К 60-ЛЕТИЮ В.А. ПЕТРОВСКОГО

 

14 августа 2010 г. исполнилось 60 лет Вадиму Артуровичу Петровскому – доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО.

В.А. Петровский родился в 1950 г. в Харькове. Его отец – Артур Владимирович Петровский, известный российский психолог и педагог, в период реорганизации Академии педагогических наук СССР был президентом-организатором, а затем и первым президентом Российской академии образования (1992–1997), мать – Иветта Сергеевна Петровская, врач-рентгенолог.

В 1967 г. В.А. Петровский окончил Московскую физико-математическую школу № 2, а в 1972 г. – факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессиональную деятельность начал в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971– 1973). В 1977 г. успешно защитил выполненную под руководством А.Н. Леонтьева кандидатскую диссертацию по теме «Активность субъекта в условиях риска». После защиты продолжил научную деятельность в НИИ проблем высшей школы АПН (1975–1979). В этот период в сферу интересов В.А. Петровского входило изучение различных проявлений активности личности. В 1975 г. в журнале «Вопросы психологии» была опубликована его статья «К психологии активности личности», которая стала базовой для формирования концепции «надситуативной активности» (позднее из нее выкристаллизовалась концепция активной неадаптивности).

С 1980 по 1984 г. В.А. Петровский работает в лаборатории психологии подростка НИИ общей и педагогической психологии, тесно сотрудничает с коллегами из лаборатории психологии личности. В эти же годы складывается концепция персонализации («личностности», отраженной субъектности) индивида. В ней выделяются метаиндивидуальные (существующие в Другом и через Другого) черты человека; а также постулируется, что подлинная цель человеческого общения – обретение своего личностного измерения в пространстве жизни других людей (в предельном смысле – бессмертие). В соавторстве с А.В. Петровским он разрабатывает идею существования способности и потребности персонализации. На основе этой идеи В.А. Петровский предлагает модель вхождения подростка в стабильную социальную общность (первичная социализация, индивидуализация, интеграция) и способы эмпирического обоснования этой модели. Он автор многих остроумных методик, составляющих основу ряда диссертационных разработок (исследование мотивационного ядра выбора в группе, феномена действенной групповой эмоциональной идентификации – «соучаствования», динамики личностных проявлений под влиянием значимого другого лица – их основу образует предложенный им «метод отраженной субъектности» и др.).

С 1984 по 1992 г. В.А. Петровский работает в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Этот период в существенной степени был связан с проблемами дошкольного образования и воспитания. В 1987 г. (по совместительству) он возглавляет лабораторию ВНИК «Школа», где руководит разработкой «Концепции дошкольного воспитания», которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с «природой», «культурой», «другими людьми», «самим собой».

С 1992 по 1996 г. В.А. Петровский заведует лабораторией личностно-ориентированной дидактики Института педагогических инноваций РАО. В этот период он продолжает исследования, посвященные взаимодействию детей и воспитывающих взрослых, что отражено в нескольких коллективных монографиях («Воспитателю о личностном общении», 1992; «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении», 1993; «Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада», 1993 и др.). В сотрудничестве с В.Г. Грязевой-Добшинской им была разработана концепция творческой одаренности как формы проявления активной неадаптивности и экологии творчества, которая получила отражение в совместном труде («Одаренные дети: экология творчества», 1993).

С 1996 по 2009 г. он возглавляет лабораторию персонологии развития, а с 2009 г. по настоящее время является главным научным сотрудником Института психолого-психологических проблем детства РАО.

Одновременно В.А. Петровский продолжает исследования в сфере психологии личности («Психология неадаптивной активности», 1992; «Личность: феномен субъектности, 1993) и в 1994 г. защищает докторскую диссертацию на тему «Феномен субъектности в психологии личности». Основные теоретические и прикладные положения этой работы были представлены в учебном пособии «Личность в психологии: парадигма субъектности» (1996).

Итогом исследований этих лет была созданная В.А. Петровским «мультисубъектная теория личности», которая объединила три авторские концепции: 1) надситуативной активности (концепция активной неадаптивности; 2) инобытия в других (концепция персонализации); 3) единомножия Я (концепция множественности форм развивающегося самосознания).

Еще одно направление исследований В.А. Петровского – теория и методология психологии. Совместно со своим отцом он разработал категориальную систему теоретической психологии – логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского «Теоретическая психология», 2001). В этом русле В.А. Петровский предлагает ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности, в том числе математические модели принятия решений («К построению алгебры когито», 1998; «Трансактная модель рефлексивного выбора», 2001; «Импульсная модель экзистенциального выбора», 2002). Он обсуждает идею персонологии – «науки личности», представляющей собой метатеорию, которая объединяет академическую и практическую ветви изучения человека (2003).

С 2007 г. и по настоящее время В.А. Петровский является профессором кафедры психологии личности факультета психологии ГУ–Высшая школа экономики. Он создает и читает шесть учебных курсов, ведет научно-исследовательские семинары для студентов, привлекая их к научной работе. Наряду с преподавательской деятельностью он разрабатывает тему общей персонологии, охватывающей его многолетние теоретические и экспериментальные разработки в сфере практики персонального консультирования.

В.А. Петровский предлагает модель построения консультативной психологии личности как особой области исследования условий, механизмов и эффектов взаимодействия консультанта и консультируемого. В 2005 г. в созданном В.А. Петровским Институте системного консультирования (2002) с позиций общей персонологии была разработана авторская программа: «Трансактный анализ. Психологическое консультирование», в соответствии с которой (с 2005 по 2010 г.) осуществляется профессиональная переподготовка психологов. В рамках проекта «Общая персонология» под руководством В.А. Петровского был создан методический комплекс, включающий «Хрестоматию» и электронный учебник «Основы практической консультативной психологии» (2007). В них предлагались модели и стандарты подготовки психологов-консультантов с целью создания образовательного стандарта при введении новой специальности «консультативная психология».

Последнее время В.А. Петровский разрабатывает особое направление математической психологии, включающее в себя не только математическое моделирование психических явлений и процессов, но и то, что он называет «психологическим моделированием математических объектов и отношений», извлекая их «психологический смысл» («Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности», 2009). Логико-психологические и логико-математические модели, созданные В.А. Петровским, образуют основу персонологического поворота, составляющего альтернативу сегодняшнему положению дел в психологии, где сосуществуют фундаментальная и практическая психология. Он выпускает новые монографии, названия которых, высвечивая дальнейшую перспективу исследований, говорят сами за себя: «Логика Я: персонологическая перспектива» (2010), «Человек над ситуацией» (2010).

В.А. Петровский опубликовал 155 научных трудов, из которых 16 – монографии, подготовил 23 кандидата психологических наук и был консультантом трех докторских диссертаций. Является членом редколлегии журналов «Психология рефлексивных процессов и управление» и «Консультативная психология и психотерапия», участвует в работе нескольких специализированных диссертационных советов ВАК, награжден знаком «Отличник народного просвещения» (2000) и медалью К.Д. Ушинского (2001).

Редколлегия журнала «Вопросы психологии», друзья и коллеги искренне поздравляют Вадима Артуровича с юбилеем и желают счастья, здоровья, неиссякаемой энергии и сил для воплощения своих планов во имя дальнейшего развития психологии.