14–16 ноября 2017 г. в институте психологии имени Л.С. Выготского РГГУ прошла Международная конференция «Культурно-исторический подход: от Л.С. Выготского – к XXI веку». Одной из основных задач конференции стал анализ современных тенденций психологической науки. Не менее важным было и позиционирование современной культурно-исторической психологии в новом транзитивном мире.

Поэтому органичным было соединение на пленарном заседании докладов, в которых раскрывались новые научные концепции. В заседании приняли участие известные ученые факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и департамента психологии НИУ ВШЭ. В их выступлениях были ярко и креативно представлены новые тенденции развития культурно-исторической психологии в различных областях современной психологической науки – методологии, когнитивной психологии, клинической и социальной психологии.

В докладе М.В. Фаликман было убедительно показано, что идея культуры становится одной из ведущих в современной когнитивистике, в частности в концепции «нейроархеологии» Л. Малафуриса и теории «культуры как познания, укорененного в среде» Д. Ойзерман. А.Н. Поддьяков рассказал о том, как конфликт качественно различающихся систем жизненных ценностей и интересов отражается в содержании образования. Н.Н. Нечаев в докладе «К проблеме реинтеграции культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева» представил новый оригинальный подход к анализу двух ведущих теорий отечественной психологии.

Е.Т. Соколова в сообщении «Не-ментализирующая идентичность в современном транзитивном мире» привела крайне важные и актуальные для современной науки данные о вариантах отклонений в содержании и структуре идентичности у психически больных людей. Е.П. Белинская представила классификацию современных теорий идентичности в контексте социально-психологического подхода. Сравнительный анализ клинического и социально-психологического подходов к анализу идентичности в контексте понимания ее изменчивости, постоянства, множественности, уникальности и целостности позволил выявить новые грани и в подходе к проблеме идентичности, и в понимании тенденций ее развития.

Дискуссии о путях развития культурно-исторической парадигмы в психологии, новых открытиях и классических концепциях продолжались в последующие дни на секциях. В выступлениях участников секции «Идентичность: вызовы современности» проблема личности, соотношения персональной и социокультурной идентичности в современном мире стала одной из ведущих. Эта тема была поднята в сообщении Н.В. Гришиной, которая очень ярко и убедительно показала значение экзистенциальной психологии для понимания современных тенденций в развитии личности. В выступлениях В.Р. Орестовой, Л.Б. Шнейдер, М.С. Гусельцевой, Д.А. Хорошилова было показано, что социальная транзитивность не только приводит к смене ценностей и стереотипов, но и актуализирует экзистенциальные тенденции в развитии личности.

Тема взаимоотношения личности и общества была продолжена на секции «Социальная психология транзитивного общества». В выступлениях Т.П. Скрипкиной, О.А. Карабановой, О.А. Тихомандрицкой, Е.М. Дубовской анализировались противоречия, возникающие как в содержании ценностных ориентаций людей, так и в семейных взаимоотношениях и в социальных аттитюдах. Значение этих противоречий, актуальность их гармонизации и анализа подтверждается и тем, что в докладах на многих секциях были представлен новый диагностический инструментарий. В частности, новые опросники были предложены О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, И.Н. Галасюк.

Необходимость соотнесения классических и современных концепций была подчеркнута в выступлениях А.Н. Ждан и В.К. Шабельникова. В этом контексте обсуждалась и важная тема обучения студентов в современной системе высшего образования. Необходимость представить в программах весь спектр науки и сформировать у слушателей целостную картину психологии, взаимосвязь старого и нового, классики и постмодерна прозвучала в выступлениях И.А. Петуховой и Р.О. Орестова.

Взаимосвязь изменчивости, тревожности и невротизации людей с социальными изменениями была ярко продемонстрирована в докладах Л.С. Печниковой, Е.Ю. Балашовой, Т.Д. Шевеленкой, А. Кагана (Израиль), Г.А. Мишиной на секциях по клинической и специальной психологии. Одновременно с этим растет и новое понимание индивидуальности, в том числе и индивидуальных путей социализации, обучения и развития молодежи и зрелых людей. О том, как это отражается в обучении, в понимании символики на разных уровнях развития психики, было рассказано в выступлениях С.А. Титова, Г. Михайловского (США), М. Денн (Франция), М.М. Мишиной, М.О. Резванцевой, Е.Е. Сапоговой и других участников конференции.

В заключении Т.Д. Марцинковская подчеркнула, что в выступлениях и дискуссиях были увлекательно и полемично раскрыты позитивные и негативные аспекты развития культурно-исторической психологии в современном транзитивном обществе, и выразила надежду, что результатом таких обсуждений станет плодотворное развитие психологической науки.

 

Т.Д. Марцинковская, В.Р. Орестова

Москва