К юбилею Рубцова

К 60-летию В.В. РУБЦОВА

 

20 октября 2008 г. исполняется 60 лет Виталию Владимировичу Рубцову — доктору психологических наук, профессору, академику РАО, директору Психологического института РАО, ректору Московского психолого-педагогического университета.

В.В. Рубцов родился в семье служащих (отец — Владимир Иванович, был учителем, мать — Мария Михайловна — воспитателем детского сада). После окончания Московского инженерно-физического института в 1972 г. был распределен в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лабораторию психологии детей младшего школьного возраста под руководством В.В. Давыдова. В институте В.В. Рубцов прошел значительный путь: младшего научного сотрудника (1972—1978), старшего научного сотрудника (1978—1981), заведующего лабораторией информационных технологий обучения (1982—1992), в настоящее время он руководит лабораторией психологических основ новых образовательных технологий и директор ПИ РАО (с 1992 г. по настоящее время).

В 1977 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)», а в 1987 г. — докторскую на тему «Психологические основы организации совместной учебной деятельности».

Возглавляемые В.В. Рубцовым Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ, с 1997 г.) и ПИ РАО образуют крупнейший в России научно-образовательный комплекс «Психология», подразделения которого ведут широкомасштабные исследования и разработки в области фундаментальных и прикладных проблем общей, возрастной, педагогической и практической психологии, обеспечивают подготовку профессиональных психологов для системы образования и социальной сферы. В основу деятельности комплекса положена современная модель интеграции науки и образования.

В 2007 г. МГППУ победил в конкурсе высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Под руководством В.В. Рубцова в структуре университета создан Институт гуманитарных технологий для получения высшего профессионального образования и реабилитации студентов с ограниченными возможностями (2006), открыт Институт экстремальной психологии (2007), который реализует совместные проекты с Министерством обороны РФ, Федеральной службой исполнения наказаний РФ, создан специализированный центр для осуществления совместных исследований с Российской академией наук, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук.

При участии В.В. Рубцова университет осуществляет широкое международное сотрудничество с ведущими университетами-партнерами стран Европы, США, Юго-Восточной Азии. Постоянно ведется международный диалог, осуществляются совместные научные проекты с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Казахстана и др. Высокую оценку экспертных межведомственных комиссий получили программы ЮНЕСКО «Образование для всех» по восстановлению и развитию образования в Чеченской республике, разработка совместных магистерских программ с ведущими зарубежными университетами.

В.В. Рубцов — основоположник научной школы социально-генетической психологии, широко известен в нашей стране и за рубежом теоретическими и экспериментальными фундаментальными работами по проблемам социально-генетической психологии и психологии развития. На основе теории социогенеза им создана и внедрена в практику система психологического обеспечения развивающего образования, обоснован новый вариант генетико-моделирующего метода, позволяющего глубже изучать возникновение учебно-познавательных действий у детей в условиях совместной деятельности; разработана и внедрена принципиально новая модель обучения, основанная на положении о совместно-распределенных формах деятельности и направленная на решение широкого класса задач общей, возрастной и педагогической психологии.

В.В. Рубцовым опубликовано более 200 научных работ, включая фундаментальные монографии по общей, возрастной и педагогической психологии. Многие работы переведены на английский, французский, немецкий, японский и другие языки. Под его патронажем впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов В.В. Зеньковского, Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

Научная концепция В.В. Рубцова широко представлена на международном уровне. Он имеет звание иностранного профессора Висконсинского университета (1999, США), неоднократно участвовал в работе международных научных семинаров и конференций (Болгария, Германия, США, Италия, Франция, Великобритания, Дания, Япония, Греция), представлял отечественную науку на Европейских конгрессах по генетической психологии, на Международных конгрессах ЮНЕСКО «Информатика и образование», на Международных психологических конгрессах по теории деятельности, по прикладной психологии. В.В. Рубцов участвовал в совместном советско-американском проекте «Исследование проблем использования вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании», международном проекте ЮНЕСКО «Влияние новых информационных технологий обучения на развитие детей ».

В.В. Рубцов является научным руководителем Службы практической психологии системы образования Москвы. Под его руководством в 2006 г. создана и внедряется инновационная модель психологического обеспечения образования, ориентированная на различные категории детей, молодежь, педагогов, родителей.

В.В. Рубцов — президент Федерации психологов образования России, вице-президент РПО, член экспертного совета ВАК, председатель редакционно-издательских советов журналов «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», член исполнительного комитета Международного общества культурно-деятельностной психологии (ISCAR), является сопредседателем научного психологического журнала, издаваемого ведущими университетами (МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, СПбГПУ им. А.И. Герцена, МГППУ, ПИ РАО и Федерацией психологов образования России), представляет интересы России и стран СНГ на международном уровне. Он — организатор и участник Всероссийских международных научно-практических конференций в рамках международного российско-немецкого проекта «Школа без стресса».

Высокий общественный резонанс получила его деятельность в Комиссии по правам человека при мэре Москвы по проблемам рисков образовательной среды столичного региона, практической этнопсихологии, проблемам мигрантов и межнациональных отношений, работа по координации деятельности психологических служб Москвы в составе Межведомственного совета по психологии.

Под руководством В.В. Рубцова успешно защищены 9 докторских и 32 кандидатские диссертации. Научный и жизненный путь Виталия Владимировича является прекрасным примером служения интересам российского образования, высшей школе и науке. Он умеет ярко и доходчиво преподносить новые знания, раскрывать способности своих учеников, побуждать их к активному научному творчеству.

За вклад в науку и практику современного образования В.В. Рубцов удостоен премии Президента РФ в области образования (1998) как руководитель авторского научного коллектива за цикл работ «Московская психологическая школа: наука, образование, практика» и премии Правительства РФ в области образования (2007), награжден медалью К.Д. Ушинского (1996) и Орденом Дружбы (1999), удостоен Почетного звания «Заслуженный деятель науки РФ» (2004).

За труды, способствующие возрождению России, укреплению нравственных начал жизни общества, восстановлению духовных ценностей в образовательной и воспитательной деятельности в школе и в педагогической науке Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наградил В.В. Рубцова орденами Русской православной церкви Святого князя Даниила Московского (II и III степени).

Редсовет журнала «Вопросы психологии», председателем которого он является на протяжении многих лет, коллеги, друзья, многочисленные ученики, научные сотрудники ПИ РАО, преподаватели и студенты МГППУ искренне поздравляют Виталия Владимировича с юбилеем и желают ему здоровья, сил, благополучия и дальнейших успехов в научной, педагогической и общественной деятельности.