24–26 октября 2017 г. на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета состоялись традиционные Ананьевские чтения, которые были приурочены к 150-летнему юбилею В.М. Бехтерева (1867–1927) и 110-летию создания им Санкт-Петербургского психоневрологического института (1907), 110-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева (1907–1972) и 90-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова (1927–1989). Юбилейный характер чтений получил отражение в названии конференции: «Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов». С поздравлениями к собравшимся обратились первый заместитель проректора по науке СПбГУ С.А. Гончаров, декан факультета психологии СПбГУ А.В. Шаболтас, заслуженный профессор СПбГУ Б. Рождерс; также прозвучало приветствие от Московского отделения РПО.

Пленарное заседание началось с выступления А.О. Прохорова (Казань), проследившего динамику становления казанской школы психологии состояний, берущей свое начало с открытия В.М. Бехтеревым в 1885 г. первой в России психофизиологической лаборатории и далее в советский период обогатившейся исследованиями В.С. Мерлина, Е.А. Климова и Н.М. Пейсахова; в настоящее время исследования идут в следующих направлениях: состояние как психическое явление, состояние и сознание, саморегуляция состояний. В док ладе М.А. Акименко (Санкт-Петербург) речь шла о создании В.М. Бехтеревым междисциплинарного научного направления – психоневрологии и об основных этапах развития им психологической концепции (объективной психологии). Экскурсия в мемориальный музей В.М. Бехтерева при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева, организованная его главным хранителем М.А. Акименко, выступила яркой иллюстрацией к докладу.

В.А. Кольцова (Санкт-Петербург) познакомила с научной биографией одного из создателей инженерной психологии, первого декана факультета психологии Санкт-Петербургского университета Б.Ф. Ломова, отличавшегося высокой сензитивностью к запросам практики, что и помогало ему сочетать в себе способности теоретика-методолога, экспериментатора и профессионального практика. Посвященное ленинградскому периоду творчества Б.Ф. Ломова выступление С.А. Маничева (Санкт-Петербург) позволило получить представление о научной атмосфере советской психологии середины 60-х гг. прошлого века.

В докладе Л.А. Головей (Санкт-Петербург) Б.Г. Ананьев предстал как автор единой теории индивидуального развития человека, включающей учение об онтогенетической эволюции как форме развития индивидных свойств, о жизненном пути человека как форме развития его личностных свойств и историю деятельностей человека как форму развития субъектных свойств. Л.А. Головей убедительно показала актуальность идей Б.Г. Ананьева для современного человекознания. Выступление М.С. Егоровой (Москва) содержало обращение к истории дифференциальной психологии, а также анализ направлений изучения индивидуальных различий на современном этапе.

Последующая работа проходила в формате секций и круглых столов.

Секция «Человек науки: творческая индивидуальность и судьба» (рук. А.Н. Ждан, Н.А. Логинова) вылилась в живой разговор о творцах психологической науки и судьбе истории психологии как самостоятельной отрасли знания. В юбилейный год русской революции большой интерес вызвали секция «Политическая психология от В.М. Бехтерева до наших дней» (рук. О.С. Дейнека) и круглый стол «Революция как психологический феномен – к 100-летию Октябрьской революции 1917 г.» (вед. Д.Ф. Мезенцев, А.Г. Конфисахор).

Секции «Роль школы В.М. Бехтерева в развитии детской клинической психологии» (рук. И.И. Мамайчук) и «Теоретические и прикладные аспекты психофизиологии» (рук. В.Д. Балин) привлекли внимание исследователей и практиков, что способствовало обозначению нерешенных теоретических вопросов, таких как предмет клинической психологии, ошибочные методологические установки, качественные методы исследования и др. В ходе работы секции «Психотерапия: от В.М. Бехтерева до современности» (рук. В.А. Абабков, Г.Л. Исурина) дискуссия началась с сообщения о патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева, определившей последующее развитие психотерапии. Проблемы клинической психологии и родственных дисциплин обсуждались на секциях «Медицинская психология: традиции и современность» (рук. Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова) и «Научные традиции и новые направления развития специальной психологии» (рук. Н.Л. Коновалова, С.Т. Посохова, В.М. Сорокин). Вопросы сохранения психического здоровья и влияющих на него факторов поднимались на секциях «Психология здоровья» (рук. Г.С. Никифоров, А.В. Шаболтас), «Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей» (рук. В.О. Аникина) и «Клиническая психология здоровья» (рук. Г.С. Никифоров, А.В. Шаболтас).

Большое число участников собрали заседания, посвященные психологии развития и возрастной психологии: «Психология детского и подросткового возраста» (рук. С.С. Савенышева, В.Е. Василенко) и «Психология взрослости» (рук. В.Р. Манукян). В ходе работы секций отчетливо выступила преемственность школы Б.Г. Ананьева и современных направлений изучения закономерностей возрастного развития. Участники круглого стола «Психологическое благополучие: подходы, проблемы, исследования» (вед. Р.М. Шамионов, Л.А. Головей) сосредоточили свое внимание на структуре, возрастных критериях и факторах субъективного благополучия. О состоянии психологии образования, актуальных направлениях изучения учебной деятельности школьников, специфике преподавания в вузе и др. говорили выступающие на секциях «Проблемы современной педагогической психологии в России» (рук. Ю.А. Макаров, А.Д. Наследов) и «Междисциплинарные исследования в психологии образования и педагогической психологии» (рук. Н.В. Бордовская, Е.И. Петанова).

Секция «Общая и когнитивная психология» (рук. В.М. Бызова) была посвящена широкому полю проблем, получивших отражение в интеллектуальной игре «Идеиво-плоти!», связанной с современными направлениями когнитивной психологии (рук. В.А. Гершкович, Н.В. Мирошкина). Секционное заседание «Психология личности: традиции и новации» (рук. Н.В. Гришина, С.Н. Костромина) вызвало бурную дискуссию, касающуюся соотношения сложившихся к настоящему времени представлений и современных подходов, определения специфики таких сравнительно молодых направлений, как готовность к риску, развитие Я-концепции и др. Различные аспекты социальной психологии и этнопсихологии поднимались на секциях «Социальная перцепция. Понимание людьми друг друга» (рук. В.Н. Куницына), «Психология общения и социального поведения» (рук. С.Д. Гуриева, А.Л. Свенцицкий) и «Психология межкультурного взаимодействия» (рук. С.Д. Гуриева, Л.Г. Почебут).

По традиции самостоятельным предметом обсуждения выступили вопросы организационной психологии: на секциях «Психология труда и профессиональной деятельности» (рук. С.А. Маничев) и «Психология труда и организационная психология в XXI веке» (рук. С.А. Маничев) в качестве актуальных были названы проблемы безопасности труда, личностных ресурсов успешной работы, готовности современных выпускников вузов к инновационной деятельности. Вопросы оказания психологической помощи спортсменам, формирования у них готовности к соревнованиям, командной психодиагностики, разработки рекомендаций для тренеров были поставлены на секции «Психология спорта и физической культуры: идеи и решения» (рук. А.Е. Ловягина); ее логическим продолжением явился мастер-класс «Индивидуальная работа со спортсменом: как сделать часовую консультацию эффективной и незабываемой» (вед. О.В. Тиунова).

В заключительном слове председатель программного комитета конференции Л.А. Головей отметила значимость данной конференции, посвященной юбилею ученых, в значительной степени определивших лицо современной российской психологии.

 

М.А. Степанова

Москва