение точек, наиболее близкое к эталонному.
Перемещение по сторонам света. Зачитывается ряд из 3 – 4
букв и стольких же цифр. Используются только буквы С, Ю, 3 и В, обозначающие
стороны света. Услышав, например, ряд Ю – 3 – В, 6 – 2 – 8, ребенок мысленно
должен построить общий маршрут перемещения некоторого воображаемого лица в
соответствии с заданным порядком букв (рис. 2), а затем придать каждой линии
26
длину, соответствующую
последовательности цифр. Указать следует лишь конечную точку перемещений по
отношению к исходной.
Ответ:
Перемещения в пространстве. В этом упражнении вдобавок к
четырем направлениям на плоскости (север, юг, запад, восток) используются еще и
два направления в пространстве: вверх, вниз. Игрокам прочитываются (сначала
медленно, потом быстрее) ряды, подобные следующему: юг – 8, восток – 3, вверх –
5, запад – 8, вниз – 9 и т.д. Испытуемый должен мысленно перемещаться в этих
направлениях от некоторой фиксированной точки на горизонтальной плоскости.
Наибольшая
эффективность выполнения задания достигается тогда, когда испытуемый мысленно
перемещается лишь в направлениях на плоскости (как в двух предыдущих
упражнениях), а перемещения вверх и вниз отслеживает отдельно, удерживая в
памяти их результаты. Так, в нашем примере этапы «вверх – 5» и «вниз – 9»
выполняются отдельно, как бы параллельно с общим ходом перемещений: просто
запоминается число +5, затем из него вычитается 9 и удерживается в памяти – 4.
Ответ выдается
в виде положения конечной точки перемещения относительно начальной (как в
предыдущих заданиях), а рядом записывается число, указывающее третью –
пространственную – координату, например -4, что значит: вниз на 4 единицы.
Применение правила «левой руки». Используется известное в
физике правило определения направления силы, действующей на проводник,
находящийся в магнитном поле: если распрямленные пальцы левой руки расположить
по направлению тока в проводнике (от «плюса» к «минусу») и повернуть ее так,
чтобы в ладонь входили силовые линии магнитного поля, то оттопыренный большой
палец укажет на направление силы, действующей на проводник со стороны этого
магнитного поля.
В начале
игрокам задают направления тока и силовых линий магнитного поля и просят,
мысленно проделав описанные манипуляции, определить направление выталкивания проводника,
например: «Ток идет от вас влево, силовые линии магнитного поля направлены
снизу вверх» (правильный ответ: проводник выталкивается вперед, или от меня);
«Плюс внизу, магнитное поле действует справа налево» (ответ: назад, или на
меня).
Затем решаются
обратные задачи, когда известны направление выталкивания проводника и,
например, направленность магнитного поля, а надо определить направление тока:
«Проводник выталкивается вниз, силовые линии магнитного поля входят спереди»
(ответ: ток идет слева направо) или «Проводник выталкивается вверх, плюс
справа» (ответ: магнитные силовые линии идут спереди назад, или на меня). Чтобы
стимулировать действия игроков именно во внутреннем плане, можно жестко
потребовать, чтобы левая рука у всех
27
лежала на парте
или, еще лучше, чтобы они на ней сидели. Правой же рукой можно в этом случае
быстро записывать ответы, если предъявляется целая серия таких задач.
Сравнение двух прямоугольников. Называются четыре цифры, например: 5, 8, 7, 3.
Требуется мысленно построить два прямоугольника со сторонами 5х8 и 7хЗ и как
можно быстрее определить, поместится ли один из них внутри другого, не выступая
за стороны последнего, при условии, что прямоугольники можно поворачивать в
плоскости листа. Затем надо быстро построить также мысленно два других
прямоугольника, но теперь для длин их сторон берутся из исходного ряда цифры
через одну: 5х7 и 8хЗ. Ответ надо дать в виде пар слов: да – да, да – нет, нет
– нет, нет – да, обозначающих, вкладываются ли один в другой два прямоугольника
в первом случае и во втором (в нашем примере правильный ответ: «да – нет»).
