К
ЮБИЛЕЮ А.М. ПРИХОЖАН
6 сентября 2006 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Анны
Михайловны Прихожан — доктора психологических наук, профессора, заведующей
лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
А.М. Прихожан родилась в Москве, в большой,
интеллигентной, трудолюбивой и очень дружной семье. Ее отец, Михаил
Александрович Прихожан, инженер-строитель, работал на многих стройках страны,
занимал высокие должности, включая пост члена коллегии Министерства
строительства СССР. Мать, Прасковья Яковлевна Подгорецкая, была педагогом,
историком, два старших брата — врачами, признанными специалистами каждый в
своей области медицины. В доме всегда было очень много книг: целая библиотека
книг по строительству (папины), целая библиотека книг по истории (мамины),
сотни томов художественной литературы. Потом появилась и большая
психологическая библиотека (Анина). Эти книги всегда были достоянием не только
членов семьи, но и многих-многих других людей. В открытом, хлебосольном,
приветливом доме Прихожанов ценились порядочность, профессионализм в том деле,
которым занимаешься, остроумие, готовность прийти на помощь в любую минуту. Все
эти черты в полной мере унаследовала и сама Анна Михайловна.
Высшее образование А.М. Прихожан получила в Московском
государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, окончив в 1968 г.
факультет русского языка и литературы. Любовь к литературе, блестящее владение
родным языком, чувство стиля нельзя не заметить, читая ее работы.
Сразу после окончания института Анна Михайловна
пришла в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне — Психологический
институт РАО), пришла, как оказалось, надолго. Она начала свою трудовую
биографию с должности старшего лаборанта, затем стала младшим научным сотрудником,
потом старшим и, наконец, ведущим научным сотрудником Психологического
института РАО. За исключением самого первого года, А.М. Прихожан трудилась в
одной и той же лаборатории (сегодня она называется лабораторией научных основ
детской практической психологии), вначале под руководством Л.И. Божович, затем
— И.В. Дубровиной. С 2004 г. А.М. Прихожан становится заведующей лабораторией
психологии эмоций в РГГУ, продолжая сотрудничество с Психологическим институтом
РАО. За свой многолетний добросовестный труд она награждена медалью «В память
850-летия Москвы».
В
Тревожность рассматривается А.М. Прихожан в
контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Продолжая идеи Л.И.
Божович, она рассматривает тревожность как значащее переживание, отражающее в
особой форме удовлетворенность потребностей человека. Она исследовала
возрастные и гендерные характеристики проявлений тревожности как состояния и
свойства личности, проанализировала изменения тревожности у детей и подростков
в зависимости от социокультурных условий развития общества. Было показано, что
тревожность как личностное образование может при определенных условиях
становиться основным побудителем поведения человека, заменяя собой социально и
личностно значимые мотивы.
А.М. Прихожан принимала самое активное участие
в научной и научно-практической разработке целого ряда масштабных проектов,
чрезвычайно важных для психологической науки и практики. Перечислим лишь
некоторые из них: учебная перегрузка (итоги работы отражены в коллективной
монографии «Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет»,
1988), дети Чернобыля, дети-сироты (книги «Дети без семьи», 1990, «Психология
сиротства», 2005, в соавторстве с Н.Н. Толстых).
В 1980-е гг. вместе с И.В. Дубровиной и другими
сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО
А.М. Прихожан начала разработку концепции школьной психологической службы и по
сути дела строительства этой службы в России. Она явилась соавтором самого
первого варианта Положения о психологической службе (1983), коллективных
монографий «Рабочая книга школьного психолога» (1991), «Практическая психология
образования» — учебник для вузов, выдержавший четыре издания и вошедший в число
300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Она
активно участвовала в организации и проведении ряда всероссийских съездов
психологов, множества научно-практических конференций, семинаров для
практических психологов образования. Вся эта работа содействовала становлению
психологической службы образования в стране и была высоко оценена — в 1996 г.
А.М. Прихожан в числе ряда других сотрудников ПИ РАО была удостоена премии
Президента РФ в области образования.
В 1990-е гг. А.М. Прихожан вместе с И.В.
Дубровиной и своими коллегами по лаборатории задумывает и приступает к
реализации нового грандиозного проекта — написанию комплекта учебников по
психологии для школьников III–XI классов. Теперь эти учебники (их всего восемь
плюс методическое пособие для преподавателей) напечатаны! По ним уже преподают
психологию в ряде школ Москвы, почти во всех школах Омского региона, в ряде
других городов. Учебники нравятся школьникам, учителям, родителям. В 2006 г.
А.М. Прихожан вместе со своими коллегами-соавторами за создание этих учебников
удостоена премии Правительства РФ в области образования.
Слова «принимала активное участие в
осуществлении всех этих проектов» явно недостаточны для характеристики вклада в
них А.М. Прихожан. Можно без всякого преувеличения сказать, что без нее — это
были бы совсем другие проекты, если вообще были бы.
А.М. Прихожан много времени и сил, причем в
большинстве случаев с удовольствием, отдает преподавательской
работе. Она не только читает лекции и ведет семинары в МГУ им. М.В. Ломоносова,
в РГГУ, в МГППУ, но и руководит курсовыми, дипломными, диссертационными
работами. Сегодня и в Москве, и во многих других городах и весях страны
многие-многие люди с гордостью говорят: «Меня учила психологии Анна Михайловна
Прихожан». И почти каждый добавит: «…и не только психологии», потому что она
умеет передать молодому поколению гораздо большее — живую традицию научной
мысли, научную этику, человеческую порядочность, бескорыстие и многое другое из
того, чего сегодня так недостает в нашей повседневной жизни.
Анна Михайловна — человек, каких мало. Иногда
кажется, что она живет в каких-то иных пространственно-временных координатах,
где в сутках не 24, а как минимум 48 часов, где московские расстояния или
толщина прочитанных книг как минимум вдвое меньше, чем все мы думаем, где можно
превозмочь и сделать то, чего превозмочь и сделать как будто бы нельзя.
С днем рождения Вас, дорогая Анна Михайловна!