14–15 ноября 2018 г. в Институте психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка прошла III Международная научно-практическая конференция «Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования», в которой приняли участие более 200 человек – ученых-исследователей в области психологии, педагогики, медицины, преподавателей вузов, практических работников системы образования, а также аспирантов, магистрантов, студентов Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, Китайской Народной Республики.

В рамках конференции были проведены открытые лекции, пленарное заседание, на котором было обсуждено 16 докладов ведущих отечественных и зарубежных специалистов, пять секционных заседаний, в двух из которых была организована онлайн-трансляция, позволившая расширить аудиторию активных участников, а также 13 мастер-классов, ориентированных на экспресс-методы диагностической, развивающей и терапевтической работы в практической психологии образования.

Конференция началась с открытых лекций известных российских ученых, которые задали соответствующий контекст размышлений. Так, поднятую А.В. Карповым идею об общем универсальном в психологии образования («Соотношение психологического и педагогического знания») продолжил В.И. Слободчиков, сфокусировав внимание на собственно психологическом знании при рассмотрении психологии образования человека («Личность – быть или не быть»). Сохраняя баланс между теоретическим анализом и решением конкретных практических задач, Л.Б. Шнейдер в сообщении «Воспитание личности и детско-родительские отношения» обозначила актуальные прикладные проблемы детской психологии и продемонстрировала на мастер-классе воспитательную инженерию.

К вопросу, каким быть образу человека в будущем, возвращались участники конференции в секционных дискуссиях при анализе междисциплинарных проблем психологии образования, психологии семейных отношений в обучении и просвещении, при обсуждении целей и технологий обучения психологии, психолого-педагогического сопровождения самореализации личности, проблем и перспектив подготовки специалистов для системы образования.

Конференция стала знаковым событием не только для ведущего педагогического вуза республики и его структурного подразделения – Института психологии БГПУ, но и для других столичных и республиканских вузов, многочисленные представители которых присутствовали на данном научном мероприятии. Конструктивный диалог ученых и практиков из разных стран по актуальным проблемам психологии образования в ходе выступлений, дискуссий и мастер-классов позволил сфокусировать внимание на следующих актуальных для психологии образования проблемах.

Так, на пленарных докладах были заданы основные ориентиры для последующего обсуждения: формирование психологической культуры личности (Я.Л. Коломинский, Минск); ключевые проблемы психологии образования человека (В.И. Слободчиков, Москва); метакогнитивные детерминанты педагогической деятельности (А.В. Карпов, Ярославль); формирование экспертных способностей индивида в образовании (А.П. Лобанов, Минск); компетентностный состав системы детерминации профессионального и карьерного развития личности (Ю.П. Поварёнков, Ярославль); инструментальное определение новых информационных технологий в процессе становления личности студента (В.В. Плохих, Одесса); преодоление коммуникативных трудностей белорусскими и российскими студентами в образовательной среде (А.Г. Самохвалова, Кострома); художественно-научное познание личности (Л.А. Пергаменщик, Минск); исследование креативности как детерминанты структурной организации метакогнитивной сферы личности в учебной деятельности (А.А. Карпов, Ярославль); социальные риски и психологические угрозы безопасности детства (Н.Н. Васягина, Екатеринбург); оказание психологической помощи личности в кризисных ситуациях обучения и воспитания (В.И. Шебанова, Херсон); творчество и психологическая аутокомпетентность педагога (Л.В. Марищук, Минск); подготовка специалистов в области перинатальной психологии (И.В. Добряков, Санкт-Петербург); профессиональное отношение к работе в понимании современного школьного учителя (Т.В. Богданова, Смоленск); технологическая обусловленность повышения эффективности формирования психологической культуры обучающихся (М.А. Мокаева, Нальчик); проявления кризиса образовательного чтения (А.М. Колышко, Гродно).

В ходе конференции были решены ключевые задачи: определены ориентиры психолого-педагогических исследований по различным направлениям актуальной для психологии образования проблематики, подтверждена их актуальность, достигнуты договоренности о дальнейшем международном сотрудничестве ученых-исследователей и практиков.

К началу конференции был издан сборник материалов конференции: Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования: Мат-лы III Международной научно-практической конференции (14–15 ноября 2018 г., Институт психологии БГПУ, г. Минск, Республика Беларусь) / Отв. ред. С.И. Коптева, Л.А. Пергаменщик. Минск: БГПУ. 2018. 144 с. Также размещен на сайте Института психологии БГПУ электронный сборник трудов объемом в 590 с., в котором представлены материалы 147 участников конференции.

 

Д.Г. Дьяков, А.В. Музыченко

Минск