Побеждает тот, кто допускает наименьшее количество ошибок и быстрее всех
называет правильные ответы. На начальных этапах освоения этого упражнения
ответы на первую и вторую его части можно давать раздельно, на заключительных –
только вместе. В этом и последующих упражнениях желательно (особенно на первых
этапах усвоения) вводить какой-либо сюжет, придающий осмысленность выполняемым
с прямоугольниками манипуляциям, например: войдет ли картина такого-то размера
в такую-то рамку; можно ли книгой такого-то размера прикрыть другую такую-то;
можно ли на таком-то участке земли построить дом такого-то размера; в такую-то
нишу вставить такую-то плиту?
Сравнение трех
прямоугольников.
Называются шесть цифр
(или три двузначных числа), например: 78, 52, 43. Требуется поочередно сравнить
три пары прямоугольников со сторонами: 1) 7х8 и 5х2; 2) 7х8 и 4хЗ; 3) 5х2 и
4хЗ, определяя, может ли один из них полностью поместиться в другом. Выполнив в
уме все необходимые построения, надо быстро и слитно произнести три слова, в
данном примере: «да – да – нет».
Вкладывание двух прямоугольников в один большой. Называются шесть цифр или
три двузначных числа (см. предыдущее упражнение). Требуется мысленно построить
три прямоугольника со сторонами 7х8, 5х2 и 4хЗ и определить, могут ли быть два
из них, небольшие, помещены в третий, большой, так, чтобы их края не выступали
за его стороны. Выполняя это задание, прямоугольники можно поворачивать в
плоскости листа, но так, чтобы их стороны сохраняли горизонтальное и
вертикальное направления (рис. 3). Ответить надо только одним словом: «да»
(вкладываются) или «нет». В случае, если стороны прямоугольников располагаются
лишь впритык (например, меньшие прямоугольники со сторонами 3 и 5 вкладываются
в большой со стороной 8), к слову «да» обязательно добавляется «впритык».
28
Определение числа маленьких прямоугольников,
вмещающихся в большой. Называется ряд из четырех чисел, например: 5, 8, 4, 3. Первые два обозначают
стороны большего прямоугольника: 5х8, вторые – меньшего: Зх4. Нужно мысленно
представить себе их и попытаться вложить меньший в больший; если получится, то
надо определить, сколько всего меньших прямоугольников: один, два, три – могут
вместиться в большом. При этом их можно поворачивать на 90'. Ответить следует
лишь одним словом: «ноль» (ни один), «один», «два», «три». В нашем примере
верный ответ «два».
Определение числа квадратов, вмещающихся в
прямоугольник. Услышав ряд из четырех чисел, например: 5, 8, 4, 3, которые обозначают
длину сторон двух прямоугольников, следует мысленно построить больший из них:
5х8 – и вместить в него меньший: 4хЗ. Затем следует попытаться расположить
меньший прямоугольник в большем так, чтобы в него (в больший) поместилось еще и
как можно больше квадратов со сторонами 2х2. Проделав все эти построения и
подсчеты во внутреннем плане действия, надо назвать лишь количество
дополнительно вмещающихся в прямоугольник квадратов: «ноль», «один», «два» и
т.д. В нашем примере расположим больший прямоугольник так, чтобы сторона в 8
единиц была горизонтальной, а сторона в 5 – вертикальной. Поместим в него
меньший прямоугольник так, чтобы сторона в 4 единицы была горизонтальной, а в 3
– вертикальной, и придвинем его впритык в левый (или правый) нижний угол
большего. Тогда в свободное место над маленьким прямоугольником поместятся два
квадрата 2х2, а справа от него –
четыре таких же квадрата (рис. 4). Вариант: меньший прямоугольник в верхнем
левом или правом углу. Следовательно, ответ должен быть: «шесть».
Рис. 4
Вписывание параллелепипедов. Называется ряд из шести цифр, например: 5, 8, 2, 3,
4, 6. Первые три числа рассматриваются как стороны первого параллелепипеда
(5х8х2), вторые – второго. Мысленно построив их и попытавшись поместить один в
другой (при этом их можно как угодно поворачивать), надо дать ответ,
вписываются ли они один в другой (да или нет) и какой в какой (первый во второй
или второй в первый). В нашем случае правильный ответ «нет», потому что ни при
каких поворотах ни один из них не вписывается (не вкладывается) в другой
полностью.
