К 60-ЛЕТИЮ В.С. СОБКИНА

 

10 сентября 2008 г. исполнилось 60 лет Владимиру Самуиловичу Собкину — доктору психологических наук, профессору, академику РАО, директору Центра социологии образования.

В.С. Собкин родился в Москве в семье служащих (мать — Мириам Ефимовна Кривинская, кандидат химических наук, отец — Самуил Иссакович Собкин, металлург, кандидат технических наук, автор многочисленных изобретений). В 1967 г. поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет психологии. После его окончания проходил срочную службу в армии. В 1974 г. демобилизовавшись, поступил в НИИ художественного воспитания (НИИ ХВ АПН СССР) на должность младшего научного сотрудника в лабораторию социологических исследований.

За годы работы в этой лаборатории (1974—1983) В.С. Собкин принимал активное участие в проведении цикла социологических исследований, посвященных художественным интересам школьников. Им был разработан ряд оригинальных методик, направленных на диагностику уровня литературного развития учащихся, которые были апробированы в массовых социологических опросах. По материалам этих исследований в 1982 г. В.С. Собкин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников». Результаты диссертационного исследования послужили базой для последующих мониторинговых социологических опросов школьников, которые были проведены под его руководством в 1990— 2000-е гг.

В 1983 г. В.С. Собкин перешел в лабораторию «Воспитание школьников средствами кино и телевидения». Здесь он стал руководителем исследовательской группы по изучению отношения школьников к СМИ. Результаты этих работ были изложены в сборнике, вышедшем под его редакцией («Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа», 1989), и в статьях, опубликованных в различных журналах.

В 1987 г., в начале перестройки, В.С. Собкин вошел во Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК «Школа»). Он принимал участие в разработке «Концепции общего среднего образования», которая была одобрена на съезде работников образования СССР и принята Госкомитетом СССР по народному образованию. С 1988 г. он занимал должность заместителя руководителя ВНИК «Школа», а также руководил лабораторией педагогической социологии во ВНИКе.

В 1990 г. В.С. Собкин перешел в Центр педагогических инноваций АПН СССР, где под его руководством была организована лаборатория педагогической социологии. В 1991 г. он был назначен на должность заместителя директора Центра педагогических инноваций АПН СССР. В этот же период (1990— 1992) В.С. Собкин занимал должность советника министра образования РФ, являлся руководителем социологической службы и членом коллегии Министерства образования РФ.

В 1992 г. В.С. Собкин был избран членом-корреспондентом РАО. В том же году по его инициативе был создан Центр социологии образования РАО, который он возглавил как директор-организатор и которым руководит по настоящее время. ГУ ЦСО РАО является головной организацией по реализации комплексных программ РАО в области социологии образования. Под руководством В.С. Собкина был развернут цикл социологических исследований по целому ряду направлений — от разработки теоретических и методологических основ социологии образования до исследования социокультурных проблем дошкольного детства. Результаты этих исследований внедрены в научно-педагогическую практику, они способствуют повышению эффективности российского образования.

В 1997 г. В.С. Собкин защитил докторскую диссертацию на тему «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте», где были обобщены результаты проведенных им исследований по изучению типов социокультурного развития учащихся общеобразовательных школ, ПТУ и подростков с дефектами в развитии.

В.С. Собкин является руководителем и автором целого ряда уникальных научно-исследовательских проектов, выполненных в рамках федеральных целевых программ: «Развитие образования в России», «Дети России», «Дети Чернобыля», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 гг.)». Он являлся соруководителем международного проекта «Metopolis» (1991—1992), который был реализован в рамках сотрудничества Министерства образования РФ и Министерства культуры, науки и образования Нидерландов. По заказам различных министерств и ведомств Центр социологии образования выполняет большое число научно-прикладных исследований.

В.С. Собкин — автор более 350 научных трудов. Только за последние пять лет им издан ряд монографий, получивших высокую оценку научной и педагогической общественности: «Социология семейного воспитания: дошкольный возраст» (2002), «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре» (2003), «Подросток: виртуальность и социальная реальность» (2004), «Подросток: нормы, риски, девиации» (2005), «Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы» (2007) и др. Три его монографии переведены на английский язык и изданы за рубежом: A Sociocultural Analysis of Educational Situation in the Megalopolis (1996); The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations (1998); The Adolescent: Virtual and Social Reality (2004). За годы своей научной деятельности В.С. Собкин активно публиковался в ведущих отечественных научных журналах. Помимо многочисленных публикаций результаты своих исследований В.С. Собкин докладывал на большом числе общероссийских и международных конференций.

В 2001 г. В.С. Собкин был избран академиком Российской академии образования.

В.С. Собкин ведет большую работу по научному редактированию работ в области социальной и возрастной психологии, социологии образования. Под его редакцией вышло 11 томов в научной серии «Труды по социологии образования» и переводы монографий по социальным проблемам образования (П. Далина и В. Руста, 1994; Э. Дюркгейма, 1996; Т. Попкевица, 1998).

Под руководством В.С. Собкина Центр социологии образования РАО стал научным учреждением, в котором с высокой эффективностью разрабатываются проблемы социологии. Выполненные в этом центре работы получили признание научной и педагогической общественности; в 2001 г. центр был награжден премией Президента РФ в области образования. В июле 2008 г. ЦСО РАО преобразован в Институт социологии образования РАО.

Под научным руководством В.С. Собкина успешно защищено большое число кандидатских диссертаций по социальной психологии, возрастной психологии и педагогике, а также большое число дипломных работ в ведущих вузах страны. В.С. Собкин является членом советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций по психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова, МПГУ). Помимо этого он ведет большую педагогическую работу. Он читает авторские спецкурсы «Социология образования», «Методы социологических исследований», «Психология массового сознания», «Психология подросткового возраста», «Психология искусства») в различных вузах. В 2004 г. В.С. Собкину было присвоено ученое звание профессора по специальности психология личности, акмеология.

Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью В.С. Собкин активно участвует в общественной деятельности. С 2000 по 2008 г. он был председателем Экспертного совета по экспериментальной работе при Президиуме РАО, а в настоящее время является председателем секции по этнопсихологии Российского психологического общества, членом редсовета журналов «Вопросы психологии», «Вопросы психического здоровья детей и подростков» и ряда других специализированных изданий.

В.С. Собкин награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2004), медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» (2002), Премией Президента РФ в области образования за 2001 г., медалью К.Д. Ушинского (1998), золотой медалью «За достижения в науке» (2008), медалью им. Г.И. Челпанова («За вклад в развитие психологической науки») (2007).

В.С. Собкина ценят за научную принципиальность, целеустремленность, работоспособность. Сотрудники Центра социологии образования, многочисленные ученики, друзья, коллеги, редакционный совет и сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии» сердечно поздравляют Владимира Самуиловича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья для осуществления всех творческих и жизненных планов.