23–24 ноября 2017 г. в Курском государственном медицинском университете (КГМУ) состоялась ежегодная VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход», которая продолжила сложившуюся с 2010 г. традицию научно-практического, клинико-психологического взаимодействия врачей и педагогов на пути трансформации модели медицины болезни и медицины здоровья. Организатором выступила кафедра психологии здоровья и коррекционной психологии КГМУ. В работе конференции приняли участие более 360 человек. Ученые, преподаватели высшей школы, врачи, медицинские психологи, учителя, специалисты служебной деятельности, социальные работники из России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Екатеринбург, Саратов, Смоленск, Воронеж, Белгород), ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Великобритания, Германия, Кипр, Шри-Ланка, Бразилия, Нигерия и др.).

Организация конференции осуществлялась с использованием современных форм проведения: дискуссионные площадки, научные секции, мастер-классы; нейропсихологическая лаборатория; нейропсихологический театр; выставка интерактивной арт-терапии. Участников и гостей конференции приветствовали ректор КГМУ, профессор В.А. Лазаренко, а также контр-адмирал В.И. Богдашин.

На пленарном заседании с докладом на тему «Пациент и больной как две идеологические позиции в современной медицине» выступили В.А. Лазаренко и П.В. Ткаченко (Курск). Они представили иллюстрацию идеологической трансформации современной модели медицины болезни в медицину здоровья, отметив, что основными носителями образа медицины в современной реальности являются врачи, которые сохраняют ориентацию на установки медицины болезни как на уровне личного отношения к собственному здоровью, так и на уровне восприятия своих пациентов только как больных. В докладе был обозначен путь устранения указанного противоречия через активное внедрение установок здоровья в профессиональную среду врачей и студентов медицинских вузов.

Проблематику виртуальной коммуникации в аспекте изучения специфики переработки информации осветил А.С. Огнев (Москва). Он продемонстрировал возможности современных методов отслеживания движения глаз в диагностике и коррекции нормы и патологии психических функций у детей и взрослых.

О.Н. Кукин и Ю.В. Усачев (Москва) в докладе охарактеризовали здоровьесберегающие принципы и технологии, используемые в условиях длительного космического полета, в которых сочетаются медико-биологические мероприятия, психологические и организационные методы, технические средства обеспечения жизнедеятельности космонавтов. Реабилитационные и диагностические возможности инновационного программно-аппаратного комплекса компьютерного зрения в восстановительном обучении постинсультных пациентов представили В.Б. Никишина (Курск), И.И. Никишин (Москва), А. Лоппас (Ларнака, Кипр). Разработанный комплекс позволяет повысить точность измерения и фиксации результатов восстановления; обеспечить доступность и низкую трудозатратность процедуры восстановительного обучения, а также воспроизведение результатов отдельных этапов обучения во всей длительности восстановительного периода; сделать так, чтобы пациенты могли самостоятельно поддерживать реабилитацию в условиях удаленного доступа (вне стационара).

Доклад В.Б. Ласкова (Курск) о факторах катастрофизации представлений пациента о возможных драматических последствиях выявленных отклонений содержал прогностическое обоснование возникновения соматоформной дисфункции и других ятрогенных психогений в клинической практике, в связи с тревожными установками пациента.

Психологические аспекты реабилитационных мероприятий больного инфарктом миокарда представили В.П. Михин и А.А. Шатунов (Курск). Авторы аргументировали эффективность выполнения программ реабилитации при включении психологических методов обучения пациентов в программу медицинской реабилитации и необходимость обучения этому методу врачей-специалистов, практикующих в центрах реабилитации больных инфарктом миокарда.

И.В. Запесоцкая (Курск) и Т.Н. Разуваева (Белгород) сообщили о результатах многолетних совместных исследований нарушения временно2го гнозиса при алкогольной зависимости, а также механизмов ее возникновения. Авторы предложили направления психокоррекционной работы с алкоголезависимыми пациентами и критерии оценки ее эффективности.

Вторая часть конференции была организована в формате коротких интерактивных лекций, посвященных вопросам диагностики и восстановления когнитивных расстройств при нарушении мозгового кровообращения.

На молодежных симпозиумах «Интегративная модель здоровья и болезни глазами молодых ученых» и «Нейропсихология глазами молодых ученых» выступили более 50 студентов и молодых ученых.

В рамках секционных заседаний, посвященных поиску путей интеграции психологии и медицины, а также прикладным аспектам изучения здоровья и болезни в современной науке, доклады представили более 60 специалистов из разных городов России и зарубежья.

Участники конференции оценили продуктивную работу мастер-классов, развернувшихся на 12 площадках: «Семь принципов здоровой организации» (Н.В. Семичева, Германия), «Песочное моделирование как средство повышения психологической устойчивости и жизненной успешности» (А.С. Огнев, Москва), «Восстановительное обучение моторных функций за 21 час с помощью компьютерного зрения» (И.И. Никишин, Москва) и др.

Резолюция конференции содержит следующие решения: организовать и провести VIII Всероссийскую научнопрактическую конференцию с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» 21–22 ноября 2018 г.; в рамках предстоящей конференции организовать и провести молодежную региональную олимпиаду по здоровьесберегающим технологиям.

 

В.Б. Никишина, И.В. Запесоцкая

Курск