Прихожан

К ЮБИЛЕЮ А.М. ПРИХОЖАН

 

6 сентября 2006 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Анны Михайловны Прихожан — доктора психологических наук, профессора, заведующей лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

А.М. Прихожан родилась в Москве, в большой, интеллигентной, трудолюбивой и очень дружной семье. Ее отец, Михаил Александрович Прихожан, инженер-строитель, работал на многих стройках страны, занимал высокие должности, включая пост члена коллегии Министерства строительства СССР. Мать, Прасковья Яковлевна Подгорецкая, была педагогом, историком, два старших брата — врачами, признанными специалистами каждый в своей области медицины. В доме всегда было очень много книг: целая библиотека книг по строительству (папины), целая библиотека книг по истории (мамины), сотни томов художественной литературы. Потом появилась и большая психологическая библиотека (Анина). Эти книги всегда были достоянием не только членов семьи, но и многих-многих других людей. В открытом, хлебосольном, приветливом доме Прихожанов ценились порядочность, профессионализм в том деле, которым занимаешься, остроумие, готовность прийти на помощь в любую минуту. Все эти черты в полной мере унаследовала и сама Анна Михайловна.

Высшее образование А.М. Прихожан получила в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, окончив в 1968 г. факультет русского языка и литературы. Любовь к литературе, блестящее владение родным языком, чувство стиля нельзя не заметить, читая ее работы.

Сразу после окончания института Анна Михайловна пришла в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО), пришла, как оказалось, надолго. Она начала свою трудовую биографию с должности старшего лаборанта, затем стала младшим научным сотрудником, потом старшим и, наконец, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО. За исключением самого первого года, А.М. Прихожан трудилась в одной и той же лаборатории (сегодня она называется лабораторией научных основ детской практической психологии), вначале под руководством Л.И. Божович, затем — И.В. Дубровиной. С 2004 г. А.М. Прихожан становится заведующей лабораторией психологии эмоций в РГГУ, продолжая сотрудничество с Психологическим институтом РАО. За свой многолетний добросовестный труд она награждена медалью «В память 850-летия Москвы».

В 1977 г. А.М. Прихожан успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков». Глубокий научный интерес к проблеме тревожности сохранился и в дальнейшем: тема докторской диссертации А.М. Прихожан — «Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект)» (1996). Теоретический анализ этой проблемы, результаты многочисленных экспериментальных исследований представлены в монографии «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» (2000), в многочисленных статьях, а также в ставшей бестселлером книге «Психологический справочник для неудачника, или Как обрести уверенность в себе», не раз переизданной (1994, 2000, 2004) и всегда мгновенно исчезавшей с прилавков книжных магазинов.

Тревожность рассматривается А.М. Прихожан в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Продолжая идеи Л.И. Божович, она рассматривает тревожность как значащее переживание, отражающее в особой форме удовлетворенность потребностей человека. Она исследовала возрастные и гендерные характеристики проявлений тревожности как состояния и свойства личности, проанализировала изменения тревожности у детей и подростков в зависимости от социокультурных условий развития общества. Было показано, что тревожность как личностное образование может при определенных условиях становиться основным побудителем поведения человека, заменяя собой социально и личностно значимые мотивы.

А.М. Прихожан принимала самое активное участие в научной и научно-практической разработке целого ряда масштабных проектов, чрезвычайно важных для психологической науки и практики. Перечислим лишь некоторые из них: учебная перегрузка (итоги работы отражены в коллективной монографии «Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет», 1988), дети Чернобыля, дети-сироты (книги «Дети без семьи», 1990, «Психология сиротства», 2005, в соавторстве с Н.Н. Толстых).

В 1980-е гг. вместе с И.В. Дубровиной и другими сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО А.М. Прихожан начала разработку концепции школьной психологической службы и по сути дела строительства этой службы в России. Она явилась соавтором самого первого варианта Положения о психологической службе (1983), коллективных монографий «Рабочая книга школьного психолога» (1991), «Практическая психология образования» — учебник для вузов, выдержавший четыре издания и вошедший в число 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Она активно участвовала в организации и проведении ряда всероссийских съездов психологов, множества научно-практических конференций, семинаров для практических психологов образования. Вся эта работа содействовала становлению психологической службы образования в стране и была высоко оценена — в 1996 г. А.М. Прихожан в числе ряда других сотрудников ПИ РАО была удостоена премии Президента РФ в области образования.

В 1990-е гг. А.М. Прихожан вместе с И.В. Дубровиной и своими коллегами по лаборатории задумывает и приступает к реализации нового грандиозного проекта — написанию комплекта учебников по психологии для школьников III–XI классов. Теперь эти учебники (их всего восемь плюс методическое пособие для преподавателей) напечатаны! По ним уже преподают психологию в ряде школ Москвы, почти во всех школах Омского региона, в ряде других городов. Учебники нравятся школьникам, учителям, родителям. В 2006 г. А.М. Прихожан вместе со своими коллегами-соавторами за создание этих учебников удостоена премии Правительства РФ в области образования.

Слова «принимала активное участие в осуществлении всех этих проектов» явно недостаточны для характеристики вклада в них А.М. Прихожан. Можно без всякого преувеличения сказать, что без нее — это были бы совсем другие проекты, если вообще были бы.

А.М. Прихожан много времени и сил, причем в большинстве случаев с удовольствием, отдает преподавательской работе. Она не только читает лекции и ведет семинары в МГУ им. М.В. Ломоносова, в РГГУ, в МГППУ, но и руководит курсовыми, дипломными, диссертационными работами. Сегодня и в Москве, и во многих других городах и весях страны многие-многие люди с гордостью говорят: «Меня учила психологии Анна Михайловна Прихожан». И почти каждый добавит: «…и не только психологии», потому что она умеет передать молодому поколению гораздо большее — живую традицию научной мысли, научную этику, человеческую порядочность, бескорыстие и многое другое из того, чего сегодня так недостает в нашей повседневной жизни.

Анна Михайловна — человек, каких мало. Иногда кажется, что она живет в каких-то иных пространственно-временных координатах, где в сутках не 24, а как минимум 48 часов, где московские расстояния или толщина прочитанных книг как минимум вдвое меньше, чем все мы думаем, где можно превозмочь и сделать то, чего превозмочь и сделать как будто бы нельзя.

С днем рождения Вас, дорогая Анна Михайловна!