В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского, 21–22 ноября 2016 г. в Гомельском государственном университете имени Ф. Скорины состоялась VI Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире».

С приветствием к собравшимся обратилась руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Л.Н. Глебова. В своем выступлении она обратила внимание на широкое распространение идей Л.С. Выготского и их влияние на укрепление связей в области гуманитарного знания.

Пленарное заседание открылось докладом Е.Е. Кравцовой, посвященным содержательному анализу представлений Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР), которая определяется зоной дальнего развития. За этим введенным Е.Е. Кравцовой понятием стоит признание решающей роли окружающей ребенка среды, с одной стороны, и прилагаемых им волевых усилий, направленных на овладение культурой, – с другой. Также в докладе речь шла об индивидуальном характере ЗБР и вытекающих из этого положения практических выводах. В выступлении Г.Г. Кравцова прозвучала мысль о том, что проблема сознания пронизывает все работы Л.С. Выготского, а потому задача исследователей – обнаружить подходы к ее решению сквозь призму различных обсуждаемых Л.С. Выготским вопросов. Докладчик затронул и другие аспекты культурно-исторической теории, в частности поставил под сомнение наличие единой научной школы Выготского–Леонтьева–Лурии. А.Н. Ждан привела факты из научной биографии Л.С. Выготского, убедительно показывающие, что Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев не были оппозиционерами. Она обратилась к проблеме развития высших психических функций и подчеркнула специфику онтогенеза как процесса, в котором соединяются линии биологического (натурального) и культурного (исторического) развития. В заключение А.Н. Ждан отметила, что понимание Л.С. Выготским психики не как изначально данной внутренней реальности, а как возникающей в результате усвоения произведений культуры позволяет говорить о создании им неклассической психологии (данное Д.Б. Элькониным определение исторической роли Л.С. Выготского).

В.С. Мухина проследила логику развития идей Л.С. Выготского и пришла к выводу, что он, опираясь на достижения в области философии, физиологии, биологии, социологии, психологии конца XIX – начала XX в., за десять лет создал оригинальное научное направление, в рамках которого проводятся нынешние исследования. А.Л. Семенов с опорой на учение Л.С. Выготского об опосредовании («Инструментальный метод в психологии») показал недостаточную обоснованность представления о том, что информационные технологии разрушают образование – по его мнению, они, наоборот, способствуют происходящим в современном образовании революционным изменениям.

Выступление Л.А. Пергаменщика было посвящено рассмотрению Л.С. Выготским переживания как единицы (базового понятия) для изучения единства личности и среды. Он поставил вопрос о том, приложимы ли идеи Л.С. Выготского к анализу кризисных ситуаций, и показал, что понятие переживания органично встраивается в методологические основания кризисной психологии: оно выступает способом преодоления страдания и одиночества. В докладе Т.М. Савельевой речь шла о теоретических основаниях и современном состоянии системы развивающего обучения Эльконина–Давыдова; были представлены результаты проведенного в Брестской области исследования по совершенствованию в рамках развивающего обучения преподавания белорусского языка в начальной школе. В выступлении Г.В. Лосика прозвучала мысль о том, что Интернет тормозит формирование высших психических функций; он рассказал о разработанной им на основе исследований А.В. Запорожца генетической когнитивной модели и об изучении вклада ролевой игры в становление высших форм поведения человека.

По итогам пленарного заседания была принята резолюция. Дальнейшая работа проходила в форме круглых столов. В ходе заседания круглого стола «Развитие культурно-исторической теории Л.С. Выготского в современном образовательном пространстве» (рук. В.С. Мухина) анализировались как идеи Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, соотношении обучения и развития, так и перспективы их использования при решении конкретных задач в области российского и белорусского образования. Круглый стол «Актуальные проблемы обучения и воспитания в наследии Л.С. Выготского» (рук. С.Н. Жеребцов и И.В. Сильченко) проходил в Гомельском государственном педагогическом колледже имени Л.С. Выготского: именно здесь он в 1922–1923 гг. преподавал общую, детскую и педагогическую психологию для будущих учителей начальных классов и организовал кабинет экспериментальной психологии. Предметом обсуждения выступил широкий круг проблем, имеющих непосредственное отношение к научному наследию Л.С. Выготского и его последователей. Преподаватели колледжа провели экскурсию по стендовой экспозиции, знакомящей с гомельским периодом жизни ученого и с историей создания ведущей отечественной психологической школы.

Знаменательным событием явилось открытие мемориальной доски на доме, в котором жила семья Л.С. Выготского; сейчас в этом здании располагается Гомельская областная филармония. На небольшой доске слева выгравирован портрет Л.С. Выготского, а справа написано: «В этом доме с 1897 по 1924 год жил выдающийся ученый, основатель культурно-исторической психологии Лев Семенович Выготский. 17.11.1896–11.06.1934 гг.». Так увековечена память классика отечественной науки, на многие десятилетия определившего перспективные пути развития психологического знания.

М.А. Степанова

Москва