Юбилей Ильясова

К 70-ЛЕТИЮ И.И. ИЛЬЯСОВА

 

27 июня 2007 г. исполняется 70 лет Исламу Имрановичу Ильясову — известному специалисту в области педагогической психологии, доктору психологических наук, профессору.

И.И. Ильясов родился в Москве. В 1956 г. окончил Московский электромеханический техникум. В 1956–1959 гг. служил в армии. В 1960– 1962 гг. учился на дневном отделении факультета английского языка Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза; в 1965 г. окончил вечернее отделение этого института. Параллельно он был студентом отделения психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, куда поступил в 1962 г.

На формирование научных интересов И.И. Ильясова оказали влияние такие прослушанные им во время учебы курсы, как общая психология (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), история психологии (П.Я. Гальперин), история философии (Т.И. Ойзерман), логика (А.А. Зиновьев), проблемы развития в психологии (Г.П. Щедровицкий). И.И. Ильясов был членом Научного студенческого общества факультета психологии МГУ, участником летних и зимних психологических школ. В 1967 г. он окончил университет, а в 1973 г. — аспирантуру факультета психологии МГУ с защитой кандидатской диссертации «Формирование восприятия удаленности» (1973). Эта работа, выполненная под руководством В.Я. Дымерского, была посвящена проблемам экспериментального формирования навыков пространственного восприятия объектов.

В том же году И.И. Ильясов приступил к работе на факультете психологии, где последовательно занимал должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора (с 1990 г.).

В годы заведования кафедрой педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ (1995–2004) И.И. Ильясову удалось создать на кафедре особую атмосферу творчества, свободы, взаимного уважения, доверия и продуктивного сотрудничества членов кафедры между собой и с другими подразделениями факультета. После объединения в августе 2004 г. кафедры педагогической психологии и педагогики с кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе и создания новой объединенной кафедры, получившей название «Кафедра психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ, И.И. Ильясов продолжил свою работу в качестве профессора этой кафедры. Он имеет ученые звания доцента (1976) и профессора (1992). В 2000 г. ему было присвоено звание «Заслуженный профессор МГУ».

В 1988 г. И.И. Ильясов защитил докторскую диссертацию по теме «Структура и формирование процесса учения». Им была разработана обобщенная модель структуры процесса учения, описано учение как деятельность субъекта, выделена система факторов эффективности учения и система условий формирования общих учебных умений. Большой интерес у коллег вызвал цикл проведенных под его руководством исследований, в которых была существенно уточнена роль практических действий в познавательном развитии и усвоении учебного материала, а также установлено сравнительное значение уяснения содержания материала и его последующей отработки в учении. И.И. Ильясовым был рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся истории развития теорий учения в отечественной и зарубежной психологии, проблемы диагностики и формирования общих учебных умений.

В 1985–1987 гг. И.И. Ильясов являлся председателем московского отделения Общества психологов СССР. Он — член редколлегии журнала «Learning and Individual Differences» (США), заместитель председателя совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области образования.

В течение двух с половиной лет (1988–1991) он входил в состав редколлегии журнала «Вопросы психологии».

И.И. Ильясов — крупнейший специалист в области педагогической психологии. Он много лет занимается исследованием структуры процесса учения. Им осуществлено описание учения как деятельности субъекта, изучены факторы эффективности учения, условия формирования способности к учению, развитие мышления в учении, разработана обобщенная иерархическая модель структуры учения, включающая компоненты трех уровней: исходного макроуровня; изменений по параметрам знаний и действий, усваиваемых в учении; уровня познавательных механизмов эмпирического и теоретического мышления, мнемических и символических операций. И.И. Ильясов разрабатывает методы развития логического и творческого мышления в рамках специальных курсов и развивающих занятий. Им созданы методика обучения эвристическим приемам решения творческих задач, методы построения системы обучения по учебной дисциплине.

И.И. Ильясов преподает в МГУ им. М.В. Ломоносова и других вузах. Он подготовил более 20 кандидатов психологических наук, был консультантом пяти докторских диссертационных работ. Огромное число выпускников факультета психологии МГУ с гордостью называют его своим учителем. Он обладает удивительным талантом невероятно просто и четко объяснять весьма сложные психологические феномены и теории, распутывая рассуждения своих собеседников и внося в них логику и смысл, побуждая слушателей думать и становиться самостоятельно мыслящими профессионалами. Ислам Имранович — замечательный лектор, умеющий мастерски познакомить слушателей с живой психологической наукой и ее приложениями в практике обучения, образования, консультирования. Он — сапожник в сапогах! Он и сам умеет применять то, чему учит. Вот только некоторые отзывы студентов факультета психологии об И.И. Ильясове со студенческого сайта МГУ: «Очень радостно, когда умный преподаватель оказывается замечательным человеком! А как он здоровается!!! Начинаешь верить, что есть добро на свете...», «Потрясающий человек, который действительно знает психологию так, чтобы ее понял студент...», «Для меня Ислам Имранович, прежде всего — потрясающий преподаватель. Его курсы не только расширили и во многом преобразили для меня мир психологической науки, но и стали образцом построения, понимания и преподавания всякого знания. Все общие и специальные курсы, которые читал нам Ислам Имранович, были чрезвычайно научно глубоки и насыщены жизненной мудростью автора...»

И.И. Ильясов — автор более 90 научных публикаций. Среди них монографии «Структура процесса учения» (М., 1986); «Система эвристических приемов в решении задач» (М., 1992; 2001), а также написанные с соавторами учебники и методические пособия: «Практикум по педагогической психологии» (М., 1979), «Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов» (М., 1981), «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии» (Т. 1, 1980; Т. 2, 1981), «Научная работа студентов» (М., 1986); «Проектирование курса обучения по дисциплине в вузе» (М., 1994).

Круг интересов Ислама Имрановича огромен. Он заядлый джазист и саксофонист, поддерживающий на факультете все виды музыкальной самодеятельности. Прекрасно поет, пел в хоре факультета психологии МГУ. Неоднократно участвовал в концертах сотрудников и студентов факультета психологии. Коллеги и товарищи по кафедре глубоко уважают и ценят Ислама Имрановича за открытый ум, широчайшую научную эрудицию, его человеческую отзывчивость, доброту и тактичность, за готовность помочь в решении самых разных исследовательских проблем. Ислам Имранович — человек, в высшей степени чувствительный ко всему новому, способный разглядеть и поддержать креативный порыв, независимо от того, кто к нему обращается за поддержкой — студент или коллега-профессионал. Ислам Имранович — человек, обладающий невероятным обаянием, любимый коллегами и студентами, всеми, кому посчастливилось слышать его мудрые лекции и даже просто «Здравствуйте!» в коридорах факультета. Он заряжает своим оптимизмом, энергией, доброжелательностью, умением конструктивно решать самые разные научные и жизненные задачи.

Преподаватели, научные сотрудники, студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, многочисленные ученики, друзья и коллеги Ислама Имрановича, сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии» от всей души поздравляют юбиляра и желают ему здоровья, сил, бодрости, благополучия, новых творческих озарений.