Содержания номеров журнала за 2022 г.
Все публикации журнала за 1980 - 1999 гг. Архив.Компакт-диски. Сборники статей. Психологический словарь | English |
новости научная жизнь анонсы прайс о журнале тематическая подборка статей |
НИЩЕТА «ИСТОРИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА»
А.Б. ОРЛОВ
Обсуждается
содержание публикуемой выше статьи А.В. Сурмавы.
Отмечается, что попытки осмысления современного состояния отечественной
психологии в свете марксистской методологии культурно-исторической концепции
могут быть продуктивными только при условии содержательного развития самой этой
концепции, т.е. при условии продолжения дела Л.С. Выготского
в теоретических и эмпирических психологических исследованиях.
Ключевые слова: Л.С. Выготский, марксизм, марксистская
психология, научная психология, интолерантность,
позиция наблюдателя, ученическая позиция, непродуктивность.
При всем своем по существу
добром и принимающем отношении к сути манифеста автора я должен признаться в
следующем: более внимательное ознакомление с содержанием статьи не может, на
мой взгляд, оставить у читателя хотя бы минимального ощущения удовлетворения. Я
вижу несколько причин данного печального обстоятельства.
Начну с того, что я вполне
допускаю: автор видит своими глазами то, что лежит перед ним, но при этом я
вижу, что, судя по всему, он не может мне рассказать о том, чтó
он видит. Статья складывается на три четверти из сносок, отсылок, цитат,
панегириков, филиппик, оговорок и лирических отступлений. Если из нее изъять
все слова и обороты такого рода, то останется совсем немного: «марксизм», «Л.С.Выготский» и «На том стоим». Согласитесь, этого
маловато для научной статьи. Весь текст является лишь прелюдией, своего рода увертюрой
и в этом смысле лишь благим пожеланием, но не делом, которое показало бы
читателю, что у автора есть за душой нечто большее, чем «символ веры».
Далее. В некотором смысле
сам автор выносит общую негативную оценку (или точнее, фактический приговор)
собственной статье, когда черным по белому пишет о том, что только реальное
продолжение дела Л.С.Выготского дает возможность
покинуть «малопродуктивную ученическую позицию толкователей его эпохальных
прозрений» (с. 10). Полностью согласен. Однако если такого
реального продолжения дела Л.С.Выготского в статье
нет (и пусть автор первым бросит в меня даже краеугольный камень, если оно там
есть), то автору достается только малопродуктивная (sic!),
ученическая позиция толкователя и наблюдателя всего чего угодно (но вовсе не
деятеля в психологии) и соответствующие ей... ну очень скромные ученические
лавры.
Отдельный разговор —
противоречия и вольные трактовки устоявшихся терминов, обильно рассыпанные в
тексте статьи: здесь и «психология вообще, научная психология vs психология лиц определенной национальности», и «Л.С.Выготский, выбравший смерть, vs
Л.С.Выготский, приговоренный болезнью к смерти», и
зарубежная психология как только «cognitive
science», и исторический (!) «психоанализ» как
система интерпретаций самого автора, не имеющая никакого отношения к
психоанализу как таковому; и свободный выбор марксизма Л.С.Выготским
как жестокая необходимость, и многое другое.
Принимая суть статьи, ее
центральный тезис, невозможно принять стоящую за ним тоталитарную и интолерантную установку. Конечно, ни один знающий предмет
человек не будет оспаривать аутентичный марксизм и его творческие прочтения в
работах Л.С.Выготского, Э.В.Ильенкова,
Г.С.Батищева и др. в качестве позитивной перспективы развития для
психологической науки. Он никогда не спутает такие прочтения с омертвляющими догматизациями
марксизма a’la акад. Константинов. Вместе с
тем он никогда не сузит горизонт развития психологической мысли лишь до одной
перспективной линии. И уж тем более он не поставит знак тождества между
«марксистской психологией» и «научной психологией», никогда не обнаружит
подобную степень наивности и некритичности к явно
абсурдному в настоящее время тезису, пусть и высказанному с пафосом в 1927 г.
теперь уже признанным гением.
Чувство неудовлетворенности,
возникающее из-за алогичности ряда построений и терминологической небрежности
автора, еще более усиливается в связи с трудностями принятия некоторых
элементов словесного оформления, «словесных одежд» тех или иных положений
статьи. Автор слишком часто грешит выражениями, подчас совершенно невозможными,
на мой взгляд, для статьи в уважаемом и уважающем себя научном журнале. Стиль
публикаций в таком журнале должен отличаться (хочет того автор статьи
или нет) от столь любезного (как я догадываюсь) его сердцу стиля небезызвестных
статей в «Новой рейнской газете» или стиля небезызвестного автора «Материализма
и эмпириокритицизма». Бедный читатель статьи вынужден по воле
автора, свободного от такого рода долженствований, проделать многое —
познакомиться с «оппонентами беллетризированной
психологии», якобы «не видящими принципиального отличия между человеком, крысой
или электрическим чайником» (с. 2), вернуться в «густопсовые советские времена»
(с. 14), чтобы посетить «стерильный академический инкубатор» (с. 2), увидеть
«случайное бесформенное множество ученых голов, умствующую толпу» (с. 3),
осуществить вместе с историками психологии «погружение еще и не в такое»
(с. 5) и продегустировать «диалектику... марксова разлива» (с. 7). Но это еще не все. Вернувшийся из
прошлого читатель статьи обречен сначала пройти «ис-пытание
на ультрасовременной лабораторной дыбе» (с. 10), чтобы затем выслушать
развязно-назидательное «не кокетничайте своим ученичеством» (с. 12), обращенное
автором ко всем (?) известным в научном сообществе ученикам Л.С.Выготского
и А.Н.Леонтьева, и более того, обречен оказаться в
обществе «свежевоцерковленных мыслителей, лишь вчера
поменявших партбилет на православный крест» (с. 12) и «попов с проступающими
из-под ряс погонами» (с. 12). И все это всерьез.
К сожалению, в итоге — the last but not the list — приходится констатировать следующее: ратуя за
всеобщее уподобление Л.С.Выготскому, автор статьи ни
в коей мере не уподобляется ему сам. Такого уподобления не происходит ни в
аспекте содержательности изложения автором своего предмета, ни в аспекте
основательности его проработки, ни в аспекте серьезности отношения к нему, ни в
аспекте собственной ответственности в постановке научных проблем. Нищета...