К ЮБИЛЕЮ Т. Г. СТЕФАНЕНКО

 

Татьяна Гавриловна Стефаненко родилась 24 ноября 1949 г. в Москве. В 1967 г. окончила здесь среднюю школу, а в 1972 г. – исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, где специализировалась по кафедре этнографии. После получения диплома пришла на работу на факультет психологии МГУ, с которым связана вся ее дальнейшая научная деятельность; здесь она прошла путь от переводчика по хоздоговору до профессора, заведующего кафедрой социальной психологии (с 2006 г.).

С сентября 1982 г. Т.Г. Стефаненко работает на кафедре социальной психологии, на которой под научным руководством Г.М. Андреевой подготовила и в 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях».

В 1999 г. Т.Г. Стефаненко защитила докторскую диссертацию «Социальная психология этнической идентичности», в которой обосновала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма. В диссертационной работе обобщены результаты многолетних исследований, посвященных проблемам функционирования этнической идентичности, а также особенностям возрастного развития, историко-культурным свойствам этнических групп, характеристикам этноконтактной среды, языковой компетентности и другим факторам, оказывающим влияние на становление этнической идентичности. Исследования проводились с представителями различных этнических групп во многих регионах России, а также ближнего и дальнего зарубежья (Москве, Туле, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Белоруссии, Казахстане, США и Финляндии).

В последние годы Т.Г. Стефаненко участвовала в проектах Федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания» и в проекте сотрудничества ЕС и России (ТАСИС) «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России», являлась научным консультантом экспериментальной площадки в рамках городской программы «Москва многонациональная. Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». Она – постоянный участник многолетних совместных исследований факультета психологии МГУ, Хельсинкского университета и СУНИ (Университета штата Нью-Йорк).

Ею подготовлен ряд научных и научно-методических работ. Крупный вклад в отечественную науку внес ее учебник «Этнопсихология», выдержавший четыре издания (3-е издание – в серии «Классический университетский учебник» к 250-летию МГУ, 2004 г.; 4-е, дополненное издание – 2006, 2007, 2008). В соавторстве ею опубликовано несколько учебников и учебных пособий, в том числе «Психология развития» (2001, 2005), «Социальная психология в современном мире» (2002), «Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности» (2003), «Тренинг этнической толерантности для школьников» (2004), «Социальные трансформации в России» (2005), «Этнопсихология. Практикум» (2006, 2008).

Ее книги и статьи сочетают в себе фундаментальность рассмотрения научных проблем, точность приводимых исследовательских данных с простотой и логической стройностью изложения. Т.Г. Стефаненко внесла в отечественную психологическую науку масштабное поле зарубежных исследований, тщательно ею проанализированных и интегрированных в целостную концепцию этнической идентичности, методологической базой для которой выступили работы отечественной культурно-исторической школы, а также движение социального конструкционизма. Ее работы помогают проникнуть в сущность «души народа», процессов становления и переживания себя как представителя этнической группы, учат умению избегать предвзятости в оценке своей и других групп, находить пути толерантного отношения к человеку вне зависимости от его национальности.

Всего Т.Г. Стефаненко опубликовано более 90 работ, в том числе выполненных совместно с американскими, чешскими и финскими социальными психологами. Под ее руководством защищено девять кандидатских диссертаций по различным проблемам этнопсихологии. Т.Г. Стефаненко является членом ученого совета факультета психологии и двух докторских диссертационных советов, с 2000 г. – членом Российского психологического общества.

В общении с учениками и коллегами Татьяна Гавриловна сочетает добросердечие, открытость и уверенность наставника и руководителя. Ее неизменная интеллигентность является примером для учеников и предметом восхищения. Глубоко и широко владея теоретическими и экспериментальными методами психологического исследования, знаниями в области психологии, антропологии, этнографии, она с большим вниманием и заинтересованностью относится к идеям и исследованиям молодых сотрудников, поддерживая новые направления исследований и тщательно, требовательно обсуждая каждую статью, дипломную и диссертационную работу. Т.Г. Стефаненко поддерживает на кафедре атмосферу научного творчества и профессиональных достижений, предоставляя коллегам простор для разработки новых научных направлений, поощряя и налаживая сотрудничество с другими кафедрами, университетами и странами.

Коллеги и ученики Татьяны Гавриловны высоко ценят ее человеческие качества, научные труды, вклад в психологическую науку и от всей души желают ей счастья, здоровья и творческих успехов.