К 80-ЛЕТИЮ Е.А. КЛИМОВА

 

11 июня 2010 г. исполняется 80 лет со дня рождения Евгения Александровича Климова — доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования, заведующего лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Е.А. Климов – ведущий специалист в области дифференциальной психологии и психофизиологии труда, психологического профессиоведения, психологии профориентации и профконсультации, психологии становления профессионала, методологии, теории и истории психологии труда.

Е.А. Климов родился в с. Вятские Поляны Кировской области в крестьянской семье. Окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953), ученик профессора В.С. Мерлина. Занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью в университетах Казани, Ленинграда, Москвы. В 1959 г. Е.А. Климов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов», а в 1969 г. – докторскую диссертацию на тему: «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта».

В 1969–1976 гг. Е.А. Климов заведовал отделом психологии труда ВНИИ профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В эти годы под его руководством была разработана программа профориентационного изучения профессий как многопризнаковых объектов, собрано свыше 100 профессиограмм; представлена классификация профессий в целях профориентации молодежи; опубликовано восемь выпусков книги «Человек и профессия», охватывавших основные рабочие профессии системы профессионально-технического образования. В этот период его сотрудниками были разработаны эффективные технологии психологического консультирования по выбору профессий, объединявшие усилия психологов-консультантов, школьных педагогов и подростковых врачей. Широкую популярность получила методика Е.А. Климова «Дифференциальнодиагностический опросник». Е.А. Климов является одним из организаторов Первого Всесоюзного совещания по профориентации и профконсультации (1969).

В 1976–1980 гг. Е.А. Климов — профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (ныне— Российский государственный педагогический университет).

Последние 30 лет Е.А. Климов трудится на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Здесь он заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983–2002), неоднократно избирался деканом факультета психологии (1986–2000).

В этот московский период жизни Евгений Александрович написал много замечательных книг. В центре его внимания была психология труда как отрасль науки, область знания, учебная дисциплина и профессия. Он читал лекции студентам по курсу психологии труда, написал учебник «Введение в психологию труда», выдержавший три издания (1988; 1998; 2004).

Предметом психологии труда, в его понимании, являются проблемы формирования человека как субъекта труда и оптимизация его функционирования. В учебнике представлена программа исследования всего разнообразия продуктов труда, орудий-средств труда, условий труда; заданы понятия эргатической системы, эргатических функций и их типологии; описаны психические регуляторы труда; представлены методология и методы психологии труда как научно-практической дисциплины. Реализованы также системная методология, субъектно-деятельностный подход; традиции естественнонаучного подхода сосуществуют и дополняют принципы изучения и оптимизации уникальных объектов (конкретных людей как субъектов труда). В учебнике рассматриваются психологические признаки сознания субъекта труда – предмет воспитательных воздействий и оценки со стороны педагогов профессиональной школы и экспертов, характеризующих профессиональную пригодность персонала. Особо важно, что в центре внимания психологов оказываются такие составляющие профессионального сознания субъекта труда, как «осознание социальной ценности продукта труда». Гражданская позиция, морально-нравственные установки субъекта труда оказываются необходимыми параметрами в оценке субъектных компонентов профессиональной пригодности человека.

Е.А. Климов предложил концепцию сосуществования разных форм психологического знания о труде, разработал метод логической реконструкции психологических знаний, использованный применительно к анализу текстов специалистов-практиков. Эти идеи позволили реконструировать ранние этапы зарождения психологии труда в России в XVIII—XIX вв., первой половине ХХ в. («История психологии труда в России», в соавт., 1992).

Интересны и актуальны идеи Е.А. Климова, касающиеся преподавания курса общей психологии. Главная новация здесь состоит в необходимости начинать преподавание этого сложного предмета с освоения студентами представлений о психике, психической реальности и лишь после этого переходить к вопросам теории и истории психологической науки. Не потерял актуальности климовский учебник «Психология» (1997), предназначенный для средней школы, а также его учебник «Основы психологии» (1997), ориентированный на студентов вузов непсихологических специальностей и снабженный «Практикумом» (1999). Глубокому и содержательному психологическому анализу подвергнута в его работах деятельность педагога и воспитателя – «Психология: воспитание, обучение» (2000); «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004). Оригинальный подход реализован Е.А. Климовым и в исследовании конфликтов. Так, в книге «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)» (2001) представлены системная характеристика разнообразных профессиональных конфликтов, их причины и соответствующая феноменология.

