К ЮБИЛЕЮ Г.Г. ГРАНИК

9 ноября 2018 г. исполняется 90 лет Генриетте Григорьевне Граник – доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО, главному научному сотруднику Психологического института РАО, руководителю группы «Психологические проблемы построения школьных учебников».

Г.Г. Граник родилась в г. Улан-Удэ в семье служащих. В 1959 г. окончила Московский государственный заочный пединститут, работала учителем русского языка и литературы, позже районным методистом.

Научная деятельность Г.Г. Граник началась 55 лет назад, в 1963 г., когда она была принята на должность младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас Психологический институт РАО), в лабораторию программированного обучения. В 1965 г. она защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», а в 1985 г. – докторскую на тему «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».

Основные направления многолетних теоретико-экспериментальных исследований Г.Г. Граник связаны с изучением психологических механизмов грамотной устной и письменной речи, психологических приемов понимания учебных и художественных текстов, разработкой концептуальных подходов к построению учебников нового типа. Под научным руководством Г.Г. Граник и при ее непосредственном участии создано более 50 учебников по русскому языку и учебных книг по литературе. В 1970 г. вышел первый экспериментальный программированный учебник «Синтаксис и пунктуация русского языка», награжденный премией им. К.Д. Ушинского. В 2018 г. – цикл учебных пособий по пониманию текста для начальной школы «Путешествие в Страну Книги» (совместно с О.В. Соболевой). Между этими датами – почти полувековой путь к учебникам и учебным книгам нового типа, за это время были созданы десятки экспериментальных и федеральных учебников по разработанному авторскому курсу «Русская филология». Главным итогом научной деятельности Г.Г. Граник стал учебно-методический комплект по русскому языку для первой и второй ступеней образования. Это учебники нового типа, базирующиеся на систематизации и обобщении психодидактических знаний, синтезе лингвистики, литературоведения, общей и педагогической психологии, возрастной физиологии, логики и обслуживающие разработанную целостную концепцию.

Г.Г. Граник – основоположник научной школы психологических проблем учебника. Ею разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в коллективных монографиях «Психологические проблемы построения школьных учебников» (1979), «Психолого-дидактические основы создания учебников по русской филологии» (2007), «Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня» (2018)), но и созданы сами учебники, являющиеся инструментом и результатом психологических исследований.

Понимая, что учить по-новому нужно не только учащихся, но и учителей, Г.Г. Граник с самого начала стала писать книги и для педагогов-практиков. Она является автором и научным редактором серии книг, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала («О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе» (1970–1972), «Учитель, учебник и школьники» (1977), «Как учить школьника работать с учебником» (1987), «Как учить работать с книгой» (1995), «Дорога к книге» (1996), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. VIII–IX классы» (1999) и др.).

Научные интересы Г.Г. Граник связаны не только с психологией обучения русскому языку, ею разработаны теоретические основы нового психолого-педагогического направления в учебниковедении – «Школьное литературоведение на психологической основе». Реализацией идей авторского коллектива стали учебные книги по литературе: «И снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я – Другой. М.Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читаем, размышляем» (2016), «А.С. Пушкин, его друзья и современники» (2018).

В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано более 350 работ. Под ее научным руководством защищено девять кандидатских диссертаций, одна докторская, продолжается подготовка молодых специалистов.

За вклад в науку и практику современного образования Г.Г. Граник дважды удостоена премии Правительства РФ в области образования (1997, 2008), она награждена премией им. К.Д. Ушинского (1971) и медалью его имени (1999), медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» (2007), почетным знаком «Пси серебряная» (2007). Генриетта Григорьевна – победитель XIX Национального конкурса «Золотая Психея», в номинации «Патриарх российской психологии» (2018).

Научные сотрудники Психологического института и других академических институтов РАО, методисты и учителяпрактики, редакция журнала «Вопросы психологии», многочисленные последователи и ученики поздравляют Генриетту Григорьевну с юбилеем, выражают искреннюю признательность и восхищение всем тем, что сделано ею в науке и в области создания школьных учебников, желают здоровья, сил, благополучия, дальнейших творческих успехов и взлетов.