6–7 декабря 2016 г. в Москве состоялась Международная научная конференция «Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов», посвященная Году отечественного кино. Организатором конференции был Психологический институт РАО, а соучредителями Литературный институт им. А.М. Горького, Московское отделение Российского психологического общества, Научный совет по проблемам чтения РАО, Русская ассоциация чтения, Росcийская школьная библиотечная ассоциация.

В конференции приняли участие свыше ста специалистов из различных регионов России, а также Китая, Польши, Украины, Киргизии: ученые-психологи, педагоги, филологи, литераторы, видные деятели кино, культуры и искусства, студенты психолого-педагогических, литературных и киновузов.

Пленарное заседание открыл председатель оргкомитета конференции А.А. Мелик-Пашаев. Его доклад был посвящен проблеме визуализации словесного образа. Выступающий говорил о том, что «невоплощенный» словесно-художественный образ потенциально богаче любой его конкретной визуализации, которая всегда является лишь одной из возможных. С другой стороны, именно поэтому сопоставление разных экранных версий одного литературного произведения обладает большим педагогическим потенциалом: оно может расширять и углублять понимание первоисточника. Эта мысль получила подтверждение в выступлении Л.М. Баженовой «Работа с фильмами-экранизациями в процессе кинообразования школьников». Она показала, что сопоставление литературного текста и фильма на ту же тему помогает детям осознать роль автора – не в формальном, а в ценностно-содержательном смысле: одни и те же образы, характеры и события приобретают у разных авторов разную эмоционально-эстетическую оценку, выраженную средствами того или другого вида искусства. И.В. Дубровина поставила вопрос о том, что кино не всегда помогает школьнику овладевать литературным наследием. Часто этому не способствуют упрощенные трактовки классики или случаи «нового прочтения», которые порой маскируют неспособность передать букву и дух произведений. По мнению И.В. Дубровиной, ребенку труднее воспринимать кинофильм, чем литературный текст, – в частности, потому, что в фильме воплощается замысел не только автора этого текста, но и режиссера фильма. Под своеобразным углом зрения рассмотрела историю отечественного кино А.Д. Андреева, выступившая с докладом «Модели родительства в советском кинематографе». Было время, отметила она, когда наш кинематограф пропагандировал безусловный приоритет производственных ценностей над семейными, что определяло поступки и образ жизни положительных героев фильмов; со временем кино «реабилитирует» семейные ценности, и воспитательная роль семьи выходит на первый план. В докладе В.С. Собкина были представлены результаты многомерного социологического и психологического исследования восприятия подростками фильма Ролана Быкова «Чучело». Особый акцент был сделан на восприятии сюжетно-событийной организации текста, в частности на том, как юные кинозрители выделяют кульминационные моменты фильма и связи между ними. Н.Л. Карпова в совместном выступлении с кинорежиссером телеканала «Культура» А.И. Шувиковым остановилась на вопросе жанрового многообразия экранизаций художественной и научной литературы, подчеркнув необходимость более широкого подхода к заявленной теме конференции. Она привлекла внимание слушателей к научно-документальному фильму «Человек может все» (реж. А.И. Шувиков, экранизация научных работ Ю.Б. Некрасовой) и к циклу литературоведческих передач Игоря Золотусского о писателях.

Во второй день конференции работали две секции. Секция «Психологические, философские, литературоведческие, культурологические проблемы экранизации литературных произведений» (рук. Н.Л. Карпова, Д.В. Поль) объединила доклады и сообщения, связанные с проблемами взаимоотношения психологии, литературы и кинематографа, литературного и кинонарратива, изучения «человека читающего» и «человека смотрящего». На второй секции «О разновозрастном читателе и зрителе» (рук. А.А. Мелик-Пашаев, Н.А. Борисенко) рассматривались вопросы приобщения детей и подростков к качественному кино и литературе, психологических основ кино- и – шире – художественного образования, использования экранизаций в библио- и кинотерапии.

Последующая работа конференции проходила в форме круглых столов, посвященных встречам ученых с работниками кино и писателями. О своем видении экранизаций, их месте в современном мире, проблемах восприятия классических и новых экранизаций, в том числе мультипликационных, говорили кинодраматург Н.Б. Рязанцева, киносценарист С.В. Василенко, кинорежиссеры А.И. Шувиков и А.М. Судиловский, классик отечественной мультипликации Л.В. Носырев, актеры театра и кино В.А. Баринов и А.В. Руденский, литературовед и драматург И.П. Золотусский, литераторы С.Ф. Дмитренко, С.Н. Есин, В.М. Есипов, О.А. Николаева, А.Ю. Сегень, В.М. Сотников, Т.А. Сотникова, редактор телеканала «Культура» Т.С. Земскова и другие.

На закрытии конференции ее участники констатировали: Год кино, как и прошедший в 2015-м Год литературы, объединил усилия представителей самых разных областей человеческого знания. Конференция, проведенная в Психологическом институте РАО, еще раз показала рост интереса к междисциплинарным способам решения проблем психологии и искусства, разноаспектных вопросов экранизации литературных произведений.

Н.А. Борисенко

Москва