К 70-ЛЕТИЮ В.Д. ШАДРИКОВА

 

18 ноября 2009 г. исполнилось 70 лет Владимиру Дмитриевичу Шадрикову – доктору психологических наук, профессору, академику РАО, лидеру и одному из основателей ярославской психологической школы, широко известному в России и за рубежом руководителю и активному реформатору системы образования, много сделавшему для ее развития.

В.Д. Шадриков родился в г. Рыбинск Ярославской области. Отец – Дмитрий Иванович – работал мастером, заместителем начальника цеха машиностроения (опытное производство), мать – Ираида Константиновна – начинала свою трудовую деятельность контролером на Рыбинском авиационном заводе, в последующем – домохозяйка.

Окончив Рыбинскую среднюю школу № 1 с серебряной медалью, В.Д. Шадриков поступил в 1957 г. на физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. После его окончания в 1962 г. он поехал работать учителем в среднюю школу поселка Эвенск Магаданской области. Затем он был директором вечерней школы рабочей молодежи в том же поселке, инспектором районного отдела народного образования. В 1965 г. В.Д. Шадриков поступил в аспирантуру оконченного им вуза к В.С. Филатову, которую успешно завершил защитой кандидатской диссертации «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору» (1968).

С 1970 г. открылась новая страница биографии Владимира Дмитриевича. Он стал преподавать во вновь создававшемся Ярославском государственном университете. Здесь он последовательно занимал должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана психологического факультета, проректора по учебной работе. Под его руководством и при непосредственном участии проходило становление факультета психологии. В.Д. Шадриков внес неоспоримый вклад в организацию учебной работы ЯрГУ, определив его развитие в этом направлении на много лет вперед. Студентов конца 1970-х гг. он «вводил в науку» блестящим курсом по экспериментальной психологии. Преподавательскую работу В.Д. Шадриков успешно сочетал с научной деятельностью. За период работы в университете им была подготовлена и защищена в ЛГУ (1976) докторская диссертация «Системный подход в психологии производственного обучения», которая легла в основу его книги «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (М.: Наука, 1982). В.Д. Шадриков выявил компонентный состав психологической системы деятельности, закономерности ее формирования, указав на неравномерность и оперативность развития ее структурных элементов.

Монографии В.Д. Шадрикова «Психология производственного обучения» (1974, 1976), «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982) заложили основу научной школы по проблемам системогенеза деятельности. Теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования, выполненные впоследствии и широко подтвердившие закономерности системогенеза деятельности, способствовали переводу психологии труда на качественно новый уровень развития, базирующийся на методологически и методически обоснованном психологическом анализе деятельности. За работы, выполненные в этот период, В.Д. Шадриков был избран в 1982 г. членом-корреспондентом АПН СССР.

В 1982 г. В.Д. Шадриков был назначен ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. На этом посту он внес большой вклад в развитие вуза, в совершенствование всех сторон его деятельности. В короткий срок институт стал призером Всесоюзного конкурса высших учебных заведений. Ему дважды присуждалось переходящее знамя ЦК КПСС, Совета министров СССР.

В этот период Владимиром Дмитриевичем были опубликованы три статьи в «Психологическом журнале»: «Проблемы профессиональных способностей» (1980. Т. 3. № 5); «О содержании понятий "способности" и "одаренность"» (1983. Т. 4. № 5); «О структуре познавательных способностей» (1985. Т. 6. № 3), которые обусловили возобновление работ по осмыслению методологических и теоретических основ психологии общих и специальных способностей. Данное В.Д. Шадриковым определение способностей как свойств функциональных систем мозга, реализующих конкретные психические функции, позволило наметить пути решения целого ряда общетеоретических проблем: соотношения способностей и задатков, проблем структуры способностей, а также определить задачи создания новых эффективных методов исследования и диагностики способностей. Впоследствии за цикл работ по психологии способностей Владимиру Дмитриевичу была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996).

В 1985 г. В.Д. Шадриков стал заместителем министра просвещения СССР. В дальнейшем он занимал должности первого заместителя председателя Госкомитета СССР по образованию – министра СССР (1988– 1991), заместителя министра образования Российской Федерации (1991–2001). На этих постах В.Д. Шадриков внес существенный вклад в развитие общего среднего образования, при его участии в школах были введены новый предмет «Информатика», базисный учебный план как основа построения учебного процесса, его индивидуализации. Впервые был проведен конкурс школьных учебников, на основе которого в педагогическую практику были рекомендованы несколько учебников по одному и тому же предмету на выбор учеников и учителя. Владимир Дмитриевич участвовал в подготовке первого съезда работников образования СССР, решения которого легли в основу демократизации системы образования в стране, а также организовывал первый общесоюзный конкурс «Учитель года». В этот же период он активно занимался вопросами организации педагогической науки. В должности и.о. президента АПН СССР (1989–1990) под его руководством была проведена значительная работа по реорганизации деятельности академии.

