Василюк

К 60-ЛЕТИЮ Ф.Е. ВАСИЛЮКА

 

28 сентября 2013 г. исполнилось 60 лет Федору Ефимовичу Василюку – доктору психологических наук, заведующему кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, профессору факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, главному научному сотруднику лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИ РАО.

Ф.Е. Василюк родился и вырос в г. Донецке, на Украине. В детстве он проявлял способности к точным наукам, учился в школе с углубленным изучением математики и физики, играл в шахматы. Ему также были интересны философия, литература, поэзия. При этом значительную часть времени он посвящал спорту, любил плавание, футбол, настольный теннис, имел II разряд по акробатике и I – по волейболу.

Известно, что такие разносторонние интересы зачастую создают немалые трудности при выборе будущего профессионального пути, и, как нередко бывает, первое решение принимается в силу сложившейся семейной традиции. Родители Ф.Е. Василюка – Нина Павловна и Ефим Григорьевич были геологами, страстно и глубоко увлеченными своим делом. Нина Павловна также преподавала в вузе. Они с детства брали сына «в поле» – на летнюю студенческую практику, в экспедиции. Творческое, непринужденное, живое общение в студенческо-преподавательской среде развивало вкус и талант к будущей педагогической деятельности.

Итак, продолжая их путь, в 1970 г. после окончания школы Ф.Е. Василюк стал студентом геолого-маркшейдерского факультета Донецкого политехнического института. Однако через два года он принял непростое решение кардинально изменить судьбу и поступил на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Учился он с азартом, принимал участие в студенческих конференциях, психологических школах, в работе знаменитого методологического кружка Г.П. Щедровицкого.

Свою первую курсовую работу Ф.Е. Василюк писал у О.К. Тихомирова, а позже его научными руководителями были сначала В.Я. Дубровский, а затем А.Г. Асмолов. Они навсегда вошли в дорогой для него круг учителей, старших товарищей и коллег вместе с Б.С. Братусем, О.И. Генисаретским, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петуховым, А.А. Пузыреем и А.А. Тюковым, но особое место среди них принадлежит А.Н. Леонтьеву, который в 1978 г. принял Ф.Е. Василюка в аспирантуру и стал научным руководителем его кандидатской диссертации, и В.П. Зинченко, продолжившему это руководство после кончины А.Н. Леонтьева.

Несколько ранее В.П. Зинченко, в те годы заведующий кафедрой инженерной психологии, отметил еще студенческую работу Ф.Е. Василюка, посвященную концепции Н.А. Бернштейна. Позднее эта работа «От Павлова к Бернштейну» в качестве одной из глав войдет в монографию Ф.Е. Василюка «Методологический анализ в психологии» (М.: МГППУ; Смысл, 2003).

После защиты Ф.Е. Василюком в 1981 г. кандидатской диссертации «Психологический анализ преодоления критических ситуаций» В.П.Зинченко деятельно способствовал ее изданию. Так появилась книга «Психология переживания» (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984), которая сразу сделала ее тридцатилетнего автора знаменитым не только в отечественном научном сообществе, но и далеко за его пределами. В ней вводятся несколько новых категорий и понятий, важнейшими из которых являются категория переживания как особой формы душевной работы по преодолению критических жизненных ситуаций, а также понятие жизненного мира, открывающее экзистенциально-феноменологическое измерение в теории деятельности А.Н. Леонтьева. В книге также описаны закономерности, которым подчиняются процессы переживания, и убедительно показана их культурно-историческая опосредованность. Эта работа привела самого автора к осознанию того, что развитие теории переживания невозможно без овладения практикой психологической помощи. В те годы Ф.Е. Василюк уже работал в Крымской областной психиатрической больнице под Симферополем и активно занимался групповой и индивидуальной психотерапией, самостоятельно обучаясь этому, как было в то время принято, по книгам и у коллег.

Между тем наступало благодатное время для развития психологической практики. С началом перестройки открылись границы и появились широкие возможности для приобщения к опыту мировой психотерапии.

Новым поворотным событием в жизни Ф.Е. Василюка оказались встреча с К. Роджерсом в 1986 г. и участие в его психотерапевтической группе. Тот личностный и профессиональный опыт, который Ф.Е. Василюк тогда приобрел, стал одной из основ его будущего оригинального подхода в области психологической помощи, получившего название понимающей психотерапии.

