2–6 сентября 2016 г. в г. Китен (Болгария) состоялась XVI Международная научно-практическая конференция «Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалистов в университете». Она была организована по инициативе Ассоциации профессоров славянских стран (АПСС) совместно с Софийским университетом им. святого Климента Охридского (Болгария), Департаментом информации и совершенствования учителей и Департаментом спорта Болгарии, Пловдивским университетом им. Паисия Хилендарского (Болгария), Шуменским университетом им. Епископа Константина Преславского (Болгария).

В конференции приняли участие ученые в области педагогики, психологии и философии из девяти славянских стран: Беларуси, Болгарии, Македонии, Молдовы, Польши, России, Словакии, Украины, Чехии.

Работа проводилась по шести тематическим направлениям:

1) теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов университета (рук.: Л.М. Митина, Москва, Россия; П.А. Водопьянов, Минск, Беларусь);

2) теория и практика подготовки педагогов в университете (рук.: Н. Иванова, София, Болгария; Э.В. Онищенко, Санкт-Петербург, Россия);

3) содержание и технологии психолого-педагогической подготовки специалистов в университете (рук.: С. Иванов, София, Болгария; Ф. Лустиг, Прага, Чехия);

4) социально-психологический климат в университете – условие формирования будущего профессионала (рук.: И.Л. Федотенко, Тула, Россия; И. Димитров, София, Болгария);

5) преподаватель современного университета (рук.: А.П. Сманцер, Минск, Беларусь; М.М. Кашапов, Ярославль, Россия);

6) психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя к работе в инклюзивной образовательной среде (рук.: Т. Захарук, Седльце, Польша; Д. Левтерова, Пловдив, Болгария).

Открывая конференцию, Е. Рангелова (София, Болгария) отметила важность и сложность качественной подготовки современных специалистов в условиях университетского образования, подчеркнув особую роль психолого-педагогических компетенций для их профессионального будущего.

Вопросам современного развития методологии и теории образования был посвящен пленарный доклад С. Чавдаровой-Костовой (София, Болгария). В центре ее внимания – основания науки, процесс научных исследований и достижения знаний, экспликации и интерпретации информации.

Основываясь на данных теоретико-эмпирических исследований, Л.М. Митина подчеркнула необходимость совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов, развивая их личностный «фундамент» (направленность, компетентность, гибкость, самосознание), который является индикатором профессионального развития и профессиональной зрелости учителя. Интеграция инновационных технологий профессионального развития личности в образовательный процесс университета позволит готовить специалистов, способных успешно работать в сложных социально-культурных условиях с поколением детей постиндустриального общества.

Е. Рангелова представила результаты экспериментального исследования, в основу которого положен опрос болгарских студентов об особенностях преподавания современных университетских профессоров. В докладе приведены оптимальные условия эффективного изложения лекционного материала, которые, по мнению студентов, предполагают диалогичность общения, способность профессора университета к применению адекватной системы поощрений и наказаний и др.

Анализ взглядов студентов классического университета Республики Беларусь на преподавателей по результатам анкетирования позволил А.П. Сманцеру составить образ современного университетского преподавателя с его приверженностью научно-исследовательской, методической, образовательной и другим видам деятельности, обсудить вопросы, связанные с гуманизацией отношений преподаватель–студент.

Университетский преподаватель, по мнению Т. Захарук, не может ограничиваться в своей работе только компетентностью и навыками преподавания. Напротив, согласно анкетному опросу студентов Седльцевского университета, педагогу важно оперативно реагировать на их проблемы, возникающие в процессе учебы; бороться с проявлениями социального отчуждения, нетерпимостью; реагировать на все формы социального и экономического неравенства, затрагивающие студентов, способствуя их социальной интеграции и минимизации потерь в процессе обучения.

В докладе И.Л. Федотенко выявлены причины роста уровня неоднородности образовательной среды средней и высшей школы; сформулированы основные риски и угрозы гетерогенного образовательного пространства; показана необходимость целенаправленной подготовки студентов к профессиональной деятельности в гетерогенных классах.

В сообщении Д. Левтеровой была подчеркнута роль «образовательной нейробиологии» как дисциплины в системе подготовки педагогов, работающих с детьми и студентами, которые имеют особые образовательные потребности.

Ф. Лустиг (Прага, Чешская Республика) и В. Димова (София, Болгария) представили «ISES Remote Lab SDK» – открытую модульную систему для проведения онлайн-экспериментов в режиме реального времени с дистанционным управлением; а также уникальный набор элементарных программных модулей в ISES SDK, благодаря которым экспериментальные данные могут быть легко экспортированы для дальнейшей обработки. В ходе секционных заседаний конференции обсуждались наиболее интересные результаты исследований ученых разных стран, в том числе из России: Л.И. Акованцевой, Е.С. Асмаковец, И.В. Вачкова, Г.В. Митина, Т.А. Сидорчук, Е.В. Токаревой, Э.Р. Хабибуллина и других.

На заключительном пленарном заседании участники конференции отметили разнообразие представленных докладов по проблемам университетского образования, инновационных подходов и технологий его реализации; подчеркнули целесообразность дальнейшего расширения международного сотрудничества и обмена научно-практическим опытом.

По материалам конференции был выпущен сборник научных докладов: Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалиста в университете / Под ред. Е. Рангеловой. Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2016. Кн. 1, т. 2. 416 с.

 

Л.М. Митина, Г.В. Митин, Л.И. Акованцева

Москва