Бодалёв

К 90-ЛЕТИЮ А.А. БОДАЛЁВА

13 октября 2013 г. исполнилось 90 лет Алексею Александровичу Бодалёву – доктору психологических наук, профессору, действительному члену Российской академии образования. А.А. Бодалёв – видный организатор отечественной психологической науки, специалист в области психологии общения, восприятия человека человеком, акмеологии. Окончил отделение психологии Ленинградского университета (1950), аспирантуру ЛГУ (1953), кандидат педагогических наук (по психологии). В начале 1960-х гг. первым в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. С 1965 г. доктор педагогических наук (по психологии), с 1968 г. профессор.

В интервью журналу «Вопросы психологии» по случаю своего 85-летия (2008. № 5. С. 170–176) Алексей Александрович на вопрос «Как и почему Вы пришли в психологию?» ответил, что, пережив страшную блокаду и став свидетелем не только мужества и самопожертвования людей, но и подлости, шкурничества и трусости, задумался о причинах столь разного поведения людей и о внутреннем мире человека. К поступлению в 1945 г. на психологическое отделение философского факультета Ленинградского университета подтолкнули и прослушанные в Центральном лектории лекции Б.Г. Ананьева. Именно этот выдающийся ученый, как и позднее В.Н. Мясищев, оказал наибольшее влияние на профессиональное и личностное становление А.А. Бодалёва.

Продолжая дело своих учителей, Алексей Александрович создал свою научную школу в психологии, в которой нашла свое развитие и реализацию идея целостного познания человека как субъекта сложного и многомерного мира отношений – межличностных и межгрупповых, семейных, профессиональных, деловых. Его деятельность всегда носила практическую направленность и отвечала запросам современности: в 1980-е гг. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.А. Бодалёв способствовал созданию экспериментального практикума по общей психологии с применением компьютерной техники, а также организации групп по изучению психологических проблем массовых коммуникаций и общения с позиций семантики; в 1979 г. на базе лаборатории социальной перцепции Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии (НИИ ОПП) и кафедр общей и медицинской психологии факультета психологии создал центр психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей.

Как отмечает один из его участников А.Ф. Копьёв: «Центр явился не только первым шагом к институализации психологической консультативной практики, но и по тем временам весьма неожиданным и новаторским поступком, неоднозначно воспринятым даже в сугубо профессиональной среде». За девять лет работы было зарегистрировано 12 тыс. обращений. Этот Центр также дал начало творческому пути многих ныне известных и уважаемых специалистов в области психотерапии и психологического консультирования.

Под руководством А.А. Бодалёва выполнены и успешно защищены 127 кандидатских и 27 докторских диссертаций. Но главное – он способствовал созданию целого ряда научных центров по исследованию проблем социальной перцепции и общения в разных городах нашей страны. В 1970-е гг. изучение социально-перцептивных особенностей педагогов началось в Гродненском (С.В. Кондратьева и сотр.) и Кубанском (О.Г. Кукосян и сотр.) университетах; в 1980-е гг. оформились самостоятельные направления – гендерные и возрастные проблемы межличностных отношений (В.Н. Куницына и сотр.) и центры исследований общения в Санкт-Петербургском университете; в Ростовском (ныне – Южном Федеральном) университете – проблемы затрудненного общения, невербальной коммуникации и экспрессии человека (В.А. Лабунская и сотр.), доверительные отношения личности (Т.П. Скрипкина и сотр.); в Мордовском университете – вопросы познания в общении (К.М. Романов и сотр.); в Кировоградском педагогическом университете – проблемы диалогического общения (В.Г. Дьяконов и сотр.).

Сформированная в 1976 г. в НИИ ОПП А.А. Бодалёвым лаборатория «Психология общения в семье и школе», в составе которой работали известные психологи-исследователи и практики Г.А. Ковалёв, Р.Л. Кричевский, Ю.Б. Некрасова, Т.А. Флоренская, А.Ф. Копьёв, Т.П. Гаврилова и другие, стала координатором всех исследований по психологии познания людьми друг друга и психологии общения. В 1970–1980-е гг. были проведены Всесоюзные конференции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Киеве, Барнауле, Гродно, Дрогобыче, Краснодаре и ряде других городов страны; по их результатам были опубликованы сборники материалов и монографии. В 1993 г. преемницей лаборатории стала научно-исследовательская группа «Психология общения и реабилитации личности», которую также возглавил А.А. Бодалёв. Конференции по психологии общения под его председательством собирали сотни участников в Москве (2000, 2006, 2009) и Ростове-на-Дону (2003).

С начала 1990-х гг. А.А. Бодалёв перешел к разработке проблем новой области человекознания – акмеологии, основателями которой были В.М. Бехтерев, Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев. Совместно с сотрудниками Российской академии государственной службы по данной проблематике им опубликован ряд учебных пособий и монографий. А 1995 г. вместе с В.Э. Чудновским он возглавил в Психологическом институте РАО проведение ежегодных симпозиумов «Психологические аспекты смысла жизни и акме», по материалам которых уже опубликованы 11 сборников и учебное пособие для педагогов (2007). Параллельно в 1990–2000-е гг. в Психологическом институте РАО ученики А.А. Бодалёва под его руководством исследовали ряд аспектов общения – восстановление нарушенного речевого общения (Н.Л. Карпова), отношение к Другому (Ю.А. Александрова), с 2005 г. – эгоцентризм и его проявления в общении, а также особенности межнационального общения (Т.И. Пашукова).

В 2005 г. А.А. Бодалёв собрал большой коллектив своих учеников и сотрудников из разных вузов и городов (Н.Л. Карпова, Л.А. Карпенко, Н.В. Кисельникова, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Л.В. Матвеева, Т.И. Пашукова, Е.А. Петрова, Т.П. Скрипкина, Н.Д. Творогова, И.Б. Ханина), который при поддержке РГНФ начал работу над сложным проектом подготовки энциклопедического словаря «Психология общения». В 2011 г. словарь был издан: в нем более 1100 статей 340 авторов – кандидатов и докторов наук из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья (большая часть из них – ученики А.А. Бодалёва). Были получены положительные отзывы рецензентов и читателей, словарь стал победителем Всероссийского конкурса РПО в номинации «Лучший словарь по психологии» (2012) и победителем XIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Проект года в психологической науке» (2011). В настоящее время редакторский коллектив во главе с А.А. Бодалёвым занят подготовкой второго издания словаря. Хочется отметить умение Алексея Александровича вдохновлять и объединять самых разных людей в решении сложных задач.

От имени многочисленных учеников и коллег, а также сотрудников журнала «Вопросы психологии» поздравляем дорогого юбиляра с 90-летием, желаем ему здоровья и радуемся его преданности науке психологии и творческому долголетию!