В области высшего профессионального образования в течение 1991–2001 гг. под руководством и при участии В.Д. Шадрикова была создана отечественная система государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, служба лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений, разработан классификатор специальностей и направлений подготовки, внесены существенные изменения в правовое и экономическое положение вузов. Впервые указом Президента РФ высшим учебным заведениям были переданы в оперативное управление учебные здания, оборудование, земля, они были освобождены от всех налогов. В.Д. Шадриков участвовал в разработке законов «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), национальной доктрины развития образования (1999).

В 1993 г. вышла работа В.Д. Шадрикова «Философия образования и образовательной политики», в которой проявился масштаб его личности как государственного деятеля в постановке и решении проблем взаимосвязи универсальной и этнокультурной функций образования, в определении путей построения индивидуально ориентированного образовательного процесса. В середине 1990-х гг. В.Д. Шадриков являлся председателем Координационного совета Президентской программы «Дети России», в рамках которой издана «Рабочая концепция одаренности» (М.: Магистр, 1998, 2003). При его непосредственном участии подготовлена библиотека «Одаренные дети». Одной из книг этой библиотеки является научный сборник «Основные современные концепции творчества и одаренности» (М.: Молодая гвардия, 1997), который содержит наиболее полный теоретический обзор подходов к исследованию творчества и одаренности, представленных в мировой психологии. Сборник открывает статья В.Д. Шадрикова «Способности человека». В 1999 г. авторскому коллективу и разработчикам программы «Одаренные дети» была присуждена премия Президента РФ в области образования.

В этот период В.Д. Шадриковым были изданы работы по изучению и развитию способностей человека: «Психология деятельности и способностей человека» (М.: Логос, 1996), «Способности человека» (М.; Воронеж, 1997) и др. Владимир Дмитриевич впервые в современной отечественной науке ставит вопрос о духовных способностях личности: «Происхождение человечности» (М.: Логос, 1999), «Духовные способности» (М.: Магистр, 2006, 2008), в которых рассматривается происхождение сущностных человеческих качеств, превращающих индивида в личность. В центре внимания автора становление человека не только умеющего и знающего, но и сострадающего, стремящегося постичь высоты духовной жизни, любящего, заботящегося о детях и остающегося в каждом из этих проявлений личностью, принадлежащей своей нации.

После завершения государственной службы В.Д. Шадриков использовал свой опыт и научные знания для организации факультета психологии в Государственном университете – Высшей школе экономики. В настоящее время он работает профессором, научным руководителем этого факультета, директором Института содержания образования ГУ–ВШЭ. Под руководством Владимира Дмитриевича выполнен ряд государственных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов, совершенствованием системы лицензирования и аккредитации, модернизацией педагогического образования. Начиная с 1991 г. и по настоящее время он успешно руководит кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета, где созданы лаборатория психологии способностей и центр психологического консультирования. В последнее время им изданы монографии, вносящие значительный вклад в понимание сущности человека: «Мир внутренней жизни человека» (М.: Логос, 2006), «Ментальное развитие человека» (М.: Аспект-пресс, 2007), «Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя» (М.: Логос, 2009).

За годы своей блестящей научной, педагогической и организаторской деятельности Владимир Дмитриевич стал не только академиком РАО (избран в 1990 г.), но и членом ряда общественных академий, членом редколлегии ведущих психологических изданий и журналов. Под его руководством подготовлено 11 докторских и 53 кандидатские диссертации. Он почетный профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Белгородского технологического университета им. В.Г. Шухова, автор более 200 научных работ, из них – 15 монографий.

В.Д. Шадриков удостоен почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», лауреат премии Президента РФ (1999) и Правительства РФ (2005), премий им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996). Награжден орденами Почета (2002, за разработку государственных стандартов высшего профессионального образования), Святого благоверного князя Даниила Московского (1989), медалями им. Н.К. Крупской (1989), К.Д. Ушинского (1980), им. А.С. Макаренко (1990), золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования (2007), знаком «Почетный работник науки и техники РФ» (2007), имеет другие знаки отличия.

Находясь в расцвете творческих сил, Владимир Дмитриевич олицетворяет не только прошлое и настоящее, но и будущее психологической науки. Для всех его единомышленников и учеников общение с ним стало настоящей школой культуры научного исследования, основополагающими критериями которой являются уважение к мнению других ученых и постоянная направленность на практическую значимость получаемых результатов.

В облике Владимира Дмитриевича на редкость гармонично сочетаются черты и ученого, и организатора психологической науки и практики. Он значителен как в научной, так и в преподавательской и организаторской деятельностях.

Редакция журнала «Вопросы психологии», членом редакционного совета которого Владимир Дмитриевич является, многочисленные ученики и коллеги поздравляют его с юбилеем, желают крепкого здоровья и творческих открытий.