К 70-ЛЕТИЮ В.А. ИВАННИКОВА

1 марта 2010 г. исполнилось 70 лет доктору психологических наук Вячеславу Андреевичу Иванникову, яркому организатору российского образования, члену-корреспонденту Российской академии образования, профессору кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В.А. Иванников родился 1 марта 1940 г. в с. Ново-Гаритово Избердеевского района Тамбовской области. Его жизненный путь прошел через сельскохозяйственный техникум г. Мичуринска (1954–1958) и в 1961 г. привел В.А. Иванникова на отделение психологии факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова. Недолгие годы работы агрономом заложили в его сознании и поразительное чувство родной природы, и постоянный интерес к проблемам биологической эволюции, и дар к выращиванию новых культур, прежде всего новой культуры психологического мышления.

Судьба улыбается тем, кто упорно и пытливо ищет себя. Подарком судьбы для В.А. Иванникова стали встречи с А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Б.В. Зейгарник, И.М. Фейгенбергом, Н.В. Тимофеевым-Ресовским, в общении с которыми познание мира раскрывалось перед ним разными гранями. В.А. Иванников по праву носит высокое звание ученика А.Р. Лурии, из рук которого он получил ремесло нейропсихолога и искусство преподавателя психологии.

Другой учитель В.А. Иванникова – известный представитель школы физиологии активности Н.А. Бернштейна, врач и психофизиолог профессор И.М. Фейгенберг. Под его руководством В.А. Иванников разрабатывал идею вероятностного прогнозирования, изучал роль этого явления в преодолении ситуаций неопределенности. В общении с А.Н. Леонтьевым родилась смысловая концепция волевой регуляции поведения человека, легшая в основу последних по времени фундаментальных теоретических и тонких экспериментальных исследований В.А. Иванникова. Наиболее рельефно этапы его научной биографии отражены в монографии «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движению» (1978) и выдержавшей три издания и ставшей хрестоматийной работе «Психологические механизмы волевой регуляции» (2006).

К В.А. Иванникову полностью относится лаконичная формула «педагог от бога». Его лекции по общей психологии, в которых он перенял эстафету от А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева, одновременно просты, точны и классичны, о каких бы ответвлениях психологии ни шла речь – о зоопсихологии, экспериментальной психологии или свободе воли личности. За последние пять лет В.А. Иванников реализовал свой замысел создания учебника «Основы психологии» (2010), благодаря которому студенты обретают навигацию в лабиринте проблем развития психологической науки. По большому счету этот учебник по своему охвату идей и дидактическому материалу сопоставим с классическим учебником С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии». Какие бы сложные вопросы эволюции психологического мира ни излагал в своем учебнике В.А. Иванников, он остается верен методологии деятельностного порождения психической реальности.

Студенты разных поколений помнят особую «эпоху Иванникова» в развитии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1973 по 1983 г. В.А. Иванников был заместителем декана этого факультета по учебной работе и организатором всей факультетской жизни. А.Н. Леонтьев, будучи деканом факультета, не раз говорил о том, что факультет держится на В.А. Иванникове. Именно благодаря тандему А.Н. Леонтьев – В.А. Иванников смогла выйти в свет классическая монография А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (1975). Вячеслав Андреевич взял на себя весь груз административной работы на факультете, тем самым дав возможность Алексею Николаевичу завершить работу над этой фундаментальной монографией.

Нынешние студенты, как и студенты прошлых поколений, пристрастно относятся к лекциям В.А. Иванникова. Аудитории, в которых он читает лекции, не бывают пустыми. Мало кто из преподавателей может сказать, что его лекции привели к появлению в Интернете блога «фанатов Иванникова».

В.А. Иванников принимает активное участие в проектировании и реализации таких государственных и международных программ, как «Социальная помощь детям и подросткам», «Дети Чернобыля», «Дети риска». Неоценим его вклад как в становление практической психологии образования в России, так и в разработку стандартов и программ по психологии для факультетов психологии классических университетов. Разработанный В.А. Иванниковым проект комплексной психологической службы помощи детям и подросткам активно реализуется в социальной практике различных регионов Российской Федерации.

Личность всегда шире своей профессии. Эта истина полностью приложима к жизненному пути юбиляра. Для него выбор психологии является выбором не профессии, а судьбы. В этом смысле о нем можно сказать, что не только В.А. Иванников выбрал психологию, но и она выбрала его.

Поздравляя Вячеслава Андреевича с семидесятилетием, редакция журнала «Вопросы психологии», коллеги, студенты, друзья славят человека, которого по праву можно назвать счастливым, и выражают надежду, что талант и обаяние его личности принесут еще немало вдохновенных открытий нашей психологической науке.