Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2018» проходил в Москве с 9 по16 октября 2018 г. Свое начало конкурс берет с 2007 г. – тогда местом его проведения стал ВДЦ «Орленок» (председателем жюри была И.В. Дубровина). Организаторами нынешнего 12-го по счету конкурса стали Министерство просвещения РФ, общественная организация «Федерация психологов образования России» и Московский государственный психолого-педагогический университет. В конкурсе приняли участие победители региональных этапов из 57 субъектов РФ (для сравнения: в 2016 г. – из 32 субъектов РФ и в 2017 г. – из 39). Сопредседателями жюри выступили Л.П. Фальковская и И.В. Дубровина. Как сказано в документах конкурса, его цель – «Повышение профессионального уровня и наиболее полная реализация творческого потенциала психологов образования России, повышение престижа психологической службы в системе образования в РФ».

Торжественная церемония открытия конкурса состоялась в Большой аудитории Психологического института РАО, что невольно настроило конкурсантов на ответственное отношение как к своей профессии в целом, так и к конкурсным испытаниям. Со словами приветствия ко всем собравшимся обратилась заместитель Министра просвещения, председатель оргкомитета Т.Ю. Синюгина: «Каждый из вас, вне зависимости от результата – уже победитель, мы гордимся вами. … ваш труд для нас очень важен». Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Е.Н. Сильянов пожелал педагогам-психологам найти баланс между двумя личностными качествами: жадностью до новых знаний и щедростью делиться последними.

Первые дни работы конкурса включали в себя оценку экспертной комиссией заочных работ конкурсантов: «Характеристика профессиональной деятельности» и «Визитная карточка» (видеоматериалы). Разнообразие присланных материалов наглядно свидетельствовало в пользу широты профессиональной деятельности педагогов-психологов и их увлеченности своим делом. Далее предстояли очные испытания. Первое из них – «Профессиональный квест» – предполагало составление психолого-педагогического заключения по результатам проведенной ранее диагностики. Второе – «Мастер-класс», проходившее на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, позволило получить впечатление не только об основных направлениях и содержании работы практических психологов образования, но и об их готовности оперативно и адекватно реагировать на неожиданные повороты в консультативной, диагностической, просветительской практике.

По итогам первого экспертного тура федерального этапа конкурса были объявлены 15 лауреатов конкурса и победители в номинациях «Общественное признание», «Лучший анализ профессиональной деятельности», «Лучшая самопрезентация», «Лучшее психологическое заключение», «Лучший мастер-класс», «Родители выбирают», «Искусство работы с группой», «Лучшая практика работы с детьми с ОВЗ».Последним этапом конкурса явилось испытание «Профессиональные кейсы», направленное на определение того, насколько психолог за ограниченное время в состоянии разобраться в сложной ситуации и наметить пути последующей работы (конкурсанты имели возможность выбрать предпочитаемый ими возраст детей). Это задание оказалось по-своему сложным не только для конкурсантов, но и для членов жюри, поскольку от жюри ждали непредвзятого отношения и объективной оценки, основанной на анализе профессиональных действий конкурсантов.

Торжественная церемония закрытия состоялась в Министерстве просвещения РФ. Т.Ю. Синюгина поздравила всех с состоявшимся конкурсом, который «…позволил выявить лучших из лучших и понять, чем живет психологическая служба системы образования сегодня», и пожелала всем собравшимся успехов и педагогического счастья. На церемонии закрытия были объявлены победители конкурса «Педагог-психолог России – 2018»: I место – О.Л. Юрчук (Ямало-Ненецкий автономный округ»; II место – Г.А. Борцова (Кемеровская область); III место – А.А. Галич (Хабаровский край).

В заключение нелишне напомнить, что конкурс 2018 г. состоялся в год 30-летнего юбилея школьной психологической службы и 110-летия Л.И. Божович – своим рождением практическая психология образования как самостоятельная область науки и практики обязана в том числе выполненным под руководством Л.И. Божович исследованиям. Таким образом прошедший конкурс позволяет подвести некоторые итоги, поскольку выступает отражением реального положения дел в школьной психологии. Прежде всего необходимо сказать, что школьная психологическая служба существует! Судя по тому, с чем приехали психологи, они работают с детьми, начиная с раннего возраста и вплоть до юношеского (студенты колледжей), а также с педагогами и родителями. Можно предположить, что содержание работы зависит от тех конкретных задач, которые ставит перед ними администрация. Вместе с тем обнаружились и проблемы, иначе говоря, точки профессионального роста, определяемые, с одной стороны, развитием самой психологической службы, а с другой – новыми образовательными задачами, успешное решение которых, как показывает практика, в немалой степени зависит от грамотного участия педагогов-психологов.

М.А. Степанова

Москва