Центральная тема исследований последних лет – психология профессионализма, она обсуждается в нескольких книгах: «Пути в профессионализм. Психологический взгляд» (2003); «О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их. Психологический взгляд» (2006); «“Потемки” и “светильники”» в становлении профессионала» (2007). Главной составляющей профессионального развития оказывается формирование ценностей профессионального сознания, развитие самосознания человека как субъекта труда.

Е.А. Климов был первым организатором и председателем Научно-методического совета Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии (1988– 2000), организовал разработку первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов. Много сил он отдавал и отдает общественной и научно-организационной работе в качестве председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (1998–2001), председателя специализированного совета при МГУ им. М.В. Ломоносова по защите докторских диссертаций, главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (1986–2000), члена редсовета журнала «Вопросы психологии» и некоторых других журналов.

Е.А. Климов – один из инициаторов возрождения профессионального психологического сообщества России в начале 1990-х гг. В эпоху, последовавшую за распадом СССР, он вместе с А.В. Брушлинским, В.Д. Шадриковым, В.В. Рубцовым, Т.Ю. Базаровым, М.И. Марьиным и другими ведущими психологами участвовал в проведении учредительного съезда Российского психологического общества (РПО), в разработке его устава и программы деятельности. Дважды (в 1994 и 1998 гг.) Е.А. Климов избирался президентом РПО.

Евгений Александрович постоянно заботится о популяризации научной психологии, повышении уровня психологической культуры населения. Так, им созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление. Под его редакцией вышло девять выпусков сборников «Человек и профессия». Климовская классификация профессий положена в основу шеститомного издания «Мир профессий», опубликованного в 1980-е гг. издательством «Молодая гвардия». Под его руководством в 1999—2005 гг. составлены ориентационные описания основных профилей подготовки в МГУ (свыше 200 видов специальностей и специализаций) для профориентации абитуриентов и студентов младших курсов. Опубликованы книги профориентационной направленности «Профессии Московского университета» (Вып. 1–3, 2000); «Профессии научных работников» (2005); «Для тех, кто не полюбил… математику» (2005). Интересны книги Е.А. Климова, посвященные поиску психологических идей в памятниках культуры, религиозных текстах, пословицах и поговорках: «Психологическая мысль в народном сознании далекого прошлого» (2006); «Мысли о психике в обыденной речи» (в соавт., 2008); «О слове и мысли в психологии» (2008).

Самоотверженный труд Евгения Александровича отмечен многими правительственными наградами, среди них – медаль «За освоение целинных земель» (1957), нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1979), почетный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988); орден Международной академии психологических наук «За заслуги в психологии» (1998), Орден почета (2001). Цикл его учебников и учебных пособий отмечен в Московском университете премией им. М.В. Ломоносова (1999). За серию работ по тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности» ему присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна (2002). Е.А. Климов — победитель национального профессионального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2004 г. в номинации «Патриарх российской психологии». В 2005 г. он награжден почетной грамотой за научно-педагогическую деятельность Академией государственной службы при Президенте РФ. Учебное пособие Е.А. Климова «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004) получило награду в конкурсе «Лучшая книга по педагогике – 2006 г.» в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике». В 2007 г. он награжден золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке».

Е.А. Климов — автор более 300 публикаций, из них свыше 30 – учебники и учебные пособия по психологии и педагогике. Он подготовил более 40 кандидатов наук, они живут и работают в разных городах России. Последователей Евгения Александровича объединяет его вера в то, что подлинное человеческое счастье состоит в служении делу, науке, в умении быть полезным другим людям, своему народу. Евгений Александрович, где бы он ни работал, какой бы высокий пост ни занимал, — оставался и остается мудрым и искренним, доброжелательным и порядочным человеком.

Сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии», а также редакционный совет, членом которого в течение многих лет является Евгений Александрович, друзья, коллеги и многочисленные ученики от всей души желают ему долгих лет жизни, доброго здоровья и творческих успехов.