К 60-ЛЕТИЮ А.А. ГОСТЕВА

 

28 декабря 2010 г. исполняется 60 лет Андрею Андреевичу Гостеву – доктору психологических наук, ведущему научному сотруднику Института психологии РАН.

А.А. Гостев родился в Воронеже в семье военнослужащего. В 1968 г. окончил среднюю школу в Тбилиси. В 1973 г. получил диплом психолога на факультете психологии Ленинградского государственного университета. Студенческие годы подарили ему встречи с замечательными отечественными психологами – Б.Г. Ананьевым, В.А. Ганзеным, Л.М. Веккером, Н.В. Тих, А.А. Крыловым, А.А. Бодалевым, Е.С. Кузьминым и многими другими. После переезда в Москву он был принят в Институт психологии АН СССР в лабораторию специальных прикладных проблем. После окончания аспирантуры ИП АН в 1979 г. А.А. Гостев защитил диссертацию «Особенности пространственных представлений в операторской деятельности», научным руководителем которой был Б.Ф. Ломов. Именно этот выдающийся ученый и организатор науки заложил у молодого аспиранта интерес к психологии образной сферы личности, который стал стержневым для всей его последующей научной деятельности. Этот интерес был реализован им во многих областях: социальной и политической психологии (1984–1986), психологии средств массовой коммуникации (1986–1990), психологии межнациональных отношений (1990–1997), истории генезиса психологического знания.

С 1986 по 1990 г. А.А. Гостев преподавал в Институте повышения квалификации, входящем в систему Гостелерадио. Кроме лекционных курсов по основам общения для различных категорий творческих работников телевидения и радио он разрабатывал авторский подход к имажинативной практике и терапии.

С 1991 по 1996 г. А.А. Гостев являлся старшим консультантом Международной федерации мира и согласия. В рамках совместных усилий МФМС и лаборатории психологии межнациональных отношений ИП РАН (в которой он работал тогда под руководством П.Н. Шихирева) была организована Школа конфликтологии. А.А. Гостев стал ее директором. Школа осуществляла международные научнопрактические проекты в «горячих точках» бывшего СССР/РФ, в которых помимо отечественных работали специалисты из США, Великобритании и других стран.

С конца 1980-х гг. А.А. Гостев принимал участие в создании российской трансперсональной психологии (ТП). В середине 1990-х гг. совместно с калифорнийским Институтом трансперсональной психологии был соорганизатором первой учебной ТП-программы. Он – участник многих международных ТП-проектов, международных симпозиумов и конференций. С 2000-х гг., занимая пост вице-президента российского Фонда ТП, начинает самостоятельную разработку методологических вопросов и этических аспектов ТП в связи с проблемой отражения сознанием социально-политических и экономических мировых процессов и коммерциализации ТП. Это привело к научным разногласиям с руководителями ТП-движения в России. На сегодняшний день А.А. Гостев пропагандирует православно-христианскую святоотеческую традицию среди участников международных конференций по трансперсональной психологии (доклады на конгрессах в Лиссабоне, 2002; Лондоне, 2004; Дели, 2008; Барселоне, 2009; Москве, 2010 и др.).

Изучение психологии образной сферы привело А.А. Гостева к расширению спектра научно-профессиональных интересов – психологии религии, психологии личности, духовно-ориентированным подходам в психологическом консультировании, философии, истории, культурологии. Новый ракурс исследований предполагает междисциплинарное соприкосновение психологических знаний с данными философско-религиозных воззрений и социально-политических концепций. Понятно обращение юбиляра к проблемным областям человеческого познания, ранее не подлежащих научно-психологическому анализу. Поэтому не случайно с 1997 г. А.А. Гостев работает в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН.

Результаты своей многогранной научной деятельности в разные периоды жизни и опыт работы в различных организациях А.А. Гостев воплотил в докторской диссертации «Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции)», которую защитил в 2002 г. в своей Alma mater – Санкт-Петербургском университете.

Сегодня интерес ученого сконцентрирован в области разработки системы православно-ориентированного психологического знания, духовно-нравственных аспектов тенденций глобализации и альтерглобализма; он соавтор российско-американского проекта «Zemlyanin», участник международных психологических симпозиумов и культурологических экспедиций в США, Великобританию, Грецию, Португалию, Италию, Германию, Люксембург, Швейцарию, Хорватию, Бразилию, Венесуэлу, Перу, Боливию, Израиль, Египет, Турцию, Китай, Японию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР и др.

А.А. Гостев – автор около 100 печатных работ, в том числе семи книг: «Образная сфера человека» (1992), «Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов» (1993), «Дорога из Зазеркалья. Творческое развитие образной сферы» (1998), «Zemlyanin: the emerging global citizen?» (1998), «Образная сфера в познании и переживании духовных смыслов» (2001), «Психология вторичного образа» (2007), «Психология и метафизика образной сферы человека» (2008).

А.А. Гостева по праву можно назвать зачинателем нового направления психологии и метафизики образно-символического познания – имаго-символосферы человека и общества. Им осуществлена концептуализация образной сферы и введено понятие ее «трансляционной функции» как специфицированной и ответственной за символическое познание и глубинный контакт субъекта с многомерными реалиями внешнего и внутреннего мира. Это позволило продвинуть решение ряда теоретических проблем психологии, – например, полифункциональность психического образа и его онтологический статус, резервные возможности психики и др. Новаторски интерпретирован спектр вопросов, связанных с личностным измерением вторичных образов, – углубленное самопознание, практическая работа с образной сферой, интерпретация сновидений, трансформация (развитие и регресс) сознания и многие другие. Этим задан многомерный и многоуровневый контекст использования образов в личностном и духовном развитии. Предлагаемая А.А. Гостевым теория образной сферы личности, по мнению В.А. Пономаренко, является «решением крупной научной проблемы исследования глубин тонкого невидимого духовного мира и онтологического единства нашего Я».

Друзья и коллеги поздравляют юбиляра, желают ему здоровья и творческих успехов на том непростом научном пути, который он выбрал для себя в профессии.