К 60-ЛЕТИЮ Б.Д. ЭЛЬКОНИНА

 

12 марта 2010 г. исполнилось 60 лет Борису Данииловичу Эльконину – доктору психологических наук, профессору, заведующему лабораторией психологии младшего школьника Психологического института Российской академии образования (РАО), президенту Международной ассоциации развивающего обучения (МАРО).

Б.Д. Эльконин родился в 1950 г. в Москве. Его отец – замечательный детский психолог Даниил Борисович Эльконин, ученик и последователь Л.С. Выготского, автор широко известной периодизации развития ребенка, классик отечественной психологии; мама – Шева Цальевна Немировская, врач-хирург, оба участники Великой Отечественной войны.

В 1967 г. Б.Д. Эльконин поступил на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. В период 1972–1990 гг. он работал в лаборатории психологии детей младшего школьного возраста Психологического института РАО, которой заведовал В.В. Давыдов.

В 1982 г. Б.Д. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Знаковое опосредствование решения задач на соображение»; в 1995 г. – докторскую диссертацию по теме «Введение в психологию развития». С 1993 г. он заведует лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института.

Б.Д. Эльконин – яркий представитель научно-психологической школы Л.С. Выготского. Он ведет активные исследования и имеет более ста публикаций по проблемам психологии развития, возрастной и детской психологии, теории действия, психологии творческого мышления, педагогической психологии, теории и практики образования. Особое место среди них занимает монография «Психология развития», впервые изданная в 1994 г. (впоследствии трижды переизданная). В ней изложена целостная психологическая концепция развивающегося действия как единицы анализа психологической реальности. Б.Д. Эльконин – один из тех ученых, которые удерживают и приумножают культуру отечественных теоретико-экспериментальных исследований, задавая высокую профессиональную планку своим ученикам и последователям.

С 1998 г. Б.Д. Эльконин становится вице-президентом МАРО, с 1999 г., в рамках работы ассоциации, он запускает программу «Развивающее обучение в подростковой школе (система Эльконина – Давыдова)», с 2000 г. руководит сетью экспериментальных площадок МАРО, реализующих эту программу, ведет большую работу по подготовке и переподготовке учителей и администраторов для работы по системе Эльконина–Давыдова в образовательных центрах и школах страны (Москва, Междуреченск, Томск, Красноярск, Калининград, Новосибирск и др.), в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Психологи и педагоги знают Б.Д. Эльконина как создателя целого ряда оригинальных образовательных практик, а также автора многочисленных публикаций, обсуждающих теоретические и экспериментальные основания развивающего обучения. В качестве эксперта по системе Эльконина–Давыдова Б.Д. Эльконин периодически выполняет задания Министерства образования и науки РФ и других государственных учреждений системы образования.

С 2000 по 2004 г. Б.Д. Эльконин возглавлял крупный исследовательский проект «Подростковая школа в системе Эльконина–Давыдова», реализованный в 60 школах страны. В 2004–2008 гг. он был соруководителем проекта «Диагностика индивидуального прогресса учащихся», а в настоящее время является научным консультантом проекта «Диагностика учебной успешности в начальной школе».

Б.Д. Эльконин ведет большую научно-организационную работу. В течение шести лет он был вице-президентом, а в 2004 г. избран президентом МАРО. Он также является организатором традиционной научно-практической конференции, которая проходит каждые два года в Москве («Эльконинские чтения») и соорганизатором ежегодных конференций по педагогике развития в Красноярске. Каждая публикация Б.Д. Эльконина по проблемам психологии развития, теории действия, проектированию образовательного пространства представляет собой значимый факт научной жизни и привлекает внимание самого широкого круга специалистов. Это статьи, опубликованные в журнале «Вопросы психологии»: «О способе опосредствования решения задач на соображение» (1971), «Образовательное пространство как пространство развития» (1993), «О феноменах переходных форм действия» (1994), «Л.С. Выготский – Д.Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие» (1996) и в других изданиях.

Б.Д. Эльконин является членом редакционных советов журналов «Вопросы психологии» и «Культурно-историческая психология», а также членом диссертационного совета Психологического института.

Редколлегия журнала «Вопросы психологии», в состав которой он входил с 1993 по 2007 г., друзья и коллеги искренне поздравляют Бориса Данииловича с юбилеем и желают счастья, здоровья, сил для нового яркого этапа в его научной биографии.