Затем, исходя
из того же ряда цифр, следует рассматривать три числа, стоящие на нечетных
местах (первом, третьем и пятом) как стороны одного, «нечетного»
параллелепипеда: 5х2х4, а стоящие на четных местах – другого, «четного»: 8хЗх6.
Мысленно построив их и попытавшись вместить один в другой, следует дать четкий
ответ о возможности их
29
вписывания. В нашем случае
верный ответ: «да, нечетный в четный».
По мере приобретения
достаточного опыта в выполнении этого задания обе его части следует не
разделять во времени, добиваясь от игроков ответа сразу о двух парах
параллелепипедов.
Выявление пересекающихся отрезков. Медленно зачитывается ряд из
восьми цифр со стоящими перед ними знаками, например: – 2, +5, +6, – 3, –5, –
4, +4, –3. Каждая пара цифр обозначает координаты точки в прямоугольной системе
координат (абсциссу и ординату). Первая точка (– 2, +5) мысленно соединяется
отрезком со второй (+6, –3), а третья – с четвертой (рис. 5). Надо определить,
пересекаются ли отрезки, и ответить одним словом: «да» или «нет». На начальных
этапах освоения упражнения ученики могут иметь перед глазами оси координат, на
последующих эта зрительная опора устраняется. По мере достижения стабильного
успеха в выполнении упражнения скорость прочитывания восьми цифр все более
возрастает.
Рис.5
Определение формы треугольника. Зачитывается ряд из шести цифр со знаками, например:
– 7, +2, – 3, +6, -1, – 5. В представляемой прямоугольной системе координат
мысленно строится треугольник с координатами вершин ( – 7, +2), ( – 3, +6) и (
– 5, – 1) (рис. 6). Затем быстро зарисовывается конфигурация получившегося
треугольника на листке с системой координат. Ответ сравнивается с построенным
во внешнем плане эталонным треугольником; побеждает тот, у кого расхождение
минимально. При сравнении особенно обращается внимание на соблюдение пропорций
(подобие).
Ответ:
Опыт работы
школьных психологов Харькова и области свидетельствует о том, что описанные
упражнения дают две основные группы эффектов: общие и специфические. Общие,
наиболее ценные, эффекты касаются развития и совершенствования различных
аспектов образно-пространственного мышления,
30
в первую
очередь способности легко выполнять во внутреннем плане различные манипуляции с
образами и их перемещения, а также взаимосвязи развития
образно-пространственного мышления с вербальным мышлением, в частности,
способности быстро выполнять умственные действия, требующие одновременного
использования и преобразования как образно-пространственной, так и вербальной
информации. Эти способности, сформировавшись, проявляются впоследствии и на
любом другом материале, независимо от его конкретного предметного содержания:
при выполнении тестов на образное мышление, при построении проекций объекта и
объекта по проекциям на уроках черчения и др.
Специфические
же эффекты заключаются в чрезвычайно быстром и легком формировании, шлифовке и
упрочении ряда частных учебных умений и навыков, которые без этих упражнений
нередко достигаются лишь после больших и длительных усилий: моментальное
ориентирование в сторонах света (география), быстрое применение
электромагнитных законов (физика), легкая ориентировка в системе координат,
быстрая визуализация геометрических фигур и тел при знании их размеров и
манипулирование ими (геометрия).
1. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего
плана действий школьников // Вопр. психол.
1994. № 5. С. 60 – 68.
2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр
для развития мышления учащихся // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 86 – 92.
3. Заика
Е.В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся // Вопр.
психол. 1991. № 6. С. 83 – 88.
4. Заика Е.В., Церковный А.А., Церковная М.В. Функциональные
асимметрии мозга человека: методы исследования и результаты. Харьков, 1992.
5. Кудрявцев Т.В. Психология технического
мышления. Процесс и способы решения технических задач. М., 1975.
6. Якиманская И.С. Развитие пространственного
мышления школьников. М., 1980.
Поступила в редакцню 20ЛХ 1995 г.