Практическая деятельность, в которую Ф.Е. Василюк был погружен в тот период, продолжала сопровождаться напряженной теоретической работой. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. он опубликовал несколько важных статей, среди которых «К проблеме единства общей психологии» (Вопр. филос. 1986. № 10), «Уровни построения переживания и методы психологической помощи» (Вопр. психол. 1988. № 5), «От психологической практики к психотехнической теории» (Моск. психотер. журн. 1992. № 1), «Методологический смысл психологического схизиса» (Вопр. психол. 1996. № 6) и «Структура образа» (Вопр. психол. 1993. № 5). Последняя для автора является особенно ценной. В ней представлена эвристичная модель образа сознания – психосемиотический тетраэдр, которая открывает большие возможности для психодиагностики, описания различных феноменов сознания, развития теории и техники психотерапии. Впоследствии она нашла свое применение не только в психологии, но также в филологии и лингвистике.

В 1989 г. Ф.Е. Василюк был приглашен на работу в Москву, в Институт человека Академии наук СССР. Эти полные новых возможностей перестроечные годы помогли раскрыться и новым способностям. Имея опыт организации психологической консультации в Симферополе, он создал в Москве Центр психологии и психотерапии, участвовал в проведении двух международных конференций, начал издавать «Московский психотерапевтический журнал», возглавил лабораторию научных основ психотерапии ПИ РАО, разработал концепцию обучения психологическому консультированию и создал факультет психологического консультирования в МГППУ, который возглавлял с 1997 по 2012 г.

В этот особенно плодотворный период наряду с организационной, консультативной и научной деятельностью Ф.Е. Василюк начал активно преподавать. Его преподавательская манера – живая, образная, остроумная, афористичная. Все курсы его лекций так или иначе связаны с теорией переживания и техникой психологического консультирования, но особо стоит отметить «Мастерскую по понимающей психотерапии». Структура, содержание и обучающие приемы мастерской проработаны с математической точностью и художественным изяществом. Они позволяют прожить и отрефлексировать различные аспекты терапевтического опыта, овладеть основами техники понимающей психотерапии и супервизии. Вместе с командой учеников и единомышленников Ф.Е. Василюк постоянно экспериментирует, используя все время новые, порой неожиданные, методы с элементами театрального, художественного или вокального творчества. Занятия в рамках своей мастерской он проводит не только в МГППУ, но и в других учебных заведениях Москвы, а также России, Латвии и Литвы.

Свой профессиональный опыт Ф.Е. Василюк обобщил в докторской диссертации «Понимающая психотерапия как психотехническая система», которую он защитил в 2007 г. Несмотря на фундаментальность данной работы, она не охватывает полностью весь спектр научных интересов автора. В нее не вошло одно из очень существенных направлений его поисков – христианская психология, которой посвящены целый ряд статей, докладов и книга «Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования)» (М.: Смысл, 2005). В ней поставлена проблема развития теории переживания в контексте христианского мировоззрения и сделан первый шаг к построению синергийной психотерапии. Термин синергийная психотерапия возник благодаря сотрудничеству с выдающимся философом и богословом С.С. Хоружим, развивающим новое направление – синергийную антропологию, основанную на осмыслении представлений о человеке и аскетического опыта в традиции православия. Ф.Е. Василюк является членом ученого совета Института синергийной антропологии, которым руководит С.С. Хоружий.

Говоря о связанной с христианством личной и профессиональной жизни Ф.Е. Василюка, необходимо упомянуть еще два имени, которые также входят в круг имен его учителей и наставников. Это архимандрит Виктор (Мамонтов) и митрополит Антоний Сурожский. Чрезвычайно значимым событием для Ф.Е. Василюка явилось его участие в ежегодной конференции Сурожской епархии в 2000 г. в Оксфорде, на которой он выступил с докладом «Исповедь и психотерапия» (Моск. психотер. журн. 2004. № 4).

Ф.Е. Василюк неоднократно принимал участие в различных мероприятиях, посвященных проблеме христианства и психологии. Среди тем, затронутых им в выступлениях, хочется отметить глубоко продуманную и прочувствованную им тему духовного совладания с кризисом как особого рода переживания, обладающего отличительными свойствами – чувством благодарности к Богу и к людям, соборного единения с ними и готовности к внутренним переменам (Духовное совладание// Церковь – Богочеловеческое общество: материалы конференции. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2013).

Вопросы христианской психологии и психотерапии на сегодняшний день являются для Ф.Е. Василюка наиболее актуальными, они находятся в самом центре его научных изысканий. Хочется пожелать ему на этом пути, как одному из первых «землепроходцев», открытия новых неизведанных и заманчивых территорий, сопереживания и понимания близких, друзей, коллег, а также творческих сил, энергии, телесной крепости. Многая лета!