21–21 ноября 2019 г. на базе Курского государственного медицинского университета (КГМУ) состоялась ежегодная IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход», посвященная 85-летию КГМУ и 20-летию факультета клинической психологии. В конференции приняли участие врачи, медицинские психологи, студенты и молодые ученые из России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ярославль, Челябинск, Смоленск, Белгород, Курск), ближнего и дальнего зарубежья (Беларусь, Приднестровская Молдавская Республика, Казахстан, Узбекистан, Германия), более 380 человек.

С приветственным словом к гостям конференции обратился ректор КГМУ В.А. Лазаренко, а также декан факультета клинической психологии Т.Д. Василенко и заместитель начальника отдела РКК «Энергия» О.Н. Кукин.

Содержание докладов, представленных на пленарном заседании, охватывало широкий спектр проблем современной психологии. В.А. Лазаренко и П.В. Ткаченко (Курск) в своем выступлении «Здоровье врача как идеологическая парадигма современного медицинского образования» представили роль современного медицинского образования в трансляции ценностей и установок на здоровье в широкое социальное пространство. «Формируя систему ценностей студентов сегодня, мы закладываем отношение общества к своему здоровью через 10–15 лет, когда молодые специалисты займут свои рабочие места» – основная идея доклада. В выступлении были представлены результаты многолетнего исследования мотивации и установок врачей и показателей приверженности к лечению у их пациентов.

Проблему использования аппаратных методов психотерапии осветили А.С. Огнёв и Е.В. Лобанова (Москва) в докладе «Окулографические показатели эффективности имажинативных средств в психотерапии», представив возможности объективизации посредством окулографических показателей результатов психотерапевтических методов – «Метафорических карт», рисуночных методов, ассоциативного теста. В докладе В.Б. Никишиной и О.Ф. Природовой (Москва) «Слепота по невниманию в профессиональной деятельности врачей» авторы представили особенности оценки зрительного восприятия профессионально-релевантной информации врачами, ординаторами и студентами, обозначили факторы влияющие на чувствительность к изменениям релевантной и нерелевантной информации с использованием методов оценки глазодвигательных реакций, представили возможности образовательных технологий в медицинском образовании, направленных на повышение чувствительности к информационным изменениям.

О.Ю. Иванова (Курск) в своем сообщении обозначила проблему сохранения психологического здоровья женщины в период беременности. Данная проблема охватывает широкий круг вопросов, с которыми сталкиваются клиницисты, работающие в репродуктивной сфере: современная научно-исследовательская проблематика, установки девочек-подростков и молодых женщин в отношении беременности, клинико-психологические аспекты беременности. В выступлении Н.В. Клюевой, Е.Г. Руновской (Ярославль) «Этические регуляторы профессиональной деятельности психолога-консультанта и психотерапевта» были обозначены актуальные этические проблемы клинико-психологической практики: искаженное понимание этики психологического вмешательства, недостаточное документальное регулирование этических вопросов взаимодействия, пробелы психологического образования, зачастую приводящие к отсутствию этических регуляторов в ситуациях психологического консультирования.

И.В. Запесоцкая и Т.Н. Разуваева (Курск, Белгород) в докладе «Цифровизация образования: идеология или технология» затронули проблему возможностей и рисков для сохранения и поддержания здоровья участников образовательного процесса в условиях цифровой экономики. В выступлении была представлена аргументация актуальности решения задач, связанных с клинико-психологическими особенностями обучающихся в условиях цифрового образования. В докладе В.Б. Ласкова (Курск) «Критика концепции дисциркуляторной энцефалопатии» были представлены современные проблемы диагностики и лечения когнитивных расстройств при хронической ишемии головного мозга. Рассмотрены вопросы правомерности постановки диагноза, описаны современные исследовательские методы и возможности интерпретации данных исследований когнитивных функций при хронической ишемии головного мозга.

В.П. Михин и А.А. Шатунов (Курск) обсуждали современные клинические аспекты, связанные с клинико-психологической проблематикой при оказании помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. Акцент был сделан на необходимости отработки студентами-медиками специализированных стратегий взаимодействия с пациентом, признании данной проблематики в образовательном процессе не менее значимой, чем освоение медицинских технологий и манипуляций.

Во второй части конференции были представлены интерактивные короткие доклады, затрагивающие клинико-психологические аспекты соматической патологии.

В рамках конференции состоялся молодежный симпозиум «Интегративная модель здоровья и болезни глазами молодых ученых», который осуществлялся на четырех научно-инновационных площадках. В его работе приняли участие свыше 120 студентов и молодых ученых.

Хорошей традицией конференции стало проведение мастер-классов и нейропсихологических лабораторий. В нынешнем году было организовано 10 таких площадок, где участникам удалось освоить технологии аппаратных методов коррекции речевых нарушений у детей, двигательных нарушений по методу БОС, оценить эффективность аппаратной диагностики в коррекционно-развивающем и восстановительном обучении. В рамках конференции была реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Аппаратные методы диагностики в клинической психологии» (А.С. Огнёв, Москва).

Резолюция конференции содержит следующие решения: организовать и провести Юбилейную X Международную научно-практическую конференцию «Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход» 19–20 ноября 2020 г.; разработать и реализовать специализированный информационный портал, освещающий основные направления работы конференции, что позволит осуществлять мульти-дисциплинарное информационное сопровождение психологической деятельности.

И.В. Запесоцкая, Т.В. Недуруева

Курск,

В.Б. Никишина

Москва