13–14 декабря 2018 г. на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе», приуроченная к 85-летию Н.Ф. Талызиной (28.12.1923– 06.01.2018) и 100-летнему юбилею З.А. Решетовой (16.12.2018).

С приветственным словом к участникам конференции обратилась О.А. Тихомандрицкая. Она подчеркнула, что в условиях цифрового общества возрастает роль деятельностной теории учения, способствующей практическому решению вопроса о соотношении обучения и умственного развития.

Пленарное заседание открыла О.А. Карабанова, рассказавшая о Н.Ф. Талызиной как преподавателе факультета психологии, инициаторе постановки новых исследовательских проблем. Н.Ф. Талызина создавала зону ближайшего развития факультета, призывая заниматься тем, что будет востребовано обществом, и в качестве основной задачи ставила обеспечение «формирования методов мышления, позволяющих самостоятельно применять накопленные знания и получать новые». Именно деятельностный подход к обучению был положен в основание современного образовательного стандарта, в котором результаты общего образования представлены как результаты психического развития в форме личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

О последствиях использования гаджетов в дошкольном возрасте шла речь в докладе А.Н. Вераксы: полученные данные свидетельствуют о тормозящем влиянии неконтролируемого обращения к планшетам и другим устройствам (а также к просмотру телевизионных передач) на развитие когнитивных процессов у дошкольников. В.С. Собкин вспомнил годы учебы у Н.Ф. Талызиной и ее курс по педагогической психологии, выделявшийся среди других четкостью изложения, за которой скрывалась тщательная и глубокая проработанность излагаемых тем, обоснованность перехода от деятельностной методологии к опыту учебной деятельности. По его мнению, Н.Ф. Талызину отличала личностная и научная принципиальность, что и привело к появлению вопроса, который, как следует из названия доклада, так и не был задан: о месте ценностно-смысловых ориентиров в структуре учебной деятельности.

Сообщение С.Д. Смирнова касалось методологических оснований педагогической психологии. Он подчеркнул, что на постнеклассической стадии развития науки необходимо учитывать личностные особенности субъекта познавательной деятельности. В настоящее время проблема трансляции личностного знания выпала из поля зрения педагогической психологии, а потому ее разработка на конкретно-научном уровне предстает в качестве актуальной задачи. Понимание личности в рамках постнеклассического типа научной рациональности как саморазвивающейся системы позволяет подойти к воспитанию не как к проектированию и формированию личности, а как к созданию условий для ее саморазвития.

А.Н. Ждан воссоздала основные этапы научной биографии З.А. Решетовой и Н.Ф. Талызиной. Основываясь на методологии А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина разработала деятельностную теорию учения, открывшую качественно новые перспективы как в понимании закономерностей процесса учения, так и в практическом овладении этим процессом.

Многолетняя исследовательская деятельность З.А. Решетовой сосредоточилась на распространении деятельностного подхода на область профессионального обучения: на формирование теоретически обобщенного мышления с опорой на системный тип ориентировки. В заключение А.Н. Ждан подчеркнула, что в деятельности Н.Ф. Талызиной и З.А. Решетовой воплотились лучшие черты образа профессора Московского университета.

Заключительный доклад А.Н. Поддьякова касался вопроса стимулирующего влияния современных интерактивных игрушек на любознательность и исследовательскую активность детей; было показано, что интерактивные исследовательские объекты становятся культурными орудиями, которые все более активно и целенаправленно вовлекаются в цивилизационное развитие.

Работа пленарного заседания завершилась чествованием Зои Алексеевны Решетовой, выступившей со словами: «Мы “испорчены” методологией деятельностного подхода, его могущество состоит в служении практике».

Дальнейшая работа проходила в форме секционных заседаний. Несколько секций были посвящены обсуждению применения деятельностного подхода к организации обучения в школьном возрасте («Деятельностный подход к обучению в начальной школе» – рук. А.Н. Сиднева, М.А. Степанова; «Деятельностный подход в высшей школе» – рук. С.Д. Смирнов, И.А. Володарская; М.Ю. Широкая, И.А. Коротаева), а также на этапе дошкольного детства («Вопросы обучения в дошкольном возрасте» – рук. А.Н. Веракса, Ю.И. Соловьева). Результаты исследования различных сторон учебной деятельности получили отражение в докладах на секциях «Учебная деятельность: диагностика, развитие и организация в обучении» (рук. И.И. Ильясов, Д.В. Пшеничнюк; Н.Г. Салмина, И.Н. Погожина) и «Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности: перспективы развития проблематики» (рук. Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий). О школьном обучении в условиях цифрового общества и сопровождающих распространение Интернета рисках говорили участники секции «Информационные технологии в образовании» (рук. А.Н. Кричевец, А.Е. Войскунский). Методологические аспекты системно-деятельностного подхода и условия формирования системного мышления были затронуты в выступлениях на секции «Системная методология в образовании» (рук. Г.А. Глотова, Ю.А. Самоненко).

Круглый стол «Памяти академика Н.Ф. Талызиной» (рук. М.А. Степанова) собрал коллег и учеников Нины Федоровны, верных сторонников и последователей созданной ею деятельностной теории учения, которая убедительно показала свой неисчерпаемый эвристический потенциал. Личные впечатления переплетались с профессиональными, воспоминания относились к разным историческим периодам, начиная с 50-х гг. ХХ в. и заканчивая нынешним днем. О Н.Ф. Талызине говорили не только как преподавателе и исследователе, но и как принципиальном человеке с выраженной жизненной позицией, что удивительным образом сочеталось с отзывчивостью и готовностью поддержать словом и делом того, кто в этом нуждался, вне зависимости от его профессионального статуса.

М.А. Степанова

Москва