Юбилей Подолльского

К 60-ЛЕТИЮ А.И. ПОДОЛЬСКОГО

 

20 июля 2007 г. исполняется 60 лет Андрею Ильичу Подольскому — доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

А.И. Подольский родился в Москве в семье военнослужащих. В 1965 г. он закончил московскую среднюю школу № 112, в том же году поступил в университет и в 1970 г. с отличием закончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Студенческие годы А.И. Подольского пришлись на период бурного расцвета отечественной психологии; ему довелось учиться у блистательных ученых и педагогов: А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других. Особое влияние на становление профессиональной и мировоззренческой позиции А.И. Подольского оказал его учитель — ученый с мировым именем, создатель всемирно известной научной школы П.Я. Гальперин, под непосредственным руководством которого он работал с 1968 по 1988 г. Во время обучения в МГУ А.И. Подольский принимал активное участие в студенческой и общественной жизни факультета: возглавлял комсомольскую организацию факультета, являлся президентом Всесоюзного научного студенческого общества психологов.

В 1973 г. по окончании аспирантуры этого же факультета А.И. Подольский успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальное формирование зрительного опознания объектов» и приступил к работе на факультете психологии МГУ — сначала в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента, а затем профессора, заведующего кафедрой возрастной психологии (с 1989 г. по настоящее время).

В 1987 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях ее планомерного формирования». В 1991 г. ему было присвоено ученое звание «профессор», а в 2002 г. — почетное звание «Заслуженный профессор МГУ».

А.И. Подольский ведет большую разностороннюю научную работу в области теории и практики формирования умственной деятельности человека. Им разработан новый подход к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека, раскрыты закономерности процесса симультанизации, описаны варианты формирования и функционирования гетерархической структуры ориентировочной деятельности человека, изучена специфика формирования моральных действий детей и подростков, проанализирована возрастная специфика формирования умственных действий, разработаны принципы изучения психоэмоционального неблагополучия подростков и его коррекции. А.И. Подольским сформулирована научно-прикладная концепция, обеспечивающая переход от фундаментальных функционально-генетических знаний к непосредственному применению этих знаний в практике обучения (общего и профессионального). Он руководил разработкой и осуществлением широкомасштабных международных проектов (в том числе в рамках программы Евросоюза ИНТАС) по исследованию социоморального и эмоционального развития современных подростков. С 1974 по 2003 г. под руководством А.И. Подольского и при его непосредственном участии успешно выполнено 17 национальных и 8 международных научно-исследовательских и научно-прикладных проектов, в том числе четыре крупномасштабных проекта в рамках Федеральной целевой программы развития образования в РФ. А.И. Подольский является автором 200 публикаций (в том числе 11 монографий и учебных пособий), из них более 50 изданы на иностранных языках.

А.И. Подольский многократно приглашался в качестве ведущего докладчика и руководителя симпозиумов и «круглых столов» на международных и национальных конгрессах, конференциях и симпозиумах, являлся организатором ряда национальных и международных конференций и симпозиумов.

Фундаментальные и научно-прикладные разработки А.И. Подольского нашли применение в различных сферах практики. На основе выдвинутых и апробированных им и его сотрудниками положений созданы и успешно функционировали отраслевые системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в атомной и тепловой энергетике, в цветной металлургии, в Вооруженных силах страны.

Под руководством и при непосредственном участии А.И. Подольского разработаны и воплощены в жизнь принципы подготовки и переподготовки психологов для системы образования.

За заслуги в области научно-педагогической деятельности он удостоен медали К.Д. Ушинского и звания «Почетный работник высшего профессионального образования». За достижения в области фундаментальной и прикладной психологии ему присвоена Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1999 г.

А.И. Подольский — вице-президент Федерации психологов образовании России, председатель российской секции Европейской ассоциации исследователей учения и обучения (EARLI). Он также является членом Международного программного комитета и председателем российской секции Европейской ассоциации исследования подростничества (EARA). А.И. Подольский входит в состав редколлегии журналов «Мир психологии», «Вестник МГУ. Психология», «Learning and Instruction».

А.И. Подольский постоянно и активно участвует в профессиональной и общественной жизни Московского университета, занимая различные административные и общественные посты, участвует в работе различных диссертационных советов.

На протяжении более 30 лет А.И. Подольский ведет большую и продуктивную педагогическую работу. Он читает разработанные им общие и специальные курсы для студентов факультета психологии МГУ, такие как «Введение в психологию развития», «Прикладная психология развития», «Возрастные особенности и механизмы формирования умственной деятельности», «Психология функционального развития», «Методология планирования и проведения исследований по психологии развития», «Теория планомерного формирования умственных действий», «Морально-ценностное развитие в подростковом и юношеском возрастах» и др. А.И. Подольским выпущен ряд учебных пособий, широко используемых в подготовке профессиональных психологов; под его редакцией были разработаны 2-й и 3-й выпуски госстандартов подготовки психологов (в части психологии развития и возрастной психологии). Под его руководством подготовлены и успешно защищены 27 кандидатских диссертаций и более 50 дипломных работ.

А.И. Подольский многократно выступал с курсами и циклами лекций в университетах Бельгии (Антверпен, Лювен), Венгрии (Будапешт), Германии (Берлин, Бремен, Дрезден, Йена), Испании (Барселона), Кубы (Гавана), Нидерландов (Амстердам, Гронинген, Наймеген, Твенте, Утрехт, Хаарлем), Словакии (Братислава, Трнава), Финляндии (Йоэнсуу, Рованиеми, Турку, Хельсинки, Ювяскюля), Чехии (Брно, Прага), Швейцарии (Берн, Женева, Нюшатель), а также в университетах стран СНГ (Украина — Киев, Черкассы, Белоруссия — Минск, Кыргызстан — Бишкек) и Эстонии (Тарту). А.И. Подольский неоднократно работал в качестве приглашенного профессора в ряде ведущих европейских университетов: Университете Хельсинки и Университете Лапландии (Финляндия), Университете Твенте и Университете Утрехта (Нидерланды), Свободном университете Берлина (Германия). Ему присвоено звание «Почетный доктор Хельсинского университета».

Сотрудники и студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, редакция журнала «Вопросы психологии поздравляют Андрея Ильича Подольского с юбилеем и желают ему новых творческих успехов.