Международный ХXIII симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» состоялся 11–12 апреля 2018 г. в Москве. В его работе участвовали более 150 представителей из Белоруссии, Казахстана, Украины, США, Канады, Польши, Греции, Испании, ОАЭ и 15 регионов России. Ниже представлены некоторые выступления участников по отдельным проблемам.

Общепсихологические и социально-психологические проблемы смысла жизни и акме. В докладе К.В. Карпинского (Гродно, Белоруссия) было показано, что отношение человека к смысложизненным задачам во многом определяет его личностное развитие. Рассмотрены индикаторы решения таких задач и выделены четыре типа смысложизненных состояний человека: благополучное, кризисное, стагнативное, конфликтное. Раскрытию содержания понятия «самореализация» посвятил свой доклад Д.А. Леонтьев (Москва). Е.Е. Сапоговой (Москва) в рамках экзистенциально-нарративного подхода исследованы феномен личной (субъективной) онтологии и характер влияния концептов судьбы, случая и свободной воли на осознание и интерпретацию человеком своего жизненного пути. А. Паттакос (США, Канада) проанализировал бессмертный опыт греков в поиске смысла жизни. В выступлении Л.М. Митиной (Москва) была поставлена актуальная проблема межпоколенных различий в ценностях и смысложизненных ориентациях. Показано, что разрыв межпоколенных ценностей и временныHх перспектив может стать барьером на пути создания полисубъектной общности. Об онтогенезе основных аспектов личности с точки зрения экзистенциального анализа детства шла речь в докладе С.В. Кривцовой (Москва). В.А. Толочек (Москва) обосновал необходимость изучения проявлений феномена акме в разном социальном пространстве и времени.

В докладе Н.В. Борисовой (Москва) была обоснована необходимость сохранения целостности личности в ситуации глобальных социально-политических преобразований, которые наносят серьезный удар по ценностям и идеалам, имеющим объективную значимость для нравственного становления личности. Е.В. Селезнева (Москва) рассмотрела соотношение опредмечивания (овещнение и отчуждение) в процессах самореализации. Было показано, что сдвиг в опредмечивании к его иррациональным формам овещнения и отчуждения превращает самореализацию в самоутрату. Обсуждая проблему смысложизненных кризисов, Т.И. Пашукова (Москва) отметила, что содержание смысла жизни не только влияет на образ жизни, но и позволяет изменять стратегию жизненного пути, находить выход из кризисных состояний благодаря аккомодации переживаний и наличию коммуникативных и информационно-энергетических ресурсов.

Р.М. Кумышева (Нальчик) выделила инвариантные смыслы взаимодействия человека с миром – самопознание и самосовершенствование. В проведенном ею исследовании были выявлены возможности формирования у человека этих смыслов в специально организованных ситуациях. А.А. Мелик-Пашаев (Москва) отметил, что и неосознаваемое, и осознанное переживание наличия смысла жизни, как и его отсутствия, сопряжено с фактом и с мерой творческой самореализации человека в этой жизни. Творчество же возникает как избирательная трансформация тех или иных сторон и явлений жизни, осуществляемая «внутренней энергией души» человека. В контексте логотерапевтического подхода А.И. Аверьянов (Москва) рассмотрел любовь как путь к обретению смысла жизни. Ф.М. Шаньковым (Москва) были освещены проблемы понимающей терапии в работах Ф.Е. Василюка.

Смысл жизни, акме, возраст, профессиональная деятельность и современное образование. В докладе И.В. Ульяновой (Москва) рассмотрены гендерные риски в смысложизненной определенности современной российской молодежи и указаны пути их преодоления. Четыре компонента возрастно-статусного самосознания подростков выделены Т.А. Гавриловой и Т.В. Слиньковой (Уссурийск). Проведен анализ границ применимости понятия «чувство взрослости» к психологическим особенностям современного подростка. Т.А. Попова (Москва) проанализировала базовые ценности жизни молодежи. В работе А.С. Мельничука и О.Ю. Никифоровой (Москва) предположение о связи специфики картины мира студентов с восприятием уединения как ресурса подтвердилось и получило содержательную интерпретацию.

В исследовании Е.В. Федосенко (Санкт-Петербург) были выделены факторы психологического здоровья педагога и три стратегии жизни: индивидуально-личностная, социального потребления, духовная. О личной философии преподавателя шла речь в сообщении Н.Н. Ниязбаевой (Костанай, Казахстан), а Е.Г. Белякова (Тюмень) проанализировала гуманитарные смыслы педагогической деятельности. Е.Е. Даниловой (Москва) было показано, что учителя и родители отрицательно оценивают реформу образования, подчеркивают ее разрушительный характер и не понимают до конца целевые ориентиры происходящих в школе преобразований.

В рамках симпозиума успешно работала молодежная секция: представлен 61 доклад от школьников и студентов. На заключительном заседании участники ознакомились со стендовыми докладами и наметили план подготовки к XXIV симпозиуму.

Г.А. Вайзер, Т.А. Попова

Москва