187

К ЮБИЛЕЮ В.И. МОРОСАНОВОЙ

 

22 июня 2008 г. исполняется 60 лет Варваре Ильиничне Моросановой — доктору психологических наук, профессору, заведующей лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО.

В.И. Моросанова родилась в 1948 г. в семье служащих (отец — профессиональный военный, мать — учитель истории). Окончив школу с серебряной медалью, в 1966 г. поступила в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет психологии, который закончила в 1971 г.

В 1972 г. В.И. Моросанова поступила в аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Научным руководителем и учителем В.И. Моросановой был Д.А. Ошанин. В 1975 г. ею была защищена кандидатская диссертация на тему «Оперативность динамического образа пространственно-временнóй структуры», посвященная исследованию концептуальных моделей управляемых объектов и их регулирующей роли в деятельности человека.

В Психологическом институте РАО В.И. Моросанова прошла путь от лаборанта до заведующей лабораторией. После защиты кандидатской диссертации она стала работать в лаборатории психологии саморегуляции под руководством О.А. Конопкина.

В 1980-е гг. В.И. Моросанова разрабатывает проблему устойчивости психической саморегуляции как основы психической надежности профессиональной деятельности. Ею созданы методики, позволяющие диагностировать регуляторные факторы надежности трудовой деятельности, а также спортивной деятельности высококвалифицированных спортсменов, регуляторные предпосылки эффективности трудовой подготовки учащихся УПК; выполнено теоретическое исследование по проблемам психологических основ классификации профессий. Уже в эти годы проявилась одна из главных особенностей ее творчества: научные исследования всегда сочетаются с психологической практикой. В течение десяти лет, начиная с подготовки к Олимпийским играм в Москве, она сочетает работу в институте с психологической практикой, является психологом сборной команды страны по пулевой стрельбе. Результаты научной работы позволили ей создать оригинальный методический комплекс для психологического сопровождения отбора и подготовки спортсменов-стрелков высшей квалификации.

В 1990-е гг. В.И. Моросанова активно разрабатывает проблему индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции поведения и деятельности человека. Ею впервые системно описан и исследован феномен индивидуальных особенностей саморегуляции, который проявляется в том, что люди отличаются уровнем развития осознанной саморегуляции, по-разному планируют цели своей деятельности, моделируют значимые условия их достижения, применяют отличающиеся способы и алгоритмы действий, имеют различные критерии успешности для оценки и коррекции результатов. Результаты исследований были обобщены в оригинальной концепции индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека, развивающей теорию осознанной саморегуляции О.А.Конопкина. В концепции раскрыта структура, функции и типология стилей саморегуляции, показана их связь с продуктивными аспектами деятельности и личностной сферой человека; раскрыта феноменология индивидуальных стилей саморегуляции в процессах развития индивидуальности и в деятельности. В этот же период В.И. Моросанова занимается консультированием по проблемам имиджа политика при проведении избирательных кампаний регионального и федерального уровня.

В 1995 г. В.И. Моросанова защитила докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека», в 1998 г. получила звание профессора. В 2002 г. В.И. Моросанова становится заведующей лабораторией психологии саморегуляции.

В последнее десятилетие в цикле теоретических и эмпирических работ ею было доказано, что становление психической саморегуляции является основой развития личности человека, в первую очередь его субъектных качеств. Стиль саморегуляции характеризуется системно организованными индивидуально-типическими особенностями функциональной структуры процессов саморегуляции, проявляясь в их взаимосвязях с личностной и когнитивной организацией психики человека. Под руководством профессора В.И. Моросановой в лаборатории проведены фундаментальные экспериментальные исследования, на основе которых описана типология стилей саморегуляции в связи с успешностью обучения и субъектными качествами учащихся.

Под руководством В.И. Моросановой разработан оригинальный понятийный и методический инструментарий: многошкальные опросные методики диагностики саморегуляции позволяют определять индивидуальные профили саморегуляции у учащихся разных возрастов.

Результаты исследований В.И. Моросановой успешно использовались в двух программах Министерства образования Российской Федерации: «Апробация и корректировка адаптивных методик, обеспечивающих преемственность в развитии ребенка на этапе перехода от начального обучения к основному, из основной школы в старшую профилированную школу», «Научно-методическое обеспечение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Методические аспекты нормализации учебной нагрузки школьников».

В.И. Моросанова прилагает много усилий для развития психологии саморегуляции — нового бурно развивающегося интегрирующего знания о закономерностях и механизмах самоорганизации психической активности человека. Для консолидации специалистов, работающих в этой области, в 2000 г. ею организована научная секция Российского психологического общества (РПО) «Психология саморегуляции» (почетный председатель О.А. Конопкин, рук. секции В.И. Моросанова). На конференциях и съездах РПО тематика психологии саморегуляции регулярно обсуждается в специально организованных секциях и симпозиумах. Под редакцией В.И. Моросановой был опубликован в 2007 г. сборник работ известных отечественных психологов «Субъект и личность в психологии саморегуляции», в котором впервые полно представлена широкая панорама исследований в области психологии саморегуляции.

В.И. Моросанова является членом диссертационных ученых советов в ПИ РАО и ИПРАНе, РГСУ, входит в состав экспертного совета РГНФ, руководит работой нескольких городских экспериментальных площадок Москвы, является членом Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID), входит в состав редакционного совета журнала «Теоретическая и экспериментальная психология».

В.И. Моросанова активно занимается педагогической деятельностью: читает курсы по общей психологии, психологии личности и характера, психологии саморегуляции в МГППУ. Под ее руководством успешно защищены девять кандидатских диссертаций.

За годы научной работы В.И. Моросановой опубликовано множество работ в области психологии саморегуляции, в их числе статьи, монографии, учебные и методические пособия для студентов, школьников, аспирантов и преподавателей, практических психологов и педагогов, спортсменов, тренеров и политиков. Результаты исследований представлены ею в более чем 140 российских и зарубежных публикациях, самыми известными и цитируемыми из которых являются книги «Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека (1998), «Самосознание и саморегуляция поведения» (2006, в соавторстве с Е.А. Ароновой). Разработанные В.И. Моросановой методики диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции (ССП-М и др.) широко известны и успешно используются в различных областях науки и практики. Эти методики подробно описаны в методических пособиях «Стиль саморегуляции поведения — ССПМ» (2004), «Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротизме» (2001, в соавторстве с Е.А. Коноз), «Развитие личностной саморегуляции» (2003, в соавторстве И.А. Плахотниковой).

В.И. Моросанова старается не только укреплять, но и развивать направления исследований, начало которым было положено Д.А. Ошаниным и О.А. Конопкиным, привлекая к научному творчеству молодых ученых.

Сегодня В.И. Моросанова полна энергии и творческих планов, окружена уважением и любовью своих учеников и коллег. Они поздравляют Варвару Ильиничну с юбилеем и желают ей дальнейших творческих и научных достижений, личного и профессионального благополучия.